Образовательная программа "Экотопик"
рабочая программа по теме
Данная программа расчитана на детей от 5 до 7 лет (двухгодичная).
Программа базируется на знаниях полученных детьмина занятиях по окружающему миру (экологии) в средней группе детского сада и обеспечивает приемственность в экологическом образовании дошкольников и младших школьников по предмету "Окружающий мир".
Программа "Экотопик" - первое звено в системе экологического образования детей в клубе "Живая планета". Занятия распределены по блокам с учётом времени года и проводятся один раз в неделю по 1 часу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekotopik_-_2_goda_dop.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Калужской области
Отдел образования и спорта Дзержинского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Куровской дом художественного творчества детей»
Утверждаю Протокол №___ от________
Директор МОУ ДОД ДХТД заседания педагогического
_________________ Т. В. Давыдович совета
ПРОГРАММА
«ЭКОТОПИК»
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок обучения: 2 года.
Автор-составитель: педагог дополнительного образования
Антонова Лидия Игоревна
п. Куровской,
2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Природа – это единственная книга, каждая
страница которой полна глубокого содержания
И.В. Гёте.
Данная программа рассчитана на детей 5 - 7 лет. Дети в этом возрасте способны без особых усилий усвоить комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям. Нравственно-этические понятия и чувства неразрывно связаны с ярко выраженной в эти годы эмоциональностью. Дети непосредственно, активно выражают свои чувства. Высокого развития достигает в эти годы воображение как своего рода сплав эмоций и мышления. Фантазии – как проявление воображения – расширяют границы мышления, делают его гибким, способным в дальнейшем творчески решать жизненные задачи.
Данная программа базируется на знаниях, полученных детьми на занятиях в средней группе детского сада, и, в то же время обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников и младших школьников по предмету «Окружающий мир». Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Перед началом работы по программе планируется проведение родительского собрания, на котором родители знакомятся с целями, задачами работы, подчеркивается то, что занятия будут способствовать общему развитию ребёнка, повышению уровня его культуры, приобретению навыков экологически безопасного поведения.
Главная задача родителей - поддерживать интерес детей к природе, поощрять их экологически грамотные поступки.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию, а пониманию и оценке происходящего.
Программа «Экотопик» - первое звено в системе экологического образования детей в клубе «Живая планета». Занятия распределены по блокам с учётом времени года. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 1 часа.
Цель программы: формирование у дошкольников гуманного отношения к природе, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, и бережно относиться ко всему живому.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование осознанного отношения к последствиям своих действий по отношению к окружающей среде.
- Продолжение формирования представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.
2. Развивать мелкую моторику рук при помощи работы с природным материалом.
3. Развивать художественный вкус и фантазию детей.
Воспитывающие:
- Создание условий для формирования разных видов отношения к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
- Воспитание деятельной активной любви к природе.
Срок реализации программы: 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю - 1 час.
Основные формы деятельности.
- различные виды изобразительной деятельности;
- работа с моделями;
- труд в живом уголке и на участке;
- наблюдения в живом уголке;
- целевые прогулки на природе;
- игры;
- рассказы педагога;
- чтение детской художественной литературы;
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
- просмотр учебных фильмов
- работа с дидактическим материалом;
- сбор коллекций семян, листьев, камней;
- работа с природным материалом;
- опыты, поисковая деятельность;
- самостоятельные наблюдения и выполнение поисковых заданий в природе.
- экологические досуги и праздники
Ожидаемые результаты.
Дети должны знать:
- 2-3 представителя (растений, птиц, зверей, насекомых), занесённых в Красную книгу Калужской области.
- Различать 2-3 вида деревьев в безлиственном состоянии.
- Характерных представителей групп растений, насекомых, зверей, птиц, проживающих в Калужской области.
- Понимать закономерности явлений природы.
- Уметь строить причинно-следственные связи.
Должны уметь:
- Работать с природным и дидактическим материалом.
- Вести наблюдения в природе и живом уголке.
