«Компетентностный подход во внеурочной деятельности» из опыта работы кружка «Юный жуковец»
статья (7 класс) по теме

   В данной работе рассказывается о возможностях кружковой работы в школе, о разнообразных приемах, которые можно использовать именно проводя заняти кружка патриотической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Компетентностный подход во внеурочной деятельности»

из опыта работы кружка «Юный жуковец»

МБОУ СОШ №13 г. Приморско-Ахтарска

руководитель кружка – учитель истории и обществознания

Бигдаш Надежда Ивановна

с.т. 89181100467

          Перед началом своей работы я достаточно много просмотрела литературы научно-педагогического характера, в том числе работала и с интернет-источниками. Что меня поразило, так это удивительная похожесть работ разных авторов; возникало даже ощущение некоего плагиата. Все как один, очень много теоретизировали, особо не заботясь о возможности практического применения своих  предложений. И все же, часть полезной информации я для себя почерпнула, с удивлением обнаружив, что оказывается , уже давно использую в своей внеурочной деятельности компетентностный подход.  Как известно, суть компетентностного подхода – это формирование новой личности, где базой являются не знания человека, а его умения, навыки грамотного, правильного поведения в той или иной конкретной ситуации. В нынешних условиях  эти навыки можно формировать на занятиях различных кружков, секций, т.е. во внеурочной деятельности.  Почему? Да потому, что в самом названии содержится ответ – деятельность –«внеурочная»! Ребенок, приходя на такие занятия, прекрасно понимает, что здесь собрались его единомышленники, ребята с такими же интересами как и у него самого. К тому же, как правило, на кружковые занятия приходит не весь класс, а только те, кому это действительно нравиться. На базе нашей школы несколько лет функционирует кружок патриотической направленности «Юный жуковец», уже сменилось второе поколение. Не буду утомлять воспоминаниями, как создавала программу, проходила рецензирование, доказывала необходимость существования данного кружка – не это главное. Мне бы хотелось поделиться опытом работы кружка, даже не опытом, а результатами.

        Одна из главных компетенций  – это умение работать в команде. Как помочь сформироваться этому умению? Самый простой путь – это заседания «круглого стола», по самым разным темам. Психологи это называют термином «ширинг», когда ребенок видит не затылок товарищей, а их глаза, чувствует их  реакцию. Механизм организации работы «круглого стола» достаточно прост – сдвигаются столы, ребята рассаживаются вокруг, начинается обсуждение вопроса. Очень часто дети высказывают дискуссионное, спорное  мнение;  задача учителя на этом этапе – не остановить ученика, а дать ему высказаться, выслушать его товарищей; при этом не всегда ребята приходят к единому мнению, но это и не является целью спора – главное, чтобы ребенок постепенно учился грамотно отстаивать свою позицию, не кричать , а аргументировать, убеждать, опираясь на факты, случаи из жизни. Как показывает практика, дети посещающие кружок, начинают лучше говорить не только на уроках истории, но и на других предметах. Для многих ребят формируется «ситуация успеха» - они могут не только высказаться, а и быть услышанными, преодолеть свою робость, излишнюю застенчивость.  Дети, которых трудно назвать одаренными, на подобных заседаниях чувствуют себя более комфортно.  «Круглые столы» у нас прижились достаточно быстро, на данный момент являются одной из любимых форм работы детей. Кстати, и взрослые люди в основной своей массе, также предпочитают видеть глаза собеседников.  Яркий пример тому - недавняя работа сессии тьюторов по обществознанию: коллеги по техническим причинам, связанным с работой аппаратуры, поворачивались к аудитории спиной или вполоборота; руководитель курсов мягко, но настойчиво разворачивала коллег лицом к нам. На мой взгляд, это оправданно не только по этическим причинам, но и по психологическим. Действительно, хотелось видеть глаза коллеги, а не его спину.

        Следующее направление – это умение работать с источником, способность извлекать информацию. Казалось бы, чего проще – распечатал педагог фрагмент документа и все – можно работать! Я пошла немного другим путем – на занятия приношу местные газеты с материалами краевого архива. Зачем? Ребенок работает с печатным словом, созданным средствами массовой информации, с тем самым словом, которое нигде уже вероятнее всего, не будет опубликовано. Например, не так давно наш район отмечал дату освобождения от фашистов, местная пресса предложила читателям выписки из архивных материалов. Я принесла газеты на занятия, где ребята прочли  воспоминания очевидцев тех страшных событий. Дети с содраганием читали эту информацию, понимая, что все это творилось на нашей земле, в нашем районе. Эмоциональное воздействие  было достаточно серьёзным, дети уже вряд ли забудут о событиях войны, о зверствах оккупантов. Т.е. в данном случае  были задействованы визуальные, тактильные и эмоциональные компоненты работы с детьми.

