Выпускная квалификационная работа
проект по теме
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Омской области»
Факультет переподготовки
Программное обеспечение взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты
Выпускная квалификационная работа
Специальность 0317 «Педагогика дополнительного образования»
Выполнил: Новиков Анатолий Анатольевич,
педагог дополнительного образования
Научный руководитель: Колядинцева Оксана Александровна,
проректор по научно-методической работе,
кандидат педагогических наук
Омск 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...
Глава I. Обучение детей в системе общего и дополнительного образования как педагогическая проблема………………………………………………….
1.1. Основные подходы к обучению детей в учреждениях дополнительного
образования………………………………………………………………………
1.2. Особенности организации внеурочной деятельности в учреждениях
общего образования…………………………………………………....................
1.3. Характеристика содержания и организации внеурочной деятельности обучающихся в ФГОС ……………………………………………………………
Выводы по Главе I………………………………………………………………….
Глава II. Практика взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей.....................................................................................................
2.1. Характеристика программ взаимодействия основного и дополнительного образования………………………………………………........................................
- Проект разработки программы взаимодействия учреждений общего и
дополнительного образования для организации внеурочной деятельности с учетом ФГОС…………………………………………….........................................
Выводы по Главе II…………………………………………………………….......
Заключение……………………………………………………………………......
Список литературы……………………………………………………………......
Введение
Система дополнительного образования детей является важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей обучающихся за рамками основных образовательных программ.
Дополнительное образование становится неотъемлемой частью образовательного пространства, расширяющей возможности и увеличивающей эффективность всей системы образования.
Уникальность дополнительного образования в том, что оно органично сочетает в себе воспитание, обучение и творческое развитие личности ребёнка. В настоящее время идёт активная разработка теоретических и практических оснований развития педагогики дополнительного образования. Одним из направлений развития педагогики дополнительного образования – взаимодействие двух систем образования на основе создания интегрированного пространства. Важную роль в понимании интеграционных процессов в сфере образования имеют труды Е.Б. Евладовой, А.В. Золотарёвой, С.Л. Паладьева, В.Н. Иванченко.
Сложность заключается в том, что деятельность различных детских кружков и других объединений в учреждениях дополнительного образования чаще всего не связаны между собой так, как, например, связана в школе деятельность учителей-предметников – едиными подходами к аттестации, нормам поведения учащихся и т.д. В то же время, для педагогического коллектива дополнительного образования большое значение имеет общая атмосфера, система педагогических ценностей, которая находит своё выражение в характере отношений с детьми и их родителями. Для коллег по системе общего образования определённый интерес представляет сам педагог дополнительного образования. Для многих детей он – самый авторитетный взрослый, на которого они хотят быть похожим. Чаще всего
педагоги дополнительного образования – творческие личности, поскольку тот, кто обучает творческой деятельности, должен иметь источник творчества в самом себе. Таким образом, в учреждениях дополнительного образования накоплен богатый опыт по вопросам воспитательной работы с детьми, внешкольной и внеклассной работы образовательных учреждений.
Актуальность данной темы заключается в том, что современное обучение детей в общеобразовательной школе формирует в детях в большей степени исполнительные качества, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека – остаётся не всегда на высоком уровне. Развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся способствует система дополнительного образования.
Только сочетание базового школьного образования с дополнительным образованием удовлетворит постоянно изменяющиеся социально-культурные и образовательные потребности детей и родителей. Свобода выбора детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации, возможность адаптировать потребности отдельно взятой личности к социальным потребностям общества делают дополнительное образование привлекательным для любого ребёнка.
Несмотря на актуальность данной темы, часто возникают проблемы и противоречия, которые возникают в практической деятельности образовательных учреждений:
-несоответствие возможностей образовательных учреждений и растущих социальных требований к качеству образования;
-неготовность педагогов системы общего и дополнительного образования к совместному взаимодействию;
-необходимость разработки программ взаимодействия общего и дополнительного образования в условиях перехода на новые стандарты в части решения задач по внеурочной деятельности. Эти стандарты обеспечивают единство образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране.
Актуальность обозначенной проблемы позволила сформулировать тему исследования - программное обеспечение взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты
Рассмотрим характеристику понятийного аппарата исследования:
- образовательное учреждение дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
- общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе и удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
- взаимодействие как процесс сотрудничества образовательных учреждений одних видов с другими, максимальное расширение образовательного пространства образовательных учреждений.
- программное обеспечение – нормативно-управленческий документ, отражающий план и содержание деятельности учреждений основного и дополнительного образования во взаимодействии.
- федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)– один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Установление ФГОС – представляет собой конституционную норму и вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании». Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.
Объект исследования – взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования в условиях введения ФГОС.
Предмет исследования – содержание программного обеспечения взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях введения ФГОС в части внеурочной деятельности.
Целью данной квалификационной работы является определение программного обеспечения взаимодействия общего и дополнительного образования детей с учетом ФГОС в части содержания внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: эффективность введения ФГОС в части внеурочной деятельности повысится, если будет разработано и реализовано программное обеспечение взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, которое будет соответствовать требованиям:
1. Соответствие достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов.
2. Определённый уровень образования.
3. Виды и направления внеурочной деятельности соответствуют ФГОС.
4. Современные образовательные технологии, должны быть отражены в принципах обучения; формах и методах обучения; методах контроля и управления образовательным процессом; средствах обучения.
