Обощающий урок "МЕТЕОНАБЛЮДЕНИЯ" (практическое занятие)
план-конспект урока по теме

цель занятия, научить предсказывать погоду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meteonablyudeniya.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

станция  детского и юношеского туризма и  экскурсий

туристско-краеведческая направленность

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК:

 «МЕТЕОНАБЛЮДЕНИЯ»

(практическое занятие)

Обобщающий урок.

По количеству уч-ся…....... групповая

По месту учебы.........…...... внешкольная

Классический урок...…...... 45 мин

Виды контроля........…….... тематический

Проверка знаний.....……... практическая (на местности)

Опрос.......................……..... фронтальный, групповой и индивидуальный

Методы обучения........…... словесный, словесно-объяснительный, словесно-

информационный.  

Методические приемы.организационный, технический, логический и иллюстрированный.

Возраст: 14-16 лет.

Тема урока: «Метеонаблюдения» (практическое занятие). 

Цель урока: обучить воспитанников предсказывать изменения погоды.

Задачи обучить:

  1. измерению температуры воздуха;
  2. определять скорость и направление ветра;
  3. определять румбы по «розе ветров»;
  4. визуально, определить формы облачности;
  5. определять атмосферные явления;
  6. заполнению журнала метеонаблюдений туристской группы.

Обучающая: уметь измерять температуру воздуха, заполнять журнал метеонаблюдений туристской группы. Определять скорость и направление ветра, румбы по «розе ветров», атмосферные явления и формы облачности.

Развивающая: развивать логическое мышление, речь и зрительную память.

Воспитывающая: воспитывать у учащихся дисциплинированность, ответственность и самостоятельность.

Дидактический материал: методический материал по подготовке к уроку, мел, ученические тетрадки и ручки, термометры (10 шт.), термометр-пращ (2 шт.).

Ватманы: «Схема циклона», «Схема антициклона». Таблица «Оценка скорости ветра».

План – конспект урока.

Этапы

урока

Работа учи теля и учащихся

Содержание урока

Время в мин.

1.

Подго-товитель-ный


этап

Учитель


1.  Организационный момент:

На учебной доске записаны тема и цель урока.

- Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем изучать тему «Метеонаблюдения», а именно причины изменения погоды. Но сегодня наш урок будет проходить на улице, на свежем воздухе и мы на практике будем определять скорость и направление ветра, румбы по «розе ветров», формы облачности и атмосферные явления. А в конце урока вернёмся в класс и заполним журнал метеонаблюдений туристской группы.

- Сейчас мы быстро повторим пройденный материал, он нам понадобится для выполнения практических заданий.

- Перечислите 16 направлений (румбов) по странам света.

- какие основные характеристики даны в таблице «Оценки скорости ветра»?

3 мин.



2.


Основной


этап




Работа

учителя

и уч-ся










Учитель


















Работа уч-ся



Учитель






Работа учителя и уч-ся




Учитель






Работа учителя и уч-ся

 



Работа

учителя и

уч-ся




Работа

уч-ся






Работа

учителя и

уч-ся




Учитель












Работа

учителя и

уч-ся

Выход на берег реки полтавский Ерик с соблюдением техники безопасности.


Итак, первое практическое занятие по метеонаблюдениям.

- Объясните, пожалуйста, термины погода и климат (ответы уч-ся).

- Какие метеорологические элементы вы знаете? (перечислите) (ответы уч-ся).

- Объясните понятия следующих метеорологических элементов: давление воздуха, температура воздуха (ответы уч-ся). 

- На какой высоте  принято измерять температуру воздуха от земной поверхности? (ответы уч-ся).


Практическое задание по измерению температуры воздуха.

Чтобы измерение было правильным, нужно соблюдать следующие условия:

  1. отойти на 5 -15 м от строений (скал, больших валунов, леса);
  2. встать лицом против ветра, чтобы тепло дыхания не попадало на термометр;
  3. не браться руками за резервуар термометра со спиртом, держать прибор только за верхний конец;
  4. термометр-пращ перед отсчетом вращать за шнур на вытянутой руке над головой в течение 2-х минут.

