ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
рабочая программа на тему
Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов декоративно-прикладного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, используемыми материалами .Из глубины веков пришла к нам традиция швейной игрушки, куклы, сшитой из ткани, меха.
Так в современных социально-экономических условиях художественно-эстетическое образование детей остается одной из актуальных проблем. Ее призвана решить данная программа, исходя из значимости народного искусства, соединяющая в одном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство, художественный труд и дизайн.
Актуальность данной программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению декоративно-прикладного искусства изготовления мягкой игрушки, опираясь на древние традиции ручного рукоделия.
Введение в школьный курс образовательной области «Технология» потребовало от дополнительного образования качественно нового подхода. В основу программы положена работа педагога по воспитанию творческой, социально-адаптированной личности. Деятельность объединения базируется на уровневой дифференциации.
Основываясь на типовой программе Министерства Просвещения, программа «Мягкая игрушка» по целевой установке является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности). Эта программа имеет ряд отличий: углубленное изучение тем на которые увеличено общее количество часов; включены темы, которые ранее не изучались.
Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание и расширение кругозора, но и развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна, быта и семьи. На занятиях учащиеся получают знания, умения и навыки по изготовлению полуобъемных, объемных игрушек из ткани и меха, знакомятся с историей мягкой игрушки, с народными традициями в данном крае, с преимуществами ручного шитья. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_myagkaya_igrushka_smorgunova_n.yu_.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
на дополнительную образовательную программу «Мягкая игрушка»
Центра детского (юношеского) научно - технического творчества
авторского коллектива педагогов
Резенковой Татьяны Владимировны,
Пономаренко Анны Анатольевны и
Сморгуновой Натальи Юрьевны.
Рецензируемая программа по допрофессиональной подготовке учащихся «Мягкая игрушка» написана на одну из актуальных проблем – формирование навыков ручной работы по изготовлению мягкой игрушки и подготовки школьников посредством декоративно-прикладного искусства.
Ценность данной программы заключается в том, что она:
-не имеет жестких рамок возраста учащихся по ступеням обучения;
-отражает общую тенденцию к возрождению декоративно-прикладного искусства, опираясь на древние традиции;
-дает возможность учащимся профильного и предпрофильного обучения.
Реализация предложенной программы на практике способствует общему развитию детей в возрасте от 7 до 14 лет.
Программа обеспечивает: обучение ручной работе с тканью, синтетическим мехом, картоном, конструированием из этих материалов; формирование творческого подхода к работе; выявление и развитие творческих и индивидуальных способностей; создание условий для самореализации школьников, воспитание потребности в самоопределении и самоутверждении; развитие эстетической восприимчивости, художественного вкуса; развитие образного мышления и творческого воображения; воспитание ответственного отношения к выполняемой работе, аккуратности.
Новизна предложенной программы - ее комплексный характер, который отражает возросший интеллектуальный потенциал детей и способствует раннему всестороннему развитию личности ребенка.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Содержание образовательного процесса данной программы носит развивающий и воспитывающий характер, учитывается доступность его детям, прослеживается последовательность усложнения содержания от темы к теме, при этом учитываются возрастные и психо-физические особенности детей младшего и среднего школьного возрастов.
Обучаясь по данной программе, дети, посредством развития мелкой моторики, развивают мыслительную и физическую деятельность организма, что плодотворно сказывается на развитии ребенка в целом.
Материалы программы соответствуют специфике дополнительного образования в области декоративно-прикладного творчества – стимулируют познавательную деятельность, стремление к самостоятельности, развивают коммуникативные умения и творческие способности. Ценность предложенной программы в том, что ее реализация на практике будет способствовать решению обучающих, развивающих и воспитательных задач.
В данной программе учтена возможность ее корректировки педагогами с учетом материально-технической базы, контингента и регионального компонента.
Язык и стиль изложения отличаются четкостью, ясностью, убедительностью и логикой.
Считаю целесообразным рекомендовать программу «Мягкая игрушка» для реализации в учреждениях дополнительного образования, для преподавания спецкурса на профессинально-ориентированном уровне, студентам, изучающим декоративно-прикладное творчество, студентам училищ в качестве пособия по факультативным занятиям.
Практическая значимость данной программы заключается в ее востребованности в системе дополнительного образования, которые ощущают сегодня потребность в методических и дидактических программах.
Программа соответствует требованиям Министерства образования РФ, целесообразно рекомендовать в учреждениях дополнительного образования.
