Допрофессиональная подготовка
статья по географии (10 класс) по теме

Допрофессиональная подготовка глухих учащихся со сложным дефектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_bondareva.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы

Бондарева И.Г.

Допрофессиональная подготовка глухих учащихся

со сложным дефектом.

Социальная ориентация, адаптация, профессиональная и трудовая реабилитация детей с нарушениями слуха- серьезная и сложная задача, стоящая перед обществом.

Долгое время сохранялась традиция ограничения сферы общения таких детей стенами специальных школ-интернатов. Потом ограничение продолжалось на специальных предприятиях. Таким образом тормозился процесс принятия обществом инвалидов.

Сегодня у детей с нарушениями слуха есть возможность стать полноценными участниками социальной жизни. Но воспользоваться этой возможностью они часто не могут: даже если у такого ребенка в дошкольном учреждении и в школе была сформирована речь и навыки самостоятельного передвижения, то отсутствие опыта длительного контакта со слышащими ровесниками  делает  его к моменту окончания школы и выхода во взрослую жизнь социальным инвалидом.

Таким образом, в стенах специальных школ-интернатов постоянно решается проблема социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха. В этой связи велось разноплановое изучение психофизических особенностей детей с нарушениями слуха, позволившее определить возможности наиболее эффективного обучения таких учащихся как отдельным дисциплинам, так и ряду доступных для них профессий.

В настоящее время существуют следующие модели профессионального образования: интегрированная форма обучения; смешанная форма обучения; специальные учебные заведения; дистанционные формы обучения.

В ходе профориентационной работы со старшеклассниками, имеющими нарушения слуха, используется классификация профессий Е.А. Климова (1990). На ее основе выделяются те профессии, которые наиболее доступны для этих учащихся ( металлообработка, деревообработка, швейное, трикотажное, обувное, полиграфическое производство, строительно-монтажное производство, изготовление игрушек). Из сельскохозяйственных профессий предпочтительны такие, как пчеловод, садовод, цветовод, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, оператор животноводческих комплексов, птицефабрик и т.д.

Трудоустройством таких выпускников занимаются специальные службы,  подбирающие им место работы и контролирующие выполнение законов о социальной защите инвалидов.

Для них организовано обучение по разным программам: основное общее образование; обучение глухих детей с задержкой психического развития; обучение глухих детей во вспомогательных классах.

Специальная школа-интернат № 65 для глухих детей заключила договор о совместной деятельности с  некоторыми профессиональными учебными заведениями  с целью осуществления допрофессиональной подготовки глухих детей:  колледж малого бизнеса №40- специальность: кондитер;  строительный колледж №26 - специальности: цветовод и столяр; колледж автоматизации и радиоэлектроники №27- специальности: ювелир и слесарь-ремонтник; технологический колледж №21 - специальность: слесарь по ремонту автомобилей.

В течение двух лет учащиеся 10-11 классов, обучающиеся по программе для глухих детей с задержкой психического развития, проходили допрофессиональную  подготовку в базовом учебном учреждение строительном колледже № 26  по специальности «Цветовод». По окончании обучения учащиеся получили удостоверение установленного образца. Было предложено трудоустройство в тепличных хозяйствах города Москвы. Я сопровождала группу учащихся как педагог-сурдопереводчик и классный руководитель.

В группе обучалось 9 глухих детей с задержкой психического развития (из них 3 ученика надомного обучения). Учащиеся изучили такие предметы, как: цветоводство, дендрология, механизация, охрана труда, флористика и другие. На занятия в колледж учащиеся приходили с интересом, общались со слышащими сверстниками, посещали мероприятия, проводимые в колледже. Учащиеся вместе с педагогами посетили парки и теплицы города Москвы, весной у них была производственная практика на пришкольном участке школы-интерната № 65. Учащиеся посадили цветы на клумбах — это стало их подарком родной школе. Преподавание предметов в колледже вели высокопрофессиональные педагоги И.А. и Э.Е.Павловы.

Система обучения школа + колледж решает проблемы трудового обучения и социальной адаптации глухих детей с проблемами в обучении. Обучаясь в колледже, глухие учащиеся расширили свой кругозор, полюбили природу и встретили много новых друзей среди слышащих сверстников.

В этом учебном году в строительном колледже № 26 по специальности «Цветовод» обучается новая группа глухих учащихся школы-интерната № 65.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Путешествия и туризм» как элемент допрофессиональной подготовки учащихся в старшей школе

Методическая разработка «Программа «Путешествия и туризм» как элемент допрофессиональной подготовки учащихся в старшей школе»Данная методическая разработка представляет собой п...

Реализация проектной деятельности в системе допрофессиональной подготовки старшеклассников

Особое значение в социализации умственно отсталого ребёнка имеет его полноценная подготовка к жизни. Проблема социальной реабилитации умст­венно отсталых детей является актуальной. Профессионально-тру...

Реализация проектной деятельности в системе допрофессиональной подготовки старшеклассников

Особое значение в социализации умственно отсталого ребёнка имеет его полноценная подготовка к жизни. Проблема социальной реабилитации умст­венно отсталых детей является актуальной. Профессионально-тру...

Интеграция основного и дополнительного образования как механизм допрофессиональной подготовки школьников

Развитие современного общества, многомерное и стремительное, вносит свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Быстроменяющиеся информационные технологии, глобальные открытия в области н...

Создание условий для допрофессиональной подготовки обучающихся в рамках реализации ФГОС

Обобщение опыта на совещании педагогических работников Пуровского района...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ДОМРА ТРЕХСТРУННАЯ (допрофессиональная подготовка)

Для учащихся 6 класса. Срок реализации- 1 год. Возраст обучающихся 14-15 лет....

Программа допрофессиональной подготовки "Дизайнер интерьера"

Программа дополнительного образования "Дизайнер интерьера"...