Проект на лето 2012
проект на тему

Абросимова Татьяна Андреевна

Проект социальной и нравственной реабилитации детей с различными формами и степенью дезадаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_2012_internat1.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Мастер педагогического труда 2012»

Номинация «Лето в коррекционном образовательном учреждении»

Муниципальное бюджетное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VII вида» г.Перми

«Подарок от РУСИЧЕЙ»

проект социальной и нравственной реабилитации детей с различными формами и степенью

дезадаптации

Автор:  Абросимова Татьяна Андреевна

ПЕРМЬ 2012


  1. Проблемно-ориентированный анализ

Одной из главных задач воспитания является подготовка ребенка к самостоятельной жизни: воспитание человека целеустремленного, способного выбирать, принимать решения, нести ответственность за свои поступки, способного выстраивать общение с другими людьми, идти вместе к достижению поставленной цели. К сожалению, образ жизни современного подростка вызывает у педагогов, родителей и общественности всё большую обеспокоенность. Действительно, наши дети ограничены во многих жизненно важных для развития факторах. Такими факторами являются не материальное благополучие, и не удовлетворение в естественных потребностях. Так, казалось бы, большинство детей имеют родителей, которые любят и заботятся о них, дети сыты, одеты, получают образование, у большинства есть компьютеры, интересные игрушки и проч. Какие же это проблемы? Что может вызывать беспокойство?

  • Городской образ жизни, когда большую часть времени дети проводят в закрытых помещениях, просиживая за экранами телевизоров и мониторов.
  • Так необходимое для развития личности ребенка человеческое общение подчас заменяется виртуальным, опекающий родитель выбирает для своего ребенка компьютер взамен живому общению со сверстниками.
  • Дети растут оторванными от окружающей природы, имеют очень скудные представления о разнообразии окружающего мира, не способны увидеть красоту и гармоничность природы.
  • Большинство подростков не готовы к самообслуживанию, приготовлению пищи, уборке своего помещения, самодисциплине.
  • Эгоизм и неумение жить в группе, подстраиваться под общие интересы, вступать в контакты, преодолевать вместе трудности.
  • Еще большую опасность для развития личности представляет нравственно-ценностные ориентиры, которые транслируются с телевизионных экранов, заменяя общечеловеческие ценности на потребительские, подчас лишенными гуманности и патриотизма, навязывающие эгоистические установки и агрессию.

 Говоря о воспитанниках специальных (коррекционных) образовательных учреждений, особенно о детях группы «риска» и детях, находящихся в социально-опасном положении (таковых в нашем учреждении 10,3% от общего количества), добавляется еще ряд проблем:

  • У них недостаточно жизненного опыта, они не всегда могут получить полноценное образование, круг их общения ограничен.
  • Практически для всех воспитанников школ-интернатов характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Чаще всего они живут по сценарию «агрессивный неудачник».
  • Ко всему этому можно прибавить качества, формируемые уже самой обстановкой интерната - конформизм, иждивенчество, потребительство, «выученная беспомощность», несамостоятельность, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор.

Все эти факторы негативно отражаются на развитии личности, имеют тяжелые последствия в процессе ее социализации.

  1. Проблема

Нестабильность криминогенной обстановки в школе-интернате и в целом районе (рост подростковой преступности в Орджоникидзевском районе вырос на 104,7%)

Неумение данной категории детей выстраивать собственную траекторию развития, быть ответственным за поступки.

  1. Название проекта

«Подарок от РУСИЧЕЙ» - проект социальной и нравственной реабилитации детей с различными формами и степенью дезадаптации.

  1. Цель и задачи

Цель. Создать условия для формирования нравственно-ценностных ориентиров у подростков через обучение основам безопасности жизнедеятельности в социуме и природной среде.

Задачи:

Организационно-педагогические:

  • изучение направленности личности воспитанников, уровня компетентности в данной области, изучение интересов и потребностей детей;
  • организация с воспитанниками анализа, целеполагания и планирования жизнедеятельности в лагере;
  • совместная разработка со всеми участниками норм и правил жизни в лагере;
  • проведение ежедневной рефлексии прошедшего дня;
  • организация командной туристско-спортивной деятельности в сочетании с другими видами деятельности (трудовой, игровой, экологической и др.), мероприятий патриотической направленности;

Воспитательные:

  • воспитание любви к Родине, знакомство с ее историей и православной культурой, привитие чувства гражданского самосознания, принадлежности к русской и мировой культуре, уважение традиций русской культуры и культуры других народов;
  • привитие любви к природе, к родному краю, бережного отношения к растительному и животному миру, формирование чувства прекрасного, ясного и гармоничного единения человека и окружающего мира;
  • создание условий для получения подростками опыта адаптации в социально-открытой среде, формирования активной жизненной позиции, воспитания положительных качеств личности, а также гуманного отношения к себе и окружающим;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • развитие качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;

Обучающие:

  • обучение основам туристского быта, правилам поведения при проведении работ повышенного риска в условиях природной среды;
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случаях их наступления;
  • приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности;
  • предоставление возможности выполнять различные функции, импровизируя и усложняя свою деятельность;
  • развитие познавательной активности.