Рецензенты:
Р.А.Галустов
Декан ФТиП
ГОУ ВПО «Армавирский государственный
педагогический университет»
Доктор педагогических наук, профессор
Е.И.Ткаченко
Старший преподаватель кафедры общей
и профессиональной педагогики
и методики преподавания
ГОУ ВПО «Армавирский государственный
педагогический университет»
кандидат психологических наук
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
УТВЕРЖДЕНО
На ПС протокол от «___» ________ 2003г.
№ _____
Директор ЦНТТ
Заслуженный учитель РФ
______________В.И.Симоньянц
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Мягкая игрушка»
(наименование объединения)
«Мягкая игрушка»
(наименование учебной дисциплины, курса)
4года
(срок реализации программы)
модифицированная
(вид программы)
7-14лет
(возраст обучающихся)
Резенкова Татьяна Владимировна
Пономаренко Анна Анатольевна
Сморгунова Наталья Юрьевна
(Ф.И.О. преподавателей, составителей)
г. Армавир
2003 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
УТВЕРЖДЕНО
На ПС протокол от «___» ________ 2011г.
№ _____
Директор ЦНТТ
Заслуженный учитель РФ
______________В.И.Симоньянц
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Мягкая игрушка»
(наименование объединения)
«Мягкая игрушка»
(наименование учебной дисциплины, курса)
4года
(срок реализации программы)
модифицированная
(вид программы)
7-14лет
(возраст обучающихся)
Резенкова Татьяна Владимировна
Пономаренко Анна Анатольевна
Сморгунова Наталья Юрьевна
(Ф.И.О. преподавателей, составителей)
г. Армавир
2011 г.
Пояснительная записка.
Искусство изготовления игрушек - один из древнейших видов декоративно-прикладного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, используемыми материалами .Из глубины веков пришла к нам традиция швейной игрушки, куклы, сшитой из ткани, меха.
Так в современных социально-экономических условиях художественно-эстетическое образование детей остается одной из актуальных проблем. Ее призвана решить данная программа, исходя из значимости народного искусства, соединяющая в одном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство, художественный труд и дизайн.
Актуальность данной программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению декоративно-прикладного искусства изготовления мягкой игрушки, опираясь на древние традиции ручного рукоделия.
Введение в школьный курс образовательной области «Технология» потребовало от дополнительного образования качественно нового подхода. В основу программы положена работа педагога по воспитанию творческой, социально-адаптированной личности. Деятельность объединения базируется на уровневой дифференциации.
Основываясь на типовой программе Министерства Просвещения, программа «Мягкая игрушка» по целевой установке является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности). Эта программа имеет ряд отличий: углубленное изучение тем на которые увеличено общее количество часов; включены темы, которые ранее не изучались.
Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание и расширение кругозора, но и развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна, быта и семьи. На занятиях учащиеся получают знания, умения и навыки по изготовлению полуобъемных, объемных игрушек из ткани и меха, знакомятся с историей мягкой игрушки, с народными традициями в данном крае, с преимуществами ручного шитья. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с инструментами.
Цель программы – обучение учащихся навыкам ручной работы по изготовлению мягкой как с одного из видов декоративно - прикладного творчества, содействие становлению личности обучающегося, развитию его творческих способностей.
Задачи
образовательные:
-обучение ручной работе с тканью, синтетическим мехом, картоном, конструированием из этих материалов игрушек;
-овладение практическим навыкам художественно-творческой деятельности, технологическим приемам изготовления мягкой игрушки, используя специфику цветовой гаммы и дизайна;
-привитие интереса к изготовлению мягкой игрушки и побуждение желания совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
-знакомство уч-ся с национально-региональными особенностями искусства Кубани;
развивающие:
- эстетическую восприимчивость и художественный вкус;
- творческую активность ребенка;
- образное мышление и творческое воображение;
воспитательные:
-воспитание способности мыслить, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно- прикладного творчества на основе коллективного труда;
-воспитание творческой, социально-адаптированной личности и ответственного отношения к выполняемой работе, аккуратности;
-формирование художественного вкуса ребенка;
Программа способствует:
- допрофессиональной подготовке учащихся;
-обучению уч-ся различным технологическим приемам изготовления мягких игрушек;
-формированию общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
- помощи в самоопределении, воспитании и самоутверждении в жизни;
-пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления;
-умению изготавливать мягкую игрушку, используя специфику цветовой гаммы и дизайна в декоративно-прикладном искусстве;
-формированию понятий о роли и месте декоративно-прикладного искусства в жизни;
-обучению практических навыков художественно-творческой деятельности, пониманию связи художественно-образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом, возможных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества;
-знакомству учащихся с историей мягкой игрушки, с народными традициями в данной области;
-ознакомлению уч-ся с ролью ручного труда, основами экономики, экологии и валеологии;
-подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения. Ролевые игры; обсуждение и дискуссии; работа в группах; создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования; обеспечение межпредметных связей; взаимосвязь технологического, экономического, экологического, нравственного и других аспектов образования - вот в этом заключается новизна программы «Мягкая игрушка».
