"Работа над развитием музыкальных способностей"
методическая разработка по теме

Толстикова Ольга Александровна

Развитие музыкальности у учащихся, музыкального слуха, ритма и музыкальной памяти, а также роль семьи в развитии музыкальных способностей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ ДОД ДШИ ст. Крыловской

Методическая работа:

«Работа над развитием

музыкальных способностей»

Преподаватель – Толстикова О.А.

ПЛАН РАБОТЫ

1. Развитие музыкальности у учащихся.

2. Музыкальный слух.

3. Ритм.

4. Музыкальная память.

5. Роль семьи в развитии в музыкальных способностей.

             Обучение игры на музыкальных инструментах требует комплекса различных музыкальных способностей. Очень важно наличие у учащихся определенной предрасположенности к занятиям музыкой, склонность мыслить музыкально-художественными образами, наличие творческой фантазии, образно-эмоциональному восприятию и образно-эмоциональной передачи. К понятию «Музыкальные способности» относятся: музыкальность, музыкальный слух и ритм.

        Педагогу необходимо выяснить индивидуально у каждого ребенка музыкальные способности, наличие исполнительских задатков. В основном все люди наделены в той или иной степени музыкальными способностями. Развитие всех музыкальных задатков осуществляется при условии сознательной и систематической деятельности человека, вызывающей к активизации каждого вида способностей в отдельности, а так же в комплексе.

        Музыкальность – это способность чувствовать красоту и выразительность музыки, воспринимать  звуках музыкального произведения определённое художественное содержание, а исполнителю – воспроизвести это содержание. Для развития музыкальности необходимо проводить уроки, умело и ярко всесторонне  раскрывать развитие, больше слушать музыки в хорошем исполнении. Музыка затрагивает все области деятельности человека. Следовательно человек должен быть в курсе всех происходящих событий (это и спорт, и природа, и история, и литература, и кино и т.д.). Чем глубже это познание, тем лучше это отразится на развитии музыкальности.

        Музыкальный слух – это очень сложное понятие, которое включает в себя такие понятия как:

     1.  звуковысотный (мелодический и гармонический)

      2. звуковые колориты (тембры). Характерен человеческий голос (сопрано, альт).

     3.динамический слух. Одни дети не любят тихое звучание, другие – наоборот.

     4. ритмическая сторона.

        Говоря о слухе, необходимо иметь ввиду понятие о внешнем и внутреннем. Внешний слух – это отчетливое восприятие реально звучащей музыки, исполняемой другим исполнителем или отчетливое восприятие своей игры.

        Внутренний слух:

          1.  конкретное припоминание музыки, услышанной в чьем-то    исполнении;

        2. припоминание собственного исполнения;

        3. формирование звуковых представлений при мысленном прочтении;

        4. формирование конкретного исполнительского замысла;

        5. способность предвосхищать развертывание музыки во время игры.

        Музыкальный слух развивается тем лучше, чем активней и деятельнее он будет участвовать при работе над произведениями и при слушании других произведений.

        Важное условие – неустанный контроль слуха, постоянный поиск красочного и выразительного слуха, умение находить образное сравнение. Важно учить учащихся слушать музыкальную ткань дифференцированно, т.е. слушать различные голоса: мелодические, гармонические, ритмические обороты. Развитию слуха способствует работа над различными произведениями по характеру, стилю, жанрам. Развитию внутреннего слуха способствуют занятия транспонированием,  подбором по слуху, импровизации, мысленным проигрыванием малых и больших отрезков произведения.

        Ритм – один из важнейших выразительных элементов музыкальной речи. Ритм тесно связан с метром. Для его развития необходимо научить учащихся умению постоянно следить и контролировать ритмическую основу, необходимо ученика приучать хорошо ощущать размер пьесы, выразительное значение сильных долей, являющихся кульминационным моментом во многих произведениях. Важно научить ученика играть не по тактам, а по фразам, предложениями,  периодам. Это способствует воспитанию чувства формы, художественному ощущению ритма.

        Развитию ритма способствуют такие занятия:

1. записывание или отстукивание учеником ритмических рисунков отрывков изучаемых произведений.

           2. умение самим учеником сочинять ритмические рисунки.