Поставленная цель данной работы потребовала решения следующих задач:
1. Проанализировать специальную научно-методическую литературу по проблеме исследования механизмов взаимодействия общего и дополнительного образования детей в условиях введения новых образовательных стандартов.
2. Выявить особенности обучения детей в учреждениях дополнительного образования на современном этапе развития системы образования;
3. Осуществить анализ имеющихся интегрированных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей с учетом ФГОС в части внеурочной деятельности.
4. Разработать проект программы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования с учетом введения ФГОС в части внеурочной деятельности.
Методологической базой исследования стали концепции развития системы дополнительного образования А.К. Бруднова, А.В. Мудрика, А.Г. Асмолова, В.А. Горского, классификация идей интеграции Е.Б Евладовой, А.В.Золотарёвой, С.Л. Паладьева, В.Н. Иванченко, рекомендации Д.В. Григорьева, П.В. Степанова по организации внеучебной деятельности учащихся.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение педагогической, литературы, материалов научных исследований по проблемам общего и дополнительного образования, систематизация.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются особенности организации обучения и воспитания в системе общего и дополнительного образования. Во второй главе рассматриваются некоторые программы взаимодействия основного и дополнительного образования, в настоящее время такие образовательные программы рассматриваются как основной элемент развития системы дополнительного образования. Они должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой – учитывать его достоинства. Также изучаются федеральные государственные образовательные стандарты в части внеурочной деятельности и соответствие образовательных программ этим стандартам.
Глава I. Обучение детей в системе общего и дополнительного образования как педагогическая проблема
1.1. Основные подходы к обучению детей в учреждениях дополнительного образования
Дополнительное образование пришло в среднюю школу в 80-е годы прошлого века. Именно в это время учёные-теоретики (Разумный В.А.) и педагоги-практики стали высказываться по поводу кардинальных изменений в отечественном образовании. В межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы указывается: «Модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей… в единое образовательное пространство» [48,с. 24]. Проблема интеграции в современной педагогике является актуальной. В научно-методической литературе мы находим достаточно исследований, посвященной этой проблеме, в тоже время она находит свое воплощение и на практике.
Изменения в политической, экономической и социальной сферах, неуклонный рост научного знания, стремительное расширение объёма информации – таковы реалии нашего времени. И время заставляет осуществлять поиск условий для формирования человека, способного в изменяющихся обстоятельствах обрести собственную интеллектуальную и духовную целостность. Каким же должен быть уровень грамотности современного выпускника общеобразовательной школы?
Новый подход к рассмотрению уровня образованности выпускников – не что иное, как ориентация на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей. По мнению О. Лебедева, это формирование способности личности «решать задачи познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт». Данный подход к оценке качества
образования требует определения круга основных проблем, подлежащих решению. К их числу многие исследователи относят овладение способами учебной деятельности (умения учиться, объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей), формирование способов решения проблем в практической, преобразовательной деятельности (умения выполнять определённую социальную роль – гражданина, члена семьи, члена трудового коллектива; умения осуществлять профессиональный выбор, принимать обоснованные решения).
Расширение сфер деятельности, в условиях которых необходимо сформировать высокую степень готовности личности к самореализации, к творческой деятельности и эмоционально-ценностного осмыслению знания в структуре содержания образования, актуализирует позиции личностно-ориентированного подхода в образовании. Полное обеспечение реализации данного подхода в условиях школы весьма затруднено, ибо в школьном образовании сильны традиции, ориентированные более на трансляцию информации, нежели на способы её получения. В тоже время модернизация образования требует от школы существенных изменений на основе инновационных преобразований всех компонентов образовательного процесса (мотивы, цели, задачи, содержание, методы, формы, технологии, результаты). Эффективность подобных преобразований может быть усилена за счёт дополнительного образования, характер которого предполагает высокую мотивацию обучающихся, свободу выбора видов деятельности, реальную индивидуализацию образовательных маршрутов, обучение в творческой деятельности.
Задачи формирования гармонично развитой личности с широким кругозором стоят и перед школой, и перед учреждениями дополнительного образования (далее УДО). Это совмещение интересов позволяет установить партнерство, планировать общую деятельность, создавать интегрированные
программы, а по ним проводить совместные занятия с детьми.
Но при составлении таких программ необходимо учитывать основные особенности организации дополнительного образования детей [23,с.26]:
- Одним из самых важных условий дополнительного образования детей
является свобода выбора ребёнком вида деятельности, преподавателя, обучающей программы. Всё это является более благоприятными возможностями по сравнению с образованием в школе.
- Главным организующим началом является не урок, а творчество в различных его проявлениях, поэтому учебные занятия характеризуются многообразием форм. Здесь наряду с теоретическими занятиями большое значение имеют коллективная или индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, соревнования, выставки и другие формы. Результатом деятельности ребёнка могут быть не только знания, умения и навыки, а чаще всего – воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности – техническую модель, декоративно-прикладное изделие, сыгранную роль и т.д.
- Разнообразны формы организации детских образовательных объединений. Это не класс, а разновозрастные образовательные объединения разного численного состава. Наиболее традиционной формой является кружок, где дети получают в основном знания, умения и навыки по какому-либо одному предмету. Среди комплексных форм детских образовательных объединений выделят студии, мастерские, лаборатории, - которые позволяют выявить раннюю творческую одарённость, развивают, разнообразные способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов.