- Выполнять практические работы (кормить животных, собирать семена цветов, проводить небольшой экологический десант).
Формы проверки:
- игры и конкурсы;
- беседа;
- выполнение самостоятельных работ.
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставка детских поделок и рисунков;
- родительское собрание;
- игровая программа;
- открытое занятие.
Условия для реализации программы.
Для проведения теоретических занятий необходимы: помещение, мебель, научно-популярная литература, DVD диски, телевизор, видео кассеты.
Для практических занятий потребуется: бумага писчая белая, цветная, картон белый и цветной, краски, кисточки, фломастеры, альбомы, тетради, природный материал, ножницы и клей ПВА и «Момент».
Для наблюдений и практических работ: карандаши, тетради, грабли, лопаты, песок, саженцы, семена цветов.
Для проведения праздников: костюмы, декорации, музыка.
Для отдельных экскурсий необходим транспорт.
Для просмотра научно-популярных фильмов, слайдов необходим мультимедийный проектор и ноутбук.
Примерный учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Сентябрь – Мир вокруг меня. | 3 | 2 | 1 |
2. | Октябрь - В мире растений. | 4 | 3 | 1 |
3. | Ноябрь – В преддверии зимы. | 4 | 3 | 1 |
4. | Декабрь – Животные. | 4 | 3 | 1 |
5. | Январь – Зимушка – Зима. | 4 | 3 | 1 |
6. | Февраль – В подводном царстве | 4 | 3 | 1 |
7. | Март – Человек в мире природы. | 4 | 3 | 1 |
8. | Апрель – Весна в природе | 4 | 3 | 1 |
9. | Май – Солнце, воздух и вода. | 5 | 3 | 2 |
Всего часов: | 36 | 26 | 10 | |
1. | Сентябрь - Осень золотая | 3 | 2 | 1 |
2. | Октябрь - Лёгкие Земли | 4 | 3 | 1 |
3. | Ноябрь - Птицы | 4 | 3 | 1 |
4. | Декабрь - Животные | 4 | 3 | 1 |
5. | Январь – Я - человек | 4 | 3 | 1 |
6. | Февраль - Зимушка - Зима | 4 | 3 | 1 |
7. | Март – Что нам делать, как нам быть | 4 | 3 | 1 |
8. | Апрель - Весна | 4 | 3 | 1 |
9. | Май - Насекомые | 5 | 3 | 2 |
Всего часов | 36 | 26 | 10 |
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Сентябрь – Мир вокруг меня. | 3 | 2 | 1 |
2. | Октябрь - В мире растений. | 4 | 3 | 1 |
3. | Ноябрь – В преддверии зимы. | 4 | 3 | 1 |
4. | Декабрь – Животные. | 4 | 3 | 1 |
5. | Январь – Зимушка – Зима. | 4 | 2 | 2 |
6. | Февраль – В подводном царстве | 4 | 3 | 1 |
7. | Март – Человек в мире природы. | 4 | 3 | 1 |
8. | Апрель – Весна в природе | 4 | 3 | 1 |
9. | Май – Солнце, воздух и вода. | 5 | 3 | 2 |
Всего часов: | 36 | 25 | 11 |
Задачи:
- Продолжение формирования представлений о сезонных изменениях
в живой и неживой природе.
- Учить различать природу и не природу, называть объекты живой
и неживой природы.
- Формировать обобщённые представления овощах, фруктах и ягодах.
- Формировать обобщённое представление о птицах.
- Обобщить представления о «домашних» и «диких» животных.
- Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью
в жизни человека.
- Познакомить детей со свойствами воды.
- Закрепить знания о разнообразии рыб и водных растениях.
- Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Содержание программы
Сентябрь – Мир вокруг меня
- Дом под крышей голубой.
- Природа и не природа.
- И камень достоин уважения.
Октябрь - В мире растений.
- «Вершки и корешки».
- Фрукты и ягоды.
- Растения – живые организмы.
- Разнообразие растительного мира.
