Программа кружка
методическая разработка (5 класс) на тему
В этом файле находится программа предметного кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТНОГО КРУЖКА
«Избранные вопросы математики»
Вид программы авторская
Направленность научно-техническая
Возраст обучающихся 10-12 лет
Уровень освоения предметно
ориентированный
Объем курса 144 часа
Срок освоения 2 года
Автор Лошакова Галина Валентиновна,
учитель математики БОУ г. Омска «Лицей №143»
2013-2014
Пояснительная записка
Срок реализации программы – 2 года. Программа ориентирована для учащихся 5-6 классов, из расчета4 часа в неделю. Программа кружка направлена на развитие учебно-познавательных способностей обучающихся, формирование учебной мотивации. Объектами изучения в программе на доступном уровне наряду с фуедаментальными математическими понятиями и законами присутствует метод построения модели, как метод познания и метод их теоретического анализа. Важнейшая задача современной школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки иумения, применять их на практике. Важно сохранить для каждого ребенка возможность развития индивидуальных способностей и таланта, предоставить ему свободу выбора, как в процессе образования, так и развития.
Программа состоит из ряда независимых глав и включает вопросы, углубляющие знания обучающихся по основным наиболее значимиым темам школьного курса и расширяющие их математический кругозор, много времени отводится на решение задач повышенной трудности. Это будет способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию наглядно-образного и абстрактного мышления, приобретение навыков творческого мышления.
Цель программы:
1. Приобретение новых знаний, умений и навыков в области математики.'-
2.Повышение общего уровня математической культуры, который позволит
обучающимся:
- Точно и грамотно излагать собственные рассуждения при решении задач;
- Приобрести устойчивые навыки решения не стандартных задач;
- Применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований;
- Продолжить пополнять математические знания из специальной литературы в процессе дальнейшей учебы.
Задачи данной программы:
- Познакомить учащихся с математическими методами исследования: наблюдение, анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- Сформировать навыки самостоятельной работы, исследовательской
деятельности с последующим представлением материала в различных формах (плакаты, газеты, буклеты, презентации).
- Формировать познавательный интерес к математике, развивать
творческие способности, формировать нестандартных логических конструкций.
способность к построению
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения, навыки и способы деятельности:
- Построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач.
- Выполнения расчетов практического характера, использования математических формул.
- Обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
- Проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, аргументированных и эмоционально убедительных суждений.
Содержание программы (5 класс).
В мире чисел (12 часов)
История математики. Великаны и карлики в мире чисел. Как люди научились считать. Как считали на Руси в старину и как писали цифры. Мир интересных чисел. История происхождения слова «миллион». Вопросы из математической истории» Цифры в пословицах и поговорках. Интересные действия с числами. Веселый счет. Знакомство с различными системами счисления (двоичная и троичная система счисления, пятеричная система счисления). Происхождение математических знаков. Происхождение дробей. Как возникли меры веса. Время, его измерения. (Год, месяц, неделя, сутки, час, минута. Солнечные часы, небесные часы, водяные часы). Как возникли меры длины? Возникновение мер площадей. История происхождения десятичных дробей. Приближенные значения чисел. Понятие о процентах.
Элементы математической логики (11 часов):
Предмет и задачи логики. Суждения. Дедуктивные и индуктивные умозаключения. Доказательство и опровержение. Аналогия. Логические таблицы (с использованием логических знаков).
Делимость натуральных чисел (7 часов).
Признаки делимости на 2, 3, 5,7, 9, 11, 13. Задачи на делимость чисел. Текстовые задачи на применение нок и нод.
Задачи повышенной трудности (24 часа)
Задачи на развитие внимания, на дроби, на совместную работу, на движение, на переливание (перекладывание), на взвешивание, на определение фальшивой монеты, на проценты, старинные задачи, задачи всех видов, комбинаторные задачи.
Наглядная геометрия (9 часов)
Наука геометрия. История возникновения. Геометрия Евклида, Лобачевского.
Геометрические тела (прямоугольный параллелепипед, куб). Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда. Задачи с разверткой. Задачи на разрезание, построение, «маленькие» задачи по геометрии.
Математические ребусы (9 часов)
Магические квадраты. Некоторые свойства точных квадратов. Геометрические головоломки со спичками. Веселое умножение и деление. Таблица умножения на пальцах. Что интересного в таблице умножения? Числовые загадки. Задания «на сообразительность».
