Значение слов "духовность" и "нравственность"
статья по теме
В статье прослежено изменение терминов "духовность" и "нравственность", начиная с первого словаря - "Словаря Российской Академии" (1783-1793гг.) и заканчивая википедией (2011г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnost_i_nravstvennost.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.И. Семенюк
Изменение значений слов «духовность» и «нравственность»
Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат,
учитель информатики п.Эвенск
«Ежели при воспитании юноши требуется, чтобы он знал, из чего сделано платье, которое он носит; сыр, который употребляет в пищу; то как же не должно знать, откуда происходит слово, которое он говорит?»
А.С. Шишков
Духовно-нравственное развитие граждан России представляет собой социальный заказ для общего образования. Мне, простому учителю, как непосредственному исполнителю данного заказа, важно понимать точный смысл понятий «духовно-нравственное воспитание».
Проследим изменение слов «духовность» и «нравственность» по толковым словарям и энциклопедиям.
Первым толковым словарем в нашей стране был словарь Российской Академии (1783-1793). В нём указано: «Духовный» - от «дух», «нравственный» - от «нрав».
ДУХ - 1) Существо безтелесное, имеющее разум и волю; 2) Третье лицо святой Троицы; 3) Придается каждому из ангелов; 5) Благодать, дар; сила сверхестественная, свыше на кого ниспосланная; 6) противополагается плоти…
ДУХОВНЫЙ - 1) безтелесный, безплотный; 2) исполненный благодати; 3) касающийся до спасения души; 4) противополагается слову Светский…
НРАВ - 1) наклонность к чему-нибудь доброму или порочному; 2) обычай, введенный употреблением в каком-либо народе.
НРАВСТВЕННОСТЬ - сообразность свободных деяний с законом.
Таким образом, в конце XVIII века под духовно-нравственным воспита-нием понималось воспитание свободной воли таким образом, чтобы она была сообразна с законом для спасения души с помощью благодати Господней.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (1863-1866) считается настоящей энциклопедией русского склада ума и характера. Как же описывается значение выбранных нами слов в этом словаре?
ДУХ - бестелесное существо…; бесплотный житель духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в духе высшую искру Божества, ум и волю, стремленье к небесному… Святой Дух, третье Лицо Св. Троицы. Дух Божий, благодать, вдохновенье, откровенье.
ДУХОВНЫЙ - бесплотный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
ДУХОВНОСТЬ – состояние духовного.
НРАВ - одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем знач.) || Общее выраженье свойств человека, постоянных стремлений воли его; характер || То же свойство целого народа, племени, зависящее условно принятых житейских правил, обычая…
НРАВСТВЕННЫЙ - противоположный телесному, плотскому: духовный, душевный. || Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному добро и зло.
В XIX веке понятие «духовно-нравственное воспитание» усложняется, появляется неоднозначность.
До революции 1917 года в школах учили Закону Божию, причем только священники или, реже, миряне, окончившие курсы в духовных семинариях.
Обратимся к «Закону Божию» протоиерея Серафима Слободского, в котором приводится Беседа о человеке по статье архимандрита Аверкия (Таушева) «Душевность и духовность».
- В Библии есть слова Дух и дух. Чем они отличаются?
- Дух с большой буквы – это Святой Дух – третье лицо Святой Троицы. А дух с маленькой буквы относится к Его творениям: ангелам или людям.
- Что же общее в этих словах: Дух Божий и дух человеческий?
- Свойства. Духовность – это причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу. Чтобы подробнее рассмотреть свойства духа нужно узнать из чего состоит человек?
- Тела, души и духа.
- Рассмотрим сначала свойства тела: из чего оно было создано, какие имеет потребности и как общается с внешним миром?
- Дал Бог имя первому человеку Адам, что значит «взятый из земли». Все потребности тела сводятся к удовлетворению двух инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. С внешним миром тело общается посредством пяти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязанием.
- Рассмотрим теперь свойства души: как создана, из каких частей (движений) состоит и какое имеет основное свойство?
- Господь Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Душа без-смертная. Состоит из желаний, чувств и мыслей.
- В каких видах проявляется дух в человеке?
- Страх Божий – благоговейный трепет перед величием Божиим. Совесть – наш внутренний судья – блюститель закона Божия. Недаром наш народ называет совесть «голосом» Божиим. Жажда Бога. Нашему духу от природы свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом.
- Как связаны три части человека между собой?
- Человек представляет собой полное единство духа, души и тела – одно гармоническое целое, именно, дух человека устремлен к Богу, душа соединена или свободно подчинена духу, а тело – душе.
- Что дает нам дух при такой иерархии?
- Покой, радость и блаженство.
- А когда не бывает покоя, радости и блаженства?
- Нарушение гармонии между духом, душой и телом - последствия греха. Грех отрывает душу от духа, душа руководится потребностями тела, а тело, созданное из «хаоса», управляется «хаосом».
Дети и сегодня с интересом поддерживают такую же беседу.
Вернемся к словарям.
Популярным словарем начала XX века был «Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1907-1909), который не уступал немецкому «Брокгаузу», французскому «Ларуссу» или английской «Британнике».
ДУХ - начало в человеке, противоположное телу, обозначает субстрат высших способностей человека как существа, одаренного разумом и волей... [и далее о различных философских школах].
Понятий «духовность», «духовный», «нрав» нет. Есть статья о духовно-учебных заведениях в России, готовящих православное духовенство.
НРАВСТВЕННОСТЬ - то же, что и этика.
ЭТИКА - учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле. Различают…[и далее о различных подходах].
Составить из данных определений функциональное понятие «духовно-нравственное воспитание» можно уже на любой вкус.
Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова вышел в 1934-1940 гг. В составлении словаря принимали участие ведущие лингвисты.
ДУХ – 1. Психические способности, ум. 2. Бодрость, моральная сила, готовность к действию. 3. В религиозных, мифологических и теософских представлениях - бесплотное сверхъестественное существо. 4. В идеалисти-ческой философии — основная сущность, нематериальное начало явлений…
ДУХОВНОСТЬ - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию…
НРАВСТВЕННОСТЬ - 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. 2. Самое поведение человека.
«Духовно-нравственное воспитание» в середине XX века можно было определить как воспитание в поведении человека стремления к внутреннему совершенствованию, высоте психических способностей, ума (но без Творца).
Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) - грандиозный труд советской эпохи. Все решения, связанные с работой над БСЭ, принимались на высшем партийном уровне. Определения взяты из третьего издания БСЭ (1969–1978).
ДУХ - философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм). В рационализме определяющая сторона духа - мышление, сознание, в иррациона-лизме - воля, чувство, воображение, интуиция. Духовность не определена.
ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ готовят служителей религиозных культов и дают теологическое образование. И подробнее…
НРАВСТВЕННОСТЬ - то же что мораль.
МОРАЛЬ - нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе…[далее - обширная лекция].
Четко разграничены понятия духовности и нравственности. Духовность отделена от школы. Нравственность подчинена коммунистической идеологии.
Википедия - свободная общедоступная универсальная Интернет-энциклопедия. Создавать и редактировать её статьи может любой пользователь Интернет. Вносимые изменения незамедлительно становятся видными всем по-сетителям сайта. Сайт Википедии посещают 400 миллионов человек в месяц.
ДУХ – (Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками) - в религиозном мировоззрении изначальная движущая сила, присущая всему живому, а в некоторых культурах и неживому. Полагается, что духом обладает каждый индивид, любая человеческая общность или процесс, проходящий в ней; - философское понятие, часто отождествляемое с Неве-щественным началом; - ангел, демон; - посмертное фантомное отображение; - настроение и состояние человека или коллектива…
ДУХОВНОСТЬ – (Текущая версия страницы может значительно отли-чаться от версии 12 декабря 2011) - совокупность проявлений духа в мире и человеке; совокупность качеств личности, обозначающее наличие высоконрав-ственных Божественных принципов в человеке; объединяющие начала об-щества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентриро-ванные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художе-ственных образах искусства; проекция духовности в сознании называется совестью; укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
НРАВСТВЕННОСТЬ - чаще всего употребляется как синоним морали, иногда - этики. В более узком значении - внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле.
Понятий «духовный» и «нравственный» на данный момент в Википедии нет. Любой пользователь может написать что угодно, и достаточно длительное время этими определениями смогут пользоваться миллионы людей.
По запросу «определение понятия "духовно-нравственное воспитание"» поисковой системой Яндекс на 13 января 2011 года найдено 333 тыс. ответов.
Архиепископ Аверкий (Таушев): «Духовная жизнь состоит в удовлетво-рении потребностей духа, а потребности духа состоят в стремлении человека к Богу, искании живого союза, общения с Богом и желании жить по воле Божией. Так ли у нас, в наше время понимают духовную жизнь?
…В современных понятиях очень многое извращено и искажено до неузнаваемости. Так обстоит дело и с вопросом о духовной жизни. Явления телесной, душевной и духовной жизни весьма часто современным человеком не различаются. К области духовной жизни относят не только науку, всевоз-можные открытия и изобретения, но даже кино, театр, балет и чуть ли не цирк».
Опрос учителей показал, что все понимают, что такое «духовно-нравственное воспитание», но дать определение терминам «духовность» и «нравственность» навскидку затрудняются. Многие перечисляют базовые ценности нашего общества. Духовность, как правило, связывается с церковью.
Опрос школьников показал, что у детей духовность ассоциируется с высшими свойствами души, состоянием духа: покоем, гармонией, радостью, ощущением Бога, легкостью, защищенностью, совестью. В целом, понятия детей близки к описаниям, данным в Законе Божием. Больше половины опрошенных связывают нравственность со словом «нравится».
В заключении можно сделать ряд общих выводов:
1. Определения исследуемых понятий в словарях и энциклопедиях разных лет соответствуют духу своего времени.
2. Наиболее однозначно, корректно и точно даны определения слов «духовность» и «нравственность» в словаре Российской Академии, и связаны эти определения с Божественными истинами православной церкви. Слово «духовность» родилось в лоне православной церкви.
3. Появление неоднозначности определений исследуемых понятий связано с влиянием западных учений. Чем больше русский народ отходил от Бога, тем более наукообразными и сложными становились определения.
4. Прп.Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто; а где мудрено, там ни одного». Кто ясно мыслит, тот ясно излагает свои мысли. Существует опасность подмены понятия «духовность» на «душевность» (стремления к истине – на стремление к добру). Каким бы добрым ни был слепой, он не сможет привести к свету истины хромого.
5. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сказано: «Нравственность имеет своим источником духовность». Именно православие дает наиболее целостный и всеохватный образ человека, позволяющий вывести адекватное определение понятия «духовность».
6. А.С. Шишков писал: «Народ российский всегда крепок был языком и верою: язык делал его единомысленным, вера – единосущным». Для укрепле-ния страны у православной веры и истоков русского языка есть все средства.
7. Закон Божий: «Мы получили от Бога особые средства, для того, чтобы различать добрые дела и худые (злые) дела. Средства эти: закон Божий внутренний, или совесть, и закон Божий внешний, или заповеди Божии». Духовно-нравственное просвещение православной веры является основой духовно-нравственного возрождения нашей страны.
Библиография
1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.
3. "Закон Божий" для семьи и школы. Протоиерей Серафим Слободской. Изд-во "Паломник" Санкт-Петербург - Москва. 2003. Copyright, 1967.
4. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - Петербург: Издательское общество "Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон", 1907-1909
5. Словарь Академии Российской. – СПб. – При императорской Академии наук, 1789
6. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
http://ru.wikipedia.org – Википедия – свободная энциклопедия.
http://slovari.yandex.ru – Словари.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».
Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вмес...
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак,в русском, татарском и английском языках...
« Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие.»
Урок -изучение нового материала. Учащиеся изучают строение цветка, типы соцветий и плодов. Здесь же ребята знакомятся с применением цветков, плодов и соцветий как лекарственных растений....
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько ...
Понятие функции. Область определения и область значений функции. Возрастание и убывание. Наибольшее и наименьшее значение. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.
Цель занятия: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.Задачи занятия:- расширить понятие о числовых функциях пут...
"Значение и особенности формирования культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и значение для становления личности в условиях современного общества"
Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности умственно отсталых, отмечается, что выпускники школ и...
Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции
Материал для практической работы "Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции"...