Промежуточные результаты.
По окончании 1 ступени сложности учащиеся должны
знать:
-швы;
-виды игрушек;
-технологию изготовления полуобъемных и объемных игрушек;
-основные правила оформления игрушек;
-классификацию тканей;
-правила раскроя деталей из ткани;
-правила ТБ при работе с иглами и ножницами;
.
уметь:
-различать виды швов и владеть техникой выполнения;
-различать игрушки по видам;
-раскраивать детали из ткани;
-оформлять игрушку;
-изготавливать простейшие проволочные каркасы;
-соблюдать правила ТБ при работе с иглами и ножницами;
-определять вид ткани;
-самостоятельно изготавливать объемную игрушку из сыпучих и несыпучих тканей.
Форма проведения контроля – мониторинг, фронтальный опрос, выставки.
По окончании 2 ступени сложности учащиеся должны
знать:
-различные виды швов: «петельный», «через край», «тамбурный»;
-основы цветоведения;
-правила раскроя сыпучей и несыпучей ткани;
-технологию изготовления различных видов игрушек;
-правила оформления игрушек;
-виды каркасов;
уметь:
-владеть приемами обработки ткани ручными швами (предусмотренными программой);
-оформлять игрушки;
-подбирать гармоничное сочетание цветов;
-изготавливать каркасы;
-увеличивать и уменьшать выкройки;
-работать без шаблонов по собственному замыслу.
-выполнять объемные и полуобъемные игрушки из меха, сыпучих и несыпучих тканей;
Форма проведения контроля – мониторинги, викторины, выставки
.
По окончании 3 ступени сложности учащиеся должны
знать:
-швы, предусмотренные программой;
-цветоведение;
-технологию изготовления различных видов игрушек, предусмотренных программой;
-правила раскроя деталей из ткани и меха;
уметь:
-шить различные виды игрушек, предусмотренные программой;
-работать над творческим проектом;
-самостоятельно конструировать игрушки;
-качественно выполнять работу.
Форма проведения контроля – мониторинги, творческие проекты и выставки.
По окончанию 4 ступени сложности учащиеся должны
знать:
-технологию изготовления игрушек с бисером;
-технологию изготовления игрушек-подушек;
-технологию изготовления кукол;
- правила ТБ при работе с игами и ножницами;
-оформлять изделия в соответствии с требованиями дизайна;
уметь:
-самостоятельно изготавливать игрушки с бисером, игрушки-подушки и кукол;
-оформлять работы в соответствии с требованиями дизайна;
-подбирать гармоничное сочетатание цветов и тканей.
Форма проведения контроля – мониторинги, тесты, творческие проекты.
Конечный результат.
По окончании данного курса учащиеся должны знать:
-технологию изготовления различных видов игрушек;
- виды швов, предусмотренные программой;
-основы дизайна;
-свойства наиболее распространенных текстильных материалов;
-правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
-роль проектирования и основные этапы выполнения творческих проектов;
уметь:
-выполнять все виды швов и игрушек, предусмотренные программой;
-самостоятельно изготавливать игрушки по шаблону и без него;
- строить выкройки по заданным размерам увеличивать и уменьшать выкройки - лекала;
-изготавливать различные виды каркасов;
-находить в процессе работы способы повышения прочности и устойчивости изделия, устранения дефектов;
-бережно относиться к инструментам и оборудованию, экономить материал; соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда;
-применять рациональные и безопасные приемы работ при использовании инструментов и материалов;
-составлять технологическую последовательность изготовления игрушек;
-ориентироваться в мире профессий, составлять жизненные и профессиональные планы.
Форма организации учебных занятий может быть различной. Основная форма - учебные и практические занятия. Кроме традиционных форм возможно использование и нестандартных. Так, например, программой предлагаются: беседы, лекции и экскурсии, в зависимости от изучаемой темы. Для активизации учащихся рекомендуется устраивать соревнования и конкурсы. Практическая и самостоятельная работа, наиболее актуальны на занятиях по данному профилю, где учащиеся, начиная с истоков - эскиза, вкладывают свои знания, умения, мысли и душу, а не пользуются готовыми шаблонами. Одной из форм итогового занятия может стать защита творческих работ. Необходимо также включать экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества. Это дает возможность ближе познакомить ребят с процессом создания игрушек, различными вариантами их оформления, развивает эстетическую восприимчивость, художественный вкус, а также желание творить, стимулирует творческую мысль.
