«Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования»
материал по теме
Выступление на районном семинаре педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Здоровьесберегающие технологии
в системе дополнительного образования»
Баурина Людмила Анатольевна
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД СЮТур
г.Ногинск Московской области
2012 г.
Содержание:
Сохранение и укрепление здоровья учащихся - приоритетное направление государственной политики.
Программа «Юный спасатель» - комплексный подход к здоровьесбережению.
Реализация программы «Юный спасатель» на базе МОУДОДСЮТур г. Ногинска.
Ожидаемые конечные результаты программы « Юный спасатель».
Пропаганда и формирование здорового образа жизни - приоритетная задача в сфере дополнительного образования.
Здоровьесберегающие технологии
в системе дополнительного образования
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является приоритетным направлением не только для системы образования, но и государственной политики. «Именно в школьный период, - подчеркнул Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в своём послании Федеральному собранию, формируется здоровье человека на всю последующую жизнь».
Учитывая, что на сегодня самой острой проблемой страны являются дети и молодежь, которые продолжают терять последние здоровые нравственные ориентиры и все больше скатываются в бездуховную, наркозависимую и криминальную среду города, государство и общественные институты должны востребовать спортивно-оздоровительный туризм, как одну из наиболее современных технологий продуцирования у человека здоровых, духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах государства и самого индивида.
Вопросы о здоровье и здоровом образе жизни в настоящее время включены в федеральный компонент государственного образовательного стандарта и примерные программы общего образования.
Одной из важных составляющих работы по формированию здорового образа жизни является соответствующая воспитательная деятельность с обучающимися, организация социально – значимого досуга, создание необходимых условий для занятий физической культурой и спортом, и здесь очень важна роль системы дополнительного образования детей.
Здоровьесберегающая направленность учебно–воспитательного процесса в группах «Юный спасатель» реализуется через программу, органично наполненную здоровьесберегающим содержанием с учётом биологического возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня их здоровья.
Программа реализуется на базе МОУДОД « Городская станция юных туристов» г Ногинска в специально оборудованном классе « Юный спасатель» и тренажерном зале ( силовая подготовка). Занятия по пожарно- тактической подготовке проходят в пожарной части.
Разделы программы по специальной подготовке спасателей ведут квалифицированные специалисты Управления ГО и ЧС, РОСТО, ГИМС.
РХБЗ и техническая подготовка (штатный аварийно- спасательный инструмент), подготовка по связи, медицине катастроф – на территории ПСО-8 г. Ногинска.
Обучение альпинистским навыкам проводится в первую очередь на естественном рельефе – в Ногинском районе, на известняковых карьерах в Рузском районе, а также на искусственных сооружениях – скалодроме в г. Черноголовки и Дворце детского спорта в г. Москве, пожарной вышке в пожарной части, на ж/д мосту.
Тренировки по спасательным работам на воде проходят на озере Коверши, Черноголовском пруду, Успенской плотине, на реке Клязьме и р.Шерне Ногинского района.
Занятия по физическому совершенствованию школьников организуются на открытом стадионе « Автомобилист», военно-спортивной полосе препятствий в Глуховском парке, тренажерном зале СЮТур, а кроссы по пересеченной местности, спортивное ориентирование, лыжные тренировки – на естественном рельефе.
Комплексный подход к здоровьесбережению включает следующие компоненты:
Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;
Проведение спортивно- оздоровительной работы;
Организация психолого- педагогической помощи воспитанникам;
Мониторинг состояния здоровья обучающихся;
Организация работы по формированию ценности, здоровья и здорового образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей.
Санитарно-гигиеническое направление предполагает:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
проведение физкультминуток на теоретических занятиях;
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учебного класса
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
организацию и участие в спортивных мероприятиях - спортивных соревнованиях, месячниках здоровья, спортивных праздниках, тренировки свежем воздухе, походы выходного дня, дальние категорийные походы с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу и активному отдыху, а также к формированию здорового образа жизни учащихся;
широкое привлечение воспитанников, родителей, социальных партнёров МОУДОД СЮтур к туризму, физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
добиться естественного симбиоза детского и взрослого туризма. на базе проведения совместных мероприятий, активного развития семейного туризма, как продолжения здоровых отношений в семье и основы развития любого нормального общества. Концепция семейного активного отдыха должна быть признана приоритетной как на уровне пропаганды, так и на уровне организации досуга.
Психолого-педагогическое направление предполагает:
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности в учреждениях дополнительного образования;
предупреждение проблем развития ребенка;
обеспечение адаптации на разных этапах дополнительного обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
профилактика психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствование здоровье сберегающих технологий обучения;
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Диагностическое направление предполагает:
Проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Просветительское направление предполагает:
организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
пропаганда здорового образа жизни (тематические беседы, лекции, познавательные игры, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через здоровьесберегающие образовательные технологии)
В решении этой проблемы значительную роль должны сыграть средства массовой информации. Фактически речь должна идти о создании массированной информационно-пропагандистской компании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. Эффективная просветительно-образовательная деятельность, при адекватной правовой и обширной материально-технической базе учреждений дополнительного образования, будут способствовать увеличению числа учащихся, занимающихся спортивно – оздоровительным туризмом, ведущих спортивный образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потребления алкоголя и сигарет, совершении правонарушений, окажет действенную помощь в воспитании, самосовершенствовании и самообразовании человека, повышении его работоспособности и выполнении им долга по защите Отечества.