        Музыкальная память – понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти. Для развития музыкальной памяти необходимо создавать благоприятные условия (чем активней будет работать мышление, тем отчетливей в голове будет оставаться то, над чем работает).

        Иногда чрезмерное внимание развития одного вида памяти тормозит развитию других видов.

        Например: запоминание аппликатуры, двигательной моторики может тормозить развитию слуховой памяти и наоборот.

        Представляется трудным умение так организовать направляющее внимание ученика на все виды памяти, чтобы они работали и развивались гармонично. Чем глубже учащийся вникает в существо музыкального образа, логику, ладово-гармоническую, ритмическую основу, вплоть до всех мелких деталей, тем лучше он запомнит произведение.

        Для воспитания и развития навыков самостоятельного мышления можно рекомендовать следующие формы работы с учениками:

        1. Устный отчет о подготовке домашнего задания: чего было труднее         добиться; какими способами устранялись встретившиеся трудности;         каков был режим занятий и т.д.

        2. Самостоятельный анализ своего исполнения на уроке: указать на         допущенные ошибки и наметить способы их устранения; оценить свою         игру; сделать разбор исполнения своего товарища, особенно тех         произведений, которые ученик сам играл прежде и хорошо изучил.

        3. Самостоятельный устный и практический разбор на инструменте         нового задания в классе под наблюдением педагога.

        4. Совместная характеристика замысла или настроения произведения и         анализ средств музыкальной выразительности, использованных         композитором.

        5. Определение особенностей произведения: его характер (песенный,         танцевальный, маршевый и т.д.), лад, размер, границы фраз,         динамические оттенки, повторяющиеся элементы фрактуры и т.д.

        Занятия по анализу музыкальных произведений целесообразно начинать с песенного материала, так как связь мелодии и слова способствуют более яркому образному восприятию художественного содержания, заостряет внимание ученика на музыкальном языке как средство выражения различных  мыслей, и, следовательно, интенсивно развивается его художественное  мышление и вкус.

        Необходимо учитывать, что занятия на любом инструменте требуют от ученика силы и выносливости. Педагог должен вовремя заметить признаки усталости и сделать небольшой перерыв или изменить характер деятельности ученика. Педагог должен придерживаться ровного, спокойного тона в отношениях с учениками. Чрезмерные похвалы, как и резкие порицания, излишне возбуждают детей и отвлекают от выполнения стоящих перед ними задач. Педагогическая практика выработала индивидуальную форму планирования работы с учениками по специальности. Индивидуальный план строится на основе учебной программы и на учете индивидуальных особенностей учащегося. В основе отбора художественного материала должно лежать требование последовательного и разностороннего развития ученика: его художественного вкуса, мышления, эмоционального строя, технического мастерства. Чем шире круг музыкальных образов, чем разнообразнее стилистические особенности, язык исполняемых произведений, тем больше условий для решения этой задачи.

        Воспитанию творческого отношения ученика к музыкальному произведению способствует работа над сочинениями современных композиторов, которые, как правило, не имеют устоявшихся традиций исполнения. Это вынуждает и ученика, и педагога давать свою трактовку, свое толкование содержания пьесы, искать новые исполнительские средства. В учебный репертуар ребенка необходимо включать пьесы, написанные специально для детей. Их эмоциональная сфера близка интересам, переживаниям, образным представлениям ребенка, учет возрастных особенностей которого является одним из принципиальных требований индивидуального планирования. Каждая избираемая пьеса должна хорошо сочетаться со всей программой, как бы дополняя одна другую. Необходимо так же, предусмотреть одно-два произведения, которые войдут в дальнейшем в постоянный репертуар ученика. Этот постоянный репертуар должен расти из года в год, пополняясь высокохудожественными и разнообразными пьесами. Реализация индивидуального плана происходит в учебном процессе в форме индивидуального урока. Эта форма должна быть гибкой и соответствовать задачам, поставленным педагогом. Она может меняться даже в процессе оного урока в зависимости, например, от подготовленности ученика к занятиям, его состояние. В то же время каждый урок по форме имеет общие компоненты.

