«ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ПОСТАНОВКИ ТАНЦА» Общеобразовательная программа
рабочая программа на тему
Программа помогает учащимся, определившимся в дальнейшем продолжить свое хореографическое образование, подготовится к вступительным экзаменам в высшее специальное учреждение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_okpt.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ДШИ «КАМЕРТОН»
«ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ПОСТАНОВКИ ТАНЦА»
Общеобразовательная программа для учащихся хореографического отделения школы искусств
( предмет по выбору)
Составитель: преподаватель хореографических
дисциплин Бажанова Ольга Николаевна
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Город Мегион
2007г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа «Основы композиции и постановки танца» является дополнительной общеобразовательной программой художественно-эстетической направленности, в образовательной области хореографическое искусство. В учебном плане образовательной программы этот предмет обозначен как предмет по выбору.
Предмет «Композиция и постановка танца» в системе непрерывного, профессионального, многоуровневого образования ориентирован на целостный процесс развития и обогащение творческого потенциала личности и имеет не маловажное значение на начальном этапе хореографического образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, формирования художественного образного виденья и мышления, развитие и обогащения творческого потенциала личности в системе хореографического образования.
Образовательные:
- Иметь представление о взаимосвязи хореографии с различными видами искусства;
- Ориентироваться в различных видах танцевальных систем и знать все формы русского танца;
- Знать музыкально-ритмическую организацию движений;
- Знать основные законы драматургии и композиционного построения хореографического произведения;
- Умение мыслить художественными образами и воплощать их пластическом воплощении.
- Умение выстраивать танцевальные комбинации и этюды.
Воспитательные:
- формирование эмоционального отношения к миру прекрасного, к людям;
- формирование отношения к познанию (к учебе, делу);
- формирование музыкального, художественного вкуса;
- формирование оптимизма и уверенности в своих силах
- формирование объективного отношения к самоопределению.
Развивающие:
- выявление и развитие творческих способностей ученика (ритма, памяти, мышления, танцевальной выразительности);
- развитие высокой исполнительской культуры;
- развитие логического мышления.
Танец – это зримая энергия образно-художественной мысли, выраженная языком хореографии, пластики и пантомимы в определенном характере музыки и темпо-ритме. Чтобы понимать и создавать образное произведение, необходимо обладать фантазией, воображением, а художественное воображение – это мышление образами, что и определяет профессию хореографа-балетмейстера.
Процесс формирования художественного образного танцевального виденья, мышления и творчества чрезвычайно сложен и многообразен. Он требует построения единой учебной программы, где преподавание предмета «Композиция и постановка танца» проводиться в тесной взаимосвязи с такими специальными дисциплинами, как классический танец, народно-сценический, историко-бытовой, современный танец. Знания, полученные учащимися на занятиях по всем хореографическим дисциплинам и в процессе изучения предмета «Основы композиции и постановки танца», аккумулируются в целостную систему взглядов, знаний и профессиональных навыков.
Программа предмета состоит из двух разделов: теоретического и практического.
Теоретический раздел включает в себя курс лекций по методологии создания хореографического произведения, знакомит учащихся с особенностями хореографического искусства, как искусства синтетического, с композиционным построением хореографического произведения и профессией балетмейстера.
За период практических занятий учащиеся сочиняют и показывают свои работы от комбинаций до этюдов. Этот раздел предназначен для применения знаний полученных на теоретических занятиях, освоения системой выразительных средств, а также навыков работы над хореографическим образом. В создании своих работ учащиеся должны проявлять свою творческую активность, фантазию, воображение.
В преподавании дисциплины «Основы и композиции и постановка танца» желательно использование разнообразных технических средств: просмотр кинофильмов, видеофильмов, образцов хореографических произведений, которые могут служить примером в изучении предмета, а также посещение концертов и хореографических фестивалей с целью анализа хореографических произведений различных жанров.
Целью данной программы является развитие творческих способностей, фантазии, воображения, формирования художественного образного виденья и мышления, развитие и обогащения творческого потенциала личности в системе хореографического образования.
Основной идеей курса является формирование постановочных, сочинительских навыков и умений у учащихся, раскрытие его индивидуальных творческих способностей.
В данной программе представлена авторская концепция в части подбора учебного материала именно для начального этапа хореографического образования.
Программа рассчитана на два года обучения с 6 по 7 класс.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ
Важным элементом учебного процесса в школе искусств является систематический контроль успеваемости учащихся. Основными формами контроля успеваемости учащихся являются:
- текущий контроль успеваемости учащихся,
- промежуточная аттестация учащихся,
- итоговая аттестация учащихся.
Предмет «Основы композиции и постановки танца» согласно учебному плану является «Предметом по выбору», то есть факультативным курсом, в связи с этим итоговая аттестация не предполагается. Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. Текущий контроль осуществляется регулярно (каждый 2 - 3 урок) в рамках расписания занятий учащегося. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоение им образовательной программы на определённом этапе обучения. Промежуточная аттестация проводиться в форме переводного зачета. Переводной зачёт проводится в конце учебного года с показом полной учебной программы, определяет успешность усвоения образовательной программы данного года обучения. Переводной зачёт проводится с применением недифференцированной системой оценивания.
Итоговая оценка по предмету выводится на основании оценки промежуточной аттестации, полученной учащимся в течение последнего года обучения.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:
- систематичность,
- учёт индивидуальных особенностей обучаемого,
- коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка «5» ставится при выполнении следующих требований:
1.Создание этюда на заданную тему с учетом композиционного построения и законов драматургии.
2. Владение методологией создания хореографического произведения.
3.Уметь импровизировать на заданную тему.
4.Уметь распределять себя и свои действия в пространстве.
5. Уметь организовать показ этюда в паре, с группой партнеров.
Оценка «4» - ставится при несоответствии одному из требований.
Оценка «3» - ставится при невыполнении двух требований
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
В результате освоения программы приобретается определенный запас знаний, умений и навыков:
- Иметь представление о взаимосвязи хореографии с различными видами искусства;
- Ориентироваться в различных видах танцевальных систем и знать все формы русского танца;
- Знать музыкально-ритмическую организацию движений;
- Знать основные законы драматургии и композиционного построения хореографического произведения;
- Умение мыслить художественными образами и воплощать его в пластическом решении.
- Умение выстраивать танцевальные комбинации и этюды.
- Необходимо выработать творческое зрение – избирательное, конструирующее.
- Умение анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла.
- Умение организовать работу в парном этюде, грамотно выстраивать процесс органичного общения.
Принцип единства воспитания, обучения и развития способствует воспитанию художественного вкуса, эстетических качеств, чувства коллективизма, становлению мироощущения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Практика | Теория |
6 класс. 1-четверть. | |||
РАЗДЕЛ № 1. Хореография – синтетический вид искусства. | |||
1. | Взаимосвязь музыки и хореографии. | 4ч. | |
2. | Роль драматургии и литературы в хореографическом искусстве. | 4ч. | |
2 четверть | |||
3. | Связь хореографии с изобразительным искусством. | 4ч. | |
| РАЗДЕЛ № 2. Балетмейстер и его сфера деятельности. | 4ч. | |
3 четверть. | |||
РАЗДЕЛ № 3. Виды танцевальных систем. | 2ч. | ||
РАЗДЕЛ № 4. Формы русского танца. | |||
1. | Хоровод. | 2ч. | |
2. | Пляска. | 2ч. | |
3. | Перепляс. | 2ч. | |
4. | Кадриль. | 2ч. | |
4 четверть | |||
| РАЗДЕЛ № 5. Музыкально-ритмическая организация движений. | 2ч. | |
1. | Сочинение комбинаций на материале русского танца. | 6ч. | |
Всего: 34 часов. | 8ч. | 26ч. | |
7 класс. 1 четверть | |||
РАЗДЕЛ № 1.Хореографическое произведение и его композиционное построение. | |||
1. | Сюжетный и бессюжетный танец. | 2ч. | |
2. | Жанр, форма и содержание хореографического произведения. | 2ч. | |
3. | Основные законы драматургии в хореографическом произведении. | 2ч. | |
4. | Законы композиции. | 2ч. | |
2 четверть | |||
5. | Сочинение этюдов на предложенном материале. | 5ч. | |
6. | Динамика сценического пространства. Рисунок танца. | 2ч. | |
3 четверть | |||
7. | Танцевальная лексика. | 4ч. | |
8. | Хореографический текст. | 4ч. | |
4 четверть | |||
9. | Пластический мотив. Развитее лейтмотива. | 2ч. | |
10. | Создание хореографического образа. | 4ч. | |
11. | Сочинение этюдов на заданную тему. | 5ч. | |
Всего: 34 часов. | 10ч. | 24ч. | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ
6 класс.