  1. Образ конечного результата, критерии его оценки
  • Для воспитанников МБС(к)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида»» г. Перми-участников основной образовательной программы:  прогнозирование положительного исхода, перспектива успешной социализации, рост социальной активности в общественной жизни, на рынках образования и труда, создание устойчивого и открытого  «круга общения».
  • Для профессионалов (педагогического состава и др.): рост профессионального мастерства, воплощение и достижение собственных идей, удовлетворенная возможность быть полезным, признание.
  • Для детей-участников дополнительной образовательной программы: овладение основами безопасного поведения и жизнедеятельности в природной среде, воспитание правовой и социальной культуры, близкая, средняя и дальняя перспектива интересной жизни (игры, занятия, тренировки, походы, экскурсии, знакомство с ровесниками из других регионов России), самореализация, вера в собственную значимость, поиск себя, многообразие видов деятельности, самостоятельность, отдых.

Планируется начальная и конечная диагностики образовательной и воспитательной деятельности, а также постоянное отслеживание промежуточных результатов в данных направлениях с целью внесения корректив в дальнейшую работу. Для изучения результатов используются следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, создание диагностических ситуаций, которые составляются и проводятся совместно педагогами, психологами лагеря «Русичи» и школы-интерната. 

Критерии

Показатели

Методы и методики

Когнитивный

  • знания морально-правовых норм поведения в обществе;
  • знания нравственных ценностей, этических правил и традиций общества;
  • знания, умения и навыки в соответствии с требованиями к минимально необходимому уровню подготовленности учащихся по комплексной программе детского лагеря «Русичи»

мини-сочинения;

наблюдение;

опрос, интервью, беседа;

участие в соревнованиях

Мотивационно-целевой

  • предвидение результатов своей деятельности и поступков;
  • осмысление поручения, стремление понять свою задачу, правила выполнения;
  • готовность отвечать за выполнение дела;
  • осознание необходимости своего труда для других;
  • понимание обязательств перед другими людьми

«Дерево целей»;

мини-сочинение;

«Недописанный тезис»;

методика изучения мотивов участия школьников в деятельности[1];

направленность личности[2]

«Акт добровольцев»;

ситуации ответственности и ситуации выбора

Эмоционально-оценочный

  • беспокойство за качество выполнения задания;
  • сопереживание участникам общего дела;
  • переживания по поводу невыполненного задания и состояние удовлетворения при его успешном выполнении;
  • готовность принимать новые обязанности;
  • наличие собственного отношения к общественным событиям

диагностические ситуации;

методика «Самоанализ личности»[3]

Поведенческий

  • самостоятельность в выборе решений;
  • качественное выполнение работы;
  • доведение начатого дела до конца;
  • использование необходимых средств для качественного выполнения деятельности;
  • добровольность и инициативность;
  • дисциплинированность;
  • способность предпочесть общественный интерес личному;
  • желание и готовность участвовать в общественной жизни детского учреждения, общества;
  • способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям;
  • способность и готовность преодолевать трудности;
  • способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения

наблюдение (фиксация действий и поступков);

диагностические ситуации

  1. Возможные риски и пути их преодоления

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Материально-технические

Недостаточное финансирование проекта

  • получение гранта на реализацию проекта;
  • привлечение добровольных пожертвований;
  • родительский взнос;
  • волонтерский труд

Кадровые

Нехватка педагогических и инструкторских кадров

  • перераспределение обязанностей;
  • подключение студентов ЯГПУ;
  • привлечение выпускников лагеря «Русичи»

Психолого-педагогические

Нежелание участника «работать» в проекте («Не хочу», «не буду делать», «у меня не получится»).

  • организация коллективного целеполагания и планирования;
  • через совместное обсуждение с детьми;
  • введение системы поощрения за участие в делах;
  • своевременная (за несколько дней) подготовка детей к событию;
  • формирование положительной мотивации;
  • создание ситуаций успеха        

Трудности в установлении контакта

  • совместное преодоление возникающих трудностей в жизни детей;
  • совместная работа, выполнение какого-либо дела;
  • проведение игр на знакомство, тренингов по сплочению;
  • создание ситуаций свободного выбора;
  • добровольность участия в делах

Агрессивные формы поведения:

  • способ привлечения внимания;
  • привлечь к организации, дать поручение
  • намеренное причинение вреда человеку
  • если агрессия опасна для окружающих, то привлечение к работе  специалистов;
  • привлечение к разъяснительной беседе авторитетных для подростка взрослых;
  • коллективное обсуждение поступка (не личности) с коллективным принятием решения
  • низкая саморегуляция, не развита способность сдерживать чувства, склонность к частой смене настроений в течение дня
  • индивидуальная беседа;
  • проведение тренингов по саморегуляции

Отказ от личной ответственности

  • совместное выполнение поручения;
  • создание ситуации успеха;
  • создание ситуаций выбора;
  • убеждение/переубеждение;
  • разъяснить порядок выполнения задания;
  • подчеркивать важность выполняемой работы для окружающих людей

Проблема заинтересовать детей предстоящей деятельностью (смотивировать)

  • коллективное планирование (учет интересов детей);
  • начинать с выполнения простых и элементарных заданий;
  • предпочтительнее выбор деятельности, не требующей умственного напряжения

  1. Планирование работы по реализации проекта

I этап (апрель-июнь).

