ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МОИ ПРАВА, МОИ ОБЯЗАННОСТИ»
рабочая программа по теме
Образовательная программа объединения «МОИ ПРАВА, МОИ ОБЯЗАННОСТИ», направление: «изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма». Цель: создание условий для формирования у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности, как у участника дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа | 381.57 КБ |
Предварительный просмотр:
оглавление
С. | ||
1. | Информационная карта программы | 5 |
2. | Пояснительная записка | 6 |
Направленность образовательной программы | 6 | |
Актуальность, новизна программы | 6 | |
Цель программы | 7 | |
Задачи программы | 7 | |
| 7 | |
| 8 | |
| 8 | |
| 8 | |
Ожидаемый результат обучения по программе | 8 | |
Возраст учащихся, их количество по годам обучения. Режим занятий | 8 | |
| 8 | |
| 8 | |
| 8 | |
Средства обучения | 9 | |
Контроль результативности учебного процесса | 10 | |
3. | Учебно-тематический план первого года обучения | 11 |
4. | Содержание изучаемого курса первого года обучения | 12 |
Тема 1. Вводная тема. | 12 | |
Тема 2. «Мы идём в школу». Какой дорогой, маршруты безопасного движения. | 12 | |
Тема 3. Город, где мы живём. Наша улица. | 12 | |
Тема 4. Что такое «ПРАВИЛА»? Правила дорожного движения. | 12 | |
Тема 5. История возникновения правил дорожного движения. «Что я знаю о ПДД?». | 12 | |
Тема 6. Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 13 | |
Тема 7. Сигналы светофора. | 13 | |
Тема 8. Правила перехода улиц и дорог на перекрёстках. Особенности перехода дороги по «зебре» при отсутствии светофора. | 13 | |
Тема 9. Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. | 13 | |
Тема 10. Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки». | 13 | |
Тема 11. Где можно играть? | 13 | |
Тема 12. История автомототранспорта и проблемы безопасного движения. | 14 | |
Тема 13. Причины дорожно-транспортных происшествий. | 14 | |
Тема 14. Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных средств. | 14 | |
Тема 15. Регулирование дорожного движения. | 14 | |
Тема 16. Организация движения, технические средства регулирования движения. | 14 | |
Тема 17. Светофорное регулирование. | 14 | |
Тема 18. А знаешь ли ты, что такое цвет-сигнал? Какие есть указатели на светофорах? | 15 | |
Тема 19. Общие правила перехода улиц и дорог. | 15 | |
Тема 20. Элементы улиц и дорог. | 15 | |
Тема 21. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. | 15 | |
Тема 22. «Ты хорошо знаешь ПДД?» | 15 | |
Тема 23. Обязанности пешеходов. | 15 | |
Тема 24. Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. | 15 | |
Тема 25. Труд водителя. | 16 | |
Тема 26. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров, их сочетание. | 16 | |
Тема 27. Мы - пассажиры. Обязанности пассажиров. | 16 | |
Тема 28. Предупредительные сигналы транспортных средств. | 16 | |
Тема 29. Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. | 16 | |
Тема 30. Сигналы (жесты) регулировщика. | 16 | |
Тема 31. Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. | 16 | |
Тема 32. Дорожная разметка и её предназначение. | 17 | |
Тема 33. Железная дорога. | 17 | |
Тема 34. Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов. | 17 | |
Тема 35. Общие требования к водителям велосипедов. | 17 | |
Тема 36. Правила езды на велосипеде. | 17 | |
Тема 37. ГИБДД и ДПС. | 17 | |
Тема 38. Обобщающее занятие. | 18 | |
Тема 39. Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на дорогах. | 18 | |
5. | Учебно-тематический план второго года обучения | 19 |
6. | Содержание изучаемого курса второго года обучения | 20 |
Тема 1. Вводная тема | 20 | |
Тема 2. История возникновения правил дорожного движения | 20 | |
Тема 3. Общие положения ПДД | 20 | |
Тема 4. Участники дорожного движения | 20 | |
Тема 5. Транспортные средства и правила движения | 21 | |
Тема 6. Дорожная разметка | 21 | |
Тема 7. Дорожные знаки | 21 | |
Тема 8. Организация, подготовка, участие в конкурсных мероприятиях | 21 | |
Тема 9. Основы оказания первой медицинской помощи | 22 | |
Тема 10. Итоговое занятие | 22 | |
7. | Учебно-тематический план третьего года обучения | 23 |
8. | Содержание изучаемого курса третьего года обучения | 24 |
Тема 1. Вводная тема | 24 | |
Тема 2. История возникновения правил дорожного движения | 24 | |
Тема 3. Общие положения ПДД | 24 | |
Тема 4. Участники дорожного движения | 24 | |
Тема 5. Транспортные средства и правила движения | 25 | |
Тема 6. Дорожная разметка | 25 | |
Тема 7. Дорожные знаки | 25 | |
Тема 8. Организация, подготовка, участие в конкурсных мероприятиях | 25 | |
Тема 9. Основы оказания первой медицинской помощи | 26 | |
Тема 10. Итоговое занятие | 26 | |
9. | Методическое обеспечение и Техническое оснащение занятий | 26 |
10. | Список использованных источников и литературы | 27 |
10.1. | Нормативно-правовые акты | 27 |
10.2. | Список литературы, рекомендуемой педагогам | 27 |
10.3. | Список литературы, рекомендуемой родителям и воспитанникам | 28 |
- Информационная карта программы
1. | Полное название программы | Образовательная программа объединения «МОИ ПРАВА, МОИ ОБЯЗАННОСТИ», направление: «изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» |
2. | Цель программы | Создание условий для формирования у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности, как у участника дорожного движения |
3. | Специфика содержания | Реализация задач воспитания и обучения детей безопасности дорожного движения |
4. | Название организации | Управление образования Калининского района г. Челябинска, Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования Детей Центр Внешкольной Работы «Радуга» |
5. | Адрес организации | 454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 60-а |
6. | Компьютерная вёрстка | Блинов Альберт Леонидович – педагог дополнительного образования ЦВР «Радуга» |
7. | Ожидаемый результат | Активизация познавательной активности в получении теоретических и практических навыков безопасного поведения на дороге, необходимых участникам дорожного движения |
8. | Субъекты обучения | Учащиеся общеобразовательных школ, дети в возрасте 10-13 лет |
9. | Тип программы | |
10. | Направленность образования | Гуманитарная |
11. | Способ освоения содержания образования | |
12. | Уровень освоения содержания образования | Начальный и основной |
13. | Возрастной уровень реализации программы | Начальное, основное общее образование |
14. | Форма реализации программы | Групповая, индивидуальная |
15. | Продолжительность реализации программы | Трёхгодичная |
- Пояснительная записка
Направленность образовательной программы
Предмет изучения – Правила Дорожного Движения.
Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся начальной и средней школы, разработана в рамках Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», (в редакции Федерального закона от 25.11.2009 № 267-ФЗ), с учётом положений Модельного Закона о внешкольном образовании (см. раздел № 10).
Направленность образования настоящей программы – гуманитарная, осуществляющая психологическую и практическую подготовку к жизни в большом городе, обеспечивающая не только навыки безопасности жизнедеятельности, но и формирующая основу общежития и понимания правил дорожного движения.
