Образовательная программа кружка "Стильные мелочи из бисера"
учебно-методический материал по теме
Программа составлена для обучающихся 8-10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_po_biseropleteiyu.doc | 232.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №497
НЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Стильные мелочи из бисера»
Возраст обучающихся: 8 – 10 лет
Срок реализации: 2 года
Программа составлена
педагогом дополнительного образования
Корх Л.В.
Санкт-Петербург
2013
Пояснительная записка
Программа «Стильные мелочи из бисера» имеет художественно-эстетическую направленность, по уровню освоения – общекультурную.
Программа адресована всем тем, кто собирается попробовать свои силы в прекрасном виде рукоделия – бисероплетение. Рукоделие всегда и у всех народов было в большом почете.
Бисероплетение , как один из видов декоративно-прикладного искусства является увлекательным занятием, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Бисероплетение очень древнее и вечно юное искусство.
Обычно под термином «Стильные мелочи из бисера» понимают все виды ручного плетения. Простота исполнения, оригинальная форма изделий, интересна и привлекательна для начинающих. Работа с бисером, стеклярусом, пайетками доставляют удовольствие.
Бисероплетение отражало жизнь конкретного народа, украшало одежду, жилище и быт. Искусство бисероплетения имеет многовековую историю. Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило большое развитие и стало одним из любимейших занятий рукодельниц. Бисероплетение можно назвать ювелирной работой. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея плести из бисера. Изделия, сплетенные из разных видов бисера, восхищают своей красотой и изяществом. Они могут быть различными: ожерелья, браслеты, броши, серьги для взрослых и детей, чехлы для телефонов, кошельки и сумочки, а также отделка изделий, сшитых из ткани.
Научиться бисероплетению несложно. Это и привлекает девочек заниматься этим увлекательным видом декоративно-прикладного искусства. Важно заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в оформлении вашего интерьера, будут стильным дополнением к любому костюму. Такое обучение делает занятия серьезными, практически значимыми, необходимыми.
Подбор бисера, стекляруса, пайеток, выбор вида плетения, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно развивает творческие способности, художественный вкус, приучает к аккуратности, усидчивости, терпению, вниманию. Занятия по бисероплетению, изучение особенностей традиций техники плетения из бисера, знакомство с секретами этого мастерства помогут многим учащимся открыть новые пути в жизни, в их дальнейшей профориентации, а творческий потенциал их поможет возрождению искусства бисероплетения.
Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.
Обучение детей по программе, «Стильные мелочи из бисера», способствует их формированию эстетического вкуса, развитию трудовых умений и навыков, то есть осуществляет психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к истории создания народного ремесла и традициям народного промысла – бисероплетения. Через овладение народного промысла – бисероплетение, учащиеся изучают историю своего народа, особенности народного костюма, красоту старинных украшений. Работа по программе способствует формированию у детей новых знаний, умений и навыков в изготовлении современных украшений из бисера. Они учатся самостоятельно изготавливать и художественно оформлять различные изделия.
Актуальность данной образовательной программы заключается в том, что одновременно с обучением практическим навыкам владения бисером , изучаются народные традиции и культура жизни родного края, что непосредственным образом связано с формированием гармонично развитой личности, воспитывает чувство гордости за свою Родину. Педагогическая необходимость программы заключается в повышении мотивации учащихся к изучению и освоению старинных промыслов, познанию окружающего мира через традиционные виды искусства. Искусство бисероплетения начинается с изучения различных видов и приемов работы с бисером. Чтобы научиться выполнять сложные изделия, необходимо сначала освоить простые навыки.
Образовательная программа «Стильные мелочи из бисера» составлена с учетом требований современной педагогики, адаптирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересами учащихся-подростков с учетом современной жизни.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психологических, педагогических, физических особенностей детей. Работа с учащимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.
Цель программы
Целью программы является создание условий для творческой самореализации личности ребенка через развитие трудовых умений и навыков средствами рукоделия.
