Методическая разработка "Игровые элементы на уроках русского языка"
опыты и эксперименты по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Михайлова Татьяна Михайловна

Много лет занимаюсь разработкой дидактических игр к урокам русского языка и литературы. Убеждена, что элементы игры способны не только оживить урок, но и помогают эффективно усвоить учебный материал.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые элементы на уроках русского языка

Если спросите любого ребенка, любит ли он играть, то наверняка увидите, как загорятся в отего глаза, как каким-то внутренним светом озарится все его личико так, что слова будут уже лишними.                                                                                                                                                                                 Да! Да! Да! Конечно же! Любим, очень любим!                                                                                                               И озорные вихры, и смешные косички, и бантики, и чернильные пальчики – все вдруг потянется к вам всем существом своим с единым вопросом: «А во что сегодня мы будем играть?»                                         И учитель уже чувствует себя почти волшебником, и ты уводишь их за собой в тот волшебный мир игры, где им все понятно и  интересно.

        Для ребенка многогранное сияние мира, его каноны и противоречия  открываются через игру. Роль игры в жизни юного существа трудно переоценить, поэтому работая с детьми, нельзя не играть с ними.                                                                                                                                                                         На уроках русского языка я активно использую дидактические игры, и это позволяет сделать уроки не только живыми и занимательными, но и более эффективными. Игра преобразует внутренний мир ребенка: заставляет его сконцентрировать внимание, мобилизовать силу воли и интеллект. Азарт, который сопутствует игре, становится мощным стимулятором деятельности.                               На протяжении многих лет я придумываю различные игры и применяю их на уроках в про-цессе  первичного закрепления материала, комплексного повторения и обобщения, а иногда и при изучении новой  темы. По форме это самые разнообразные игры: игры с мячом и скакалкой, грамматическое лото,  веселые считалки…Постепенно так возник целый сборник авторских игр.

        Охотно поделюсь с коллегами наработанным материалом. Возможно, и вам это поможет  на уроках. В эти игры можно играть не только на уроках, но и на перемене, после уроков, даже во дворе с друзьями. Они могут сопровождаться музыкой, движением, что также способствует лучшему усвоению материала.  

                              Игра- считалочка «Слово ПОЛ- и слово ПОЛУ- »

Цель этой игры – закрепить навык дефисного и слитного написания корней пол- и полу-.Обычно ее проводит наш любимый гость Алёша Почемучкин. Это  не обязательно герой в костюме Алеши, это вполне может быть и кукла, и нарисованный на слайде герой (кстати, рисуем вместе с детьми).                                                                                                                                                        Читаем хором со слайда (или с доски, если отсутствует проектор). Если выделенное слово следует писать через дефис – встаем; слитно – сидим.

Жила веселая семья: три забияки-воробья.                                                                                                                        На тротуаре всей семьей они ведут смертельный бой:                                                                                                            У воробья-соседа отбили (пол-)обеда,                                                                                                                  А у синицы-крошки украли (пол-)лепешки                                                                                                                                 У строгой утки-мамы стащили  (пол-)банана, (пол-)яблока, (пол-)груши,                                                                     У мышки (пол-)ватрушки
Отбили – и взлетели подсчитывать потери.                                                                                                       Отец чирикает: «Добро! Мы, воробьи, упрямы –                                                                                                                     У сына выдрали перо
и (пол-)хвоста у мамы.                                                                                           Взгляните: на кого же они теперь похожи!»                                                                                                             Смеялось долго (пол-)Москвы, как «похудели» их хвосты.

Ролевая игра «Магазин»

Цель этой игры: закрепить навык правильного употребления существительных в форме родительного падежа родительного падежа множественного числа. Заранее готовим «карточки-ценники»:

Апельсины

(5 кг)

Макароны

(5 кг)

Яблоки

(3 кг)

Мандарины

(2 кг)

Лимоны

(2 кг)

Бананы

(2 кг)

Помидоры

(3 кг)

Носки

(2 пары)

Чулки

(1 пара)

Блюдца

(6 шт)

Полотенца

(6 шт.)

Простыня

(3 шт)

        «Покупатель» должен попросить «продавца» продать ему товар в указанном на ценнике количестве, например: «Дайте мне, пожалуйста, пять килограммов макарон и три килограмма помидоров!» За это он получает жетон. Примечание: ценники следует периодически обновлять.

Игра «Подбери себе пару»

Класс делится на две команды по 12 человек. Каждый участник получает закрытую карточку.

Карточки первой команды:

АКВА-

ПОЛИ-

ПСЕВДО-

БИО-

ЭКС-

ВИЦЕ-

ТЕРРА-

КАРДИО-

КОНТР-

АЭРО-

ФИЛО-

ГЕО-

Карточки второй команды:

ВОДО-

МНОГО-

ЛЖЕ-

ЖИЗНЕ-

БЫВШИЙ-

ЗАМ-

ЗЕМЛЕ-

СЕРДЕЧНО-

ПРОТИВ-

ВОЗДУШНО-

ЛЮБЛЮ-

ЗЕМЛЕ-

 Все дети встают в два круга, образуя  « карусель», и движутся по кругу сначала медленно, а потом все быстрее:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, тише, тише, карусель остановите!

Раз и два, раз и два. Вот и кончилась игра.

В центр круга выходи, себе пару подбери.

По команде дети раскрывают свои карточки и начинают искать себе пару в противоположной группе. Проигравшие пары выбывают из игры. Карточки обновляются, и начинается второй тур игры.

                                                   Считалочка «Частицы»

        Обязательно поможет выучить все частицы на пятерку. Ведь это так просто! Нужно только поиграть:

Бы, ли, же.неужели, разве, не,

Ишь, лишь, бишь,пусть, да, вишь,

Даже, именно, как ни,

Вот, вон, раз,  и, просто ни

Все частицы повтори, в центр круга выходи!

             Считалочка «Вопросы обстоятельства запомнить нужно всем»

Эту игру-считалочку лучше всего выполнять со скакалкой:

Где? Куда? Откуда? Когда

Сколько? Как? Почему? и Зачем?-

Вопросы обстоятельства запомнить нужно всем!

Её же удобно использовать для запоминания наречий, только изменяем третью строчку:

«Вопросы для наречия…»

А вот вариант для запоминания вопросительных и относительных местоимений:

Где? Куда? Откуда? Когда?

Сколько? Как? Почему? и Зачем?

Добавим Кто? И Что?

Какой? Который? Чей?

Советы мудрого Грамматика

Очень полезно запомнить несколько советов от того, кто никогда не ошибается:

Парашют, жюри, брошюра – интересные слова:

Буква Ю в них подружилась с буквой Ж и с буквой Ш.

И ещё:

Орфограмму «Гласный в корне»

Твердо все должны мы знать,

А для этого, запомни,

Слово нужно проверять.

Например, вода и воды,

А ещё родня и роды

 Города проверим город

Холода проверим холод.

Ну а если не проверить

Гласный в корне : календарь,

Ветеран, герой, сиянье –

Загляни тогда в словарь.

И на всякий случай:

Выучи стихотворенье,

Повторяй его всегда

Зорька – о под удареньем,

Безударная – заря.

                                                                       И ещё полезно помнить

Безударный корень –гор-:

Догорает солнца лучик.

Разгорается костер.

                                                                       Букву а пишите смело

Вы в ударном корне –гар-

Гарью пахнет, а на пляже

Замечательный загар.

В пятом классе начинается знакомство учащихся со средствами художественной изобразительности. Чтобы их лучше запомнить, полезно прислушаться к таким советам:

О метафоре:

Называя месяц лампою,

Называя голос арфою,

Мы совсем не ошибаемся,

 А используем метафору

Об эпитете:

Взор пылающий, томный рассвет,

Робкий ветер – здесь каждый увидит,

Применил ты, почти как поэт

Троп, который зовется эпитет.

О сравнении:        

Как, словно, будто, точно –

Мы сравниваем всех:

Вот месяц, как подковка,

Задачка, как орех.

Как лента, вьется речка,

Шоссе, как серпантин,

Горячий, точно печка,

И легкий, словно дым.

О метонимии

Выпил чашечку, скушал тарелочку,

Вымыл с «Кометом» чешский хрусталь,

Вынул Пушкина, взял Достоевского-

И немного при этом устал.

Ты по смежности вместо имени

Называешь другие слова –

Просто это была метонимия,

метонимия это была.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Уроки русского языка, включающие компонент интеграции с предметами школьного курса»

Пояснительная записка к методической разработке на тему «Уроки русского языка, включающие компонент интеграции с предметами школьного курса».Проведение интегрированных уроков, объединяющих в одн...

Некоторые вопросы изучения русского языка как неродного. Психолого-педагогические и методические требования к современному уроку русского языка как неродного.

Урок русского языка как неродного - наряду спрактической целью - реализует общеобразовательные и воспитательные цели применительно к конкретным условиям обучения: характеристика учащихся как возрастно...

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка для 5 класса

Тема урока: «Орфограммы в окончаниях глаголов»Тип урока: урок комплексного применения знанийЗадачи урока: образовательные, развивающие, воспитательныеОпорные понятия: глагол, спряжение, безударные лич...

Статья "Игровые элементы на уроках русского языка"

В даннгой статье включены игровые технологии,которые  можно использовать на уроках русского языка и литературы....

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Методическая разработка.Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.Тема " Возвратное местоимение"

Методическая разработка.Технологическая карта урока русского языка.                                      ...