РАЗДЕЛ № 1. ХОРЕОГРАФИЯ – СИНТЕТИЧЕСКИЙ ВИД ИСКУССТВА.
Тема № 1. Взаимосвязь музыки и хореографии.
Образная общность и органическое соединение в едином художественном целом музыки и хореографии. Музыкальная драматургия. Родственные связи музыки и хореографии в плане содержания и формы. Развитие этих искусств во временном пространстве (ритм, темп). Роль музыки в хореографическом произведении и их взаимосвязь.
Тема № 2. Роль драматургии и литературы в хореографическом искусстве.
Определение драматургии. Танцевальная драматургия. Балетная драматургия. Связь сценарной драматургии с литературой. Балетмейстерское и режиссерское искусство. Соотношение танца и актерской игры в творчестве исполнителей.
Значение драматургии в целом в хореографическом произведении.
Тема № 3. Связь хореографии с изобразительным искусством.
Скульптура и пластика. Мизансцена и живописная картина. Изобразительное искусство – зримый облик хореографического произведения. Специфические особенности оформления балетного спектакля. Специфика работы художника в драматическом театре и при постановке балетного спектакля. Создание декораций. Создание балетного костюма. Задачи художника оформляющего балетный спектакль.
РАЗДЕЛ № 2. БАЛЕТМЕЙСТЕР И ЕГО СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Определение профессии – балетмейстера. Общая характеристика данной профессии. Теоретические положения, сформированные выдающимися деятелями хореографии: Лукиана, Ж.Ж. Новера, Карло Блазиса. Характеристики балетмейстера-сочинителя, качества и способности данной профессии. Балетмейстер-постановщик. Балетмейстер-репетитор. Слагаемые в творчестве балетмейстера.
РАЗДЕЛ № 3. ВИДЫ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ СИСТЕМ.
Определение вида танца, его характеристика. Краткая история возникновения и развития.
- Классический танец.
- Народно-сценический танец.
- Фольклорный танец.
- Историко-бытовой танец.
- Современный бальный танец.
- Модерн-джаз танец.
а) танец-модерн.
б) джаз-танец.
РАЗДЕЛ № 4. ФОРМЫ РУССКОГО ТАНЦА.
Определение. Истоки возникновения и развития танца. Общая характеристика, манера исполнения, разновидность.
- Хоровод.
- Пляска.
- Перепляс.
- Кадриль.
РАЗДЕЛ № 5. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ.
Понятие ритм. Ритмическая основа движения. Специфика организации различной музыкально-ритмической основы движения. Комплекс заданий на организацию различных музыкально-ритмических решений движения.
Тема № 1. Сочинение комбинаций на материале русского танца.
7 класс.
РАЗДЕЛ № 1. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЕГО КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ.
Тема № 1. Сюжетный и бессюжетный танец.
Определение сюжетного и бессюжетного танцев. Действенный танец.
Тема № 2. Жанр, форма и содержание хореографического произведения.
Жанр в общепринятом понимании. Определение жанра и его разновидности.
Соответствие формы и содержания.
Тема № 3. Основные законы драматургии в хореографическом произведении.
Понятие «драматургия». Драматургия в различных видах искусств. Функции драматурга в хореографическом произведении. Опыт хореографической драматургии. Пять составных частей хореографического произведения. Законы драматургии и их применения в хореографическом искусстве. Драматургия балетного спектакля. Программа хореографического произведения.
Тема № 4. Законы композиции.
Определение композиции. Четыре принципа композиционного построения.
Принцип композиционной целостности. Принцип единства. Принцип подчинение второстепенного главному. Соотношение формы и содержания.
Тема № 5. Сочинение этюдов на предложенном материале.
Тема № 6. Танцевальная лексика.
Определение танцевальной лексики. Танцевальное движение. Свойства движения. Рефлекторные движения. Жесты. Танцевальные движения.
Тема № 7. Динамика сценического пространства. Рисунок танца.
Понятие «рисунок танца». Его значение и роль в хореографическом танце. Композиция танца. Логика развития рисунка танца. Взаимоотношение рисунка и музыкального материала в танце. Рисунки русского народного танца. Динамика сценического пространства.
Тема № 8. Хореографический текст.
Литературный и танцевальный язык. Воплощение хореографического образа в танцевальном тексте. Связь между танцевальным языком и законами драматургии. Логика развития движения. Композиция танца и его составляющие компоненты. Ритм, акцент и ракурс в танцевальном движении.