         Проектная деятельность – ещё один из современных подходов. Мы все уже давно поднаторели в создании проектов, благо интернет «кишмя кишит» уже готовыми проектами.  Меня коробит, когда на заседаниях различных научно-практических конференций учащихся  встречаются не просто похожие работы, а работы – одинаковые! Соответственно, я как педагог, не могу к этому относиться равнодушно и предложила своим «жуковцам» создавать проекты по другому – своими руками. Дети с удовольствием создают исторические карты ( карта Смуты 17 века, Российская империя в 18 веке), газеты на вольные темы «Мода 16 века». Да, все это несовершенно, с мелкими недочетами, однако работа ребят интересна и для самих авторов и  для старшеклассников – готовые карты вывешиваю на боковой доске, любой ребенок может подойти и посмотреть на работу «жуковцев», а заодно и «освежить» в памяти изображенные исторические события.

        «Просветительская деятельность» - вот здесь ребята выкладываются полностью -  заранее готовят материал в электронном виде для учеников младших классов ( кстати, как показывает опыт, это наиболее благодарная публика). Учителя начальных классов давно знают о существовании нашего кружка, приглашают к себе с просьбами  интересно осветить ту или иную тему. Дети, члены кружка, подходят к этому невероятно ответственно, т.к. понимают, что им предстоит работать с публикой и не важно, какого она возраста. В такие дни  «жуковцы» даже внешнему виду уделяют особое внимание, стараются выглядеть  празднично, девочки аккуратно закалывают волосы. И вот здесь однажды в споре «родилась истина» - я настоятельно рекомендовала  создать викторину по Великой Отечественной войне из 10-15 вопросов, а члены кружка сумели убедить меня, что для начальной  школы достаточно 5-6 вопросов. И действительно, так и оказалось – ученикам младших классов достаточно и этого количества, т.к. они быстро устают. Для ребят кружковцев здесь также создается «ситуация успеха» - даже дети  с небогатым речевым опытом стремятся поделиться информацией с малышами. И что интересно – одноклассники членов кружка просят, чтобы и для них проводились аналогичные мероприятия. «Жуковцы» с удовольствием откликаются, быстро  перерабатывают презентацию, обогащают викторины новыми, усложненными вопросами и начинают работать с одноклассниками, т.е. дети совершенствуют свое умение работать с источником и публикой одновременно. На занятиях кружка овладели навыком создания электронных кроссвордов, используя  современную программу HomesoftCrosword- здесь подразумевается умение кратко, четко и объективно излагать те или иные определения, из которых потом и будут состоять задания кроссворда.

       На мой взгляд, необходимо много путешествовать, не только по краю, но и по стране. Это дорого, но того стоит. Мы с детьми, членами кружка, ездили в Москву и Санкт-Петербург. Радость от созерцания произведений искусства была просто неописуемой, дети старались «впитать» каждое слово экскурсовода и можно быть уверенными в том, что дети никогда не перепутают местоположение Исаакиевского собора, запомнят произведения скульптора Фальконе и будут знать события русской истории, связанные с Дворцовой площадью и т.д. В условиях ЕГЭ это довольно актуально, особенно если учесть, что вопросы, связанные с культурой вызывают больше всего проблем у  абитуриентов.

        Мы с удовольствием общаемся и с представителями других кружков, неоднократно приглашали на наши заседания клуб военно-исторической миниатюры, работающий в нашем городе.  Руководитель этого кружка проводил мастер-класс для моих ребят - они вместе создавали миниатюрные копии  военной техники из дерева и пластилина, раскрашивали их и уже к концу занятия и мальчики и девочки четко видели и понимали разницу между особенностями техники  первой  и второй мировой войн, знали названия танков и самолетов,  фамилии их конструкторов. Здесь же была организована удивительная выставка из уже готовых изделий – и чего здесь только не было! Причем, начиная с периода создания Древнерусского государства и заканчивая современными локальными конфликтами: воины в полном облачении, макет славянского поселения, миниатюрные копии  танков и полей сражений и т.д. Визуально-эмоциональное восприятие и здесь было достаточно сильным, есть большая вероятность того, что дети надолго сохранят в памяти воссозданные образы.

      Можно ещё рассказать, как мы работаем с ветеранами, как трогательно дети с ними общаются, как стараются задавать максимально корректные вопросы и в то же время почерпнуть максимум сведений от живых свидетелей прошлого.

      Я постаралась остановиться на наиболее актуальных аспектах собственной внеурочной деятельности, связанной с работой конкретного кружка.  В конце статьи  каждый  автор обычно указывает использованные источники, мне же указывать нечего, материалами интернет-сообществ  и иной литературой не пользовалась. Смею надеяться, что мой опыт пригодиться коллегам; я готова поделиться программой кружка,  программой  HomesoftCrossword, сборником электронных карт по истории России и Всеобщей истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Компетентностный подход в обучении математике.Из опыта работы"

Компетентностный подход при обучении математике...

Компетентностный подход во внеурочной деятельности

Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности - интересная и актуальная работа, которая должна быть направлена на развитие личности, через раскрытие творческого потенциала, через фор...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ

Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвали...

использование интегративно-герменевтического подхода во внеурочной деятельности. из опыта работы

Создавая группу, мы ставили перед собой разнообразные задачи, такие как:1)    Интеграция учителей, предметов, учащихся2)    Изучение и апробация различных инновационных п...

Реализация системно-деятельностного подхода в формировании коммуникативной компетенции в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы

Формирование коммуникативной компетенции учащихся – одна из острейших проблем образования. Коммуникативная компетентность включает в себя овладение всеми видами речевой деятельности и  осно...