Ноябрь – В преддверии зимы.
- Осенние чудеса.
- «Синичкин праздник».
- Кто такие птички?
- Такие разные птички.
Сентябрь - Мир вокруг меня.
- Дом под крышей голубой.
Отличия дома (жилья) человека от общего дома всего живого.
Форма проведения: беседа, игра «Найди в природе».
- Природа и не природа.
Понятие о природе и не природе. Отличительные особенности
природы и не природы.
Форма проведения: беседа, игра «Я природа, а я нет».
3. И камень достоин уважения.
Природная красота. Нужное и не нужное в природе.
Форма проведения: беседа, сбор коллекции «Лишние вещи в природе».
Октябрь - В мире растений.
1. «Вершки и корешки».
Овощи знакомые и не очень. Зелёные овощи и корнеплоды.
Форма проведения: беседа, загадки, «Угадай овощ по запаху»,
«Угадай овощ по вкусу».
2. Фрукты и ягоды.
Фрукты нашего края. Ягоды нашего сада (от самых маленьких до
самых больших).
Форма проведения: беседа, загадки, игра «Угадай по вкусу», игра
«Мама сварила варенье»
3. Растения – живые организмы.
Признаки живого организма. Комнатные растения и уход за ними.
Форма проведения: беседа, наблюдения за комнатными растениями.
4. Разнообразие растительного мира.
Трава, кусты, деревья – сходства и различия.
Форма проведения: экскурсия в осенний сад, игра «Найди меня
по описанию».
Ноябрь – В преддверии зимы.
1. Осенние чудеса.
Признаки осени. Превращения в живой природе и их необходимость.
Форма проведения: беседа, просмотр учебного фильма «В гостях
у тётушки совы».
2. «Синичкин праздник».
Форма проведения: Познавательно-игровая программа, готовят
ученики первого класса.
3. «Кто такие птички».
Признаки птиц. Покровы тела птицы.
Форма проведения: просмотр мультипликационного фильма «Кто
такие птички?», беседа.
4. Такие разные птички.
Птицы большие и маленькие, летающие и нелетающие. Домашние
птицы.
Форма проведения: беседа, игра «Он – она».
Декабрь – Животные
1. Камень или черепаха.
2. Домашние животные.
3. Мама, папа и ребёнок.
4. Новый год в лесу.
Январь – Зимушка-Зима.
1. Три зимних брата.
2. Чудесные превращения воды.
3. Следы на снегу.
4. Снежные фигуры.
Февраль – В подводном царстве.
1. Водные растения.
2. Рыбы.
3. Обитатели морских глубин.
4. Водолюбивые животные
Декабрь – Животные.
1. Камень или черепаха.
Признаки живого. Сравнение камня с черепахой, игрушки с морской
свинкой.
Форма проведения: беседа, наблюдения, кормление животных в
живом уголке.
2. Домашние животные.
Признаки домашних животных. Жильё домашних животных.
Форма проведения: беседа, работа с дидактическим материалом.
3. Мама, папа и ребёнок.
Развитие речи и обогащение словарного запаса.
Форма проведения: игра «Найди ребёнка по запаху», «Взрослые
и малыши».
4. «Новый год в лесу»
Форма проведения: Новогодний утренник.
Январь – Зимушка – Зима
1. Три зимних брата.
Зимние месяцы. Признаки зимы. Снег и его роль.
Форма проведения: просмотр учебного фильма «В гостях
у тётушки совы».
2. Чудесные превращения воды.
Свойства льда и снега. Можно ли есть снег?
Форма проведения: наблюдения, постановка простого эксперимента,
беседа.
3. Следы на снегу.
Следы домашних животных, птиц и человека. Снежные рассказы.
Форма проведения: беседа, наблюдения, экскурсия.
4. Снежные фигуры.
Форма проведения: практическое занятие на свежем воздухе.
Февраль – В подводном царстве.
1. Водные растения.
Водоросли сходства и отличия от растений суши.
