Образовательная программа "Экотопик"
рабочая программа по теме

Антонова Лидия Игоревна

Данная программа расчитана на детей от 5 до 7 лет (двухгодичная).

Программа базируется на знаниях полученных детьмина занятиях по окружающему миру (экологии) в средней группе детского сада и обеспечивает приемственность в экологическом образовании дошкольников и младших школьников по предмету "Окружающий мир".

Программа "Экотопик" - первое звено в системе экологического образования детей в клубе "Живая планета". Занятия распределены по блокам с учётом времени года и проводятся один раз в неделю по 1 часу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekotopik_-_2_goda_dop.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Отдел образования и спорта Дзержинского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Куровской дом художественного творчества детей»

Утверждаю                                                                 Протокол №___ от________    

Директор МОУ ДОД ДХТД                                      заседания педагогического

_________________ Т. В. Давыдович                        совета

ПРОГРАММА

«ЭКОТОПИК»

Возраст обучающихся:     5 - 7 лет

Срок обучения:    2 года.

Автор-составитель: педагог дополнительного образования

Антонова Лидия Игоревна

п. Куровской,

 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                    Природа – это единственная книга, каждая

                                                    страница которой полна глубокого содержания

                                                                                              И.В. Гёте.

   Данная программа рассчитана на детей 5 - 7 лет. Дети в этом возрасте способны без особых усилий усвоить комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям. Нравственно-этические понятия и чувства неразрывно связаны с ярко выраженной в эти годы эмоциональностью. Дети непосредственно, активно выражают свои чувства. Высокого развития достигает в эти годы воображение как своего рода сплав эмоций и мышления. Фантазии – как проявление воображения – расширяют границы мышления, делают его гибким, способным в дальнейшем творчески  решать жизненные задачи.

   Данная программа базируется на знаниях, полученных детьми на занятиях в средней группе детского сада, и, в то же время обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников и младших школьников  по предмету «Окружающий мир». Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к  «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Перед началом работы по программе планируется проведение родительского собрания, на котором родители знакомятся с целями, задачами работы, подчеркивается то, что занятия будут способствовать общему развитию ребёнка, повышению уровня его культуры, приобретению навыков экологически безопасного поведения.

   Главная задача родителей - поддерживать интерес детей к природе, поощрять их экологически грамотные поступки.

   Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать  красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию, а пониманию и оценке происходящего.

    Программа «Экотопик» - первое звено в системе экологического образования детей в клубе «Живая планета».   Занятия распределены по блокам с учётом времени года. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 1 часа.

   Цель программы:  формирование у дошкольников гуманного отношения к природе, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, и бережно относиться ко всему живому.  

   Задачи:

   Обучающие:

  1. Формирование осознанного отношения к последствиям своих действий по отношению к окружающей среде.
  2. Продолжение формирования представлений о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

Развивающие:

    1. Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.

    2.   Развивать мелкую моторику рук при помощи работы с природным материалом.

          3.  Развивать художественный вкус  и фантазию детей.

Воспитывающие:

  1. Создание условий для формирования разных видов отношения к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
  2. Воспитание деятельной активной любви к природе.

      Срок реализации программы: 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю - 1 час.

                        Основные формы деятельности.

  1. различные виды изобразительной деятельности;
  2. работа с моделями;
  3. труд в  живом уголке и на участке;
  4. наблюдения в живом уголке;
  5. целевые прогулки на природе;
  6. игры;
  7. рассказы педагога;
  8. чтение детской художественной литературы;
  9. беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
  10. просмотр учебных фильмов
  11. работа с дидактическим материалом;
  12. сбор коллекций семян, листьев, камней;
  13. работа с природным материалом;
  14. опыты, поисковая деятельность;
  15. самостоятельные наблюдения и выполнение  поисковых заданий в природе.
  16. экологические досуги и праздники

Ожидаемые результаты.

  Дети должны знать:

  1. 2-3 представителя (растений, птиц, зверей, насекомых), занесённых в Красную книгу Калужской области.
  2. Различать 2-3 вида деревьев в безлиственном состоянии.
  3. Характерных представителей групп растений, насекомых, зверей, птиц, проживающих в Калужской области.
  4. Понимать закономерности явлений природы.
  5. Уметь строить причинно-следственные связи.

