Рабочая программа "Люби и знай свой край"
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с ФГОС ООО. Материал направлен на изучение и расширение знаний истории своего города, сел, поселков. Активизацию познавательной деятельности ребят через посещение музеев, библиотек, встреч с интересными людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._lyubi_i_znay_svoy_kray.docx | 93.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 имени Тасирова Г.Х города Белово»
Люби и знай свой край
Рабочая программа
внеурочной деятельности
для обучающихся 5 классов
направление: духовно-нравственное
Составители:
Атякшева Ирина Владимировна,
учитель истории и обществознания
МБНОУ гимназии № 1 города Белово
Белово
Содержание
Пояснительная записка 3
Содержание учебного курса 11
Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности обучающихся 14
Календарно-тематическое планирование 17
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса 27
Приложение 28
Пояснительная записка
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В настоящее время на первом месте стоит возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой край свою родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую и информационно-познавательную деятельность.
Базовые национальные ценности могут быть систематизированы в определенные группы по источникам нравственности и человечности, т. е. областям общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.
Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, для достижения этой гармонии необходима целенаправленная работа.
Изучение истории страны позволяет привить подросткам любовь к Родине, чувство долга, желание видеть ее цветущей и сильной. Формирует бережное отношение к истории Отечества, к его культурному наследию. История малой Родины, история семьи помогают еще глубже осознать свою причастность к событиям, происходящим в стране, прививают чувство гордости за свои успехи и успехи земляков. В нашей многонациональной стране изучение региональной истории позволяет научить обучающихся бережно относится к обычаям и традициям различных народностей.
Цель курса: создание условий для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению родного края, к самостоятельному приобретению знаний, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Задачи курса:
1. Познакомить обучающихся с историей Кузбасса, основными процессами развития региона.
2. Развивать способность самостоятельно анализировать события прошлого и настоящего, делать вывод и обобщения.
3. Активизировать познавательную деятельность обучающихся через посещение музеев, библиотек, экскурсий, встреч с интересными людьми, исследовательскую деятельность.
4. Формировать систему ценностей и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижений человечества.
5. Воспитывать гуманизм, патриотизм и уважение к культуре народов.
6. Формировать общую картину развития региона на основе работы с устными и письменными источниками, посещением музеев города Белово и Беловского района, библиотек, использование семейного архива.
Программа предполагает реализацию таких форм деятельности, как:
- Тестирование и анкетирование
- Создание презентаций
- Проведение игр: дидактических, деловых, подвижных
- Просмотры художественных и документальных фильмов
- Проведение дискуссий и конференций
- Создание выставок и экспозиций школьного музея
- Научно-исследовательская работа
- Экскурсионные походы и поездки
- Встречи с интересными людьми – литераторы, художники, искусствоведы, экскурсоводы, участники Великой Отечественной войны и локальных конфликтов.
- Посещение историко-краеведческих музеев города
- Работа в библиотеках и интернет-сайтах
- Проведение творческих конкурсов (песни, рисунков, сочинений и т. д. )
Успех реализации программы, ориентированной на изучение моральных ценностей, во многом зависит от семейного воспитания, от его направленности, от духовного мира окружающих близких. Поэтому привлечение родителей к формированию моральных норм является обязательным. Это позволит развитию у обучающихся опыта формального и неформального общения со взрослыми, в ходе совместной организации праздников, поездок, экскурсий.
Сотрудничество предполагает следующее:
- непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с обучающимися;
- развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.
Основным принципом программы является принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся обращаются к содержанию общеобразовательных дисциплин, изучению произведений искусства, информации СМИ, к фольклору, истории Родины и края, к истории и традициям своей семьи.
Общая характеристика учебного курса
Раздел I. Исторические источники.
Цель: Изучение видов исторических источников
Задачи: 1. Познакомить с понятием «исторический источник»
2. Рассмотреть виды исторических источников и их функции в изучении событий, фактов.
Раздел II. Коренные жители.
Цель: Изучение природно-климатических особенностей и этнографии народов.
Задачи: 1. Показать влияние климатических условий на занятия, культуру и быт коренных народов края.
2. Познакомить обучающихся с культурой и бытом, традициями и обычаями на примере малого народа - телеутов.
Раздел III. Кузнецкая земля.
Цель: Исследование значений присоединения Сибири к Московскому государству.
