Использование национальных традиций бисероплетения как фактор развития творческих способностей учащихся
статья по теме
Предварительный просмотр:
Лукьяненко Л. А.
Использование национальных традиций бисероплетения как фактор развития творческих способностей учащихся
Сегодня в практике преподавания технологии ясно наметилась тенденция использования творческого опыта представителей разных национальностей, развивающих народное декоративно-прикладное и изобразительное искусство.
В системе художественно-эстетического развития учащихся важную роль играет интеграция уроков с внеклассными и внешкольными мероприятиями. Это путешествие по родному краю и городам России, сплавы, походы, экскурсии, родительские праздники, пленэры, участие в конкурсах экологических плакатов, фестивалях юных модельеров, районных и городских выставках. Все это позволяет обогатить палитру впечатлений, задать вечные вопросы о смысле жизни, человеческого назначения, о поиске гармонии, а затем на учебных занятиях в мучительных размышлениях попытаться найти ответы на эти волнующие вопросы.
Каждый человек от природы наделен потенциалом творчества. Способности к творчеству, т. е. способности самостоятельного созидания нового, носят индивидуальный и полимерный характер, они также разнообразны, как разнообразны виды человеческой деятельности.
Они естественнее всего проявляются в повседневных видах деятельности, таких как учебно-познавательная, художественная, спортивная, организаторская, трудовая. При этом данные от природы, индивидуальные способности могут реализоваться на различном уровне. В педагогическом опыте каждый учитель убеждается, как с изменением жизненных обстоятельств, мотивации, характера педагогического взаимодействия и других условий повышается или понижается уровень проявления творчества, потенциала способностей ученика.
Отсюда ясно, что характер педагогического процесса по вышивке бисером и бисероплетению – важнейший фактор регулирования творческих способностей учащихся. Педагогический процесс должен преобразовываться так, чтобы он обеспечивал проявление максимально возможное развитие творческих способностей. Открытие нового – есть самостоятельное действие личности. Будет ли реализована возможность созидания нового, объективно заложенная в усложняющееся содержание образования, зависит не только от развитости интеллектуальных умений, но и от их самостоятельного проявления творческого потенциала. А наиболее обоснованным показателем реального развития интеллектуальных действий является их самостоятельное проявление. Можно усваивать сложный, проблемный материал, но учитель все расскажет, докажет, обоснует, сформулирует выводы, покажет образец мышления, а для учащихся процесс познания окажется репродуктивным. Или учитель демонстрирует эвристический способ познания – мышления, учащиеся отслеживают, запоминают, затем повторяют процесс – для них сам эвристический способ предстает на уровне «образца». Учитель усложняет (для учащихся) процесс: новое явление рассматривает эвристическим способом совместно с учащимися; степень самостоятельности творчество на уровне эвристики.
Творчество вышивки бисером, как способ социального поведения изобретено человечеством для реализации идей – плодов активного человеческого воображения. Это творчество все больше и больше специализируется, и творцы, как птицы далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга.
При работе с бисером следует придерживаться общедидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности от простого к сложному и др.
Особо следует остановиться на принципах научности и достоверности, чтобы избежать педагогических ошибок.
Следует обратить внимание на некоторые моменты при изготовлении изделий из бисера, изображающих животных или растений:
1. Изделия из бисера и стекляруса не могут и не должны служить копией природного прототипа. В них обязательно должно присутствовать декоративный компонент, и в то же время эти изделия обязательно должны быть в достаточной мере приближены по достоверности к природным образцам, хотя могут иметь несколько обобщенный вид.
2. Не весь предлагаемый материал надо использовать для бесед на уроках. Объем природоведческих знаний зависит от возраста учащихся. При этом следует учитывать, что педагог всегда должен знать больше своих учеников. Некоторые дети на уроке могут задавать самые различные и порой непредсказуемые вопросы. Использование уже подобранного познавательного и занимательного материала позволит учителю больше времени уделить подготовке образцов изделий и проработке этапов объяснения и показа на уроках.