Для одаренных детей отводится время для дополнительных занятий, заданий, остальные используют готовые материалы, а с отстающими ведется индивидуальная работа.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые реализуется в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность), в формах (занятие) и методах обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение и частично-поисковый ).
Программа соответствует типовому Положению об учреждениях дополнительного образования, Уставу ЦНТТ, не противоречит закону РФ «Об образовании», соответствует санитарно-эпидемиологическим нормативам 2.4.4.1251 - 03 (санПиН).
Программа составлена с учетом расширения школьной программы. Учащиеся получают знания по вопросам экономики, валеологии, экологии, дизайна, основам графической грамоты, художественной эстетики.
Образовательная программа «Мягкая игрушка» составлена с учетом требований современной педагогики, адаптирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с учетом интересов учащихся.
В основном данная программа рассчитана на учащихся 7-14 лет. Она составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических и физических особенностей детей. Работа с учащимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Так как группа состоит в основном из девочек, поэтому занятия строятся по принципу сотрудничества и сотворчества, где на равных решаются проблемы. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности данной возрастной группы детей.
Занятия строятся с учетом скорости усвоения уч-ся специальных знаний и умений. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки этих навыков.
Ознакомление с элементами организации производства и экономики, призвано раскрыть у учащихся организационно-экономические закономерности производственной деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. Сюда входят: организация рабочего места, умение планировать работу, рассчитывать стоимость и потребность необходимых материалов и времени, умение контролировать, учитывать и оценивать последовательность практических знаний, которые объединяют группы изделий (игрушки, сувениры, дидактический материал, простейшие наглядные пособия и т.д.), сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Это обеспечивает педагогу возможность дифференциации знаний, а учащимся - ситуацию выбора, в зависимости от своих увлечений, знаний и уровня практических навыков.
В основном программа мягкой игрушки рассчитана на учащихся 7-14 лет.Формы учебной деятельности: групповая и индивидуальная.
Содержание разделено по ступеням сложности: 1, 2, 3, 4 ступени 4 часа в неделю, общее количество - 144 часа.
Особенностью структуры настоящей программы является то, что она состоит из нескольких больших тем, которые объединяются в одну, т.к. между ними существует преемственность по ступеням обучения, логическая связь в содержании тематических занятий в теоретической и практической частях. Особенностью программы является систематизация всего материала по основным темам: технология изготовления и практика.
Набор учащихся в объединения 1 ступени сложности с учетом склонности детей к рукоделию, а также устойчивого желания изготавливать игрушку своими руками. Поэтому комплектование группы 1 ступени сложности проводится собеседованием с учетом желаний учащихся. Количество ребят определяется Уставом ЦНТТ.
В зависимости от уровня подготовки детей и их индивидуальных способностей, количество часов по темам может корректироваться.
Учебно-тематический план 1 ступени сложности.
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2. | История народной игрушки. | 2 | 1 | 1 |
3. | Секреты мастерства. | 22 | 4 | 18 |
4. | Полуобьемные игрушки. | 24 | 6 | 18 |
5. | Объемные игрушки из сыпучих и несыпучих материалов. | 92 | 16 | 76 |
6. | Заключительное занятие. | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 144 | 30 | 114 |
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Вводное занятие(2ч.).
Цели и задачи объединения. Значение ручного труда в жизни людей. Правила поведения и ТБ в объединении.
Практическая часть.
Оформление альбома. Запись техники безопасности труда.
2.История народной игрушки(2ч.).
Традиции ее оформления. Художественная ценность.
Практическая часть.
Зарисовка народного костюма. Выполнение эскизов оформления игрушки с использованием элементов народной одежды.
З.Секреты мастерства(22ч.).
Материалы и инструменты. Виды тканей: натуральные и синтетические. Инструменты, необходимые для шитья. Материалы, необходимые для изготовления игрушек: нитки, вата, синтепон, поролон, мех, кожа, пуговицы, бусинки, картон. Правила ТБ при работе иглой и ножницами. Виды швов. Швы. Понятие о цвете, цветовое решение игрушки. Основные цвета спектра. Дополнительные цвета. Влияние цвета на психофизиологическое состояние.
Практическая часть.
Изготовление игольницы из ткани, ваты и поролона. Изучение шва «иголка вперед». Изготовление панно, способом аппликации из ткани с учетом цветового решения. Изготовление игрушек: «Мышка», «Котенок» и т.п. по выбору учащихся.
