Какие качества воспитывают шахматы
статья по теме
Данная работа - попытка проанализировать, какие качества воспитывают шахматы у детей, посещающих шахматный кружок, и как эти качества могут повлиять на жизнь и социализацию детей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Моё кредо
М.Б.Аюшеева
Учитель, тренер по шахматам
МОУ Яснинская СОШ №2
Оловяннинский район
Забайкальский край
Какие качества воспитывают шахматы?
Данная работа - попытка проанализировать, какие качества воспитывают шахматы у детей, посещающих шахматный кружок, и как эти качества могут повлиять на жизнь и социализацию детей?
Мной была оставлена программа, по которой уже более 8 лет тренирую детей в Яснинской СОШ №2. Кружок посещают дети разного возраста, из разных социальных слоёв. Есть дети из неблагополучных семей. И я рада, что именно на занятиях кружка они нашли себя, реализуют себя, как личности. Здесь ребят уважают за хорошую техническую игру, за трудолюбие и терпение, результатом чего являются призовые места на соревнованиях. Здесь старшие опекают младших: с удовольствием учат их азам игры, развивают наставнические навыки, помогая мне проводить тренировки. Младшие с уважением относятся к старшим, более опытным в игре, ребятам. Подолгу с восхищением наблюдают за их игрой: запоминают интересные комбинации. На занятиях царит доброжелательная атмосфера. Дети никогда не позволяют себе громко разговаривать не потому, что боятся кого-то, а просто понимают, что могут помешать сосредоточиться товарищам во время игры. У нас есть ребята, которые занимают призовые места во всех соревнованиях без исключения. На соревнованиях школьного, районного, поселкового уровня дети занимают призовые места. Многие ребята, играющие неплохо, стремятся к ещё лучшим результатам, хотя я не ставила перед собой цель - сделать из них спортсменов. Так, я думаю, развиваются их целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию.
Я всегда считала, что учитель должен быть примером для своих учеников. Поэтому он, чтобы привить любовь к чему-то - будь то спорт, шахматы, оригами, вязание - должен сам очень сильно любить дело, которым хочет увлечь детей.
Я родилась в большой семье, в с. В-Шергольджин Красночикойского района. В восьмилетнем возрасте старшие братья и сёстры привели меня на шахматный кружок. Посещали кружок многие деревенские дети от 7 до 15 лет. Приходили играть и люди постарше.
Я подолгу наблюдала за тем, как волшебные фигурки двигаются по шахматной доске, и пыталась повторять действия старших. Никто меня не воспринимал всерьёз, никто не хотел учить этой мудрой игре… И чем больше меня игнорировали, тем сильнее росло во мне упрямое желание научиться играть. Я научилась сама! Проигрывала партию за партией и всё равно упрямо садилась за доску. Ходила с шахматами за сестрами и братьями и умоляла поиграть…Постепенно начала выигрывать у них партию за партией. Ещё тогда я поняла, что только упорство и ежедневные тренировки принесут желаемый результат, и всегда говорю об этом своим ученикам.
Всё изменилось, когда в нашу школу пришёл новый учитель физкультуры Миронов В.В. Он стал вести занятия для юных шахматистов. У меня появился мой первый и единственный тренер. Он набрал группу детей, увлечённых шахматами, и стал систематически тренировать нас, часто возил на соревнования по шахматам.
С тех пор прошло много лет, но я помню свой первый турнир… Это были районные соревнования и проводились они в Красном Чикое. 10 команд из разных школ района принимали участие в этих соревнованиях. Наша сборная состояла из двух девочек и восьми мальчиков. Я заняла второе место, набрав 8 очков из 9. Это был мой первый успех! Я проиграла всего одну партию. Свою первую проигранную партию я тоже запомнила на всю жизнь. Мне, деревенской девчонке, впервые выбравшейся из своего села, было 10 лет, а моей сопернице, очень красивой, эффектной поселковой девочке, - лет 14. Я наблюдала за игрой этой девочки, изучила манеру её игры, отметила для себя её «просчёты», утвердилась в мнении, что играет она намного слабее меня и была уверена в своей скорой победе, но, как говорят, не тут-то было. После этой игры-проигрыша я сделала ещё один вывод: нельзя недооценивать противника. Никогда! Об этом всегда напоминаю своим подопечным:
- Никогда не недооценивайте противника!