Задачи программы
Обучающие:
- познакомить учащихся с историей развития искусства бисероплетения;
- научить правильно, выбирать и применять основные технологические приемы в работе;
- формировать знания по основам композиции, цветоведения;
Развивающие:
- пробудить и развивать творческие способности, эстетический вкус, аккуратность, дисциплинированность;
- научить планировать этапы своей работы, корректировать их;
Воспитательные:
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
- научить бережно и уважительно относиться к народным традициям; наследию наших бабушек и прабабушек;
- воспитывать способность учащихся к индивидуальной и коллективной форме работы;
- научить бережному отношению к материалам и инструменту;
- научить оценивать свои изделия и изделия других.
- воспитать терпение на трудном пути постижения мастерства.
Возраст детей
.
В группы набираются дети, не имеющие медицинские противопоказания. Программа «Стильные мелочи из бисера» рассчитана на детей 8-10 лет и подразделяется на два уровня освоения: первый, второй годы обучения. Они взаимосвязаны между собой, и каждый последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний.
Срок реализации
Наполняемость группы, человек | Занятий в неделю | Продолжительность занятия (час) | Всего в неделю (час.) | Всего в год (час.) | |
1 год обучения | 15 | 1 | 2 | 2 | 72 |
2 год обучения | 12 | 1 | 2 | 2 | 72 |
Формы организации занятий
Основой учебного процесса является сочетание групповой и индивидуально – групповой формы обучения.
Занятия по программе « Стильные мелочи из бисера » проходят в виде практической работы, бесед, творческих встреч, экскурсий, консультаций, и т.п.
При работе по данной программе желательно посетить тематические выставки и экскурсии: «Народные костюмы» - Этнографический музей, регулярные выставки декоративно-прикладного творчества в «Манеже», выставочных залах и выставки в дома творчества юных.
Особое внимание уделяется практическим занятиям. Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие навыков и умений. Форму проведения занятия в зависимости от темы и цели занятия выбирает и устанавливает педагог.
Шефство старших над младшими, сотрудничество педагогов и учащихся дает отличные результаты трудовой деятельности.
Контроль результатов обучения
Важнейшим элементом работы по данной программе является отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого учащегося. Результаты контроля являются основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.
Текущий контроль позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала. Итоговый контроль – определение степени достижения результатов обучения.
Основные критерии оценки выполненных работ:
− Оригинальность идеи;
− Соответствие работы возрасту ребенка;
− Исполнительское мастерство.
Оценка практической деятельности учащихся должна быть конкретна и понятна им, отражать реальный уровень их подготовки. Главное, чтобы у обучающихся формировалась адекватная оценка собственных достижений, базирующихся на стремлении к дальнейшему совершенствованию.
Результат работы по программе – готовое изделие, анализ результатов участия детей в мероприятия, анализ приобретенных навыков общения, открытые и итоговые занятия.
Форма итогового контроля – беседа, опрос, наблюдение, участие в выставках (школьных, районных, городских), в олимпиадах по технологии. Выдача грамот, дипломов, создание альбома лучших работ.
Ожидаемый результат
В результате работы по программе «Стильные мелочи из бисера» учащиеся
узнают:
- Историю развития этого вида рукоделия
- Материалы, приспособления и инструменты для бисероплетения
- Различные техники и приемы плетения изделий из бисера
- Правила безопасности труда, требования к организации рабочего места.