4.Полуобьемные игрушки(24ч.).
Технология изготовления: подбор ткани, раскрой ткани-основы. Раскрой синтепона. Раскрой ватина. Сметывание деталей. Сшивание деталей. Оформление «лица» игрушки. Форма глаз, носиков, расположение накладки и глаз на
мордочке игрушки. Набивка, сборка игрушки.
Практическая часть:
Изготовление игрушек: «Собачка», «Заяц», Тигренок», «Лягушка» и т.п. по выбору уч-ся.
5.0бъемные игрушки из сыпучих и несыпучих тканей(92ч.).
Структура сыпучих тканей. Структура несыпучих тканей. Каркасы. Виды каркасов.
Каркасная игрушка. Виды соединения деталей игрушки: каркасная, шарнирная. Суставные и
бессуставные игрушки. Технология изготовления объемных игрушек: подбор ткани, раскрой,
сметывание и сшивание деталей. Набивка и оформление "лица" игрушки.
Практическая часть:
Изготовление игрушек: «Медвежонок», «Зайчик», «Кот», «Белка», «Лошадь», «Ослик», «Слоник», «Барашек», «Буренка», «Никтошка», «Радужка», «Домовенок».
6.3аключительное занятие(2ч.).
Отбор лучших работ па итоговую выставку. Анализ работы за учебный год. Оформление игрушек.
Учебно-тематический план 2 ступени сложности.
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2. | Объемные игрушки из несыпучих тканей. | 38 | 8 | 30 |
3. | Объемные игрушки из сыпучих тканей. | 38 | 8 | 30 |
4. | Объемные комбинированные игрушки. | 64 | 6 | 58 |
5. | Заключительное занятие. | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 144 | 24 | 120 |
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Вводное занятие (2 ч.).
Знакомство с работой объединения. Т Б. Материалы и инструменты для швейных работ.
История инструментов.
Практическая часть.
Изготовление игрушки по выбору уч-ся.
2.Объемные игрушки из несыпучих тканей (38ч.).
Виды ткацких переплетений несыпучих тканей. Коллекция несыпучих тканей. Сведения о нитках. Подготовка к выполнению ручных швейных работ: определение длины нити, закрепление нити на ткани, правила работы иглой. Технология изготовления игрушек из несыпучей ткани. Виды крепления конечностей, изготовление креплений. Изготовление каркасов. Виды каркасов: поролон, проволока, картон.
Практическая часть.
Создание коллекции несыпучих тканей. Отработка швов: «петельный», «через край»,
«тамбурный». Закрепление приемов выполнения швов: «петельный», «через край», «тамбурный». Изготовление игрушек: «Дракончик», «Щенок», «Чебурашка», «Заяц», «Гном», и т.п. по выбору учащихся.
3.Объемные игрушки из сыпучих тканей (38ч.).
Виды ткацких переплетений сыпучей ткани. Коллекция сыпучей ткани. Технология обработки сыпучих тканей. Правила раскроя, сметывания и сшивания деталей из сыпучей ткани.
Практическая часть.
Составление коллекции сыпучих тканей. Закрепление знаний основных швов: «иголка вперед», «строчка». Изготовление игрушек: «Опята», «Ромашка», «Еж», «Мышь», «Улитка» и т.д. по выбору уч-ся.
4.Объемные комбинированные игрушки (64ч.).
Элементы цветоведения. Гармоничное сочетание цветов. Гармоничное сочетание цветов. Способы изготовления игрушек из различных по структуре тканей: сыпучих. Способы изготовления игрушек из различных по структуре тканей: несыпучих, меха.
Практическая часть.
Составление таблицы. Зарисовка шаблонов в тетрадь. Изготовление игрушек по: собственному замыслу, «Шуршунчик», «Кот», «Волк», «Щенок», «Хрюша», «Гном», «Тролль» и «Левушка».
5. Заключительное занятие (2ч.).
Анализ работы объединения за учебный год. Подготовка работ к выставке. Оформление игрушек.
Учебно-тематический план 3 ступени сложности. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН 3 СТУПЕНИ СЛОЖНОСТИ, | ||||
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2. | Объемные комбинированные игрушки. | 66 | 6 | 60 |
3. | Игрушки из меха. | 46 | 6 | 40 |
4. | Работа над творческим проектом. | 28 | 6 | 22 |
5. | Заключительное занятие. | 2 | 2 | - |
ВСЕГО: | 144 | 21 | 123 |
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Вводное занятие (2 ч.).
Декоративно - прикладное искусство. Общее понятие, виды. Программа объединения. Практическая часть.
