«ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ПОСТАНОВКИ ТАНЦА» Общеобразовательная программа
рабочая программа на тему

Бажанова Ольга Николаевна

Программа помогает учащимся, определившимся в дальнейшем продолжить свое хореографическое образование, подготовится к вступительным экзаменам в высшее специальное учреждение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_okpt.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ДШИ «КАМЕРТОН»

 

 

 «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ПОСТАНОВКИ ТАНЦА»  

Общеобразовательная программа для учащихся хореографического отделения школы искусств

(  предмет по выбору)

                     Составитель: преподаватель хореографических

                                                  дисциплин Бажанова Ольга Николаевна

 

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Город Мегион

2007г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа «Основы композиции и постановки танца» является дополнительной общеобразовательной программой художественно-эстетической направленности, в образовательной области хореографическое искусство. В учебном плане образовательной программы  этот предмет обозначен как предмет по выбору.  

Предмет «Композиция и постановка танца» в системе непрерывного, профессионального, многоуровневого образования ориентирован на целостный процесс развития и обогащение творческого потенциала личности и имеет не маловажное значение на начальном этапе хореографического образования.  

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

 Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, формирования художественного образного виденья и мышления, развитие и обогащения творческого потенциала личности в системе хореографического образования.

Образовательные:

  1. Иметь представление о взаимосвязи хореографии с различными видами искусства;
  2. Ориентироваться в различных  видах танцевальных систем и знать все формы русского танца;
  3. Знать музыкально-ритмическую организацию движений;
  4. Знать основные законы драматургии и композиционного построения хореографического произведения;
  5. Умение мыслить художественными образами и воплощать их пластическом воплощении.
  6. Умение выстраивать танцевальные комбинации и этюды.

                        Воспитательные:

  1. формирование эмоционального отношения к миру прекрасного, к людям;
  2. формирование отношения к познанию (к учебе, делу);
  3. формирование музыкального, художественного вкуса;
  4. формирование оптимизма и уверенности в своих силах
  5. формирование объективного отношения к самоопределению.

Развивающие:

  1. выявление и развитие творческих способностей ученика (ритма, памяти,                    мышления, танцевальной выразительности);
  2. развитие высокой исполнительской культуры;
  3. развитие логического мышления.

   Танец – это зримая энергия образно-художественной мысли, выраженная языком хореографии, пластики и пантомимы в определенном характере музыки и темпо-ритме. Чтобы понимать и создавать образное произведение, необходимо обладать фантазией, воображением, а художественное воображение – это мышление образами, что и определяет профессию хореографа-балетмейстера.    

  Процесс формирования художественного образного танцевального виденья, мышления и творчества чрезвычайно сложен и многообразен. Он требует построения единой учебной программы, где преподавание предмета «Композиция и постановка танца» проводиться в тесной взаимосвязи с такими специальными дисциплинами, как классический танец, народно-сценический, историко-бытовой, современный танец. Знания, полученные учащимися на занятиях по всем хореографическим дисциплинам и в процессе изучения предмета «Основы композиции и постановки танца», аккумулируются в целостную систему взглядов, знаний и профессиональных навыков.    

   Программа предмета состоит из двух разделов: теоретического и практического.

Теоретический раздел включает в себя курс лекций по методологии создания хореографического произведения, знакомит учащихся с особенностями хореографического искусства, как искусства синтетического, с композиционным построением хореографического произведения и профессией балетмейстера.

  За период практических занятий учащиеся сочиняют и показывают свои работы от комбинаций до этюдов. Этот раздел предназначен для применения знаний полученных на теоретических занятиях, освоения системой выразительных средств, а также навыков работы над хореографическим образом. В создании своих работ учащиеся должны проявлять свою творческую активность, фантазию, воображение.

  В преподавании дисциплины «Основы и композиции и постановка танца» желательно использование разнообразных технических средств: просмотр кинофильмов, видеофильмов, образцов хореографических произведений, которые могут служить примером в изучении предмета, а также посещение концертов и хореографических фестивалей с целью анализа хореографических произведений различных жанров.

   Целью данной программы является развитие творческих способностей, фантазии, воображения, формирования художественного образного виденья и мышления, развитие и обогащения творческого потенциала личности в системе хореографического образования.

Основной идеей курса является   формирование постановочных, сочинительских  навыков и умений у учащихся,  раскрытие его индивидуальных  творческих способностей.

В данной программе представлена авторская концепция в части подбора учебного материала именно для начального этапа хореографического образования.  

