Система работы учителя по повышению качества математического образования учащихся
статья по математике на тему

Мамаева Елена Николаевна

Математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.

                   Для того чтобы освоить систему математических знаний и овладеть специальными умениями ученику недостаточно знать определения, формулы, научные факты, формулировки правил и законов. Необходимо ещё и разбираться в их сути, значении для практического применения, уметь применять их в конкретной ситуации не только на уроках математики.

         Развитие учащихся, в том числе интеллектуальное, во многом зависит от понимания материала и той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. А без понимания, как показывает практика работы, нет усвоения, не происходит качественный скачок вперёд, не выполнима задача повышения качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_uchitelya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы учителя

по повышению качества математического образования учащихся.

 Е.Н. Мамаева,Т.В. Дворецкая, С.А.  Козлова, Р.Х. Сафина.

МКОУ «Усть-Ишимский лицей «Альфа».

        Математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.

                   Для того чтобы освоить систему математических знаний и овладеть специальными умениями ученику недостаточно знать определения, формулы, научные факты, формулировки правил и законов. Необходимо ещё и разбираться в их сути, значении для практического применения, уметь применять их в конкретной ситуации не только на уроках математики.

         Развитие учащихся, в том числе интеллектуальное, во многом зависит от понимания материала и той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. А без понимания, как показывает практика работы, нет усвоения, не происходит качественный скачок вперёд, не выполнима задача повышения качества образования.

Психологической основой системы работы является деятельностный подход к обучению; все виды деятельности учителя и учащихся должны быть направлены на осуществление процессов полного цикла учебно-познавательной деятельности учащихся (восприятия, внимания, запоминания, применения, обобщения и систематизации изучаемой информации).

        Деятельностный характер обучения   предполагает создание условий и  ситуаций, в которых обучаемые должны: самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы; отстаивать своё мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; задавать вопросы товарищам и учителям; оценивать ответы учащихся; заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым ученикам непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи; проверять результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия; решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения.

             К каким бы педагогическим технологиям мы ни обращались, все они базируются на трёх уровнях обучения, обозначенных Я.А. Коменским. Он говорил, что «…сначала должна работать мысль, потом память, потом – руки». Выражаясь языком современной науки, эти уровни можно назвать пониманием, усвоением и применением. На каждом уровне обучения решаются определённые дидактические задачи со своими приёмами и закономерностями (1 – восприятие, 2 - осмысление, 3 – обобщение; 4 – текущее повторение, 5 – тематическое повторение, 6 – итоговое повторение; 7 – формирование и совершенствование умений, 8 – стандартное применение, 9 – творческое применение)

        Рассмотрим три уровня обучения Я.А. Коменского

Понимание

восприятие (осознание)          осмысление               обобщение

При введении определения нового понятия, следует установить связь с ранее изученными понятиями, которые входят в данное  по определению.  Например, в 7 классе вводится новое понятие «биссектриса треугольника». По определению «биссектрисой треугольника называется отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны». Для того чтобы осмыслить данное определение, надо знать понятие отрезка, луча, угла, треугольника, биссектрисы угла.

           Для организации восприятия материала используются следующие приёмы: использование наглядности (рисуночной, абстрактной, графической, реальной, компьютерной);  демонстрация движения и моделей;   работа с терминами; работа на распознавание образов.

        Осмысление понимают как выявление взаимосвязей между представлениями, понятиями, а также уяснение характера взаимосвязей, в соответствии с этим нужно стремиться к выделению главного в материале, ограничиваясь наиболее важными взаимосвязями. При этом формировать умения, обеспечивающие осмысление материала. Это, прежде всего, умение отвечать на вопросы. Система вопросов должна быть следующей:  сначала вопросы, отражающие причинно-следственные связи; обычно они начинаются со слов «Зачем?» и «Почему?»; потом вопросы, связанные с содержанием (анализ, синтез) – «Что это?», «Из чего состоит?», «Частью чего является?», «Какими признаками обладает?..»; затем вопросы, связанные с действием и способами его осуществления – «Как…», «Каким образом…»; затем вопросы, касающиеся условий выполнения действий, протекания явлений.

           Запоминания терминов учащимися на уроке необходимо добиваться  следующим образом: учащиеся сначала проговаривают вслух родовое понятие, соединяя его с видовым отличием, затем про себя, затем определение понятия проговаривают по желанию 2-3 ученика. На данном этапе понятие ещё не сформировано, потому что дано только его определение. Та же работа осуществляется по запоминанию алгоритмов действий.