Примечание: если нет термометра-праща, то при измерении температуры обычным термометром привязать к нему шнур длиной около 120 см и пользоваться им как термометром-пращом.


Самостоятельная работа воспитанников по измерению температуры воздуха.


2 практическое задание по определению скорости и направлению ветра.

- Ребята объясните, пожалуйста, понятие следующего метеорологического элемента - скорость и направление ветра (ответы уч-ся).


Определите следующие характеристики скорости ветра в баллах по системе Бофорта и по признакам оценки скорости ветра.

Карточка № 1 (ответы уч-ся).


3 практическое задание.

  1. Объясните понятие направление ветра (ответы уч-ся).
  2. Сколько румбов по странам света вы знаете? (ответы уч-ся).
  3. Перечислите 16 направлений (румбов) по странам света (ответы уч-ся).
  4. Объясните понятие следующих местных ветров: фен, горно-долинные ветры, бризы, лесной ветер. (ответы уч-ся).

Итак, для выполнения вашего задания на асфальте мелом нарисована «роза ветров». Сейчас мы поделимся на две команды и узнаем, чья команда первой определит румбы по «розе ветров».


4 практическое задание.

  1. Объясните, как образуются облака, туман (ответы уч-ся).
  2. Как определяется облачность по 10-бальной системе? (ответы уч-ся).
  3. Как визуально определяется облачность? (ответы уч-ся).


Практическое занятие по визуальному определению форм облачности.

Карточка № 2  (ответы уч-ся).

Определите основные формы облаков (русское название) по предлагаемым признакам.


5 практическое задание.

  1. Какими бывают осадки? (ответы уч-ся).
  2. От чего зависит видимость? (ответы уч-ся).
  3. Какие явления называются атмосферными? (ответы уч-ся).
  4. Ребята, какие вы сейчас видите атмосферные явления? (ответы уч-ся).


Ну что ж ребята теперь вернёмся в класс и запишем ваши наблюдения условными значками.


Возвращение в класс.


- Итак, юные наблюдатели присаживайтесь на свои места и сейчас мы вместе заполним журнал метеонаблюдений туристской группы, где укажем дату, место наблюдения, примерное давление, температуру воздуха, направление и скорость ветра, облачность, осадки, видимость, атмосферные явления и ваш прогноз погоды, а потом сравним, действительно ли он оправдается.


Заполнение журнала метеонаблюдений туристской группы.

Карточка № 3

3 мин.




6 мин.





































5 мин.













6 мин.














6 мин.














6 мин.









3 мин.






6 мин.

3. Заключительный этап


Учитель

1. Подведение итогов.  

  1. А теперь подведём итоги нашего практического урока (отмечается активность учащихся).

-  А дома вам предстоит сегодня вечером самостоятельно предсказать погоду на завтра и записать все, что вы увидите по местным признакам. И на следующем уроке мы все вместе проверим результаты ваших предсказаний.

- На этом урок окончен, жду вас в воскресенье с  тетрадкой и ручкой. До свидания!

1 мин.

Карточка № 1.

Определите следующие характеристики скорости ветра в баллах по системе Бофорта и по признакам оценки скорости ветра.

1 вариант

Скорость ветра

Словесная характеристика

Признаки оценки скорости ветра

м/сек.

км/час

балл Бофорта

1,8-3,3

5,2-11,7

лёгкий ветер

7,5-9,8

26,7-35,3

свежий ветер

15,3-18,2

54,8-66

очень крепкий ветер

21,6-25,1

77,6-90,2

сильный шторм

более 29

свыше 104,4

ураган

2 вариант

Скорость ветра

Словесная характеристика

Признаки оценки скорости ветра

м/сек.

км/час

балл Бофорта

0,6-1,7

1,9-5,1

тихий ветер

5,3-7,4

18,8-26,6

умеренный ветер

9,9-12,4

35,4-44

сильный ветер

12,5-15,2

44,1-54,7

крепкий ветер

18,3-21,5

66,1-77,5

шторм

Карточка № 2.

Практическое занятие по визуальному определению форм облачности.

Определить основные формы облаков (русское название) по предлагаемым признакам.