Задачи: 1.Познакомить с историей присоединения Сибири к Московскому государству.
2.Выявить связь между природными богатствами края и дальнейшим экономическим развитием государства.
Раздел IV. Кузнецкий бассейн.
Цель: Формирование знаний об образовании Кемеровской области.
Задачи: 1. Дать представления о Кузбассе как о промышленном центре Сибири.
2. Познакомить с достижениями культуры.
Раздел V. Белово и Беловский район.
Цель: Формирование представлений об образовании города и района.
Задачи: 1. Рассмотреть историю градообразующих предприятий.
2. Исследовать историю своей улицы или дома.
3. Познакомить с экспозицией городского историко-краеведческого музея.
Раздел VI. Боевые страницы истории.
Цель: Изучение боевых страниц города. Содействие духовно-нравственному развитию обучающихся.
Задачи: 1.Формировать представление о войнах, в которых участвовали кузбассовцы, в т.ч. и беловчане.
2. Способствовать формированию нравственного сознания.
Раздел VII. Семья и школа.
Цель: формирование традиционной бытовой семейной культуры, интереса к истории семьи и школы.
Задачи: 1. Формировать представление о семейных ценностях; познакомить обучающихся с культурными традициями семьи.
2. Овладевать знаниями и умениями поисково-исследовательской деятельности школьного музея.
Раздел VIII. Духовная культура и фольклор.
Цель: содействие духовно-нравственному развитию обучающихся.
Задачи: Приобщать детей к истокам культуры родного города через общение с деятелями культуры ( художники, литераторы, искусствоведы).
2. Показать связь времен через культурное наследие, дошедшее в виде народного творчества.
Раздел IX. Люби и знай свой край.
Цель: формирование представлений об экологии родного края, флоре и фауне.
Задачи: Воспитывать бережное, ответственное отношение к природе, эстетическое отношение к миру, экологическую культуру.
При реализации данной программы расширяются знания детей, полученные на уроках истории, обществознания, литературы, географии, изобразительного искусства.
Описание места учебного курса
Программа внеурочной деятельности относится к духовно-нравственному направлению. Ориентирована на обучающихся 5 класса, рассчитана на 34 часа. (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного курса
Личностные результаты:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 4) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; 5) воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 6) осознание ценности человеческой жизни, 7)осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, 8) воспитание любви к школе, городу, народу, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, желание продолжать героические традиции российского народа, 9) понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье, 10) осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода, 11) понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека, 12) формирование интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, туристическим походам, 13) понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве, 14) формирование представлений об искусстве народов России, 15) создание ценностного отношения к прекрасному, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, в быту, труде, общественной жизни.
Метапредметные результаты:
освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: 1) умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных),2) высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; 3) осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера); 4) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 5) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 6) умение выполнять познавательные и практические задачи, в т.ч. с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на использование элементов причинно-следственного анализа; 7) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 8) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; 9) выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;10) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 11) подкрепление изученных положений на конкретных примерах.
Предметными результатами являются:
1) знание отдельных научных понятий:
- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли- культурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
2) умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные термины .
3) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
4) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
5) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
Планируемые результаты курса:
- Определять основные вехи развития Кузбасса.
- Уметь анализировать события и факты на основе письменных источников, делать выводы.
- Выполнять проекты исследовательской деятельности в результате посещения музеев, библиотек, экскурсий, встреч с интересными людьми.
- Определять основные понятия базовых национальных ценностей.
Критерии оценивания результатов:
- Итоговая викторина
- Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)
- Анализ документов
Критерии оценивания | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Деление текста на части с целью составления плана | Выделяет главную мысль текста, умеет устанавливать связь между смысловыми фрагментами | Выделяет главную мысль, но не может разделить текст на смысловые части | Не верно определяет главную мысль текста |
Анализ текста: сравнить и сопоставить, сделать вывод, опираясь на факты | Может сравнивать и подбирать аргументы для подтверждения своей мысли | Сравнивает, но не аргументирует свой выбор | Приводит не более 2 линий сравнения, выводы не делает |
- Проект
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы |
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии;некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно |
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы. | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. |
- Работа с понятиями
Критерии оценивания | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
Содержание учебного курса
Раздел I. Исторические источники
Тема 1. Артефакты
Исторический источник, виды исторического источника. Что можно отнести к вещественным источникам (археологические материалы, памятники архитектуры, изобразительные источники (гравюры, рисунки, картины и т.п.), фотографии, предметы быта, одежда).