научатся:
- Делать зарисовки схем, читать простейшие схемы, выполнять образцы изделий
- Самостоятельно разрабатывать композиции для выполненных изделий
- Владеть инструментами и технологией изготовления изделий на основе проволоки и ниток
- Организовать рабочее место, соблюдать правила безопасности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
первый год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
1 | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | |
2 | Техника плоского плетения. «Морской мир» - миниатюра. Плетение изделия «Рыбка», «Тритон», «Водоросли». | 10 | 2 | 8 |
3 | Прямое объемное плетение. «Цветочная поляна» - миниатюра. «Незабудки», «Бабочки», «Стрекоза», «Цветы». | 12 | 3 | 9 |
4 | Техника кругового объемного плетения. « Дед мороз », «Снеговик» - елочные игрушки, брелки. | 12 | 3 | 9 |
5 | Техника «жгут». Сувенирные ручки. | 6 | 1 | 5 |
6 | Техника петельного плетения . «Букет цветов». | 8 | 1 | 7 |
7 | Техника плетения одной иглой. Оплетение пасхального яйца. | 10 | 1 | 9 |
8 | Техника объемного плетения на леске. Плетение животных. | 6 | 1 | 5 |
9 | Подготовка к выставке. | 2 | 2 | |
10 | Экскурсия по выставке. | 2 | 2 | |
11 | Заключительное занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 72 | 17 | 55 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
первый год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
1 | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | |
2 | «Морской мир»-миниатюра. Плетение изделия «Рыбка» | 2 | 1 | 1 |
3 | «Морской мир»-миниатюра. Плетение изделия «Вуалехвост» | 2 | 2 | |
4 | «Морской мир»-миниатюра. Плетение изделия «Тритон» | 2 | 2 | |
5 | «Морской мир»-миниатюра. Плетение изделия «Водоросли» | 2 | 2 | |
6 | «Морской мир»-составление композиции и сборка миниатюры. | 2 | 1 | 1 |
7 | Плетение изделия «Букетик незабудок». | 2 | 1 | 1 |
8 | «Цветочная поляна»-миниатюра. Плетение изделия «Бабочка». | 2 | 1 | 1 |
9 | «Цветочная поляна»-миниатюра Плетение изделия «Стрекоза». | 2 | 2 | |
10 | «Цветочная поляна»-миниатюра. Плетение изделия «Цветок». | 2 | 2 | |
11 | «Цветочная поляна»-миниатюра. Плетение изделия «Цветок». | 2 | 2 | |
12 | «Цветочная поляна»-составление композиции и сборка миниатюры. | 2 | 1 | 2 |
13 | Объемное плетение. Изделие «Снеговик» | 2 | 1 | 1 |
14 | Объемное плетение. Изделие «Снеговик» | 2 | 2 | |
15 | Объемное плетение. Изделие «Дед мороз» | 2 | 1 | 1 |
16 | Объемное плетение. Изделие «Дед мороз» | 2 | 2 | |
17 | Изготовление сувенирного брелка. | 2 | 1 | 1 |
18 | Изготовление сувенирного брелка. | 2 | 2 | |
19 | Оплетение сувенирной ручки. | 2 | 1 | 1 |
20 | Оплетение сувенирной ручки. | 2 | 2 | |
21 | Оплетение сувенирной ручки. | 2 | 2 | |
22 | Изготовление цветка «Ромашка» | 2 | 2 | |
23 | Изготовление цветка «Нарцисс». | 2 | 2 | |
24 | Изготовление цветка «Василек» | 2 | 2 | |
25 | Составление композиции. | 2 | 1 | 1 |
26 | Оплетение пасхального яйца. Плетение одной иглой. | 2 | 1 | 1 |
27 | Оплетение пасхального яйца. Плетение одной иглой. | 2 | 2 | |
28 | Оплетение пасхального яйца. Плетение одной иглой. | 2 | 2 | |
29 | Оплетение пасхального яйца. Плетение одной иглой. | 2 | 2 | |
30 | Оплетение пасхального яйца. Плетение одной иглой. | 2 | 2 | |
31 | Объемное плетение. Изготовление «Собачки» | 2 | 1 | 2 |
32 | Объемное плетение. Изготовление «Собачки». | 2 | 2 | |
33 | Объемное плетение. Изготовление «Собачки». | 2 | 2 | |
34 | Подготовка к выставке. | 2 | 2 | |
35 | Посещение выставки. Экскурсия. | 2 | 2 | |
36 | Заключительное занятие. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 72 | 17 | 55 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Стильные мелочи из бисера
Тема 1. «Вводное занятие»
Теория: знакомство с разделом программы, планом работы. Сведения об истории бисероплетения. Инструменты и материалы для работы. Свойства и выбор материала. Организация рабочего места. Безопасные приемы труда при работе.
Тема 2. Техника плоского плетения. « Морской мир» - миниатюра. Плетение изделия «Рыбка», «Тритон», «Водоросли», Вуалехвост».
