Образовательная программа дополнительного образования детей "ВИА"
календарно-тематическое планирование по теме
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по музыкально-эстетическому направлению «ВИА» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования - создание оптимальной воспитывающей среды в школе-интернате для развития ключевых компетенций обучающихся на основе нравственных ценностей, направленные на формирование активной жизненной позиции ребенка. Программа включает в себя разный песенный репертуар. Это романсы, русские народные, композиторские, бардовские и лирические песни, а также шуточные, детские и военные песни и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_via.doc | 352 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа дополнительного образования детей
«ВИА»
Автор-составитель:
Кузиков В.А..,
учитель истории и обществознания,
педагог дополнительного образования детей
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 3 |
| 6 |
| 8 |
| 9 |
| 14 |
| 15 |
| 16 |
| 17 |
| 18 |
| |
| 19 |
| 20 |
4.3 Содержание программы | 23 |
| 27 |
| 28 |
| 30 |
|
- Пояснительная записка
- Введение
Обеспокоенные духовным обнищанием подрастающего поколения, учёные, педагоги, воспитатели заняты поиском новых, более эффективных воспитательных и развивающих технологий. Среди многих средств решения этой задачи особое место занимает музыкальное искусство, обладающее большой силой воздействия на человека. Психологи и музыковеды признают, что произведения музыкального искусства обращаются к человеческой личности в целом. Благодаря неповторимому характеру музыкальных образов, их яркой эмоциональной окрашенности, эстетическим переживаниям, вызываемым музыкой, представления и убеждения, идеалы и устремления, воспринятые через музыкальное искусство, способны захватить человека с особенной полнотой и силой. Этим в большей мере определяется социальная ценность музыкального искусства, его воспитательная и преобразующая роль. Открывая внутренний мир личности, музыка приобщает нас к наиболее развитым формам жизнедеятельности в личностном и социальном планах. Нет такой стороны в развитии ребёнка, в которую музыка не могла бы внести те или иные существенные черты. При благоприятном ходе музыкального обучения пробуждаемое музыкой творческое начало постепенно проникает в различные стороны жизни ребёнка, внося черты целостности и гармонии в его мироощущение, характер, поведение, отношение, что особенно ярко наблюдается в певческой деятельности.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков становится первым кумиром и возможностью выражать себя.
Песня не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Образцом для подражания становятся исполнители, часто звучащие в эфире. За мишурой аранжировки слушатели не замечают пустоты текста, примитивных мелодий и гармонии, не способствующей развитию слуха и интеллекта. Слабые вокальные способности, плохая профессиональная подготовка - вот сегодняшняя массовая культура.
Поэтому программа предполагает глубокое изучение эстрадного вокала, охватывающая широкий круг музыкальных знаний. Программа предусматривает изучение двух направлений музыкального искусства: авторская, эстрадная песня (обучение игры на гитаре и синтезаторе) и вокальное искусство.
Современная авторская песня. Этим названием обозначается целый этап в развитии русской поэзии XX века, последних его десятилетий. В авторской песне можно отметить много течений, направлений, литературных традиций. Ранний этап ее относится к концу 1950-х годов, к времени, которое сегодня принято называть "хрущевской оттепелью". Тогда центром авторской или, как называли ее сами создатели, самодеятельной песни стал Московский государственный педагогический институт, в котором одновременно учились и писали свои песни-стихи Ада Якушева, Юлий Ким, Владимир Чернов и, конечно, Юрий Визбор, центральная фигура ранней авторской песни. Во многом близки к ним по мотивам творчества, по стилистике авторы-исполнители того же поколения Юрий Кукин, Евгений Клячкин, Новелла Матвеева, Александр Городницкий. В творчестве этих поэтов немало общих мотивов. Их роднит схожесть лирического героя их произведений: это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой, будь то геолог, турист или строитель новых городов. Oн презирает мещанский уют, как и положено героям романтической поэзии.
Авторская песня получила на современном этапе новое звучание, выделилась в отдельный музыкальный жанр. Гитара стала одним из самых популярных музыкальных инструментов студенческой и рабочей молодёжи. Учащиеся с удовольствием овладевают начальными навыками игры на гитаре, пробуют свои силы в сочинительстве, знакомятся с самодеятельной авторской песней
Пение и игра на музыкальных инструментах - самый простой, естественный способ проявления себя в музыке, способ самовыражения, транслирующий народный многовековой опыт. Но, по известным причинам, время, отведённое на разучивание и исполнение песен на уроке музыки, не так уж много, что не позволяет в полной мере реализовать и развить природные, творческие задатки детей в этой сфере. Вот почему сегодня встает вопрос об оптимальной связи между урочной и внеурочной деятельностью.
Музыка – искусство, обладающее наибольшей силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому – одно из важных средств формирования нравственных и эстетических идеалов. Занимаясь музыкой ребенок осознает и утверждает себя как личность, приобретает необходимые ценностные ориентиры, развивает свои творческие возможности.
Термин «вокально-инструментальный ансамбль», как и само обозначаемое этим термином явление, появился в СССР в 1960-х годах, на волне увлечения советской молодёжи популярными течениями западной музыки. Именно тогда в стали создаваться музыкальные коллективы, призванные стать собственными аналогами западных рок-групп. Поскольку «рок-группами» именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям (официально считалось, что рок-музыка есть «продукт разлагающейся западной культуры»), для таких коллективов было придумано название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА».
ВИА создавались при тех или иных уже существующих творческих объединениях: местных филармониях, театрах, концертных объединениях. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода, которая проходила по категории художественной самодеятельности. Помимо профессиональных ВИА, существовали аналогичные самодеятельные коллективы.
В числе первых коллективов, создавших жанр ВИА, называют «Поющие гитары» и «Весёлые ребята», созданные в 1966 году в Ленинграде и Москве соответственно. «Добры Молодцы» появились на сцене в 1969 году.
Типичный ВИА состоял из 6-10 и более человек, в число которых обычно входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов, во главе стоял художественный руководитель, который мог входить, а мог и не входить в число исполнителей. Участники менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами. Если в рок-группах солист обычно одновременно играл на каком-либо инструменте, то в ВИА солист гораздо чаще только пел. Большинство музыкантов ВИА были профессионалами, уровень исполнительского мастерства был достаточно высок.
ВИА использовали обычный для поп- и рок-групп набор инструментов: электрогитары, ударную установку, различные варианты электронных клавишных, таких как электроорганы и синтезаторы, аппаратуру звукоусиления. В дополнение к этому набору, как правило, имелась духовая секция, могли использоваться также различные народные инструменты, в особенности в ВИА с фолк-уклоном.
Профессиональные вокально-инструментальные ансамбли относятся к эстрадным жанрам, основу которых составляет зрелищность. Школьные ВИА — это, прежде всего, форма воспитания учащихся». Поэтому наряду с продолжением работы по овладению инструментом, музыкальной грамоте, постановке голоса, аккомпанированию особое место приобретает работа над сценическим оформлением исполняемого репертуара, в котором используется пластика (танец или его элементы), свет, слайды, кино. Важно и актерское решение исполняемых песен, в том числе с детальным обыгрыванием содержания. Все это нацелено на возможно более полное раскрытие художественного образа. Однако сценическим оформлением номеров лучше заниматься после того, как освоен музыкальный материал и составлена конкретная концертная программа.