Тема 2. Письменные исторические источники
Исторический источник, виды исторического источника. Что можно отнести к письменным источникам (письма, личные дневники, периодическая печать, документы из семейного архива (свидетельства о рождении и браке, наградные листы, трудовые книжки, аттестаты об окончании школы, дипломы об окончании других учебных заведений, расчетные книжки и т.п.). Это неоценимые помощники в воссоздании биографических данных отдельного человека.
Тема 3. Устные источники
Исторический источник, виды исторического источника. Устный источник – это записанные на бумагу, на магнитофонную или видео пленку воспоминания людей о своей жизни, о события прошлого, свидетелями которого они были. Инструкция по проведению интервью.
Раздел II. Коренные жители
Тема 4. Древнейшие жители Кузнецкой земли.
Климат, хозяйственная деятельность и орудия труда древнейших людей, питание, захоронения.
Тема 5. Коренные жители нашего края.
Происхождение телеутских племен, калмаков, сибирских татар, шорцев. Основные занятия. Культурное наследие: песни, обряды традиции. Религия.
Тема 6. Краеведческий музей «Чолкой».
Посещение музея в с. Беково. Изучение экспозиции, посвященной быту, традициям и обычаям телеутов.
Раздел III. Кузнецкая земля
Тема 7. Присоединение Кузнецкой земли к России
Ясак. Кузнецкий острог. Значение присоединения Кузнецкой земли к России.
Тема 8. Богатства Кузнецкой земли
Леса, реки, полезные ископаемые, памятники природы родного края.
Раздел IV. Кузнецкий бассейн
Тема 9. Образование Кемеровской области
1943 год - образована Кемеровская область. В ее состав вошли: Барзаский, Беловский, Гурьевский, Зыряновский, Ижморский, Крапивинский, Кузедеевский, Ленинск-Кузнецкий, Мариинский, Мысковский, Тисульский, Титовский и Яшкинский районы. Города: Анжеро-Судженск, Белово, Кемерово, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Мариинск, Новокузнецк, Осинники, Прокопьевск, Тайга. Послевоенное строительство новых предприятий.
Тема 10. Города Кузбасса
Краткая характеристика городов: Кемерово, Прокопьевск, Новокузнецк, Междуреченск, Мариинск, Белово.
Тема 11. Промышленность нашего края
Промышленные предприятия на территории Кемеровской области: КМК, Запсиб, Кузбассрадио, Беловская ГРЭС, угольная промышленность, Гурьевский металлургический завод Их функционирование.
Тема 12. Культура Кузбасса в начале XX века
Образовательные учреждения, медицинское обслуживание, библиотечное дело в городах Кузбасса.
Тема 13. Культура Кузбасса во II половине XX века
Образование, здравоохранение, культура в послевоенные годы.
Раздел V. Белово и Беловский район.
Тема 14. Заимка Федора Белова
Заимка Федора Белова. Ново-Бачатская копь.
Тема 15. Образование города Белово
Первые улицы, поселок Старо-Белово. Преобразование рабочего поселка в город Белово.
Тема 16. Села и деревни в Беловском районе
Современные названия сел. Описание местоположения села: географическое положение, топонимика окрестностей. Легенды и были о происхождении местных названий. Состав населения.
Тема 17. Вот эта улица, вот этот дом…
История своей улицы, своего дома. Мои соседи – мои друзья. Добрые дела моего двора.
Тема 18. Нас приглашает городской музей
Экскурсия в городской историко-краеведческий музей.
Раздел VI. Боевые страницы истории
Тема 19. Боевые подвиги кузбассовцев
Участие города в годы Великой Отечественной войны. Подвиги во время Великой Отечественной войны кузбассовцев, в том числе беловчан.
Тема 20. Памяти павших во имя живых
Сообщения о воинах – интернационалистах, участниках локальных войн в Чечне.
Тема 21. Памятники нашего города
Экскурсия по городу к памятникам, посвященным участникам боевых действий. Возложение цветов.
Тема 22. «Мы будем помнить эти имена»
Экскурсия в музей «Боевой Славы» во Дворце творчества детей и молодежи
Тема 23. Встреча с интересным человеком
Судьба человека, выставка фотографий и рисунков тех мест, связанных с воспоминаниями этого человека. Предварительное интервьюирование, подготовка оформления места встречи.