Изготовление игрушки по выбору уч-ся.
2.Объемные комбинированные игрушки (66 ч.).
Способы изготовления игрушек из различных по структуре тканей. Швы, применяемые при
изготовлении мягких игрушек. Создание нового стиля, образа игрушки. Гармоничное
сочетания различных по структуре тканей.
Практическая часть:
Подбор и раскрой ткани. Обработка швов: «иголка вперед», «иголка назад». Набивка,
сшивание деталей в единую форму, оформление «лица» игрушки. Изготовление игрушек: «Цветок», «Клякса», «Колобок», «Курочка», Цыпленок», «Щенок», «Слоник», «Гоша» и т.д. по
выбору учащихся.
3.Игрушки из меха (46 ч.).
Свойства меха. Натуральный и синтетический мех. Правила раскроя синтетического меха. Правила раскроя натурального меха. Швы, применяемые при работе с мехом.
Практическая часть:
Изготовление игрушек: «Щенок», «Котенок», «Еж», «Заяц», «Мишка» и т.д. по выбору уч-ся.
4.Работа над творческим проектом (28 ч.).
Конструирование объемных игрушек. Постановка задачи поиск вариантов. Выбор
оптимального решения. Выполнение технологической карты. Построение чертежа.
Изготовление и оформление работы. Защита проекта.
5.Заключительное занятие (2 ч.).
Анализ работы объединения. Подготовка работ к выставке.
Учебно-тематический план 4 ступени сложности.
№ п/п | Тема | Общее кол-во | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2. | Игрушки с бисером. | 40 | 4 | 36 |
3. | Игрушки - подушки. | 40 | 4 | 36 |
4. | Мягкие куклы для оформления интерьера. | 38 | 4 | 34 |
5. | Куклы на чайник. | 22 | 4 | 18 |
6. | Заключительное занятие. | 2 | 2 | - |
Итого: | 144 | 19 | 125 |
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Вводное занятие (2 ч.).
Цели и задачи объединения на учебный год. Правила ТБ с инструментами.
Практическая часть.
Изготовление игрушки по выбору учащихся.
2.Игрушки с бисером (40 ч.).
История игрушки и бисера. Технология изготовления. Материаловедение. Работа с выкройкой. Каркасы. Изготовление шнура. Оформление игрушки.
Практическая часть.
Выполнение эскиза в альбоме. Изготовление игрушек: «Букашка», «Коза», «Божья коровка», «Рак», «Бабочка», «Лягушка», «Демьян» и «Зебра».
3.Игрушки - подушки (40 ч.).
Инструменты и материалы. Техника работы. Ткани и набивка. Цветовое решение изделий. Выкройки. Швы. Оформление работ.
Практическая часть.
Зарисовка эскизов в альбом. Изготовление игрушек - подушек: « Черепаха», «Рыба», « Колобок», «Солнышко» и т. д. по выбору учащихся.
4.Мягкие куклы для оформления интерьера (38 ч.).
Из истории куклы. Технология изготовления куклы. Выкройки. Материаловедение. Оформление работ.
Практическая часть.
Работа в альбоме. Изготовление кукол: «Девочка», «Клоун» или «Солнышко», «Мальчик» «Слоник», «Барашек», «Хозяюшка» и по выбору уч-ся.
5.Куклы на чайник (22ч).
Технология изготовления. Особенности кроя. Инструменты и материалы. Декорирование изделий.
Практическая часть.
Изготовление работ: «Кукла», «Курочка», «Петушок» и т. д. по выбору учащихся.
6.Заключительное занятие.
Итоги обучения.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
На вводном занятии учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием и объемом самостоятельных творческих работ, которые необходимо им выполнить по мере изучения тем.
Каждое теоретическое занятие содержит большой объем информации, но вместе с тем учащиеся должны опробовать хотя бы один способ обработки изучаемого материала, чтобы накопленные умения они смогли использовать в завершающей тему самостоятельной работе.
Для организации практических работ педагогу необходимо иметь определенный запас раздаточного материала и инструментов в кабинете (мастерской) по теме занятий.
Педагог должен со всей ответственностью подойти к оценке работ учащихся. Прежде всего необходимо высоко оценивать работы не столько объемные, сколько те, которые выполнены в строгой технологической последовательности.
Следует обратить внимание на такую форму организации самостоятельных работ, как
коллективная работа, в которой необходимо не только правильно распределить силы бригады (группы), но и выдержать работу в общем качестве.
Объекты труда должны быть полезными, т.е. функциональными, востребованными в повседневной жизни.