Теория: основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления рыбки: параллельное, петельное, плетение. Техника выполнения хвоста, плавников. Демонстрация DVD Аквариумные рыбки.
Практическая работа: зарисовка схем, выполнение отдельных элементов, сборка рыбок.
. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции.
Тема 3. Техника прямого объемного плетения. «Цветочная поляна» - миниатюра. «Незабудки», «Бабочки», «Стрекоза», «Цветы».
Теория: основы цветоведения . Цветовой круг. Демонстрация DVD Бабочки мира.DVD-презентация Цветок к цветку. Основные приемы техники объемного плетения.
Практическая работа: выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов .Зарисовка схем. . Составление композиции. обтягивание картона тканью, прикрепление элементов композиции к основе. Оформление работы.
Прикрепление элементов композиции. Сборка изделия.
Тема4. Техника кругового объемного плетения. « Дед мороз », «Снеговик» - елочные игрушки, брелки.
Теория: Техника кругового объемного плетения. « Дед мороз », «Снеговик» - елочные игрушки, брелки. Условные обозначения , схемы. Цветовое решение. Изготовление изделия. основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок.
Практическая работа: Зарисовка схем , подбор материала , выполнение изделия.
Тема 5. Техника «жгут». Сувенирные ручки.
Теория: Что такое орнамент? Цветоведение: основные контрастные цвета. Техника плетения «Мозаика». Условные обозначения.
Практическая работа: выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Зарисовка схем. Подбор материала. Цветовое решение изделия. Изготовление изделия, приемы закрепления изделия.
Тема 6. Техника петельного плетения . «Букет цветов».
Теория: : схемы плетения цветов: «Фиалка», «Ромашка», «Нарцисс», «Василек». Способы соединения лепестков и отделки стебля. Законы составления композиции из цветов .
Практическая работа: зарисовка схемы, изготовление образца. Изготовление изделия и его сборка. Оформление работы.
Тема 7. Техника плетения одной иглой. Оплетение пасхального яйца.
Теория: история пасхального яйца. Цветоведение: теплые и холодные цвета. Техника плетения одной иглой.
Практическая работа: выполнение эскиза, подбор цветовой гаммы. Сборка изделия.
Тема 8. Техника объемного плетения на леске. Плетение животных.
Теория: основы цветоведения. Цветовой круг. цветовое решение. Зарисовка схем плетения изделия «Собачка». Приемы плетения .
Практическая работа: зарисовка схемы, цветовой подбор бисера, изготовление изделия.
Тема 9. Подготовка к выставке.
Теория: Анализ выполнения программы.
Практическая работа: Подготовка работ к выставке. Отбор наиболее удачных, по мнению учащихся и учителя работ.
Тема 10. Экскурсия по выставке.
Посещение выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Экскурсии в музеи, выставочные залы. Проведение занятий в залах краеведческих музеев. Встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества.
Тема 11. Заключительное занятие.
Теория: Самооценка учащихся.Анкетирование.
Практическая работа: Выбор лучших работ. Награждение победителей.