Раздел VII. Семья и школа
Тема 24. История моей семьи
Рождение семьи. Родственники. Профессиональные традиции. Династия. Бабушкина шкатулка (реликвии семьи). Генеалогия семьи и личности.
Тема 25. Я горжусь своими дедушкой и бабушкой
Семейный архив: фотоальбомы, дневники, письма. Карта мест, где бывали бабушка и дедушка, символы семьи.
Тема 26. История моей школы
История здания школы, историческая судьба: переименование, традиции, выпускники школы.
Тема 27. Учителя нашей школы
Подготовка выставки об учителях школы. Пресс – конференция с действующими учителями.
Тема 28. Музейная экспозиция в школе
Сбор информации к выставке старинных предметов: где обнаружили, примерное время их изготовления, для чего были предназначены. Выставка старинных предметов быта и орудий труда.
Раздел VIII. Культура элитарная и народная
Тема 29. Художники моего города
Посещение выставки «Вернисаж». Образ города в рисунках детей.
Тема 30. Образ города в художественной литературе
Посещение детской библиотеки. Знакомство с Кузбасскими поэтами и писателями.
Тема 31. Народные игры и забавы.
Тематический вечер. Сложными путями шло становление народно – певческой культуры Сибири. Сибирская фольклорная традиция – явление многослойное. Здесь соединились разные культурные традиции коренного населения и славянских переселенцев.
Раздел IX. Люби и знай свой край
Тема 32. Экологическая тропа
Логические задачи, викторина, загадки, творческие задания.
Тема 33. Мой любимый уголок нашего города
Фотовыставки, видеоролики, рисунки, сочинения обучающихся о любимом уголке города.
Тема 34. «Знаешь ли ты свой край?»
Итоговая викторина по родному краю
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Название тем и уроков | Кол-во часов | Основные виды образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Раздел I. Исторические источники – 3 ч. | ||
Тема 1. Артефакты | 1 | Подвести к пониманию термина «исторический источник». Рассмотреть виды исторических источников, опираясь на знания по истории. Уметь характеризовать и подтверждать примерами. Выделять в документах ценную информацию для воссоздания биографических данных человека. Формировать умения задавать вопросы с целью получения информации от конкретного человека по определённой тематике. |
Тема 2. Письменные исторические источники | 1 | |
Тема 3. Устные источники | 1 | |
Раздел II. Коренные жители – 3 ч. | ||
Тема 4. Древнейшие жители Кузнецкой земли | 1 | Рассмотреть природно-климатические условия Сибири в 14 – 15 века. С помощью географической картой рассмотреть места расселения разных племен, выяснить почему люди располагали свои жилища по берегам рек, как влияют природные условия на занятия людей, их культуру и быт. Привести общие и отличительные черты коренных жителей края. |
Тема 5. Коренные жители нашего города и района | 1 | |
Тема 6. Краеведческий музей «Чолкой» | 1 | Показать на конкретном примере жизни телеутов культуру, быт, традиции, обычаи, легенды национальную одежду этого народа. |
Раздел III. Кузнецкая земля – 2 ч. | ||
Тема 7. Присоединение Кузнецкой земли к России | 1 | Рассмотреть понятия « ясак», «острог», «недра земли», «памятники природы». Организовать дискуссию по проблемному вопросу: «С какой целью Московскому государству нужно было присоединить Сибирь?» Выяснить, как государство защищало свои границы. Беседа с обучающимися по вопросам: «Как открытие каменного угля и металлических руд повлияло на экономическое развитие Кузнецкой земли», «Кто они - первооткрыватели?» Подготовить сообщения о Михайле Волкове, Акинфии Демидове, Петре Александровиче Чихачеве, Григории Ефимовиче Щуровском. |
Тема 8. Богатства Кузнецкой земли | 1 | |
Раздел IV. Кузнецкий бассейн – 5 ч. | ||
Тема 9. Образование Кемеровской области | 1 | Познакомить с историей образования Кемеровской области, городов – работа в группах с проектами «Северные города Кузбасса», «Южные города Кузбасса», «Города центральной части Кузбасса». Рассмотреть развитие промышленности в годы Великой Отечественной войны в Кузбассе и в нашем городе.Подготовить сообщения и проекты о КМК, Запсибе, Кузбассрадио, Беловской ГРЭС, Гурьевском металлургическом заводе. Подготовить презентацию по группам: «Культурные учреждения города», «Культура Кузбасса в I половине XX века. Образовательные учреждения, медицинское обслуживание, библиотечное дело в городах Кузбасса», «Культура Кузбасса во II половине XX века. Образование, здравоохранение, культура в послевоенные годы». |
Тема 10. Города Кузбасса | 1 | |
Тема 11. Промышленность нашего края | 1 | |
Тема 12. Культура Кузбасса в I половине XX века | 1 | |
Тема 13. Культура Кузбасса во II половине XX века | 1 | |
Раздел V. Белово и Беловский район – 5 ч. | ||
Тема 14. Заимка Федора Белова | 1 | Формирование понятий «заимка», «город», «село». Познакомить с историей образования города. Рассмотреть местоположения сел Беловского района, географическое положение, топонимику окрестностей. Легенды и были о происхождении местных названий. Формировать интерес к истории своей улицы, к своим соседям. |
Тема 15. Образование города Белово | 1 | |