  • Разработка и адаптация программ.
  • Календарное планирование мероприятий.
  • Конкретизация диагностических критериев.
  • Разработка нормативно-правовой базы.
  • Заключение договоров на различных уровнях.
  • Привлечение средств для успешной реализации проекта.
  • Участие в конкурсе на получение гранта на реализацию проекта.

II этап (июнь-август).

  •  Реализация проекта «Подарок от РУСИЧЕЙ» в двух направлениях:
  1. основная образовательная программа (продолжительность 48 дней);
  2. дополнительная образовательная программа (от 7 до 14 дней).

III этап (август-…).

  • Анализ результатов, обобщение опыта реализации проекта.
  • Участие в научно-практических конференциях.
  • Использование материалов проекта (фото, видео) для привлечения учащихся школы-интерната к занятиям в туристских объединениях.
  • Сопровождение участников основной группы, привлечение к работе в туристском объединении учащихся «Русичи» (по желанию).

  1. Способы и средства достижения результата

При школе-интернате создается выездная группа из 7-и разновозрастных детей. Почему 7 воспитанников? Дело в том, что такая численность группы считается психологами оптимальной: при меньшем количестве детей в группе не возникает устойчивых связей, а при большем группа распадается на более мелкие и единства  также не возникает. 

Дети проходят длительный активный реабилитационный период не в искусственно созданной среде, а в среде максимального приближения жизни воспитанников к условиям природной среды, созданным в детском оздоровительно-образовательном полевом лагере «Русичи». Воспитанникам предоставляется возможность:

  • участия во всех сменах дополнительной образовательной программы лагеря,
  • получения квалификации «Юный турист-спасатель»,
  • ведения трудовой деятельности на благо всего коллектива детей.

Главными концептуальными идеями организации жизнедеятельности в лагере являются:

  • ПОДГОТОВКА: основным приоритетным направлением является осуществление подготовки участников к туристско-спасательной деятельности по определенным программам, рассчитанных на разные возрастные категории и разный уровень компетентности;
  • ЗАЩИТА: предполагает построение такой системы педагогической работы, которая смогла бы не только вооружить воспитанников знаниями об основах безопасности жизни, но и сформировать у них определенные умения и личностные качества, способствующие развитию способности к самозащите в трудных жизненных ситуациях;
  • ПОМОЩЬ: содействие участникам в их жизненном и профессиональном самоопределении, базирующемся на общечеловеческих нравственных ценностях, когда оказание помощи ближнему является нормой человеческих отношений и гражданским долгом.

При организации воспитательной работы с детьми педагоги опираются на следующие идеи:

  • воспитание начинается с самого себя: только преодолев собственную лень, бессилие, уныние и скуку можно развить волю, закалить дух, познать себя, а значит - стать Личностью;
  • отдавая - получаешь: отдавая собственные силы во имя достижения общей цели, жертвуя своими интересами, временем и покоем, оказывая бескорыстную помощь ближнему, поддерживая его в беде - получаешь такие ценности как любовь и дружба, обретаешь смысл жизни, испытываешь радость от затраченных усилий;
  • любовь к Родине начинается с конкретных поступков: деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества дела и поступки. Патриотизм всегда конкретен и направлен на реальные объекты. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству, которое выражается в стремлении служить его интересам и готовности, вплоть до самопожертвования, к его защите;
  • не словом, а делом: только включаясь в совместную деятельность, направленную на созидание, пользу и радость окружающим, можно сформировать истинные общечеловеческие ценности, научить самостоятельности, привить жизненно-важные навыки. «Долог путь убеждения, краток путь примера».

Принципы организации педагогического процесса:

  • развитие детского самоуправления предполагает построение педагогического процесса с опорой на интересы и потребности ребят, включение их в совместную работу по целеполаганию, планированию, организации жизни в лагере, передачу им части управленческих и организаторских функций, выработку общего решения с участием всего коллектива, создание органов самоуправления в детском коллективе, поддержание отношений, основанных на диалоге, сотрудничестве и уважении друг к другу;
  • сочетание разнообразных видов деятельности требует включение в содержание педагогической работы туристского, спортивного, трудового, игрового, экологического и других видов деятельности, которые способствуют включению каждого ребенка в ту или иную деятельность и создают условия для его самораскрытия, самореализации и обогащения социальным опытом;
  • укрепление и сохранение лагерных традиций, поддержание командного духа предполагает формирование уважения к истории лагеря, к людям, которые его создавали, к символике и тем традициям, которые живут и передаются из поколения в поколение, формирование такого отношения между людьми, основанных на истинных человеческих ценностях: добра, чести, долга, дружбы и любви;
  • педагогическая поддержка основана на построении таких отношений между взрослыми и детьми, между старшими и младшими, которые направлены на развитие самостоятельности у воспитанника, на оказание ему помощи в выборе и принятии решения, создании условий для его личностного самоопределения;
  • порядок и дисциплина при организации жизни требует подчинения всех участников педагогического процесса выработанным правилам жизнедеятельности, соблюдение техники безопасности, устава лагеря, уважение к его законам, положениям и нормам;
  • самообслуживание предполагает включение в общий лагерный труд по обустройству лагеря, приготовлению пищи, разведению и поддержанию огня, поддержанию в исправном состоянии инвентаря и оборудования, работам на подсобном хозяйстве.