Современный школьный вокально-инструментальный ансамбль выполняет разнообразные функции, главная из которых — воспитание гармонически развитой личности. Вот почему так важно, чтобы школьники научились не только петь и играть на инструменте, красиво, грамотно оформлять свои действия на сцене, но и формировать свою личность.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по музыкально-эстетическому направлению
внеурочной деятельности
Данная программа составлена и разработана в соответствии с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации внеурочной деятельности учащихся и направлена на достижение следующих цели:
- формировать условия для развития эмоционально – ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства, а так же творческого потенциала детей посредством вовлечения их в музыкальную деятельность и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать музыкальные способности ребенка, музыкально-эстетический вкус, нравственное становление;
- популяризовать авторскую песню, познакомить с историей становления нового жанра, творчеством авторов-исполнителей
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного исполнения;
Цели конкретизированы следующими задачами:
- Формирование:
- основ сценической культуры
- навыков сольного и ансамблевого исполнения
- навыков конструктивного общения;
- эстетического вкуса и исполнительской культуры;
- формированию здорового образа жизни;
- Обучение:
- основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство,
- игры на музыкальных инструментах: гитара, синтезатор
- творческой активности
Каждая из этих задач подразделяется на более простые задачи.
1. Изучение инструмента; обучение ребенка основным приемам игры на
шестиструнной гитаре и синтезаторе.
2. Изучение элементарных сведений по теории музыки; развивающих кругозор
ребенка и способствующих освоению музыкальной грамоты, необходимые для
музыкально- творческой деятельности сведения по гармонии(аккорды, лад,
тональность).
3. Развитие слуха, голоса, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти;
вовлечение детей в мир прекрасных песен и романсов.
4. Освоения исполнительской техники и навыков игры в ансамбле, что включает в себя умения подстраивать исполнение своей партии к требованиям ансамблевого звучания.
5 Подбора песен по слуху, умение импровизировать.
Частным аспектом общей методики обучения является набор приемов
скоростного обучения игры на инструменте. При игре по нотам действует схема «вижу — воспроизвожу», а при игре по слуху — «слышу — воспроизвожу». Это значит, что в обоих случаях участвует память, но на разных уровнях. Основным правилом подбора аккомпанемента по слуху является хорошее знание мелодии той песни, которую нужно подобрать. Дальнейшее зависит от того, как ребенок сумеет «вогнать» эту мелодию в рамки изучаемых гармонических последовательностей. Главную роль при этом играет слух — контролирующий орган, выбирающий из множества вариантов подходящий. По своему диапазону методика имеет вид программы, включающей систему обучения подбору
гармоний по слуху. Однако на окружающих игра по слуху производит большое
впечатление, как предмет изучается в средних специальных или высших музыкальных учебных заведениях. Эти знания дают представления о законах гармонического строения аккордов и их применения на практике, т. е. возможность правильно гармонизировать мелодии. В учебнике гармонии Римского-Корсакова приводится совет: «Не применяйте этот аккорд, т. к. он звучит дурно». В самом древнем музыкальном словаре (1475 г.) о слове «гармония» говорится, что это «некоторая приятность, получающаяся от того, что один звук подходит к другому». Этим объясняется тот факт, что они встречаются в музыке многих народов и в разных жанрах. Это своего рода «музыкальное эсперанто».
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по музыкально-эстетическому направлению «ВИА» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования - создание оптимальной воспитывающей среды в школе-интернате для развития ключевых компетенций обучающихся на основе нравственных ценностей, направленные на формирование активной жизненной позиции ребенка.
- Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по музыкально-эстетическому направлению «ВИА» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: музыка, литература, история,
.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
предмет | содержание учебной дисциплины | Содержание программы «ВИА» |
Музыка | Выразительность музыкальной интонации. | Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций классиков. |
Литература | Чтение произведений, посвященных Вов. Устное народное творчество. | Подбор пословиц и поговорок. |
История | Формирование целостного представления об истории человеческого общества | Знакомство с зарождением авторской песни, ВИА, с основными событиями Великой Отечественной воны и локальных войн. |
Изобразительное искусство | Мир фантазии. | Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков. |
Не менее значимым при развитии музыкальной среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения.
Для реализации программы «ВИА» необходима материально-техническая база:
- Музыкальные инструменты:
Гитары (акустическая, соло-гитара, ритм-гитара, бас, гитара), синтезатор, ударно-шумовые инструменты
- Учебные пособия:
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских композиторов; певцов, авторов-исполнителей.
- Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию к игре и пению, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической составляющей.
1.4 Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа включает в себя разный песенный репертуар. Это романсы, русские народные, композиторские, бардовские и лирические песни, а также шуточные, детские и военные песни и т. д.
Специфика занятий в творческом объединении требует особой их фиксации, последовательности и логичности построения. На занятиях постоянно меняются формы работы:
- прослушание,
- запись аккордов
- рассказ об авторе
- обсуждение
- игра на инструменте
- пение с сопровождением
Это не позволяет детям уставать. За счет такого переключения они успевают
отдохнуть, а занятие проходит продуктивно. Распределение музыкально-
теоретических тем по годам обучения построено по принципу последовательного охвата всех необходимых тем.
В программе выделяется 4-е последовательных этапа обучения:
- ознакомительный
- подготовительный
- формирующий
- развивающий
Первые два этапа соответствуют первому году, третий и четвертый -соответственно второму году обучения. Большое разнообразие тем в песнях, о любви, о дружбе, о добре, о зле даёт ребёнку понимание этого мира, музыка и текст песен вызывают определённые ассоциации и способствуют лучшему усвоению песенного материала. Атмосфера творческого сотрудничества, отношения взаимопонимания и взаимодействия партнёрства являются определяющими условиями для реализации личности подростка, развития интеллектуальных способностей условиями, обеспечивающими защиту, принятие и самопринятие личности.
- Особенностью построения программы является наличие разных уровней
сложности темы, намеченные в программе обобщенно, могут пересекаться и как бы «взаимопроникать» друг в друга. Такая взаимосвязь тем сама создаёт возможность индивидуального подхода к ребёнку, учитывая его личный субъективный опыт. Реализуется дидактический приём «от простого к сложному», с учётом возможностей изучаемого музыкального инструмента, музыкальных способностей и возможностей учащихся, их общего развития и эмоциональной восприимчивости..
- Первостепенное значение в работе над техникой имеют упражнения, такак этот вид инструктивного материала даёт наибольший эффект, особенно в начальной стадии освоения новых технических элементов и приёмов игры. Только овладев в достаточной степени тем или иным техническим элементом, можно приступить к исполнительской работе над теми музыкальными произведениями, в которых данный технический приём игры используется.
3.Возможности художественно-музыкальных решений в пределах уже
обозначенных тем неограниченны. И только при условии наличия определённого уровня ученика, развитых художественно-музыкальных особенностей и
исполнительских навыков возможно выполнение поставленной задач.,
4.В процессе обучения по программе развиваются не только интеллектуальные, творческие, музыкальные способности, но и воспитываются качества личности:
- оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать досуг
- весело, интересно, обретают добрый эмоциональный настрой, у них развивается способность радоваться жизни не только в детстве, но и в зрелые годы, не гнуться под ударами судьбы, с достоинством жить. Деятельная, товарищеская атмосфера в коллективе помогает пробудить у каждого чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Обучение по программе основывается на педагогическом принципе
дифференцированного подхода в развитии, обучении и воспитании обучающегося.