  Должны уметь:

  1. Работать с природным и дидактическим материалом.
  2. Вести наблюдения в природе и живом уголке.
  3. Выполнять практические работы (кормить животных, собирать семена цветов, проводить небольшой экологический десант).

 Формы проверки:

  1. игры и конкурсы;
  2. беседа;
  3. выполнение самостоятельных работ.

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. выставка детских поделок и рисунков;
  2. родительское собрание;
  3. игровая программа;
  4. открытое занятие.

Условия для реализации программы.

Для проведения теоретических занятий необходимы: помещение, мебель, научно-популярная литература, DVD диски, телевизор, видео кассеты.

Для практических занятий потребуется: бумага писчая белая, цветная, картон белый и цветной, краски, кисточки, фломастеры, альбомы, тетради, природный материал, ножницы и клей ПВА и «Момент».

Для наблюдений и  практических работ: карандаши, тетради, грабли, лопаты, песок, саженцы, семена цветов.

Для проведения праздников: костюмы, декорации, музыка.

Для отдельных экскурсий необходим транспорт.

Для просмотра научно-популярных фильмов,  слайдов  необходим мультимедийный проектор и ноутбук.

Примерный учебно-тематический план

 №

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Сентябрь – Мир вокруг меня.

3

2

1

2.

Октябрь -  В мире растений.

4

3

1

3.

Ноябрь – В преддверии зимы.

4

3

1

4.

Декабрь – Животные.

4

3

1

5.

Январь – Зимушка – Зима.

4

3

1

6.

Февраль – В подводном царстве

4

3

1

7.

Март – Человек в мире природы.

4

3

1

8.

Апрель – Весна в природе

4

3

1

9.

Май – Солнце, воздух и вода.

5

3

2

Всего часов:

36

26

10

1.

Сентябрь  - Осень золотая

3

2

1

2.

Октябрь - Лёгкие Земли

4

3

1

3.

Ноябрь - Птицы

4

3

1

4.

Декабрь - Животные

4

3

1

5.

Январь – Я - человек

4

3

1

6.

Февраль - Зимушка - Зима

4

3

1

7.

Март – Что нам делать, как нам быть

4

3

1

8.

Апрель - Весна

4

3

1

9.

Май - Насекомые

5

3

2

Всего часов

36

26

10

Учебно-тематический план первого года обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Сентябрь – Мир вокруг меня.

3

2

1

2.

Октябрь -  В мире растений.

4

3

1

3.

Ноябрь – В преддверии зимы.

4

3

1

4.

Декабрь – Животные.

4

3

1

5.

Январь – Зимушка – Зима.

4

2

2

6.

Февраль – В подводном царстве

4

3

1

7.

Март – Человек в мире природы.

4

3

1

8.

Апрель – Весна в природе

4

3

1

9.

Май – Солнце, воздух и вода.

5

3

2

Всего часов:

36

25

11

Задачи:

- Продолжение формирования представлений о сезонных изменениях

  в живой и неживой природе.

- Учить различать природу и не природу, называть объекты живой

   и неживой природы.

- Формировать обобщённые представления овощах, фруктах и ягодах.

- Формировать обобщённое представление о птицах.

- Обобщить представления о «домашних» и «диких» животных.

- Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью

   в жизни человека.

- Познакомить детей со свойствами воды.

- Закрепить знания о разнообразии рыб и водных растениях.

- Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Содержание программы

Сентябрь – Мир вокруг меня

  1. Дом под крышей голубой.
  2. Природа и не природа.
  3. И камень достоин уважения.

  Октябрь - В мире растений.

  1. «Вершки и корешки».
  2. Фрукты и ягоды.
  3. Растения – живые организмы.
  4. Разнообразие растительного мира.

    Ноябрь – В преддверии зимы.

  1. Осенние чудеса.
  2. «Синичкин праздник».
  3. Кто такие птички?
  4. Такие разные птички.

Сентябрь - Мир вокруг меня.