структура лагеря на Лето 2012

комплексная интегрированная образовательная программа

Название смены

Регион участников, учреждение

Количество участников

Руководитель смены

Сроки

основная образовательная программа

Смена «Подарок от Русичей»

г. Пермь,

МС(к)ОУ

«Школа-интернат №1 VII вида»

7

Абросимова Т.А., учитель

15 июня –

2 августа

дополнительная образовательная программа

Смена «Новичок»

Московская область, Ярославская область

18

Малов В.Б.,

начальник лагеря «Русичи»

17 июня –

30 июня

Сборы детско-юношеского военно-патриотического клуба «Святогор»

Ярославская область

25

Отец Геннадий (Липатов), диакон Борисоглебского на Устье мужского монастыря, руководитель военно-патриотического клуба «Святогор»

1 июля –

7 июля

Смена «Маугли»

Ярославская область

15

Малов В.Б.,

начальник лагеря «Русичи»

8 июля –

15 июля

Всероссийские патриотические полевые сборы «Юный турист-спасатель»

г. Москва,

Московская область,

Республика Коми,

г. Ярославль,

Ярославская область,

г. Пермь,

г.Тверь и др.

90

Кочетков А.В., начальник УМЦ ГУ МЧС РФ по Ярославской области

16 июля –

29 июля

Областные полевые сборы «Юный турист-спасатель РУСИЧИ 2012»

Ярославская обл.

60

Малов В.Б.,

начальник лагеря «Русичи»

22 июля –

29 июля


смены на Лето 2012

Основная образовательная программа

смена «ПОДАРОК ОТ РУСИЧЕЙ» – реализация целевой комплексной программы «Русичи» по социальной и нравственной реабилитации детей с различными формами и степенью дезадаптации, в которой основным звеном реабилитационного процесса является спортивно-прикладная деятельность, направленная на получение подростками с задержкой психического развития (ЗПР) квалификации «Юный турист-спасатель».

Назначение смены

  1. Социальная реабилитация детей «группы риска» в условиях полевого профильного лагеря.
  2. Нравственная реабилитация детей с различными формами и степенью дезадаптации (социальная, учебная, личностная) на основе тренингов командообразования.
  3. Обучение детей (10-15 лет) основам безопасности жизнедеятельности в социуме и природной среде.

Дополнительная образовательная программа

Смена «Новичок» предназначена для детей, не имеющих опыта участия в походах и путешествиях. Основными задачами в этот период является освоение участниками начального уровня программы по безопасному поведению и жизнедеятельности в природной среде, развитие коммуникативных навыков, организаторских способностей, привитие интереса к туристской и спортивной видам деятельности.

Сборы детско-юношеского военно-патриотического клуба «Святогор»

Главные задачи клуба – духовно-нравственное и физическое воспитание молодежи в духе традиций русской культуры и святорусского воинства. Благодаря комплексному подходу в работе с молодежью, «Святогор» помогает решать множество социальных проблем, в первую очередь, проблему воспитания и адаптации в обществе «трудных» подростков. Помимо строевой, огневой и тактической подготовки, ребята изучают специальные дисциплины, например, антитеррористическую подготовку и военную медицину, занимаются верховой ездой и рукопашным боем. А реализуют полученные знания на  различных соревнованиях, сборах, полевых выходах и в профильных лагерях. Среди главных, и особенно востребованных  проектов клуба – создание на базе ДЮВПК «Святогор» Центра военно-патриотического воспитания молодежи в Борисоглебском МР, с комплексным подходом и принятием необходимых мер по прекращению и предотвращению сложившейся ситуации аморализации, криминализации и других асоциальных негативных явлений в обществе, в частности в молодежной среде.

Смена «маугли» предназначена для детей, уже имеющих опыт участия в туристских походах и путешествиях, владеющих определенными умениями, личностными качествами, заинтересованными в результатах своей подготовки. Основу программы подготовки составляет основной (базовый) уровень по безопасному поведению и жизнедеятельности в природной среде, развитие навыков общения в группе, способности быстро реагировать в нестандартных ситуациях и принимать решения.

Всероссийские патриотические полевые сборы «Юный турист-спасатель»

Руководство проведением сборами осуществляют:

Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения,

Главное управление МЧС России по Ярославской области,

Автономная некоммерческая организация «Русичи».

Цели и задачи

Основные цели и задачи, преследуемые организаторами полевых сборов:

  • формирование умений и навыков по следующим направлениям:
  • выживание в условиях автономного существования,        
  • поисково-спасательные работы,
  • техника и тактика туризма,        
  • первая доврачебная помощь,        
  • основы пожарной подготовки,        
  • основы безопасности на воде;
  • ориентирование;        
  • формирование знаний, умений и навыков действия в чрезвычайных ситуациях природного характера;
  • формирование навыков обеспечения безопасности туристских походов и путешествий.

Дополнительные цели и задачи, преследуемые организаторами полевых сборов:

  • пропаганда активного и здорового образа жизни;
  • обмен опытом по организации патриотической работы среди учащихся;
  • установление дружеских связей между группами учащихся из различных регионов страны.

