Проектная работа на тему: Презентации – «ИТ в математическом образовании»
проект по теме
Использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентации – «ИТ в математическом образовании» | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентации – «ИТ в математическом образовании»
В информатике под информационной (компьютерной) технологией понимают технологию переработки информации на ЭВМ, в результате которой получается новый информационный продукт (текстовый, графический, звуковой или видеофайл). Цель использования компьютеров в педагогической деятельности состоит в оказании педагогического воздействия на ученика, связанного с сообщением ему новых знаний, формированием умений, созданием оптимальных условий развития существенных сторон его личности, а также тестировании, оценки знаний и умений учащихся.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
1. Изучение методов обработки информации.
1.1. Создание и обработка текстовых и графических файлов с помощью текстовых и графических редакторов.
1.2. Использование баз данных и динамических таблиц для систематизации информации. 1.3.Обработка видео-, аудио- и фотоматериалов с помощью фото и видеокамер, видео- и аудиотехники. Создание презентаций, анимаций.
2. Программирование на компьютере.
2.1. Изучение языков программирования.
2.2. Решение математических, физических, экономических и других задач с помощью математических пакетов.
2.3. Компьютерное моделирование и вычислительный эксперимент.
3. Мультимедиа-технологии.
3.1. Получение информации с помощью электронных энциклопедий, словарей, учебников, переводчиков.
3.2. Использование обучающих программ и компьютерных игр для развития учащихся.
3.3. Оценка уровня знаний с помощью тестирующих программ.
4. Сетевые технологии.
4.1. Получение информации из энциклопедий и словарей, информационно-поисковых систем Интернет.
4.2. Дистанционное обучение и тестирование в Интранет и Интернет.
4.3. Создание Web-сайта, размещение информации в Интранет и Интернет.
5. Эксперименты с компьютером.
5.1. Использование ПК как измерителя времени, напряжения, частоты сигнала.
5.2. Применение ПК в качестве источника сигналов заданной формы.
5.3. Использование цифрового осциллографа, спектроанализатора на базе ПК. Компьютерный измерительный комплекс.
Понятие информационной технологии в педагогике означает технологию обработки информации на электронных устройствах, связанную с сообщением учебного материала в текстовом, графическом, аудио- и видео- представлениях, решением задач по программированию, выполнением измерений, тестированием учащихся и оценкой их знаний и умений. При этом применяются автоматизированные и экспертные обучающие системы, учебные базы знаний, тестирующие программы, электронные книги и энциклопедии, информационно-поисковые системы, мультимедийные системы, создающие эффект виртуальной реальности, образовательные телекоммуникационные сети.
Эффективность применения ИКТ в обучении во многом зависит от того, насколько методически грамотно и педагогически оправдано их включение в структуру обучающего процесса. Интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.
Сегодня неотъемлемой частью современной методики обучения математике являются информационные и коммуникационные технологии, использующие широкий арсенал цифровых образовательных ресурсов. Качество современного учебного процесса напрямую связано с улучшением технологий и методов обучения, что в свою очередь зависит от применения учителями комплекса средств ИКТ. Несколько снижается роль учителя как ретранслятора и толкователя учебного материала, так как использование презентаций на уроках позволяет больше внимания уделять событиям в классе, меньше – доске и мелу. Резко возрастает такая составляющая урока, как наглядность. В свою очередь это позволяет активнее использовать одновременно три вида памяти: моторную (запись в тетради), слуховую (запись под диктовку) и визуальную (запись с экрана). Одновременно встает вопрос о временном соотношении использования тех или иных приемов ИК технологий.
Эффективность применения ИКТ в обучении во многом зависит от того, насколько методически грамотно и педагогически оправдано их включение в структуру обучающего процесса. Учителю приходится определять, для решения каких образовательных, методологических, воспитательных задач он обращается к тому или иному виду ресурса, средству, методу, какой педагогический и психологический результат он при этом надеется получить. Исследования психологов показывают, что в среднем лишь 15% информации эффективно усваивается учеником с помощью органов слуха и 25% с помощью органов зрения. Вместе с тем результат комбинированного действия на указанные каналы восприятия превышает суммарное действие каждого из них в отдельности и составляет 65%. В этом заключается синергизм педагогического воздействия, который достигается путем использования презентационных технологий.
