Программа по профориентации "Мир профессий"
рабочая программа по теме
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация. С этой целью мною разработана программа по профориентации "Мир профессий". Данное направление очень актуально для вечерней школы. Цель данной программы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proforientacii.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по профориентации
«Мир профессий»
учителя русского языка, литературы и ИКН,
классного руководителя 8 Б класса
Новоселовой Ирины Витальевны
Найти свою дорогу,
узнать свое место – в этом все для человека,
это для него значит сделаться самим собой.
В. Г. Белинский
Пояснительная записка
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносном, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако, не все сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале – «профессиональном старте».
Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация.
Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы педагога. Создание данной программы по профориентации обусловлено так же и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики недостаточно.
К сожалению, у современных школьников, а особенно у обучающихся вечерней школы, отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий.
Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути подросткам. По данным различных исследований, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.
В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной педагогической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач педагога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением.
Работа педагога включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе. Формирование профессиональных намерений обучающихся проходит через информационно – просветительскую работу, направленную на развитие профильной культуры учащихся.
Программа по профориентации дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора дальнейшего выбора.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у обучающихся к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.
Цель данной программы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. Практически это означает, что подросткам нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи.
Цель программы:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи программы:
1) расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам;
2) убеждение в необходимости развития качеств личности, нужных для получения будущей профессии, сочетания личных интересов и потребностей общества в квалифицированных кадрах, самоутверждения и принятия оптимального решения в жизненном самоопределении;
3) практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии на основе общего образования, развития творческих качеств личности каждого подростка;
4) дифференцированная помощь учащимся в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого.
Участники программы: обучающиеся 7-9 классов МКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4 городского округа г.Йошкар-Ола»
Сроки реализации программы: 2012-2013, 2013-2014 учебные годы
Ожидаемые результаты
Реализация данной Программы позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Сама программа мобильна, и занятия легко поддаются изменениям, исходя из возрастного состава групп, их подготовленности и имеющегося в наличии времени.
План мероприятий на 2012-2013 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Отметка о выполнении |
1. | Разработка и утверждение программы | Сентябрь 2012 | |
2. | Формирование информационно-справочных материалов по данной тематике | В течение года | |
3. | Классный час: «Мои стремления». 8 Б класс | Сентябрь 2012 | |
4. | Беседа: «Профессия «учитель». 8 Б класс | Октябрь 2012 | |
5. | Выпуск стенгазеты к профессиональному празднику «День учителя». 8 Б класс | Октябрь 2012 | |
6. | Проведение родительских собраний по проблеме формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. 8 Б класс | В течение года | |
7. | Урок: «Профессия стеклодув». 8 класс. ИКН | Октябрь 2012 | |
8. | Оказание помощи школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся по проблеме самоопределения | В течение года | |
9. | Конкурс сочинений: «Профессия моих родителей». 7-9кл. Русский язык. | Ноябрь 2012 | |
10. | Беседа: «Модные профессии». 8 Б класс | Ноябрь 2012 | |
11. | Классный час: «Выбор профессии – это серьезно». 8 Б класс | Декабрь 2012 | |
12. | Урок: «Ткачество». 7 класс ИКН | Январь 2013 | |
13. | Беседа: «Работа для несовершеннолетних». 8 Б класс | Январь 2013 | |