Тема № 9. Пластический мотив. Развитие лейтмотива.
Определение лейтмотива. Взаимосвязь музыкального материала и режиссуры движения. Создание пластических мотивов. Вариант.
Тема № 10. Создание хореографического образа.
Определение хореографического образа. Жизненные наблюдения. Значение психологии в создании хореографического образа. Тесное взаимодействия хореографического образа и музыкального материала. Процесс создания хореографического образа балетмейстером. Воплощение хореографического образа на сцене в различных жанрах. Сценический образ.
Тема. № 11. Сочинение этюда на заданную тему.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Просторный кабинет с высокими потолком и зеркальными стенами
- Помещение для переодевания учащихся.
- Видео и аудиоаппаратура.
- Учебная форма учащихся.
- Наличие технического обеспечения;
- Создание психологических условий;
- Создание обстановки доверия (ребенок – педагог – родитель);
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Боголюбская М. С. Музыкально – хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. – Москва 1986г.
- Бочарникова Э. Страна волшебная – балет. – Москва «Детская литература» 1974г.
- Ванслов В. Статьи о балете. – Ленинград «Музыка» 1980г.
- Громов Ю.И. Комиссарова Т.А. Розанова О. И. Самодеятельное хореографическое искусство. – Санкт-Петербург 1993г.
- Дубских Т.М. Историко-генетические закономерности танцевального искусства. – Челябинск 1998г.
- Есаулов И.Г. Хореодраматургия. – Ижевск 2000г.
- Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. – Москва «Советская Россия» 1974г.
- Захаров Р. Сочинение танца. – Москва «Искусство» 1983г
- Захаров Р. Слово о танце. – Москва «Молодая гвардия» 1979г.
- Захаров Р. Работа балетмейстера с исполнителями. – Москва «Искусство» 1967г.
- Нарская Т. Б. Историко-бытовой танец. – Челябинск 1996г.
- Климов А. «Основы русского танца». Москва «Искусство» 1981г.
- Никитин В, Ю. «Модерн-джаз танец» Я вхожу в мир искусств. № 4 1998 г.
- Панферов В. Пластика современного танца. – Челябинск 1996г.
- Сборник статей. Выпуск 3. Музыка и хореография современного балета. / Под ред. Ф. А, Корнемана – Ленинград «Музыка» 1979г.
- Сборник тезисов научно-практической конференции (Москва, 28-30 апреля 2001 года) Хореографическое образование: тенденции развития. / Отв. Ред. В. Н. Нилов. – М.: МГУКИ, 2001г.
- Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. – Москва «Просвещение» 1986г.
- Соколов-Каминский А. А. Советский балет сегодня. – Москва «Знание» 1984г.
- Стриганов В. М. Уральская В. И. Современный бальный танец. – Москва «Просвещение» 1977г.
- Уральская В. Соколовский Ю. Народная хореография. – Москва «Искусство» 1972г.
- Уральская В.И. Природа танца. – Москва «Советская Россия» 1981г.
- Энциклопедия Балет. / Под ред. Ю. Н. Григоровича – Москва «Советская энциклопедия»1981г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно- тематический план по дисциплине "Композиция и постановка танца".
тематическое планирование для студентов 4 курса СПО....
Работа балетмейстера по постановке танца (этап разучивания танца).
Этапы работы балетмейстера по постановке танца. Этап разучивания народного танца. Из опыта работы....
Опыт работы по созданию композиции и постановки народного танца
Композиция и постановка танца - это процесс работы над созданием хореографического произведения, представляющего собой гармоническое единство форм и содержания, отличающегося специфичностью выра...
Мастер-класс "Композиция и постановка танца"
Мастер-класс "Композиция и постановка танца"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: постановка танца» (Хореографический ансамбль «Иверия»)
Танец. Именно в нем лучше всего раскрывается душа народа. Данная программа по постановке танца ориентирована на практическую деятельность и направлена на приобретение обучающимися умений и навыко...
Методика организации работы с детьми по композиции постановки танца в танцевальном коллективе «Восторг»
Попробуем ответить на вопрос, как формируется танец в воображении педагога и как реализуется идея КПТ в танце?Постановщик, ознакомившись со всеми материалами, относящимися к интересующей его теме, - л...
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталость
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по предметам составлена на основе рекомендаций Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся...