«Пищевые добавки и здоровье человека»
учебно-методический материал (6 класс) на тему
Задачи: раскрыть значение некоторых пищевых добавок, применяемых для
производства пищевых продуктов;
определить их потенциальную опасность для здоровья человека;
изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных
продуктах питания и определить степень экологического риска их
употребления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pishchevye_dobavki.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи: раскрыть значение некоторых пищевых добавок, применяемых для
производства пищевых продуктов;
определить их потенциальную опасность для здоровья человека;
изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных
продуктах питания и определить степень экологического риска их
употребления.
Оборудование: таблица «Пищевые добавки», продукты питания, подлежащие исследованию.
Ход занятия
Фронтальная беседа
Вступительное слово педагога. Одна из важнейших проблем современности - повышение качества и увеличение количества продуктов питания. В последние годы все чаще их получают, используя пищевые добавки. Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах.
Как вы думаете, что помогало человеку выделить среди многих веществ те, которые пригодны для еды? (органы чувств). С помощью каких органов чувств люди находили нужные продукты, определяли свежесть и качество пищи? (с помощью вкуса и запаха).
Правильно. Именно по вкусовым ощущениям человек определяет, съедобен продукт или его лучше не есть. Так было всегда, но не сегодня. Мы живем во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.
Вопрос: обучающимся: знаете ли вы, что такое пищевые добавки? (красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)
Педагог. Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки.
Вопрос: когда вы заходите в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение? (конечно запакованным в красивые обертки, банки или коробки). А обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт? ( не всегда)
Педагог. Зачастую рядом с перечнем всем понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочные для многих «Е». Что это за вещества и можно ли вообще это самое «Е» есть? Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Цифры Е121, Е330 и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Имеются в виду консерванты, стабилизаторы, антиокислители, эмульгаторы и усилители вкуса. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, цвет, запах и консистенцию. С каждым годом увеличивается количество пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих. На сегодняшний день число пищевых добавок (ПД), применяемых в различных странах, составляет 500. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании.
Вопрос: почему введены ограничения на применение пищевых добавок? Неужели использование ПД небезопасно для здоровья? А если ПД вредны, то зачем производители продуктов питания все-таки применяют их? Давайте рассмотрим самые распространенные виды ПД и разберемся, для чего они нужны.
Обратите внимание на таблицу «Пищевые добавки» (Приложение 1) и обсудить некоторые вопросы:
- В чем плюсы и минусы применения консервантов?
- Полки магазинов всеми цветами радуги пестрят, привлекая людей цветными макаронами, радужными напитками и другой красочной едой. Чем же красят продукты питания, и насколько это безопасно?
- Требует ли красота продукта жертв?
- С какой целью используют антиокислители? Могут ли они отрицательно воздействовать на организм человека?
- Стоит ли стабилизировать и загущать продукты питания?
- Часто в пакетике с натуральными пряностями, аджикой или карри добавлен глютамат натрия – усилитель вкуса. А нужно ли усиливать вкус и без того яркого букета специй? Не злоупотребляют ли производители достижениями науки, стараясь применять новшества там, где надо и не надо? Почему нужно быть осторожным в использовании глютамата натрия?
Практическая работа
Сейчас проведем исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок.
Оборудование: набор продуктов – майонез, кетчуп, плавленый сыр, йогурты, паштет, мороженое, чипсы, сухарики соленые, лапша и супы быстрого приготовления, жевательная резинка, Кириешки, Чупа-чупс, шоколадные конфеты и т.д. Результаты исследования отразите в таблице (Приложение 2)
Предполагаемые результаты:
1. Запрещенных, опасных пищевых добавок обнаружено не было.
2. В отдельных видах кетчупа, маргарина, майонеза, мороженого, чипсах были обнаружены пищевые добавки, систематическое употребление которых может оказывать отрицательное воздействие на здоровье человека.
3. Продукты детского питания, продукты с обозначением «натуральные» не содержат синтетические консерванты.
Итак, обсудим результаты исследований пищевых продуктов, сделаем выводы.
1. Разрешенные в нашей стране пищевые добавки, тщательно изученные и не наносящие вреда здоровью людей, должны быть известны потребителям.
2. сведения о токсических свойствах пищевых добавок и степени риска необходимо доводить до широких масс потребителей через средства массовой информации.
