Не дай огню в душе погаснуть.
статья по теме
Это статья о том, какую важную роль в развитии и воспитании ребёнка играет семейное пение. Это удовольствие способствует не только развитию музыкальных способностей детей, но и помогает укреплению семейных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_day_ognyu.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Не дай огню в душе погаснуть
В одной песенке, исполняемой моими учениками, есть слова "поёт моя душа". Чтобы текст песен запоминался и был понятным, я всегда разбираю с детьми смысл тех или иных выражений. Тогда-то я и задала вопрос своим учащимся: "А где находится душа?" Вопрос вызвал некоторое замешательство, а затем робкие ответы: "в сердце", "в голове", "не знаю", "где-то". И после размышлений ребята решили, что душа находится всё-таки где-то в груди, возле сердца. Потом последовал обстоятельный разговор о том, что душа может быть только при добром сердце. Нельзя про злого человека сказать, что у него светлая и добрая душа, скорее говорят, что он без души.
Следующий вопрос: а откуда появляется душа? И опять детские размышления: у ребёнка, который родился, уже есть душа, она светлая, добрая, про детей говорят, что он "как ангел". Ответы на вопрос: душа – от мамы, от Бога. Я добавляю: и от всех близких, которые любят малыша, от семьи.
А потом куда девается добрая душа, если человек вырастает и становится бездушным? Отвечали, что от плохих поступков, наверное: человек становится плохой, и душа пропадает. И дети были уверены, что эта беда происходит уже со взрослыми людьми. Но мы-то, взрослые, знаем, что всё начинается из детства, что корень и хорошего, и плохого надо искать именно там, и в наших силах направить своего ребёнка по правильному руслу. Вот, вроде бы, растёт ребёнок в семье с достатком, ничем не обижен, всё для него делается – а вырастает бездушным. А в другой семье нет достатка, дома скандалы – и тот же результат.
В любом из этих случаев не надо искать причину в материальном проявлении любви. Каждому из этих детей не хватило душевной любви, той, которую не измерить копейкой: ласка, прикосновение, пусть мимолётное, на ночь, утром, простые слова "я тебя люблю", сказанные без повода и причины. В конце дня положите на одну ладонь упрёки, нотации, наказания, на другую – похвалу, ласку, улыбку, и мысленно взвесьте. Добра всегда не хватает, и любви всегда хочется побольше. Не ищите специально времени для этого. Есть хороший способ сделать воспитание эффективным, что позволит вам сделать атмосферу в семье более уютной.
Что бы вы ни делали, старайтесь привлекать к вашим делам детей и всегда ПОЙТЕ! Домашние дела, дорога на дачу, отдых - пойте вместе: ваши души будут открываться друг другу, дружить, общаться, и эта связь сохранится на всю жизнь. Эта духовная связь между вами и вашими детьми будет расти и укрепляться. Вам будет легче найти с детьми общий язык во время размолвок, а может быть, их вообще не будет. И песня будет ниточкой между вашими душами, тонкой, но очень крепкой. И никогда вам не придётся столкнуться с бездушием собственного ребёнка. Кровное родство между вами дополнится духовным родством. Даже если времени на общение с детьми почти не остается, наполните эти редкие моменты радостью совместного пения. Голоса папы и мамы, поющих песни, согревает детей, успокаивает, даёт им уверенность в себе и ощущение "крепкого тыла" – семьи, в которой "звучит" мир и любовь.
Начинают все, конечно, с колыбельных, затем уже менее активно поют с детьми детские песни, дольше всех живут новогодние песни. А потом – тишина!
Не стесняйтесь петь свои любимые песни при детях – они должны знать, что любят папа, мама и другие члены семьи. Несмотря на разницу в возрасте и вкусах, у вас должны быть и общие песни.
Сходите с детьми на гуляние, поводите хороводы, вспомните детство, пойте вместе – это весёлая арт-терапия, семейный праздник души. Когда вы участвуете с детьми в народных гуляниях, вы показываете, что здесь нет разделения на детские игры и взрослые, что вы вместе. Ваши дети не будут стесняться детских забав, не будут раньше времени стремиться повзрослеть и перенять дурные привычки у старших ребят. Пока вы душою вместе с детьми, авторитетом для них останетесь ВЫ, родители!
Поскольку лучшие учителя для маленького ребенка – его родители, тот, кто хочет обучать чему-либо своего малыша, должен и сам научиться это делать, хоть в какой-то степени: это позволит понимать, какие трудности связаны с той деятельностью, которую предстоит освоить ребёнку. К тому же, это обстоятельство даст родителям и ребёнку дополнительную тему для обсуждения и общения.
Сесиль Лупан в своей книге, популярной во всём мире, "Поверь в своё дитя" советует: "Пойте! Нужно, чтобы ребенок понял, что музыка исходит от живого человека, а не из громкоговорителя. Если вы стесняетесь своего пения, делайте это только в присутствии малыша (дети – снисходительные и восторженные слушатели). Пойте младенцу с самого его рождения и до конца ваших дней (что пойдет на пользу вашим внукам). Даже если вы фальшивите, надо и в этом случае петь и говорить малышу: "Я пою плохо, но все равно петь так приятно. А если бы я пел (пела) лучше, то было бы еще веселее!"
Наблюдайте за тем, что слушает ваш ребёнок. Заметно или ненавязчиво предлагайте послушать то, что является уже эталоном хорошего вкуса, знакомьте с разными стилями, жанрами, музыкой разных времён, поколений, народов. Чтобы ребёнок понимал, что музыка – это естественная составляющая в жизни любого человека.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха, даже когда ребенок не может вас услышать. Кто-нибудь из "доброжелателей" обязательно передаст ему ваши слова. А кроме того, если вы способны подумать нечто подобное, ребенок сразу это почувствует".
И в заключение, я хочу предложить вам, родителям: посмотрите, как красивы ваши дети, когда поют, их лица светлые, радостные – это поёт их ДУША. А теперь представьте, что и ваши лица такие же светлые и радостные, добрые и красивые, когда вы поёте – это поёт ваша душа.
В нашей Музыкальной студии в марте мы провели праздник "Проводы Зимы – встреча Весны". Праздник, который был построен по законам народного (фольклорного) действа. И я была очень рада, что родители перешли из зрителей в участников. Радость общего дела "накрыла" и объединила малознакомых родителей. Почти два часа были наполнены улыбками, смехом, песнями, играми, импровизациями. Мы всегда приглашаем на свои праздники гостей, так как знаем, что каждый найдёт для себя необходимое интересное дело и получит радость от творчества. И пока вы поёте, ваши дети поют, ваша семья поёт, огонёк в душе горит, и никто не станет бездушным.
Не дайте огню в душе погаснуть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С огнем не играйте, с огнем не шалите!Здоровье и жизни свои берегите!
утренник на противопожарную безопасность в старшей группе детского сада, приглашали на него и детей средней группы.На новоселье к трем поросятам пришли ребята из детского сада, подарили им печку...
Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...
внеклассное мероприятие "С огнем не играйте, с огнем не шутите"
Представлен доступный материал занятия совместного с детьми о пожарной безопасности, правилах поведения даны в заниматеной форме....
«Не дать погаснуть живому огню» (по рассказу Е.И.Носова «Живое пламя»).
Материал к уроку...
Урок литературы. Тема. «Не дать погаснуть живому огню». (Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»)
Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной лит...
Конспект урока на тему: "Не дать погаснуть живому огню"
Конспект урока на тему: "Не дать погаснуть живому огню"...
С огнем не играйте, с огнем не шутите!
Противопожарная безопасность....