Программа разработана для ознакомления детей в возрасте 10–13 лет с действующими правилами дорожного движения с проведением учебно-тренировочных занятий, позволяет дать детям необходимые знания, развить умения и навыки применения знаний в жизни; также может быть использована в дальнейшем для обучения детей более старшего возраста для глубокого изучения материала, что в будущем будет способствовать получению прав на управление транспортными средствами и выбору профессии. Этому способствует включение в учебные планы 2 и 3 годов обучения практически всех разделов Правил Дорожного Движения (что является обязательным условием для их изучения в любом возрасте).
Содержание образования учащимися 1 года обучения осваивается информационно-рецептивным способом, т.е. информация даётся детям в виде рассказа, показа, используются наглядные пособия, иллюстрации. Обучение предусматривает применение проблемного и развивающего раздаточного материала. Эвристический способ освоения программы предполагается на последующих годах обучения, в расчёте на то, что учащиеся самостоятельно найдут решение поставленного вопроса. При этом от них всех ожидается творческое отношение к делу.
Занимаясь в объединении, воспитанники приобретают теоретические знания по правилам дорожного движения, отрабатывают практические навыки соблюдения их в условиях большого города.
Актуальность, новизна программы.
Актуальность программы, в первую очередь характеризуется актуальностью проблемы[5]. Всё обстоит таким образом, что проблема дорожно-транспортного травматизма с каждым годом становится значимее.
Масштабы проблемы таковы:
«Ежегодно почти 1,3 миллиона человек погибают в дорожных авариях − более 3000 человек в день − и более половины этих людей не передвигаются на автомобиле. Ещё двадцать − пятьдесят миллионов человек подвергаются в результате аварий не смертельным травмам, которые являются важной причиной нетрудоспособности во всём мире. Девяносто процентов смертей в результате ДТП имеют место в странах с низким и средним уровнями доходов, на которые приходится менее половины зарегистрированного мирового автопарка. Дорожно-транспортный травматизм относится к числу трёх ведущих причин смерти лиц в возрасте от 5 до 44 лет. В отсутствие незамедлительных и действенных шагов дорожно-транспортный травматизм станет, по прогнозам, пятой ведущей причиной смерти в мире, ежегодно уносящей по оценкам 2,4 миллиона человеческих жизней. Это, отчасти, является следствием стремительной автомобилизации, которая не сопровождается достаточным совершенствованием стратегий обеспечения дорожной безопасности и планирования землепользования. Экономические последствия автомобильных аварий составляют по оценкам 1%−3% от соответствующего ВНП[6] стран мира, достигая в общей сложности 500 млрд. долл. США. Сокращение травматизма и смертности на дорогах приведёт к уменьшению страданий, откроет возможности для роста и высвободит ресурсы для более производительного использования».
Информация извлечена из Глобального плана осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011–2020 гг. (A/64/255), провозглашённого в марте 2010 г. в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.
Рекомендуемые ООН меры повлияли на изменения и во внутренней политике нашего государства. В то же время в России этот вопрос всегда находился под пристальным вниманием со стороны законодательной и исполнительной власти России.
Статья 29 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (в редакции Федерального закона от 25.11.2009 № 267-ФЗ) гласит:
1. Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно - правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.
2. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
3. Положения об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах включаются в соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты.
Однако в системе образования отмечается несоответствие между количеством часов, отведённых на изучение тех или иных разделов в содержании программы школьного предмета "Обеспечение безопасности жизнедеятельности", и важностью рассматриваемого вопроса, что не позволяет в должной мере решить проблему знаний учащихся по правилам дорожного движения.
Новизна программы, несомненно, в том, что она предусматривает продолжительный срок сосредоточения внимания учащихся на вопросах, связанных не только с ознакомлением с правилами дорожного движения, но и на вопросах обучения безопасному поведению на дорогах, выработке практических навыков, на понимании правил общежития и безопасного взаимодействия всех людей в различных жизненных ситуациях. При этом основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы профилактики детского травматизма и изучения ПДД рассматриваются как один из аспектов личной безопасности ребёнка. Программа значительно дополняет общеобразовательную подготовку школ.
Цель программы.
Обеспечить у обучаемых правильное понимание установок общества в части ПРАВИЛ ДВИЖЕНИЯ НА ДОРОГАХ, создать условия для формирования у них культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения. При этом оказать воздействие через обучение для существенного развития личности воспитанника.
Задачи программы
Организующие:
- обеспечение системного подхода к обучению воспитанников безопасному поведению на дорогах;
- расширение дополнительного образования детей по профилактике детско-юношеского травматизма;
- повышение эффективности внеурочных занятий по обучению детей безопасному поведению на дорогах и дворовых территориях большого города;
- совершенствование учебно-методической базы;
- развитие форм сотрудничества и взаимодействия со школой, с семьей, предприятиями, учреждениями, организациями, подразделениями ГИБДД;
- совершенствование методики преподавания предмета с применением информационно - коммуникационных технологий.
Обучающие:
- обучение, расширение и углубление знаний по Правилам дорожного движения, особенностям восприятия дорожной обстановки и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- формирование умений, выработка практических навыков безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях;
- ознакомление с историей правил дорожного движения;
- вовлечение детей в процесс самообразования, участие в подготовке учебно-методических материалов по темам программы.
Развивающие:
- развитие способности правильно воспринимать и оценивать дорожные ситуации;
- развитие иных способностей, влияющих на правильное понимание жизненных ситуаций;
- развитие мотивационно-поведенческой культуры учащихся;
- развитие творческой активности на основе привлечения учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на дорогах;
- обеспечение возможности самоутверждения и самореализации в обществе.
Воспитывающие:
- воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения Правил дорожного движения;
- воспитание чувства ответственности и культуры поведения на дорогах;
- формирование навыков культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения.
Ожидаемый результат обучения по программе
По завершении обучения ожидается достижение поставленной в программе цели: понимание установок общества, того для чего правила устанавливаются, осмысленное следование этим правилам, умение разъяснить их целесообразность и оказать помощь заинтересованным в этом людям, что будет точным подтверждением развития личности и его способностей.
Возраст учащихся, их количество по годам обучения. Режим занятий
Возраст детей.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 13 лет. Предполагается дифференцированный подход к обучению учащихся, в зависимости от способностей каждого.
Состав групп.
Состав детских групп постоянный, обеспечивается систематическим проявлением внимания к каждому подростку, путём создания надёжных личностных контактов внутри каждой группы, через вовлечение их в коллективные действия, создание творческих работ рассматриваемой направленности с последующим участием в конкурсах и выставках.
Особенности набора детей в группы.
Набор детей в группы предполагает свободный приём.
Осуществляется следующими способами:
- Целенаправленный поиск новых обучаемых путём оповещения учащихся ближайших школ микрорайона, через объявления, личные беседы с коллективами школьников и т.д.
- Привлечение к занятиям детей, узнавших о дополнительном образовании от детей, уже проходящих подобное обучение в других объединениях.
- Оповещение родителей через предприятия, учреждения, организации района по электронной почте.
Группы первого года обучения состоят из 10 – 15 человек.