  1. Дом под крышей голубой.

Отличия дома (жилья) человека от общего дома всего живого.

Форма проведения: беседа, игра «Найди в природе».

  1. Природа и не природа.

          Понятие о природе и не природе. Отличительные особенности      

природы  и не природы.

Форма проведения: беседа, игра «Я природа, а я нет».

     3.  И камень достоин уважения.

          Природная красота.  Нужное и не нужное в природе.

          Форма проведения: беседа, сбор коллекции «Лишние вещи в природе».

Октябрь -  В мире растений.

     1. «Вершки и корешки».

          Овощи знакомые и не очень. Зелёные овощи и корнеплоды.

          Форма проведения: беседа, загадки, «Угадай овощ по запаху»,

          «Угадай  овощ по вкусу».

2. Фрукты и ягоды.

    Фрукты нашего края. Ягоды нашего сада (от самых маленьких до

    самых больших).

   Форма проведения: беседа, загадки, игра «Угадай по вкусу», игра

   «Мама сварила варенье»

    3. Растения – живые организмы.

        Признаки живого организма. Комнатные растения и уход за ними.

        Форма проведения: беседа, наблюдения за комнатными растениями.

    4. Разнообразие растительного мира.

        Трава, кусты, деревья – сходства и различия.

        Форма проведения: экскурсия в осенний сад, игра «Найди меня

        по описанию».

Ноябрь – В преддверии зимы.

      1. Осенние чудеса.

          Признаки осени. Превращения в живой природе и их необходимость.

          Форма проведения: беседа, просмотр учебного фильма «В гостях

           у тётушки совы».

      2. «Синичкин праздник».

          Форма проведения: Познавательно-игровая программа, готовят  

           ученики   первого класса.

      3.  «Кто такие птички».

            Признаки птиц. Покровы тела птицы.

            Форма проведения: просмотр мультипликационного фильма «Кто

            такие птички?», беседа.  

     4.  Такие разные птички.

            Птицы большие и маленькие, летающие и нелетающие. Домашние

            птицы.

           Форма проведения: беседа, игра «Он – она».

Декабрь – Животные

1. Камень или черепаха.

2. Домашние животные.

3. Мама, папа и ребёнок.

4. Новый год в лесу.

Январь – Зимушка-Зима.

1. Три зимних брата.

2. Чудесные превращения воды.

3. Следы на снегу.

4. Снежные фигуры.

Февраль – В подводном царстве.

1. Водные растения.

2. Рыбы.

3. Обитатели морских глубин.

4. Водолюбивые животные

Декабрь – Животные.

    1. Камень или черепаха.

        Признаки живого. Сравнение камня с черепахой, игрушки с морской

        свинкой.

        Форма проведения: беседа, наблюдения, кормление животных в

         живом уголке.

    2. Домашние животные.

         Признаки домашних животных. Жильё домашних животных.

         Форма проведения: беседа, работа с дидактическим материалом.

    3.  Мама, папа и ребёнок.

         Развитие речи и обогащение словарного запаса.

         Форма проведения: игра «Найди ребёнка по запаху», «Взрослые

         и малыши».

    4.  «Новый год в лесу»

         Форма проведения: Новогодний утренник.

Январь – Зимушка – Зима

    1. Три зимних брата.

        Зимние месяцы. Признаки зимы. Снег и его роль.

        Форма проведения: просмотр учебного фильма «В гостях

        у тётушки совы».

   2.  Чудесные превращения воды.

         Свойства льда и снега. Можно ли есть снег?

         Форма проведения: наблюдения, постановка простого эксперимента,

          беседа.

     3.  Следы на снегу.

           

            Следы домашних животных, птиц и человека. Снежные рассказы.

   Форма проведения: беседа, наблюдения, экскурсия.

4. Снежные фигуры.

    Форма проведения: практическое занятие на свежем воздухе.

Февраль – В подводном царстве.

1. Водные растения.

    Водоросли сходства и отличия  от растений суши.

    Форма проведения: беседа, наблюдения.

2.  Рыбы.

     Аквариум и его обитатели. Рыбы – характерные черты.

