Образовательная программа дополнительного образования детей "Мотовездеходный спорт"
рабочая программа (9 класс) по теме

Кассис Светлана Николаевна

 

Среди технических и военно-прикладных видов спорта немаловажная роль принадлежит мотовездеходному спорту, который прививает любовь к технике, воспитывает эмоционально-волевые качества водителя.

Формула мотовездеходного спорта - массовость и мастерство. Его цель - не реклама и сенсационные рекорды, а культурный досуг и отдых молодежи, ее подготовка к высокопроизводительному труду.

Мотовездеходным спортом можно заниматься с раннего возраста. Это дает возможность детям овладеть слесарным инструментом, научиться тонкостям регулировки двигателя и ходовой части мотовездехода, освоить работу на различных металлообрабатывающих станках.

Возможность принятия самостоятельных конструкторских решений и их много вариантность создают условия для проявления и развития творческих способностей у детей и юношей. Участие в подготовке вездехода к соревнованиям приносит школьнику большую пользу: он познает радость творчества, приобретает навыки конструирования, с интересом трудится и видит плоды своего труда - испытывает, обкатывает свою машину, участвует на ней в соревнованиях.

Программа «Мотовездеходный спорт» спортивно-технической направленности. Возраст обучающихся 12 - 17 лет. Программа рассчитана на три года обучения.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа – 68 часов в год. Формы проведения занятий: тесты, игры, практикумы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»


Рассмотрена на заседании

научно-методического совета МАОУ ДОД ДЮЦ

от 31 августа 2012 года

протокол №1

Утверждена

приказом директора

МАОУ ДОД ДЮЦ

от 31 августа 2012 года

№  43-о

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 «МОТОВЕЗДЕХОДНЫЙ СПОРТ»

Вид программы                                      

модифицированная

Направленность

спортивно-техническая

Форма организации                              

секция «Мотовездеходный спорт»

Срок реализации                                      

3 года

Возраст обучающихся

12-17 лет

   

Составитель: Кассис Светлана Николаевна,

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе,

Каврук Валерий Иванович,

директор

                                     

                                                                         

Салехард, 2012

Пояснительная  записка

Среди технических и военно-прикладных видов спорта немаловажная роль принадлежит мотовездеходному спорту, который прививает любовь к технике, воспитывает эмоционально-волевые качества водителя.

Формула мотовездеходного спорта - массовость и мастерство. Его цель - не реклама и сенсационные рекорды, а культурный досуг и отдых молодежи, ее подготовка к высокопроизводительному труду.

Мотовездеходным спортом можно заниматься с раннего возраста. Это дает возможность детям овладеть слесарным инструментом, научиться тонкостям регулировки двигателя и ходовой части мотовездехода, освоить работу на различных металлообрабатывающих станках.

Возможность принятия самостоятельных конструкторских решений и их много вариантность создают условия для проявления и развития творческих способностей у детей и юношей. Участие в подготовке вездехода к соревнованиям приносит школьнику большую пользу: он познает радость творчества, приобретает навыки конструирования, с интересом трудится и видит плоды своего труда - испытывает, обкатывает свою машину, участвует на ней в соревнованиях.

Программа «Мотовездеходный спорт» спортивно-технической направленности. Возраст обучающихся 12 - 17 лет. Программа рассчитана на три года обучения.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа – 68 часов в год. Формы проведения занятий: тесты, игры, практикумы. Программа модифицирована, за основу взята программа  «Вездеходный спорт – путь к овладению техническими навыками, достижению водительского мастерства», авторы А.И. Анохин, В.И. Малиц,  В.А. Грохотов,  Ю.М. Кузьмин. 

Цель программы: организация полезного досуга детей школьного возраста в кружках и секциях по мотовездеходного спорту под руководством тренера-преподавателя, подведение наиболее одаренных в спорте обучающихся к высоким спортивным достижениям, а также ознакомление обучающихся с историей мотовездеходного спорта и устройством вездеходов, изучение мотовездеходного двигателя и принципа его работы. Необходимо в первый же год заинтересовать, вовлечь ребят, привить им любовь к технике и спорту.

Программа составлена с соблюдением психолого-педагогических и санитарных норм. В ней предусматривается, что теоретические занятия, практическая работа по техобслуживанию и ремонту вездеходов, спортивно-тренировочная езда чередуются со специальной физической подготовкой спортсменов. В конце учебного года оценка знаний осуществляется в виде тестов или билетов в теоретической части и практической части в виде зачетов и выступлений на городских, окружных и межрегиональных соревнованиях.