- В УДО в большей степени, чем в образовательных учреждениях других типов, реализуется личностно ориентированный подход. В основе построения образовательного процесса лежат развитие ребенка, его личные интересы и достижения. Расписание занятий составляется с учётом интересов и возможности детей; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм. Кроме того, есть возможность индивидуальной работы с детьми. Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной, если есть условия для организации исследования личности ребенка, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, создания системы отслеживания личностного роста детей, их достижений.
- Сложился особый стиль отношений между педагогами дополнительного образования и воспитанниками, основанный на уважении личности ребёнка, заботе о его жизни и здоровье. В основе отношений лежит свобода ребёнка в выборе педагога, с одной стороны, и стремление педагога быть значимым для ребёнка, с другой.
Целью дополнительного образования является развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Исходя из цели, можно определить специфику отношения к знаниям, умениям и навыкам в системе дополнительного образования. Кроме общеобразовательных знаний фактов, законов, теорий, здесь важны прикладные знания, творческие умения, мастерство, культура, техника исполнения изделия, степень самостоятельности в приобретении знаний.
Ведущими в реализации дополнительного образования детей в России являются учреждения дополнительного образования (УДО), которые широко взаимодействуют с образовательными учреждениями различных типов – дошкольными, общеобразовательными, профессиональными и другими. Рассматривая особенности дополнительного образования детей, обратимся к деятельности УДО, потому что только для этих учреждений прописаны нормативная и методическая базы деятельности. Дополнительное образование детей имеет свои особенные цели, содержание, организацию.
Цели дополнительного образования определяются интересами и потребностями детей, социальным заказом родителей, социальных институтов. Социальный заказ в системе дополнительного образования связан с условиями развития личности, её способности к продуктивному решению задач в сфере трудовой, общественной, культурно-досуговой деятельности. Социальный заказ является основой для определения целей дополнительного образования. Поскольку дополнительное образование имеет многоуровневую систему социального заказа, иерархия его целей и задач строится по следующей цепочке: общегосударственный уровень–уровень учреждения – уровень образовательного объединения (конкретного педагога) [23, с. 21-22].
На общеобразовательном уровне цели и задачи дополнительного образования детей определяются Законом «Об образовании», Федеральной программой развития образования, Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей и другими нормативными документами.
На уровне образовательного учреждения цели конкретизируются разнообразием функций, приоритетами деятельности учреждения на определённый период времени, изменением социального заказа и т.д.
На уровне конкретного педагога цели соответствуют его образовательной программе, контингенту детей и т.д.
Если говорить о самом ребёнке, то очень важно, чтобы внутренняя и внешняя мотивации деятельности совпадали, только тогда будет достигнута цель дополнительного образования – создание условий, которые дают ребёнку ощущение, что он сам является источником своего поведения, познания мира.
В соответствии с Типовым положением, УДО должно решать следующие задачи: обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга. Вместе с общеобразовательными школами учреждения дополнительного образования детей должны составить в регионе целостную разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства.
Содержание дополнительного образования характеризуется следующими особенностями:
- Дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами, его содержание определяется потребностями детей и родителей, заказом социальных институтов.
- Дополнительное образование предоставляет ребенку широкие возможности деятельности в различных областях: художественной, технической, спортивной, экологической и многих других.
- Содержательные аспекты деятельности многообразны: теоретический, прикладной, изобретательский, исследовательский, опытнический и др.
- В основе деятельности лежат дополнительные образовательные программы различных уровней и направленности. Фактически каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт её усвоения. Достоинство дополнительных образовательных программ состоит в том, что они создают возможность для вариативного и дифференцированного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребёнку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен.
- Обеспечение стабильного, разномасштабного контингента детей с активной позицией в образовательном процессе, обеспечения участия родителей в деятельности УДО и активной позиции педагогов в обновлении образовательного процесса.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: взаимодействие общего и дополнительного образования детей в учреждении дополнительного образования имеет свою специфику. Она обусловлена, прежде всего, статусом этих учреждений, главными функциями которых является развитие творческих способностей детей, предоставление им возможностей для самоопределения, организация их досуга. Деятельность этих учреждений основана на свободе выбора детьми вида деятельности, педагога, обучающей программы, не регламентируется стандартами. Обычным фактом здесь является частая смена учащимися объединений по интересам либо занятия сразу в нескольких объединениях. Данная специфика дополнительного образования созвучна с рядом концептуальных позиций образовательных стандартов нового поколения. Вместе с тем, для выявления эффективных механизмов взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях введения ФГОС необходимо изучить особенности организации внеурочной деятельности в школе. Данная проблема рассматривается в следующем параграфе.
1.2. Особенности организации внеурочной деятельности в учреждениях общего образования
Традиционно внеурочная (внеклассная) работа понимается преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, содержания и методов работы, их можно отнести и к той, и другой сфере образовательного процесса.
Те, кто отождествляет дополнительное образование с внеурочной (внеклассной) работой, забывают или просто не осведомлены о том, что дополнительное образование выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий.
По мнению ведущих исследователей (Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова) причины недооценки внеурочной деятельности учителя, а вместе с ней и дополнительного образования, исходят к концу 80-х гг. прошлого века, когда на волне вытеснения из школы воспитательной работы, чрезмерно политизированной и пронизанной идеологическими штампами, из жизни школы стала постепенно уходить и внеурочная деятельность. Взамен этому в школах активно вводили новые учебные и факультативные курсы, нередко нетрадиционные, а то и вовсе экзотические, возрождали народные традиции: проведение забытых прежде праздников – Рождества, Масленицы, народных игр. Однако так и не удалось восстановить нарушенные в школах межвозрастные связи, которые прежде поддерживались детскими организациями – октябрятской, пионерской, комсомольской. Несмотря на большую долю формализма в их деятельности, они многое давали для реализации общественной активности школьников. Отказ от традиционных маршей и смотров не помог найти иную, личностно ориентированную форму работы.
Такое положение дел устраивало многих учителей, считавших, что их основной работой должны быть уроки. Скудное финансирование, по сути дела, поддерживало такую точку зрения. Нарастание пассивности учителей, их нежелание знать о внеурочных интересах ребёнка стало особенно заметным и не может вызывать тревоги.
При всём разнообразии досуговых форм (учёные насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие. Останавливаться только на одной функции недостаточно. Между тем, как показывают социологические исследования, школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общей культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.
Именно поэтому важной является задача учителя научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг содержательным, работающим на совершенствование личности.
Понятие «культурно-досуговая деятельность» может употребляться в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова культурно-досуговая деятельность включает не только массовые, но и семейные и индивидуальные способы организации детского досуга – от совместных с родителями форм проведения свободного времени (посещение музеев, театров, семейный туризм и др.) до индивидуальных занятий ребёнка по интересам (хобби, компьютерные игры, чтение, просмотр телепередач). Две последние формы культурно-досуговой деятельности находятся, как правило, за пределами интересов большинства педагогов-организаторов этого вида деятельности, хотя в учреждениях дополнительного образования детей им уделяется определённое внимание; там накоплен и практический опыт их организации.
Если говорить о современных требованиях к организации культурно-досуговой деятельности, то типичным является подход к ней на основе простого планирования массовых мероприятий, без должного программного обеспечения этого вида деятельности. Такой подход является следствием недооценки образовательного потенциала культурно-досуговой деятельности. Между тем педагогически правильная её организация может обеспечить достижение вполне определённых целей не только в плане организации отдыха и развлечения детей, но и в отношении их обучения, воспитания, самореализации, приобщения к культуре, в том числе к культуре общения и поведения.
Без обучающих результатов культурно-досуговая деятельность не может быть признана в полной мере эффективной. Полноценное использование богатого социально-педагогического потенциала культурно-досуговой деятельности предполагает переход от её планирования к программированию, т.е. построению этого вида деятельности на основе специальных культурно-досуговых программ.
Таким образом, на основе вышеизложенного, требуется разработать новые подходы к организации и отбору содержания внеурочной деятельности в школе. Существует необходимость разработки общей программы внеурочной деятельности школьников, в которой учитывались их интересы и запросы родителей, а также требования, обозначенные в ФГОС. Подробнее остановимся на содержании новых образовательных стандартов в части внеурочной деятельности в третьем параграфе.
1.3. Характеристика содержания и организации внеурочной деятельности обучающихся в ФГОС
Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом, определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.
В структуре Базисного образовательного плана выделяется три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а также предусмотрена внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.
Особенность Базисного учебного плана в стандартах второго поколения - наличие графы «Внеучебная деятельность», на которую во всех вариантах отводится 10 часов в неделю, предназначенную для реализации дополнительных образовательных программ, программ социализации учащихся, воспитательных программ
Использование раздела «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность обучающихся, должны использоваться на различные формы её организации, отличной от урочной системы обучения, - экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Образовательные учреждения должны будут предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В проекте Государственного образовательного стандарта [6, с. 222-226] общего образования, подготовленном Российской академией образования, отмечается, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка (последствия результата).
Для реализации в школе необходимо реализовать следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- техническое творчество;
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
Таким образом, могут быть разработаны различные типы образовательных программ внеурочной деятельности:
- комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
- тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)
- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровень результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2 – 3-го класса – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;
- образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
- возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
- индивидуальные образовательные программы для учащихся.
Эффективными механизмами взаимодействия общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности являются:
- разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
- кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
- предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
- взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
- совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
Понимание требований ФГОС в части внеурочной деятельности позволит педагогам:
- разработать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
- подобрать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
- выстроить логику перехода от результатов одного уровня к другому;
- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
- оценить качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.)
Выводы по Главе I
1. Обучение детей в учреждениях дополнительного образования имеет свои особенности:
-свобода выбора учащимся вида деятельности, преподавателя;
-главная деятельность-творчество, отсюда многообразие форм работы;
-индивидуальный подход к каждому ребёнку.
2. Внеурочная работа понимается преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.
3. В ФГОС отмечается, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, определены виды и направления внеурочной деятельности. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Глава II. Практика взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей
2.1. Характеристика программ взаимодействия основного и дополнительного образования
Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. Как известно, стандарты первого поколения были ориентированы в основном на решение достаточно локальных по своему характеру задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и требований к подготовке выпускников по изучаемым предметам в условиях легализации многообразия образовательных систем в начале 90-х гг. 20 века. Это определило основное назначение и приоритетные функции стандартов того времени - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников.
Однако сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
В настоящее время стандарты выступают:
- инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;
- средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
- фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования
(учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества - с другой;
- одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.
Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.
Одна из основных функций стандарта: обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализацию и достижение требований стандартов. Это позволяет обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения. Стандарт явится важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п. [30, с.62-68]
Содержание современного дополнительного образования детей активно обновляется [23, с. 25-26]. Нового содержания требует, например, появление в УДО дошкольников. Обновлённое содержание образования необходимо для подростков и старшеклассников. Это может быть деятельность по развитию лидерских качеств, активной жизненной позиции, предоставление возможности для социальных проб и социального закаливания, профессионального и жизненного самоопределения. Большой интерес для системы дополнительного образования детей представляют коррекционные дети и дети-инвалиды, с одной стороны, и одарённые дети – с другой. Создание дополнительных образовательных программ для этих категорий детей потребовало нового содержания образования во всех трёх его составляющих: обучение, воспитание и развитие. Обновление содержания деятельности требует также обеспечение участия родителей в деятельности образовательных учреждений.