             Формирование умения применять понятие должно происходить в речи, в рассуждениях при решении задач. Из психологии известно, что слово – это способ выражения мысли учащегося. Ученику трудно понять то, что он не может выразить словами. Значит, необходимо увеличивать его словарный запас, развивать грамотную математическую речь.  В основе методики формирования математической речи лежит хоровое  повторение текста всеми учащимися, что способствует не только запоминанию и развитию речи, но и пониманию и усвоению понятий. Приёмы: заполнение пропуска в определениях; дополнение предложений; верное написание математических терминов; вставка пропущенного слова; подбор на уроке в той или иной степени речевых упражнений: комментирование упражнений, обсуждение решения задач, привлечение исторического материала, доказательство правильности решения, постановка детьми вопросов, составление учащимися задач.

           Формирование конкретного понятия происходит и в дальнейшем, его содержание будет пополняться от класса к классу новыми признаками и свойствами. Понятие «биссектриса треугольника» связано с изучением тем: «Свойство биссектрисы равнобедренного треугольника»; «Построение биссектрисы угла»; «Свойства биссектрисы треугольника»; «Теорема о вписанной в треугольник окружности»; «Длина биссектрисы треугольника».

           При работе над осмыслением материала создаются условия для  формирования у детей умение самостоятельно мыслить, искать взаимосвязи,  анализировать, сравнивать, проводить классификацию, подмечать закономерности, делать выводы и другие.

Обобщение  выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов.

                При обобщении можно пользоваться  следующими приёмами: выделением общих признаков; выделением существенных признаков; обобщением по  противопоставлению; объединением понятий.

Возможность разных вариантов обобщения развивает гибкость мышления, приучает учеников к тому, что существуют разные точки зрения, к выбору наиболее существенного основания для обобщения в зависимости от конкретных условий.        

                                         Усвоение

 Текущее повторение    Тематическое повторение  Итоговое повторение

             При закреплении можно использовать следующие приёмы: краткое повторение нового материала; просмотр материала в учебнике; акцентирование главного; акцентирование взаимосвязей в материале.

При опросе (формы): опрос по цепочке;  с устным комментированием;  с опорой на план; с опорой на наглядность; с опорой на структурно-логические схемы; опрос «тройкой»; фронтальный опрос (устный и письменный); диктант; работа за компьютером; само- и  взаимоконтроль учащихся;  письменный по карточкам; анализ ошибочных решений.

Дома (приёмы): чтение учебника;  составление и использование плана; формулирование вопросов к изучаемому материалу;  устные ответы на вопросы; составление структурно – логических схем; иллюстрирование терминов; групповая работа по измерению объектов и написанию рефератов; составление задач по изучаемому материалу.

           Применение

         Формирование              стандартное применение        творческое                          

и совершенствование умений                                                      применение

Для активизации познавательной деятельности  при решении примера или вывода формулы учащимся предоставить возможность самостоятельно обдумать вопрос, результат записать, затем проконтролировать.

На этапе стандартного применения можно использовать памятки; тетради на печатной основе; задачи на готовых чертежах;  дифференцированные самостоятельные работы; тесты; контрольные работы;  карточки для коррекции знаний и умений.

Чтобы повысить эффективность и качество урока можно использовать различные пути и способы, но в настоящее время становится главным, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была жажда знаний. Это требует правильной организации учебного процесса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Изучение зависимости между интеллектуальным развитием и успеваемостью учащихся как средство повышения качества математического образования"

Результаты  данной работы  в целом – это информация  об ученике в данный момент, некоторый статистический срез данных. Этот срез является  фиксацией ...

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Система работы по повышению качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации...

Система работы по повышению качества индивидуальных достижений учащихся

Показана система работы по повышению качества индивилуальных достижений учеников....

Современные педагогические технологии в повышении качества математического образования учащихся

Сегодня перед школой поставлена задача: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важн...

«Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур для повышения качества математического образования».

В статье рассматриваются приемы формирующего оценивания, используемые в практике обучения математике....

Современные педагогические технологии в повышении качества математического образования учащихся

Современные педагогические технологии в повышении качества математического образования учащихся...

Формирование математической компетенции школьников как фактор повышения качества математического образования и подготовки обучающихся к дальнейшему обучению

Методиечская тема моего первого года работы в образовательном частном учреждении "Школа-интернат Абсолют"...