Хорошо помнится, как я была морально подавлена тем, как вела себя эта девочка. Она высокомерно оглядела меня с ног до головы, развалилась на стуле и каждый мой ход комментировала:
-Ну, что ж, неплохо. А этот ход так себе. – Зевала, усмехалась, барабанила пальцами по столу, что очень меня отвлекало, болтала с подругами. Я проиграла - слёзы душили меня не из-за проигранной партии, а из-за унижения, которое я испытала. Поэтому своим ученикам я рассказываю эту историю, чтобы они извлекли урок о недопустимости такого поведения за игрой и выработали правило поведения игрока - уважай соперника! Тогда я нашла силы не отчаяться, открылось второе дыхание и - все последующие партии мной были выиграны! Возможно, это говорит о силе характера, об упорстве в достижении цели, об умении сконцентрироваться, сжать волю в кулак. Именно шахматы воспитали во мне эти качества, поэтому могу уверенно сказать, что данные качества, по моему мнению, действительно приоритетные в шахматах!
Не хвалюсь, но скажу: в течение уже более 10 лет на ежегодных спартакиадах учителей Оловяннинского района занимаю призовые места.
Несколько лет назад Пандито Хамба лама Дамба Аюшеев снова зажёг погасшее было пламя всеобщего восхищения шахматами на моей малой родине. Ежегодно в селе Бурсамон, Красночикойского района, проводится чтение священной книги Ганжур. На это священнодействие съезжаются ламы из всех дацанов. Кроме паломников на праздник съезжаются борцы, шахматисты из Бурятии, Монголии и Красночикойского района Забайкалья, чтобы померяться силой мышц, ума, интеллекта. В турнире шахматистов на равных участвуют мужчины, женщины и подростки. Мне уже сорок лет и живу я в Оловяннинском районе, но каждый год стараюсь приехать на малую родину и принять участие в соревнованиях по шахматам на празднике Ганжур. В первый год я заняла первое место, на следующий год - 2 место. Тренер Кяхтинской команды сказал мне: «Я с большим интересом несколько дней наблюдаю за вашей игрой и не могу понять, к какой шахматной школе вас отнести. У вас слабо поставлен дебют, миттельшпиль и эндшпиль вообще не поддаются никакой логике. Кажется, что партия проиграна, но вы упорно ведёте какую-то непонятную комбинацию и умудряетесь выигрывать! У вас либо огромный дар, либо стальные нервы и сильный характер. Вам нужен тренер!». Он не ошибается: кроме огромной, благоговейной любви к шахматам, огромного желания победить, терпения и силы духа у меня нет ни опыта, ни достаточных знаний комбинаций, ни, тем более, опытного наставника.
Я сделала ещё один вывод - только во время соревнований шахматисты учатся мастерству друг у друга. Своим ученикам я всегда говорю:
-Не расстраивайтесь, если проиграли. Знайте: проигрывая с достоинством, вы побеждаете самого себя и самое важное - приобретаете практический опыт. Играя с более сильным игроком, вы учитесь его мастерству. Каждая игра - это приобретение опыта. Отрицательный опыт - это тоже опыт! Играя со слабым игроком, вы не получите ни морального удовлетворения, ни опыта.
Не могу назвать своё увлечение шахматами хобби или фанатизмом. Это что-то большее для меня. Что-то трепетное, сильное, высокое…
Итак, по собственному опыту я могу сказать, что шахматы воспитывают такие качества личности, как трудолюбие, ответственность, силу воли, благородство, твёрдость духа и стойкость характера.
Это моё мнение. Но, может быть, я ошибаюсь? Что же думают об этом знаменитые люди?
«Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд.» В.В.Путин.