Формы проведения занятий: тесты, игры, практикумы.

Задачи программы:

  1. Создать условия, способствующие выявлению и развитию интереса обучающегося к мотовездеходному спорту.
  2. Развивать технические способности и конструкторские умения
    обучающихся при выполнении практических работ, связанных с расчетом и
    изготовлением деталей, сборкой и отладкой вездеходов.
  3. Вырастить из ребенка спортсмена, научить действовать коллективно в составе команды.
  4.  Добиться у детей глубоких знаний Правил дорожного движения.

Программа является не только обучающей, но и воспитывающей. Она опирается на важнейшие принципы, обозначенные в Законе РФ «Об образовании», среди них принципы:

  1. гуманности (духовности, гражданственности, нравственности);
  2. свободной, уникальной личности;
  3. индивидуальности каждого ребенка, его возможностей и способностей, самобытности;
  4. практической личности.

В программе отражен обязательный конечный результат, которого достигают обучаемые после каждого года обучения.

Учебно-тематический план

Первый год обучения

                                   

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

-

Общее устройство вездехода

2

1

1

Общее устройство мотовездеходного двигателя

3

1

2

Соревнования мотовездеходов. Правила соревнований по мотовездеходному кроссу

2

1

1

Учебная езда на вездеходе

20

2

18

Техническое обслуживание, регулировка и ремонт вездехода

4

2

2

Анатомия и физиология школьника. Специальная физическая подготовка. Первая доврачебная помощь

4

2

2

Правила дорожного движения

8

2

6

Беседы о вездеходе  

2

2

-

Меры безопасности на тренировках и соревнованиях

4

2

2

Спортивно-тренировочная езда

12

2

10

Организация и проведение соревнований

4

2

2

Заключительное занятие

2

1

1

Итого:



68

21

41

Содержание программы первого года занятий

1. Вводное занятие. 

Теория

История вездехода. Виды и классы вездеходов. Виды мотовездеходного спорта.

2. Общее устройство вездехода. 

Теория

Основные части вездехода, их назначение, расположение, взаимодействие: рамы, двигателя, узлов трансмиссии, механизмов управления.

3. Общее устройство мотовездеходного двигателя. 

Теория

Принцип работы двухтактного двигателя. Определение такта. Двухтактный рабочий цикл. Фазы газораспределения. Кривошипно-шатунный механизм, его назначение и работа. Понятие о передаточном числе. Система электрооборудования: генератор, батарейное зажигание, магнето, свечи, опережение зажигания. Калильное число. Система питания. Карбюратор, его устройство и работа. Образование рабочей смеси, ее количество и качество.

Практика

 Сборка и разборка двигателя. Изготовление прокладок картера. Установка опережения зажигания. Способы определения и устранения возможных неисправностей. Разборка и сборка карбюратора.

4. Соревнования мотовездеходов. Правила соревнований по мотовездеходному кроссу. 

Теория

Теоретические сведения. Виды мотовездеходного спорта. Спортивные звания и разряды, порядок их присвоения. Порядок проведения соревнований, судейство, правила поведения участников соревнований. Сигнальные флаги.

Практика

Подготовка трассы к учебной езде на вездеходе. Подготовка, технический осмотр вездехода. Заправка ГСМ, запуск и остановка двигателя.

5. Учебная езда на вездеходе. 

Теория

Вводный инструктаж. Ознакомление с последовательностью проезда трассы по разметке.

Практика

Выполнение упражнений по вождению вездехода:

а) посадка водителя, освоение правильного положения рук на руле, оперирование рычагом переключения передач, педалями (при неработающем двигателе);

б) пуск двигателя, отработка начала движения с места и торможения на вездеходе;

в)        переключение передач на вездеходе;

г)        отработка пуска двигателя;

д)        начало движения и торможение;

е)        движение на первой передаче;

ж)        разгон по прямой;

з)        переключение на низшую передачу;

и) отработка техники старта;

к) способы торможения;

л) прохождение прямых на максимальной скорости (без заноса).

 

6. Техническое обслуживание, регулировка и ремонт вездехода.