Тема 16. Села и деревни в Беловском районе | 1 | |
Тема 17. Вот эта улица, вот этот дом… | 1 | |
Тема 18. Нас приглашает городской музей | 1 | Формирование понятий: «музей», «витражи», «экспозиция», «экспонат». Рассмотреть экспозицию городского музея. |
Раздел VI. Боевые страницы истории – 5 ч. | ||
Тема 19. Боевые подвиги кузбассовцев | 1 | Формирование понятий «герой», «подвиг», «воин», «воинская честь». Познакомить с обучающихся подвигами кузбассовцев, участвовавших в боях с фашистскими захватчиками, а также участниками локальных войн в Афганистане и Чеченской республике. Проследить боевой путь кузбасских дивизий. Подготовить сообщения: «Подвиги, о которых знает знает вся страна: Зинаида Туснолобова, Вера Волошина, Н. И. Масалов, И.Р. Васильев». Посещение музея «Боевой славы» во Дворце творчества. Подготовить экскурсию к памятникам города, |
Тема 20. Памяти павших во имя живых | 1 | |
Тема 21. Памятники нашего города | 1 | |
Тема 22. «Мы будем помнить эти имена» | 1 | |
Тема 23. Встреча с интересным человеком | 1 | Встреча с участником локальных конфликтов. Подготовить встречу: выставка фотографий и рисунков тех мест, связанных с воспоминаниями этого человека. Предварительное интервьюирование.. |
Раздел VII. Семья и школа – 5 ч. | ||
Тема 24. История моей семьи | 1 | Формировать интерес к истории рода, семьи. Построение генеалогического древа. Подготовить сообщение об одном члене семьи. |
Тема 25. Я горжусь своими дедушкой и бабушкой | 1 | |
Тема 26. История моей школы | 1 | Формировать интерес к истории школы, к учителям. Подготовить проекты (индивидуальные или групповые) «Мой любимый учитель», «Учителя, которыми гордится школа», «Наши выпускники – медалисты». Подготовить и провести пресс-конференцию с учителями, работающими в 5 классах. |
Тема 27. Учителя нашей школы | 1 | |
Тема 28. Музейная экспозиция в школе | 1 | Подготовить школьную экспозицию: сбор информации к выставке старинных предметов: где обнаружили, примерное время их изготовления, для чего были предназначены. Выставка старинных предметов быта и орудий труда. |
Раздел VIII. Культура элитарная и народная – 3 ч. | ||
Тема 29. Художники моего города | 1 | Посещение выставки – вернисаж, Центральной детской библиотеки. Формирование культуры поведения в учреждениях культуры. |
Тема 30. Образ города в художественной литературе | 1 | |
Тема 31. Народные игры и забавы | 1 | Совместно с учителем литературы, музыки, истории и инициативной группы обучающихся провести тематический вечер «Народные игры и забавы нашего края». |
Раздел IX. Люби и знай свой край – 3 ч. | ||
Тема 32. Экологическая тропа | 1 | Туристический поход совместно с туристическим кружком Дворца творчества: решение логических задач, творческих заданий. Фотовыставки, видеоролики, рисунки, сочинения обучающихся о любимом уголке города. |
Тема 33. Мой любимый уголок нашего города | 1 | |
Тема 34. «Знаешь ли ты свой край?» | 1 | Участвовать в итоговой викторине по родному краю |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема. | Кол-во часов | Характеристика УУД |
Раздел I. Исторические источники | ||||
1 | Артефакты | 1 | Личностные: формирование целостного взгляда на мир. Регулятивные: Выдвигать версии; работать по плану. Познавательные: Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач. Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. | |
2 | Устные источники | Личностные УУД: Осознавать многообразия взглядов на мир, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. Регулятивные УУД: работать по предложенному плану, используя необходимые средства. Познавательные УДД: устанавливать причинно – следственные связи на простом и сложном уровне. Коммуникативные: высказывать суждения на основе сравнения конструктивных особенностей объектов. | ||
3 | Устные источники | Личностные УУД: вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. Регулятивные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные УУД: умения находить нужную социальную информацию в различных источниках. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
Раздел II. Коренные жители | ||||
4. | Древнейшие жители Кузнецкой земли | Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Регулятивные: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных). Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | ||
5 | Коренные жители нашего края | Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Регулятивные: поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа. Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | ||
6 | Краеведческий музей «Чолкой» | Личностные: формирование представлений об искусстве народов России, уважительного отношения к иной культуре и традициям. Регулятивные: исследование несложных реальных связей и зависимостей. Познавательные: умение структурировать знания; исследование несложных реальных связей и зависимостей. Коммуникативные: подкрепление изученных положений на конкретных примерах. | ||
Раздел III. Кузнецкая земля | ||||
7 | Присоединение Кузнецкой земли к России | Личностные: действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | ||