«Церковь не против шахмат, поскольку в отличие от азартных игр, духовно разрушающих человека, шахматы привносят в нашу жизнь только доброе и хорошее, а значит, укрепляют нас также и с нравственной стороны...» Митрополит Алексий (Поликарпов)
Рихард Рети, гроссмейстер, в молодости - учитель математики, писал: «В юности у меня было два любимых занятия: математика и шахматы. Причина, по которой я предпочел шахматы математике, может показаться непосвященному странной, а то и парадоксальной: в шахматах больше жизни, чем в математике»
Леонид Яковлевич Береславский - автор собственной методики развития интеллектуальных способностей у детей. К нему на занятия в школу "Открытие" с удовольствием ходят и двухлетние малыши, и дети старшего дошкольного возраста. Леонид Яковлевич пишет: «Шахматы - это игра по правилам, Ладья ходит именно так и никак иначе, а конь - только вот таким образом. Шахматы учат действовать в определенных, не тобой созданных условиях по очень жестким правилам. Это дисциплинирует ум, а главное - тренирует волю.
Я бы сказал, что шахматы не столько образовывают, сколько воспитывают. Шахматист учится распределять свои силы, просчитывает ходы, он старается сохранить за собой возможность управлять ситуацией, регулировать ее, как банкир в банках Екатеринбурга или военачальник на поле битвы. Мне кажется, что воспитание волевых качеств - главная ценность шахматной игры»
Вот ещё одно мнение. Опытный шахматный педагог и методист, автор многих замечательных учебных книг И. Г. Сухина отмечает: «Исследования отечественных и зарубежных психологов: Н.Г. Алексеева, Л.Я. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарёва, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и других свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, "внутренний план действий". Шахматы являются идеальным инструментом для его формирования… Шахматы стимулируют самостоятельность мышления, награждая поиски нетривиальных решений эстетическим чувством прекрасного. Шахматы учат творчеству.»
О влиянии шахмат на развитие детей и об особенностях тренировочного процесса рассказал в интервью один из лучших тренеров Беларуси Анатолий Алипов. Вот уже более 20 лет он работает в СДЮШОР № 11 Минска. Среди его воспитанников не только победители и призеры чемпионатов Беларуси в различных возрастных категориях, но и первый в республике чемпион мира до 14 лет.
Анатолий Алипов сказал: «В первую очередь шахматы развивают мышление, логику. Постоянный анализ позиций способствует формированию аналитического склада ума. Также они учат трудолюбию, выдержке. Ребенок начинает понимать, что без труда успеха не добиться. Помогают шахматы стать более внимательным. Также очень важно, что они уводят детей с улиц. В этом проявляется их воспитательный потенциал. Шахматист должен иметь бойцовский характер, волю, трудолюбие, соблюдать режим. Часто у ребенка есть задатки, но нет трудолюбия. Или наоборот. Ребенок может не знать и десятой части того, что знает другой в его возрасте, но за счет постоянной, упорной работы со временем окажется намного сильнее».
Питерский гроссмейстер Александр Халифман, чемпион мира ФИДЕ-1999 и трехкратный олимпийский чемпион в составе сборной России считает, что «шахматы развивают самостоятельность и независимость мышления. Умение не брать чужие выводы на веру, а руководствоваться своим разумом, умение судить обо всем самостоятельно, умение действовать в изменившихся обстоятельствах - всему этому учат шахматы».
Проанализировав собранный материал, я ещё раз убедилась, что шахматы не только развивают мыслительные процессы, но и воспитывают. Я не нашла ни одной статьи, ни одной фразы, в которой бы говорилось о шахматах плохо. Все: церковь, правительство, великие гроссмейстеры, педагоги, тренеры, простые обыватели - восхищаются этой удивительной игрой. Все понимают великую силу воспитания детей шахматами.
Я вижу свою заслугу в том, что мне удалось воспитать в детях любовь к шахматам, воспитать качества, которыми должен обладать шахматист. Наблюдая за своими воспитанниками, могу сказать, что в каждом из них появилась усидчивость и терпение - этого требуют длительные, порой многочасовые партии. Они умеют проигрывать с достоинством и не ищут для игры слабых игроков. Они умеют сопереживать за свою команду во время соревнований, умеют анализировать сыгранные партии, делать выводы. Могу с уверенностью сказать, что у всех них развито чувство собственного достоинства, воля, сильный характер. Помню мальчика-новичка, который во время соревнований, проиграв все партии подряд, заявил детям:
- Я не проиграл, я победил!