В период проведения сборов планируется организация следующих видов мероприятий:

  • Учебно-тренировочные занятия по технике и тактике туризма, ориентированию, поисково-спасательным работам, пожарной безопасности, первой доврачебной помощи, безопасности на воде, автономному жизнеобеспечению человека в природе.
  • Вечерние игровые программы.
  • Экскурсии (п.Борисоглебский и, возможно, другие населённые пункты).
  • Зачетные виды:
  • поход (водный или пеший);
  • ориентирование;
  • пожарно-прикладная эстафета;
  • конкурсная программа;
  • соревнования по поисково-спасательным работам (приключенческим гонкам).

Проектом предусмотрены разработка и введение в практику кейсов творческих заданий для воспитанников по различным направлениям деятельности лагеря.  

  1. Ресурсное обеспечение проекта
  1. Место реализации проекта

Реализацию проекта предполагается проводить на базе детского оздоровительно-образовательного лагеря «Русичи» (Ярославская область, Борисоглебский район, Селищенский территориальный округ, урочище Костин Хутор) автономной некоммерческой организации (АНО) «Русичи».

Этот лагерь выбран не случайно. Он был создан в конце 80-х годов для подростков «группы риска» Ногинского научного центра п.Черноголовка Московской области по инициативе поселкового совета. Это был живой и действующий социальный заказ по профилактике и предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних. Уникальностью данного лагеря является то, что взаимоотношения между подростком и взрослым выстраивались и выстраиваются на принципах партнерства и взаимодоверия при максимальном использовании трех педагогических факторов развития личности ребенка: «воспитывающая среда», «воспитывающая деятельность», «осознание мира и себя в этом мире». Целью деятельности лагеря «Русичи» является обучение подрастающего поколения основам безопасности  жизнедеятельности в социуме и природной среде и оказание помощи по социальной и нравственной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации. Как показал опыт, с функциональной задачей по отрыву подростка от негативного общественного влияния коллектив лагеря «Русичи» справился. Ребята постоянно  заняты: спорт,  автономное проживание в палатках, активная общественная деятельность, общение с интересными людьми, со сверстниками во время проведения слетов, лагерей, походов и соревнований. Проходя такую школу, подросток пополняет свой запас знаний, умений и навыков, позволяющих ему в дальнейшем безболезненно вливаться в  современный ритм жизни и быть активным творцом своей судьбы. 

Начиная с 1989 года и по настоящее время,  клубом «Русичи», а с 2002 года автономной некоммерческой организацией (АНО) «Русичи», в Борисоглебском районе Ярославской области было проведено более восьмидесяти лагерей и походов местного, регионального, всероссийского и международного уровней. За это время отдохнули и приобрели базовые основы проживания в автономных полевых условиях на полном самообслуживании более трех тысяч детей, подростков и студентов. С 1998 года совместно с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения в практику лагеря вошло проведение смен «Юный турист-спасатель» в ходе подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России». С 2003 года лагерь начал работать с контингентом из числа воспитанников детских домов и школ-интернатов различных регионов России. 

  1. Материальное обеспечение проекта
  • АНО «Русичи» располагает следующей материальной базой:
  • участок земли общей площадью 21,5 га, взятый в длительную аренду для ведения детской оздоровительной и сельскохозяйственной деятельности;
  • проживание в 2-4-местных палатках туристского класса;
  • приготовление пищи на костре или в полевой кухне под руководством инструктора;
  • имеются «полевая» столовая; игровая; место для вечернего костра; баня; оборудованный для купания участок реки; туристско-спортивный полигон из 20 этапов; навесная роликовая переправа через реку; футбольное поле, волейбольная площадка; оборудованный участок реки для обучения технике водного туризма; тир для стрельбы из лука; тир для стрельбы из пневматического оружия;
  • специальное снаряжение для организации занятий по программе лагеря;
  • подсобное хозяйство;
  • наполняемость лагеря в смену – 1-150 человек
  • МБС(к)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида» г.Перми разрабатывает схему финансирования групп-участников проекта в соответствии с установленными нормами и оплату труда педагогических кадров.
  • Родительский взнос.
  1. Участники проекта
  • Воспитанники МС(к)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида» г. Перми:
  1. Основная группа воспитанников МС(к)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида» г.Перми:
  • количество ограничено – 7 человек;
  • возраст – не младше 10 лет;
  • основной контингент группы составляют воспитанники «группы риска». Учитывается желание и психофизиологические возможности ребенка.
  1. Дополнительные группы воспитанников МС(к)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида» г. Перми.

На базе детского лагеря «Русичи» для групп детей предоставляется возможность пройти краткосрочное обучение по программам «Новичок» или «Маугли» и получить практические навыки выживания в природной среде или принять участие во Всероссийских патриотических полевых сборах «Юный турист-спасатель».

  • Директор МБС(к)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида» г.Перми Куликова Валентина Николаевна
  • заключает договоры по реализации проекта;
  • согласовывает состав групп;
  • несет ответственность за жизнь и здоровье детей;
  • обеспечивает своевременную оплату труда педагогических кадров;
  • обеспечивает своевременное финансирование групп в соответствии с установленными нормами;
  • контролирует использование финансовых средств.
  • Руководитель проекта – заместитель директора по воспитательной работе Оборина Ольга Геннадьевна осуществляет общее руководство проектом:
  • утверждает воспитательную концепцию групп, программы;
  • разрабатывает нормативно-правовую базу проекта;
  • определяет состав групп;
  • определяет состав педагогических кадров.
  • Автор проекта – учитель Абросимова Татьяна Андреевна, инструктор детско-юношеского туризма
  • несет ответственность за жизнь и здоровье детей;
  • разрабатывает и адаптирует программы;
  • привлекает средства, участвует в конкурсе на получение гранта на реализацию проекта;
  • организует реализацию проекта;
  • анализирует результаты, обобщает опыт реализации проекта.
  • Руководитель АНО «Русичи» Малов Валентин Борисович, инструктор детско-юношеского туризма
  • заключает договоры по реализации проекта;
  • несет ответственность за жизнь и здоровье детей;
  • создает условия для проживания детей;
  • создает условия для проведения воспитательной и учебной работы;
  • несет ответственность за организацию питания.
  • Консультант проекта – старший преподаватель кафедры педагогических технологий ЯГПУ, кандидат педагогических наук. Кириченко Елена Борисовна 
  • руководит проведением диагностических исследований;
  • планирует содержание реабилитационной работы, подбирает методики и технологии;
  • консультирует по разработке и адаптации программ.
  • Педагоги школы-интерната – воспитатель Редькина Ольга Вячеславовна, учитель Трушникова Василиса Ивановна, инструктора детско-юношеского туризма
  • осуществляют руководство группами воспитанников-участников дополнительной образовательной программы лагеря
  • Инструкторский состав лагеря
  • проводят учебно-тренировочные занятия, соревнования по программе лагеря.
  • Сотрудники Борисоглебской ЦРБ
  • медицинское обслуживание.
  • Участники дополнительной образовательной программы детского лагеря «Русичи».
  • АНО «Русичи» на время проведения мероприятий по дополнительной образовательной программе привлекает квалифицированных специалистов - сотрудников ГУ МЧС РФ по Ярославской области, УМЦ ГУ МЧС РФ по Ярославской области, Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения, СЮТур г.Ростов Ярославской обл. и др.

  1. Реализация проекта

Мероприятия

Срок

Документы, подтверждающие выполнение работ

Ответственные

Экскурсия по г. Ярославль

15 июня

Фото

Графенков А.В., инструктор СЮТур г.Ростов Великий

Совместная разработка со всеми участниками норм и правил жизни в лагере

15 июня

Список норм и правил

Абросимова Т.А.

Корректировка

В течение смены

Начальная диагностика

15 июня - 16 июня

Оценочный лист

Абросимова Т.А.

Игра на командообразование «В поисках мудрого совета»

16 июня

Разработка игры

Абросимова Т.А.

Экскурсия по лагерю «Русичи»

16 июня

Фото, рисунки, минисочинения

Малов В.Б., начальник лагеря

Рефлексия:

14 июня - 2 августа

Абросимова Т.А.

  1. Ежедневные «огоньки откровения», вечерние костры, определение «Человека дня»

  1. Еженедельное подведение итогов в виде «Диаграммы настроения»

«Диаграмма настроения»

Смена «Новичок»:

17 июня - 30 июня

Программа смены

Малов В.Б., начальник лагеря «Русичи»

  1. учебно-тренировочные занятия по программе лагеря (приложение 1)

18 июня - 27 июня

Расписание занятий

Аристов В.Е., старший инструктор лагеря

  1. Акция «День памяти и скорби»

22 июня

План проведения

Абросимова Т.А.

  1. Игра на командообразование «Беличьи хвосты»

23 июня

Разработка игры

Абросимова Т.А.

  1. экскурсия в п.Борисоглебский

26 июня

Фото, рисунки, минисочинения

Графенков А.В., инструктор СЮТур г.Ростов Великий

  1. итоговые соревнования

28 июня - 29 июня

Условия соревнований

Протокол соревнований

Дипломы, грамоты

Аристов В.Е., старший инструктор лагеря

Сборы детско-юношеского военно-патриотического клуба «Святогор»:

1 июля - 7 июля

Программа сборов

Отец Геннадий (Липатов), диакон Борисоглебского на Устье мужского монастыря, руководитель военно-патриотического клуба «Святогор»

  1. учебно-тренировочные занятия по строевой, огневой и тактической подготовке, военной медицине, рукопашному бою

1 июля – 6 июля

Расписание занятий

Отец Геннадий (Липатов)

  1. военно-тактическая игра «Захват штаба»

7 июля

Условия игры

Отец Геннадий (Липатов)

Смена «Маугли»

8 июля - 15 июля

Программа смены

Малов В.Б., начальник лагеря «Русичи»

  1. учебно-тренировочные занятия по программе лагеря (приложение 1)

9 июля - 13 июля

Расписание занятий

Аристов В.Е., старший инструктор лагеря

  1. Игра на командообразование «В лабиринтах пещер»

10 июля

Разработка игры

Абросимова Т.А.

