програма работы клуба "Формула успеха"
рабочая программа на тему
Данная программа предназначена для работы с учащимися 5-11 класса во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_intellektualnogo_kluba_formula_uspeha.doc | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс педагогов дополнительного образования
"Сердце отдаю детям"
Модифицированная программа
дополнительного образования
социально-педагогической направленности
интеллектуальный клуб
«Формула успеха»
Участник:
Ходунова Наталья Васильевна
МБОУ СОШ пос.Железнодорожный
Правдинского района
Калининградской области
ул.Школьная 2
2013 год
Пояснительная записка
Российская система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности. Государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска способов повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителем ведущих идей общественного процесса. Таким образом, интеллектуальное, творческое развитие одарённых учащихся с последующей социальной адаптацией в обществе является одним из приоритетных направлений современного образования.
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.
Выявление одаренных детей начинается с беседы с психологом при поступлении в 1 класс и в дальнейшем (в начальной школе) на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством ребят интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности; доминирующую активную познавательную потребность; они испытывают радость от процесса добывания новых знаний.
Одарённый ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление в нужное русло, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для школьника окружающий мир. И начинать эту работу надо уже в начальной школе.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в области художественного развития. Школьная система дополнительного образования предоставляет возможность реализации таким ребятам через кружки по разным направлениям:
- Туристско-краеведческое
- Эколого-биологическое
- Духовно-нравственное
- Художественно-эстетическое
- Вокальная и танцевальная студии
II этап – диагностический - индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, работе объединений дополнительного образования по интересам. В начальном звене работают культурологические кружки «Детская риторика», «Эрудит», языковые площадки. В среднем и старшем звене интеллектуально развитые ребята объединяются в интеллектуальном клубе «Формула успеха», принимают активное участие в различных конкурсах и предметных олимпиадах. Таким образом, сохранятся преемственность между 1 и 2 ступенями обучения.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Старшеклассники под руководством педагогов занимаются исследовательской работой, проектной деятельностью. На этом этапе можно увидеть результаты планомерной работы по развитию одарённых ребят.
Цели программы:
- Создание условий для развития одарённых учащихся, повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
- Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
- Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников школы.
- Создание интеллектуально насыщенного образовательного пространства в школе.
Задачи программы:
- Формирование у учащихся устойчивой потребности в постоянном интеллектуальном и творческом развитии;
- Ранее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней.
- Создание школьного интеллектуального клуба «Формула успеха» для выявления и работы с одаренными детьми через проведение занятий и общешкольных мероприятий в сфере интеллектуальных игр.
- Нацеливание учеников школы на участие в олимпиадах, конкурсах, выставках с целью лучше проявить свою индивидуальность и показать хороший результат.
- Диагностика одаренности детей и подростков (через систему портфолио)
Направления работы по программе:
1.Исследовательская деятельность школьников в научном обществе учащихся младших классов «Эрудит», которая способствует развитию творческой активности учащихся, стимулирует их интерес к фундаментальным и прикладным наукам, знакомит с научной картиной мира.
2. Система дополнительного образования - предметные кружки по иностранным языкам, экологии и т.д.
3.Участие учащихся школы в различных предметных олимпиадах и творческих конкурсах.
4. Углубленная подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ
5. Интеллектуальный клуб «Формула успеха», членами которого стали ученики 5-11 классов.
Игра – неотъемлемый феномен культуры. Поэтому в наши дни становятся особенно актуальными слова Пьера де Кубертена: «Нынешнее общество не поднимется из руин, если молодое поколение не будет широко и всесторонне просвещённым. В распространении культуры я вижу гарантию всеобщего прочного прогресса. Одной из эффективных форм приобщения сегодняшних школьников к интеллектуальной культуре, стимулирования их познавательно – творческой деятельности является клуб интеллектуального развития.
