Методическая разработка познавательной беседы с игровыми элементами по правам человека
методическая разработка на тему
Методическая разработка познавательной беседы с игровыми элементами по правам человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТА НАЗЫВАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ»
познавательной беседы с игровыми элементами
по правам человека
Направленность: Социо – культурная
Тип: Познавательно – игровая
Цель:
- упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях, формировать в подростковой среде понимания своей гражданской значимости.
Задачи:
- развивать правовое мировоззрение;
- формировать представления о социальных ролях ребенка в обществе;
- учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- воспитывать чувство уважения к другим людям.
Возраст: 11 – 12 лет
Продолжительность программы: 45 минут
Форма проведения: Беседа с элементами игры.
Форма организации работы: Групповая
Ожидаемый результат: Формирование четкого разграничения понятий: свобода прав и безответственность.
Особенности реализации программы: Использование игровых форм.
Сценарий беседы.
Ведущий: Добрый день, ребята. Сегодня мы вместе с вами будем говорить на очень важную, серьезную, взрослую тему. О чем? О том, что очень важно понимать, что мы все с вами разные, но в своих правах мы равны, не зависимо от цвета кожи, волос, возраста, фигуры, достатка. Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.
Очень важно научиться принимать окружающих нас людей такими, какие они есть, они не хуже нас, а просто другие. О том, как важно уметь общаться друг с другом, не посредством социальных сетей, как важно уметь решать конфликты не грубостью и силой, а словом. О том, как важно оставаться самим собой, не отступать от своих принципов в угоду моде.
Теперь мне бы хотелось познакомиться с каждым из вас.
Игра. «Звали, зовут, будут звать...»
Ребята все по очереди, произносят:
«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».
Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление. (Идет знакомство с участниками).
Ведущий: Тема, которую я предлагаю вам рассмотреть – Наши права и обязанности. У каждого из нас есть права и обязанности, потому что мы живем не на необитаемом острове, а в обществе. И от того где мы находимся, кто рядом с нами зависит какие обязанности мы выполняем, какие права мы имеем. Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций. Это и есть социальная роль. Значит, каждый из нас играет роль. А какую? А одну ли? А какие правила у этой игры по ролям?
Давайте разбираться постепенно.
Я предлагаю вам разыграть постановку «Театр - экспромт». Сейчас я раздам вам роли, ваша задача – внимательно слушать мой рассказ и когда я назову вашу роль выйти и изобразить то, что о вас говорится.
Каждый участник постановки получает две таблички – синюю и красную.
Синяя – социальная роль, красная – законодательный документ.
Гражданин - Конституция
Ученик - Устав школы
Я - сын - Семейный кодекс
Покупатель - Закон о правах потребителя
Я - ребенок - Конвенция о правах ребенка
Хулиган - Уголовный и Административный кодекс
Рабочий - Трудовой кодекс
Текст сказки: В одном небольшом городе, а может и в большом, а может и не в городе, живу Я. (Выходит Я). Я – разный, маленький, взрослый, высокий, низкий, худой и не очень, блондин, брюнет или шатен. Живу не тужу, ем, пью. Где бы я не находился, но раз я на свет родился, должен свои обязанности выполнять и другим о своих правах напоминать.
Вот Я – УЧЕНИК (выходит) примерно сижу на уроке в любимой школе, а может и не примерно, а может и не сижу, а бегаю на перемене.
Вот Я – СЫН ИЛИ ДОЧЬ, не важно. Сижу на кухне в ожидании обеда, а может с папой в гараже, вожусь у мопеда или с мамой иду в магазин. Главное, что Я не один.
Вот Я - ПОКУПАТЕЛЬ. В булочной хлеб покупаю, а может в « Ленте» себе портфель выбираю. А может за интернет плачу или в секцию записаться хочу.
А это Я в будущем – РАБОЧИЙ ИЛИ СЛУЖАЩИЙ. Зарплату мне начисляют, я налоги плачу, в отпуск хожу, а может сам важные приказы пишу.
А вот ХУЛИГАНОМ Я быть не желаю, за свои действия и мысли ведь я сам отвечаю. Никому вреда не причиняю, с опасными привычками не дружу и в плохие компании не вхожу.
А это Я – РЕБЕНОК. Хотя по закону этот статус ношу до 18 летия и взрослеть я не спешу. Хорошо и без взрослых забот на свете живу.