1 вариант

Название ярусов

Русское название основных форм

Сокращённое международ-ное обозначение

Внешние признаки

Верхний ярус, выше 6 км

Сi

Состоят из ледяных кристалликов. Имеют вид полос, нитей, перьев, волокон. Нежные

Сc

облака белого цвета. Образуют на небе «барашки» малого размера, располагающиеся часто группами или рядами; через все облака

верхнего яруса просвечивает солнце, давая на земле слабые тени. Осадков не дают.

Ac

Образуются гряды, шары, застывшие волны. Солнце и луна, просвечивая через тонкие облака, дают вокруг них кольца, имеющие окраску в цвета радуги (венцы)


Ns


Серо-грязные, низкие облака рваной формы, из которых выпадает дождь или снег. Наблюдается на фоне St.

Облака вертикального развития, нижняя граница – от 500 м., верхняя – до уровня перистых облаков, 6-7 км.

Cu

Характерные облака, имеющие плоское основание и куполообразную форму. Дождя не дают. При интенсивном развитии вверх переходят в Cв, имеющие свинцовый, грозный вид, верхняя часть часто размыта, переходя в Ci.

2 вариант

Название ярусов

Русское название основных форм

Сокращённое международное обозначение

Внешние признаки

Сs

Тонкая беловатая вуаль, придающая небу молочный оттенок. При рассматривании сквозь них солнца или луны можно наблюдать бесцветные светлые кольца диаметром во много раз больше солнца или луны (круги Галло)

Средний ярус, от 2 до 6 км.

As

Ровная белая или синеватая пелена, покрывающая всё небо; солнце просвечивает, как через матовое стекло, не давая теней. Плотные облака могут давать осадки в виде отдельных капель или снежинок.

Нижний ярус, до 2 км.

St

Грязная пелена облаков, почти не имеющая рисунка. Солнце не просвечивает. Осадков не дают.

Sc

Облака, похожие на Ac, но более плотные и расположенные до высоты 2 км. Волны больших размеров. Осадков не дают. Солнце не просвечивают.

Выпадают ливневые осадки в виде дождя, снега, града. Гроза наблюдается в Cв.

Карточка № 3.

    Пример

    - дождь                   - град                 - роса

  - снег                  - радуга                - иней

  1. - туман         - метель         - близкая гроза

  - венец около солнца                - венец около луны

  - круг около солнца                  - круг около луны

Пример

Журнал

метеонаблюдений туристской группы

МОУ СОШ № 1 ст. Полтавская

на маршруте: СДЮТЭ -  река Полтавский Ерик – СДЮТЭ.

Дата и час

Место наблюдения

Давление, мм, мб

Температура, град.

Ветер

Облачность, колич., форма

Осадки, вид

Видимость, км.

Атмосферные явления

Погода

Замечания по оправдываемости прогноза

направление

скорость, м/сек, балл

прогноз

фактически

19.03.

11 г.


14.00

час

р. Полтавский Ерик

743,3

+20

С

3

10 St, Ns

3

в ближай-шие сутки дождливая погода удержится

20.03.

11 г.

дождь

оправдался


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классно-обощающий контроль 5 класс

Аналитическая записка по классно-обобщающему контролю в 5 классе      В период с 22 октября по 3 ноября 2009 г в школе был проведен плановый  классно-обобщающий кон...

Древний Восток (повторительно - обощающий урок)

Урок - обобщение проведен в виде игры викторины....

Обощающий урок по истории России 10 класс по теме "Киевская Русь"

Обощающий урок по теме "Киевская Русь". Цель - систематизировать знания по изученной теме. Представлены разнообразные задания....

Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"

Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители" Цели урока: Организовать деятельность учащихся по закреплению навыков применения различных способов разл...

Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"

Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители" Цели урока: Организовать деятельность учащихся по закреплению навыков применения различных способов разл...

Урок - экскурсия. Обощающий урок по теме "Имя числительное"

Данный материал предназначен для закрепления....

Обощающий урок по теме "Вводные слова и обращения" с использованием групповой, дифференцированной и индивидуальной работ. Приложения прилагаются.

На уроке используются такие творческие групповые работа как Бином фантазии, Летопись урока , Сборщики и дифференцированная работа....