Во внимание также берутся и следующие принципы:
- природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также
- уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение
- заданий различной степени сложности);
- культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
- свободы в выборе решений и самостоятельности в их реализации;
- сотрудничества и ответственности;
- сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
- систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Возраст детей:
Навыки, которые ребята приобретают , остаются с ними на всю жизнь.
Единственное ограничение для занятий – возрастное, не раньше 12 лет, т.к. только к этому возрасту достаточно подрастает кисть руки, и ребенок может без осложнений справиться с заданиями на инструменте. Программа работы в творческом объединении рассчитана на 2 года обучения и рекомендуется для занятий подростков с двенадцати лет. Любой ребенок, независимо от уровня музыкальных способностей, может научиться играть и петь, только с разной скоростью будет идти к заданной цели.
Особенности набора обучающихся.
(свободный)
Данная программа адресована любителям, которые решили научиться
аккомпанировать себе по слуху и буквенным обозначениям аккордов. Процесс
обучения опирается на разнообразный песенный материал, включающий более 30 песен, романсов, народных и авторских произведений. Исполнять песни, аккомпанируя себе на гитаре и синтезаторе - это искусство. А всякое искусство должно отражать жизнь, т.е.умение выражать мысли , чувства, переживания человека. Для того чтобы они волновали и пробуждали самые благородные стремления, дети сами должны иметь поэтическую душу, развивать свои артистические способности, развивать свой внутренний мир
Программа внеурочной деятельности по музыкально-эстктическому направлению «ВИА» предназначена для обучающихся 5-11 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е.40 минут.
Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах и помещениях: актовый зал и кабинет музыки, где есть необходимые оборудования для полноценного занятия – возможность подключения гитар и синтезатора к общему усилителю.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся
Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, межгрупповые.
По способу организации занятий можно выделить следующие:
- тематические (традиционные) занятия;
- комбинированные занятия;
- занятия – театрализованные представления;
- репетиции;
- праздники, по возможности вместе с родителями;
- экскурсии;
- творческие встречи;
- участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Структурные компоненты тематического (традиционного) занятия:
- Беседа по изучаемой теме;
- Творческое задание (музыкальное или по художественно-прикладному творчеству), отражающее смысл основной тематики;
- Ритмические упражнения, выполняемые руками и/или ногами (в зависимости от используемого репертуара);
- Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой (приведение дыхательного аппарата в рабочее состояние, для готовности пения «на опоре»);
- Дикционные упражнения (скороговорки);
- Распевание (настройка общего звучания по интонированию, тембру, характеру и темпу);
- Разучивание, повторение, исполнение музыкального материала;
- Подведение итогов, обобщение.
Очерёдность видов деятельности может меняться в зависимости от тематики и поставленных задач на учебном занятии.
Методическое обеспечение
Основная цель - не подготовка профессиональных артистов, а эстетическое воспитание. Обучение должно быть доступно всем детям и подросткам. Должны учитываться возможности каждого ребёнка, присутствовать дифференцированный подход к различным учащимся, требующий гибкого варьирования в подаче изучаемого материала. Главное - создать на уроке атмосферу заинтересованности, творчества, формировать увлечённость самим процессом работы, сделать её источником вдохновения . Способность к исполнению песен под гитару может быть сформирована при объединении на занятиях двух видов учебной деятельности: творческой практики и изучения теории. Ценность необходимых для музыкального творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.
1. В системе можно выделить ведущий структурообразующий элемент. Таковым элементом является мелодия. Все другие элементы можно подразделить на две группы: ритмогармонический каркас послужит её фундаментом, а тембр, средства исполнительского интонирования будут составлять красочно- орнаментальный слой музыкальной мысли. Эффективным для музыкального развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано насущными требованиями творческой практики. Столкнувшись с той или иной трудностью, ученик должен сам сформулировать задачу, и новые горизонты теории откроются ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при общении к теории и ведёт к более глубокому её усвоению.
2. Подготовка репертуара. Важным условием обучения является подбор
музыкального материала. Каждый последующий музыкальный номер должен
включать в себя какие-то новые сложности, требующие теоретического осмысления и практического применения. Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует творческая практика. Такие методические приёмы «забегания вперёд» и «возвращение к пройденному» придают объёмность «линейному», последовательному и систематическому изложению материала в данной программе, что способствует лучшему её усвоению.
При всей важности освоение теоретических знаний, следует учитывать , что они являются средством для достижения главной цели обучения- приобщение к практики аккомпанирования на гитаре и исполнения песни.
3. Главный методический принцип организации творческой практики- опора насистему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является ансамблевое исполнение различных песен и вовлечение ребёнка в обсуждение. Методические приёмы объяснения ребёнком собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов с педагогом или другими детьми помогают расширить их представления о средствах и способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развития музыкального воображения и мышления.
4. Значительно облегчает технику игры на гитаре, это развитие беглости
пальцев, упражнения на преодоление зажатости рук и корпуса. Однако появляются новые специфические технические проблемы, например достижение ритмической синхронности игры. Так, для достижения синхронности игры рекомендуется хорошо выучить текст, играть только одну мелодию, мысленно пропевая текст песни и наоборот пропевая текст песни мысленно представлять аккорды из каких состоит песня.
Среди методов, направленных на стимулирование музыкально- творческой деятельности, можно выделить методы, которые воздействуют на создание обстановки располагающей к творчеству:
1. К первым таким методам можно отнести подбор увлекательных и посильных ученику творческих заданий. Интерес к этим заданиям может быть обусловлен яркой образностью музыкального материала, задевающей воображение ребёнка, особой художественной направленностью данного материала, отвечающей его музыкальному вкусу. Например подбор песни , которую ученик хотел бы исполнить для своих родителей или друзей.
2. Ко вторым методам относится: разнообразие форм урочной деятельности,
создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству ребёнка, индивидуальный подход.
3. Значительно оживляет занятие игровой подход т.е. дать ребёнку обучить
другого ученика, показать ему новый аккорд или новый бой. Это приводит к
ответственности за изучение своего материала и подачи его другому ученику.
4. К игровым подходам также относится игра в «Звуковую угадайку», когда
один ученик озвучивает песню, играя аккорды. А другой пытается отгадать, что это за песня; игра в «звуковую цепочку», когда дети поочерёдно исполняют знакомые песни.
5. В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных впечатлений. Важной задачей остаётся консультирование детей и оказание им содействия в ознакомлении с хорошей музыкой и текстом, в посещении концертов,
художественных выставок, спектаклей, концертов, участие в экскурсиях,
способствующих расширению кругозора и формированию интереса к музыке и
искусству в целом.
6. Беседа с родителями об успехах ребенка; Приобретение родителями нового хорошего инструмента (по рекомендации педагога, основанной на информировании родителей о таланте, способностях ребенка). . Педагог вместе с детьми устраняет фабричные дефекты, меняет струны, устанавливает нужный уровень грифа, перетачивает порожки, добиваясь таким образом, чтобы инструмент стал удобнее, лучше звучал. Такие навыки полезны всем детям, кроме того — многие семьи не могут позволить себе приобретение дорогого инструмента. Совместный же труд педагога с ребенком над устранением дефектов на гитаре сближает, облегчает взаимопонимание. Кроме того, педагог помогает детям и родителям выбрать инструмент при покупке.
7. В помощь ребятам, в помощь всем любителям хорошей песни издан сборник песен. В него вошли известные романсы и песни, а также бардовские песни. Чтобы его понять и принять, с детьми ведется образовательная работа, даются исторические
сведения о времени, вызвавшем к жизни то или иное произведение. Подбор песен в сборник осуществлялся на основании анализа опроса ребят, изучения их предпочтений, мотивации выбора.
8. В методическое обеспечение занятий входит и набор аудиокассет. Каждый ребенок имеет возможность дома прослушивать звучание программных песен. Это помогает ему при подборе по слуху лучше запомнить мелодию, манеру исполнения, движение гармоний.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по музыкально-эстетическому направлению «ВИА» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию музыкальных способностей ребенка, музыкально-эстетического вкус, нравственного становления
- Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по музыкально-эстетическому направлению «ВИА» предназначен для обучающихся 5-11 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю, 72 часа в год.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс, строится в соответствии с возрастными и психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную коррекцию времени и режима занятий.
Каждое занятие начинается нетрадиционно. В наше время, дети, уже с первого класса знают, что такое искривление позвоночника, то есть, это говорит о том, что дети уделяют мало внимания своему здоровью. Поэтому в содержание программы входят физические упражнения, с которых и начинаются занятия.
Программа внеурочной деятельности по музыкально-эстетическому направлению «ВИА» состоит из 4 разделов:
- «Рок-музыка – вчера и сегодня»: зарождение и развитие отечественной и зарубежной рок-музыки
- Бардовские песни: история зарождение и развитие Грушинского фестиваля
- «Классическая и электрогитара» :знакомство и обучение игры на шестиструнной гитаре
- «Выразительные возможности клавишных синтезаторов»: знакомство и обучение игры на синтезаторе
- Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания.
- Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «ВИА»- является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
- Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В конце обучения ребенок должен обладать определенным набором умений и
знаний:
- уметь настраивать и ремонтировать инструмент;
- грамотно читать нотные обозначения аккордов и находить их на
- инструменте;
- самостоятельно подбирать по слуху аккомпанемент знакомых песен и
- мелодий;
- сопровождать песенный материал разнообразными приемами игры;
- свободно транспонировать мелодию в разные тональности;
- исполнять правильно около 30 песен в вокальном варианте;
- исполнять песенный репертуар на высоком художественном уровне;
- знать творчество известных авторов;
- знать, любить и уважать культуру своего народа.
Одним из критериев освоения программы можно считать количественный
показатель контингента творческого объединения: на начало года и на конец года.Практика работы показывает, что численность занимающихся детей не снижается.
По итогам года проводится анализ изучаемого детьми материала. Все 30
предложенных детям песен включены в тест для детей. Песни оцениваются по
принципу «нравится — не нравится». Результаты теста позволяют оценить работу, выявить ошибки, недоработки, откорректировать акценты в работе. Анализ раскрывает картину формирования музыкальных вкусов подростков и позволяет определить зоны совершенствования программы.
- Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
- Литература
- Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1987.
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л., 1974.
- Бранд В. Классическая музыка в переложении для электрогитары и фортепиано. М., 1982.
- Важов С. Школа игры на синтезаторе. Спб:. Композитор, 1998.
- Володин А. Электромузыкальные инструменты. М., 1979.
- Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: «Просвещение», 1989.
- Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., 1986.
- Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: «Советский композитор», 1986.
- Красильников И., Алемская А., Клип И. Школа игры на синтезаторе. М: ВЛАДОС, 2005
- Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: «Тоника», 1991.
- Михайлов А., Шилов В. Практический англо-русский словарь по электронной и компьютерной музыке. М.: Русь, Маг, 1999.
- Николаев А. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., 1999.
- Обучение с увлечением. Нескучная антология облегченных популярных мелодий для фортепиано и синтезатора. Вып. 1-10.-М., 1999
- Петелин Р., Петелин Ю. Аранжировка музыки на РС. СПб: БХВ, 1999.
- Пешняк В. Курс игры на синтезаторе. М: Композитор,2000.
- Пешняк В. Уроки игры на синтезаторе. Вып. 1. М.: Композитор, 1998
- Шевченко А. Гитара Фламенко: мелодии и ритмы. Киев: «Музыкальная Украина», 1988.
- Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе.- Спб.: Композитор, 1997
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«ВИА»
Первый год обучения»
Цели и задачи 1-го года обучения:
1. Развитие творческих способностей .
2. Стремление к самосовершенствованию.
3. Освоение начальных навыков аккомпанемента
4. Освоение технически несложных произведений.
5. Изучение основ музыкальной грамоты, теории музыки.
6. Исполнение песен под гитару.
.Срок обучения:1 год
Режим занятий: 2 час в неделю, 72 часа в год
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | |
лекции | практи-ческие занятия | |||
I | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
II | "Рок-музыка - вчера и сегодня". | 4 | 1 | 3 |
III | Теория музыки | 7 | 3 | 4 |
IV | Обучение игры на шестиструнной гитаре | 21 | 5 | 16 |
V | Знакомство с нотной грамотой | 6 | 4 | 2 |
VI | Обучение игры на синтезаторе | 1 | 1 | - |
VII | Выразительные возможности клавишных синтезаторов. | 3 | 1 | 2 |
VIII | Освоение простейших приемов аранжировки | 10 | 1 | 9 |
IX | Простые произведения и произведения средней сложности | 9 | - | 9 |
X | Пение и подбор по слуху знакомых мелодий. | 5 | - | 5 |
XI | Игра в ансамбле | 5 | - | 5 |
Итого | 72 | 17 | 55 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2. | "Рок-музыка - вчера и сегодня". 2.1 Зарождение. "Дальнейшее развитие, поиски нового, феномен Битлз. 2.2 Зарождение и развитие отечественной рок-музыки. 2.4 . Современное состояние отечественной рок и поп-музыки, взлеты и падения, "за" и "против" 2.5 Музыкальная интеллектуальная игра | 3 1 1 1 - | 1 - - - 1 | 4 |
3. | Теория музыки. 3.1 Знакомство с классической гитарой 3.2Настройка гитары. 3.3.Обозначение пальцев левой и правой руки. 3.4 Буквенное обозначение звуков. Понятие мажорных и минорных аккордов, их название и обозначение | 3 1 - 1 1 | 4 1 1 1 1 | 7 2 1 2 2 |