 Программа рассчитана на два года обучения  с 6  по 7 класс.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ

    Важным элементом учебного процесса в школе искусств является систематический контроль успеваемости учащихся. Основными формами контроля успеваемости учащихся являются:         

  1. текущий контроль успеваемости учащихся,
  2. промежуточная аттестация учащихся,
  3. итоговая аттестация учащихся.

Предмет «Основы композиции и постановки танца» согласно учебному плану является «Предметом по выбору», то есть факультативным курсом, в связи с этим итоговая аттестация не предполагается. Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.   Текущий контроль осуществляется регулярно (каждый 2 - 3 урок) в рамках расписания занятий учащегося. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоение им образовательной программы на определённом этапе обучения. Промежуточная аттестация проводиться в форме переводного зачета. Переводной зачёт проводится в конце учебного года с показом полной учебной программы, определяет успешность усвоения образовательной программы данного года обучения. Переводной зачёт проводится с применением недифференцированной системой оценивания.

Итоговая оценка по предмету выводится на основании  оценки  промежуточной аттестации,  полученной учащимся в течение последнего года обучения.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:

  1. систематичность,
  2. учёт индивидуальных особенностей  обучаемого,
  3. коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка «5» ставится при выполнении следующих требований:

1.Создание этюда на заданную тему с учетом композиционного построения и законов драматургии.

2. Владение методологией создания хореографического произведения.

3.Уметь импровизировать на заданную тему.

4.Уметь распределять себя и свои действия в пространстве.

5. Уметь организовать показ этюда в паре, с группой партнеров.

Оценка «4» - ставится при несоответствии одному из требований.

Оценка «3» - ставится при невыполнении двух требований

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

     В результате освоения программы приобретается определенный запас знаний, умений и навыков:    

  1.      Иметь представление о взаимосвязи хореографии с различными видами    искусства;
  2.  Ориентироваться в различных  видах танцевальных систем и знать все формы русского танца;
  3. Знать музыкально-ритмическую организацию движений;
  4. Знать основные законы драматургии и композиционного построения хореографического произведения;
  5. Умение мыслить художественными образами и воплощать его в пластическом решении.
  6. Умение выстраивать танцевальные комбинации и этюды.

  1. Необходимо выработать творческое зрение – избирательное, конструирующее.  
  2. Умение анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла.
  3. Умение организовать работу в парном этюде, грамотно выстраивать процесс органичного общения.

Принцип единства воспитания, обучения и развития способствует воспитанию   художественного вкуса, эстетических качеств, чувства коллективизма,  становлению мироощущения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Практика

Теория

6 класс. 1-четверть.

РАЗДЕЛ № 1. Хореография – синтетический вид искусства.

1.

Взаимосвязь музыки и хореографии.

4ч.

2.

Роль драматургии и литературы в хореографическом искусстве.

4ч.

2 четверть

3.

Связь хореографии с изобразительным искусством.

4ч.

 

РАЗДЕЛ № 2. Балетмейстер и его сфера деятельности.

4ч.

3 четверть.

РАЗДЕЛ № 3. Виды танцевальных систем.

2ч.

РАЗДЕЛ № 4. Формы русского танца.

1.

Хоровод.

2ч.

2.

Пляска.

2ч.

3.

Перепляс.

2ч.

4.

Кадриль.

2ч.

4 четверть

 

РАЗДЕЛ № 5. Музыкально-ритмическая организация движений.

2ч.

1.

Сочинение комбинаций на материале русского танца.

6ч.

Всего: 34 часов.

8ч.

26ч.

7 класс. 1 четверть

РАЗДЕЛ № 1.Хореографическое произведение и его композиционное построение.

1.

Сюжетный и бессюжетный танец.

2ч.

2.

Жанр, форма и содержание хореографического произведения.

2ч.

3.

Основные законы драматургии в хореографическом произведении.

2ч.

4.

Законы композиции.

2ч.

2 четверть

5.

Сочинение этюдов на предложенном материале.

5ч.

6.

Динамика сценического пространства. Рисунок танца.

2ч.

3 четверть

7.

Танцевальная лексика.

4ч.

8.

Хореографический текст.

4ч.

4 четверть

9.

Пластический мотив. Развитее лейтмотива.

2ч.

10.

Создание хореографического образа.

4ч.

11.

Сочинение этюдов на заданную тему.

5ч.

Всего: 34 часов.

10ч.

24ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ

6 класс.