      Форма проведения: беседа, наблюдение, практическая работа

      – кормление рыбок. Рыбьи разговоры.

3.  Обитатели морских глубин.

      Киты, дельфины и удивительные животные морских глубин.

      Форма проведения: просмотр учебного фильма «Обитатели

       морских глубин», беседа.

4.  Водолюбивые животные.

     Лягушки, тритоны, моллюски, раки и черепахи.

     Форма проведения: беседа, работа с дидактическим материалом,

      Игра «Морская викторина».

Март -  Человек в мире природы.

1. Человек часть природы.

2. Экологический светофор.

3. Наша помощь «Земле»

4. День Земли.

Апрель – Весна в природе.

1. Признаки весны.

2. Пробуждение.

3. Весенние хлопоты.

4. Ледоход.

Май -  Солнце, воздух и вода.

1. «Возможна ли жизнь без солнца?»

2. Что такое воздух?

3. Лес – это…

4. Весна – кормит и лечит.

5.Итоговое занятие.

Март -  Человек в мире природы.

1. Человек часть природы.

     Признаки живого. Человек и его роль в природе.

     Форма проведения: беседа, работа с дидактическим материалом.

2. Экологический светофор

   «Правила поведения в природе».

    Форма проведения: беседа, работа с дидактическим материалом.

3. Наша помощь земле.

    Начни с себя. Экологический десант.

    Форма проведения: беседа, практическое занятие.

4. День Земли.

    Форма проведения: познавательно-игровая программа.

Апрель – Весна в природе.

1. Признаки весны.

     Три месяца весны. Признаки весны.

     Форма проведения: беседа, наблюдение.

2. Пробуждение.

    Первые насекомые, первые цветы. Жизнь животных в лесу.

    Форма проведения: беседа, наблюдения, работа с дидактическим

     материалом.

3. Весенние хлопоты.

    Заботы людей весной.  Птичьи хлопоты.

     Форма проведения: беседа, наблюдение.

4. Ледоход.

    Ледоход. Правила поведения у воды. Половодье.

     Форма проведения: беседа, просмотр учебного фильма.

Май -  Солнце, воздух и вода.

1. «Возможна ли жизнь без солнца?»

    Солнце и его  роль в жизни всего живого.

     Форма проведения: беседа, работа с дидактическим материалом,

      Наблюдения.

2. Что такое воздух?

     Где спрятан воздух? Чистый воздух.

     Форма проведение: наблюдение, беседа.

3. Лес – это…

    Лес – это сложный организм.

    Форма проведения: рассказ, беседа.

4. Весна – кормит и лечит.

    Весенние витамины – солнце, воздух и растения (крапива,

    мать-и-мачеха, одуванчик).

    Форма проведения: беседа, наблюдения.

5. Итоговое занятие.

     Экологический праздник «Пусть всегда будет солнце».   

Учебно-тематический план второго года обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Сентябрь  - Осень золотая

3

2

1

2.

Октябрь - Лёгкие Земли

4

3

1

3.

Ноябрь - Птицы

4

3

1

4.

Декабрь - Животные

4

3

1

5.

Январь – Я - человек

3

2

1

6.

Февраль - Зимушка - Зима

4

3

1

7.

Март – Что нам делать, как нам быть

4

3

1

8.

Апрель - Весна

4

3

1

9.

Май - Насекомые

5

3

2

Всего часов

36

26

10

Задачи второго года обучения.

- Закрепить представления детей о каждом времени года.

- Уточнить и систематизировать знания детей о растениях.

- Закрепить знания об условиях необходимых для роста семян растений.

- Учить анализировать и выделять существенные признаки всех живых организмов.

- Познакомить детей с Красной книгой Калужской области.

- Углубить знания детей о человеческом организме.

- Учить анализировать свои поступки и поступки других людей  по отношению к природе.

Содержание программы.

Сентябрь        «Осень золотая».

  1. Что такое природа.
  2. Осень золотая.
  3. Сезонные изменения в природе.

 Октябрь          «Лёгкие Земли»

  1. Знакомые незнакомцы (занятие на экологической тропе).
  2. Жизнь растения от семени до…
  3. Какие бывают растения.
  4. Дерево – единый организм.