  1. итоговые соревнования

14 июля

Условия соревнований

Протокол соревнований

Дипломы, грамоты

Аристов В.Е., старший инструктор лагеря

Всероссийские патриотические полевые сборы «Юный турист-спасатель»

16 июля - 29 июля

Положение

Кочетков А.В., заместитель начальника ГУ МЧС России по Ярославской области, руководитель смены

  1. учебно-тренировочные занятия по программе лагеря;

16 июля - 25 июля

Расписание занятий

Аристов В.Е., старший инструктор лагеря

  1. вечерние игровые программы патриотической, экологической, командообразующей направленностей

17 июля - 25 июля

Расписание программ

Руководители команд-участниц (по графику)

  1. зачетный поход

Маршрутный лист

Кочетков А.В., заместитель начальника ГУ МЧС России по Ярославской области, руководитель смены

  1. экскурсия по историческим местам Борисоглебского МР

Фото, рисунки, минисочинения

Графенков А.В., инструктор СЮТур г.Ростов Великий

  1. итоговые соревнования:
  • ориентирование;
  • пожарно-прикладная эстафета;
  • конкурсная программа;
  • соревнования по поисково-спасательным работам (приключенческим гонкам)

26 июля – 28 июля

Условия соревнований

Протокол соревнований

Удостоверение участника Сборов

Дипломы, грамоты

Фото

Аристов В.Е., старший инструктор лагеря, главный судья соревнований

Конечная диагностика

30 июля-2 августа

Оценочный лист, минисочинения

Абросимова Т.А.

Экскурсия по г. Ростов Великий

2 августа

Фото

Графенков А.В., инструктор СЮТур г.Ростов Великий

  1. Анализ результатов

Анализ результативности проекта можно провести по следующим критериям:

Ожидаемые результаты

Критерии оценки

Привлечение к участию в проекте детей группы «риска» и детей, находящихся в СОП

Участие семи воспитанников данной категории в длительной реабилитационной смене.

Снижение показателей подростковой преступности по школе-интернату в летний период

Снижение показателей подростковой преступности по школе-интернату в летний период

Освоение программы «Юный турист-спасатель»

Получение квалификации «Юный турист-спасатель»

Успешное выступление на соревнованиях в рамках Всероссийских патриотических полевых сборов «Юный турист-спасатель»

Занятое место в зачете соревнований

Желание учащихся-участников проекта в получении дополнительного образования

Занятия в туристском объединении учащихся «Русичи»

Рост социальной активности в общественной жизни, на рынках образования и труда

По результатам анкетирования, наблюдения

Разработка и введение в практику кейсов творческих заданий для воспитанников по различным направлениям деятельности лагеря

Разработанные примеры кейсов творческих заданий по направлениям деятельности лагеря

  1. Перспективы развития проекта
  • Проект является примером одного из подходов к проведению работы по реабилитации и успешной социализации детей группы «риска» и детей, находящихся в СОП, в том числе с задержкой психического развития.
  • Проект представляет один из прецедентов взаимодействия субъектов различного направления и уровня по поводу реализации конкретной социальной программы.
  • Анализ ситуации показывает, что для достижения и закрепления результатов социальной и нравственной реабилитации требуется более длительный временной период, нежели каникулярное время - это следующий этап в развитии отношений лагеря «Русичи» и школы-интерната №1.
  • Дальнейшая реализация Проекта «Подарок от Русичей» сопряжена со значительными трудностями, но авторы и участники располагают достаточным потенциалом, опытом и желанием продолжить работу, рассчитывая при этом на организационную, методическую и финансовую помощь муниципальных и коммерческих структур.
  • Отдельные организационные и методические наработки проекта могут быть использованы в профориентационных, спортивно-оздоровительных, туристских и ОБЖ программах.

  1. Список литературы
  1. Абросимова Т.А., Малов В.Б. Комплексная программа детского лагеря «РУСИЧИ». – Борисоглебский, 2005
  2. Байбородова Л.В., Кириченко Е.Б. Памятка по работе с воспитанниками детских домов в ДОЛ – Ярославль: Изд-во Департамента образования Ярославской области, 2011
  3. Байбородова Л.В., Кириченко Е.Б. Формирование социальной ответственности и гражданской идентичности детей-сирот: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во Департамента образования Ярославской области, 2011
  4. Концепция детского полевого лагеря «Русичи». – Борисоглебский, 2007
  5. Практический курс «Основы безопасного поведения и жизнедеятельности в природной среде». – Борисоглебский, 2008

Приложение 1

Выдержка из комплексной программы детского лагеря «РУСИЧИ»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Безопасность дорожного движения

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители.

Дорога и ее составные части.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

Правила безопасного поведения пешехода на дорогах.

Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.

Правила безопасного поведения на дороге во время туристских мероприятий.

  1. Пожарная безопасность

Причины возникновения пожаров.

Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре.

Природные пожары (лесные, торфяные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.

Правила пожарной безопасности во время туристских мероприятий.

  1. Безопасное поведение на воде 

Безопасное поведение человека на водоемах

Правила безопасного поведения человека на водоемах.

Особенности состояния водоемов в разное время года.

Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду.

Правила безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Правила безопасного поведения на воде во время туристских мероприятий.

  1. Особенности водных путешествий

Техника гребли и управления байдаркой. Способы преодоления естественных препятствий с мерами обеспечения безопасности и страховки.

Применение спасательных средств.

Действия группы в аварийных ситуациях. Спасательные команды. Правила подъёма человека из воды на судно.

Техника преодоления водных препятствий. Виды переправ

Техника преодоления водных препятствий (река, озеро, болото).

Виды переправ (вброд, по бревну, навесная, по камням, «стенка» и т.д.).

Работа с «пострадавшим» на этапах.