  РАЗДЕЛ № 1. ХОРЕОГРАФИЯ – СИНТЕТИЧЕСКИЙ ВИД ИСКУССТВА.

Тема № 1. Взаимосвязь музыки и хореографии.

Образная общность и органическое соединение в едином художественном целом музыки и хореографии. Музыкальная драматургия. Родственные связи музыки и хореографии в плане содержания и формы. Развитие этих искусств во временном пространстве (ритм, темп). Роль музыки в хореографическом произведении и их взаимосвязь.

Тема № 2. Роль драматургии и литературы в хореографическом искусстве. 

Определение драматургии. Танцевальная драматургия. Балетная драматургия. Связь сценарной драматургии с литературой. Балетмейстерское и режиссерское искусство. Соотношение танца и актерской игры в творчестве исполнителей.

Значение драматургии в целом в хореографическом произведении.

Тема № 3. Связь хореографии с изобразительным искусством.

Скульптура и пластика. Мизансцена и живописная картина. Изобразительное искусство – зримый облик хореографического произведения. Специфические особенности оформления балетного спектакля. Специфика работы художника в драматическом театре и при постановке балетного спектакля. Создание декораций. Создание балетного костюма. Задачи художника оформляющего балетный спектакль.

РАЗДЕЛ № 2. БАЛЕТМЕЙСТЕР И ЕГО СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Определение профессии – балетмейстера. Общая характеристика данной профессии. Теоретические положения, сформированные выдающимися деятелями хореографии: Лукиана, Ж.Ж. Новера, Карло Блазиса. Характеристики балетмейстера-сочинителя, качества и способности данной профессии. Балетмейстер-постановщик. Балетмейстер-репетитор. Слагаемые в творчестве балетмейстера.

РАЗДЕЛ № 3. ВИДЫ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СИСТЕМ.

Определение вида танца, его характеристика. Краткая история возникновения и развития.

  1. Классический танец.
  2. Народно-сценический танец.
  3. Фольклорный танец.
  4. Историко-бытовой танец.
  5. Современный бальный танец.
  6. Модерн-джаз танец.

 а) танец-модерн.

 б) джаз-танец.

РАЗДЕЛ № 4. ФОРМЫ РУССКОГО ТАНЦА.

Определение. Истоки возникновения и развития танца. Общая характеристика, манера исполнения, разновидность.

  1. Хоровод.
  2. Пляска.
  3. Перепляс.
  4. Кадриль.

РАЗДЕЛ № 5. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ.

Понятие ритм. Ритмическая основа движения. Специфика организации различной музыкально-ритмической основы движения. Комплекс заданий на организацию различных музыкально-ритмических решений движения.

Тема № 1. Сочинение комбинаций на материале русского танца.

7 класс.

РАЗДЕЛ № 1. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЕГО КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ.

Тема № 1. Сюжетный и бессюжетный танец.

Определение сюжетного и бессюжетного танцев. Действенный танец.

Тема № 2. Жанр, форма и содержание хореографического произведения.

 Жанр в общепринятом понимании. Определение жанра и его разновидности.

Соответствие формы и содержания.

Тема № 3. Основные законы драматургии в хореографическом произведении.

Понятие «драматургия». Драматургия в различных видах искусств. Функции драматурга в хореографическом произведении. Опыт хореографической драматургии. Пять составных частей хореографического произведения. Законы драматургии и их применения в хореографическом искусстве. Драматургия балетного спектакля. Программа хореографического произведения.  

Тема № 4. Законы композиции.

  Определение композиции. Четыре принципа композиционного построения.

Принцип композиционной целостности. Принцип единства. Принцип подчинение второстепенного главному. Соотношение формы и содержания.

Тема № 5. Сочинение этюдов на предложенном материале.

Тема № 6. Танцевальная лексика.

  Определение танцевальной лексики. Танцевальное движение. Свойства движения. Рефлекторные движения. Жесты. Танцевальные движения.

 

Тема № 7. Динамика сценического пространства. Рисунок танца.

    Понятие «рисунок танца». Его значение и роль в хореографическом танце. Композиция танца. Логика развития рисунка танца. Взаимоотношение рисунка и музыкального материала в танце. Рисунки русского народного танца. Динамика сценического пространства.

Тема № 8. Хореографический текст.

  Литературный и танцевальный язык. Воплощение хореографического образа в танцевальном тексте. Связь между танцевальным языком и законами драматургии. Логика развития движения. Композиция танца и его составляющие компоненты. Ритм, акцент и ракурс в танцевальном движении.