4. | Обучение игры на шестиструнной гитаре 4.1 Посадка. Постановка рук 4.2 Освоение разновидностей боя для правой рук 4.3 Гаммы и обучающие упражнения 4.4 Приёмы игры перебором (6-ти , 5-ти звучного арпеджио, щипок) 4.5 Работа с метрономом. | 5 - 1 3 1 - | 16 5 4 2 4 1 | 21 5 5 5 5 1 |
5. | Знакомство с нотной грамотой 9.1 Обозначение нот, мажорная и минорная гаммы 9.2 Знаки альтерации | 4 2 2 | 2 1 1 | 6 |
6 | Знакомство с синтезатором | 1 | - | 1 |
7 | Выразительные возможности клавишных синтезаторов. 11.1 Название и особенности банков голосов 11.2 Звуковые эффекты 11.3 Главные клавиши управления автоаккомпанементом | 1 1 - - | 2 1 1 | 3 |
8 | Освоение простейших приемов аранжировки 12.1 . Голоса синтезатора, имитирующие народные и электронные инструменты. 12.2 Паттерны архаического, классического и современного джаза 12.3 Понятие о МИДИ. 12.4 Редактирование музыкального звучания при записи 12.5 Аранжировка и запись на многодорожечный секвенсор музыки 12.6 Достижение художественной выразительности | 1 - - 1 - - - | 9 1 1 - 2 3 2 | 10 |
9 | Простые произведения и произведения средней сложности 13.1 Синхронизация движений пальцев 13.2 Последовательность аккордов 13.3 «Во саду ли, в огороде» (1-й – 4-й такты). 13.4 «Во саду ли, в огороде» (5-й – 8-й такты). 13.5Этюд Х. Сагрераса (1-й – 4-й такты). 13.6 Этюд Х. Сагрераса (5-й – 9-й такты). | - - - - - | 9 1 2 1 1 2 2 | 9 |
10 | Пение и подбор по слуху знакомых мелодий. 15.1 Подготовительные упражнения по подбору по слуху 15.2 Подбор на клавиатуре синтезатора и на гитаре по слуху мелодии и баса знакомых песен 15.3 Исполнение с автоаккомпанементом в режиме упрощенного взятия аккордов | - - - - | 5 1 2 2 | 5 |
11 | Игра в ансамбле 16.1 Дуэты: мелодия и аккомпанемент. 16.2 Дуэты, обмен партиями. 16.3 Углубление аранжировок. 16.4 Дуэты, трио, квартеты с постоянной ритмической и динамической проработкой | - - - - - | 5 1 1 1 2 | 5 |
Итого | 17 | 55 | 72 |
Содержание программы на 1-ый год обучения:
- Вводные занятия:
На первых занятиях ребята знакомятся друг с другом (если они незнакомы). Ребята знакомятся с содержанием предстоящей работы. Им предлагается беседа о возникновении бардовской песни, о роли этого жанра в музыкальной культуре народа. Даётся краткая история и справка о гитаре. Правила эксплуатации, хранении инструмента.
- Рок-музыка – вчера и сегодня.
В этой части программного материала предусматривает рассказать о зарождении ВИА и рок-музыки, причинах и ее появления, ее первых шагах, первых исполнителей, о влиянии музыки на молодежь.
- Теория музыки. Теоретический курс обучения.
1.Знакомство с музыкальным инструментом: конструкцией, особенностями эксплуатации и хранения.
2.Краткая история гитары.
3.Настройка гитары. Основы музыкальной грамоты.
4.Обозначение пальцев левой и правой руки.
5.Буквенное обозначение звуков.
6.Понятие мажорных и минорных аккордов, их название и обозначение
Роль ритма музыке. Навык равномерного счёта. Ритмические упражнения; размеры 2/4, 3/4, 4/4, Запись длительности звука.
Объяснение музыкальных терминов, обозначений , знаков, аккордов.
Рассматриваются понятия мажор и минор, тоника. Звукоряд ; тон полутон. Знаки: диез, бемоль, бекар. А также – позиционная игра построение аккордов.
Буквенное обозначение аккордов:
С D E F G A H B
До Ре Ми Фа Соль Ля Си Си-бемоль
Аккорд — это одновременное звучание не менее трех звуков. Для упрощения нотной записи в музыкальную грамоту были введены буквенные символы, представляющие собой семь заглавных печатных букв латинского алфавита, соответствующих названиям нот.
Каждый буквенный символ соответствует определенному аккорду.
- Обучение игры на шестиструнной гитаре
Посадка с использованием подставки и без неё, исходя из особенностей организма воспитанника, удобства. Постановка левой кисти, разворот пальцев к грифу. Постановка правой кисти, перпендикуляр к струнам. Особенности поведения крайних фаланг пальцев. Работа над посадкой и постановкой рук продолжается в процессе всего обучения.
Освоение техники игры правой рукой: бой, перебор, щепок.
Приемы игры..
Изучение классического боя, освоение начальных элементов исполнительской техники. Правая рука. Извлечение звука на гитаре, производится большим пальцем правой руки, ударяет струну от себя вниз. При игре кисть правой руки не должна быть напряжена, движение сосредоточено. Сам удар большого пальца правой руки свободен и эластичен.
Обозначения для правой руки: разновидности боя.
Большой палец – p
указательный – i
средний – m
безымянный – а
Цифра в кружке (1) (2) и т. д. означает струну, на которой следует извлечь данный звук. 1) Игра классическим боем , для правой руки.
2).Игра на пол боя для правой руки.
3)..Изучение классического боя, с акцентом на 2й звук (удар)
4)Изучение боя с акцентом(удар) на 2-й и 5-й звук .
Упражнения на исполнение и перестановку аккордов. Разновидности перебора. Щепок. Струны 1) (6) (3) (2) (1)
Пальцы правой руки p i m a
2) (6) (3) (2) (1) (2) (3)
p i m a m i
указательный – 1
средний – 2
безымянный – 3
мизинец – 4
Левая рука. Пальцы левой руки прижимают соответствующие струны с
достаточной силой возле самого лада, иначе звук не будет чистым. Пальцы нужно ставить так, чтобы последний сустав пальца был, по возможности , перпендикулярен к плоскости грифа. (Разумеется, ногти левой руки должны быть коротко острижены.)
- Знакомство с нотной грамотой
Обозначение нот, мажорная и минорная гаммы. Знаки альтерации
- Знакомство с синтезатором.
Устройство инструмента. Диапазон звучания. Краткая история инструментов. Уход за инструментом.
- Выразительные возможности клавишных синтезаторов.
Название и особенности банков голосов, звуковых эффектов и паттернов наличных синтезаторов. Главные клавиши управления автоаккомпанементом: start, stop, synchro-start intro, ending.
- Освоение простейших приемов аранжировки.
Гармонизация мелодии в режиме упрощенного взятия аккордов на основе трезвучий ( I, IY, Y ступеней) в мажоре и миноре в 3-4 тональностях; подбор паттерна в двух- или трехдольном размере; подбор тембра мелодии в соответствии с ее жанровой основой и формой.
- Простые произведения и произведения средней сложности.
Произведения объёмом три-четыре строчки в первой позиции с простой ритмикой, одно- и двухголосные. Легкозапоминающиеся, часто известные, мелодии, предложенные педагогом, воспитанник выбирает самостоятельно.
Произведения объёмом три-пять и более строк, включающие разные ритмические рисунки, интервалы, аккорды, возможно штрихи и 1-2 милизма. Выходящие за рамки первой позиции, содержащие новые технические приёмы (баре, легато и т.п.). Динамически разнообразные произведения. Выбираются самостоятельные из предложенных преподавателем.
- Пение и подбор по слуху знакомых мелодий.
Подготовительные упражнения по подбору по слуху (мелодии из двух, трех звуков), подбор небольших муз. фраз из знакомых мелодий.
- Игра в ансамбле.
Дуэты, трио, квартеты с постоянной ритмической и динамической проработкой. В аранжировках принимаются творческие идеи обучающихся, что очень раскрывает заложенный в них музыкальный потенциал.