Теория

 Техническое обслуживание, ремонт и регулировка двигателя (кривошипно-шатунный механизм, механизм газораспределения, системы питания, зажигания, смазка), узлов трансмиссии и механизмов управления (рулевое управление, тормозная система). Уход за шинами, их ремонт.

Техника безопасности при выполнении работ и обращении с инструментом.

Практика

Обращение с ГСМ, правила их слива, хранения и транспортировки.

7. Анатомия и физиология школьника. Специальная физическая подготовка. Первая доврачебная помощь. 

Теория

Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Кровообращение, обмен веществ. Значение отдыха, сна в обеспечении полноценной работы занимающихся.

Роль центральной нервной системы в деятельности всего организма. Недопустимость курения и алкоголя. Значение физических упражнений для развития физических и духовных способностей и повышения спортивных результатов.

Предупреждение спортивных травм. Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах, вывихах, переломах, кровотечениях.

Практика

Упражнения для развития двигательных качеств вездеходистов различного возраста и квалификации, способствующие быстроте реакции ориентирования на трассе, руления, переключения передач и торможения. Игры, плавание, легкоатлетические виды. Правила личной гигиены.

8. Правила дорожного движения.

Теория

 Разметка проезжей части. Указатели, их назначение и действие. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Сигналы светофоров и регулировщиков.

Требования, предъявляемые к техническому состоянию транспортных средств. Опасные последствия эксплуатации неисправного транспорта. Требования по техническому состоянию рулевого управления, тормозов, кузова, световых приборов.

Практика

Дорожные знаки, их назначение и классификация.

9. Беседы о вездеходе:

Теория

- «Состояние и перспектива мотовездеходного спорта»;

  1. «Боевые и трудовые традиции российских вездеходов»;
  2. «Вездеход - вчера, сегодня, завтра»;
  3. «С вездехода на автомобиль».

10. Меры безопасности на тренировках и соревнованиях. 

Теория

Меры безопасности, связанные с правильной организацией учебно-тренировочных занятий и соревнований. Меры безопасности, связанные с техническим состоянием вездехода, экипировка и одежда обучающихся, состояние их здоровья и самочувствие. Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению.

 Практика

Тренировочная езда.

11.Спортивно-тренировочная езда.

Теория

 Движение и маневрирование на площадке. Оборудование для фигурного вождения. Техника преодоления трассы с поворотами различного радиуса и направления. Способы и техника обгона на трассе.

Практика

Особенности зимних гонок. Техника и тактика старта, обгона и финиширования. Выбор места после старта.

12.Организация и проведение соревнований. 

Теория

Вопросы организации соревнований. Подготовка и оформление места проведения соревнований.

Практика

Подготовка и участие в соревнованиях, в судействе.

13.Заключительное занятие. 

Теория

Подведение итогов работы секции. Выступление обучающихся и гостей. Награждение лучших обучающихся. Рекомендации по работе в летний период.

Практика

Показательное выступление.

К концу первого года обучения обучающийся должен знать:

  1. общее устройство вездехода;
  2.  общее устройство мотовездеходного двигателя;

- правила дорожного движения и правила соревнований по мотовездеходному кроссу;

-  техническое обслуживание, ремонт и регулировка двигателя;

- меры безопасности на тренировках и соревнованиях;

   - правила соревнований по мотовездеходному кроссу.  

уметь:

  1. оказывать первую  доврачебную помощь;
  2.  пользоваться инструментом для обслуживания и ремонта
    вездехода;
  3. принимать участие в городских соревнованиях и соревнованиях
    по вождению;

- порядок проведения соревнований, судейство;

- правила поведения участников соревнований;

- сигнальные флаги.

Учебно-тематический план

Второй  год обучения

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов



Всего

Теория


Практика


Вводное занятие

2

2

-

Элементы теории движения вездехода

2

1

1

Двухтактные двигатели внутреннего сгорания

2

1

1

Подготовка вездехода к тренировкам и соревнованиям

2

1

1

Учебно- наглядные пособия и рационализаторская работа в секции

4

2

2

Правила дорожного движения. Служба ГИБДД

8

4

4

Спортивно-тренировочная езда. Управление вездеходом в экстремальных ситуациях

24

2

22

Беседы о вездеходе

4

2

2

Психологическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Доврачебная помощь.