Форма проведения: беседа, наблюдения.
2. Рыбы.
Аквариум и его обитатели. Рыбы – характерные черты.
Форма проведения: беседа, наблюдение, практическая работа
– кормление рыбок. Рыбьи разговоры.
3. Обитатели морских глубин.
Киты, дельфины и удивительные животные морских глубин.
Форма проведения: просмотр учебного фильма «Обитатели
морских глубин», беседа.
4. Водолюбивые животные.
Лягушки, тритоны, моллюски, раки и черепахи.
Форма проведения: беседа, работа с дидактическим материалом,
Игра «Морская викторина».
Март - Человек в мире природы.
1. Человек часть природы.
2. Экологический светофор.
3. Наша помощь «Земле»
4. День Земли.
Апрель – Весна в природе.
1. Признаки весны.
2. Пробуждение.
3. Весенние хлопоты.
4. Ледоход.
Май - Солнце, воздух и вода.
1. «Возможна ли жизнь без солнца?»
2. Что такое воздух?
3. Лес – это…
4. Весна – кормит и лечит.
5.Итоговое занятие.
Март - Человек в мире природы.
1. Человек часть природы.
Признаки живого. Человек и его роль в природе.
Форма проведения: беседа, работа с дидактическим материалом.
2. Экологический светофор
«Правила поведения в природе».
Форма проведения: беседа, работа с дидактическим материалом.
3. Наша помощь земле.
Начни с себя. Экологический десант.
Форма проведения: беседа, практическое занятие.
4. День Земли.
Форма проведения: познавательно-игровая программа.
Апрель – Весна в природе.
1. Признаки весны.
Три месяца весны. Признаки весны.
Форма проведения: беседа, наблюдение.
2. Пробуждение.
Первые насекомые, первые цветы. Жизнь животных в лесу.
Форма проведения: беседа, наблюдения, работа с дидактическим
материалом.
3. Весенние хлопоты.
Заботы людей весной. Птичьи хлопоты.
Форма проведения: беседа, наблюдение.
4. Ледоход.
Ледоход. Правила поведения у воды. Половодье.
Форма проведения: беседа, просмотр учебного фильма.
Май - Солнце, воздух и вода.
1. «Возможна ли жизнь без солнца?»
Солнце и его роль в жизни всего живого.
Форма проведения: беседа, работа с дидактическим материалом,
Наблюдения.
2. Что такое воздух?
Где спрятан воздух? Чистый воздух.
Форма проведение: наблюдение, беседа.
3. Лес – это…
Лес – это сложный организм.
Форма проведения: рассказ, беседа.
4. Весна – кормит и лечит.
Весенние витамины – солнце, воздух и растения (крапива,
мать-и-мачеха, одуванчик).
Форма проведения: беседа, наблюдения.
5. Итоговое занятие.
Экологический праздник «Пусть всегда будет солнце».
Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Сентябрь - Осень золотая | 3 | 2 | 1 |
2. | Октябрь - Лёгкие Земли | 4 | 3 | 1 |
3. | Ноябрь - Птицы | 4 | 3 | 1 |
4. | Декабрь - Животные | 4 | 3 | 1 |
5. | Январь – Я - человек | 3 | 2 | 1 |
6. | Февраль - Зимушка - Зима | 4 | 3 | 1 |
7. | Март – Что нам делать, как нам быть | 4 | 3 | 1 |
8. | Апрель - Весна | 4 | 3 | 1 |
9. | Май - Насекомые | 5 | 3 | 2 |
Всего часов | 36 | 26 | 10 |
Задачи второго года обучения.
- Закрепить представления детей о каждом времени года.
- Уточнить и систематизировать знания детей о растениях.
- Закрепить знания об условиях необходимых для роста семян растений.
- Учить анализировать и выделять существенные признаки всех живых организмов.
- Познакомить детей с Красной книгой Калужской области.
- Углубить знания детей о человеческом организме.
- Учить анализировать свои поступки и поступки других людей по отношению к природе.
