Творческие работы.
статья по теме

Горнова Виктория Григорьевна

"Библиотерапия", "Моя профессия- библиотекарь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biblioterapiya.docx74.34 КБ
Файл esse.docx137.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 422

Библиотерапия

Творческая работа

     Директор:

     Богданова Ольга Николаевна

     Юридический адрес:

     Кронштадт, проспект Ленина, д.6

     Автор:

     заведующая библиотекой

     Горнова Виктория Григорьевна

Кронштадт

2013

Библиотерапия.

                                                                Книги добру научили меня,

                                                                Книги дарили надежду и силу,
                                                               И помогали, как будто родня,  

                                                                    В дни, когда всё мне казалось немилым.                                                    
                                                                                                          Т. Бондаренко

В течение всей жизни мы с вами читаем книги. Некоторые из них надолго остаются в душе, а бывает, и переворачивают жизнь. Другие-оставляют нас равнодушными, а то и  вовсе вызывают досаду и раздражение. Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические  нагрузки, связанные с  постоянно возрастающим объемом информации и ускоряющимся темпом жизни. Всем известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний и стрессов, т.к. подлинно художественное произведение способно привести в гармонию разум и чувства.                                                                                                                         При этом никто специально не вспоминает о понятии «библиотерапия», а между тем само слово и понятие существуют. Сложное  слово «библиотерапия» образовалось из  слияния трех областей знаний. Одна из них принадлежит наукам, изучающим книгу; другая - наукам о душе человека; третья область -наукам  о чтении, связывающим обе вместе и обеспечивающим действенность библиотерапии.

Библиотерапия  нацелена на формирование у читателя навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень.    

Основные цели библиотерапии:                                                                                           1)дать читателю информацию о проблемах;                                                                   2)помочь проникнуть в их суть;                                                                                       3)обсудить новые ценности и отношения;              

4) сформировать сознание того, что другие люди сталкивались с подобными проблемами и показать, как они эти проблемы решали.                                 Библиотерапию можно условно разделить на 2 вида:                                             1. Целенаправленная — способствующая воспитанию силы                            воли, оптимизма, утверждению веры в себя.                                                                                          2. Нецеленаправленная — служащая для того, чтобы просто поднять                настроение, отвлечь читателя от навязчивых мыслей о своей  проблеме. Библиотерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Так еще в далекие времена понимали значение книги.  Лечение с помощью книг применялось и в первых библиотеках Греции. Пифагор, крупный ученый – математик  и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал прозу и  стихи для лечения ряда заболеваний.  В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. В эпоху Возрождения библиотерапию в лечебных целях стали активно использовать практикующие врачи. Так, английский лекарь XII века Т.Сагейдем советовал своим пациентам читать «Дон Кихота» Сервантеса для поднятия жизненного тонуса.  В России библиотерапия не сразу получила широкое распространение. Ведущую роль в обосновании методов библиотерапии сыграли труды  Н. Рубакина, его библиопсихологическая теория. В своей работе «Среди книг» он писал: "Три великие силы содержатся в книге — знание, понимание, настроение».  И именно  библиотекам уготована роль «прописать»  каждому «лекарство для души». Мне, как школьному библиотекарю, хотелось бы немного порассуждать о библиотерапии для детей.

Присущая каждому человеку, а ребенку особенно, потребность в общении с прекрасным  исключительно высока. У детей прочитанное слово способно вызвать самые различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость.  Наблюдая за читающим человеком, по выражению его лица можно почти безошибочно определить, какое произведение он читает: радостное, веселое или грустное, печальное.  Применяя библиотерапию для детей, специалисты выделяют одно из направлений – «мотивационное», нацеленное на мобилизацию духовных сил ребенка, на успокаивающий и отвлекающий эффект. Ведь библиотерапия  скорее не столько лечение, сколько профилактика психологических и нравственных «болезней»,  формирование терпимости, милосердия и душевной теплоты. Читая художественное произведение, ребенок  проигрывает определенные жизненные ситуации, погружается во  внутренний мир героев и примеряет его на себя. На материале художественных произведений дети учатся жить,  адекватно себя оценивать и ориентироваться в современном мире.
Эффект оздоровительного воздействия литературных героев объясняется тем, что они несут в себе мощный положительный заряд.
Я спросила у четвероклассников, на месте каких литературных героев они хотели бы оказаться. Самыми популярными оказались: Элли, Том Сойер,  Мушкетеры, Человек-паук, Алиса и, конечно же, Гарри Поттер.
Среди конкретных произведений были названы: «Лев, колдунья и платяной шкаф» Л. Кэролла, все книги Дж. Ролинг о Гарри Поттере, «Затейники»            Н. Носова, «Королевство кривых зеркал» В. Губарева, « В стране невыученных уроков» В. Гераскиной, «Приключения желтого чемоданчика» Л. Прокофьевой,  «Старик Хоттабыч» Л. Лагина  и  многие другие. Среди  книг, которые  хотели бы перечитать вновь,  ребята назвали: «Остров сокровищ» Р. Стивенсона, «Пеппи – Длинный Чулок» А. Линдгрен, «Волшебник Изумрудного города»   А. Волкова, «Муфта, Полботинка и Моховая борода» Э.Рауда.

Радует, что дети читают в основном признанную литературу.   В.Г. Белинский писал о том, что в восприятии художественной литературы первая стадия-«стадия восторга», вторая - стадия истинного наслаждения и третья - влияния художественного произведения на личность читателя. Любовь к чтению можно отнести к здоровьесберегающей технологии, т.к. физическое здоровье напрямую связано с душевным состоянием.   Особое место в библиотерапии занимают детективы и приключения, благодаря таким особенностям, как лёгкость слога, динамичный сюжет, необычность многих обыденных явлений. При чтении детектива  ребенок  мысленно рискует, пытается анализировать, тренирует находчивость и внимание к мелочам.  

Не менее полезна и фантастика. Придуманная страна мечты переносит ребенка из реальной жизни в фантастическую среду, где, преодолевая различные неожиданные ситуации, ребенок чувствует себя смелым, находчивым, значительным, однако испытывает комфортное чувство защищенности.   Нельзя не сказать о целительных свойствах юмористической и сатирической литературы. Смех обладает наибольшим оздоравливающим влиянием на ребенка. Его лечебные свойства давно известны. Смех улучшает кровообращение, снимает боль. Без смеха, как говорят сами дети, «человек станет унылый, злобный, неинтересный». «Радостное чтение» должно чаще входить в систему нашей работы как средство против агрессии, плохого настроения и скуки, пробуждая в ребенке положительные эмоции. Не случайно именно веселые книги пользуются неизменным спросом у детей.                                                                                          Улыбка, радостное настроение помогают противостоять болезням. Недаром известный французский гуманист, врач и писатель Франсуа Рабле (XVI в.) в предисловии к своему сатирическому роману «Гаргантюа и Пантагрюэль» писал, обращаясь к читателям: «Итак, забавляйтесь, друзья, и веселите себя этим чтением, телу на удовольствие, почкам на пользу!»

Согласно опросу, более половины учащихся нашей начальной школы читают именно такие книги. Среди любимых юмористических книг были названы рассказы В. Голявкина, В. Драгунского, Э. Успенского, Г. Остера и многих других.  

Трудно переоценить значение сказки для поддержания душевного мира и покоя детей любого возраста. Сказка становится для них неким  душевным оберегом. «Какая бы тень не набежала на вашу жизнь, посетила ли вас тревога о судьбе России, придут ли мысли черные о вашей личной судьбе  или просто жизнь покажется «несносной раной», — вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу».— Так определил  целебную силу русской сказки замечательный философ И.А. Ильин.    

В чем же ее «лечебная» значимость сказки? Главные лекарства сказки — это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, вера в способность человека жить мудро, поступать красиво и  гуманно. В сказках отражен  опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для юной личности, и предложены пути их разрешения. Библиотерапевтическая значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются  необычные средства, помогающие герою справиться с трудностями и с честью преодолеть их.

На некоторых читателей  особенно сильное влияние может оказывать  драматургия, благодаря большей концентрированности действия и  наглядности. При чтении пьесы ребенку   легче отождествиться с действующим лицом, чем при чтении рассказа. Пьеса нередко лучше учит читателя диалогу и  правилам общения. Примером тому служат пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и «Кошкин дом», которые были названы  любимыми у второклассников.  

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет поэзия. Аллегория, художественная ёмкость слова, рифма и ритм способны эмоционально заряжать, привносить положительную энергетику, одухотворять и возвышать.   А.С. Пушкин писал: «Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня. И я воскрес душой».

Не могу не упомянуть о пословицах и поговорках. Я попросила детей написать, какие пословицы и поговорки могут в трудных ситуациях помочь человеку, а какие – навредить. Вот что у нас получилось:

Поможет

Навредит

Я трус

Смелость города берет.

Трус умирает дважды.

За правое дело стой смело.

У страха глаза велики.

У меня нет друзей

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Один в поле не воин.

Один за всех - все за одного.

Одна пчела много мёда не наносит.

Мне грустно

Возьми книгу в руки – не будет скуки.

Кто духом пал, тот пропал.

Делу - время, потехе -час.

Хоть волком вой.

Я ничего не умею

Была бы охота, будет ладиться работа.

Не всякому всё даётся.

Не боги горшки обжигают.

Каков строитель, такова и обитель.

На этом примере видно, что печатное слово может быть ещё и стрессогенным. Библиотекарям и педагогам нужно помнить об этом и своевременно исключать такие книги из круга чтения детей. Стрессы переживает практически каждый человек, и дети не исключение. Конфликтная ситуация в школе, ежедневная подготовка к выступлению в классе у доски могут  вызвать ухудшение состояния здоровья. Возрастает артериальное давление, повышается сердечный ритм, появляется раздражительность. Здесь и придет на помощь библиотерапия, она найдет ключ к душе читателя.

Начавшись когда-то тоненьким ручейком в больницах и церквях, библиотерапия превратилась в оздоровительную реку, в которую может окунуться каждый, кто не утратил интереса к чтению и кто хотел бы остаться Человеком.

Подводя итог,  можно твердо сказать - библиотерапия  необходима!

Однако надо признать, что  библиотерапия применяется врачами довольно редко. Поток документов всё возрастает, и всё меньше времени становится для бесед с пациентом. И только в  библиотеке свершается неспешный «обряд общения» с юным читателем.  В библиотеке по-другому идет время, здесь иной тон общения. Ребенку здесь более комфортно потому, что в библиотеке не требуют, а предлагают и помогают. Не зря стала крылатой поэтическая строка Беллы Ахмадулиной: «Даруй мне тишь твоих библиотек…».
Библиотекарь – это посредник между автором и читателем,  он  приобщает детей к книжной культуре – а значит, запускает процесс самолечения книгой.

                                         

                                             

                                                     Список литературы:

  1. Александров В.П. Сквозь призму детства /В.П. Александров //Дет. лит. Сб. ст. — М., 1998. — С. 8–70.
  2. Беленькая Л.И. Ребенок и книга: О читателе восьми-девяти лет /Л.И.Беленькая; Предисл. А.Парфенова. — М.: Книга, 1969. — 167 с.
  3. Библиотерапия — новое направление в работе детских библиотек: История вопроса  и современность /Сост. В.В.Климова. — Тамбов, 2001. — Вып. 1. — 16 с.
  4. Гончарова А. Смех — отличное лекарство /А. Гончарова //Б-ка. — 2000. — №10. — С. 77–78.
  5. Дрешер Ю.Н. Кого и как лечит книга /Ю.Н. Дрешер //Б-ка. — 1999. — №3. — С. 68–70
  6. Ильин И. Духовный смысл сказки //И. Ильин //Лит. в шк. — 1992. — №1. — С. 2–10.
  7. Ильина В. Читают ли дети в читающей стране? /В. Ильина //Б-ка в шк. — 2001. — №5. — С. 4.
  8.  Клюшина Н. Библиотерапия /Н. Клюшина, М.Сапоровская //Библиотекарь. — 1991. — №9. — С. 51–52.
  9. Концепция национальной программы «Чтение» //Дет. лит. — 2002. — №2. — С. 4–11.
  10. Лебедева А.И. Чтение не становится любимым занятием /А.И. Лебедева //Б-ка. — 1993. — №4. — С. 10–12.
  11. Лисицин Ю.П. Искусство и здоровье /Ю.П. Лисицин, Е.П. Жиляева. — М.: Знание, 1974. — С. 29–37.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 422

Моя профессия – библиотекарь

эссе

                             

                              Директор:

                                                                           Богданова Ольга Николаевна

                                                                           Юридический адрес:

                                                                           Кронштадт, проспект Ленина, д.6

                                                                           Автор:

                                                                           заведующая библиотекой

                                                                           Горнова Виктория Григорьевна

                 

                                                         Кронштадт

2013

         Библиотекарь – информации хранитель от детских сказок до статей научных.                    

                Он в необъятном книжном лабиринте путь к знаниям указывает лучший.

Скажите, а часто ли Вы приходите в  библиотеку? Я прихожу в неё каждый день, потому что я – библиотекарь. Мечтала ли я об этой профессии?      Конечно же, нет! Хотя книги  любила с самого детства.                                                                                                     Людям несведущим, незнакомым с нашей работой, профессия библиотекаря кажется слишком однообразной, прозаичной и, конечно же, непрестижной!  По каким-то устаревшим критериям она не относится к числу «архиважных», романтических или поэтических. И если кого-то привлекли  модные и энергичные профессии нашего века, то меня - спокойствие и сосредоточенная тишина читального зала, величие старинных фолиантов и вкусный запах свежей типографской краски. Вы замечали когда-нибудь, что, когда попадаешь с шумной улицы в библиотеку, кажется, будто время замедляет свой ход: там, снаружи, жизнь кипит, люди спешат по делам, а здесь –                              тишина, равномерно и неторопливо тикают часы на стене.                                                                       Вот уже более двадцати лет я открываю дверь библиотеки (из них почти 17лет – школьной) и окунаюсь в мир книг. Честно говоря, я ни разу не пожалела о своём выборе. Наверное, потому,  что меня окружали не случайные люди, а сознательно, по зову сердца, пришедшие в нашу профессию.  Ведь библиотекарь, легко скользящий между стеллажами, не просто служащий учреждения культуры –  он является проводником  книг в жизнь и чувствует свою особую миссию! Вот откуда в нас преданность делу... и философское отношение к маленькой зарплате и прочим  неудобствам.    Сегодня, нисколько не кривя душой, я могу  сказать: « Я люблю свою работу, и с каждым годом она мне всё интересней». Она приносит мне удовлетворение и радость, не дает останавливаться на месте, благодаря ей, я развиваюсь как личность. Осваивая новые информационные технологии,  открываю для себя новые знания и возможности. И, в первую очередь, эти возможности - творческие!                                                                                                            Новая техника, появившаяся в школьной библиотеке после капитального ремонта, делает мою работу ещё более приятной и увлекательной.           Казалось бы, ничего особенного: музыка, красивые картинки,  берущие за душу стихи, компьютерная обработка – и вот она, очередная увлекательная презентация, интересная не только ребёнку, но и педагогу!  Сейчас в библиотеке я могу  показать детям старые добрые мультфильмы, созданные много лет назад по произведениям любимых авторов, а затем с удовольствием поговорить с ребятами об увиденном. Ведь это очень нужно: удивить новой информацией, «очаровать» книгой, пробудить фантазию особенно сейчас, когда экраны телевизоров заполонили монстры, зомби и прочие уродцы. В своей библиотеке я знаю каждую книгу «в лицо», знаю интересы своих читателей и  люблю наблюдать за ребятами со стороны.  Сегодня библиотека действительно становится  «аптекой для души». Сюда приходят не только за книгой, но и за советом и   помощью. Школьный библиотекарь должен не только  хорошо разбираться в книгах, но и быть хорошим психологом.   Детская душа - благодатная почва, недаром народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнёшь». Работая школьным библиотекарем, я стараюсь заронить в детские души любовь, милосердие и терпение.  Книги - мои лучшие помощники в этом деле. От того, что и как читает ребенок и читает ли вообще, во многом зависит, каким будет он сам и тот мир, в котором ему предстоит жить. Так важно не упустить минуты и вовремя прочитать те замечательные книги, без которых нельзя представить себе детства! Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год - разница невелика. У детей же счет времени ведется иначе. Тут каждый день происходят открытия  и очень высока острота восприятия мира.  Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить                         судьбу человека, определить его идеалы на всю жизнь.                                                                    Для этого  я и веду  в библиотеке кружок «Книжная страна».                                                                                                   Итак, чем же так хороша моя профессия: во - первых, школьный библиотекарь  живёт в воображаемом детстве, где нет повседневных житейских забот, которые старят любого человека; во-вторых, есть ощущение реально оказанной помощи и пользы, принесённой  окружающим тебя людям; в- третьих, мысль о том, что ты находишься на «своём месте», добавляет уверенности в себе, да и просто хорошего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: «Применение нетрадиционных техник на уроках ИЗО в развитии творческой одаренности учащихся».

С самого раннего возраста  дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один ...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, мои педагогические находки"

В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. Поэтому на современной школе лежит большая ответственность в подготовке выпускников школ к сдаче ЕГЭ по английскому я...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"...

Творческая работа "Развитие творческих способностей".

В работе рассматриваются уровни развития творческих способностей обучающихся....

Слайдовая презентация "Фотоальбом творческих работ педагога и учащихся творческого объединения "Мягкая игрушка"

В альбом включена часть творческих работ. Альбом составлен для презентации на областном конкурсе педагогического мастерства "Мастер года" 2011 год....

Творческий проект педагога с детьми «Моя синяя птица» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога

Аннотация.  В творческом проекте «Моя синяя птица» представлена самостоятельная работа детей, выполненная под руководством педагога.  Работа направлена на формирование у воспитан...

Творческий проект педагога с детьми «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога

Аннотация.  В творческом проекте «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» представлена самостоятельная работа детей из подготовительных групп, выполненная под руководством...