На заключительном занятии целесообразно провести зачет по всему изученному материалу в форме конкурса защиты творческих проектов, на котором педагог может увидеть, приемы обработки каких материалов вызвали у учащихся наибольший отклик. Можно провести и обсуждение содержания данного элективного курса, услышать предложения и пожелания по вопросу форм его проведения.
Приложение.
- Таблицы правил техники безопасности.
- Дидактический материал по темам программы.
- Наглядные пособия по темам:
а). | швы; |
б). | цветоведение; |
в). | виды игрушек; |
г). | оформление игрушек; |
д). | каркасы; |
е). | ткани; |
ж). | куклы. |
4.Технологические карты по темам:
а). закрепление нити на ткани;
б).заправка нити;
в). швы;
г). куклы.
5.Планы - конспекты занятий по темам:
а).секреты мастерства;
б).изготовление объемной комбинированной игрушки.
Приложения.
Правила техники безопасности.
При работе с колющими и режущими предметами следует безукоризненно соблюдать правила техники безопасности, поэтому перед работой детей необходимо ознакомить с ними. Кроме общих правил, дети должны знать правила работы с отдельными инструментами, особенно с ножницами и иглой.
Правила работы с ножницами.
- Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
- Ножницы должны иметь тупые закругленные концы.
- Ножницы клади кольцами к себе.
- Следи за движением лезвий во время резания.
- Не оставляй ножницы раскрытыми.
- Передавай ножницы кольцами вперед.
- Не играй ножницами, не подноси их к лицу.
- Используй ножницы по назначению.
- Не режь ножницами на ходу.
10.Во время работы удерживай рукой материал так, чтобы пальцы были в стороне от ножниц.
Правила работы с иглой.
- Храни иглу всегда в игольнице.
- Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
- Передавай иглу в игольнице с ниткой.
- Не вкалывай иглу в одежду.
- Не бери иглы и булавки в рот.
- При шитье грубых тканей пользуйся наперстком.
Правила обращения с различными материалами и инструментами.
- Перед работой проверь исправность инструмента.
- Во время работы держи инструмент так, как показал педагог.
- При работе с нагревательными инструментами держи левую руку в стороне от горячих поверхностей инструмента.
- Клеями « Момент» , ПВА и др. пользуйтесь в хорошо проветриваемом помещении.
- Не пользуйтесь нитрокрасками.
Викторина «Материаловедение».
- Что изучает раздел «Материаловедение»? (основные свойства различных видов тканей).
- Какие ткани растительного происхождения Вы знаете? (льняные, хлопчатобумажные).
- Из чего получают лен-волокно? (из стеблей льна)
- Из чего получают хлопок? (из коробочек хлопчатника).
- Из чего получают шерстяное волокно? (пух, шерсть животного происхождения).
- Какое государство является родиной шелка? (Китай).
- Как осуществляется изготовление химических волокон?
- Получение сырья и его предварительная обработка:
- Приготовление прядильного раствора и расплава;
- Формирование нитей и волокон;
- Отделка и текстильная переработка полученных волокон и нитей.
- Приведите примеры синтетических волокон ( капрон, нейлон, лавсан, полиэстер)
- Какие ткани обладают большей теплостойкостью натуральные или синтетические? (натуральные)
- Какие ткани легко воспламеняются? (синтетические).
11 .Какие ткани считаются экологически чистыми? (ткани растительного
и животного происхождения).
12. Для изготовления, каких тканей требуется больше экономических
затрат ? (натуральных)
Викторина.
- Что такое аппликация? (накладывание или пришивание вырезанных деталей на материале, принятом за фон).
- Что такое выкройка? (детали игрушки, нарисованные на листе бумаги в натуральную величину, с обозначением контрольных точек, названием и количеством деталей).
- Что такое вытачка? (вырез треугольной формы в детали игрушки, который необходимо закрыть - соединить края вытачки и сшить, применяется для создания объемной формы игрушки.
- Какая ткань называется однотонной? (ткань, имеющая одинаковый ровный цвет - синий, красный и др.).
- Что такое контрольные точки на выкройке? (метки, по которым нужно соединить детали и скрепить их между собой).
- Что такое припуск на шов? ( расстояние между краем детали (срезом) и линией по которой будет проложена строчка).
- Присобрать - значит... (швом через край или «вперед иголку» проложить стежки, затем, потянув за нить, собрать ткань до требуемой длины, равномерно распределив сборки).
- Сметать - значит... (временно соединить 2 детали игрушки швом «вперед иголку»).
9. Что такое стежок? (часть шва между двумя проколами иглы).
