деловая игра "ГОТОВИМСЯ В ПОХОД"
материал по теме
суть игры состоит в том чтобы создать, разыграть и решить проблемную ситуацию на туристском маршруте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_v_pohod_delovaya_igra.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Г О Т О В И М С Я В П О Х О Д
Деловая игра.
Деловая игра - это средство развития творческого профессионального мышления. В ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические, нередко экстремальные ситуации и находить новые для себя решения. Деловая игра имитирует вполне конкретные условия. Например, деятельность и отношения участников туристского маршрута в аварийной ситуации. Игроки создают, разыгрывают и решают проблемные ситуации, общаясь друг с другом, вырабатывая индивидуальные и совместно принимаемые решения.
Ситуация: группа туристов заблудилась в лесном заболоченном районе. Холодная, дождливая осень. До населенного пункта 100-150 км.
Задача: принять решение о рейтинге снаряжения, которое поможет спасти себя и всю группу.
Порядок проведения игры
Участники делятся на команды. Каждый участник получает бланк деловой игры (см. таблицу). По каждому виду снаряжения принимаются сначала индивидуальные, а затем совместные групповые решения. Определяются суммарные ошибки, допущенные каждой командой, относительно эталонного решения, выработанного специалистами. Проигрывает команда, набравшая наибольшее количество ошибок.
Бланк участника деловой игры
№ | Наименование предметов | Индив. оценка | Индив. ошибка | Этал. решение спец-тов | Групп. решение | Групп. ошибка | Общее кол-во ошибок |
1 | Компас | 2 | |||||
2 | Спички | 3 | |||||
3 | Топорик | 4 | |||||
4 | Спальник | 10 | |||||
5 | Фонарик | 8 | |||||
6 | Карта местности | 1 | |||||
7 | Палатка | 7 | |||||
8 | Полиэтилен | 9 | |||||
9 | Котелки | 6 | |||||
10 | Продукты | 6 |
Анализ игры.
Почему команда не смогла выжить? Что помешало правильно решить задачу? Возможны причины: отсутствие лидера, демагогия, мало информации, низкая мотивация и т.д. Можно рассмотреть и другие причины: как мы сидели? все ли активно участвовали? выбрали ли правила игры? (Решение принимается большинством голосов, цель - выжить всем или каждому.)
Вывод
Метод деловых игр применительно к туризму позволяет разыгрывать в аудитории самые различные ситуации, имитирующие конкретные условия, в которых оказалась группа на маршруте; выработать совместные решения по стратегии и тактике прохождения маршрута, технике преодоления препятствий, ориентированию и т.д., направленные на обеспечение безопасности каждого участника похода.
Пример применения метода
программированного обучения в туризме
Эффективность аудиторного обучения повышается за счет систематизации учебного материала путем составления программированных заданий.
Задания состоят из четырех частей:
- Условия задачи, сформулированные в виде вопроса.
- Ряд ответов, среди которых правильный.
- Номер правильного ответа (в специальной таблице).
4. Комментарии к правильному решению задачи.
Прочитав задачу, надо попытаться сформулировать правильный ответ или отыскать его среди предлагаемых ответов. Проверить выбор поможет таблица с номерами правильных ответов. Затем можно заглянуть в комментарий, в котором изложены необходимые объяснения.
Приведенные ниже примеры программированных заданий разработаны А.Шибаевым.
I. Вы руководитель группы. При движении по лесной тропе вам встретилась развилка, а на карте ее нет. Ваши действия:
- Остановиться. Выслать налегке разведку по обеим тропам в целях установления их дальнейшего направления.
- Продолжить движение по более торной тропе.
- Продолжить движение по тропе, азимут которой больше подходит к азимуту тропы, указанной на карте.
- Если ни одна из троп не совпадает с направлением тропы, указанной на карте, то идти надо по азимуту в нужном направлении.
Варианты правильных ответов: 1), 3).
Комментарий. На мелко- и среднемасштабных картах не показаны небольшие повороты и изгибы дорог и троп. В таких случаях надо считаться с общим, а не частным, временным направлением дороги, тропы, реки, ручья. Тропа или дорога всегда «умнее» туриста. И если она повернула в сторону, на это есть причины (обход болота, гари, бурелома и др.). Поэтому сразу же бросать ее и идти по нужному направлению будет ошибкой (наткнетесь на препятствие). Конечно, нельзя слепо верить тропе. Никогда не забывайте, что у вас есть компас. Если сомневаетесь, на той ли дороге находитесь, посылайте разведку (как, впрочем, и в любом случае, когда сомневаетесь, правильно ли идете). Прием 1) можно использовать всегда, особенно при наличии следующих факторов: сомнение в своем местонахождении, тяжелые рюкзаки и усталость группы, движение на значительные расстояния, сильно пересеченная местность. Приемом 3) (разведка боем) можно пользоваться, когда на местности встречается много не указанных на картах развилок и пересечений троп.
II. Из какого снега лучше вырезать кирпичи для ветрозащитной стенки?
- Из мягкого снега - легче и быстрее резать кирпичи.
- Из среднего снега (лыжный ботинок оставляет след) - стенка из таких кирпичей более прочная.