Содержание программы.
Сентябрь «Осень золотая».
- Что такое природа.
- Осень золотая.
- Сезонные изменения в природе.
Октябрь «Лёгкие Земли»
- Знакомые незнакомцы (занятие на экологической тропе).
- Жизнь растения от семени до…
- Какие бывают растения.
- Дерево – единый организм.
Ноябрь «Птицы»
- Птицы – наши верные спутники.
- «Синичкин праздник»
- Птицы перелётные и не только.
- Птицы в Красной книге.
Итоговое занятие: осенняя викторина.
Сентябрь «Осень золотая».
- Что такое природа.
Понятие о природе. Природа живая и неживая. Отличительные особенности живой природы.
Форма проведения: беседа, игра «Живое и неживое»
- Осень золотая.
Приметы осени. Пословицы и поговорки об осени.
Формы организации: экскурсия, наблюдения, беседа, рисунки.
- Сезонные изменения в природе.
Подготовка живой природы к зиме. Плоды и семена. Связь между условиями среды и состоянием живой природы. Причины изменений в природе.
Формы организации: экскурсия, наблюдения, беседа, экологическая игра.
Октябрь «Лёгкие земли».
- Знакомые незнакомцы.
Растения, произрастающие на территории, прилегающей к экологическому центру. Грач. Красноклоп. Негативное воздействие человека на растения.
Форма организации: экскурсия по экологической тропе, игра «Как вести себя в лесу».
- Жизнь растения от семени до…
Семенное размножение растений. Способы распространения семян.
Формы организации: экскурсия, наблюдения, опыт, экологический тренинг.
- Какие бывают растения?
Разнообразие растений: травы, кустарники, деревья. Роль растений в природе и жизни человека.
Формы организации: экскурсия, экологическая игра «Слепая гусеница», наблюдения.
- Дерево – единый организм.
Рост и развитие растений. Влияние окружающей среды на растения. Дерево – живой организм.
Формы организации: игра, беседа с элементами театрализации.
Ноябрь «Птицы».
- Птицы – наши верные спутники.
Среда обитания птиц. Внешнее строение птиц.
Формы организации: экологическая игра «Какая я птица», беседа, работа с коллекцией птиц, с раздаточным материалом.
2. «Синичкин праздник».
Зимующие птицы нашего края. Условия их жизни. Роль человека в жизни зимующих птиц. Зимняя подкормка птиц.
3. Птицы перелётные и не только.
Разнообразие птиц. Перелётные, кочующие и зимующие птицы.
Птицы нашего края.
Формы организации: работа с дидактическим материалом, беседа, игра.
4. Птицы в Красной книге.
Красная книга. Птицы в Красной книге. Причины гибели птиц. Вымершие птицы.
Формы организации: беседа, рассказ с демонстрацией рисунков вымерших и охраняемых птиц Калужской области, игра «Птицы в Красной книги».
Декабрь «Животные»
- Зимовье зверей.
- Живой уголок – наши близкие друзья.
- Животные родного края.
- Носы нужны не только для красы.
Январь «Зимушка- зима»
- Человек как часть природы.
- Мы все такие разные.
- Органы чувств.
Февраль «Зимушка- зима»
- Волшебница зима.
- Свойства воды.
- Юные следопыты.
- Прощание с зимой.
Декабрь «Животные».
- Зимовье зверей.
Жизнь животных в лесу. Приспособленность к зимним условиям. Места зимовки.
Формы организации: беседа, экологическая игра «Кто и где зимует?».
- Живой уголок.
Обитатели живого уголка. Образ жизни, условия содержания.
Формы организации: беседа, рассказ, практическая работа по кормлению животных.
- Животные родного края.
Животные Калужской области. Животные, занесённые в Красную книгу. Роль человека в исчезновении животных.
Формы организации: дидактическая игра «Посели животное», демонстрация рисунков животных, беседа, рассказ.
- Носы нужны не только для красы.
Органы чувств у животных. Значение органов обоняния и дыхания для животных. Приспособленность к условиям обитания.