Обучение и воспитание с применением игр трудно назвать инновационным подходом к воспитанию и обучению. Об игровом обучении говорил еще К.Д. Ушинский. Традиционно игры рассматриваются, как правило, применительно к определенному учебному предмету. Наработана огромная база игр по истории, литературе, географии и т. д. И тем не менее, в этой области еще можно сказать новое слово… Речь в данном случае идет о применении игры не на учебных занятиях, а во внеурочной деятельности; игры, которая будет направлена не на выявление знаний в какой-то определённой области, а на их приобретение в процессе коллективного умственного труда.
Интеллектуальные игры востребованы детьми, поскольку они удовлетворяют их особые познавательные и социальные потребности:
- потребность в общении;
- потребность в проявлении самостоятельности;
- потребность в самореализации;
- потребность в творчестве;
- потребность в разностороннем развитии;
- потребность в отдыхе;
- потребность в самоутверждении, успехе, а так же связанном с успехом удовольствии.
Через игру учащиеся осваивают непростую науку общения, учатся слушать и слышать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к чужому мнению.
В средней школе пос.Железнодорожный существует школьный интеллектуальный клуб с 2008 года, изначально созданный «по образу и подобию» телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Здесь занимаются талантливые и увлеченные ребята, которые умеют и, главное, любят мыслить, готовы сообща искать и находить эффективные способы решения различных задач.
По мере роста в школе интеллектуального движения в программе клуба появились и новые вариации интеллектуальных игр: «Медиаазбука», «Эрудит-лото» и прочие игры, воспитанники клуба стали активно участвовать в творческих конкурсах и проектах, пробовать свои силы и знания в личных интеллектуальных «соревнованиях». Данный проект следует рассматривать как форму работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью во внеурочное время.
Программа клуба направлена на формирование целостного, четко структурированного поля интеллектуально-творческого развития и деятельности учащихся в образовательном пространстве, на воспитание в них нравственных начал, а также популяризации науки и культуры.
Основная цель деятельности клуба – создание ученического коллектива (команды), вовлекающего школьников в интеллектуально-творческий процесс. В членах клуба воспитываются привычка к самоотдаче, потребность в насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива.
Основные формы работы - индивидуальная, групповая деятельность (тренинги, подготовка к тематическим играм), коллективная проработка вопросов и ответов, ассоциативные и психологические игры.
Интеллектуальный клуб - это не только дружный коллектив, состоящий из ярких индивидуальностей с разнообразными интересами, но и совместное времяпрепровождение, которое никогда не бывает пустым и скучным. Это опыт работы в команде, быстрой адаптации к стрессовым ситуациям, столь важный в нашем динамично развивающемся мире
Деятельность клуба разнообразна:
- Проведение интеллектуальных игр и клубных турниров, обучение игроков. Деятельность клуба — это не только игры, в которых ребята принимают участие, это также мастер-классы для них по организации. Курирует данное направление член школьного органа ученического самоуправления Совета старшеклассников)
- Шефство над интеллектуальным сообществом учащихся 3-4 классов «Эрудит» (проведение серии обучающих мастер-классов для ребят).
- Работа в объединениях дополнительного образования;
- Участие в конкурсах, конференциях, интеллектуальных марафонах, олимпиадах, проектах (см. приложение 1)
Приложение 1
Данная программа предполагает работу с одарёнными учащимися в течение 3 лет, 70 часов в год, 2 часа в неделю, исключая время, когда команды принимают участие в областных и районных турнирах.
Немаловажным доказательством действенности работы школьного интеллектуального клуба является тот факт, что большинство учеников, принимавшие активное участие в клубных играх, имеют неплохие результаты как в предметных олимпиадах, так и в творческих конкурсах (это и Всероссийская олимпиада школьников, предметные внеурочные олимпиады, конкурсы «Лидер 21 века» - 4 победителя на муниципальном этапе и 3 место на областном этапе конкурса в 2012 году, 4 Стипендиата Губернатора области с 2010 года, 6 Стипендиатов Главы МО «Правдинский район» и др.). Кроме того, у ребят, членов клуба, появляется уверенность в себе, в своих силах, пропадает закомплексованность, они учатся работать в команде, учатся слышать друг друга и грамотно отстаивать свою точку зрения.
Школьный интеллектуальный клуб обладает большим потенциалом в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Игровые технологии создают прекрасную возможность для активного межличностного воздействия школьников, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами или группами партнеров, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.
Клуб «Формула успеха» в том виде, в котором он работает сейчас, был создан в 2011 году. Сегодня клуб объединяет детей разного возраста: учеников 5 – 11 классов. В клубе занимается 20 талантливых, одарённых и увлечённых ребят, постоянных игроков, защищающих честь школы на интеллектуальных турнирах (команды «Капиталь», «Матриархат», «Ну, погоди!») и более 70 активистов из разных классов.
Программа работы клуба связана с решением учебно-воспитательных задач школьной образовательной системы:
- объединить преподавателей-предметников в целях апробации нетрадиционных форм организации внеурочной деятельности;
- апробировать форму организации интеллектуального клуба как мотивацию к улучшению результатов учебного труда на уроке;
- расширить возможности контрольно-диагностической работы через результаты участия детей в играх клуба по различным темам;
- повысить интерес детей к поиску информации различного направления и использования ее в познавательных целях.
Основная цель деятельности интеллектуального клуба школьников:
- создание и сплочение детского коллектива единомышленников, вовлекающего школьника в интеллектуально – творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим;
- воспитание у школьников потребности и привычки к самоотдаче, стремления к общественно – полезной работе, насыщенной духовной жизни, умения сочетать свои интересы с интересами коллектива;
- развитие интеллектуальных способностей школьников в системе внеклассной деятельности;
- создание условий для интеграции урока и внеурочной деятельности как единого процесса развития учеников.
Задачи интеллектуального клуба:
- формирование у учащихся устойчивых навыков игрового взаимодействия, умения работать со справочной и познавательной литературой;
- создание банка интеллектуально – игровых программ;
- знакомство учащихся 5 – 11 классов в игровой творческой форме с компонентами учебных программ;
- формирование у учеников гражданского самосознания, уважения к истории большой и малой Родины, пропаганда здорового образа жизни и т.д. через проведение тематических игр.
Занятия проводятся, как правило, небольшими группами. Комплектование учебной группы идёт по принципу создания условий для наибольшего комфорта обучаемых.
Основные формы работы: индивидуальная (с авторами вопросов и ведущими игр), групповая (психологические тренинги, подготовка к тематическим играм), коллективная форма проработки вопросов и ответов, психологические, ассоциативные игры.
Основные методы работы:
- анализ справочной и познавательной литературы
- беседа
- личностные тренинги (отработка навыков работы в команде)
- интеллектуальные марафоны, бои, ринги
- - проведение мастер-классов старшими обучающимися для младших команд
Вся интеллектуальная деятельность клуба развивается по трём направлениям, которые представлены в программе:
- Применение игровых технологий в учебной деятельности.
- Внеурочное интеллектуальное развитие учащихся через проведение игр разного формата.
- Применение учащимися умений и навыков, полученных в клубе, для результативного участия в различных конкурсах и личностных соревнованиях.
Весь интеллектуальный капитал, накопленный за время работы клуба, собран в папках. В этом материале все моменты нашей жизни: награды, рекламные информационные листы, разработки интеллектуальных рингов, календарное планирование.
Хорошо подготовленная и организованная игра всегда получает высокую оценку ее участников и всех присутствующих. Необходимо подчеркнуть, что при полной свободе выбора темы игры и демократичности всех процедур, ИГРА — четко спланированный и управляемый процесс, где все элементы следуют в заданном ведущим ритме. После объявления ведущим итогов игры победителям вручаются дипломы и призы.
Основные педагогические требования к ИГРЕ:
- игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности участников (детей);
- игра должна вызывать у детей только положительные эмоции;
- в игре обязателен элемент соревнования между командами (завоевание победы или поражение — сильнейший побудительный мотив к дальнейшим действиям);
- игра должна учитывать возрастные особенности детей, их информационную базу — с участниками игры необходимо проводить детальный ее анализ (по всем стадиям подготовки и проведения).
План занятий в клубе интеллектуальных игр
Учебно-тематический план первого года занятий
2011-2012 учебный год
№ п/п | Название темы | Количество часов | |||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | Игровые занятия | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | - |
2. | Вопрос — основа игры. Требования к вопросам. | 7 | 3 | 4 | - |
3. | Алгоритм поиска ответов. Основные приемы. | 8 | 4 | 4 | - |
4. | Эрудиция — ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки. | 6 | 3 | 3 | - |
5. | Как работать с книгой. | 2 | 1 | 1 | - |
6. | Игра «Эрудит-Лото». | 2 | 1 | 1 | - |
7. | Нетрадиционные формы интеллектуальных игр. | 10 | 2 | 8 | - |
8. | Принципы игры в команде. | 4 | 4 | - | - |
9. | Распределение командных ролей. | 2 | 1 | 1 | - |
10. | Отработка игры в тройках. | 8 | - | 8 | - |
11. | Отработка игры в шестерках. | 8 | - | 8 | - |
12. | Как организовать игры «ЧГК». | 2 | 2 | - | - |
13. | Основные особенности «Брэйн-ринга». | 4 | 1 | 3 | - |
14. | Игровые занятия. | 6 | - | - | 6 |
| Всего: | 70 | 23 | 41 | 6 |
Программа
- Вводное занятие. История и принципы игры «ЧГК». Правила игры. Игра «ЧГК» в нашем городе.
- Вопрос — основа игры. Требования к вопросам: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, четкий источник информации. Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение находить необычное в обычном.
- Алгоритм поиска ответов. Ключевое слово в вопросе. Как строить логическую цепочку. Наиболее часто встречающиеся приемы зашифровки информации. Умение мыслить нестандартно.
- Эрудиция — ключ к успеху. Необходимость пополнения знаний. Принципы интеллектуальной разминки — игры в «Медиаазбуку». Как составлять вопросы для разминки. Принцип разносторонности знаний.
- Как работать с книгой. Основные приемы работы с книгой. Специфические приемы для составления вопросов.
- Игра «Эрудит-лото». Игра «Эрудит-лото» как одна из интеллектуальных игр. Основные принципы «Эрудит-лото».
- Формы нетрадиционных логических игр. 1) «Очередь», «Эрудит-лото», «Златая цепь» и др.
- Принципы игры в команде. Команда — единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей, пришедших за игровым столом. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.
- Распределение командных ролей. Функции капитана, генератора идей, критика. Другие возможные роли.
- Отработка игры в тройках. Подбор троек и отработка взаимодействия в них. Почему тройка — еще не команда.
- Отработка игры в шестерках. Формирование команд. Отработка взаимодействия в командах. Выработка делового психологического климата в команде.
Примечание: тройки — промежуточный этап для притирания игроков друг к другу. Если конкретная ситуация позволяет создание команды сразу, то без этого промежуточного этапа можно обойтись, использовав часы темы №10 для темы №11 или игровых занятий.
- Как организовать «ЧГК». Три основные формы игры в «ЧГК». Игры со зрительным залом.
- Основные особенности «Брейн-ринга». Отличие «Брейн-ринга» от «ЧГК». Требования к вопросам на «Брейн-ринг». Особенности обсуждения при игре в «Брейн-ринг». Изменение функций капитана. Отработка взаимодействия для «Брейн-ринга».
- Игровые занятия.
Примерный план игрового занятия:
- Интеллектуальная разминка (игра в «Медиаазбуку») — 15-20 минут (или «Эрудит-лото»);
- Игра в «ЧГК» — 40-45 минут;
- Игра в «Брейн-ринг» — 20-30 минут.
Возможно включение других представленных в программе игр. Время на каждую игру может варьироваться в связи с конкретной ситуацией (например, подготовка к конкретному турниру).
Учебно-тематический план второго и третьего года занятий
2012-2013, 2013-2014 уч.гг.