МОУДОД СЮТур – крупное образовательное объединение, самостоятельно функционирующее с целью обеспечения комплексности педагогического воздействия на развитие личности ребёнка. Учебная группа «Юный спасатель» входит в структуру центра и успешно внедряет здоровьесберегающие технологии в учебный процесс.
Все воспитанники отряда занимаются в 5 разновозрастных учебных группах под руководством опытных педагогов дополнительного образования СЮТур, инструкторов школьного туризма: Левитского Б.Н., Бауриной Л.А., Майсак Г.Н..
Общий списочный состав отряда – 47 учащихся, делится на 3 группы:
младшие воспитанники /11-12 лет/
среднее звено /13 –14 лет/
старшие курсанты /15 – 17 лет/
Ребята - выпускники НМО ЮС, достигшие 18 лет, являются персональными членами отряда, помощниками руководителей и выполняют посильные инструкторские функции.
Базовой основой для программы обучения юных спасателей является программа первоначальной подготовки спасателей МЧС России, адаптированная к учебно-воспитательному процессу в детских коллективах и дополненная различными разделами туристских знаний и навыков. Программа рассчитана на 3 года.
Деятельность групп 1-го года обучения направлена в основном на изучение основ выживания и жизнедеятельности в природной среде, на 2-ом году обучения ребята получают специальные знания по поисково-спасательным работам и медицине, 3-ий год обучения предполагает изучение основных положений законодательства по вопросам организации поисково-спасательных работ, углубление специальных знаний и психологическую подготовку как метод психологической закалки спасателя, формирования гражданской сознательности, патриотизма и нравственного совершенствования.
Большое внимание в процессе обучения уделяется физической подготовке, которая является естественной основой умственного, трудового, нравственного, эстетического развития школьников.
Учебные занятия групп «Юный спасатель» (1 год обучения – 6 часов в неделю, 2-3 год обучения – 9 часов в неделю) организуются руководителями – педагогами в соответствии с программой. Разделы программы по специальной подготовке спасателей ведут квалифицированные специалисты Управления ГО и ЧС, РОСТО, ГИМС.
Туристско- краеведческая деятельность отряда играет важную роль в механизме обучающего познания. С принципами подготовки и организации туристского похода ребята начинают знакомиться на первом году обучения.
Начиная с однодневного, со временем совершают все более сложные походы – степенные и категорийные.Любой поход для юных спасателей – это обобщение и закрепление всех знаний и умений, полученных на занятиях, школа психологической и нравственной закалки. В пику формальному, нередко принудительному гражданскому воспитанию детей в учреждениях образования, педагоги отряда посредством туристско-краеведческой деятельности организуют настоящую школу практического гражданского воспитания, активная общественно- полезная работа ребят в походах позволяет им самостоятельно осваивать идеи патриотических и демократических ценностей, отстаивать свои убеждения и самостоятельно оценивать политическую информацию. Знания патриотического характера, полученные в этих экспедициях воспитывают в детях высокую нравственность и гражданское сознание.
Материалы исследований, собранные экспонаты, отчеты хранятся в созданном ребятами и педагогами « Музее туристских путешествий».
Ежегодно в начале летних каникул организуется профильный лагерь « Юный спасатель» на базе воинской части в д. Громково Ногинского района, в которых получают туристские навыки и оздоравливаются воспитанники отряда.
Общее руководство делами отряда осуществляет руководитель « НМО ЮС» - педагог д/о СЮТур Баурина Л.А., командир – старший воспитанник. Руководители учебных групп объединяются в Координационный Совет, который планирует, организует и контролирует деятельность отряда.
План работы составляется на I и II полугодие, в него, помимо участия в массовых делах СЮТур, включаются совместные учебно- тренировочные занятия воспитанников 2 раза в месяц по альпподготовке на естественных и искусственных полигонах, учебно- оздоровительные зимние и летние лагеря, учебные циклы по специальности в ПСО-8, пожарной части, а также соревнования среди юных спасателей – зимнее зальное спасательное двоеборье (альпинизм и стрельба) и, осенние и весенние соревнования «Акватория» - техника водного туризма и спасательные работы на воде.
Активная работа по достижению поставленных целей учебно- воспитательного процесса в НМО ЮС является эффективным средством познания воспитания и оздоровления учащихся.
Результативность деятельности детского коллектива подтверждается конкретными успехами воспитанников отряда.
Команда юных спасателей « Азимут» является призером многих областных и российских соревнований по туристскому многоборью и поисково- спасательным работам в природной среде, большинство ребят имеют разряды по спортивному туризму.
Среди выпускников отряда – есть профессиональные спасатели, которые сотрудничают с МОУДОД СЮТур.