Обновление содержания дополнительного образования детей может происходить за счёт введения новых областей знаний, реализации разноуровневого, комплексного, дифференцированного образования, развития и поддержки детского творчества, развития социально-педагогической и воспитательной деятельности. Большой интерес вызывает у детей такие области знаний, как менеджмент, компьютерные технологии, иностранные языки и др., которые недостаточно предоставляются детям в образовательных учреждениях. Появилась не только необходимость, но и
возможность развития научного творчества детей, создание для них рынка
труда, программ оздоровления, реабилитации, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки с выдачей сертификатов и других дополнительных образовательных программ.
В рамках решения проблем организационного характера особое внимание следует уделять сотрудничеству школы с учреждениями дополнительного образования, поскольку проблемы взаимодействия решаются и на межучережденческом уровне. Это отвечает требованиям изменившейся социально-экономической, культурной ситуации в стране и требует поиска новых подходов к содержанию и формам взаимодействия школы с социокультурной средой.
В последние годы всё больше специалистов, в том числе и на уровне управления органами образования района, города, признают важность такого сотрудничества. Взаимодействие образовательных учреждений способствует решению общих задач воспитания детей и подростков, помогает им в жизненном, профессиональном самоопределении, стимулирует их творческую и познавательную активность.
Выделяют следующие уровни отношений между образовательными учреждениями:
- Добрососедский - школа знает о существовании учреждения дополнительного образования и благожелательно относится к занятиям в нём своих воспитанников, когда происходит обмен основной информацией.
- Партнёрский – оба учреждения находят возможность для сотрудничества в связи с общерайонными или общегородскими мероприятиями, когда привлекаются материальные и кадровые возможности друг друга для решения отдельных проблем и когда-то и другое учреждение может рассчитывать на определённую помощь своего партнёра;
- Интеграционный – двум автономным учреждениям удаётся создать
единое образовательное пространство, в котором они решают общие
проблемы и согласовывают действия друг с другом.
В таком образовательном пространстве возможно объединение и большего числа учреждений: школы и нескольких учреждений дополнительного образования или несколько школ и одного дома или центра творчества.
Возможны и другие сочетания, отражающие социокультурные условия того или иного района (города). Однако решение организационных проблем имеет значение, если они подкреплены общей программой и концепцией сотрудничества, если оба учреждения прошли путь от конкурентов или простых соседей до настоящих партнёров в деле воспитания подрастающего поколения.
Рассмотрим некоторые программы взаимодействия основного и дополнительного образования. Так, например, в Ленинградской области созданы и реализуются на практике интегрированные образовательные программы [14, с. 7-10]. Выделим основные особенности компонентов этих образовательных процессов. Для каждой ступени основного образования система дополнительного образования предложила свой содержательно-технологический модуль в условиях определённого возрастного периода.
На этапе дошкольного детства – построение модуля программ предшкольной подготовки с целью формирования познавательных способностей детей в условиях технологии игровой деятельности.
На этапе начального обучения – оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей.
На этапе основного общего образования – поддержка процессов самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в
различных сферах деятельности и приобретения опыта их решения.
Формирование у обучающихся основной школы готовности к ответственному выбору собственной образовательной траектории возможно за счёт предоставления им права пробы своих сил в различных видах деятельности: учебной, проектной, игровой, художественной, конструкторской, исследовательской.
На этапе среднего полного общего образования – сопровождение процессов профессионального самоопределения личности, обеспечение допрофессиональной подготовки. На данном этапе обучения важна исследовательская работа старшеклассников, качество которой возможно улучшить за счёт использования потенциала системы дополнительного образования, прежде всего в эколого-биологической, естественнонаучной, технической, художественной и спортивной направленности программ.
В базовых школах получают развитие дополнительные образовательные программы, как за счёт часов на дополнительное образование, определённые штатным расписанием, так и за счёт ставок учреждений дополнительного образования детей, передаваемые в школы и реализуемых, как правило, педагогами-совместителями этих учреждений.
Возможна и иная ситуация, когда определённая часть школьников передаётся в учреждения дополнительного образования детей с целью их углубленной подготовки по конкретным образовательным программам. Как правило, это частные модели, реализуемые в форме очно-заочных школ, летних профильных смен и лагерей.
В Ленинградской области получают развитие обе модели. Первая модель наиболее характерна для сельских и смешанных (город, село) муниципальных районов, вторая реализуется как в условиях муниципальных, так и в региональных образовательных системах.
Примером муниципальной интегрированной программы является модель организации туристско-краеведческой деятельности (далее ТКД) с учащимися города и района, разработанная Станцией юных туристов (СЮТур) г. Ростова Ярославской области. В основе программы – Региональная комплексная интегрированная детская образовательная программа ТКД. Реализация программы началась в Ростове с 1986г. как одна из программ деятельности городского Дворца пионеров, возраст обучающихся с 1-го по 11 классы.