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Практические занятия | Игровые занятия | ||
1. | Отработка игры в шестерках. | 10 | 10 | - |
2. | Организация игр «ЧГК». | 10 | 10 | - |
3. | Разбор проведенных игр. | 5 | 5 | - |
4. | Обсуждение и доработка вопросов в фонд клуба. | 10 | 10 | - |
5. | Отработка и проведение нетрадиционных интеллектуальных игр. | 20 | 20 | - |
6. | Игровые занятия. | 15 | - | 15 |
| Всего: | 70 | 55 | 105 |
Программа
- Отработка игры в шестерках. Отработка ролевых функций в команде. Устранение недостатков при обсуждении. Выработка условий сигнализации и других форм взаимодействия для «Брейн-ринга». Создание постоянно благоприятного психологического климата.
- Организация игр «ЧГК». Подготовка и проведение игр «ЧГК» в школе. Участие в районных и региональных турнирах.
- Разбор проведенных игр. Оценка игры команд. Персональный разбор. Закрепление положительного опыта и устранение недостатков.
- Разбор работы ведущих команд «ЧГК». Как распределяются функции в команде. Выстраивание логической цепочки. Основные приемы обсуждения. Что можно почерпнуть для своей команды.
- Обсуждение и доработка вопросов в фонд клуба. Обсуждение и доработка принесенных учащимися вопросов с точки зрения требований к вопросу.
- Отработка и проведение нетрадиционных интеллектуальных игр. Практическое применение знаний, полученных в первый год обучения. Проведение игр в клубе.
- Игровые занятия строятся по тому же принципу, что и в первый год обучения.
Прогнозируемая результативность программы:
- повышение интеллектуального уровня и эрудиции учащихся, членов клуба;
- улучшение процесса мышления учащихся через развитие таких возможностей интеллекта, как выбор стратегии и тактики, генерации идей;
- развитие лидерских качеств, активной жизненной позиции;
- овладение приёмами быстрого переключения сознания от одной информационной области к другой;
- повышение уровня познавательной активности учащихся.
Ожидаемые практические результаты:
- создание интеллектуально насыщенного образовательного пространства в МО «Правдинский район»
- создание районного интеллектуального клуба для выявления и работы с одаренными детьми через проведение тренингов и различных мероприятий в сфере интеллектуальных игр (налажено сотрудничество со школами пос.Домново и Дружба)
- создание информационной газеты «Интеллектуальный поединок», в которой силами всех участников проекта будут отражены новости из жизни школьных клубов «Что? Где? Когда?», результаты районных и областных игр и задания для тренировки
- привлечение школьных команд из всех школ района в участию в областных турнирах
- размещение новостей о деятельности клуба на школьном сайте www.zeleznodorozny.com
- повышение качества образования в школе
- увеличение количества учащихся с высокими результатами сдачи ЕГЭ
- увеличение числа участников конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций
- увеличение количества участников и призёров муниципальных и региональных олимпиад и конкурсов
- увеличение числа учащихся – стипендиатов Губернатора Калининградской области и Главы МО «Правдинский район»
- повышение престижа знаний среди учащихся
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов
- увеличение количества совместных проектов, исследовательских работ учащихся, педагогов, родителей.
- создание сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования области, района и посёлка в частности.
Интеллектуальный клуб «Формула успеха» - это не только дружный коллектив, состоящий из ярких индивидуальностей с разнообразными интересами, но и совместное времяпрепровождение, которое никогда не бывает пустым и скучным. Это опыт работы в команде, опты быстрой адаптации к стрессовым ситуациям, столь важный в нашем динамично развивающемся мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"
Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...
Программа воспитательной работы "Лестница успеха".
Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Цель программы – с...
Программа воспитательной работы Лестница успеха.
Программа реализуемая в МБОУ КСОШ №2 в 6-11 Б кл. с 2013г....
Программа воспитательной работы "Лестница успеха"
В основе воспитательной программы «Лестница успеха» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная пр...
Программа воспитательной работы «Ступеньки успеха» (5-9 класс)
Программа “Ступеньки успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и ус...
Программа воспитательной работы "Лестница успеха"
Концепция программыВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности опре...
Презентация работы клуба "Успех"
Презентация рассказывает о работе лицейского клуба любителей английского языка "Успех"....