Формы организации: беседа, демонстрация форм носов у животных, игра «Найди своего детёныша».
Январь
- Человек как часть природы.
Сходства и различия человека с животными.
Формы организации: беседа, практическое занятие «Отличие человека от морской свинки».
- Мы все такие разные.
Сходство и отличия людей друг от друга.
Формы организации: беседа, игра «Найди пять отличий», рассказ.
- Органы чувств (язык, нос, кожа).
Язык - его роль и значение. Нос - его роль и значение. Кожа – её роль и значение.
Формы организации: беседа и игры «Что ты ешь?», «Узнай растение по запаху», «Угадай, что за предмет».
Февраль «Зимушка – зима».
1. Волшебница зима.
Признаки зимы. Зимние явления в природе.
Формы организации: беседа, наблюдения.
2. Свойства воды.
Состояние воды зимой: лёд, снег, иней. Сходство и различие.
Форма организации: практическое занятие с проведением опытов и наблюдений.
3. Юные следопыты.
Следы на снегу. Отличительные особенности следов птиц и зверей. Следы человека. Чтение следов.
Формы организации: экскурсия, практическое занятие в природе, подвижная игра «По следам животных».
4. Прощание с зимой. Итоговое занятие.
Народные традиции русского народа. Масленица. Народные масленичные игры.
Форма организации: праздник.
Март «Что нам делать, как нам быть»
- Человек как часть природы.
- Встреча с Жалейкиным.
- Вода – наше богатство.
- SOS – спасите нашу Землю.
Апрель «Весна»
- Весна красна.
- Радость пробуждения.
- Первоцветы.
- Путешествие в подземное царство.
Май «Насекомые»
- Кто такие насекомые.
- Насекомые и цветы.
- Таинственный мир насекомых.
- Насекомые враги или друзья?
- Земля – наш общий дом.
Март «Человек охраняет природу».
- Человек как часть природы.
Этапы развития живых организмов. Люди – часть природы. Сходство и различие. Человек – существо мыслящее.
Формы организации: беседа, рассказ.
- Как человек использует природные богатства.
Природные богатства. Использование природных богатств. Бережное отношение к природе.
Формы организации: беседа, рассказ, экскурсия, ролевая игра «Человек в природе».
- Вода – наше богатство.
Вода. Роль воды в природе и жизни человека. Вода в окружающей среде. Обитатели воды.
Формы организации: беседа, чтение художественной литературы, демонстрация изображений обитателей воды.
- Планета Земля в опасности.
Загрязнение воды, воздуха, почвы. Здоровье людей. Уменьшение видов растений и животных.
Форма организации: театрализованное представление.
Апрель «Весна».
- Весна красна.
Признаки весны. Весенние явления в живой и неживой природе. Весенние работы. Связь между весенними явлениями и видами труда.
Форма организации: беседа, наблюдения, практическая работа по уборке территории ДХТД.
- Радость пробуждения.
Признаки пробуждения природы на посёлке.
Формы организации: экскурсия, игра, практическая работа «Кто больше соберёт мусора?»
- Первоцветы.
Первые весенние цветы. Первоцветы на посёлке и в лесу. Одуванчик. Мать-мачеха. Охрана первоцветов.
Формы организации: экскурсия на участок первоцветов на территории экологического центра, конкурс рисунков «Весенние цветы»
- Путешествие в подземное царство.
Почва. Её особенности. Строение почвы. Почвенные обитатели. Роль грибов, дождевых червей в круговороте веществ в природе.
Форма организации: экскурсия по экологической тропе, наблюдения.
Май «Насекомые».
- Кто такие насекомые.
Насекомые, их характерные признаки. Внешнее строение насекомых.
Формы организации: беседа, рассказ, работа с дидактическим материалом.
- Насекомые и цветы.
Значение насекомых в жизни растений. Приспособленность насекомых к опылению и распространению семян. Особенности строения насекомо- опыляемых цветов.