При внедрении программы реструктуризация содержания ТКД приводит к полной интеграции – преодолению предметной разобщённости не только сфер общего и дополнительного образования, но и внутри каждой сферы. Координация деятельности педагогов и учащихся идёт путём разработки подпрограмм, форм, методов деятельности, которые, с одной стороны, обновляют содержание учебных предметов, с другой – обеспечивают межпредметное взаимодействие, формирующее у учащихся универсальные методы познавательной и практической деятельности, устойчивые личностные качества реагирования в неадекватных ситуациях.
В этой модели организации ТКД взаимодействие образовательных пространств общего, школьного дополнительного (внеклассная работа), дополнительного образования и социума формирует образовательное пространство ТКД.
Подпрограммы интегрированы по содержанию с программами учебных групп туризма, краеведения, ориентирования; со школьными программами по физической культуре, ОБЖ, географии, начальных классов, истории (в основном, по выполнению практической, краеведческой части). Основные организационные формы – интегрированный урок-игра, урок-экскурсия, урок-практическое занятие, урок-соревнование, урок-поход – используются во время дней здоровья.
Деятельность учебных групп СЮТур регламентируется единой образовательной программой. Группы, функционирующие на базе большинства школ, являются центрами организации ТКД второго (школьного) и первого (классного) уровней. Дети-кружковцы включаются в допрофессиональную деятельность в качестве организаторов, решаются задачи их профессионального самоопределения и самоорганизации.
Таким образом, на основе требований стандартов и опыта взаимодействия в регионах, в практической части данной работы будет разработан проект разработки программы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования. Данный проект представлен во втором параграфе.
2.2. Проект разработки программы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования для организации внеурочной деятельности с учетом ФГОС
Образовательное взаимодействие обусловлено общими целями и задачами образования, общественными запросами и определяется стратегией образовательной политики, которая основана на федеральных государственных образовательных стандартах. Оно позволяет заинтересованным сторонам находить общие интересы, действовать совместно для достижения конкретных результатов и такое взаимодействие позволяет удовлетворять разнообразные интересы и потребности детей, родителей, общества и государства, дополнять друг друга в рамках партнерского объединения, в зависимости от своих возможностей и преимуществ.
Следовательно, реализация тенденций взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в настоящее время очень актуально и своевременно. А это предполагает пересмотр некоторых традиционно устоявшихся подходов к пониманию «взаимодействия» и «открытости» в образовательном пространстве.
Изучение инновационных подходов и нетрадиционных форм взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования приводит к пониманию необходимости организации взаимодействия на основе образовательного партнерства, позволяющее двум и более учреждениям находить общие интересы, действовать совместно для достижения конкретных результатов.
Под образовательным взаимодействием понимается качественно
новый уровень отношений и взаимодействия по решению проблем развития
образования кругом заинтересованных субъектов, способных к достижению
конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики.
Механизмом образовательного партнерства выступает совокупность
методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение
партнерского взаимодействия сторон. Он имеет ряд составляющих рычагов,
взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции:
- переговорный процесс между сторонами-партнерами;
- процедуры выявления и согласования позиций партнеров (например, создание и работа творческих групп по изучению и нахождению «контактных» точек: выявление взаимных интересов; обозначение совместных целей, оценку имеющихся ресурсов, потенциалов, ролей и ожиданий партнеров, обязанностей, ответственности.)
- экспертная работа по анализу, оценке предлагаемых ожиданий и определению направлений совместной деятельности;
- создание нормативных документов, которые призваны фиксировать рамки взаимодействия.
В период реализации проекта определяются и основные направления совместной деятельности:
1. Разработка и коррекция дополнительных образовательных программ.
2. Организация взаимодействия на уровне педагогов, проведение мероприятий по развитию профессиональной компетентности педагогов школы и Центра детского творчества (далее ЦДТ).
3. Консультативно-методическая помощь: мастер - классы на базе ЦДТ и школы, совместные культурно-образовательные мероприятия, конкурсы, конференции, семинары, консультации.
4. Организация взаимодействия на уровне учащихся: экскурсии в ЦДТ, совместные занятия, участие в выставках, фестивалях, КТД, совместные проекты, реализация дополнительных образовательных программ.
5. Организация информирования о деятельности субъектов партнерства (совместные семинары; круглые столы; конференции; совещания). Вышеназванные виды взаимодействия берутся за основу
программы совместной деятельности учреждений с последовательным
планированием работы.
Виды и направления внеурочной деятельности выбираются согласно федеральным государственным образовательным стандартам. Направления внеурочной деятельности: художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность.
В процессе выполнения программных мероприятий должно возникнуть устойчивое взаимодействие по следующим видам деятельности:
1. Игровая деятельность: ролевая игра « Я - Лидер»
2.Познавательная деятельность: викторины, познавательные игры, внешкольные олимпиады, научно-практические конференции.
3.Досуговая деятельность: это организация и проведение совместных
культурно – досуговых мероприятий для воспитанников ЦДТ и учащихся
школы, (тематические вечера, праздники, концерты для родителей и
общественности посёлка, семейные гостиные)
4.Художественнее творчество: кружки художественного творчества, художественные выставки, спектакли.
5. Социальное творчество: совместная деятельность в рамках работы детских общественных организаций, социальные акции (поддержка ветеранов ВОВ, акции по здоровому образу жизни, экологические акции).
6. Трудовая деятельность: кружки технического творчества, соревнования по техническим видам творчества, трудовые десанты, субботники.
7. Туристско-краеведческая деятельность: участие в раскопках в урочище «Батаково», походы.
В каждом виде деятельности созданы рабочие группы из наиболее
активных и компетентных руководителей и педагогов учреждений. Задачей
этих групп являться практическое осуществление этих видов деятельности.
Программы обеспечиваются следующим комплексом мероприятий:
- разработка и утверждение нормативно - правовой базы образовательного партнерства;
- организация деятельности рабочих и экспертной группы, тиражирование опыта;
- обсуждение и анализ работы на совместных методических советах, совещаниях;
- подведение итогов работы групп (промежуточных и итоговых).
- обеспечение научно-методической и нормативной экспертизы образовательных событий;
- разработка научно-методического и нормативного обеспечения и проведение экспертизы образовательных событий, программ, проектов, новых педагогических идей;
-анализ деятельности и информирование педагогов учреждений.
Структура управленческих органов, сформированных для реализации программы состоит из:
1. Координационного совета.
2.Экспертных групп - рабочий орган, оказывающий методическое, экспертно-аналитическое сопровождение. Экспертная группа формируется из методистов ЦДТ и педагогических работников школы. Основными задачами группы являются: проведение экспертизы образовательных событий, программ, проектов, новых педагогических идей; подготовка предложений по корректировке и обновлению планов, подготовка отчетных, обзорных и аналитических материалов.
3. Рабочие группы образуются по каждому направлению. Цель
деятельности групп - достижение новых образовательных эффектов через
образовательные события. У каждой группы есть руководитель, который:
- составляет план работы группы;
- обеспечивает реализацию мероприятий по плану,
- координирует действия участников рабочих групп;
- разрабатывает индикаторы эффективности работы;
-отчитывается на заседаниях Координационного Совета.
Рабочие группы организуют свою деятельность и производят
распределение функциональных обязанностей среди членов группы
самостоятельно. В состав рабочих групп включаются представители
учреждений-партнеров.
Характеристики образовательного партнерства учреждений общего и
дополнительного образования:
- согласование интересов и совместно принятые планы;
- добровольность и равновыгодность взаимоотношений;
- взаимная ответственность сторон за исполнение (и неисполнение)
согласованных решений.
- наличие информационного поля, освещающего процессы партнерства;
- использование договора как формы, стимулирующей взаимную ответственность субъектов партнерства за результат их взаимодействия.
Выводы по Главе II
1. Образовательные стандарты обеспечивают единство образовательного пространства страны, исполняют роль механизма стабилизации и регулирования системы образования страны, фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Взаимодействие образовательных учреждений способствует решению общих задач воспитания детей и подростков, помогает им в жизненном, профессиональном самоопределении, стимулирует их творческую и познавательную активность. Такое взаимодействие возможно при наличии соответствующих программ, которые отвечают образовательным стандартам.
2. Данный проект разработки программы взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования станет основой для создания конкретной программы взаимодействия по видам и направлениям деятельности. Это послужит улучшению качества образования, результативности и эффективности внеурочной деятельности.
Заключение
Основными государственными структурами, способными сегодня осуществлять целенаправленное, систематическое воспитание детей, являются общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования детей. Только объединённые усилия этих учреждений могут противостоять нередко негативным стихийным воздействиям на ребёнка.
Таким образом, дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных услуг и деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
В последнее время всё чаще многие учреждения дополнительного образования укрепляют связи с общеобразовательными школами. В подтверждение этому отмечается появление новых образовательных программ, рассчитанных на взаимодействие двух учреждений.
В данной работе были определены общее и отличие двух систем образования. На современном этапе модернизация образования предполагает не просто сотрудничество, а интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования в единое образовательное пространство. Причём каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приёмам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребёнка.
Следует отметить, что к традиционным формам интегративной деятельности (организация единых массовых дел, игровых программ) широкое распространение стали получать авторские программы. Эти программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребёнком.
Таким образом, взаимодействие общего и дополнительного образования – важный этап в создании целостного образовательного пространства.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. Внешкольник.- 1997.- №9.-С
2. Белибихина Н. А., Королёва, Л. А. Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий, Волгоград, 2009.-199 с.
3. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как разработать программу дополнительного образования детей. Практика административной работы в школе.-2004.- № 4.-С47-51. 2004.
4. Буйлова Л. Н., Клёнова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? М.: Аркти, 2005.
5. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Организация дополнительного образования детей в общеобразовательных школах. Практика административной работы в школе.-2003.- № 8.-С.45-56.
6. Григорьев Д., Степанов П. Результаты и эффекты воспитания. Народное образование.-2009.- №4.-С.222-226.
7. Горский В.А. Послесловие к юбилею внешкольного дополнительного образования. Дополнительное образование.-2003.- №9.-С
8. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей. Дополнительное образование.-2003.- №6.-С.
9. Демакова И.Д. Перспективы развития внеурочной деятельности в контексте построения новой модели образования. Методист.-2008.- № 7.-С.14-18.
10. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник/ Автор-составитель Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002. - 112с.
11. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей. -М, 2003.
12. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студентов педагогических училищ и колледжей. – М.: ВЛАДОС, 2004-349с.
13. Ермаченко Р.В. Пути интеграции базового и дополнительного образования в общеобразовательной школе. Дополнительное образование и воспитание.-2009.-№5.-С.9-14.
14. Жуковицкая Н.Н. Взаимодействие учреждений основного и дополнительного образования в региональной системе. Дополнительное образование и воспитание.-2007.- №6.-С.7-10.
15. Закон Российской Федерации «Об образовании», в редакции Федерального закона от 30 декабря 2001г. №194-ФЗ
16. Золотарёва А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности/ Худож. А.А.Селиванов.- Ярославль: Академия развития, 2004.