Знакомство с творчеством авторов песен
Знакомство с творчеством бардов. Рассказ об творчестве автора песен:
Ю.Шевчук, В. Цой, Б.Окуджава, Ю.Визбор. А.Макаревич, В. Бутусов и т.д.
Исполнительское мастерство
1.Исполнительское мастерство включает в себя работу над правильным
извлечением звуков на гитаре: «нажим», «атака»
2.Освоение данного материала.
3. Работа над ритмом.
4.Выработка вокальных навыков. Изучение законов звукоизвлечения,
артикуляции, дыхания, дикция, манеры исполнения.
3.Подготовка концертного репертуара.
В работе используются определенные элементы данной методики, особенно в случаях, когда ребенка необходимо обучить игре быстро, потому что он, по психологическим причинам, может работать лишь в ситуации очевидного успеха, конкретного достижения результата.
Групповые занятия:
1. Групповая форма обучения- это активная подготовка к выступлениям,
участие в концертах, фестивалях, конкурсах.
2. Эта же группа является живой рекламой для пропаганды среди подростков исполнение песен под гитару.
3. Кроме собственных выступлений на концертах, входят посещение
профессиональных исполнителей, фестивалей бардовской песни.
4. А так же предполагается однодневные походы на природу с гитарой, что очень сплачивает коллектив. Ребятам представляется возможность почувствовать и ощутить помощь со стороны друг, друга, учесть возможности каждого.
Индивидуальная работа:
На индивидуальные занятия вызываются отдельные дети для детальной отработки приемов игры или постановки аккордов, которые у них не получаются на групповых занятиях. На которых решаются проблемы индивидуального порядка, возникающие у детей в процессе обучения
Исполнительское мастерство включает:
1) работу над техникой исполнения на инструменте;
2) работу над вокальным мастерством;
3) работу над репертуаром;
Индивидуальные занятия дают возможность выровнять технические
возможности всех гитаристов для участия в групповом или ансамблевом исполнении.
Ожидаемые результаты 1-го года обучения и формы их проверки:
1.Изучение основ музыкальной грамоты (теория и практика).
2.Освоение аппликатуры и приобретение первоначальных навыков игры на гитаре и синтезаторе
3.Постановка голосового аппарата.
4.Исполнить 5-6 произведений на различные виды техники, различного
содержания, жанра и характера.
Репертуар: на1-й год обучения:
1-е полугодие:
1) А.Макаревич «Старый корабль».
2) В.Цой «Звезда по имени Солнце»
3) В.Цой «Пачка».
4) музыка В.Бутусова сл. В.Кормильцева «Апостол Андрей»
2-е полугодие:
5) Ю.Визбор «Милая моя».
6) А.Макаревич «Костер»
7) сл.Олева муз.Дунаевского «Непогода»
8) Ю.Шевчук «Не стреляй»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«ВИА»
Второй год обучения»
Цели и задачи 2-го года обучения:
1. Развитие творческих способностей .
2. Стремление к самосовершенствованию.
3. Исполнение песен под гитару.
.Срок обучения:1 год
Режим занятий: 2 час в неделю, 72 часа в год
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | |
лекции | практи-ческие занятия | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Теория музыки | 3 | 1 | 2 |
3. | Гаммы и обучающие упражнения | 4 | 1 | 3 |
4. | Изучение тонкостей гитарной техники | 5 | - | 5 |
5. | Формирование разминочного комплекса | 8 | 1 | 7 |
6. | Произведения концертной формы | 5 | - | 5 |
7. | Изучение техники звукозаписи | 9 | 1 | 8 |
8. | Изучение техники электронного монтажа | 6 | 1 | 5 |
9. | Изучение техники подбора и выстраивания музыкальных фонограмм | 6 | 1 | 5 |
10. | Игра в ансамбле | 6 | 1 | 5 |
11. | Концертная деятельность | 19 | 1 | 18 |
Итого | 72 | 9 | 63 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2. | Теория музыки | 1 | 2 | 3 |
3. | Гаммы и обучающие упражнения | 1 | 3 | 4 |
4. | Изучение тонкостей гитарной техники 14.1 Отработка баре 14.2 Флажолеты в произведениях. 14.3 Особенности применения легато, глиссандо. | - - - - | 5 1 2 2 | 5 |
5. | Формирование разминочного комплекса 15.1 Подбор новых, более сложных, объёмных, музыкальных упражнений 15.2 Правильный щипок, разминочные арпеджио. 15.3. Индивидуальные упражнения на устранение недостатков. | 1 1 - - | 7 3 2 2 | 8 |
6. | Произведения концертной формы 16.1 Новые технические приёмы 16.2 Динамически разнообразные произведения. | - - - | 5 2 3 | 5 |
7. | Изучение техники звукозаписи 17.1 Условия правильной эксплуатации 17.2 Звуковоспроизводящая аппаратура 17.2 Овладение техникой звукозаписи | 1 1 - - | 8 3 2 3 | 9 |
8. | Изучение техники электронного монтажа 18.1 Запись музыкальных фонограмм 18.2 Техника музыкального монтажа
| 1 1 - | 5 2 3 | 6 |
9. | Изучение техники подбора и выстраивания музыкальных фонограмм 19.1 Обработка и редактирование музыкального звука 19.2 Распределение музыкальных произведений | 1 1 - | 5 3 2 | 6 |
10. | Игра в ансамбле 21.2 Дуэты: мелодия и аккомпанемент. 21.2 Дуэты, обмен партиями. 21.3 Углубление аранжировок. 21.4 Дуэты, трио, квартеты с постоянной ритмической и динамической проработкой | 1 1 - - - | 5 2 1 1 1 | 6 |
11. | Концертная деятельность | 1 | 19 | 20 |
ВСЕГО: | 9 | 63 | 72 |
Содержание программы на 2-ой год обучения:
- Вводные занятия:
Ребята знакомятся с содержанием предстоящей работы. Им предлагается беседа о бардовской и эстраднеой песни, о роли этих жанров в музыкальной культуре народа. Даётся краткая история и справка о гитаре. Правила эксплуатации, хранении инструмента.
- Теория музыки:
Мажор, минор — это музыкальные термины, определяющие характер звучания аккорда. Мажорный аккорд вызывает у слушателя светлые ощущения, минорный — ассоциируется с грустью.
Такая характеристика мажорных и минорных аккордов достаточно условна. Для того, чтобы уловить разницу в их звучании, рекомендуется поочередно, несколько разподряд прослушать мажорный, а затем минорный аккорды.
С - до мажор
Сm – до минор
Сm7 – до минор септ-аккорд
С7 – до мажор септ-аккорд
- Гаммы и обучающие упражнения. Приёмы игры перебором.
Упражнения на исполнение и перестановку аккордов.
- Изучение тонкостей гитарной техники.
Упражнения на отработку баре. Флажолеты в произведениях. Легато, глиссандо, стаккато, особенности применения этих приёмов во время игры на гитаре.
- Формирование разминочного комплекса.
В зависимости от индивидуальных возможностей, подбор новых, более сложных, объёмных, музыкальных упражнений (гамма октавами, секвенции, гамма терциями). Упражнения на правильный щипок, разминочные арпеджио. Индивидуальные упражнения на устранение недостатков
- Произведения концертной формы.