  1. Бивак

Требования к безопасности на биваке.

Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ.

Приёмы установки палатки в различных условиях.

Использование тентов.

Индивидуальные укрытия.

Разведение костра.

Виды костров.

  1. Снаряжение туристской команды

Личное и групповое снаряжение.

Вес, цвет, скорость высыхания мокрого снаряжения, возможность использовать отдельные предметы для решения разных проблем.

Упаковка рюкзака.

Свет для работы ночью.

Защита от осадков.

Инвентарь для приготовления пищи.

  1. Питание в путешествиях

Гигиенические требования к приготовлению пищи.

Рацион, вес, скорость приготовления, упаковка.

Приготовление пищи на костре.

  1. Автономное жизнеобеспечение человека в природе

Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях.

Носимый аварийный запас.

Организация аварийной ночевки.

Разведение костра, в т. ч. без спичек.

Изготовление предметов первой необходимости (посуда, обувь, одежда, приспособления для охоты и рыбной ловли) из подручного материала.

Аварийные источники воды.

Организация питания.

  1. Поисково-спасательные работы в природной среде
  2. Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия.

Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними.

Укусы насекомых и защита от них.

Клещевой энцефалит и его профилактика.

  1. Ориентирование на маршруте

Определение сторон горизонта по признакам местных предметов и небесным светилам.

Компас. Азимут.

Карты, применяемые в туризме. Условные обозначения на картах.

Движение по карте, по азимуту.

Определение направления ночью, в условиях ограниченной видимости.

Аварийное ориентирование.

  1. Система связи между участниками команды

Сигнализация во время передвижения.

Сигналы бедствия. Международная кодовая таблица сигналов.

Работа с радиостанциями.

Аварийная сигнализация.

  1. Наблюдения за погодой. Прогнозирование погоды

Определение устойчивой погоды, её перемены.

  1. Обеспечение безопасности при проведении работ в условиях природной среды

Туристский травматизм.

Личное защитное снаряжение туриста.

Способы обеспечения страховки и самостраховки при проведении работ повышенного риска в условиях природной среды.

Прохождение естественных и технических препятствий, в т. ч. с «пострадавшим»

Верёвки, страховочные системы, каски, репшнур, карабины. Тормозные устройства, зажимы.

Обеспечение безопасности и технические приёмы движения в нормальных и усложнённых метеоусловиях, на подъёмах и спусках, на бродах, по болоту, в густом лесу и кустарнике, через завалы без применения специального снаряжения.

Узлы, применяемые в туризме, их прочность, назначение, использование.

Обеспечение безопасности и технические приемы движения при преодолении естественных и технических препятствий с применением специального снаряжения.

Наведение и снятие переправ и перил.

Работа с «пострадавшим» на этапах.

  1. Командные игры и тренинги

Упражнения и тренинги для развития умения работать в команде.

«Низкий» веревочный курс.

«Высокий» веревочный курс.

  1. Экологическая культура

Экологические нормы природопользования, правила в походе.

Общие гигиенические требования в походе.

Требования к одежде и обуви.

  1. Первая доврачебная помощь

Индивидуальный медицинский пакет.

Состав походной аптечки. Применение предметов аптечки по назначению.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Их использование.

Травмы и их предупреждение.

Первая доврачебная помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.

Первая доврачебная помощь при переломах.

Первая доврачебная помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

Первая доврачебная помощь при утоплении и удушении.

Первая доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении.

Первая доврачебная помощь при аллергических реакциях.

  1. Транспортировка «пострадавшего»

Правила и способы транспортировки пострадавших.

Изготовление носилок из подручных материалов.


[1]         Диагностика и анализ воспитательного процесса. Коллектив авторов/под ред. Е.Н. Степанова – М.: Педагогический поиск, 2010.

[2]         Спичак С.Ф., Синицын А.Г. Познай себя и других. Сборник методик. М., 1994.

[3]         Мотков. О.И. Психология самопознания личности. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Лето 2012"

Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, э...

Список литературы на лето 2012 для 8а класса.

Список литературы на лето 2012 по программе Коровиной В.Я.Древнерусская литература: Повесть о Горе и Злосчастии. Повесть о Шемякином суде. Повесть о Ерше Ершовиче. Русская литература 19 века: ...

Сценарий конкурса «Мистер и мисс лето-2012»

Цель:выявление и развитие творческих способностей и задатков у воспитанников  путём конкурсной деятельности в лагере «Родник»Задачи:- выявить всесторонне развитых участников;- активизация и...

Проект "Школьный двор 2012 - лето"

Аннотация:   Название образовательного учреждения: МОУ Староакульшетская ООШ: 665040 Иркутская область ; село Старый Акульшет ; улица Бирюсинская 30Название: Проект благоустройства шко...

Экспедиция Мега-клуба в бассейн реки Афипс Краснодарского края летом 2012 года

Презентация экспедиции Мега-клуба на педсовете в ЗДТДиМ....

Сценарий конкурса «Мистер и мисс лето-2012»

Цель: выявление и развитие творческих способностей и задатков у воспитанников  путём конкурсной деятельности в лагере «Родник»Задачи:- выявить всесторонне развитых участников;- активизация и разв...

Лето-2012

Традиционно летом, в июне месяце, был открыт оздоровительный детский лагерь при школе....