Статья Семья и школа
статья по теме
Связь между школой и семьей. Проблема воспитания школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_shkola.docx | 14.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья и школа.
«Ребенок- зеркало семьи; как в капли воды
Отражается солнце,так в детях отражается
Нравственная чистота матери и отца»
В.А. Сухомлинский.
В России достаточно долго существовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой обязанностью. И вплоть до сегодняшнего дня встречаются ситуации, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием детей. Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке деятельности семьи в воспитании подрастающего поколения привел к появлению безответственности у родителей по отношению к собственным детям. С каждым годом все труднее педагогам находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из создавшейся ситуации и все таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.
Следовательно, в современном мире остро стоит необходимость устанавливать связи между семьей и школой. Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитательный процесс при этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. А ведь у школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребенку семью, она должна сделать все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности.
Эта проблема усугубляется рядом явлений, порожденных особенностями социального развития. Меняется структура семьи. Часто в ней нет представителей старших поколений- бабушек и дедушек, которые ранее брали на себя обязанности воспитания внуков. Воспитательный потенциал семьи снизился в силу таких факторов, как нестабильность браков, рост неполных семей, участившееся появление матерей –подростков и другие.
В подростковый период процесс воспитания школьников сильно осложняется особенностями физиологического развития подростков. Нерегулярное кровоснабжение головного мозга, гормональная перестройка приводят к неуравновешенности поведения и повышенной возбудимости нервной системы, кроме того, в процессе воспитания учащихся педагоги сталкиваются с проблемой смены авторитетов и развившимся чувством взрослости. Гипертрофированное стремление к самостоятельности у подростков требует иных подходов к воспитанию детей в школе и дома. От учителей требуется особый такт и чутье, чтобы преодолеть характерный для этого возраста негативизм, склонность к противодействию ради противодействия. И чтоб преодолеть этот барьер, учитель пытается наладить контакт с семьей ребенка, постараться найти выход из данной ситуации, используя разные методы и средства. И один из этих методов – общение. Роль общения как воспитательного средства проявляется в том, что, общаясь с окружающими людьми в процессе различных видов деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками, знакомыми другими людьми, ребенок получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений. Это очень эффективный путь познания, поскольку обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени. Для эффективного использования общения как средства воспитания школьников необходима организация его педагогически направляемого влияния на жизнедеятельность групп, коллективов и отдельных личностей.
В настоящее время в российском обществе возрождается понимание семейного воспитания как процесса, входе которого решаются задачи развития интеллекта нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Эти задачи должны решаться совместно со школой. Проводниками такого сотрудничества должны стать как традиционные структуры ( родительские комитеты ), так и новые органы учебных заведений, в частности школьные советы с участием родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»
Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»
Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...
Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»
В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ
Дистанционный курс по предмету "История музыки" разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...