Содержание программы (6 класс).
Делимость чисел(4 часа).
Признаки делимости (повторить). Делимость произведения. Делимость суммы и разности.
Поиски закономерностей (4 часа).
Рациональные приемы при вычислении значений выражений.
Системы счисления (4часа).
Позиционные и непозиционные системы счисления. Арифметические действия в позиционных системах счисления. Перевод чисел из одной системы в другую.
Решение текстовых задач повышенной трудности (17 часов).
Задачи на движение в одном направлении, на движение навстречу друг другу, на движение в противоположных направлениях. Задачи на движение по реке, на бассейны .. Задачи на совместную работу, на проценты, на пропорциональное деление. Задачи на переливание, на взвешивание, на разрезание. Задача Диофанта. Решение задач различными способами, задачи на доказательство от противного.
Уравнения (9часов)
Простейшие уравнения, содержащие модуль. Линейные уравнения, содержащие параметр. Решение задач с помощью уравнений. Применение уравнений с несколькими переменными при решении задач.
Наглядная геометрия (7 часов)
Центральная и осевая. симметрия в фигурах. Тетраэдр. Развертка тетраэдра. Что мы знаем о Пифагоре? Теорема Пифагора. Фигуры в пространстве.
Декартовы координаты на плоскости (5 часов).
Что такое координаты и для чего они служат? Рисуем по координатам. Круги Эйлера. Использование графов при решении логических задач.
Комбинаторика и теория вероятностей (4 часа)
Комбинаторные задачи. Случайные события Простейшие задачи на вероятность событий.
Мир чисел (6 часов)
Загадки и диковинки в мире чисел. История возникновения обыкновенных дробей. Действия с обыкновенными дробями. Действия с рациональными числами. История развития математических терминов и символов. Что мы знаем о процентах, цена одного процента.
Математические ребусы (12 часов)
Числовые головоломки. Большие числа. Расшифруйте (восстановите) запись. Веселые вопросы. Арифметическая смесь, числовые загадки. Математика в стихах.
Методические рекомендации.
Работа кружка строится на личностно-ориентированном подходе в обучении, направленном на самообразование и самовоспитание школьников, что позволяет развивать интерес к предмету, включить в процесс обучения всех учащихся, дает возможность всем ученикам проявить себя.
Задачи кружка реализуются через индивидуальные и групповые формы работы, построенные на использовании эвристических методов обучения и заданий когнитивного, креативного и деятельностного типа, предполагается самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой и компьютерными программами. В этом случае учитель выступает в роли консультанта.
Для проведения занятий кружка необходимо наличие в образовательном учреждении:
- Научной и учебной литературы.
- Мультимедийная библиотека по математике.
- Компьютерный класс с выходом в Интернет.
- Проектор с экраном.
Список литературы.
- Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после ypokob.-М.:Просвещение,1971.
- Гарднер М. Математические головоломки и развлечения.- М.: Мир,1971.
- Гарднер М. Математические досуги.- М.: Мир,1972.
- Гарднер М. Математические чудеса и тайны, - М.: Наука, 1982.
- Глейзер Г.И. История математики в школе в 5-6 классы. - М.: Просвещение,1981.
- Депман ИЯ. Мир чисел: Рассказы о математике, - Л.: Детская литература, 1982.
Учебный план.
«Избранные вопросы математики, 5»
Таблица 1.