3. В системе профилактических мер по сохранению здоровья населения важной и необходимой мерой является мониторинг продуктов питания на содержание пищевых добавок с индексом «Е».
Педагог. Все есть яд, все есть лекарство, важна лишь доза», - сказал когда-то царь Соломон. Не стоит забывать об этой древней мудрости.
Итак, какой можно сделать вывод, что пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не остаются бездеятельными. Их воздействие на организм зависит от биологической активности ПД, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частой их применяемости могут оказаться более опасными для организма, чем большие, но редко поступающие.
А сейчас проведем викторину « В мире этикеток». Участвуют две команды. У вас на столах лежат этикетки от различных товаров.
Задание командам. Вы покупаете продукты, рассматривая рисунки, рекламу. Иногда после того как покушаете продукт, появляется сыпь, а иногда болит желудок. Выберите обозначения добавок, вызывающих аллергию, заболевания желудочно-кишечного тракта, – первая команда.
Выберите обозначения добавок, содержащих канцерогены, вызывающие заболевания печени и почек.
Каждой команде выдается список наиболее вредных пищевых добавок. (приложение 3)
Подведение итогов викторины. Каждая команда рассказывает о своих «открытиях».
Заключительно слово педагога. Современный человек не может полностью избежать употребления пищевых добавок. Российскими специалистами и представителями Всемирной организации здравоохранения составлен перечень вредных для здоровья веществ. Вот почему так важно знать, какие пищевые добавки содержатся в конкретных пищевых продуктах. Мы имеем право самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта, и мы должны знать, какие вещества употребляем. Конечно, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них все равно невозможно, потому что это означает перейти на «подножный корм», как в доисторические времена.
Применение ПД допустимо лишь в тех случаях, когда они при длительном хранении не становятся опасными для жизни человека. Они должны быть безвредными, не вызывать токсических проявлений, не иметь канцерогенных, мутагенных или тератогенных (вызывающих мутации или уродства) свойств.
1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
2. Пейте свежеприготовленные соки.
3. Не перекусывайте чипсами.
4. Не употребляйте супы и лапшу из пакетиков, готовьте сами.
Приложение 1
«Пищевые добавки»
Тип добавок | Значение | Примеры | Воздействие на организм |
Е 1** красители | 1. Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения. 2. Для окрашивания бесцветных продуктов. 3.для повышения интенсивности цвета. 4.Применяется при подделке продуктов | 1. Натуральные красители, сырье для них – ягоды, цветы, листья, корнеплоды. Например: b-каротин или краситель из шиповника 2. Синтетические красители не содержат вкуса, витаминов, дают яркие цвета. Например: фуксин кислый, индигокармин, родамин С, тартразин, метиловый фиолетовый. | Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е 131-142,153) Запрещенные:Е103,105,11,121, 125,126, 130, 152. Опасные: Е 102, 110, 120, 123, 124, 127, 155. |
Е 2 ** Консер- ванты | 1. Для увеличения срока годности, предотвращения порчи продуктов, происходящей под действием микроорганизмов. 2. Заготовка продуктов впрок, доставка их в труднодоступные районы. 3. Угнетают рост плесневых грибков, дрожжей, аэробных и анаэробных бактерий | 1. В домашних условиях – соль, сахар, уксус (они меняют вкус продукта) 2. Промышленные – сернистая, сорбиновая, бензойная кислоты, сорбит калия, бензоат натрия, соединения серы (практически не модифицируют вкус продукта) 3. Антибиотики – консерванты (для транспортировки мяса и рыбы) | Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма. Бензойная кислота плохо переносится маленькими детьми. Соединения серы токсичны. Бензоат натрия – аллерген. Антибиотики вызывают нарушения необходимого соотношения микрофлоры в кишечнике, провоцируют кишечные болезни. Ракообразующие: Е 210 , 211-217, 219. Вредные для кожи: Е 230- 232, 238. Вызывают расстройства кишечника: Е 221, 226 Влияют на давление: Е 250, 251. Опасные: Е 201, 222-224, 233, 270 (для детей) |
Е 3** Анти- окислители | 1. Защищают жиросодержащие продукты от прогоркания. 2.останавливают самоокисление продуктов | 1. Природные – аскорбиновая кислота, токоферолы в растительном масле. 2. Синтетические – бутилоксианизол и бутилокситолуол | Вызывают сыпь: Е 311-313. Вызывают расстройство кишечника: Е 338-341. Повышают холестерин: Е 320-322 |