Ожидаемые конечные результаты программы « Юный спасатель»:
повышение функциональных возможностей организма обучающихся, развитие физического потенциала;
рост уровня физического развития и физической подготовленности;
повышение приоритета здорового образа жизни;
повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
повышение уровня самостоятельности и активности воспитанников;
Реализация программы направлена на формирование культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Активное внедрение в школьный образовательный процесс новых технологий и программ обучения привели к интенсификации учебного процесса. Это превратило учебную среду школы в серьёзный фактор ухудшения здоровья учащихся. Исходя из того, что причастность ребёнка к активным занятия спортивно – оздоровительным туризмом, в будущем, на протяжении всей жизни, во многом определит его отношение к основным ценностям в жизни человека – приоритетная задача в сфере дополнительного образования - пропаганда и формирование здорового образа жизни.
Организация оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности должна строиться дифференцированно, с учетом индивидуальных возрастных и половых особенностей школьников и быть личностно-ориентированной. Педагогу важно предусматривать организацию отдыха детей после интенсивной физической или эмоционально-психологической нагрузки для восстановления ими затраченных сил. Каждое мероприятие – туристский поход, соревнования, физические упражнения, учебно-тренировочное занятие, экскурсия и прочие – должно предполагать общее оздоровительное, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций.
Содержание программ должно быть составлено с учетом цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, использования должностно-ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности детского оздоровительного туристского объединения.
Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый занимающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения посильных его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам игровых должностей (ролей): организационно-хозяйственных (командир, физорг, ремонтный мастер, штурман, дежурный, заведующий снаряжением, санинструктор и т.д.) и познавательно-краеведческих (знаток погоды, знаток птиц, знаток растений, знаток трав, знаток улицы, знаток достопримечательностей и т.д.). При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей, коллективизм, пунктуальность, инициативность.
Программы должны предусматривать проведение систематической (не менее двух в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования занимающихся с целью наблюдения и контроля за влиянием занятий оздоровительно-познавательным туризмом на их организм и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать дозировку объемов, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также поможет при разработке совместно с семьей (родители) и школой (классный руководитель, школьный психолог, школьный медицинский работник, организатор внеклассной и внешкольной работы) личностно-ориентированных «образовательных маршрутов» для каждого воспитанника.
Исходя из вышесказанного, создаётся модель формирования здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования с учетом индивидуального подхода к воспитанникам, основной целью которой является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Задачи, решаемые воспитанниками - осознание ценности здоровья и активно-познавательное стремление к его совершенствованию, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни
Задачи, решаемые членами семьи обучающегося -удовлетворение потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение подростка в режим саморазвития, самовоспитания.
Задачи, решаемые педагогами - сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы умений и здоровьеформирующих технологий и стратегий.
Задачи, решаемые привлечёнными специалистами - формирование доминантной установки на восприятие позитивных сторон реальности и защиту от негативных влияний среды.
Образовательное учреждение сегодня становится важнейшим звеном социализации подрастающего поколения, взяв за ведущие принципы реализацию здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса и формирование здорового образа жизни, ориентированные на деятельность, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
Список литературы
Езушина Е. В. Азбука правильного питания//Конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки., Волгоград, Изд. «Учитель», 2007.
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Методическое пособие. Серия «Воспитательная работа»// М:Глобус,2010 г.
Программа «Исцели себя сам»// ЦСБС СО РАН г. Новосибирск, 2000г.
Сорокина Л. А. Компетентностный подход в обучении ОБЖ // Основы безопасности жизни. – 2006. – № 12. – С. 13-15.
Выготский Л.С. Психология подростка // Собр.соч. Т.4. М: Педагогика, 1984,с.65
Батрова О.В. Перспективы внедрения компетентностного подхода в отечественную систему педагогического образования//М: Преподаватель XXI век.-2007.-№1-С.3-8.
Антропова М.В., Глухова Р.И., Ефимова С.П. Родителям о здоровье школьников//М: Педагогика,1975.
Баль Л.В., Барканова С.В.Формирование здорового образа жизни российских подростков//М: гуманитарный издательский центр Владос, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРСОВАЯ РАБОТА по педагогике и психологии ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Сегодня в условиях уменьшения уровня рождаемости и сохранения достаточно высокого уровня смертности проблема здоровья невольно входит на передний план среди других вопросов, определяющих судьбу ...
Применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании детей.
Статья о применении здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности....
Здоровьесберегающие технологии и языковое образование
Здоровье — одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия, а также совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой ег...
Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании
В современном мире вопросы сохранения здоровья детей становятся все более актуальными, так как из года в год растет нагрузка в школе, все больше превалирует гиподинамия у школьников, причиной которой ...
Применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании детей.
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физи...
Статья по теме "Здоровьесберегающие технологии в современном образовании"
абота школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здор...
Республиканский семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе образования и воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»
Урок химии в 10 классе Тема: "Углеводы. Классификация и значение"...