№ п/п | Тема занятий кружка | Кол-во | Дата | ||
часов | про ведения | ||||
Глава 1 | |||||
В мире чисел | 12 | ||||
1.1 | История математики. Великаны и карлики | 1 | |||
. | |||||
в мире чисел | |||||
1.2 | Как люди научились считать. Как считали | 1 | |||
на Руси в старину и как писали цифры. | |||||
1.3 | Мир интересных чисел. История | 1 | |||
происхождения слова «миллион». | |||||
1.4 | «Вопросы из математической истории | 1 | |||
арифметики». Цифры в пословицах и | |||||
поговорках. | |||||
1.5 | Интересные действия с числами. Веселый | 1 | |||
счет. | |||||
1.6 | Знакомство с различными системами | 1 | |||
счисления. | |||||
1.7 | Происхождение математических знаков. | 1 | |||
Происхождение дробей. | |||||
1.8 | Происхождение дробей. Как возникли | 1 | |||
меры веса. | |||||
1.9 | Время, его измерения. (Год, месяц, неделя, | 1 | |||
сутки, час, минута. Солнечные часы, | |||||
небесные часы, водяные часы). | |||||
1.10 | Как возникли меры длины? Возникновение | 1 | |||
мер площадей. | |||||
1.11 | История возникновения десятичных | 1 | |||
дробей. Приближенные значения чисел. | |||||
1.12 | Понятие о процентах. | 1 | |||
Глава 2 | |||||
Элементы математической логики | 11 | ||||
2.1 | Предмет и задачи логики. Суждения. | 1 | |||
2.2 | Дедуктивные умозаключения. | 1 | |||
2.3 | Индуктивные умозаключения. | 1 | |||
2.4 | Школьный этап Всероссийской олимпиады | 2 | |||
школьников по математике. | |||||
2.5 | Доказательство и опровержение. Аналогия. | 1 | |||
2.6 | Логические таблицы. | 1 | |||
2.7 | Задачи логического характера. | 4 | |||
Глава 3 | |||||
Делимость натуральных чисел. | 7 | ||||
3.1 | Признаки делимости на 2,5, 10. | 1 | |||
3.2 | Признаки делимости на 3, 9. | 1 | |||
3.3 | Признаки делимости на 7, 11, 13. | 1 | |||
3.4 | Задачи на делимость чисел | 2 | |||
3.5 | Текстовые задачи на применение НОК | 2 | |||
НОД. | |||||
Глава 4 | |||||
Задачи повышенной трудности | 24 | ||||
4.1 | Задачи на развитие внимания. | 1 | |||
4.2 | Задачи на дроби. | 3 | |||
4.3 | Викторина | 1 | |||
4.4 | Задачи на совместную работу. | . | 3 | ||
4.5 | Задачи на движение. | 4 | |||
4.6 | Задачи на переливание (перекладывание) | 2 | |||
4.7 | Задачи на взвешивание. | 1 | |||
4.8 | Задачи на определение фальшивой монеты. | 1 | |||
4.9 | Задачи на проценты. | 4 | |||
4.10 | Старинные задачи. | 1 | |||
4.11 | Задачи всех видов. | 1 | |||
4.12 | Международный конкурс «Кенгуру». | ||||
4.13 | Комбинаторные задачи. | 2 | |||
Глава 5 | |||||
. Наглядная геометрия. | 9 | ||||
5.1 | Наука геометрия. История возникновения. | 1 | |||
Геометрия Евклида. Геометрия | |||||
Лобачевского. | |||||
5.2 | Геометрические тела. Прямоугольный | 2 | |||
параллелепипед. Куб. Развертка куба, | |||||
прямоугольного параллелепипеда. Задачи с | |||||
разверткой. | |||||
5.3 | Задачи на разрезание. | 1 | |||
5.4 | Задачи на построение. | 2 | , | ||
5.5 | «Маленькие» задачи по геометрии. | 2 | |||
Глава 6 | |||||
Математические ребусы. | 9 | ||||
6.1 | Магические квадраты. | 1 | |||
6.2 | Некоторые свойства точных квадратов. | 1 | |||
6.3 | Геометрические головоломки со спичками. | 1 | |||
6.4 | Веселое умножение и деление. Таблица | 1 | |||
умножения на пальцах. Что интересного в | |||||
таблице умножения? | |||||
6.5 | Числовые загадки | 1 | |||
6.6 | Задания « на сообразительность». | 1 | |||
6.7 | Интеллектуальная игра «Умники и | 3 | |||
Умницы». | |||||
Итого | 72 |
Избранные вопросы математики, 6»
Таблица 2.