17. Золотарёва А.В. Особенности организации воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования // Л.В.Байбородова, М.И.Рожков. Воспитание учащихся: теория и практика: Учебное пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2002.
18. Золотарёва А. В. Дополнительное образование детей как фактор социально-экономического развития региональной системы образования. Вестник образования России.-2008.- №22.-С.46-57.
19. Иванова О.В. Взаимодействие основного и дополнительного образования как условие повышения эффективности воспитательной работы. Образование Омской области.-2008.- № 2.-С.81-82.
20. Иванченко В. Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Ростов н/Д, 2007.-256 с.
21. Иванченко В. Н. Занятие в системе дополнительного образования. Ростов н/Д, «Учитель», 2007.- 288 с.
22. Ильина Т.П. О межведомственной программе развития дополнительного образования детей Омской области на 2007-2008 годы. Образование Омской области.-2006.- № 3.-С.14-15.
23.Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие; под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотарёвой, С.Л. Паладьева. Москва, 2006.-296 с.
24. Информационно-справочные материалы Министерства образования и науки Российской Федерации «О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей». Вестник образования России.-2008.- №12.-С.63-75.
25.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие/И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева.-М.:«Академия», 2001.- 416с.
26. Каргина З. Дополнительное образование в школе: неиспользуемые возможности. Воспитание школьников.-2003.-№4.-С.39-41.
27. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта. Волгоград: Учитель, 2009.- 377с.
28. Кузнецова Н.А., Яковлев Д. Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: пособие для руководителей и педагогов. -М., 2004.
29. Мисаренко Г. На пути к образовательным стандартам нового поколения. Народное образование.-2009.- №1.-С.62-68.
30. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. -М., 1997.
31. Педагогика доп. образования. Вып.2. Сборник образовательных программ педагогов дополнительного образования Омской области / сост. Н.Л. Орловская, А.М. Тарасова, М.М. Лобода; Т.П.Обухова; под общей редакцией А.М. Соломатина, И.Г. Артёмовой, О.А. Колядинцевой (в электронном виде)
32. Педагогика дополнительного образования: Учебное занятие в системе дополнительного образования детей : метод. рекомендации / сост. О.А. Колядинцева, А.М. Тарасова, М.М. Лобода; под общ. ред. О.А. Колядинцевой. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2008. – 115с. (методические рекомендации в электронном виде)
33. Педагогика дополнительного образования: разработка образовательной программы педагога дополнительного образования : метод. рекомендации / сост. Н.Л. Орловская, А.М. Тарасова, М.М. Лобода; под общ. ред. О.А. Колядинцевой. – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007. – 50с. ( в электронном виде)
34. Педагогика дополнительного образования: Мониторинг качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей / сост. А.М. Тарасова, М.М. Лобода; под общ. ред. Н.Н. Рыбаковой. – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2008. (методические рекомендации в электронном виде)
35. Рекомендации парламентских слушаний на тему: «О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей». Вестник образования России.-2008.- №21.-С.66-73.
36. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. –М.: Владос-пресс, 2004
37. Словарь-справочник педагога дополнительного образования, Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2003.
38. Социальное воспитание в учреждении дополнительного образования детей: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов /под.ред. А.В. Мудрика. – М.: издательский центр «Академия», 2004
30. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования, утверждённое Правительством РФ от 7 марта 1995г. №223, с изм. и доп.
40. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое Правительством РФ от 19 марта 2001г. №196.
41. Устав МОУ ДОД «Центр детского творчества» р.п. Большеречье.
42. Фёдорова Ю.В., Захаревич Н.Б. Программа развития отделения дополнительного образования детей школы «Интеграция основного и дополнительного образования, как условие построения социально-активной образовательной среды». Практика административной работы в школе.-2008.- № 8.-С.31-32.
43. Фриш Г.Л. Книжка, которую полезно прочитать работнику любого образовательного учреждения. Москва, 2004
44. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. Москва, 2001.
45. Фролова В.В. Творческий союз школы и дополнительного образования – залог успеха. Воспитание и дополнительное образование Омской области, Альманах. -2008.март.
46. Ципляева Е.А. Модель организации досуга и творчества детей. 5-11 классы: программа интеллектуального клуба, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2009.-311с.
47. Чистякова А.Н. Организация кружковой работы в школе. Программное обеспечение. Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. -2006.-№ 6.-С.66-70.
48. Яковлева А.Д. Интеграция двух школ – реальность сегодняшнего дня. Дополнительное образование.-2003.- №5.-С.24-32.
49. Яковлев Д.Е. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Методическое пособие. Москва, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в контексте модульного обучения на примере темы « арифметическая и геометрическая прогрессии»
Цель данной работы: теоретически обосновать и продемонстрировать как происходит формирование и развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в рамках модульного ...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА - Тема: «Коррекция, как технология социальной работы»
Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной р...
Выпускная квалификационная работа на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»
Выпускная квалификационная работа на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»...
ПОЛОЖЕНИЕ о выпускной квалификационной работе (дипломной работе)
В Положении прописала нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию дипломной работы обучающегося техникума....
ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)
В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...
Выпускные квалификационные работы, курсовые работы
Выпускные квалификационные работы и курсовые работы по методике преподавания английского языка написаны студентами 4-5 курсов отделения "Иностранный язык" Мезенского педагогического колледжа, руководи...
Выпускная квалификационная работа “Как я работаю со своими учениками” По направлению: “Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС”
Статья написана как зачетная работа после прохождения курсов повышения квалификации (108 часов) по программе:“Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС” ...