Важным пунктом государственного образовательного стандарта является формирование информационно-коммуникативной компетенции, одним из направлений которой является развитие у учащихся умений получать информацию из различных источников, в том числе и из электронных. Уникальными возможностями в этом плане обладает глобальная компьютерная сеть Интернет. Её образовательные сайты дают возможность поиска дополнительной информации по изучаемому вопросу, которую они могут использовать для подготовки сообщений, докладов, рефератов.
Используемое на уроках программное обеспечение можно разделить на универсальное и специальное:
- Универсальные программы - это MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. MS Excel позволяет устанавливать аналитические зависимости между различными величинами, строить графики этих зависимостей, быстро производить большое количество сложных расчетов, а также создавать тесты для контроля, что очень актуально при подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ. Можно, изучая изопроцессы, строить графики зависимости между двумя термодинамическими параметрами при постоянном третьем.
- Специальные программы – это Mathcad, FlatGraph, GraphXquatoR и т. д.
Использование ИКТ на уроках математики и физики позволяет:
- интенсифицировать образовательный процесс;
- активизировать познавательную деятельность;
- снять усталость и повысить работоспособность;
- увеличить эффективность урока.
Очень интересным представляется использование анимационных технологий. Компьютерное моделирование позволяет наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить при изучении стереометрии отдельные детали, которые могут быть незамечены наблюдателем в реальных условиях, осуществить построение фигур графиками функций. Использование компьютерных моделей предоставляет уникальную возможность визуализации природных явлений, имитации физических процессов. Кроме того, компьютер позволяет моделировать ситуации, нереализуемые экспериментально в школьном кабинете физики, например, работу ядерного реактора или процесс излучения и поглощения света.
Использование информационных технологий не ограничивается уроками объяснения нового материала и работой с компьютерными моделями. В современных условиях учитель - это не источник информации, а организатор познавательной деятельности учащихся. Интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. При этом у школьников формируются навыки, которые пригодятся им и для реальных исследований - выбор условий экспериментов, установка параметров опытов и т.д.
Широкое применение на уроках презентационных технологий позволяет:
- визуализировать изучаемые процессы и явления;
- обеспечить дозированность получаемой информации;
- придать процессу обучения динамизм и выразительность;
- повысить информативность урока;
- интенсифицировать процесс обучения и в итоге увеличить его эффективность.
Анимация изучаемых процессов или явлений, работы технических устройств и экспериментальных установок позволяет сделать процесс обучения более наглядным, зрелищным, формирует у учащихся визуальное мышление. Возможности PowerPoint позволяют, дозировано выдавать нужный блок информации, что формирует логику перехода от одной смысловой единицы к другой, не перегружает зрительную память. Кроме того, позволяет при выводе формул актуализировать ранее полученные знания, временно показав на экране используемые при выводе аналитические выражения.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий.
Информационные технологии применяются как на уроках математики и физики, так и в организации внеурочной деятельности учеников:
- создание и демонстрация учащимся проектов с помощью презентационных технологий;
- широкое использование физического эксперимента, в том числе и виртуального;
- эффективное применение сетевых и локальных электронных ресурсов.
Применение презентаций на уроке позволяет :
- более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
- эффективнее использовать время на уроке.
- создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
При проведении уроков математики с использованием мультимедийных презентаций реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью.
Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.
Можно использовать презентацию при закреплении учебного материала
для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, так как при проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.
Используются презентации и для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.
Проектная деятельность учащихся
Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Интернета в образовательных целях.
К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащиеся могут выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения.
Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.
Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Использование технологии презентации на уроках стереометрии
Для повышения эффективности обучения необходимо освоение школой современных форм организации учебного процесса. Одним из способов экономии времени, сил, средств, как показывают исследования педагогов и психологов, является внедрение информационных технологий в сферу школьного образования. Учитель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Компьютер на уроках математики становится реальной необходимостью. Обучать на основе прогрессивных методов – значит обучать методам приобретения знаний. Это очевидно, что современная проекционная техника просто создана для школ и студенческих аудиторий, как когда-то в забытые времена были созданы для них доска и мел. Эффективность проведения урока повышается за счет того, что уменьшается роль «классной доски» как основного инструмента преподавания математики. Вместо доски используются демонстрации, динамические рисунки, дающие возможность повторить объяснение, обращая внимание учеников на вызывающие затруднения моменты. Внедрение последних достижений в области мультимедийных технологий в образование позволяют во многом облегчить труд учителя, повысить у учащихся мотивацию к обучению, эффективность и качество образования. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. Не секрет, что изучение геометрии вызывает у многих учащихся затруднения, усвоение материала обычно строится на заучивании. Использование компьютера значительно облегчает процесс изучения геометрии через реализацию одного из принципов обучения – наглядность. Наглядность – «золотое правило дидактики» (Я.А. Коменский) составляет содержание одного из ведущих принципов обучения. Стереометрия в большей степени, чем другие разделы математики, требует наглядности, что влечет за собой использование большого количества выносных чертежей и пояснительных рисунков. Уже в силу этого компьютер с его широкими мультимедийными и графическими возможностями должен быть вовлечен в процесс обучения для решения ряда проблемных задач современной методики преподавания математики. Одно из основных задач при изучении стереометрии в школе является развитие пространственного воображения у учащихся. Поэтому целесообразно применять компьютер на уроках геометрии в обучающем режиме и в режиме графической иллюстрации изучаемого материала. Следующим шагом в применении компьютера на уроках стал переход от использования готовых программ по предмету к созданию, силами учителей и учащихся, собственных учебно-методических пособий в среде подготовки электронных презентаций Microsoft Power Point. Демонстрационные слайды, разработанные средствами Microsoft Power Point, используются при объяснении нового материала, решении задач, повторении. В первую очередь необходимо определиться с целесообразностью использования презентации. Например, вызывает сомнение необходимость создания статических презентаций, их вполне могут заменить традиционные плакаты. Если же слайд содержит динамические фрагменты, облегчающие работу учителя и повышающие эффективность процесса усвоения новых знаний учащимися, то их присутствие на уроке желательно и оправдано. Необходимо также обратить внимание на распределение учебного материала на слайдах: он должен подаваться порциями, удобными для восприятия. Не рекомендуется на одном слайде помещать много информации, даже если она имеет отношение к сути, излагаемого на нем, вопроса. При использовании новых технологий, в качестве наглядного пособия, важно оптимально задействовать и зрение, и слух. Поэтому часть информации выносится на демонстрационный слайд, а часть проговаривается учителем, что, несомненно, повышает продуктивность урока. Использование ИТ позволяет учителю увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба, для восприятия новых знаний учащимися. Так на уроках геометрии продуктивная работа повышается за счет сокращения времени на «перерисовывание» чертежей сначала на доску, а затем в тетради учеников. В результате быстрее проходит повторение опорных знаний и решается большее количество задач. Использование Microsoft Power Point может вдохнуть новую жизнь в планы старых уроков и увеличить мотивацию учеников только в том случае, если учитель знает, как грамотно использовать ресурсы программы в соответствии с учебным планом. Для проведения уроков геометрии удобно использовать слайды с элементами анимации с последовательной демонстрацией по щелчку. Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Целеустремленный поиск нового жизненного опыта с помощью ИТ способствует тому, что в сознании учащихся наступает качественный скачек на пути развития пространственных представлений. Следует также учесть тот факт, что применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет в ногу не только со временем, но и с ребятами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа на тему: «Сотрудничество педагога дополнительного образования и концертмейстера с родителями воспитанников».
Как известно,сотрудничество педагога и концертмейстера с родителями их воспитанников играет важнейшую роль в работе с любым детским или юношеским коллективом.От участия родителей зависит ...
Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»
Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...
Исследовательская и проектная деятельность как средство повышения качества школьного математического образования
Статья в соавторстве с учителем математики МАОУ "Гимназия №1" города Балаково, Яковлевой С.Б....
«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»
Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы естественно-математического образования. Опыт. Проблемы. Перспективы» по теме: "Проектная и исследовательская деятельность учащихся, как средство реализации требований ФГОС
«Нужно, чтобы хорошее, качественное образование было доступно каждому ребенку». ...
Система работы учителя по повышению качества математического образования учащихся
Математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи....
Доклад на ШМО «Проектно-исследовательская деятельность как один из методов повышения качества математического образования»
Общественные и государственные требования к образованию на современном этапе существенно изменились. Всем известно, что человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знани...