14. | Классный час: «Военные профессии». 8 Б класс | Февраль 2013 | |
15. | Урок: «Труженики села». 9 класс. ИКН | Март 2013 | |
16. | Беседа: «Неженская работа…». 8 Б класс | Март 2013 | |
17. | Просмотр кинофильма о профессиях. 8 Б класс | Апрель 2013 | |
18. | Урок: «Профессии и профессиональный труд родителей». 7 Класс. ИКН | Май 2013 | |
19. | Урок: «Профессиональные праздники». 9 класс. ИКН | Май 2013 | |
20. | Подготовка презентации. 8 Б класс | Май 2013 | |
21. | Создание и пополнение фотоальбома «Интересные профессии». 7-9кл. | В течение года | |
22. | Встречи с работниками городской службы занятости | По плану работы школы | |
23. | Консультирование обучающихся по вопросам профориентации | В течение года | |
24. | Отчет о проделанной работе за прошедший период | Июнь 2013г | |
25. | |||
26. |
План мероприятий на 2013-2014 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Отметка о выполнении |
1. | Корректировка программы | Сентябрь 2013 | |
2. | Формирование информационно-справочных материалов по данной тематике | В течение года | |
3. | Встречи с работниками городской службы занятости | По плану работы школы | |
4. | Организация посещений обучаюшимися Ярмарки вакансий | В течение года | |
5. | Организация посещений обучающимися дней открытых дверей в средних профессиональных учебных заведениях | В течение года | |
6. | Консультирование обучающихся по вопросам профориентации | В течение года | |
7. | Оказание помощи школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся по проблеме самоопределения | В течение года | |
8. | Проведение родительских собраний по проблеме формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. 9 Б класс | В течение года | |
9. | Пополнение фотоальбома «Интересные профессии». 7-9кл | В течение года | |
10. | Классный час: «День учителя». 9 Б класс | Октябрь 2013 | |
11. | Выпуск стенгазеты к профессиональному празднику «День учителя». 9 Б класс | Октябрь 2013 | |
12. | Урок: «Профессия стеклодув». 8 класс. ИКН | Октябрь 2013 | |
13. | Конкурс сочинений: «Профессия моих родителей». 7-9кл. Русский язык | Ноябрь 2013 | |
14. | Беседа: «Мой выбор». 9 Б класс | Декабрь 2013 | |
15. | Просмотр кинофильма по данной тематике. 9 Б класс | Январь 2014 | |
16. | Урок: «Ткачество». 7 класс. ИКН | Январь 2014 | |
17. | Презентация: «Что значит быть военным». 9 Б класс | Февраль 2014 | |
18. | Урок: «Труженики села». 9 класс. ИКН | Март 2014 | |
19. | Оформление стенда «Тебе, выпускник» | Март 2014 | |
20. | Классный час: «Профессия, специальность, должность». 9 Б класс | Апрель 2014 | |
21. | Урок: «Профессии и профессиональный труд родителей». 7 Класс. ИКН | Май 2014 | |
22. | Урок: «Профессиональные праздники». 9 класс. ИКН | Май 2014 | |
23. | Беседа: «Средние профессиональные учебные заведения нашего города». 9 Б класс | Май 2014 | |
24. | Подведение итогов работы, отчет о проделанной работе | Июнь 2014 | |
25. | |||
26. |
Используемая литература
- Информация взята с сайта Министерства образования и науки Российской Федерации http:|//mon/gov.ru|work|obr|dok|;
- Классному руководителю. Учеб.-метод.пособие/Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 280 с. – (Воспитание и доп.образование детей).
- Интернет-источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"
Юридическое образование – это огромный и интересный мир, таящий поистине безграничные возможности в области формирования карьеры.Юридические специальности вес...
программа курса по профессии "Оператор ЭВМ"
Программа соответствует ФГОС по профессии "Оператор ЭВМ", имеет рецензию. В нашей школе применяся с 9-11 класса с вручением свидетельства о присвоении профессии....
программа "Шаг в профессию"
профориентационная программа расчитана на учащихся коррекционной школы 8 вида (7-9 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 «АВТОМЕХАНИК»
Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка Рабочаей программы была сделана с учетом изменений.. Содерж...
Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»
Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...
КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Выполнение механизированных работ на фермах и комплексах крупного рогатого скота основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 111101.01 Мастер животноводства
Комплект КОС по профессиональнму модулю "Выполнение механизированных работ на фермах и комплесах крупного рогатого скота"ОПОП...
Конкурсная программа «В мире профессий».
расширение знаний о мире профессий; воспитание уважительного отношения к труду....