 Ноябрь           «Птицы»

  1. Птицы – наши верные спутники.
  2. «Синичкин праздник»
  3. Птицы перелётные и не только.
  4. Птицы в Красной книге.

Итоговое занятие: осенняя викторина.

                                    Сентябрь «Осень золотая».

  1. Что такое природа.

Понятие о природе. Природа живая и неживая. Отличительные особенности живой природы.

Форма проведения: беседа, игра «Живое и неживое»

  1. Осень золотая.

 Приметы осени. Пословицы и поговорки об осени.

Формы организации: экскурсия, наблюдения, беседа, рисунки.

  1. Сезонные изменения в природе.

Подготовка живой природы к зиме. Плоды и семена. Связь между условиями среды и состоянием живой природы. Причины изменений в природе.

Формы организации: экскурсия, наблюдения, беседа, экологическая игра.

                          Октябрь «Лёгкие земли».

  1. Знакомые незнакомцы.

Растения, произрастающие на территории, прилегающей к экологическому центру. Грач. Красноклоп. Негативное воздействие человека на растения.

Форма организации: экскурсия по экологической тропе, игра «Как вести себя в лесу».

  1. Жизнь растения от семени до…

Семенное размножение растений. Способы распространения семян.

Формы организации: экскурсия, наблюдения, опыт, экологический тренинг.

  1. Какие бывают растения?

Разнообразие растений: травы, кустарники, деревья. Роль растений в природе и жизни человека.

Формы организации: экскурсия, экологическая игра «Слепая гусеница», наблюдения.

  1. Дерево – единый организм.

Рост и развитие растений. Влияние окружающей среды на растения. Дерево – живой организм.

Формы организации:  игра, беседа с элементами театрализации.

                                Ноябрь «Птицы».

  1. Птицы – наши верные спутники.

Среда обитания птиц. Внешнее строение птиц.

Формы организации: экологическая игра «Какая я птица», беседа, работа с коллекцией птиц, с раздаточным материалом.

2. «Синичкин праздник».

Зимующие птицы нашего края. Условия их жизни. Роль человека в жизни зимующих птиц. Зимняя подкормка птиц.

3. Птицы перелётные и не только.

     Разнообразие птиц. Перелётные, кочующие и зимующие птицы.  

     Птицы нашего края.

     Формы организации:  работа с дидактическим материалом, беседа, игра.

      4. Птицы в Красной книге.

Красная книга. Птицы в Красной книге. Причины гибели птиц. Вымершие птицы.

Формы организации: беседа, рассказ с демонстрацией рисунков вымерших и охраняемых птиц Калужской области, игра «Птицы в Красной книги».

 

Декабрь       «Животные»

  1. Зимовье зверей.
  2. Живой уголок – наши близкие друзья.
  3. Животные родного края.
  4. Носы нужны не только для красы.

 Январь         «Зимушка- зима»

  1. Человек как часть природы.
  2. Мы все такие разные.
  3. Органы чувств.

Февраль     «Зимушка- зима»

  1. Волшебница зима.
  2. Свойства воды.
  3. Юные следопыты.
  4. Прощание с зимой.

                               Декабрь «Животные».

  1. Зимовье зверей.

Жизнь животных в лесу. Приспособленность к зимним условиям. Места зимовки.

Формы организации: беседа, экологическая игра «Кто и где зимует?».

  1. Живой уголок.

Обитатели живого уголка. Образ жизни, условия содержания.

Формы организации: беседа, рассказ, практическая работа по кормлению животных.

  1. Животные родного края.

Животные Калужской области. Животные, занесённые в Красную книгу. Роль человека в исчезновении животных.

Формы организации: дидактическая игра «Посели животное», демонстрация рисунков животных, беседа, рассказ.

  1. Носы нужны не только для красы.

Органы чувств у животных. Значение органов обоняния  и дыхания для животных. Приспособленность к условиям обитания.

Формы организации: беседа, демонстрация форм носов у животных, игра «Найди своего детёныша».

                               Январь

  1. Человек как часть природы.