3) Из твердого снега (лыжный ботинок не оставляет следа) - стенка из таких кирпичей очень прочная.
Правильный ответ: 2).
Комментарий. Снежные кирпичи из мягкого снега ломаются при переноске и укладке. Слишком твердый снег трудно резать, и стенка из таких кирпичей плохо смерзается, кирпичи плохо притираются друг к другу.
III. Какой из видов костров требует минимальных физических усилий для приготовления дров?
- Колодец.
- Шалаш (конус).
- Звездный.
- Таежный. Правильный ответ: 4).
Комментарий. Таежный костер складывается из бревен 2-3 м и более. Относится к кострам длительного действия, не требует частой подкладки дров.
IV. Чем растирать обмороженные участки кожи?
- Спиртом.
- Снегом.
- Шерстяной варежкой.
- Рукой.
Правильные ответы: 3), 4).
Комментарий. Ни в коем случае нельзя растирать замерзшие участки кожи снегом - это усиливает охлаждение, а острые льдинки могут поранить кожу и способствовать проникновению инфекции. Можно осторожно растереть это место мягкой шерстяной рукавичкой, но лучше прижать ладонь к обмороженному участку и сделать внутренний массаж, причем ладонь относительно кожи не должна двигаться.
V. Какой крутизны склон наиболее лавиноопасен?
1) До 250.
2) 300-500.
3) 500-800.
Правильный ответ: 2).
Комментарий. Особую опасность, даже при небольшом количестве снега, представляют склоны крутизной 300-500, хотя отмечаются случаи схода лавин со склонов крутизной даже 150. Склоны круче 600 являются нелавиноопасными, так как снег с них скатывается и не накапливается в количествах, достаточных для образования лавин.
Вывод.
Метод программированного обучения может использоваться для индивидуальной подготовки, контроля и закрепления знаний, позволяет быстро проверить большое число обучающихся. Однако следует отметить, что он существенно отличается от метода деловых игр. В нем жестко заданная разработчиком программа. И если человек решил поиграть с компьютером в вопросы и ответы, то это не игра, поскольку все наилучшие решения заранее известны.
Элементы компьютеризации учебного процесса по предмету «Туризм и методика преподавания»
Компьютеризация учебного процесса изменяет его технологию и методическое обеспечение, позволяет избавиться от однообразных, а иногда и трудоемких вычислений, уделить больше внимания существу проблемы, осмыслению и анализу экспериментальных данных, оперативно выполнять статистическую обработку результатов, построение таблиц, графиков, диаграмм.
Пример задания:
Оценка физической подготовленности туристов в походе.
Технология выполнения работ:
- В специальную карточку каждого туриста заносятся предпоходные показатели: возраст, вес, рост, ЧСС, АД, ЖЕЛ, КД, ЧД.
- В походе ежедневно утром и вечером проводятся замеры ЧСС, АД, ЖЕЛ, КД, ЧД и их значения заносятся в карточку туриста.
- После похода информация из карточки туриста заносится в компьютер, где по специальной программе рассчитываются индекс Руффье (JR) и уровень физического состояния (UFS), значения которых выдаются на печать.
- Вся исходная информация обрабатывается на компьютере, который выдает ее в виде графиков, таблиц и математических статистик.
Работа на компьютерной технике меняет саму суть отношения обучающегося к учебному процессу, делает его интересным и творческим, а главное - вызывает мотивацию к получению знаний.
Туристские игры и соревнования
(учебно-методические рекомендации).
Освоить теоретические знания по туризму, необходимые при организации, подготовке и проведении похода, а также практические умения и навыки лучше всего позволит игровой метод. Занятия могут проводиться в аудитории, спортзале, на местности. Все игры проходят как личные или командные соревнования, способствуя развитию, наряду с мыследеятельностью, общефизической и специальной физической подготовки туристов. Усложняя или упрощая задания, в игру можно вовлекать учащихся различных возрастов, начиная с младших классов.
Учебно-методические рекомендации предназначены для руководителей туристских кружков и секций, классных руководителей и учителей физического воспитания, педагогов дополнительного образования, организаторов и активистов туристской работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории в 6 классе «Крестовые походы. Причины и участники крестовых походов, их последствия».
План изучения нового материала: •Причины и участники крестовых походов.•Первый крестовый поход и образование государств крестоносцев.•Последующие походы и их результаты.•Духовно-рыцарские о...
Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"
Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого мате...
Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс
Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...
«Использование некатегорийных походов в обучении детей в окрестностях г.Рязани для практической подготовки к походам 1 категории»
Походы выходного дня (ПВД) для практической подготовки детей к походам 1 категории....
Сценарий похода "Кто куда, а мы в поход!"
Методическая разработка...
Пора в поход. (Роль похода в активном отдыхе детей)
В статье рассматривается поход как основная форма активного отдыха детей. Поход как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего пок...
Методическая разработка занятия ОДОД «Правила движения в походе. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.
В методической разработке занятия ОДОД рассматриваются правила движения учащихся в походе, о технике безопасности при проведении туристических походов . занятий. Занятие проводится с использованием пр...