Все дети заулыбались:
-Как это ты выиграл?
- Но ведь Мария Балдыновна всегда говорит, что каждый проигрыш - это всё равно выигрыш, что каждая игра с сильными игроками - это приобретение опыта. Я же не заплакал, не убежал, а сыграл все партии до конца. Значит, я победил себя. Правильно, Мария Балдыновна?
На что я ответила:
-Ты большой молодец, что сыграл все партии. Это говорит, что ты, несмотря на неудачи и проигрыши, смог из минусов сделать плюс - победить себя и набраться опыта у более сильных игроков. Ты - действительно победитель! Я горжусь тобой».
Никто больше не смеялся над ним, все старались во время тренировок давать ему практические советы и научить тому, что умеют сами.
Таким образом, отвечая на вопрос, поставленный в заглавии работы, могу сказать уверенно: шахматы воспитывают в ребенке характер, настойчивость, внимательность, решительность, силу воли, упорство, эмоциональную устойчивость, способность принимать взвешенные решения в любой обстановке, умение достигать поставленных целей, дисциплинируют.
Именно этих способностей порой так не хватает современным детям. Умение сосредоточиться, не отвлекаться на мелочи – это еще одно качество, которое может быть заложено при обучении шахматам. Настоящего игрока не может отвлечь от партии ничто: ни разговоры, ни звуки телевизора, ни даже шумная возня сверстников.
Проигрывать в шахматы для ребенка неприятно, но очень полезно, ведь это только тренировка, игра, в то время как настоящие неприятности могут поджидать наших детей в жизни, и к ним маленькие шахматисты оказываются более подготовленными, чем остальные ребята. Жизнь показывает, что опытный игрок в шахматы в большинстве случаев достойно выходит из сложных житейских ситуаций. Шахматистам не свойственно впадать в панику, избегать принятия серьёзных решений – наоборот, они всегда пытаются найти нестандартный путь, не боятся размышлять, стремятся не сдаваться.
Замечательный русский педагог Сухомлинский писал, что с помощью шахмат он смог выявить во многих своих воспитанниках такие способности, которые до начала их увлечения шахматной игрой были незаметны. А гениальный шахматист Алехин утверждал, что именно шахматы помогли ему воспитать характер.
Дети, владеющие шахматной игрой, лучше социализируются в обществе. Они чувствуют себя прекрасно в любой социальной среде. Шахматы могут стать для них не только увлечением, но и любимой работой - тренерством, как для меня. Только для этого нужно хорошо знать теорию, историю шахмат и постоянно развиваться.
Литература
- Журнал "Улица Сезам для родителей" № 6, 2000 г.
- И.Дьяков, Н. Петровский, П. Рудик Психология шахматной игры, Москва 1926
- Газета Спорт-Экспресс. Олимпиада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какие качества личности формируются у ребенка (подростка) при занятиях на музыкальном инструменте?
Многие знают, что занятия на музыкальном инструменте развивают многие качества личности ребенка. Но каким образом это происходит и почему - ответ можно узнать в материале данной статьи....
Какие качества я в себе вырастил
анкета для учащихся...
Заметка_Какими качествами должен обладать тренер-преподаватель
Заметка_Какими качествами должен обладать тренер-преподаватель...
Какие качества должен воспитывать в себе современный учитель?
Размышления педагога...
Какие качества в человеке выявляет дружба?
Сочинение по направлению "Дружба и вражда"...
Методика "Репка" или какие качества я вырастил за год?"
методика оценки качеств личности для мониторинга ключевых компетенций учащихся...
"Какие навыки развивают шахматы у школьников"
Чтобы быть адаптированным в нашем мире высоких технологий, современные школьники должны широко мыслить, уметь планировать, анализировать свои действия и даже уметь проигрывать.. Да, проигрывать,...