Сходства и различия  человека с животными.

Формы организации: беседа, практическое занятие «Отличие человека от морской свинки».

  1. Мы все такие разные.

Сходство и отличия людей друг от друга.

Формы организации: беседа, игра «Найди пять отличий», рассказ.

  1. Органы чувств (язык, нос, кожа).

Язык - его роль и значение. Нос - его роль и  значение.  Кожа – её роль и значение.

Формы организации: беседа и  игры «Что ты ешь?», «Узнай растение по запаху»,  «Угадай, что за предмет».

                            Февраль «Зимушка – зима».

1. Волшебница зима.

Признаки зимы. Зимние явления в природе.

Формы организации: беседа, наблюдения.

2. Свойства воды.

Состояние воды зимой: лёд, снег, иней. Сходство и различие.

Форма организации: практическое занятие с проведением опытов и наблюдений.

3. Юные следопыты.

Следы на снегу. Отличительные особенности следов птиц и зверей. Следы человека. Чтение следов.

Формы организации: экскурсия, практическое занятие в природе, подвижная игра «По следам животных».

4. Прощание с зимой. Итоговое занятие.

Народные традиции русского народа. Масленица. Народные масленичные игры.

Форма организации: праздник.

     Март        «Что нам делать, как нам быть»

  1. Человек как часть природы.
  2. Встреча с Жалейкиным.
  3. Вода – наше богатство.
  4. SOS – спасите нашу Землю.

     Апрель      «Весна»

  1. Весна красна.
  2. Радость пробуждения.
  3. Первоцветы.
  4. Путешествие в подземное царство.

      Май           «Насекомые»

  1. Кто такие насекомые.
  2. Насекомые и цветы.
  3. Таинственный мир насекомых.
  4. Насекомые враги или друзья?
  5. Земля – наш общий дом.

                                       Март «Человек охраняет природу».

  1. Человек как часть природы.

Этапы развития живых организмов. Люди – часть природы. Сходство и различие. Человек – существо мыслящее.

Формы организации: беседа, рассказ.

  1. Как человек использует природные богатства.

 Природные богатства. Использование природных богатств. Бережное отношение к природе.

Формы организации:  беседа, рассказ, экскурсия, ролевая игра «Человек в природе».

  1. Вода – наше богатство.

Вода. Роль воды в природе и жизни человека. Вода в окружающей среде. Обитатели воды.

Формы организации: беседа, чтение художественной литературы, демонстрация изображений обитателей воды.

  1. Планета Земля в опасности.

Загрязнение воды, воздуха, почвы. Здоровье людей. Уменьшение видов растений и животных.

Форма организации: театрализованное представление.

                                  Апрель «Весна».

  1. Весна красна.

Признаки весны. Весенние явления в живой и неживой природе. Весенние работы. Связь между весенними явлениями и видами труда.

Форма организации:  беседа, наблюдения, практическая работа по уборке территории ДХТД.

  1. Радость пробуждения.

Признаки пробуждения природы на посёлке.

Формы организации: экскурсия, игра, практическая работа «Кто больше соберёт мусора?»

  1. Первоцветы.

Первые весенние цветы. Первоцветы на посёлке и в лесу. Одуванчик. Мать-мачеха. Охрана первоцветов.

Формы организации: экскурсия на участок первоцветов на территории экологического центра, конкурс рисунков «Весенние цветы»

  1. Путешествие в подземное царство.

Почва. Её особенности. Строение почвы. Почвенные обитатели. Роль грибов, дождевых червей в круговороте веществ в природе.

Форма организации: экскурсия по экологической тропе, наблюдения.

                                Май «Насекомые».

  1. Кто такие насекомые.

Насекомые, их характерные признаки. Внешнее строение насекомых.

Формы организации:  беседа, рассказ, работа с дидактическим материалом.

  1. Насекомые и цветы.

Значение насекомых в жизни растений. Приспособленность насекомых к опылению и распространению семян. Особенности строения насекомо- опыляемых цветов.

Форма организации:  опыты, наблюдения, игра.

  1. Таинственный мир насекомых.