Ожидаемые результаты
В результате первого года занятий по программе учащиеся должны:
- знать и соблюдать инструкцию по технике безопасности;
- уметь организовать рабочее место;
- знать терминологию, используемую при обучении;
- знать краткие исторические сведения о возникновении и развитии
бисероплетения;
- знать и уметь подбирать инструмент и материал для данного вида рукоделия и
выполнения изделия;
- самостоятельно выбрать вид изделия;
- иметь понятия о цветовом круге, гармонии в цвете;
- уметь планировать этапы своей работы и корректировать их;
- уметь читать схемы и выполнить образцы по схемам
- знать критерии качества и оценки готового изделия;
- уметь соединять изделие с фурнитурой;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Второй год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
1 | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | |
2 | Техника плетения «крестик». Изготовление колье. | 6 | 1 | 5 |
3 | Техника плетения «фонарик». Изготовление колье. | 10 | 1 | 9 |
4 | Техника кругового плетения. .брошка «Еловая веточка», «Колокольчик», «Кобра». | 16 | 3 | 13 |
5 | Техника плетения «змейка» одной иглой. Изготовление браслета. | 4 | 1 | 3 |
6 | Работа с пайетками. Праздничные шары. | 4 | 1 | 3 |
7 | Техника кругового плетения. Сувенир «Ангел». | 2 | 1 | 1 |
8 | Техника оплетения камней Изготовление кабашенов. | 6 | 1 | 5 |
9 | Техника ажурного плетения. Оплетение пасхального яйца | 12 | 1 | 11 |
10 | Техника плетения в три ячейки. Плетение ажурного воротника. | 6 | 1 | 5 |
11 | Выставка. Экскурсия. | 2 | 1 | 1 |
12 | Заключительное занятие. | 2 | 2 | |
Итого: | 72 | 16 | 56 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Второй год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
1 | Вводное занятие. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | |
2 | Плетение цепочки «крестиком». Изготовление колье. | 2 | 1 | 1 |
3 | Плетение цепочки «крестиком». Изготовление колье. | 2 | 2 | |
4 | Плетение цепочки «крестиком». Изготовление колье. | 2 | 2 | |
5 | Плетение цепочки «фонарик». Изготовление колье. | 2 | 1 | 1 |
6 | Плетение цепочки «фонарик». Изготовление колье. | 2 | 2 | |
7 | Плетение цепочки «фонарик». Изготовление колье. | 2 | 2 | |
8 | Плетение цепочки «фонарик». Изготовление колье. | 2 | 2 | |
9 | Плетение цепочки «фонарик». Изготовление колье. | 2 | 2 | |
10 | Брошка «Еловая веточка» | 1 | 1 | 1 |
11 | Брошка «Еловая веточка» | 2 | 2 | |
12 | Брошка «Еловая веточка» | 2 | 2 | |
13 | Брошка «Еловая веточка» | 2 | 2 | |
14 | Новогодняя брошка «Колокольчик» | 2 | 1 | 1 |
15 | Новогодняя брошка «Колокольчик» | 2 | 2 | |
16 | Сувенирный брелок «Кобра» | 2 | 1 | 1 |
17 | Сувенирный брелок «Кобра» | 2 | 2 | |
18 | Изготовление браслета. Плетение одной иглой | 2 | 1 | 1 |
19 | Изготовление браслета. Плетение одной иглой | 2 | 2 | |
20 | Праздничные шары | 2 | 1 | 1 |
21 | Праздничные шары | 2 | 2 | |
22 | Сувенир «Ангел» | 2 | 1 | 1 |
23 | Изготовление броши | 2 | 1 | 1 |
24 | Изготовление броши | 2 | 2 | |
25 | Изготовление броши | 2 | 1 | 1 |
26 | Оплетение пасхального яйца | 2 | 2 | |
27 | Оплетение пасхального яйца | 2 | 2 | |
28 | Оплетение пасхального яйца | 2 | 2 | |
29 | Оплетение пасхального яйца | 2 | 2 | |
30 | Оплетение пасхального яйца | 2 | 2 | |
31 | Оплетение пасхального яйца | 2 | 2 | |
32 | Плетение ажурного воротника. | 2 | 2 | |
33 | Плетение ажурного воротника | 2 | 1 | 1 |
34 | Плетение ажурного воротника | 2 | 2 | |
35 | Посещение выставки. Экскурсии. | 2 | 2 | |
36 | Заключительное занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 72 | 16 | 56 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения.
Стильные мелочи из бисера
Тема 1: «Вводное занятие»
Теория: знакомство с программой, планом работы, творческими работами прошлых лет. Историческая справка. Инструменты и материалы. Основные приемы бисероплтения. Инструктаж по техники безопасности.
Тема 2. Плетение цепочки «Крестик». Изготовление колье.
Теория: ознакомление с техникой плетения двумя иглами. Последовательность выполнения цепочки «Крестик». Разновидности цепочек «Крестик». Условные обозначения на схемах плетения. Способы подплетения подвесок.
Практическая работа: Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Зарисовка схемы. Составление плана работы. Выбор цветового решения. Прикрепление замка.