Форма организации: опыты, наблюдения, игра.
- Таинственный мир насекомых.
Многообразие насекомых. Типичные представители насекомых нашего края. Насекомые различных сред обитания, их характерные особенности.
Формы организации: демонстрация рисунков насекомых, коллекций, викторина.
- Насекомые враги или друзья?
Значение насекомых в природе и жизни человека. Понятие о вредных и полезных насекомых.
Формы организации: беседа, экскурсия, конкурс рисунков насекомых.
Итоговое занятие: Земля – наш общий дом.
Форма организации: праздник.
Материальное обеспечение программы
- Помещение.
- Мебель.
- Научная и научно-популярная литература.
- Гербарий.
- Коллекции.
- Приборы для физиологических экспериментов.
- Микроскоп.
- Готовые препараты по анатомии человека, растений и животных.
- Инструмент для приготовления препаратов.
- Набор лабораторной посуды.
- Химические реактивы.
- Химическая посуда.
- Гербарные папки.
- Бинокулярный микроскоп.
- Природный материал.
- Живые особи в живом уголке.
Коллекция DVD мультипликационных фильмов
- «Кто такие птички?»
- «Ребятам о зверятах»
- «Уроки тётушки Совы»
- «Где и как встречают Новый год»
- «Природоведение для самых маленьких»
BBC коллекция DVD фильмов.
- Силы природы (4 серии); Супервулкан (3серии); Голубая планета (8 серий); Прогулки под водой (5 серий); Бездна.
- Всё о динозаврах. (Прогулки с динозаврами. Баллада о большом Але. (2серии); Прогулки с динозаврами. В стране гигантов. (2 серии); Прогулки с монстрами. Жизнь до динозавров. (1 серия); Прогулки с морскими чудовищами (3 серии); Прогулки с пещерным человеком (4 серии); Прогулки с динозаврами (6 серий); Прогулки с чудовищами (6серий); Правда о динозаврах-убийцах (2 серии); Дикий мир будущего (3 серии).
- Эволюция жизни (Человек; Невидимая жизнь растений; Микрокосмос; Освоение суши; Птицы).
- Океан.
- Великая тайна воды.
Беседы Жданова о вреде алкоголя и курения.
Библиографический список для педагога.
- Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада [Текст].- Воронеж, 2006.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]. – Воронеж, 2005.
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]. – М., 1985.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]. – Воронеж, 2004.
- Загадки и стихи о растениях и сезонах (приложение к программе по экологической подготовке дошкольников) [Текст]. – Архангельск, 1994.
- Карнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми [Текст]. – Дальний Восток, 1999.
- Марничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. – Ярославль, 2002.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст]. / Л.В.Русскова. – М., 1986.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников [Текст]. – М., 2002.
- Приложение к эколого-этнографическому проекту «Дом» (для внеклассной и внешкольной работы с детьми младшего школьного возраста) [Текст]. – Обнинск, 2000.
- Программа и методические рекомендации к детскому эколого-этнографическому проекту «Дом» ( для внеклассной и внешкольной работы с детьми младшего школьного возраста) [Текст]. – Обнинск, 2000.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники [Текст]. – М., 2002.
Библиографический список для детей.
- Большая книга животных. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]. – М., 2007.
- Бианки В. Лесная газета [Текст]. – М., 2007.
- Бианки В. Синичкин календарь [Текст]. – М., 2007.
- Времена года. Стихи, рассказы, сказки о природе. Полная библиотека внеклассного чтения [Текст]. - М., 2008.
- Лаврова С. Занимательная ботаника для малышей [Текст]. - М., 2008.
- Рассказы о природе [Текст]. – М., 2003.
- Скребецкий Г. А. Рассказы [Текст]. – М., 2007.
- Сладков Н. Бюро лесных услуг [Текст]. – М, 2008.
- Соколов-Микитов И. С. Рассказы о природе [Текст]. – М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта...
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Выступление на педагогическом совете 30.08.2012г....
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...