Многообразие насекомых. Типичные представители насекомых нашего края. Насекомые различных сред обитания, их характерные особенности.

Формы организации:  демонстрация рисунков насекомых, коллекций, викторина.

  1. Насекомые враги или друзья?

Значение насекомых в природе и жизни человека. Понятие о вредных и полезных насекомых.

Формы организации:  беседа, экскурсия, конкурс рисунков насекомых.

Итоговое занятие:   Земля – наш общий дом.

Форма организации: праздник.              

     

Материальное обеспечение программы

  1. Помещение.
  2. Мебель.
  3. Научная и научно-популярная литература.
  4. Гербарий.
  5. Коллекции.
  6. Приборы для физиологических экспериментов.
  7. Микроскоп.
  8. Готовые препараты по анатомии человека,  растений и животных.
  9. Инструмент для приготовления препаратов.
  10.  Набор лабораторной посуды.
  11.  Химические реактивы.
  12.  Химическая посуда.
  13.  Гербарные папки.
  14.  Бинокулярный микроскоп.
  15.  Природный материал.
  16.  Живые особи в живом уголке.

Коллекция DVD  мультипликационных фильмов

  1. «Кто такие птички?»
  2. «Ребятам о зверятах»
  3. «Уроки тётушки Совы»
  4. «Где и как встречают Новый год»
  5. «Природоведение для самых маленьких»

BBC коллекция DVD  фильмов.

  1. Силы природы (4 серии); Супервулкан (3серии);  Голубая планета (8 серий); Прогулки под водой (5 серий); Бездна.
  2. Всё о динозаврах. (Прогулки с динозаврами. Баллада о большом Але. (2серии); Прогулки с динозаврами. В стране гигантов. (2 серии); Прогулки с монстрами. Жизнь до динозавров. (1 серия); Прогулки с морскими чудовищами (3 серии); Прогулки с пещерным человеком (4 серии); Прогулки с динозаврами (6 серий); Прогулки с чудовищами (6серий); Правда о динозаврах-убийцах  (2 серии); Дикий мир будущего (3 серии).
  3. Эволюция жизни (Человек; Невидимая жизнь растений;  Микрокосмос; Освоение суши; Птицы).
  4. Океан.
  5. Великая тайна воды.

Беседы Жданова о вреде алкоголя и курения.

                                                       

                         

               

   Библиографический список для педагога.

  1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада [Текст].- Воронеж, 2006.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]. – Воронеж, 2005.
  3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]. –  М., 1985.
  4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]. – Воронеж, 2004.
  5. Загадки и стихи о растениях и сезонах (приложение к программе по экологической подготовке дошкольников) [Текст]. – Архангельск, 1994.
  6. Карнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми [Текст]. – Дальний Восток, 1999.
  7. Марничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. – Ярославль, 2002.
  8. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст]. / Л.В.Русскова. – М., 1986.
  9. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников [Текст]. – М., 2002.
  10. Приложение к эколого-этнографическому проекту «Дом» (для внеклассной и внешкольной работы с детьми младшего школьного возраста) [Текст]. – Обнинск,  2000.
  11. Программа и методические рекомендации к детскому эколого-этнографическому проекту «Дом» ( для внеклассной и внешкольной работы с детьми младшего школьного возраста) [Текст]. – Обнинск, 2000.
  12. Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и     праздники [Текст]. – М., 2002.

Библиографический список для детей.

  1. Большая книга животных. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]. – М., 2007.
  2. Бианки В. Лесная газета [Текст]. – М., 2007.
  3. Бианки В. Синичкин календарь [Текст]. – М., 2007.
  4. Времена года. Стихи, рассказы, сказки о природе. Полная библиотека внеклассного чтения  [Текст]. - М., 2008.
  5. Лаврова С. Занимательная ботаника для малышей  [Текст]. - М., 2008.
  6. Рассказы о природе [Текст]. – М., 2003.
  7. Скребецкий Г. А. Рассказы [Текст]. – М., 2007.
  8. Сладков Н. Бюро лесных услуг [Текст]. – М, 2008.
  9. Соколов-Микитов И. С. Рассказы о природе [Текст]. – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...