        На уроке в момент проверки домашнего задания рекомендуется дать возможность ученику «высказаться» до конца. Некоторые педагоги оставляют игру ученика на первых тактах заданной пьесы или этюда при наличии даже незначительных ошибок. Это отвлекает ученика от задачи, поставленной педагогом на предыдущем уроке. Намного правильнее будет не прерывать игру. Тогда создается  общее представление о качестве выполнения домашнего задания.

        Развитие новых навыков и сообщение новых знаний может происходить как на материале домашнего задания, так и на новом материале. Это самая насыщенная и большая по времени часть урока. На каждом занятии ученик должен получать новое – только тогда будет происходить его движение вперед. Педагогу следует четко и заранее планировать объем и содержание этой части урока.

        Значительную помощь школе в воспитании у ребенка увлечения музыкой может оказать семья. Домашнее музыкальное  воспитание не должно сводиться лишь к обучению игре на  музыкальном инструменте. Большое внимание следует уделять воспитанию эстетических потребностей, вкусов, интересов у детей, развитию их творческих способностей. В домашнем музыкальном воспитании очень важен учет возрастных особенностей детей. В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребенка интереса к музыке приобретает особую остроту. Это прежде всего связано с бурным развитием средств массовой информации. Никогда еще музыка не была столь доступна во всем своем многообразии буквально каждому. Это в определенной форме благотворно влияет на развитие личности. Но не следует забывать и об отрицательных сторонах этого процесса. Домашнее потребление музыки в ряде случаев может и не привести к  действительному развитию личности. Семье необходимо активно включаться в воспитание у детей интереса к художественно ценным музыкальным произведениям. Выполнение этой задачи требует от родителей определенной педагогической подготовленности. Родителей следует учить организовывать домашнее музицирование ребенка (пение, слушание, игру на детских музыкальных инструментах, движения под музыку). Родителям важно обратить внимание на то, чтобы ребенок не пел слишком громко, не переходил во время пения на крик. Хорошо, если взрослые будут петь вместе с ребенком, но и не только петь, но и постоянно стимулировать его желание проникнуть в содержание исполняемого. Очень важно своевременно заметить наступление предмутационного состояния, когда у школьника может несколько сократиться диапазон голоса, появится некоторая неловкость при пении, усталость после него, небольшие изменения в качестве звучания, снижается звонкость. У девочек эти признаки выражены гораздо меньше. Учителю нужно тщательно отбирать репертуар, соответствующий певческому развитию школьников, уровню их общемузыкального развития.

        На основании детального изучения программных требований соответствующего класса, учета всех индивидуальных способностей ученика и строгого соблюдения дидактического принципа доступности и последовательности педагогу необходимо найти оптимальный вариант полугодового индивидуального плана работы ученика. Примерные репертуарные списки  и программы академических концертов рассчитаны на различную степень развития учащихся. В то ж время педагогу предоставляется право расширять репертуар в соответствии с индивидуальными особенностями развития учеников.

        Работу над произведением хорошо завершить публичным выступлением ученика, выступление на концерте, экзамене, академическом вечере всегда приносит новое, неожиданное ощущение.

        После концерта, на очередном уроке, надо указать на допущенные ошибки, дать оценку игре и поощрить ученика. Таким образом, концертное выступление становится частью учебного процесса: оно завершает работу над репертуаром и дает материал для дальнейших занятий.    

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

Список используемой литературы:

     

        1. С. П. Истратова «Основы эстетического воспитания»

        2. Ю. Москаленко «Еще раз о фортепиано»

        3. Т. Смирнова «Фортепиано – интенсивный курс».

     

     

     

     

     

       

     

     

 

        

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа: “Развитие музыкальных способностей в школьном возрасте”

Развитие музыкальных способностей в школьном возрасте....

Разработка открытого урока по хору "Игровые моменты в вокально-хоровой работе над произведениями в хоре 1 класса,развитие музыкальных способностей".

В данной разработке представлены различные игровые формы и методы  вокально-хоровой работы  над музыкальным произведением в хоре....

«РАБОТА НАД РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ АНСАМБЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮНОГО ПИАНИСТА».

Главная задача преподавателя – пианиста детской музыкальной школы состоит в том, чтобы  активизировать творческое начало личности ребенка, научить играть его на рояле  посредством неиссякаем...

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"....

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...