Конкурсно- познавательная программа "Твои права и обязанности"
материал (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конкурсно- познавательная программа «Твои права и обязанности»
Цель:
Знакомство с Конвенцией по правам ребёнка.
Задачи:
- воспитывать чувство ответственности и сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.
- развивать умение работать в группе (сотрудничество);
- закрепить знания по Конвенции о правах ребёнка
Оборудование:
Спроектировать на экран актового зала эпиграф:
Право-это искусство добра и справедливости. (Античный афоризм)
Право-это всё что истинно и справедливо. (В.Гюго)
Содержание:
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на конкурсно- познавательной программе «Твои права и обязанности». Представьте себе, человек заблудился в лесу. Что ему может помочь? Компас. Этот надежный помощник выведет вас из любой чащобы. Вот и право для нас – тот же компас. Оно показывает нам правильный путь через море правил поведения. Насколько вы это умеете делать, мы и попытаемся сегодня выяснить.
(Для участия в игре подготовлены 2 команды. Представляем судей)
В начале поговорим о главном законе детей всего мира.
Кого-то объединяют общие идеи и интересы, кого-то – общее хобби, а вот всех детей на земле объединил один очень важный документ, который был разработан и принят в 1989 году и который называется «Конвенция о правах ребенка». Он родился в самой уважаемой международной организации – Организации Объединенных Наций (ООН). Долгое время лучшие умы планеты создавали по крупицам этот акт, чтобы потом, после его принятия, он смог прийти на помощь каждому из тех, кого мы называем детьми.
А зачем она вообще нужна, эта Конвенция? Дело в том, что необходимость ее принятия возникла тогда, когда о детях стали почему-то забывать. Во многих военных конфликтах стало погибать огромное количество ребят, участились случаи киднеппинга – воровства детей, стали попираться права ребенка. И тогда человечество решило покончить с этим, приложить все усилия для того, чтобы как можно меньше проливалось детских слез по всему миру.
Страны договорились, что детская жизнь – бесценна, что они будут прилагать все усилия для того, чтобы ребенок смог выжить после рождения. Россия – относительно стабильная в этом плане страна. А как же дети Африки, например, которым попросту нечего есть и пить? Тогда более богатые государства договорились помогать бедным странам. Но ведь просто выжить ребенку мало. Детям было гарантировано право выбирать свою религию, участвовать в решении вопросов, связанных со своим будущим, право знать свою культуру и родной язык, своих родителей, право на достойное образование и высокий уровень здравоохранения. Запрещено какое бы то насилие над детьми дискриминация их прав и свобод.
И вообще, нужно сказать, что этот очень важный международный документ сделал детей самыми важными людьми в государстве. Каждому взрослому напомнили, что когда-то и они были веселыми мальчишкой или девчонкой. Что все мы родом из детства, из прекрасной поры, когда тебя должны все только защищать. Даже на международном уровне.
Вед.: Сейчас перед вами выступят Знатоки страны Законии, которые ознакомят всех присутствующих с основными статьями «Конвенции о правах ребёнка».
Презентация «Конвенция в стихах»
Перед началом конкурса проведём «Интеллектуальную разминку»
Описание задания: Участники команд получают 3 карточки с буквами А, В, С. Игроки внимательно слушают вопросы ведущего, обсуждение проходит в команде в течение 15 секунд, за тем капитаны показывают одну из карточек, которая по мнению участников содержит правильный вариант ответа (букву).
Карточки с заданиями:
1. Конвенция о правах ребёнка- это:
А) Международный документ, обязательный для всеобщего выполнения,
В) Международный документ, исполняемый государствами, его подписавшими,
С) Распоряжение Генерального секретаря ООН,
2. Конвенция о правах ребёнка ратифицирована РФ:
А) в1990г.,
В) в 1989 г.,
С) в 1991 г.
3. Права ребёнка гарантированы и зависят в первую очередь:
А) от самого ребёнка,
В) от его родителей,
С) от государства.
4. Ребёнок является…
А) любой человек до достижения 18 лет,
В) тот, кто не имеет своих прав,
С) тот, кто считает себя таковым.
5. Право на выбор занятий и объединений есть:
А) только у взрослых,
В) у каждого,
С) у учащихся школ.
6. Права ребёнка записаны как:
А) свод законов и правил,
В) возможности его развития,
С) намерения.
Члены жюри подводят итоги, называют количество баллов, набранные командами.
УУД: - формирование коммуникативных УУД через коллективное обсуждение проблем;
- происходит сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов;
- взаимодействие членов коллектива со сверстниками во время работы в группах;
- формируется умение структурировать знания;
2 Следующее задание конкурса «Фотовернисаж».
Описание задания:
Цель задания: научить отбирать и наглядно отображать информацию, связанную с правами детей. Участники команд получают одинаковый пакет документов, который содержит 9 фотографий. Игроки в течение 5 минут обсуждают содержание фотографий для того, чтобы подобрать статьи Конвенции о правах ребёнка к ним.
Члены жюри подводят итоги, называют количество баллов, набранные командами.
3. «Музыкальное задание» (исполнение песен, где реализуется или нарушаются права)
а) Песенка слоненка. Согласно Конвенции, каждый ребенок имеет право на заботу и воспитание родителей.
б) Песенка Гены. Право на социальное обеспечение.
в) С чего начинается Родина. Право на жилище, на имя, на гражданство.
д) Антошка. Право на труд.
е) Чунга-Чанга. Право на отдых и досуг.
ж) Песенка Красной шапочки. Право на свободное перемещение.
4 Задание «Карта местности»
Описание задания:
Цель задания: помочь разобраться, где и как могут быть реализованы права ребёнка в обществе.
Игроки команд получают карту воображаемой местности. На плане отмечены общественные места, здания: школа, больница и др. Команде даётся 5 минут, чтобы она отметила на плане и подписала № статьи Конвенции, объясняя, какое право дети могут реализовать в том или ином общественном месте.
Право на отдых и досуг.
Право на образование.
Право на здравоохранение и медицинское обслуживание.
Права на свободу мысли, свободу совести и вероисповедания.
Ходить на занятия творческих объединений.
Члены жюри подводят итоги, называют количество баллов, набранные командами.
Зачастую детям хочется побыстрее стать взрослым, выйти из- под опеки, избавиться от поучений типа «я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя». В результате между детьми и взрослыми возникают конфликты. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
Попробуем вместе разобраться в одной семейной конфликтной ситуации.
Разыгрывается сценка.
Вся семья в сборе: бабушка вяжет, мама что-то пишет, папа смотрит телевизор. Вбегает Петя.
Петя. Мам, я такой голодный! Скорей дай поесть. (Садится за стол, хватает тарелку с едой)
Мать: С грязными руками- за стол?! Немедленно помой руки!
Петя. Это насилие над личностью! Мы сегодня в школе Конвенцией о правах ребенка знакомились, так что теперь я знаю, кто меня защитит.
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление у меня поднялось.
Петя: Бабуль, а ты не имеешь право эксплуатировать ребенка. Спасибо, мам, я так наелся!
Мать: Помой посуду, сынок.
Петя: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка! (Садится рядом с отцом и смотрит телевизор)
Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе тебе от меня здорово влетит!
Сын: Это проявление жестокости, папа запрещенное Конвенцией о правах ребенка.
Работа в группах:
1. Найдите ошибки в поведении членов семьи.
2.Можно ли было избежать ссор?
5. «Правовой цветник»
Ведущий: перед каждой командой лежит по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «право», другого – «Обязанность». Рядом лежат разноцветные лепестки, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей. За каждый правильно собранный цветок команда получает 3 балла.
На лепестках цветка «право» следующие высказывания:
* На имя и гражданство
* На медицину
* На защиту
* На обучение
* Высказывать свои мысли
* На отдых и досуг
На лепестках цветка «Обязанности»:
* Выполнять домашнюю работу
* Заботиться о животных
* Уважать взрослых и других детей
* Ходить опрятным
* Культурно вести себя в классе, в школе
* Помогать родителям
6.«Права моей мечты»
Ведущий: А сейчас мы с вами помечтаем и придумаем новые права, которые бы вам хотелось иметь в дополнение к уже имеющимся. Перед вами листочки бумаги, в которые вы должны записать 5 новых прав, о которых мечтают дети. Например, я хотел бы иметь право каждый день съедать 500 конфет. (Дети работают 1-2 минуты)
Ведущий: А теперь давайте проголосуем и выберем из ваших прав те, которые понравятся всем. (Голосование)
Ведущий: Может быть со временем придуманные вами права станут обязательными для исполнения.
А пока жюри подводит итоги, я хочу подарить вам памятки, в которой записаны ваши основные права и обязанности как школьников.
Слово жюри Награждение
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности все свои знайте,
Вы, взрослые, будьте! А вы, дети!
Хорошими людьми вырастайте!
Ваши права в ваших руках! Всем всяческих благ!
На этом наша конкурсно- познавательная программа подошла к концу. Спасибо за работу и активное участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"
Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...
Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"
В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...
открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"
Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...
Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"
Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...
Родителям о правах детей, правах и обязанностях родителей.
Статья для родителей....
Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»
Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...
Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»
Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...