Курс обучения рассчитан на 144 часа в год, в неделю – 4 часа, т.е. два занятия в неделю по два часа.
Группы второго и третьего годов обучения могут состоять, соответственно, из 10 и 8 человек. При увеличении индивидуальной работы в группах, согласно Модельному Закону, их количество не должно превышать 5 чел.
Курс обучения 2 и 3 годов обучения рассчитан на 216 часов в год, в неделю – 6 часов, три занятия в неделю, каждое по два часа.
В связи с тем, что объединение организовано в текущем году, и кроме первого года обучения других групп ещё не существует, содержание программы и учебного плана рассматривается на перспективу. Программа ещё не прошла испытание практикой и, несомненно, будет скорректирована в процессе работы.
Программа в настоящее время составляется как концентрическая, т.е. предполагает изучение одних и тех же тем на все три года обучения (разделы ПДД не меняются и подлежат изучению в комплексе) с усложнением их содержания на втором и третьем году. Степень сложности будет определяться на основе практических результатов воплощения её на практике первого года обучения. Содержание работы по учебным планам, соответственно, также будет корректироваться.
Для достижения результата планируется использование различных форм проведения занятий – это занятия и аудиторные, и на местности, теоретические и практические, выездные и др., с привлечением представителей различных заинтересованных организаций.
При изучении нового материала предполагается использование объяснения, рассказа, показа, иллюстрации, демонстрации, лекции.
Закрепление изученного материала планируется на основе обсуждений, дискуссий, практических работ, тестов викторин.
Повторение изученного — необходимая составляющая обучения, планируется в виде систематического возвращения к пройденному материалу, являющемуся основой вновь рассматриваемой темы. Письменный контроль – в виде подготовки рефератов по избранной теме образовательной программы.
Проверка полученных знаний — в виде выполнения контрольных заданий, защиты творческих работ, или участие в конкурсах или выставках.
В процессе работы планируется использование методики дифференцированного обучения, когда при одинаковом для всех учащихся изложении нового материала практические задания отдельным воспитанникам предлагаются разного уровня сложности в зависимости от способностей каждого из них.
Средства обучения
Выбор средств обучения будет определяться исходя из особенностей учебного процесса, на которые влияет ряд объективных факторов, сопряжённых с началом работы по настоящей программе, в первую очередь определяемых условиями её реализации. При этом следует иметь в виду, что Закон об образовании не ограничивает педагогов в выборе этих средств. Исходя из этого, форма преподнесения изучаемого материала будет корректироваться по мере освоения настоящей программы. В то же время в пункты тем «материалы» первого года обучения /краткое описание содержания учебного плана/ включены материалы, заранее собранные на соответствующих сайтах Интернета и уже имеющиеся в наличии, но они не указаны в перечне рекомендованной литературы, т.к. их поиск в Интернете по указанной информации не составляет никакой сложности.
Контроль результативности учебного процесса
В процессе обучения предполагаются разные виды контроля результативности усвоения программного материала.
Виды используемого контроля | ||||||
Контроль педагога | Взаимоконтроль | Самоконтроль | Формы контроля | |||
Предварительный | Индивидуальный | |||||
Текущий | Групповой | |||||
Итоговый | Фронтальный | |||||
Конкурсы и выставки |
- Учебно-тематический план первого года обучения
(144 час., 4 час. в неделю)
№ п/п | Темы и их содержание | Всего часов | В том числе | |
Теор. | Практ. | |||
Вводная тема. | 2 | 2 | ||
«Мы идём в школу». Какой дорогой, маршруты безопасного движения. | 2 | 1 | 1 | |
Город, где мы живём. Наша улица. | 2 | 1 | 1 | |
Что такое «ПРАВИЛА»? Правила дорожного движения. | 2 | 1 | 1 | |
История возникновения правил дорожного движения. «Что я знаю о ПДД?». | 2 | 2 | ||
Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 4 | 2 | 2 | |
Сигналы светофора. | 2 | 1 | 1 | |
Правила перехода улиц и дорог на перекрёстках. Особенности перехода дороги по «зебре» при отсутствии светофора. | 4 | 2 | 2 | |
Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. | 4 | 2 | 2 | |
Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки». | 4 | 2 | 2 | |
Где можно играть? | 4 | 2 | 2 | |
История автомототранспорта и проблемы безопасного движения. | 4 | 2 | 2 | |
Причины дорожно-транспортных происшествий. | 4 | 2 | 2 | |
Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных средств. | 4 | 2 | 2 | |
Регулирование дорожного движения. | 4 | 2 | 2 | |
Организация движения, технические средства регулирования движения. | 4 | 2 | 2 | |
Светофорное регулирование. | 4 | 2 | 2 | |
А знаешь ли ты, что такое цвет-сигнал? Какие есть указатели на светофорах? | 4 | 2 | 2 | |
Общие правила перехода улиц и дорог. | 4 | 2 | 2 | |
Элементы улиц и дорог. | 4 | 2 | 2 | |
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. | 4 | 2 | 2 | |
«Ты хорошо знаешь ПДД?» | 4 | 2 | 2 | |
Обязанности пешеходов. | 4 | 2 | 2 | |
Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. | 4 | 2 | 2 | |
Труд водителя. | 4 | 2 | 2 | |
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров, их сочетание. | 4 | 2 | 2 | |
Мы - пассажиры. Обязанности пассажиров. | 4 | 2 | 2 | |
Предупредительные сигналы транспортных средств. | 4 | 2 | 2 | |
Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. | 4 | 2 | 2 | |
Сигналы (жесты) регулировщика. | 4 | 2 | 2 | |
Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. | 4 | 2 | 2 | |
Дорожная разметка и её предназначение. | 4 | 2 | 2 | |
Железная дорога. | 4 | 2 | 2 | |
Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов. | 4 | 2 | 2 | |
Общие требования к водителям велосипедов. | 4 | 2 | 2 | |
Правила езды на велосипеде. | 4 | 2 | 2 |
ГИБДД и ДПС. | 4 | 2 | 2 | |
Обобщающее занятие. | 4 | 2 | 2 | |
Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на дорогах. | 4 | 2 | 2 | |
ВСЕГО: | 144 | 74 | 70 |
- Содержание изучаемого курса первого года обучения
Тема 1. Вводная тема
Теория: Знакомство с группой. Организационные вопросы. Техника безопасности. Общие правила санитарии и гигиены. Дежурство и порядок работы в объединении. Терминология, культура и речь.
Материалы: Раздаточный материал – памятка для учащегося.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня культуры общения. Дисциплина.
Тема 2. «Мы идём в школу». Какой дорогой, маршруты безопасного движения.
Теория: Беседа с детьми о том, как они попадают в школу.
Практика: Раскрашивание головоломок – поиск маршрута. Нарисовать маршрут движения в школу.
Материалы: Раздаточный материал – раскраски -головоломки
Ожидаемые результаты:
Самостоятельно выбрать безопасный путь движения.
Тема 3 Город, где мы живём. Наша улица.
Теория: Беседа о Челябинске. Демонстрация выставочных работ детей объединения ЦВР «Радуга»: брандмейстер и его пожарный инструмент (бочка – телега, багор, ведро), - копия композиции с ул. Кирова
Практика: Нарисовать самостоятельно или дорисовать рисунки-раскраски с изображениями перекрёстков, пешеходных переходов, участков дорог и т.д.