Тема № 9. Пластический мотив. Развитие лейтмотива.

   Определение лейтмотива.  Взаимосвязь музыкального материала и режиссуры движения. Создание пластических мотивов. Вариант.

 

Тема № 10. Создание хореографического образа.

   Определение хореографического образа. Жизненные наблюдения. Значение психологии в создании хореографического образа. Тесное взаимодействия хореографического образа и музыкального материала. Процесс создания хореографического образа балетмейстером. Воплощение хореографического образа на сцене в различных жанрах. Сценический образ.

 

Тема. № 11. Сочинение этюда на заданную тему.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Просторный кабинет с высокими потолком и зеркальными      стенами  
  2. Помещение для переодевания учащихся.
  3. Видео и аудиоаппаратура.
  4. Учебная форма учащихся.
  1. Наличие технического обеспечения;
  2. Создание психологических условий;
  3. Создание обстановки доверия (ребенок – педагог – родитель);
  4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Боголюбская М. С. Музыкально – хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. – Москва 1986г.
  2.  Бочарникова Э. Страна волшебная – балет. – Москва «Детская литература» 1974г.
  3. Ванслов В. Статьи о балете. – Ленинград «Музыка» 1980г.
  4. Громов Ю.И. Комиссарова Т.А. Розанова О. И. Самодеятельное хореографическое искусство. – Санкт-Петербург 1993г.
  5. Дубских Т.М. Историко-генетические закономерности танцевального искусства. – Челябинск 1998г.
  6. Есаулов И.Г. Хореодраматургия. – Ижевск 2000г.
  7. Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. – Москва «Советская Россия» 1974г.  
  8. Захаров Р. Сочинение танца. – Москва «Искусство» 1983г
  9. Захаров Р. Слово о танце. – Москва «Молодая гвардия» 1979г.
  10. Захаров Р. Работа балетмейстера с исполнителями. – Москва «Искусство» 1967г.
  11. Нарская Т. Б. Историко-бытовой танец. – Челябинск 1996г.
  12. Климов А. «Основы русского танца». Москва «Искусство» 1981г.
  13.  Никитин В, Ю. «Модерн-джаз танец» Я вхожу в мир искусств. № 4 1998 г.
  14. Панферов В. Пластика современного танца. – Челябинск 1996г.
  15. Сборник статей. Выпуск 3. Музыка и хореография современного балета. / Под ред. Ф. А, Корнемана – Ленинград «Музыка» 1979г.
  16. Сборник тезисов научно-практической конференции (Москва, 28-30 апреля 2001 года) Хореографическое образование: тенденции развития. / Отв. Ред. В. Н. Нилов. – М.: МГУКИ, 2001г.
  17. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. – Москва «Просвещение» 1986г.
  18. Соколов-Каминский А. А. Советский балет сегодня. – Москва «Знание» 1984г.
  19. Стриганов В. М. Уральская В. И. Современный бальный танец. – Москва «Просвещение» 1977г.
  20.  Уральская В. Соколовский Ю. Народная хореография. – Москва «Искусство» 1972г.
  21.  Уральская В.И. Природа танца. – Москва «Советская Россия» 1981г.
  22. Энциклопедия Балет. / Под ред. Ю. Н. Григоровича – Москва «Советская энциклопедия»1981г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематический план по дисциплине "Композиция и постановка танца".

тематическое планирование для студентов 4 курса СПО....

Работа балетмейстера по постановке танца (этап разучивания танца).

Этапы работы балетмейстера по постановке танца. Этап разучивания народного танца. Из опыта работы....

Опыт работы по созданию композиции и постановки народного танца

Композиция и постановка танца - это процесс работы над созданием хореографического произведения, представляющего собой гармоническое единство форм и содержания, отличающегося специфичностью выра...

Мастер-класс "Композиция и постановка танца"

Мастер-класс "Композиция и постановка танца"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: постановка танца» (Хореографический ансамбль «Иверия»)

Танец. Именно в нем лучше всего раскрывается душа народа. Данная программа по постановке танца ориентирована на практическую деятельность и направлена на приобретение обучающимися умений и навыко...

Методика организации работы с детьми по композиции постановки танца в танцевальном коллективе «Восторг»

Попробуем ответить на вопрос, как формируется танец в воображении педагога и как реализуется идея КПТ в танце?Постановщик, ознакомившись со всеми материалами, относящимися к интересующей его теме, - л...

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталость

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся...