Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
Образовательная программа «Один день в музее» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании.
Музеи образовательных учреждений - эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, в этой связи необходимо образовательным учреждениям уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Цель программы:
создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, села, города, края;
Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
Оформление и экспонирование материалов;
Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
Организация исследовательской и проектной работы
Развитие сферы дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
Концепция образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной технологии — музейной педагогики.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- создать условия для самореализации каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую и проектную работу в школьном музее и школе.
Практическая культурно-образовательная
деятельность
Осуществляемый в музее процесс - передача культурных значений и смыслов, целью которой является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.
Обучение, передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии, мордовских языков, мировой художественной культуры.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, игр, конкурсов, выставок, конференций.
Общение. Встречи с интересными людьми.
Отдых. Организация свободного времени учащихся, педагогов и родителей.
По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.
Направления деятельности:
• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей-предметников и педагогов дополнительного образования.
Формы организации работы с аудиторией:
• лекции и беседы;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• спектакли;
• встречи с интересными людьми;
• игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение музеев города;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• практические занятия.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории Саранска, республики Мордовия, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях;развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Формы работы:
массовые,
групповые,
индивидуальные.
К массовым формам относятся: экскурсии, викторины, игры, конференции, лекции.
Групповыми формами работы являются съемка видеофильмов. Они снимаются и монтируются учащимися и родителями. Такие видеофильмы могут в дальнейшем постоянно использоваться на занятиях в школьном музее.
Индивидуальная работа предполагает работу с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, подготовку сообщений, рефератов, наблюдение за жизнью и бытом представителей разных народов, выполнение познавательных заданий, написание исследовательских работ, выставки творческих и проектных работ учащихся, поиск литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.
Применяемые технологии:
Игровые
Проблемного обучения
Индивидуального обучения (метод проектов)
Технология коллективных творческих дел
Сказкотерапия
Технология встречных усилий
«Диалог культур»
Музейные уроки.
Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно правильно расставить акценты, показать нечто важное, нужное, интересное.
Нетрадиционные формы проведения урока
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки в форме игр, конкурсов, викторин ,выставок;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, проектирование, творчество, анализ первоисточников, комментарии;
- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: уроки-выставки, уроки-экскурсии, уроки-презентации;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-спектакль.
Условия реализации программы.
Теоретические и практические занятия проводятся в школьном краеведческом музее.
Тематические экскурсии в республиканский краеведческий музей, музей национальной культуры, музей А.Полежаева.
Самостоятельная работа с книжным фондом музея, с экспонатами,
проектная и исследовательская деятельность.
Программа предназначена для внеурочной работы с учащимися 5-х классов.
Программа составлена на основе авторской программы по музейной педагогике, утвержденной экспертным советом Городского Управления образования (2012г.)
Внеаудиторная работа c учащимися
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки |
1 | Организация досуга | Экскурсии в музеи города, посещение выставок. | В течение учебного года |
2 | Участие в массовых мероприятиях | Участие в различных городских, республиканских, федеральных акциях, конкурсах | В течение учебного года |
Работа с родителями
№ | Наименование мероприятий | Дата проведения |
1. | Работа по сбору экспонатов | в течение всего года |
2. | Привлечение родителей к участию в различных мероприятиях (акциях, выставках, конкурсах, экскурсиях, праздниках). | в течение учебного года |
Содержание программы.
Содержание программы включает в себя следующие блоки:
- Жизнь и деятельность наших выдающихся земляков. С.Д.Эрьзя–скульптор с мировой известностью. Мордовские художники в истории мировой художественной культуры.
- История одного экспоната. Рассказ о самых интересных экспонатах, представленных в экспозиции школьного музея (прялка, веретено, ступа, полотенца, скатерти, колыбель, глиняная посуда, керосиновая лампа, весы, самовар, деревянные игрушки, матрешки).Культура труда и быта разных народов.
- Народные промыслы народов, населяющих Мордовию. Резьба по дереву, ювелирное искусство, керамика.
- Национальный костюм. Особенности мордовской, русской, татарской национальной одежды. Своеобразие и уникальность оформления.
- Национальная кухня. Своеобразие мордовской, русской, татарской национальной кухни. Особенности системы питания разных народов. Культура питания.
- Энциклопедия женского рукоделия. Вышивка, орнамент, техника лоскутного шитья в творчестве разных народов. Мастерство и трудолюбие рукодельниц разных национальностей.
- Наша книжная полка. Литература, представленная на русском, мордовских, татарском языках. Старые и редкие издания. Художественная литература, издания о республике, о городе Саранске. Книги о селах, деревнях, районных центрах, городах республики. Литература о развитии промышленного производства Мордовии.
- Традиции, обычаи, обряды разных народов, населяющих Мордовию.
Праздники( Масленица, Пасха, Курбан Байрам, Ураза). Мордовская свадьба.
- Путешествие в мир народных сказок. Мордовские, русские, татарские народные сказки.
- Жизнь пожелтевших фотографий. История жизни предков на старых фотоснимках.
- Тематические экскурсии в музеи города.
- Виртуальные экскурсии по экспозициям музеев мира.
Тематическое планирование ( 34 часа).
План. | Факт. | № | Тема | Тип занятия |
1 | Обзорная экскурсия «Здравствуй, музей!» | экскурсия | ||
2 | Наши новые экспонаты. | Презентация | ||
3 | История одного экспоната. Все о колыбели. | Презентация | ||
4 | Колыбельные песни в фольклоре разных народов. | Музыкальная композиция | ||
5 | Бабушкин сундучок. Полотенце в обрядах разных народов. | Выставка. | ||
6 | Особенности оформления полотенец (русских, мордовских, татарских) | |||
7 | Украшаем полотенце. | Практич. занятие | ||
8 | Энциклопедия женского рукоделия. Особенности мордовского орнамента. | |||
9 | Народные промыслы мордвы. Резьба по дереву. | Презентация | ||
10 | Глиняная посуда в быту разных народов. Виртуальная экскурсия по экспозициям разных музеев. | Интернет-экскурсия. | ||
11 | Путешествие в мир народной сказки. Мордовская народная сказка «Куйгорож». | Спектакль. | ||
12 | Мордовская национальная кухня. | Презентация | ||
13 | О татарской национальной кухне. | |||
14 | Традиционные блюда русской кухни. | |||
15 | Конкурс проектных работ по теме «Национальная кухня». | Конкурс | ||
16 | Энциклопедия женского рукоделия. Вышивка в рукоделии разных народов. | Практ. занятие | ||
17 | Мордовский национальный костюм. | Презентация | ||
18 | Конкурс проектных работ по теме «Национальная одежда». | Конкурс | ||
19 | Наш книжный фонд. Литературно-художественные издания о С.Эрьзе, Ф.Сычкове, И.Макарове. | Литерат. гостиная | ||
20 | «Что за прелесть эти сказки!» | Викторина. | ||
21 | История одного экспоната. Прялка. | |||
22 | Экскурсия в музей национальной культуры. | Экскурсия. | ||
23 | История одного экспоната. Керосиновая лампа. | |||
24 | О чем расскажут черно-белые фотографии. | |||
25 | Широкая масленица. (Мастя.) | Праздник | ||
26 | История удивительной куклы – матрешки. | Презентация | ||
27 | Экскурсия в музей национальной культуры. | Экскурсия. | ||
28 | История одного экспоната. Крестьянская обувь – лапти. | |||
29 | Народные обряды. Мордовская народная свадьба. | Музыкальная композиция | ||
30 | Наш книжный фонд. Старый Саранск на страницах книг. | Историческая гостиная. | ||
31 | Экскурсия в республиканский краеведческий музей | Экскурсия. | ||
32 | Традиции чаепития разных народов. Самовар. | Проекты | ||
33 | День открытых дверей. Международный день музеев. | Праздник | ||
34 | Я сегодня экскурсовод! Итоговая конференция. | Конференция |
Библиографический список
Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64
Харитонова,А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.73-77
Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№5.-(вкладыш)
Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№22.-(вкладыш); №21,№19,№18 (вкладыш)
Молодчая, Т.В. Вперёд в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду /Т.В. Молодчая //Воспитатель ДОУ.- 2010.-№6.-С.4-9
Турилова, Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89
Мандебура, Е. П. музейно- педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.- 2010.-№3.-С.104-107
Якубенко, Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т. Якубенко //Управление ДОУ.-2009.-№7.-С.88-94
Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84
Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5
Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24
Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31
Сечин, А. Г. Российский центр музейной педагогики и детского творчества / А. Г. Сечин // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 6-10
Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31
В ходе реализации образовательной программы учащиеся должны узнать:
- о жизни народов, населяющих Мордовию, в историческом прошлом;
- об особенностях быта своих предков;
- о традициях, обычаях, обрядах мордвы, татар, русского народа;
- о своеобразии декоративно-прикладного творчества разных народов,
- о национальных костюмах,
- о национальной кухне,
- о духовных ценностях народов;
приобщаясь к богатой и самобытной культуре мордвы, татар, русского народа, подняться в своем культурном развитии на новый уровень;
получить опыт исследовательской и проектной деятельности,
раскрыть в себе творческий потенциал,
максимально использовать возможности музея для развития мышления, воображения, памяти, внимания и других важнейших психических процессов;
использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни,
расширить свой кругозор благодаря общению с творческими людьми, систематическому посещению музеев города, участию в конкурсах, конференциях.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
«Утверждено» «Утверждено» «Согласовано»
Решение П/С Заседание на заседании М/О
От методсовета Протокол №7
Протокол №1 Протокол №1 от 26.05.2012
Приказ №92 от 29.08.2012 Руководитель
От 31.08.2012 Зам.директора М/О
Директор школы по НМР
___________О.В.Падерова _____________Н.А.Мосевнина _____________Н.Ф.Маланкина
Рабочая программа
внеурочной деятельности
« Музейная педагогика»
на 2012-2013 учебный год
Составитель:
Косынкина Л.М.,
учитель русского языка
и литературы
г.о. Саранск, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...