8 | Богатства Кузнецкой земли | Личностные: понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве. Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | ||
Раздел IV. Кузнецкий бассейн | ||||
9 | Образование Кемеровской области | Личностные: воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | ||
10 | Города Кузбасса | Личностные: понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве, Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: определение сущностных характеристик изучаемого объекта, подкрепление изученных положений на конкретных примерах. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | ||
11 | Промышленность нашего края | Личностные: готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | ||
12 | Культура Кемеровской области 1943 - 1991 | Личностные: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; Регулятивные: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных). Познавательные: поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа, подкрепление изученных положений на конкретных примерах. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | ||
13 | Культура Кемеровской области 1991 - 2012 | Личностные: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; Регулятивные: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных). Познавательные: поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа, подкрепление изученных положений на конкретных примерах. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | ||
Раздел V. Белово и Беловский район | ||||
14 | Заимка Федора Белова | Личностные: воспитание любви к школе, городу, народу, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, желание продолжать героические традиции российского народа, Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: умение выполнять познавательные и практические задачи, в т.ч. с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на использование элементов причинно-следственного анализа; Коммуникативные: высказывать суждения на основе сравнения конструктивных особенностей объектов. | ||
15 | Образование города Белово | Личностные: воспитание любви к школе, городу, народу, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, желание продолжать героические традиции российского народа. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
16 | Села и деревни в Беловском районе | Личностные: воспитание любви к школе, городу, народу, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, желание продолжать героические традиции российского народа, Регулятивные: осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). Познавательные: умение выполнять познавательные и практические задачи, в т.ч. с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на использование элементов причинно-следственного анализа. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | ||
17 | Вот эта улица, вот этот дом… | Личностные: осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные термины. Коммуникативные: высказывать суждения на основе сравнения конструктивных особенностей объектов. | ||
18 | Нас приглашает городской музей | Личностные: воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона. Познавательные: знакомство с научными понятиями, знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | ||
Раздел VI. Боевые страницы истории | ||||
19 | Боевые подвиги кузбассовцев | Личностные: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов, поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | ||
20 | Памяти павших во имя живых | Личностные: осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода. Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: извлечение не обходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | ||
21 | Памятники боевой славы | Личностные: осознание ценности человеческой жизни, осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; Коммуникативные: высказывать суждения на основе сравнения конструктивных особенностей объектов. | ||
22 | «Мы будем помнить эти имена» | Личностные: осознание ценности человеческой жизни, становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Регулятивные: высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности. Познавательные: поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа, подкрепление изученных положений на конкретных примерах Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | ||
23 | Встреча с интересным человеком | Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции в современном обществе. Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов с истории. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству с учениками в коллективной работе, освоение межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. | ||
Раздел VII. Семья и школа | ||||
24 | История моей семьи | Личностные: понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье, осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | ||
25 | Я горжусь своими дедушкой и бабушкой | Личностные: понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье, осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