Материалы: Раздаточный материал – раскраски.
Ожидаемые результаты:
Снять напряжение от сложно воспринимаемой информации о понятии безопасности на дорогах.
Тема 4 Что такое «ПРАВИЛА»? Правила дорожного движения.
Теория: Рассказ о том, что такое определение конкретного слова. Определение слова «правила». Правила дорожного движения. Предмет изучения.
Практика: Зарисовка конкретного правила поведения.
Материалы: Раздаточный материал – раскраски или чистые листы бумаги.
Ожидаемые результаты:
Понимание термина «правила».
Тема 5 История возникновения правил дорожного движения. «Что я знаю о ПДД?».
Теория: История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте - легковом, грузовом, общественном, о велосипеде в России, а также о первых дорожных знаках, жезлах, разметке.
Практика: Раскраска, зарисовка по памяти, изготовление макетов первого светофора, автомобиля, знака.
Материалы: Из Интернета.
Ожидаемые результаты:
Повышение интереса к изучению ПДД
Тема 6 Движение пешеходов по улицам и дорогам.
Теория: Изложить общие обязанности участников дорожного движения.
Практика: Разобрать способы передвижения участников дорожного движения на макетах перекрестков и участков дорог, известных детям
Материалы: "Азбука безопасности". Урок-игра по правилам дорожного движения с интерактивной викториной для 1-го класса /Соколова И.В./
Ожидаемые результаты:
Понимание того, что все участники дорожного движения, перемещаясь на дороге, подчиняются каким-то правилам, при этом ориентируются на какие-то указатели.
Тема 7 Сигналы светофора.
Теория: Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора. Поведение пешеходов на перекрестке.
Практика: Раскраски – «светофорик», «бабочка – светофор» и др. Самостоятельные рисунки.
Материалы: Внеклассное мероприятие для детей 1—2-х классов "Школа светофорных наук" /Кубрина Г.И./
Ожидаемые результаты:
Точное воспроизведение места расположения цвета на светофоре, независимо от способности восприятия цвета (для дальтоников).
Тема 8 Правила перехода улиц и дорог на перекрёстках. Особенности перехода дороги по «зебре» при отсутствии светофора.
Теория: Поведение пешеходов на перекрестке. Сигналы автомобиля. С помощью макета (схемы) изложить принципы перехода перекрестков. Общие правила перехода через дорогу.
Практика: Изобразить разметку проезжей части. Начертить схемы перекрестков различных видов. Как обозначается пешеходный переход?
Материалы: Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения "Школа дорожных наук" /Рудакова Е.В./
Ожидаемые результаты:
Повышение бдительности и проявление осторожности на дороге.
Тема 9 Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.
Теория: Изложение различных опасных ситуаций на дорогах. Использование схем и расчётов скорости движения всех участников дорожного движения.
Практика: Задание нарисовать схему остановочного пути автомобиля, «мёртвые» зоны видимости участков дороги.
Материалы: Занятие по ОБЖ "Правила дорожные знать каждому положено" /Гончарова О.А./
Ожидаемые результаты:
Понимание того, что транспорт мгновенно не останавливается, а каждый участник дорожного движения рассчитывает на то, что другие добросовестно исполняют свои обязанности на дороге. Понимание того, что нарушитель правил создаёт ситуации, при которых гибнут люди.
Тема 10 Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».
Теория: Рассказ о том, что чаще всего приводит к гибели людей, и особенно детей, на дороге.
Практика: Разбор конкретной ситуации, унёсшей многие жизни – переход через дорогу по «зебре» на многополосной дороге.
Материалы: Только стандартная схема размещения на дороге участников конкретных ДТП.
Ожидаемые результаты:
Точное следование рекомендациям практика.
Тема 11 Где можно играть?
Теория: Рассказы о том, как безопасно и весело можно отдыхать, почему не следует развлекаться на дороге.
Практика: Раскраски по тематике занятия. Выбор места отдыха для любимых игрушек и домашних животных, что они бы выбрали сами?
Материалы: "Безопасность глазами детей" по ПДД /Иванова Л.И./;
«Занятия по правилам движения "Мы знакомимся с улицей"» /Неупокоева И.Г./
Ожидаемые результаты:
Установка на безопасное поведение.
Тема 12 История автомототранспорта и проблемы безопасного движения.
Теория: История автомототранспорта и обеспечения безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды.
Практика: Изготовление макетов транспортных средств.
Материалы: Раскраски с изображением различных моделей транспорта, трафареты автомобилей для изготовления бумажных моделей.
Ожидаемые результаты:
Общее развитие кругозора.
Тема 13 Причины дорожно-транспортных происшествий.
Теория: Что такое ДТП? Что мешает вовремя увидеть опасность на улицах. Причины несчастных случаев.
Практика: Разбор конкретных ситуаций на площадке с разметкой, аналогичной дорожной разметке.
Материалы: Психологический тренинг на внимание «Где я?»
Ожидаемые результаты:
Знание различных возможных ситуаций на дороге.
Тема 14 Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных средств.
Теория: Скорость движения. Остановка, стоянка, вынужденная остановка. Опознавательные знаки транспортных средств. Остановочный и тормозной путь.
Практика: Определение марок автомобилей по их внешнему виду. Нарисовать тормозной путь автомобиля при экстренном торможении, объяснить рисунок.
Материалы: Из Интернета.
Ожидаемые результаты:
Понимание того, остановочное торможение и экстренное
Тема 15 Регулирование дорожного движения.
Теория: Необходимость регулирования движения. Особенности регулирования движения в условиях большого города.
Практика: К чему может привести отсутствие правильного регулирования движения.
Материалы: Раскраски: «Дорисуй и создай пробку на дороге»
Ожидаемые результаты:
Понимание необходимости регулирования дорожного движения и подчинения сигналам регулировки.
Тема 16 Организация движения, технические средства регулирования движения.
Теория: Информация обо всех средствах регулирования. Общие сведения об организации движения и о том, как изменялись способы и средства решения этой проблемы.
Практика: Игра «Кто придумает больше всех средств регулирования движения. Как решить эту задачу в лесу?»
Ожидаемые результаты:
Вызвать смех по поводу регулирования движения животных, живущих без правил дорожного движения.
Тема 17 Светофорное регулирование.
Теория: Каким был первый светофор. История возникновения и развития светофорного регулирования. Разновидности светофоров.
Практика: «Придумай сказку о Светофоре». Тест: «Знание видов светофоров и их сигналов».
Материалы: «Краткая история развития ПДД и техники его регулирования».
Ожидаемые результаты:
Знание видов светофоров, расставленных на улицах Челябинска, и их предназначения.
Тема 18 А знаешь ли ты, что такое цвет-сигнал? Какие есть указатели на светофорах?
Теория: Дополнительные светофорные секции, их предназначение.
Практика: «Организуй движение по заданной ситуации».
Материалы: Внеклассное мероприятие по теме: "Зеленый огонек". Игра по Правилам дорожного движения. /Даровских О.В./
Ожидаемые результаты:
Расширение кругозора.
Тема 19 Общие правила перехода улиц и дорог.
Теория: Повторение ранее пройденного материала и более глубокое изучение темы.
Практика: Создание буклета «Помни, пешеход!»
Материалы: Памятка пешеходу.
Ожидаемые результаты:
Участие в коллективной работе
Тема 20 Элементы улиц и дорог.
Теория: Термины из ПДД.
Практика: Нарисовать элементы улиц и дорог.
Материалы: ПДД.
Ожидаемые результаты:
Точное воспроизведение понятия терминов.
Тема 21 Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.
Теория: Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах?
Практика: Выход на улицу, наблюдение за поведением людей на дороге. Обсуждение их поступков с точки зрения выполнения установленного на дороге порядка.
Материалы: ПДД, комментарии к ним.
Ожидаемые результаты:
Способность определить допущенные нарушения ПДД.
Тема 22 «Ты хорошо знаешь ПДД?»
Теория: Закрепление пройденного материала. Повторение основных разделов Правил.
Практика: Решение вводных задач, викторина по ПДД.
Материалы: Кроссфорды. Логические задачи.
Ожидаемые результаты:
Обнаружение знаний.
Тема 23 Обязанности пешеходов.
Теория: Общие правила движения пешеходов по улицам и дорогам. ПДД об обязанностях пешеходов. Движения группами. Переход дороги.
Практика: Деловая игра.
Материалы: «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах» /Булдакова Г.В./
Ожидаемые результаты:
Понимание термина «обязанности».
Тема 24 Ответственность пешеходов за нарушение ПДД.
Теория: Как воздействовать на пешеходов, чтобы они всегда выполняли правила на дороге. Дисциплина. Неотвратимость наказания.
Практика: Деловая игра.
Материалы: КоАП РФ.
Ожидаемые результаты:
Знание того, почему пешеходов, нарушающих ПДД, подвергают административному наказанию.
Тема 25 Труд водителя.
Теория: Законы дорожного движения. Проезд перекрестков. Движение в жилых зонах. Перевозка людей и грузов. Опасные ситуации на дорогах.
Практика: Рассказ, игры: «Мои папа (мама) водитель», «Я водитель __________ (название авто)»
Материалы: ПДД, комментарии к ним.
Ожидаемые результаты:
Тема 26 Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров, их сочетание.
Теория: Общие вопросы порядка движения, остановки, стоянки транспортных средств. отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и железнодорожных переездов.
Практика: Игра «Водитель, пешеход, пассажир».
Материалы: ПДД с комментариями.
Ожидаемые результаты:
Понимание зависимости безопасности каждого от поведения других участников движения.
Тема 27 Мы - пассажиры. Обязанности пассажиров.
Теория: Городской пассажирский транспорт. Предупредительные объявления водителей. Правила поведения в общественном транспорте и на остановочных площадках. Правила поведения пассажиров в личном транспортном средстве. Безопасные места для детей.
Практика: Придумать новые способы безопасной перевозки пассажиров, исключающей их обязанности.
Материалы: ПДД с комментариями.
Ожидаемые результаты:
Способность уяснить, что без обязанностей невозможно обеспечить безопасность.
Тема 28 Предупредительные сигналы транспортных средств.
Теория: Сигналы автомобиля. Их предназначение. Своевременность подачи сигнала.
Практика: Игра «Какие сигналы подают звери, встречаясь на тропинках в лесу».
Викторина со смешными вопросами-ответами.
Материалы: Из Интернета.
Ожидаемые результаты:
Знание сигналов.
Тема 29 Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.
Теория: Номерные, опознавательные и предупреждающие знаки, надписи и обозначения. Для чего они предназначены.
Практика: Придумать новые обозначения для машин, пешеходов, пассажиров, животных на дороге и т.д. /КВН/
Материалы: ПДД.
Ожидаемые результаты:
Понимание различий в обозначениях, и их предназначение.
Тема 30 Сигналы (жесты) регулировщика.
Теория: Сигналы регулировщика.
Практика: Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика.
Материалы: Рисунки или фотографии регулировщика.
Ожидаемые результаты:
Знание сигналов и умение их продемонстрировать.
Тема 31 Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.
Теория: Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков. Ознакомление с инструкцией и порядком установления дорожных знаков.
Практика: Разложить образцы дорожных знаков по их видам. Конкурс «Новые знаки ДД».
Материалы: Образцы дорожных знаков.
Ожидаемые результаты:
Знание разновидности дорожных знаков.
Тема 32 Дорожная разметка и её предназначение.
Теория: Разметка дороги. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль дорог. Перекрестки и их виды. Транспортные потоки.
Практика: Задание нарисовать по памяти известные разметки на дорогах. Дать им пояснение.
Материалы: ПДД, комментарии к ним.
Ожидаемые результаты:
Умение отличить виды разметки.
Тема 33 Железная дорога.
Теория: Железная дорога. Регулирование движения на Ж/Д. Ж/Д – источник повышенной опасности.
Практика: Найти совпадения и отличия между Ж/Д и рельсовым городским транспортом.
Материалы: Фотографии видов локомотивов и вагонов, поездов в метро и трамваев.
Ожидаемые результаты:
Понимание потенциальной опасности перечисленных транспортных средств.
Тема 34 Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов.
Теория: Как снизить риск избежать травм на Ж/Д. Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности при пользовании электропоездами.
Практика: Придумать новые способы, как избежать столкновение с поездом, или как сделать так, чтобы от удара никто не пострадал.
Материалы: Фотографии подушек безопасности автомобилей, ремней безопасности и т.п. Тестирование автомобилей на специальных стендах.
Ожидаемые результаты:
Побуждение думать.
Тема 35 Общие требования к водителям велосипедов.
Теория: Правила для велосипедистов. Изменения в ПДД относительно «мокиков», мопедов и др. транспортных средств, не относящихся к мотоциклам. Основные правила езды и меры безопасности.
Практика: Составление таблицы «Права – обязанности».
Материалы: Из Интернета по истории изобретения велосипеда и курьёзов с этим связанных.
Ожидаемые результаты:
Велосипед – это не только средство развлечения, но и транспорт, который на дороге должен двигаться только по правилам.
Тема 36 Правила езды на велосипеде.
Теория: Изложение правил. Основные правила езды и меры безопасности.
Практика: Самостоятельная работа по теме: «Мой друг – велосипед».
Материалы: ПДД с комментариями.
Ожидаемые результаты:
Знание правил.
Тема 37 ГИБДД и ДПС.
Теория: Предназначение и задачи ГАИ. Причины переименования в ГИБДД. Что такое ДПС.
Практика: Наблюдение за работой ДПС. Инструктаж, развод по постам и маршрутам патрулирования.
Материалы: Из личного опыта службы в подразделениях ОВД, в том числе ОДДНМ ГАИ УВД г. Челябинска.
Ожидаемые результаты:
Понимание предназначения служб контроля и регулирования дорожного движения.
Тема 38 Обобщающее занятие.
Теория: Краткое изложение всех разделов ПДД, сосредоточение внимания на необходимости каждого раздела как составляющей части целого механизма обеспечения безопасности на дорогах.
Практика: Конкурс рекомендаций школьникам, не знающим ПДД.
Материалы: ПДД.
Ожидаемые результаты:
Вызвать интерес к продолжению изучения ПДД для более глубокого понимания.
Тема 39 Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на дорогах.
Практика: Тест на знание ПДД и умение решить вводные задачи.
Теория: Подведение итогов контроля обучения. Поощрение отличившихся воспитанников.
Материалы: Тест.
Ожидаемые результаты:
Хорошее настроение.
- Учебно-тематический план второго года обучения
(216 час., 6 час. в неделю)
№ п/п | Темы и их содержание | Всего часов | В том числе | Всего часов | В том числе | ||
Теор. | Практ. | Теор. | Практ. | ||||
1. | Вводная тема | 8 | 6 | 2 | |||
2. | История возникновения правил дорожного движения | 4 | 3 | 1 | |||
3. | Общие положения ПДД | 4 | 2 | 2 | |||
4. | Участники дорожного движения | 26 | 10 | 16 | |||
Участники дорожного движения | 6 | 2 | 4 | ||||
Общие обязанности водителей | 6 | 2 | 4 | ||||
Обязанности пешеходов | 8 | 4 | 4 | ||||
Обязанности пассажиров | 6 | 2 | 4 | ||||
5. | Транспортные средства и правила движения | 62 | 30 | 32 | |||
Транспортные средства, их виды. | 4 | 2 | 2 | ||||
Применение аварийной сигнализации и знака | 2 | 1 | 1 | ||||
Начало движения. Маневрирование | 4 | 2 | 2 | ||||
Скорость движения | 4 | 2 | 2 | ||||
Остановка и стоянка | 4 | 2 | 2 | ||||
Проезд перекрёстков | 6 | 2 | 4 | ||||
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств | 6 | 3 | 3 | ||||
Движение через железнодорожные пути | 4 | 2 | 2 | ||||
Движение по автомагистралям | 4 | 2 | 2 | ||||
Движение в жилых зонах | 4 | 2 | 2 | ||||
Приоритет маршрутных транспортных средств | 2 | 1 | 1 | ||||
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами | 2 | 1 | 1 | ||||
Буксировка механических транспортных средств | 2 | 1 | 1 | ||||
Учебная езда | 4 | 2 | 2 | ||||
Перевозка людей | 4 | 2 | 2 | ||||
Перевозка грузов | 2 | 1 | 1 | ||||
Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных | 2 | 1 | 1 | ||||
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств | 2 | 1 | 1 | ||||
6. | Дорожная разметка и её характеристики | 28 | 10 | 18 | |||
Дорожная разметка и её характеристики | 12 | 4 | 8 | ||||
Расположение транспортных средств на проезжей части | 12 | 4 | 8 | ||||
Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. | 4 | 2 | 2 |
7. | Дорожные знаки | 48 | 15 | 33 | |||
Дорожные знаки, их виды | 20 | 3 | 17 | ||||
Сигналы светофора и регулировщика | 16 | 8 | 8 | ||||
Обгон, встречный разъезд | 8 | 2 | 6 | ||||
Применение специальных сигналов | 4 | 2 | 2 | ||||
8. | Организация, подготовка, участие в конкурсных мероприятиях. | 18 | 18 | ||||
9. | Основы оказания первой медицинской помощи | 12 | 4 | 8 | |||
10. | Итоговое занятие. | 6 | 2 | 4 | |||
ВСЕГО: | 216 | 82 | 134 | 216 | 82 | 134 |
- Содержание изучаемого курса второго года обучения
Тема 1. Вводная тема
Теория: Организационные вопросы. Ознакомление с образовательной программой. Содержание работы объединения и план занятий на текущий учебный год. Техника безопасности. Общие правила санитарии и гигиены. Дежурство и порядок работы в объединении. Терминология, культура и речь.
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов. Работа со словарями и специальной литературой.
Материалы: "Как чему-то научиться". Раздаточный материал для домашнего задания.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня культуры общения. Облегчение проведения будущих занятий в объединении. Способность самостоятельно прояснять незнакомые слова.
Тема 2. История возникновения правил дорожного движения
Теория: История транспорта. Исторические этапы становления правил дорожного движения.
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов.
Материалы: Из Интернета.
Ожидаемые результаты:
Повышение интереса к изучению ПДД
Тема 3. Общие положения ПДД
Теория: Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ. Нормативные акты, касающиеся дорожного движения. Основные термины ПДД.
Практика: Ознакомление с документами. Самостоятельная работа с текстом ПДД. Просмотр фото- и видеоматериалов.
Материалы: Правила Дорожного Движения, литература раздела № 10.
Ожидаемые результаты:
Понимание целенаправленности обучения.
Тема 4. Участники дорожного движения
Теория: Водитель. Обязанности водителя. Пешеход. Обязанности пешехода. Пассажиры. Обязанности пассажиров.
Практика: Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажёре. Просмотр фото- и видеоматериалов.
Материалы: Правила Дорожного Движения, литература раздела № 10.
Ожидаемые результаты:
Участие в выработке умений и навыков правильного поведения как участника дородного движения.
Тема 5. Транспортные средства и правила движения
Теория: Виды транспортных средств. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Начало движения, маневрирование. Повороты, развороты и движение задним ходом. Скорость движения. Остановка, стоянка, вынужденная остановка. Проезд перекрёстков. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. Движение через железнодорожные пути. Движение по автомагистралям. Движение в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Буксировка механических транспортных средств. Учебная езда. Перевозка людей. Перевозка грузов. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Практика: Игра «Регулировщик». Практическая работа с макетом проезжей части. Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажёре. Самостоятельная работа с текстом ПДД. Просмотр фото- и видеоматериалов.
Материалы: Правила Дорожного Движения, литература раздела № 10.
Ожидаемые результаты:
Понимание ПДД, умение использовать полученные знания.
Тема 6. Дорожная разметка
Теория: Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Населённые пункты. Расположение транспортных средств на проезжей части. Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона.
Практика: Экскурсия «Улицы нашего района». Игра «Карта дороги». Практическая работа с макетом проезжей части. Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажёре. Самостоятельная работа с текстом ПДД. Просмотр фото- и видеоматериалов.
Материалы: Правила Дорожного Движения, литература раздела № 10.
Ожидаемые результаты:
Понимание ПДД, умение использовать полученные знания.
Тема 7. Дорожные знаки.
Теория: Средства организации и регулирования дорожного движения, светофоры автомобильные, железнодорожные, пешеходные. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Обгон и встречный разъезд. Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена. Сигналы светофора и регулировщика. Применение специальных сигналов.
Практика: Учебно-тематическая экскурсия «Дорожные знаки на пути в школу». Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажёре. Игра «Регулировщик». Самостоятельная работа с текстом ПДД.
Материалы: Правила Дорожного Движения, литература раздела № 10.
Ожидаемые результаты:
Понимание ПДД, умение использовать полученные знания.
Тема 8. Организация, подготовка, участие в конкурсных мероприятиях.
Теория: Организация, подготовка, участие в конкурсных мероприятиях.
Порядок проведения конкурса.
Практика: Конкурс «Скорая помощь на дороге».
Викторина «Знатоки Правил дорожного движения».
Экскурсия «Улицы нашего района».
Игра «Карта дороги».
Конкурс «Юные инспекторы дорожного движения».
Экскурсия «Дорожные знаки на пути в школу».
Викторина «Дорожные знаки».
Игра «Регулировщик».
Материалы: Из Интернета, литература раздела № 10.
Ожидаемые результаты:
Активное участие в конкурсе, закрепление ранее пройденного материала.
Тема 9. Основы оказания первой медицинской помощи.
Теория: Первая медицинская помощь. Приёмы оказания медицинской помощи. Понятие о травмах и объёме первой помощи. Раны и кровотечение. Травматический шок. Синдром длительного сдавливания. Правила наложения повязок при ранении и кровотечении. Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение груди. Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Электротравма. Ожоги. Обморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Практика: Первая помощь при травмах. Первая помощь при травматическом шоке. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Первая помощь при электротравме, ожоге и обморожении. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. Просмотр фото- и видеоматериалов.
Материалы: Из Интернета.
Ожидаемые результаты:
Знание и умение оказать первую помощь.
Тема 10. Итоговое занятие.
Тестирование. Подведение итогов года. Награждение грамотами за успешное окончание учебного года.
- Учебно-тематический план третьего года обучения
(216 час., 6 час. в неделю)
№ п/п | Темы и их содержание | Всего часов | В том числе | Всего часов | В том числе | ||
Теор. | Практ. | Теор. | Практ. | ||||
1. | Вводная тема | 8 | 6 | 2 | |||
2. | История возникновения правил дорожного движения. Правовые документы | 4 | 3 | 1 | |||
3. | Общие положения ПДД | 4 | 2 | 2 | |||
4. | Участники дорожного движения | 16 | 8 | 8 | |||
Участники дорожного движения | 4 | 2 | 2 | ||||
Общие обязанности водителей | 4 | 2 | 2 | ||||
Обязанности пешеходов | 4 | 2 | 2 | ||||
Обязанности пассажиров | 4 | 2 | 2 | ||||
5. | Транспортные средства и правила движения | 62 | 30 | 32 | |||
Транспортные средства, их виды. | 4 | 2 | 2 | ||||
Применение аварийной сигнализации и знака | 2 | 1 | 1 | ||||
Начало движения. Маневрирование | 4 | 2 | 2 | ||||
Скорость движения | 4 | 2 | 2 | ||||
Остановка и стоянка | 4 | 2 | 2 | ||||
Проезд перекрёстков | 6 | 2 | 4 | ||||
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств | 6 | 3 | 3 | ||||
Движение через железнодорожные пути | 4 | 2 | 2 | ||||
Движение по автомагистралям | 4 | 2 | 2 | ||||
Движение в жилых зонах | 4 | 2 | 2 | ||||
Приоритет маршрутных транспортных средств | 2 | 1 | 1 | ||||
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами | 2 | 1 | 1 | ||||
Буксировка механических транспортных средств | 2 | 1 | 1 | ||||
Учебная езда | 4 | 2 | 2 | ||||
Перевозка людей | 4 | 2 | 2 | ||||
Перевозка грузов | 2 | 1 | 1 | ||||
Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных | 2 | 1 | 1 | ||||
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств | 2 | 1 | 1 | ||||
6. | Дорожная разметка и её характеристики | 28 | 10 | 18 | |||
Дорожная разметка и её характеристики | 12 | 4 | 8 | ||||
Расположение транспортных средств на проезжей части | 12 | 4 | 8 | ||||
Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. | 4 | 2 | 2 |
7. | Дорожные знаки | 48 | 15 | 33 | |||
Дорожные знаки, их виды | 20 | 3 | 17 | ||||
Сигналы светофора и регулировщика | 16 | 8 | 8 | ||||
Обгон, встречный разъезд | 8 | 2 | 6 | ||||
Применение специальных сигналов | 4 | 2 | 2 | ||||
8. | Организация, подготовка, участие в конкурсных мероприятиях. | 18 | 18 | ||||
9. | Основы оказания первой медицинской помощи | 22 | 6 | 16 | |||
10. | Итоговое занятие. | 6 | 2 | 4 | |||
ВСЕГО: | 216 | 82 | 134 | 216 | 82 | 134 |
- Содержание изучаемого курса третьего года обучения
Тема 1. Вводная тема
Теория: Организационные вопросы. Ознакомление с образовательной программой. Содержание работы объединения и план занятий на текущий учебный год. Техника безопасности. Общие правила санитарии и гигиены. Дежурство и порядок работы в объединении. Терминология, культура и речь.
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов. Работа со словарями и специальной литературой.
Материалы: "Как чему-то научиться". Раздаточный материал для домашнего задания, памятки.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня культуры общения. Облегчение проведения будущих занятий в объединении. Способность самостоятельно прояснять незнакомые слова.
Тема 2. История возникновения правил дорожного движения
Теория: История транспорта. Исторические этапы становления правил дорожного движения.
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов. Работа с правовыми документами по ПДД.
Материалы: Из Интернета.
Ожидаемые результаты:
Повышение интереса к изучению ПДД
Тема 3. Общие положения ПДД
Теория: Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ. Нормативные акты, касающиеся дорожного движения. Основные термины ПДД.
Практика: Ознакомление с документами. Просмотр фото- и видеоматериалов.
Материалы: Правила Дорожного Движения, литература раздела № 10.
Ожидаемые результаты:
Понимание целенаправленности обучения.
Тема 4. Участники дорожного движения
Теория: Водитель. Обязанности водителя. Пешеход. Обязанности пешехода. Пассажиры. Обязанности пассажиров.
Практика: Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажёре. Просмотр фото- и видеоматериалов. Экскурсия по городу на оживлённые магистрали.
Материалы: Правила Дорожного Движения, литература раздела № 10.
Ожидаемые результаты:
Участие в выработке умений и навыков правильного поведения как участника дородного движения.
Тема 5. Транспортные средства и правила движения
Теория: Виды транспортных средств. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Начало движения, маневрирование. Повороты, развороты и движение задним ходом. Скорость движения. Остановка, стоянка, вынужденная остановка. Проезд перекрёстков. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. Движение через железнодорожные пути. Движение по автомагистралям. Движение в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Буксировка механических транспортных средств. Учебная езда. Перевозка людей. Перевозка грузов. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Практика: Игра «Регулировщик». Практическая работа с макетом проезжей части. Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажёре. Просмотр фото- и видеоматериалов. Посещение пункта технического осмотра транспорта.
Материалы: Правила Дорожного Движения, литература раздела № 10.
Ожидаемые результаты:
Понимание ПДД, умение использовать полученные знания.
Тема 6. Дорожная разметка
Теория: Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Населённые пункты. Расположение транспортных средств на проезжей части. Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона.
Практика: Экскурсия «Улицы нашего района». Игра «Карта дороги». Практическая работа с макетом проезжей части. Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажёре. Просмотр фото- и видеоматериалов. Посещение автодрома.
Материалы: Правила Дорожного Движения, литература раздела № 10.
Ожидаемые результаты:
Понимание ПДД, умение использовать полученные знания.
Тема 7. Дорожные знаки.
Теория: Средства организации и регулирования дорожного движения, светофоры автомобильные, железнодорожные, пешеходные. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Обгон и встречный разъезд. Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена. Сигналы светофора и регулировщика. Применение специальных сигналов.