Тема 3: Плетение цепочки «Фонарик». Изготовление колье.
Теория: ознакомление с техникой плетения двумя иглами. Последовательность выполнения цепочки «Фонарик». Разновидности цепочек «Фонарик». Условные обозначения на схемах плетения. Способы подплетения подвесок.
Практическая работа: Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Зарисовка схемы. Составление плана работы. Выбор цветового решения. Прикрепление замка.
Тема 4. Техника кругового плетения. .брошка «Еловая веточка», «Колокольчик», «Кобра».
Теория: техника плетения объемного жгута. Техника игольчатого плетения. Техника плетения «Шишек». Приемы сборки изделия. Способы оформления застежки.
Практическая работа: Выполнение объемного плетения. Условные обозначения на схемах плетения. Цветовое решение изделия. Плетение по схемам. Сборка изделия.
Тема 5 Техника плетения «змейка» одной иглой. Изготовление браслета.
Теория: способы объемного плетения. Разборка схемы. Условные обозначения. Цветоведение: сочетание цветов.
Практическая работа: последовательность выполнения. Условные обозначения на схемах плетения. Плетение по схемам. Способы крепления застежки. Сборка изделия.
Тема 6 Работа с пайетками. Праздничные шары.
Теория: приемы работы с пайетками, стеклярусом. Варианты оформления праздничных шаров. Цветовое решение. Составление плана работы.
Практическая работа: подготовка основы. Подбор стекляруса, пайеток и бисера. Крепление ленточки.
Тема 7 Техника кругового плетения. Сувенир «Ангел».
Теория: способы объемного плетения, разборка схемы, подбор бисера.
Практическая работа: Изготовление изделия по схеме.
Тема 8 Техника оплетения камней Изготовление кабашенов.
Теория: выбор бисера. Цветовое решение. Зарисовка схемы для выполнения броши.
Практическая работа: выполнение украшения по замыслу. Сборка украшения, окончательная отделка броши.
.
Тема 9 Техника ажурного плетения. Оплетение пасхального яйца
Теория: исторический экскурс. Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц: полотно, ткачество, мозаика, кирпичный стежок, полотно “в крестик”, “полоски”, ажурное плетение, “колечки”, вышивка по сетке. Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, “от макушки до макушки”; плетение двух сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.
Практическая работа: подготовка основы. Расчёт плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений. Украшение пасхального
Тема 10 . Техника плетения в три ячейки. Плетение ажурного воротника.
Теория: техника ажурного плетения. Зарисовка схемы. Цветовое решение. Изготовление образца.
Практическое выполнение: изготовление изделия по схеме и прикрепление ф
Тема 11. Выставка. Экскурсия.
Оформление выставки. Посещение выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Экскурсии в музеи, выставочные залы. Проведение занятий в залах краеведческих музеев. Встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества, дизайнерами.
Тема 12. Заключительное занятие.
Отбор наиболее удачных, по мнению учащихся и учителя работ. Выбор лучших работ. Награждение победителей . Анкетирование учащихся.
Ожидаемый результат
В результате второго года занятий по программе учащиеся должны:
- знать и соблюдать инструкцию по технике безопасности;
- знать терминологию, используемую при обучении;
- знать краткие исторические сведения о возникновении и развитии бисероплетения;
- уметь подбирать инструмент и материал для данного вида рукоделия и выполнения изделия
- знать основы цветоведения
- уметь читать схемы , планировать свою работу и выполнять образцы различной
Методическое обеспечение программы
Важное условие для работы кружковой работы по программе «Стильные мелочи из бисера» – оснащение кабинета всем необходимым, правильная организация рабочего места, комфортные условия для занятий. Каждое рабочее место должно быть хорошо освещено в соответствии с санитарными нормами.
Техническое оснащение:
Помещение – кабинет, в общее оборудование кабинета входят столы, стеллажи (шкафы), классная доска.
Материалы и инструменты:
Для выполнения коллективных работ в кабинете должны быть наборы игл для бисера и нитей для плетения; набор ножниц; проволока разного диаметра; канцелярские принадлежности (миллиметровая бумага, калька, карандаши мягкие и цветные, линейки).