26 | История моей школы | Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, группы. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: умение выполнять познавательные и практические задачи, в т.ч. с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на использование элементов причинно-следственного анализа. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | ||
27 | Учителя нашей школы | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, воспитание любви к школе, городу. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | ||
28 | Музейная экспозиция в школе | Личностные: осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Регулятивные: способность сознательно организовывать свою учебную общественную деятельность. Познавательные: Коммуникативные: готовность к сотрудничеству в коллективной работе. | ||
Раздел VIII. Художественная культура | ||||
29 | Художники моего города | Личностные: формирование представлений об искусстве народов России. Регулятивные: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное восполнение недостающих компонентов; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | ||
30 | Образ города в художественной литературе | Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона. Познавательные: приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | ||
31 | Народные игры и забавы | Личностные: действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу. | ||
Раздел IX. Красоты родной земли | ||||
32 | Экологическая тропа | Личностные: оценивать значимость для личности эколога – культурного опыта коренных народов своего региона. Регулятивные: представлять экологическую познавательную модель в виде последовательности аналитических действий. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу. | ||
33 | Мой любимый уголок нашего города | Личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение прав и свобод человека. Регулятивные: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. Познавательные: создание ценностного отношения к прекрасному, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, в быту, труде, общественной жизни. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу. | ||
34 | «Знаешь ли ты свой край?» | Личностные: осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, воспитание любви к школе, городу. Регулятивные: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. Познавательные: способность применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
| |
1 | Белово / Под ред. В.П. Щелканова. Белово, 2000. |
2 | Всекузбасская книга памяти. Т.16. / под ред.З.П. Верховцевой. - Кемерово, 2005 |
3 | История Кузбасса/ отв. ред. Н.П. Шуранов.- Кемерово: «Скиф», «Кузбасс».- 2006 |
4 | Коровин, В.Т. История Беловского района: События, факты, люди (1920-2000)/ В.Т. Коровин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005 |
5 | Памяти павших во имя живых. Сборник очерков о погибших беловчанах. / автор – составитель Т.П. Попкова Белово, 2003 |
6 | Подвиг на все времена / под ред. Лезиной Л.В. Белово, 2005 |
7 | Соловьев, Л.И. Краеведческие игры/ Л.И. Соловьев. – Кемерово: КРИПК и ПРО.- 2004 |
8 | Тулеев, А.Г. Кузбасс. Сибирь. Россия./ А.Г. Тулеев. – Кемерово: Кузбассвузиздат. – 2002 |
9 | Шуранов, Н.П Кузбасс в годы Великой Отечественной войны/ Н.П. Шуранов. – Кемерово, 2000 |
10 | Шуранов, Н.П. Кузбасс: все для фронта/ Н.П. Шуранов. – Кемерово, 2005 |
| |
2.1 | Государственная символика Кемеровской области// http://qps.ru/zbEk8 |
2.2 | Карта Кузбасса. Онлайн// http://qps.ru/QsWT0 |
2.3 | Кузбасс - геграфическая энциклопедия// http://enc-dic.com/enc_geo/Kuzbass-6562.html |
2.4 | Кузнецкий угольный бассейн// http://qps.ru/FYzwT |
2.5 | Культурный потенциал Кузбасса//http://www.kp.ru/daily/24266/462360/ |
| |
3.1 | Мультимедийный комплекс (проектор + ноутбук + экран) |
Приложение
Диагностика
- диагностика уровня воспитанности (Н.П. Капустина);
- диагностика изучения представлений учащихся о нравственных качествах( Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович)
- диагностика эмоционального компонента нравственного развития
(Н. Е. Богуславская «Незаконченные предложения»)
- Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)
- тест «Ты гражданином быть обязан»
- тест «Патриотизм. Как я его понимаю»
Сводная таблица результатов диагностического исследования уровня духовно – нравственного развития личности обучающихся_______________ класса
№ п\п |
Ф. И обучаю- щегося | Направления воспитания | Итого- вый балл | Уро- вень раз- вития | ||||
Гражданско-патриотичес-кое | Нравственно- этическое | Эколо- гическое | Художе- ственно- эстетическое | Трудовое | ||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 |
Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности. Результаты исследований, полученных с помощью данных методик, фиксируются в сводной таблице оценки качеств личности обучающихся. Данные, полученные в результате исследований, могут использоваться педагогом при планировании дальнейшей работы.