10.Что такое шов? (одинаковые стежки, следующие друг за другом).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
« СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА»
- Перечислите инструменты, необходимые для изготовления игрушки-сувенира? (ножницы, иголки, английские булавки).
- Назовите материалы, необходимые для изготовления мягкой игрушки?
( ткань, ватин, синтепон, вата, кожа, картон, клей).
- Перечислите основные виды швов, которые используются при изготовлении игрушек-сувениров?
( «вперед иголка», «петельный», шов «через край»).
- Какой шов используется для временного соединения деталей?
(шов «вперед иголку»)
- Каким швом обрабатывают края сыпучих тканей?
(«петельным» швом)
- На какие две основные группы делятся все ткани?
( сыпучие и несыпучие).
- Какие виды набивочного материала вам известны?
(вата, ватин, синтепон).
- Что такое «утяжка» игрушки?
(придание деталям игрушки формы.)
- Какие способы соединения деталей вам известны?
(жесткое крепление, шарнирное).
10. Что такое фурнитура?
(вспомогательные подсобные материалы при оформлении игрушки).
Список необходимого оборудования в объединении.
№ п/п | Наименование | Кол-во |
1. | Стол | 1 |
2. | Стул | 1 |
3. | Стол для проглаживания ткани, утюг, розетка. | 1 |
4. | Стол для педагога с образцами изделий. | 1 |
5. | Доска для написания темы, терминов и т.д. | 1 |
6. | Уголок техники безопасности. | 1 |
7. | Стенды: постоянные, сменные. | 2-4 |
8. | Различные виды тканей (органза, капрон, х/б, шерсть и т,д,). | по 2м |
9. | Нитки: х/б, армированные (тонкие), мулине, шерстяные. | 7 |
10. | Иглы ручные, булавки. | 4 |
11. | Ножницы. | 1 |
12. | Линейка. | 1 |
13. | Клей ПВА. | 1 |
14. | Кисточка. | 1 |
15. | Карандаши простые, цветные. | 7-10 |
16. | Бумага (бархатная, цветная, самоклеящаяся). | 1 набор |
17. | Картон. | 1 набор |
18. | Разнообразные материалы для набивки (синдепон, паралон, вата, ткань и т.д.). | от1кг на 1 работу |
19. | Проволока алюминиевая. | 5 м. |
20. | Леска | 2 м. |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА.
- Калинин, А.Б. Рукоделие для детей / А.Б. Калинин .- Минск, 1997.
- Лижнева, С.С. Сказка своими руками / С.С. Лижнева.- Минск, 1995.
- Ефимова, И.В. Работа с мягкой игрушкой / И. В. Ефимова. - Москва, 2000.
- Молотоборова, О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров / О.С. Молотобарова.- Москва, 1990.
- Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками / М.И. Нагибина.- Ярославль, 1999.
- Сидогенко В. И. "Техника лоскутного шитья и аппликация", Ростов - на - Дону 2000г.
- Игрушки своими руками / Пер. с нем.- М.:ОЛМА-ПРЕСС,2001.
- Подарки к праздникам / Пер. с нем.- М.: ОЛМА-ПРЕСС,2001.
- Энциклопедия рукоделия. Аппликация / Москва, 2001.
- Майорова, И.Г. Дидактический материал по трудовому обучению / И.Г. Майорова ., В. И. Роланина. - Москва, 2000.
- Русакова, М. А. Аппликация / М. А. Русакова. - Москва, Просвещение, 1987.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ.
- Соколова, Ю.П. Мягкая игрушка / Ю.П. Соколова, Ю.А. Сидорович. - С. - П., 2000.
- Ефимова, И.В. Работа с мягкой игрушкой / И.В. Ефимова . – Москва, 2000.
- Сидоренко, В.И. Техника лоскутного шитья и аппликация / В.И. Сидоренко. - Р.-на - Д., 2000.
- Малышева , А.Н. Работа с тканью / А.Н. Малышева . – Ярославль, 2001.
- Перевертень, Г.И. Самоделки поделки из текстильных материалов / Г.И. Перевертень. - Москва .1990.
- Лихачева, Т.И. Моя подружка - мягкая игрушка / Т.И. Лихачева. - Ярославль, 2000.
- Деревянко, Н.С. Мягкая игрушка: волшебный сад / Н.С. Деревянко. - М. С. - П. , 2001.
- Кочетова, С.В. Мягкая игрушка: игрушки с бисером / С.В. Кочетова. - М. С. -П., 2001.
- Русакова, А. Аппликация / А. Русакова. – Москва, Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» по профессиям начального профессионального образования.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии с примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации Феде...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по спе...
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....