Каждый учащийся должен иметь (самостоятельно приобрести) необходимые для работы инструмент и материалы:
Для бисероплетения набор игл для плетения; разнообразные нитки для вязания; ножницы, канцелярские принадлежности, тетрадь для конспектов, альбом для схем, рисунков и разработки новых изделий.
При выполнении ручных работ, работ с ножницами, иглами, обязательно проводится беседа и инструктаж по правилам безопасных приемов работы.
В кабинете должна быть аптечка с набором медикаментов, необходимых для оказания первой медицинской помощи: йод, бинты, вата, нашатырный спирт, пластырь.
Методические пособия:
Для проведения занятий по программе «Стильные мелочи из бисера» имеются все необходимые методические пособия, материалы и инструменты: альбомы с образцами по бисероплетению; готовые изделия по темам; книги, журналы, альбомы по темам.
- Теоретические материалы:
- Разработки с описанием и образцами по бисероплетению.
- Информационный материал по бисероплетению.
- Дидактические материалы:
- Таблицы, схемы, книги с иллюстрациями по бисероплетению.
- Комплект образцов по бисероплетению.
- Выставочный фонд работ учащихся.
- Фотоальбом с работами выставочных фондов.
- Методические рекомендации:
- Методический материал педагога (тематическое и поурочное планирование, методические рекомендации и т.п.);
- Рекомендации по бисероплетению.
- Обобщенный опыт:
- Фотоматериалы – отчет о районных и городских выставках.
- Фотоматериалы – отчеты мастер-классов по бисероплетению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
Журнал “Школа и производство”.
Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.
Конышева Н.М. Методика трудового обучения школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001
Лындина Ю. Фигурки из бисера. – М., 2001.
Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.
Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
Стебунова С.Ф. Комплексная программа «Культура быта». // В помощь учителю http://center.fio.ru/som/items.asp?id=10001621
Для учащихся:
Бисероплетение для девочек. – Внешсигиа. Москва 2001.
Божко Л.А. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.
Божко Л.А. Бисер. – М., 2000.
Божко Л.А.. Бисер для девочек. - Мартин 2006.
Диана Фицджеральд Цветочные фантазии из бисера. – М., «Мой мир», 2007
Михайлова Н Н. Низание бисера от А ДО Я. Санкт - Петербург. 2000.
Секреты красоты для девочек. Модные фенечки. Внешсигиа. Москва 2006
Якимолвская Л. , А.А. Свиридова. Уроки бисероплетения. Санкт – Петербург КОРОНА принт ВЕЛЕНА. 1998.
Учебно-методический комплекс
к образовательной программе дополнительного образования детей по бисероплетению «Стильные мелочи из бисера»
Содержание учебно-методического комплекса:
- Нормативно-правовой блок
- Блок методико-прикладных средств
- Учебно-методические пособия
- Средства обучения
- Система научной организации работы с детским коллективом
- Блок контроля
- Нормативно-правовой блок
- Конституция Российской федерации. Основной закон Российского государства (12.12.1993 г.)
- Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1990 г.)