Таким образом, систематическая работа по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств обучающихся и применение диагностических методик позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.
А. Диагностика уровня воспитанности
(методика Н.П. Капустина, модифицированный вариант)
Б. Диагностика изучения представлений учащихся о нравственных качествах(методика Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович)
Метод «Беседа»
Вопросы для беседы:
-Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
-Кого можно назвать добрым (злым?) Почему?
-Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
-Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
-Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной системе.
В. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития
(Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложение несколькими словами.
- Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…
- Если кто-то надо мной смеется, то я…
- Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
- Когда меня постоянно перебивают, то я…
- Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
- Когда в моем присутствии обижают человека, то…
Обработка результатов по 3-х бальной системе
Г. Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся
(Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)
1.В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?
а) белая, синяя, красная;
б) красная, белая, синяя;
в) синяя, белая, красная.
2. Гимн – это…
а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;
б) торжественная песня для коллективного прослушивания;
в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.
3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …
а) золотой двуглавый орел;
б) Святой Георгий Победоносец;
в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.
4. Родина – это…
а) место, где человек живет сейчас;
б) место, где человек родился и провел свое детство;
в) Отечество, родная сторона.
5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …
а) общественное и государственное устройство;
б) основные права и обязанности граждан;
в) права граждан.
Д. Тест «Ты гражданином быть обязан»
Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.
Ход эксперимента: воспитанникам предлагается список слов: патриотизм, трудолюбие, требовательность, самообладание, выдержка, творческое отношение к труду, самокритичность, идейная убежденность, принципиальность, справедливость, настойчивость, совесть, честь, мужество, интернационализм, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, радушие, сдержанность, политическая грамотность, сострадательность, терпеливость, упорство, увлеченность, энтузиазм. Необходимо записать все эти слова в три колонки:
– самые значимые для тебя слова, характеризующие его гражданскую направленность;
– слова, которые присущи тебе;
- слова, не значимые для тебя.
Обработка данных: слова из 1-й колонки оцениваются в 5 баллов, из 2-й – в 4 балла, из 3-й – 3 балла.
Анализ полученных данных позволяет установить и проанализировать причины того или иного расположения качеств данным учеником и классом в целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, характерных и нехарактерных для гражданской зрелости.
Е. Тест «Патриотизм. Как я его понимаю»
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношение к нему со стороны обучающихся
Ход эксперимента: предлагается написать сочинение на тему: «Патриотизм и как я его понимаю».
Обработка данных: ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:
– любовь к Родине;
– осознание трудностей, недостатков в обществе;
– готовность к самоотдаче;
– патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов;
– чувство национальной гордости;
– отсутствие национализма и космополитизма;
– интернациональный характер русского патриотизма.
Каждый из перечисленных показателей может быть оценен в 1,2,3 или 4 балла в соответствии со шкалой.
1 балл – низкий уровень, непонимание сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое, индифферентное, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
3 балла – правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое.
4 балла – высокий уровень, полное понимание сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое внеклассное мероприятие "Люби и знай свой край" (Научно-практическая конференция) (6-7 классы)
Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина –...
рабочая программа по элективному курсу Люби и знай свой край"
Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических, социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины", своего края, мест...
Элективный курс по географии "Люби и знай свой край"
Школьное краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических и социально-экономических условий родного края. Таким образом, выстраивается целостная картина "Малой Родины, своего края, мест...
Презентация к интеллектуальной игре "Люби и знай свой край"
Игра «Люби и знай свой край» разработана для учащихся среднего звена, и направлена на углубление знаний обучающихся, формирование интереса к изучению родного края, через исполь...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ"
Данное мерпиятие разработано для учащихся среднего звена...
Программа курса по выбору для учащихся 9 классов «Знай свой край» (краеведение)
В работе представлена программа курса по выбору для учащихся 9 классов «Знай свой край» (краеведение) в соответствии с концепцией предпрофильного обучения в 9 классах. Поскольку учебный предмет «...
Образовательная программа дополнительног8о образования детей "Люби и знай свой край"
Программа переработана в 2012 году с учетом внедрения ФГОС в образовательный процесс и предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях города Балашова, о богатстве расти...