Обощающий урок "МЕТЕОНАБЛЮДЕНИЯ" (практическое занятие)
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
станция детского и юношеского туризма и экскурсий
туристско-краеведческая направленность
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК:
«МЕТЕОНАБЛЮДЕНИЯ»
(практическое занятие)
Обобщающий урок.
По количеству уч-ся…....... групповая
По месту учебы.........…...... внешкольная
Классический урок...…...... 45 мин
Виды контроля........…….... тематический
Проверка знаний.....……... практическая (на местности)
Опрос.......................……..... фронтальный, групповой и индивидуальный
Методы обучения........…... словесный, словесно-объяснительный, словесно-
информационный.
Методические приемы….организационный, технический, логический и иллюстрированный.
Возраст: 14-16 лет.
Тема урока: «Метеонаблюдения» (практическое занятие).
Цель урока: обучить воспитанников предсказывать изменения погоды.
Задачи обучить:
- измерению температуры воздуха;
- определять скорость и направление ветра;
- определять румбы по «розе ветров»;
- визуально, определить формы облачности;
- определять атмосферные явления;
- заполнению журнала метеонаблюдений туристской группы.
Обучающая: уметь измерять температуру воздуха, заполнять журнал метеонаблюдений туристской группы. Определять скорость и направление ветра, румбы по «розе ветров», атмосферные явления и формы облачности.
Развивающая: развивать логическое мышление, речь и зрительную память.
Воспитывающая: воспитывать у учащихся дисциплинированность, ответственность и самостоятельность.
Дидактический материал: методический материал по подготовке к уроку, мел, ученические тетрадки и ручки, термометры (10 шт.), термометр-пращ (2 шт.).
Ватманы: «Схема циклона», «Схема антициклона». Таблица «Оценка скорости ветра».
План – конспект урока.
Этапы урока | Работа учи теля и учащихся | Содержание урока | Время в мин. |
1. Подго-товитель-ный этап | Учитель | 1. Организационный момент: На учебной доске записаны тема и цель урока. - Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем изучать тему «Метеонаблюдения», а именно причины изменения погоды. Но сегодня наш урок будет проходить на улице, на свежем воздухе и мы на практике будем определять скорость и направление ветра, румбы по «розе ветров», формы облачности и атмосферные явления. А в конце урока вернёмся в класс и заполним журнал метеонаблюдений туристской группы. - Сейчас мы быстро повторим пройденный материал, он нам понадобится для выполнения практических заданий. - Перечислите 16 направлений (румбов) по странам света. - какие основные характеристики даны в таблице «Оценки скорости ветра»? | 3 мин. |
2. Основной этап | Работа учителя и уч-ся Учитель Работа уч-ся Учитель Работа учителя и уч-ся Учитель Работа учителя и уч-ся Работа учителя и уч-ся Работа уч-ся Работа учителя и уч-ся Учитель Работа учителя и уч-ся | Выход на берег реки полтавский Ерик с соблюдением техники безопасности. Итак, первое практическое занятие по метеонаблюдениям. - Объясните, пожалуйста, термины погода и климат (ответы уч-ся). - Какие метеорологические элементы вы знаете? (перечислите) (ответы уч-ся). - Объясните понятия следующих метеорологических элементов: давление воздуха, температура воздуха (ответы уч-ся). - На какой высоте принято измерять температуру воздуха от земной поверхности? (ответы уч-ся). Практическое задание по измерению температуры воздуха. Чтобы измерение было правильным, нужно соблюдать следующие условия:
Примечание: если нет термометра-праща, то при измерении температуры обычным термометром привязать к нему шнур длиной около 120 см и пользоваться им как термометром-пращом. Самостоятельная работа воспитанников по измерению температуры воздуха. 2 практическое задание по определению скорости и направлению ветра. - Ребята объясните, пожалуйста, понятие следующего метеорологического элемента - скорость и направление ветра (ответы уч-ся). Определите следующие характеристики скорости ветра в баллах по системе Бофорта и по признакам оценки скорости ветра. Карточка № 1 (ответы уч-ся). 3 практическое задание.
Итак, для выполнения вашего задания на асфальте мелом нарисована «роза ветров». Сейчас мы поделимся на две команды и узнаем, чья команда первой определит румбы по «розе ветров». 4 практическое задание.
Практическое занятие по визуальному определению форм облачности. Карточка № 2 (ответы уч-ся). Определите основные формы облаков (русское название) по предлагаемым признакам. 5 практическое задание.
Ну что ж ребята теперь вернёмся в класс и запишем ваши наблюдения условными значками. Возвращение в класс. - Итак, юные наблюдатели присаживайтесь на свои места и сейчас мы вместе заполним журнал метеонаблюдений туристской группы, где укажем дату, место наблюдения, примерное давление, температуру воздуха, направление и скорость ветра, облачность, осадки, видимость, атмосферные явления и ваш прогноз погоды, а потом сравним, действительно ли он оправдается. Заполнение журнала метеонаблюдений туристской группы. Карточка № 3 | 3 мин. 6 мин. 5 мин. 6 мин. 6 мин. 6 мин. 3 мин. 6 мин. |
3. Заключительный этап | Учитель | 1. Подведение итогов.
- А дома вам предстоит сегодня вечером самостоятельно предсказать погоду на завтра и записать все, что вы увидите по местным признакам. И на следующем уроке мы все вместе проверим результаты ваших предсказаний. - На этом урок окончен, жду вас в воскресенье с тетрадкой и ручкой. До свидания! | 1 мин. |
Карточка № 1.