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (В ред. От 23.12.2003 г. № 186-ФЗ)
- Концепция создания и развития дистанционного образования в Санкт-Петербурге, 2007 г
- Образовательная программа дополнительного образования детей по бисероплетению «Стильные мелочи из бисера»
- Должностная инструкция педагога дополнительного образования
- Инструкция о мерах пожарной безопасности в учреждении
- Инструкция по охрани труда при проведении занятий по бисероплетению
- Блок методико-прикладных средств
2.1 Учебные и методические пособия | ||
Традиционные | Современные | Тема занятий программы |
План занятия по теме Инфорамационный лист объединения «Стильные мелочи из бисера» Конспект вводного занятия Фотоальбом занятий творческого объединения «Стильные мелочи из бисера» | DVD презентация «Стильные мелочи из бисера» | Водное занятие |
Специальная литература по бисероплетению Планы и конспекты занятий по теме: «Техника бисероплетения» Картотека задания для изготовления модулей изделий из бисера Инструкционные карты изготовления модулей изделий из бисера | Страницы сайтов* Лицензионные диски: CD-ROM Вышивка крестом Новый Диск, 2004 CD-ROM Модная бижутерия Новый Диск, 2006 | Техника бисероплетения |
Книги по бисероплетению Учебное пособие «Цветовой круг» План занятия | Страницы сайтов* Диски созданные самостоятельно | Техника изготовления |
Подборка самостоятельно разработанных макетов Грамот для активных участников творческого объединения «Стильные мелочи из бисера» | Итоговое занятие | |
2.2 Средства обучения | ||
Демонстрационный материал: Предметы декоративного прикладного искусства из бисера: Картины с цветочными мотивами Букеты цветов Декоративные панно Коллекция колье из бисера Коллекция объемных фигурок из бисера | DVD «Презентация Стильные штучки из бисера» Презентация занятий по бисероплетению в кружке «Стильные мелочи из бисера», «Новогодние шары», «Плетение крокодильчика».. | Вводное занятие |
Таблицы сочетания цветов для занятий по цветоведению Альбомы образцов бисероплетения по техникам исполнения Раздаточный материал
| DVD “Приемы низания и плетения бисером» 2009 год DVD Уроки бисероплетения Галины Пчелкиной | Техника бисероплетения |
Альбомы с образцами изделий из бисера Раздаточный материал Технологические карты изготовления изделий по всему курсу | DVD Мастер класс «Изготовление картин с цветочными мотивами» DVD презентация: «Объемные изделия из бисера» DVD презентация: «Цветок к цветку» | Технология изготовления изделий из бисера |
Тематические разработки по темам:
| Страницы сайтов* CD-ROM Детская энциклопедия подводного мира – Новый Диск, 2007 CD-ROM Бабочки мира Новый Диск, 2007 CD-ROM Аквариумные рыбки Новый Диск, 2006 CD-ROM энциклопедия Птицы 2005 CD-ROM Эрмитаж, История, дворцы, коллекции, Интерсофт, 1999 CD-ROM Эрмитаж, Искусство Западной Европы, Интерсофт, 1998 | Беседа |
Фотографии лучших детских работ | Презентация выставок «Невская мозаика» | Выставки |
«Электронные образовательные ресурсы»
http://biserok.org/generator-shem-po-biseropleteniyu/
http://masterbisera.ru/master-klass/
http://www.podelkin-dom.ru/masterklass
http://my.mail.ru/video/mail/d_chernyaeva/4
http://school-collection.edu.ru/
Система научной организации работы
Здоровьесберегающий компонент:
Методический комплекс «Комплекс гимнастики для глаз».
Методическая разработка «Физкультминутка».
Материалы по индивидуальному сопровождению развития учащихся:
- Тест «Творческие способности» (самооценка показателя творческого потенциала).
- Тест «Творческие способности 2» (оценка творческого воображения).
- Блок контроля
- Педагогическая диагностика результатов обучения учащегося по программе.
- Индивидуальная карта результативности освоения программы.
- Динамика результативности освоения программы группы учащихся.
- Результативность и уровень участия учащихся объединения в массовых мероприятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Волшебный бисер» (бисероплетение)
Срок реализации программы -3 годаВозраст обучающихся – 6 -14 лет...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Детского объединения «Бисероплетение» «Сказочный бисер»
Муниципальное образовательное учреждениеДополнительного образования детей«Центр детского творчества» Принята на педагогическом совете МОУДОД«Центр детского творчества»Прот...
Образовательная программа "Волшебный мир бисера"
Возраст детей: 6-12 летСрок реализации: два года...
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по программе дополнительного образования « Волшебный бисер»
Материал занятия по программе допобразования " Волшебный бисер"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный бисер»
Актуальность: Отражает общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей....
Авторская программа "Ябирена ӈодяко" - "Блеск бисера".
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, развитие творческих и интеллектуальных способностей. Программа направлена на овладение воспитанниками основными приемами бисеро...
Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе ДПИ (бисероплетение, вышивка бисером)
Статья - личностно - ориентированные технологии...