3. Во время проведения беседы педагог должен обратить особое внимание на то, как строение того или иного объекта: природы влияет на выбор материала для работы и на используемые технологические приемы.
Одним из острых проблем современной школы является формирование познавательной активности школьников. Зачастую приходиться наблюдать, как учащиеся, переходя из класса в класс, утрачивают первоначальный интерес к учению, у них возникает неуверенность в своих способностях и возможностях, теряется вера в свои силы и успех. Причины такого явления могут быть разными. Причиной может являться характер межличностных отношений, которые складываются между учителем и классом в целом, учителем и учащимися, между самими учащимися.
Межличностные отношения школьников во многом зависит от возрастных особенностей детей. Зная их и учитывая в своей работе, учитель всегда может помочь ребенку в создании таких межличностных отношений в классе, которые не могут служить источником возникновения психологических барьеров (интеллектуальных, эмоциональных, личностных) для возможностей творческих самовыражений.
Содержательные требования программы технологии, в частности, по разделу «Рукоделие», неизбежно ставят перед нами такие педагогические задачи:
● До сознания учащихся необходимо довести причины общественной потребности обучения рукоделию в высоком уровне технологического образования. Пусть школьники сами проникнуться ответственностью за свое будущее.
● Желательно на уроках по рукоделию постепенно подводить учащихся к проектно-творческой системе трудового обучения. Если она станет основной, то самостоятельная деятельность школьников окажется приоритетной формой организации учебного процесса, следовательно, будет развиваться, готовить к тому, чтобы, как во взрослой жизни надеяться прежде всего на себя.
● Систематические занятия рукоделием по схеме « от проблемы до новой проблемы», когда освоенная тема дает толчок к новым поискам, формируют творческую личность.
● Привычка к выполнению всех производственных процедур – от выбора материалов и разработки конструкций, до поиска технологии и ее точности выполнения, дает чувство уверенности в своих силах. Такой человек легко адаптируется в любых сферах и начинает творить с высокой степенью отдачи.
Характер педагогического процесса по вышивке бисером и бисероплетению – важнейший фактор регулирования творческих способностей учащихся. Педагогический процесс должен преобразовываться так, чтобы он обеспечивал проявление максимально возможное развитие творческих способностей. Открытие нового – есть самостоятельное действие личности. Будет ли реализована возможность созидания нового, объективно заложенная в усложняющееся содержание образования, зависит не только от развитости интеллектуальных умений, но и от их самостоятельного проявления.
литература
Аполозова, Л. М. Бисероплетение / Л. М. Аполозова. – М. : Культура и традиции, 1997. – 112 с. : ил.
Кругликов, Г. И. Вовлечение в творчество – путь к успеху в обучении технологии / Г. И. Кругликов // Школа и производство. – 2002. – № 3. – С. 10–11.
Сапожников, В. В. Подготовка к уроку технологии / В. В. Сапожников. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2003. – 34 с. : ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городской научно-практический семинар "Информатизация образовательного процесса как фактор развития творческих способностей учащихся".
Учителя школ города делятся опытом....
Выступление "Использование национально-регионального компонента, как метод развития творческих способностей учащихся при обучении иностранному языку"
В материале рассмотрен проблема развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка...
Развитие творческих способностей учащихся в бисероплетении
Актуальность темы я считаю в том, что для педагога задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой: с одной стороны нужно для каждого уч-ся создать таки...
Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9 классы) на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности.
Помощь предмета изобразительное искусство в подростковом периоде для учащихся 5-9 классах...
Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности
Развитие творческих способностей учащихся средней школы (5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов азвития личности...
«Использование элементов краеведения, экологии, этнографии для развития творческих способностей учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы»
Презентация о специфики работы учителя географии в малокомплектной, малочисленной школе....