Я – ГРАЖДАНИН. Главная роль за каждым из нас, будущее государства зависит от нас. Вырасту - стану политиком или бизнесменом известным, а может киногероем, а может спортсменом или учителем или в конкурсе « Лучший автослесарь» победителем. Буду страну свою представлять на церемониях, переговорах, на пьедестале буду стоять, и гимн России в мою честь будет звучать.
И это еще не весь список наших ролей. Каждый день мы приобретаем новый статус. Я прошу вас перевернуть карточки. Посмотрите, каждая наша роль в обществе имеет свой свод правил, законов. Они и определяют наши права и обязанности. Представляете сколько их у нас!
Главный свод законов государства – Конституция.
Конституция РФ была принята 12 декабря 1993г. Состоит она из 9 глав. В ней оговорено все: 1,3,4,5,6гл.- политический строй государства, обязанности президента, правила избрания законодательных служб.
2 гл.- Права и свободы гражданина.
7гл.- Судебная власть.
8 гл.- Местное самоуправление.
9 гл.- Возможность изменения конституции.
В нашей Конституции, во - первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.
Во – вторых, объясняется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РФ.
В – третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что - нельзя.
Какие же права и свободы имеет человек в нашем государстве? Я предлагаю вам это выяснить в ходе игры. Вы разделитесь на две команды. Первая команда зачитывает пословицу или поговорку, а второй команде предстоит из своих карточек выбрать то право человека, о котором говорится в пословице.
- Правда суда не боится. ( Право на защиту своих интересов).
- Жить - Родине служить. ( Право принимать участие в управлении своей страной).
- Грамоте учиться – всегда пригодится. ( Право на образование)
- Всякому мила своя сторона. ( Право на свободу передвижения)
- Делу - время, а потехе – час. ( Право на отдых и досуг)
- Дело мастера боится. (Право на труд)
- При солнышке тепло, при матери – добро. ( Право на достойный жизненный уровень в семье)
- Дружба дружбой, а денежки врозь. ( Право на достойное вознаграждение за свой труд)
- Хочешь калачи, так не сиди на печи. ( Право на труд)
Вы - граждане своего государства, тоже имеете права и обязанности.
|
|
Соблюдение ваших прав - это обязанности общества.
С правами мы разобрались. А что является вашими обязанностями? Ответьте на вопрос.
(Дети формулируют ответ. Составляют таблицу «Мои обязанности»). Как вы понимаете выражение « Свобода прав»?
Игра « Марионетка».
Участники игры образуют круг. Игрок с табличкой «Я» выходит в центр круга. К его рукам, ногам привязывают ленты. Натягивая ленты, игроки не дают «Я» пошевелиться. (Это иллюстрирует мнение, что обязанности связывают по рукам и ногам). По команде педагога, игроки перестают тянуть ленты и «Я» может свободно двигаться и передвигать остальных игроков, которые держат ленты в руках. «Я» начинает управлять сам. (Знание своих прав и обязанностей делает человека свободным - Я знаю, что я должен делать, я знаю, что я могу делать.)
Сегодня мы с вами выяснили, какие права и обязанности имеет каждый человек и надеюсь, что это вам пригодится в вашей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока 9класс на тему:Права человека и реалии ХХ века
Интегрированный урок (право и история) позволяет обобщить и конкретизировать полученные знания учащихся по истории России ХХ века. Расширить знания о правах и свободах человека....
Методическое пособие:«Игровой элемент как способ формирования активной познавательной деятельности учащихся"
Каждый учитель из года в год решает для себя один и тот же вопрос: «Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?» Использование игровых элементов в учебной деятельности даёт уст...
Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе
Методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания «Права человека в РФ» в 9 «А» классе Учитель: Миняшев В. С.Присутствовали: Директор МБОУ СОШ № 15 г. о. Сам...
Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)
Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...
Методическая разработка «Игровые элементы на занятиях младшего хора «Колокольчик» хоровой студии «Ангара»»
Музыкальные игры...
Методическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: «История развития прав человека» (интеллектуальная игра «Брейн-ринг» в 10 классах)
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ «БРЕЙН-РИНГ» В игре могут принимать участие несколько команд учеников 10 классов. Если встречаются не более 4 команд, то игры проводят по так называ...
Методическая разработка "Игровые элементы на уроках русского языка"
Много лет занимаюсь разработкой дидактических игр к урокам русского языка и литературы. Убеждена, что элементы игры способны не только оживить урок, но и помогают эффективно усвоить учебный материал....