Практика: Учебно-тематическая экскурсия «Дорожные знаки на пути в школу». Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажёре. Игра «Регулировщик». Встреча с представителем дорожной службы по размещению дорожных знаков.
Материалы: Правила Дорожного Движения, литература раздела № 10.
Ожидаемые результаты:
Понимание ПДД, умение использовать полученные знания.
Тема 8. Организация, подготовка, участие в конкурсных мероприятиях.
Теория: Организация, подготовка, участие в конкурсных мероприятиях.
Порядок проведения конкурса.
Практика: Конкурс «Скорая помощь на дороге».
Викторина «Знатоки Правил дорожного движения».
Экскурсия «Улицы нашего района».
Игра «Карта дороги».
Конкурс «Юные инспекторы дорожного движения».
Экскурсия «Дорожные знаки на пути в школу».
Викторина «Дорожные знаки».
Игра «Регулировщик».
Материалы: Из Интернета, литература раздела № 10.
Ожидаемые результаты:
Активное участие в конкурсе, закрепление ранее пройденного материала.
Тема 9. Основы оказания первой медицинской помощи.
Теория: Первая медицинская помощь. Приёмы оказания медицинской помощи. Понятие о травмах и объёме первой помощи. Раны и кровотечение. Травматический шок. Синдром длительного сдавливания. Правила наложения повязок при ранении и кровотечении. Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение груди. Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Электротравма. Ожоги. Обморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Практика: Первая помощь при травмах. Первая помощь при травматическом шоке. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Первая помощь при электротравме, ожоге и обморожении. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. Просмотр фото- и видеоматериалов. Посещение травмпункта городской больницы.
Материалы: Из Интернета.
Ожидаемые результаты:
Знание и умение оказать первую помощь.
Тема 10. Итоговое занятие.
Подведение итогов года.
Награждение грамотами за успешное окончание учебного года.
- Методическое обеспечение и Техническое оснащение занятий
Методическое обеспечение, краткое описание способов и формы работы с детьми (индивидуальные, групповые, теоретические или практические занятия, беседы, экскурсии или участие в выставках, конкурсах или демонстрация результатов работы и т.д.) указаны непосредственно в каждой теме учебного плана. Выбор обусловлен целью и содержанием каждой темы в отдельности и общей задачей учебного плана в целом.
Кроме того, к рассмотрению каждой темы отдельно подбираются новые материалы из Интернета.
Для обеспечения учебного процесса используется нежилое помещение в жилом доме № 25-а по ул. Чичерина ("колясочная"), оборудовано сан. узлом.
Имеется следующее оснащение для занятий:
- столы – "тумба" 2 шт.;
- стулья 13 шт.;
- книжный шкаф 1 шт.;
- книжные полки 2 шт.;
- зеркало 2 шт.;
- полки для информационных материалов.
- Список использованных источников и литературы
- Нормативно-правовые акты
- ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" от 10.07.1992 N 3266-1 (действующая редакция) Изменения, внесенные Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, вступают в силу с 1 августа 2011 года.
- МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ПРИНЯТ В Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 04.12.2004 ПОСТАНОВЛЕНИЕМ 24-14 НА 24-ОМ ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ) По состоянию на март 2007 года
- Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. N 28-02-484/16 Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утв. на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования РФ 3 июня 2003 г.)
- Письмо Минобразования и науки РФ департамент молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», (в редакции Федерального закона от 25.11.2009 № 267-ФЗ)
- Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 «О правилах дорожного движения» (с изменениями на 21 ноября 2010 года)
- Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Глобальный план осуществления Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011–2020 гг.» (A/64/255), провозглашён в марте 2010 г.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 г. N 1707-р «Концепция федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах"».
- Список литературы, рекомендуемой педагогам
- Все нормативно-правовые акты из раздела 10.1.
- Комментарий к Правилам дорожного движения РФ. М.: За рулем, 2002.
- «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно–транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
- Методические рекомендации по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М - 1988.
- В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. - М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
- Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.
- Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
- Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – М: «Владоспресс», 2002, 360 с.
- В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006 – 224 с.
- Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю. Лекции для родителей. – Волгоград: Учитель, 2006. – 150 с.
- Методические рекомендации по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва – 1988.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
- Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио»
- Список литературы, рекомендуемой родителям и воспитанникам
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Воронова Е.А. Красный, жёлтый, зелёный. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.– М.: Дрофа, 2004.
- Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. /Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
- Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников /Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
- Правила дорожного движения для детей. /Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
- Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
- Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1-2 кл. в 2ч. (для 3 кл., 4 кл.): – М.: Просвещение, 2006.
- Бабина Р.П. Учебное пособие для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2007.
- Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. (2, 3, 4) – М.: Мнемозина, 2005.
- Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
- Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. – М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
- Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го (2, 3, 4) класса./Козловская Е.А., С.А. Козловский – М.: Издательский Дом Третий Рим.
- Жульнев Н.Я. «Правила и безопасность дорожного движения для 1–4 классов». – Москва, 1997.
- Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ. ред. В.А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
- Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах. Учебник-тетрадь для 1 кл. нач. шк. (для 2 кл., 3 кл., 4 кл.) в 2ч. /Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
- Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006.
- Основы безопасности жизнедеятельности. 3 кл. (6 кл.): поурочные планы./Сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками. /Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006.
- Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач. шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1998.
- Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач. шк. – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
- Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
- Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы /Авт. - сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Шевченко Г.Н. ОБЖ 7,8 кл. Поурочные планы.
- Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации. 10-11 кл., М. Просвещение, 2008-03-12.
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования Детей Центр Внешкольной Работы «Радуга»,
образовательная программа «изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».
[1] Внесённые коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.
[2] Концентрический тип программы - темы из года в год могут повторяться, но они углубляются.
[3] педагог даёт информацию в виде рассказа, показа, используя наглядные пособия, иллюстрации.
[4] ЭВРИСТИЧЕСКИЙ эвристическая, эвристическое (науч.). Прил. к эвристика. Эвристический метод преподавания (метод наводящих вопросов, рассчитанный на то, что учащийся самостоятельно найдёт решение поставленного вопроса).
[5] ПРОБЛЕМА -ы, ж. 1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
[6] Валовой национальный продукт (ВНП или GNP) — в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"
Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...
Права и обязанности участников образовательного процесса
В рамках недели по профилактике социальных рисков проходил круглый стол по правам. В его работе активно участвовали учащиеся из совета ученического самоуправления. Опыт объединения усилий всех за...
Конкурсно- познавательная программа "Твои права и обязанности"
Конкурсно- познавательная программа...
Родительский урок "Права и обязанности участников образовательного процесса"
Разработали Л.С.Кускова; С.А.Вагина...
Положение о правах и обязанностях участников образовательных отношений МБОУ СШ № 23
В данном положении говорится о правах и обязанностях учащихся и родителей МБОУ СШ №23. Положение разработано на основании приказа по МБОУ СШ №23 0т 04.06.2015 №33/л...
Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»
Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...
Методические рекомендации по повышению уровня правовой культуры участников образовательного процесса через развитие правового сознания с учетом психологических и возрастных особенностей личности. Тема: «Права и обязанности несовершеннолетних в возраст
Цели: ознакомление участников образовательного процесса с основными правами и обязанностями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в различных отраслях права; умения анализировать свои поступки...