Определите следующие характеристики скорости ветра в баллах по системе Бофорта и по признакам оценки скорости ветра.
1 вариант
Скорость ветра | Словесная характеристика | Признаки оценки скорости ветра | ||
м/сек. | км/час | балл Бофорта | ||
1,8-3,3 | 5,2-11,7 | лёгкий ветер | ||
7,5-9,8 | 26,7-35,3 | свежий ветер | ||
15,3-18,2 | 54,8-66 | очень крепкий ветер | ||
21,6-25,1 | 77,6-90,2 | сильный шторм | ||
более 29 | свыше 104,4 | ураган |
2 вариант
Скорость ветра | Словесная характеристика | Признаки оценки скорости ветра | ||
м/сек. | км/час | балл Бофорта | ||
0,6-1,7 | 1,9-5,1 | тихий ветер | ||
5,3-7,4 | 18,8-26,6 | умеренный ветер | ||
9,9-12,4 | 35,4-44 | сильный ветер | ||
12,5-15,2 | 44,1-54,7 | крепкий ветер | ||
18,3-21,5 | 66,1-77,5 | шторм |
Карточка № 2.
Практическое занятие по визуальному определению форм облачности.
Определить основные формы облаков (русское название) по предлагаемым признакам.
1 вариант
Название ярусов | Русское название основных форм | Сокращённое международ-ное обозначение | Внешние признаки |
Верхний ярус, выше 6 км | Сi | Состоят из ледяных кристалликов. Имеют вид полос, нитей, перьев, волокон. Нежные | |
Сc | облака белого цвета. Образуют на небе «барашки» малого размера, располагающиеся часто группами или рядами; через все облака | ||
верхнего яруса просвечивает солнце, давая на земле слабые тени. Осадков не дают. | |||
Ac | Образуются гряды, шары, застывшие волны. Солнце и луна, просвечивая через тонкие облака, дают вокруг них кольца, имеющие окраску в цвета радуги (венцы) | ||
Ns | Серо-грязные, низкие облака рваной формы, из которых выпадает дождь или снег. Наблюдается на фоне St. | ||
Облака вертикального развития, нижняя граница – от 500 м., верхняя – до уровня перистых облаков, 6-7 км. | Cu | Характерные облака, имеющие плоское основание и куполообразную форму. Дождя не дают. При интенсивном развитии вверх переходят в Cв, имеющие свинцовый, грозный вид, верхняя часть часто размыта, переходя в Ci. |
2 вариант
Название ярусов | Русское название основных форм | Сокращённое международное обозначение | Внешние признаки |
Сs | Тонкая беловатая вуаль, придающая небу молочный оттенок. При рассматривании сквозь них солнца или луны можно наблюдать бесцветные светлые кольца диаметром во много раз больше солнца или луны (круги Галло) | ||
Средний ярус, от 2 до 6 км. | As | Ровная белая или синеватая пелена, покрывающая всё небо; солнце просвечивает, как через матовое стекло, не давая теней. Плотные облака могут давать осадки в виде отдельных капель или снежинок. | |
Нижний ярус, до 2 км. | St | Грязная пелена облаков, почти не имеющая рисунка. Солнце не просвечивает. Осадков не дают. | |
Sc | Облака, похожие на Ac, но более плотные и расположенные до высоты 2 км. Волны больших размеров. Осадков не дают. Солнце не просвечивают. | ||
Cв | Выпадают ливневые осадки в виде дождя, снега, града. Гроза наблюдается в Cв. |
Карточка № 3.
Пример
- дождь - град - роса
- снег - радуга - иней
- - туман - метель - близкая гроза
- венец около солнца - венец около луны
- круг около солнца - круг около луны
Пример
Журнал
метеонаблюдений туристской группы
МОУ СОШ № 1 ст. Полтавская
на маршруте: СДЮТЭ - река Полтавский Ерик – СДЮТЭ.
Дата и час | Место наблюдения | Давление, мм, мб | Температура, град. | Ветер | Облачность, колич., форма | Осадки, вид | Видимость, км. | Атмосферные явления | Погода | Замечания по оправдываемости прогноза | ||
направление | скорость, м/сек, балл | прогноз | фактически | |||||||||
19.03. 11 г. 14.00 час | р. Полтавский Ерик | 743,3 | +20 | С | 3 | 10 St, Ns | 3 | в ближай-шие сутки дождливая погода удержится | 20.03. 11 г. дождь | оправдался |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классно-обощающий контроль 5 класс
Аналитическая записка по классно-обобщающему контролю в 5 классе В период с 22 октября по 3 ноября 2009 г в школе был проведен плановый классно-обобщающий кон...
Древний Восток (повторительно - обощающий урок)
Урок - обобщение проведен в виде игры викторины....
Обощающий урок по истории России 10 класс по теме "Киевская Русь"
Обощающий урок по теме "Киевская Русь". Цель - систематизировать знания по изученной теме. Представлены разнообразные задания....
Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"
Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители" Цели урока: Организовать деятельность учащихся по закреплению навыков применения различных способов разл...
Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"
Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители" Цели урока: Организовать деятельность учащихся по закреплению навыков применения различных способов разл...
Урок - экскурсия. Обощающий урок по теме "Имя числительное"
Данный материал предназначен для закрепления....
Обощающий урок по теме "Вводные слова и обращения" с использованием групповой, дифференцированной и индивидуальной работ. Приложения прилагаются.
На уроке используются такие творческие групповые работа как Бином фантазии, Летопись урока , Сборщики и дифференцированная работа....