«Магистры арифметических задач»
методическая разработка (5 класс) на тему

Смалева Елена Владимировна

 

Факультативный курс по математике в 5  классе

«Магистры арифметических задач»

В работе представлены учебно-тематический план, обучающий сборник задач, разработка одного занятия (конспект, презентация, буклет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon fakultativnyy_kurs.zip1.57 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №1

г. Фурманов

Ивановской области

Старинная китайская задача

Занятие математического кружка

 в 5 классе

Учитель математики Смалева Елена Владимировна

2009 г.

 

Цель занятия:

Создание ситуации успеха при решении задач нового типа, используя интерактивные методы обучения.

Задачи:

  1. Привитие интереса к математике.
  2. Развитие математического мышления, умения применять свои знания в нестандартных ситуациях.
  3. Развитие культуры общения.

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Вызов.
  1. Загадка «Сикстинской мадонны»
  2. Старинная китайская задача»
  1. Осмысление. Вот так задачи!
  1. Жуки и пауки
  2. Еще и мутанты
  3. Знатокам от знатоков
  1. Размышление.
  1. Составление синквейна
  2. «Веселая  переменка»

Добрый день!

1 этап. Вызов.

      Как видите, я к вам пришла не с пустыми руками. У меня на столе 2 предмета: сова и письмо, а какая им отведена роль на уроке, вы скоро узнаете.

      Сова – символ мудрости и эмблема клуба знатоков. С вопроса из этой передачи мы и начнем:

- слайд из презентации [ Приложение 2]

      Как раз из 6 букв состоит слово, которое является ключевым на наших занятиях. Вы узнаете его, если разгадаете синквейн.

- слайд из презентации

      Итак,  это слово - задача. Только решая задачи, вы можете научиться математике.

А  какого типа  задачи мы сегодня будем решать, вы узнаете из письма, которое принесла эта замечательная сова. Только сначала вам надо его расшифровать.

- слайд из презентации

Задача 1: Про фазанов и кроликов.

       Решение задач начинаем со схемы. В своих буклетах [Приложение 1] вы можете заполнить таблицу-схему.

       Эту задачу взрослые наверняка стали бы решать с помощью уравнения или системы уравнений. Но  в 5 классе решать такие  задачи полезно двумя основными методами, которые называются «шевели мозгами» и «прояви фантазию».

       Обсуждение гипотез, как можно решить задачу. Решение задачи двумя способами параллельно с просмотром презентации.

2 этап. Осмысление /решение задач «от простого к сложному/.

Задача 2. Про жуков и пауков.

       Чтение задачи по слайду. Обсуждение /докажите, что задача того же типа, что и задача 1/

       Составление схемы. Проверка по слайду.

       Обсуждение способов решения задачи.

Задача 3. Знатокам от знатоков.

       Послушайте внимательно, какую задачу вам приготовили такие же, как вы, пятиклассники, и попробуйте за одну минуту наметить ход ее решения.

       В чем усложнение задачи в сравнении с первыми задачами?

       Что нужно сделать, прежде чем заполнять таблицу?

       Составление схемы.

       Решение задачи у доски.

3 этап. Размышление /соотнесение имеющихся знаний с предложенной задачей/

Задача 4. Про мутантов.

       Чтение олимпиадной задачи. Обсуждение/ докажите, что задача того же типа, что и задача 1/

       В чем различие /усложнение/ задачи?

       Что нужно сделать, чтобы решить задачу?

       Составление схемы. Проверка по слайду.

       Самостоятельное решение задачи.

Подведем итоги.

        Каким  способом решали задачи 1-4? («прояви фантазию»)

Домашнее задание: решить задачи из буклета [Приложение 1], составить задачи для 5 «А»

        Предлагаю вам составить синквейны,  посвященные старинной китайской задаче.

       Правило написания синквейна на слайде (работа в парах)

Веселая переменка. Игра  «Говорящая шляпа».

        Со словами «А сейчас мы узнаем ваши мысли…» надеваю шляпу ребенку и включаю фонограмму песни из мультфильма. Задача ребенка – изобразить и обыграть.

         Очень интересно, какие синквейны у вас получились (запись наиболее удачных на доске).

         Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка ...

Урок математике в 9 классе «Простые текстовые арифметические задачи на нахождение процентов от числа»

Назначение данного урока  учить решению простых текстовых арифметических задач на нахождение процентов от числа,  закрепить умения находить 1 % или несколько % от числа, отрабатывать вычисли...

Урок математики в 9 классе «Составные текстовые арифметические задачи, требующие нахождения процентов от числа»

Назначение данного урока учить решению составных текстовых арифметических задач на нахождение процентов от числа,  закрепить умения решать простые задачи на нахождение % от числа; находить 1 % ил...

Развитие внимания у школьников с нарушением интеллекта в процессе решения арифметических задач.

При решении задач у школьников с нарушениями интеллекта развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность,учащиеся учатся планировать и контролировать с...

Арифметические выражения и их характеристики. Арифметические действия. Арифметическая задача

Нельзя понять науку «физика» не видя различия и предназначение наук «арифметика», «алгебра», «математика». На логике познания различия и общности этих н...