Е 4** Загусти-тели | 1. Позволяют получить продукты с нужной консистенцией, улучшчют и сохраняют их структуру. 2.Используются в производстве мороженого, желе, консервов, майонеза. | 1.Натуральные – желатин, крахмал, пектин, Агар, карраген. 2. Полусинтетические – целлюлоза, модифицированный крахмал. | Впитывают вещества, не зависимо от их полезности или вредности, могут нарушить всасывание минеральных веществ, являются легкими слабительными. Вызывают расстройство кишечника: Е 407, 450, 462, 465, 466. |
Е5** Эмульга-торы | 1. Отвечают за консистенцию пищевого продукта, его вязкость. 2. Используются в производстве маргарина, кулинарного жира, колбасного фарша, в кондитерских и хлебобулочных изделиях (не дают им быстро черстветь) | 1. Натуральные – яичный белок, природный лецитин. 2. Синтетические – фосфаты кальция и аммония, фосфорная кислота | Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохое усвоение кальция способствует развитию остеопороза. Опасные: Е 501-503, 510, 513, 527, 560. |
Е6** Усили-тели вкуса | 1. Для усиления выраженного вкуса и аромата. 2. Придают ощущение жирности низкокалорийным йогуртам и мороженому. 3. смягчают резкий вкус уксусной кислоты и остроту в майонезе. 4. Подсластители. | 1. Натуральные – получают из натурального сырья. 2. Идентичные натуральным – искусственные соединения, имитирующие ароматы натуральных продуктов. 3. Искусственные – не имеют аналога в природе: глутаминовая кислота, мальтол, глютамат натрия. 4. Подсластители, содержащие калории: сорбит, ксилит; Некалорийные: сахарин, сахарол, аспартам | Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащенное сердцебиение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его в течение многих лет. Сахарин способен вызывать опухоль мочевого пузыря. Глутаминовая кислота превращается в амино-масляную, которая является возбудителем ЦНС. Ракообразующие: Е 626-630, 635. Опасные: Е 620, 636, 637. |
Приложение 2
Содержание пищевых добавок в продуктах питания
Отметьте знаком «+» или «-» наличие пищевых добавок в исследуемых продуктах, укажите потенциально опасные для здоровья в случае их систематического употребления.
Продукт | Краси-тели Е 1** | Консер-ванта Е 2** | Антиокис-лители Е 3** | Загусти-тели Е 4** | Эмульга-торы Е 5** | Усилители Вкуса Е 6** |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЭКОЛОГО – БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Методическая разработка занятия
Объединение «Окружающая среда и здоровье человека»
Курс «Экологическая безопасность и продукты питания»
Тема занятия
«Пищевые добавки и здоровье человека»
Логинова Людмила Вольдемаровна –
педагог дополнительного образования
г. Георгиевск
Ставропольский край
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Пищевые добавки и здоровье"
Проблема питания очень актуальна для каждого человека. Второе место у учащихся среди приобретенных заболеваний после нарушений костно-мышечной системы занимает расстройство желудочно-кишечного т...
Проект на тему: «Влияние пищевых добавок на здоровье человека»
Данный материал содержит информацию о пищевых добавках, используемых в производствах наиболее употребляемых подростками видов пищевых продуктов, вредными или опасными для здоровья , а также уров...
Исследовательская работа «Пищевые добавки и здоровье»
«Здоровье – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь». ...
«Что мы едим? Пищевые добавки и здоровье» (классный час)
Проблема питания очень актуальна для каждого человека. Второе место у учащихся среди приобретённых заболеваний после нарушений костно-мышечной системы занимает расстройство желудочно-кишечного т...
Деловая игра «Круглый стол «Пищевые добавки и здоровый образ жизни»
Методическая разработка деловой игры "Круглый стол "Пищевые добавки и здоровый образ жизни" рассчитана на студентов 1-4 курса колледжей, техникумов и учащихся старших классов школ. В ходе игры у...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ "Пищевые добавки и здоровье человека"
«Человек есть то, что он ест»Г.Гейне В наши дни проблема правильного питания наиболее актуальна. Гамбургеры, жевательные резинки, чипсы, сухарики, газир...
Урок Питание. Пищевые добавки и здоровье. 8 класс. биология
Данная разработка включает конспект урока, домашнее задание и закрепление. Урок для 8 класса....