Введение в профессию "Вожатый"
план-конспект урока (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Введение в профессию.
Социально – педагогическое направление «Вожатый»
Цель: Формировать знания о профессиональной деятельности вожатого.
Задачи:
- повышение интереса к деятельности вожатого;
- расширение кругозора;
- развитие творческих способностей.
План урока:
- Кто такой вожатый?;
- Какой он?
- Сфера деятельности вожатого;
- Игровая программа «Миксер».
Ход урока
Вожатый! Вожатый! Вожатый!
Запомни ты эти слова,
Вожатым быть - это призванье,
Вожатым быть - это судьба!
Запомни - вовеки запомни,
Запомни и не забывай,
Как не было тебе бы трудно,
Вожатым работать мечтай!
Каким бы ты не был вожатым,
Хорошим, нормальным, плохим -
Запомни - с тобою всегда будут дети,
Ты детям необходим!
Кто предан работе этой, Тот будет детьми любим,
Тот будет на долгую память
Игра «Ассоциации»
Правила: Передавать мяч друг, другу называя ассоциации, которые возникают при слове «Лагерь»
Кто такой вожатый?
Слово «Вожатый» происходит от слова «вожак». Вожаком в старину называли проводника по незнакомым маршрутам. Вот и вожатый ведёт своих подопечных по неизведанным тропинкам детской жизни. Вожатый - педагог, работающий с детским объединением. Впервые термин «вожатый», применительно к детской общественной организации в нашей стране появился в 1922. Так тогда называли комсомольцев, которые руководили пионерским отрядом - пионервожатый, «вожатый пионеров».
Вожатый – это творческая личность.
Давайте попробуем вместе разобраться, кто такой идеальный вожатый, что он должен уметь, какими качествами характера обладать, какие специальные знания иметь. Ведь он живет вместе с ребятами, обеспечивая их (в материальном и духовном плане) всем необходимым 24 часа в сутки, 21 день смены…
Какой он?
Перво-наперво, идеальный вожатый должен любить детей. Без этого в лагерь можно даже не соваться.
Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя 'воевать' с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У 'добреньких' вожатых дешевый авторитет.
Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.
Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.
Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
Талантливый. Это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость. Вожатый без воображения – ремесленник. И здесь мне хочется привести высказывание В.А. Сухомлинского: «Наша задача - каждым делом удивить ребёнка». Эта фраза, как нельзя лучше подходит к вожатому.
Универсальный и многогранный. Вожатый должен быть всемогущим – и мамой, и другом, и защитником, и хорошим организатором, и психологом, лидером детского коллектива, должен быть человеком талантливым, творческим, обязательно весёлым, общительным, и, конечно, добрым, честным, справедливым, внушать детям уверенность, быть целеустремлённым. Только вожатый способен без сна, без отдыха, а главное – бескорыстно, творить, отдавая всего себя детям. Известный педагог С.А.Шмаков сказал: « Нужно вожатской работе отдать всё: ум, способности, силы, здоровье, годы. И вспоминать её с удовольствием. Но если от неё не защемит в груди – это была не твоя работа».
Ответственный. Вожатый несёт ответственность за жизнь и здоровье детей. При устройстве на работу каждый сотрудник подписывает соответствующий приказ. Имейте в виду: если с ребёнком произошёл несчастный случай на ваших глазах - это несчастный случай, если вас рядом не было - это ваша халатность и это уголовно наказуемо.
Идеальный вожатый должен разбираться в современной музыке, знать фильмы (новые и старые, но хорошие), компьютерные игры, быть в курсе мировых новостей и спортивных событий, чтобы поговорить с ребенком о том, что ему интересно, рассказать что-то новое и увлекательное. Но при этом, конечно, он должен оставаться педагогом, пропуская через внутренний фильтр всю информацию. Конечно, он должен уметь быстро находить ответ на любой заданный ребенком вопрос.
И, конечно же, у него не должно быть вредных привычек. Потому что личный пример для детей значит очень много.
Вообще, профессия вожатого предполагает, что ты одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен (причем всех видов спорта одновременно), и еще много кто… Так что если хотите стать идеальным вожатым – запоминайте все, что слышите, обучайтесь всему, чего еще не умеете, и постоянно придумывайте для детей что-нибудь новое!
Ну и напоследок: идеальный вожатый в любой ситуации остается оптимистом.
Вот он какой, современный вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно!
Сфера деятельности вожатого.
Отрядный вожатый выполняет следующие функции:
1. Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.
2. Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
3. Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.
4.Осуществляет контроль за приемом пищи в столовой, обращает внимание на культуру поведения за столом.
5. Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.
6.Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений. Следит за чистотой зубных щеток, полотенец, постельного белья.
7. Несет персональную ответственность за организацию выхода в поселок, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции, и ставят в известность начальника лагеря.
8. В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим педагогом и утверждаемый педсоветом, и отчитывается в его выполнении.
9.Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с решениями педсовета, указаниями старшего педагога и начальника лагеря.
Ответственность вожатого.
1. Несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей.
Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.
2.Несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.
Вожатому запрещается:
- Оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время.
- Самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения начальника лагеря или старшего педагога.
- Допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения начальника лагеря.
- Употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей.
- Применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.)
- Пропускать без уважительной причины планерки, заседания педсовета, иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ОТРЯДНЫЙ ВОЖАТЫЙ
- Провести линейку, отдать рапорт;
- Знать историю детского лагеря где работает ;
- Проводить беседы, огоньки на отрядном сборе ;
- Знать и разучить с ребятами не менее 10 песен;
- Знать и уметь пользоваться туристическим снаряжением и техникой;
- Знаком с диагностикой, может составить вопросы для анкеты, провести тестирование;
- Уметь организовать дело, распределить поручения и обязанности между членами отряда;
- Планировать работу
- Организовать не менее 10 различных видов игр;
Кто из вас отдыхал в летних оздоровительных лагерях?
Какие игры, которые проводили с вами вожатые, вам больше всего понравились?
А сейчас я приглашаю вас в актовый зал на игровую программу «Миксеры»
Игровая программа «МИКСЕРЫ»
«Один – один».
Участники становятся в круг, и каждому присваивается порядковый номер (по числу участников). Игра начинается. Первый игрок называет сначала свой номер (один – один и два хлопка), а затем свой и любой номер, существующий в круге (один – три, два хлопка). Игрок под номером три должен проделать то же самое. Сначала называет свой номер (три – три + 2 хлопка), затем свой и любой другой номер (три – два + 2 хлопка). Если кто-то ошибается, то к нему уже обращаются не по номеру, а по его имени. Если игрок, к которому обращаются по имени повторно ошибается, то ему придумывают прозвище. Хлопки совершают все участники игры вместе.
«100 пионеров»
Участники становятся в круг и повторяют за водящим следующие слова и движения.
У нас в отряде 100 пионеров,
100 пионеров у нас в отряде.
Они играют, они смеются
И только делают вот так!
Затем водящий поочерёдно называет части тела, которыми необходимо начать трясти. Например, у нас в отряде ……и только делают вот так: правая рука (все начинают трясти правой рукой). Продолжаем: у нас в отряде ……делают вот так: правая рука, левая рука (продолжают трясти правой рукой, и начинают левой трясти). Далее называют, правую и левую руки, правое и левое плечи, голову, туловище. Таким образом, через несколько туров играющие становятся похожи на "таракашек", что вызывает у ребят прилив положительных эмоций.
«Коленочки»
Малоподвижная, но очень увлекательная игра. В нее можно играть везде, где можно сесть - дома на диване, во дворе на лавочке или даже в вагоне метро! Количество игроков не ограничено, но оптимальное число - от 3 до 10 (можно и больше, но тогда необходимо иметь в распоряжении достаточное количество времени и запастись терпением). Описание игры Правила игры
|
«Кисочки»
Участники располагаются по кругу на корточках, руки держат на полу перед собой, причём большие пальцы правой и левой руки присоединены друг к другу, а мизинцы к мизинцам соседей. Дети друг у друга спрашивают ласково по кругу: " Наташенька, ты знаешь игру " Кисочки"? Наташенька отвечает ласково: " Нет, Зиночка, я не знаю игру " Кисочки", но сейчас спрошу у Юрочки. Юрочка, ты знаешь игру " Кисочки"? и т. д., пока все не спросят. Когда спрашивают у первого (он же ведущий), тот отвечает: "Нет, не знаю, сейчас спрошу у всех. Ребята, вы знаете игру " Кисочки"? Дети отвечают: " Нет". Ведущий говорит: " А зачем тогда здесь сидите?", при этом слегка толкает плечом тех, кто сидит рядом. Таким образом, весь круг падает.
«Мы идём в поход»
Участники встают в круг. Начинает игру первый участник, называя своё имя и предмет, который он берёт с собой в поход. Ведущий начинает: " Меня зовут Катя, я беру с собой калачи". Всем участникам необходимо догадаться о том, что предмет должен начинаться с той же буквы, с какой и имя. Кто догадался, того ведущий берёт в поход. И так до тех пор, пока все не скажут правильно.
1. Ацин цу ца, ацин цу ца, ацин цу ца цу гей.
Правила.
Слушать вожатого и повторять за ним:
Чекин об шеду (руки большими палицами вверх)
Локти до тылу (локти в подмышки)
Коленки в гельч (коленки вместе)
Ножки окочежки (ноги в разную сторону)
Попырки оттопырки (попы назад)
Перши навзводу (грудь вперед)
Броду на перши (подбородок на грудь)
Язык наброду (язык на подбородок)
9. Лавата.
Ведущий предлагает детям разучить слова песни:
Дружно танцуем мы,
Тра-та-та,тра-та-та,
Танец веселый наш-
Это «Лавата»
Наши руки хороши?
Все: Хороши!
Ведущий: а у соседа?
Все: лучше! (берутся за руки и поют песню сначала).
Затем ведущий спрашивает: «Наши уши хороши?»
Все: Хороши!
Ведущий: А у соседа?
Все: лучше ! (Берут друг друга за уши и поют сначала песню).
Ведущий может задать такие вопросы: «Наши головы хороши?», «Наши колени хороши!»т.д.
Песня: «Нити параллели».
- Назовите качества, которыми должен обладать вожатый?
- Какие функции выполняет вожатый в лагере?
- Что вожатому запрещается делать?
- Что должен уметь отрядный вожатый?
- С какими играми вы познакомились, какаю игру вы провели бы с друзьями?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10. Кружок "Введение в журналистику"
Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...
План-конспект открытого занятия "Выжигание по ткани. Введение в программу"
План-конспект открытого занятия, проводимого в рамках конкурса педагогического мастерства "Педагог-внешкольник Москвы-2011". Участникам занятия предлагалось познакомиться с новым видом декоративно-пр...
Презентация открытого занятия "Выжигание по ткани. Введение в программу"
Данная презентация является дополнением к плану-конспекту открытого занятия, проводимого в рамках конкурса педагогического мастерства "Педагог-внешкольник Москвы-2011"...
Инновационный проект: "Методическая поддержка и сопровождение введения комплексных курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в условиях введения ФГОС в ОУ САО на базе тьюторского центра в БОУ г. Омска Гимназия № 12»
Научный, культурный, духовно-нравственный потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные и задачи, видеть перспек...
Метод исследования на уроке английского языка по теме "Введение грамматики прошедшего времени" 4 класс Введение грамматики прошедшего времени на основе грамматики будущего и песни.
На каждом уроке английского языка исследовательская работа представляет собой, в основном , процесс анализа языковых едениц в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их испо...
Введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс в условиях введения ФГОС ОО
При использовании задач с жизненно-практическим содержанием на уроке математике, их условие и требование должны быть доступны учащимся, исходить из имеющихся у них знаний, опираться на них и на жизнен...
Выступление на педагогическом совете по теме «Введение ФГОС ООО – основное направление ОУ. Критерии готовности к введению ФГОС ООО»
Доклад на заседании педагогического совета школы....