Большое по объёму произведение (пять-семь строк) и более, ритмически разнообразное, либо в быстром темпе, содержащее в себе ранее изученные технические навыки и более сложные, требующие дополнительной работы. Произведение подбирается в зависимости от возможностей обучающегося, с учётом его пожеланий. Изучение техники звукозаписи
.
- Изучение техники звукозаписи.
Предусматривает изучение учащимися звуковоспроизводящей аппаратуры, ее режим работы, условия правильной эксплуатации, овладение техникой звукозаписи
- Изучение техники электронного монтажа.
Изучение записи музыкальных фонограмм и техники музыкального монтажа. Здесь от учащихся потребуются определенные способности: хороший слух, любовь к музыке и усидчивости.
- Изучение техники подбора и выстраивания музыкальных фонограмм.
Правильное распределение музыкальных произведений
- Игра в ансамбле.
Дуэты, трио, квартеты с постоянной ритмической и динамической проработкой. В аранжировках принимаются творческие идеи обучающихся, что очень раскрывает заложенный в них музыкальный потенциал.
- Концертная деятельность
Концерты планируем заранее, игра на публике – лучшая репетиция. Обязательно анализируем отснятый материал, работаем над сценическим поведением
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика
Влияние занятий по классу гитары на формирование личности ребёнка.
Проблема формирование личности, включает богословский, философский,
социологический, психологический, культурологический и др. аспекты, выступает в современном обществе на первый план любого педагогического процесса. Сфера музыкального восприятия создаёт, пожалуй, наиболее благоприятные условия для разрешения проблем у ребёнка. Исполнение песен являются одним из древнейших способов выразить свои чувства, эмоции, переживания. Исполнение песен позволяет добиться эмоциональной разрядки, снимает нервное напряжение, утомляемость после уроков. В процессе занятий музыкой развивается творческое воображение. Фантазия, способность в песни передавать чувства, эмоциональное состояние. Занятии гитарой позволяют быстро и легко устанавливать дружеские отношения ребят друг с другом, что плодотворно отражается на психике ребёнка. При обучении игре на гитаре . включаются в работу сразу два полушария мозга, что способствует успеваемости ребёнка в школе, развивает моторику ребёнка. Помогая детям проявлять себя, я тем самым предоставляю им возможность самовыражения, самореализации, духовного роста.
Анкета.
Уважаемые родители! Ваш ребёнок занимается в ансамбле «Серебряные
струны». Мне бы хотелось, чтобы вы поделились результатами своих наблюдений.
1.Интересно ли ребёнку заниматься по классу гитары?
2. Этот интерес глубокий или поверхностный?
3. Рассказывает ли ваш ребёнок о занятиях?
4. Как проявляются в семье впечатления в процессе посещения концертов и о
личных выступлениях ?
5. Оказали ли занятие гитарой на проведение вашего досуга членов вашей
семьи?
Психолого – педагогическое содержание вопросов анкеты.
1. Интерес учащихся к занятиям по классу гитары.
2. Глубина интереса.
3. Стремление поделиться своими впечатлениями о посещении концертов и о
личных выступлениях.
4. Влияние занятий по классу гитары на развитие художественно-
познавательных интересов, развитие творческих способностей.
5. Влияние занятий на содержание совместного отдыха, взаимоотношений
родителей и детей в семье.
1.- очень высокая оценка.
2. высокая оценка
3. Положительная оценка.
4. Безразличная оценка._
Разработка внеклассного мероприятия
Вечер авторской песни "Песня жива"
Цель: познакомить учащихся с авторской песней; развитие их творческих способностей, формирование умения выступать публично; воспитание эстетического восприятия действительности, художественного вкуса, любви к искусству слова и музыке, любви к Родине.
Оборудование: портреты В.Высоцкого, Ю.Визбора, Ю.Кима, А.Галича и других авторов-исполнителей; видеозапись Грушинского фестиваля; отрывки из кинофильмов «Весна на Заречной улице», «Летят журавли»; на авансцене – гитара.
Ход мероприятия
Мероприятие начинается с исполнения песни «Александра» из х/ф «Москва слезам не верит»
Ведущий 1: Самодеятельная песня. Что же это за явление? Сегодня уже можно говорить о самодеятельной песне как о явлении историческом, культурном, искусствоведческом.
Удивительно, что для обозначения этих песен используется несколько определений: авторские, студенческие, туристские. И каждое из них отражает какую - то иную грань или сторону этого явления.
Ведущий 2: Мы слышим их в исполнении авторов и просто любящих петь знакомых и незнакомых людей, мы слышим их в поездах, командировках, на слетах и фестивалях, в походах у костра, на концертах в огромных залах или вечерах.
Традиция создавать песни с ярко выраженной авторской позицией существовала давно. Вспомним «Смело, товарищи, в ногу» или «Там вдали за рекой». Песни, сочиняемые непрофессиональными музыкантами, появлялись и предвоенные и военные годы.
Ведущий 1: Но когда говорят о современном жанре самодеятельной (авторской) песни как о массовом движении, мы вспоминаем 50 - 60г.г.
•Это время было время, когда люди особенно стремились к честности,
правдивости, вниманию к душевному миру человека. Вспомним 50 -
годы. Все смотрели «Балладу о солдате», «Весну на Заречной улице» и
«Летят журавли», зачитывались В. Дудинцевым и Ю. Бондаревым, ходили в
«Современник». А молодые поэты А.Вознесенский, Б. Ахмадулина,
Е.Евтушенко декламировали свои стихи прямо на площадях и стадионах.
Фрагмент из х/ф «Весна на Заречной улице»
Ведущий 2: В потоке блистательных имен отнюдь не затерялись, казалось бы, негромкие голоса Юрия Визбора, Ады Якушевой, Булата Окуджавы.
В Москве и Ленинграде, Челябинске и Казани, Одессе и Свердловске стали возникать КСП (клубы самодеятельной песни). Песенное творчество превратилось в массовое общественное движение, объединившее в свои ряды тысячи любителей самодеятельных песен.
Исполнение песни
Ведущий 1: Однако чем песня жива, почему она привлекает людей? Должна быть хорошей музыкой? Да. Хорошим текст? Да. Хорошим исполнение? Да. Но почему все-таки нередко остаются на десятилетия и века песни, казалось бы, бесхитростные по тексту и напеву?
Ведущий 2: Конечно, в песнях, создаваемых инженерами, геологами, рабочими, конечно, возможны литературные и музыкальные огрехи, да их и не всегда полезно исправлять. Ценность их в том, что их авторы стремятся отобразить мир таким, каков он есть на самом деле... без шаблона, без фальши.
Песня «Весеннее танго»
Ведущий 1: Самодеятельная песня жива людьми, которые хотят ее петь или слушать, и теми, у которых есть особый дар создавать песни. Пройдет время - и по голосам бардов будущие поколения тоже будут судить о нашем времени, о наших бедах и радостях, о наших проблемах и отношении к ним.
Ведущий 2: Вот уже три поколения тянутся ко всему живому, что есть в самодеятельных песнях. Все авторы этих песен абсолютно индивидуальны, одного не спутаешь с другим. Мажорный, солнечный, всегда с юморком, Юлий Ким поет совсем иначе, чем нервный, звучащий подчас трагически Евгений Клячкин. Юрий Визбор - это распахнутые ветра, простор равнин, вечность гор, Ада Якушева -сама женственность, Александр Городницкий - сама мужественность, Виктор Берковский - темперамент и экспрессия, Сергей Никитин - мелодичность, задушевность и затаенность.
Ведущий 1: Сегодня эти песни звучат по радио и телевидению, в кинофильмах и спектаклях.
Фрагмент из фильма «Ирония судьбы или с легким паром», песня «Если у вас нету тети»
Ведущий 1: Что же касается того, что самодеятельные песни называют туристскими, то действительно — многие из них рождены именно в дороге или по впечатлениям от походов, путешествий, экскурсий, экспедиций, или в мечтах о синих горах, зеленых озерах, далеких странах.
Ведущий 2: Туристские песни - это далеко не всегда песни о палатках, дорогах, костра.. Говоря об этих песнях, надо прежде всего говорить о людях, ведущих активный образ жизни, стремящихся отдыхать содержательно, интересуясь миром во всем его многообразии не только через экран телевизора. Ведь туризм для многих людей - не хобби, не развлечение, а образ жизни
Ведущий 1: Сами же туристы, альпинисты, геологи, путешественники никогда не делят обширный мир песен на песни туристские и не туристские
Ведущий 2: И звучат эти разнообразные по тематике песни от Кавказа до Печоры, от Сахалина до Ужгорода, на всех широтах и меридианах. Звучат, переполненные истинного патриотизма, мужества, романтики и непременно юмора.
Исполнение участников кружка «Серега Санин»
Ведущий 1: Семь основных нот в музыке, семь цветов радуги. И каждому цвету радужного спектра найдется соответствие в многоголосии и многозвучии этих песен.
Ведущий 2: Вот цвет красный. Цвет крови, пролитой защитниками Родины на фронтах Великой Отечественной войны. Сильна нота памяти минувшей войны. Немало песен о войне, созданных уже в мирное время, написано ее участниками, известными поэтами М.Анчаровым и Б.Окуджавой и др.
Ведущий 1: Оранжевый и желтый цвета сливаются в один - золотой: цвет фантазии, мечты, романтики. Романтическая традиция в самодеятельной песне отражает святое свойство человека фантазировать, мечтать, стремиться крылатой мыслью туда, где он не был, где можно узнать что - то новое, неизвестное.
Домбайский вальс
Ведущий 1: И зеленый цвет необычайно интенсивен в палитре красок самодеятельных
песен. Только из песен о природе можно составить большой тематический
сборник, ведь раздумья о природе - повод для размышления о любви и разлуке,
о трудностях и превратностях, свойственных жизни.
(Звучат песни Е.Бачурина «Дерева», А.Якушевой «В речке каменной», А.Городницкого «Снег»)
Ведущий 2: Два последующих цвета невольно напоминают о прогулках влюбленных под луной, о мягком свете звезд. В этих песнях есть все оттенки любовного чувства, которые доступны человеку. В них поют о любви цветущей, о любви ушедшей, о предчувствии любви. Существует много песен о любви неразделенной, о любви бесшабашной. Поют и в шутку и всерьез.
Песни Ю. Визбора « Ты у меня одна
Ведущий 1: Но не всегда жизнь воспринимается человеком лишь в мажоре. Как нет радуги без фиолетового цвета, так нет жизни без огорчений. Походы, путешествия, длительные экспедиции непременно сопровождаются разлуками и ожиданиями.
Ведущий 2: А значит всегда жива тоска по дому, грусть от разлуки с любимым и с друзьями.
В заключении звучит песня Ю.Визбора «Солнышко лесное»
Приложение к мероприятию
Я уже заскучал по столице,
E Am
А прошло-то всего три недели,
F Am Dm Dm/C
По озябшим прохожим, по лицам,
E7 Am
По которым скучается мне.
Am7 Dm7
Возвращаться пора, как из плена,
Dm6 E F
И гадать, с кем же первым напиться,
A7 Dm Am
По разводам метрополитена,
F7 E7 Am
По большой разноцветной руке.
Там сейчас после Нового Года
Тополя в заграничных гирляндах,
И расщедрилась мама-природа
Так, что снег бесконтрольно летит,
И крещенские злятся метели,
И такая стоит непогода,
Что гаишники окоченели
И полгорода в пробках стоит.
Припев:
Dm E Am Am7
И кто-то пишет рукой согретой
Dm E Am Am7
На замороженном троллейбусном стекле:
Dm E Am Am7
"Крепитесь, люди! Скоро лето!"
Dm E Am
И всем от этого становится теплей.
И когда через несколько суток,
Поборов и пространство, и время,
Мы проткнем шереметьевский сумрак
И опустимся в море огней,
Я по милой земле прошагаю,
Потеряв свой последний рассудок,
И, конечно, еще прочитаю
Эту надпись в сиреневой мгле,
Припев:
Что так любезно была прогрета
На замороженном троллейбусном стекле:
"Крепитесь, люди! Скоро лето!"
И мне в который раз покажется теплей.
И душа, словно льдина, отчалит
В дрейф по старым дворам и по кухням,
К тем, с которыми в самом начале
Мы не ждали, что тронется лед.
И на мелкие зайчики солнца
Разобьются все наши печали,
И с добрейшей улыбкой японца
Круглолицее лето придет.
Припев:
Когда на сердце покоя нету,
Когда оно промозглым днем чего-то ждет,
Крепитесь люди! Скоро лето!
К нам наше лето обязательно придет!
Dm Gm A7 Dm A7
Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой,
Dm Gm A7 Dm
Месяц кончается март, скоро нам ехать домой.
D7 Gm C7 F
Здравствуйте, хмурые дни, горное солнце, прощай,
Dm Gm A7 Dm A7
Мы навсегда сохраним в сердце своем этот край.
Нас провожает с тобой гордый красавец Эрцог,
Нас ожидает с тобой марево дальних дорог.
Вот и окончился круг, помни, надейся, скучай!
Снежные флаги разлук вывесил старый Домбай.
Что ж ты стоишь на тропе, что ж ты не хочешь идти?
Нам надо песню допеть, нам надо меньше грустить.
Снизу кричат поезда, правда, кончается март,
Ранняя всходит звезда, где-то лавины шумят.
G7 C G7 C
Вот идет по свету человек-чудак,
D7 G7 C
Сам себе печально улыбаясь.
G7 C G7 C
В голове его - какой-нибудь пустяк,
E7 Am
С сердцем, видно, что-нибудь не так.
Припев:
Dm7
Приходит время -
G7 C
С юга птицы прилетают,
F H7
Снеговые горы тают -
E7 Am
И не до сна!
A7 Dm7
Приходит время -
G7 C
Люди головы теряют,
F H7
И это время
E7 Am
Называется - весна!
Сколько сердце валидолом не лечи -
Все равно сплошные перебои.
Сколько головой о стенку не стучи -
Не помогут лучшие врачи.
Пр.
Поезжай в Австралию без лишних слов -
Там сейчас как раз в разгаре осень.
На полгода ты без всяких докторов
Будешь снова весел и здоров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...
Внутришкольный контроль и проектно-ориентированный анализ состояния воспитания в образовательном учреждении: выполнение требований и реализация образовательных программ дополнительного образования детей.
Из опыта работы школы....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...