№ п/п | Тема занятий кружка | Кол-во | Дата | ||
часов | проведения | ||||
Глава 1. | |||||
Делимость чисел | 4 | ||||
1.1 | Делимость произведения | 2 | |||
1.2 | Делимость суммы и разности | 2 | |||
Глава 2. | |||||
Поиски закономерностей | 4 | ||||
2.1 | Рациональные приемы при вычислении | 2 | |||
значений выражений | |||||
2.2 | Магические квадраты | 2 | |||
Глава 3. | |||||
Системы счисления | 4 | ||||
3.1 | Непозиционные и позиционные системы | 2 | |||
счисления | |||||
3.2 | Арифметические действия в позиционных | 2 | |||
системах счисления. Перевод чисел из одной | |||||
системы в другую | |||||
Глава 4. | |||||
Решение текстовых задач повышенной | 17 | ||||
трудности | |||||
4.1 | Задачи на движение по земле | 1 | |||
4.2 | Задачи на движение по реке | 2 | |||
4.3 | Школьный этап Всероссийской олимпиады | ||||
школьников по математике | |||||
4.4 | Задачи на бассейны | 1 | |||
4.5 | Задачи на совместную работу | 2 | |||
4.6 | Задачи на дроби | 2 | |||
4.7 | Задачи на проценты | 2 | |||
4.8 | Задачи на пропорциональное деление | 1 | |||
4.9 | Задачи на переливание | 1 | |||
4.10 | Задачи на взвешивание | 1 | |||
4.11 | Задачи на разрезание | 1 | |||
4.12 | Задача Диофанта | 1 | |||
4.13 | Бенефис одной задачи (решение задач | 1 | |||
различными способами) | |||||
4.14 | Задачи на доказательство от противного | 1 | |||
Глава 5. | |||||
Уравнения | 9 | ||||
5.1 | Простейшие уравнения, содержащие модуль. | 2 | |||
5.2 | Линейные уравнения, содержащие параметр | 2 | |||
5.3 | Викторина | 1 | |||
5.4 | Решение задач с помощью уравнений | 2 | |||
5.5 | Применение уравнений с несколькими переменными при решении задач | 2 | |||
| Глава 6. | ||||
Наглядная геометрия | 7 | ||||
6.1 | Центральная и осевая симметрия в фигурах. | 2 | |||
6.2 | Тетраэдр. Развертка тетраэдра | 2 | |||
6.3 | Что мы знаем о Пифагоре? Теорема Пифагора. | 2 | |||
6.4 | Фигуры в пространстве. | 1 | |||
Глава 7. | |||||
Декартовы координаты на плоскости | 5 | ||||
7.1 | Что такое координаты и для чего они служат? | 1 | |||
7.2 | Рисуем по координатам | 2 | |||
7.3 | Круги Эйлера | 1 | |||
7.4 | Международная игра «Кенгуру» | ||||
7.5 | Использование графов при решении логических | 1 | |||
задач. | |||||
Глава 8. | |||||
Комбинаторика и теория вероятностей | 4 | ||||
8.1 | Комбинаторные задачи | 2 | |||
8.2 | Случайны ли случайные события? | 2 | |||
Глава 9. | |||||
Мир чисел | 6 | ||||
9.1 | Загадки и диковинки в мире чисел | 1 | |||
9.2 | История возникновения обыкновенных дробей. | 1 | |||
9.3 | Действия с дробями | 1 | |||
9.4 | Интересные действия с рациональными числами | 1 | |||
9.5 | История развития математических терминов и | 1 | |||
символов. | |||||
9.6 | Цена одного процента | 1 | |||
Глава 10. | |||||
Математические ребусы | 12 | ||||
10.1 | Числовые головоломки | 1 | |||
10.2 | Много ли это? (Большие числа) | 1 | |||
10.3 | Расшифруйте | 1 | |||
10.4 | Веселые вопросы | 1 | |||
10.5 | Арифметическая смесь | 1 | |||
10.6 | Числовые загадки | 1 | |||
10.7 | Задачи «на сообразительность» | 1 | |||
10.8 | Геометрические головоломки | 1 | |||
10.9 | Математика в стихах | 1 | |||
10.10 | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | 3 | |||
Итого | 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....
Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"
Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...
Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, по МХК. А также программы кружков ИЗО и Компьютерной графики.
Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, (Дидактические иллюстрации в альбоме). Долго тогда спорил с Неменским. Он предлагал блоки по четвертям, мне видились блоки по годам обучения. Свою идею ...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Программа кружка «Хоровое пение» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС НОО)
Данный материал содержит примерную программу по дополнительному образованию обучающихся в начальной школе (в рамках реализации программы ФГОС НОО) по художественно - эстетическому направлению....
2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.
Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...
Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.
Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...