4

2

2

Меры безопасности на тренировках и соревнованиях

4

2

2

Экскурсии

2

-

2

Организация и проведение квалификационных соревнований

6

2

4

Заключительное занятие и техническая конференция

4

2

2

Итого:

68

23

45

Содержание программы второго года занятий

1.Вводное занятие. План работы секции. Правила соревнования по мотовездеходному кроссу, организация соревнований. Присвоение спортивных званий и разрядов. Классификация и технические требования к вездеходам. Судейство соревнований.

2. Элементы теории движения вездехода. Основные действующие на вездеход силы и моменты. Понятие об управляемости вездехода. Динамические особенности старта и разгона. Силы и моменты, действующие на переднюю и заднюю оси при торможении.

3.Двухтактные двигатели внутреннего сгорания. Типы двигателей. Понятие о теоретическом расчете двигателя. Фазы газораспределения. Способы обнаружения и устранения неисправностей в двигателе. Технология ремонта кривошипно-шатунного механизма. Правила разборки и сборки коробки передач и ее ремонта. Правила регулировки приборов зажигания и подбора запасных свечей. Оборудование двигателя для установки батарейного зажигания, магнето. Правила регулировки системы зажигания. Виды горюче - смазочных материалов для двигателей внутреннего сгорания. Понятие об октановом числе.

Правила разборки, сборки и регулировки карбюраторов. Понятие об оптимальном и минимальном режиме.

4.Подготовка вездехода к тренировкам и соревнованиям. Техника безопасности при обращении с инструментом во время работ. Обращение с ГСМ. Обзор новых вездеходов. Правила расчета на прочность узлов ходовой части. Общее понятие о форсировке двухтактного двигателя. Анализ современных конструкций двигателей. Понятие о расчете на прочность основных узлов и деталей двигателя. Форсировка агрегатов и механизмов.

Практическая работа. Изменение степени сжатия камер сгорания головки цилиндра. Работа по усилению и улучшению механизма сцепления. Сборка двигателя. Установка на вездеход. Обкатка. Отладка. Усовершенствование конструкции зажигания. Монтаж и установка систем на вездеход, регулировка, ходовые испытания.

5.Учебно-наглядные пособия и рационализаторская работа в секции. Классификация наглядных пособий и тренажеров. Викторины и настольные игры, повышающие качество усвоения знаний обучаемыми. Тематический план рационализаторской работы в кружке.

Практическая работа. Проектирование, конструирование и изготовление учебно-наглядных пособий. Составление перечня работ по усовершенствованию имеющегося в кружке оборудования, инструментов и приспособлений.

6.Правила дорожного движения. Служба ГИБДД. Когда и как возникла необходимость введения правил дорожного движения. Разметка, указатели, знаки, светофоры.

Общие обязанности водителя. Требования к водителю. Документы водителя.

Общие обязанности пешеходов.

7.Спортивно-тренировочная езда. Управление вездеходом в экстремальных ситуациях. Влияние погодных условий на управление. Понятие о тактике ведения гонки.

Понятие об оптимальном пути прохождения простых, сложных и 5-образных поворотов. Оптимальный путь прохождения всей трассы. Техника старта, прохождение поворотов без заноса, с заносом задней оси, со сносом колес. Техника торможения. Особенности зимних гонок.

Практическая работа. Выполнение маневров и упражнений. Отработка техники скоростного прохождения сложных участков трассы.

Беседы о вездеходе.

  1. «Боевые и трудовые подвиги работников ГИБДД»;
    «Выбор скорости в зависимости от возможностей вездехода».

8.Психологическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Доврачебная помощь. Роль и значение психики спортсменов на соревнованиях. Выявление различных психологических состояний и преодоление отрицательных эмоций перед и в ходе соревнований. Специальная физическая подготовка. Упражнения, способствующие быстроте ориентирования на трассе и реакции ориентирования органами управления. Общая физическая подготовка водителя вездехода.

Практическая работа. Выполнение упражнений по индивидуальным планам тренировок и физической подготовке обучающихся. Приемы доврачебной помощи.

9.Меры безопасности на тренировках и соревнованиях. Меры безопасности, обусловленные правильной организацией и соблюдением дисциплины на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях. Меры безопасности, связанные с техническим состоянием вездеходов, экипировкой и одеждой обучающихся, состоянием их здоровья и самочувствия. Меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению.

Экскурсии. Посещение выставок и соревнований.

10. Организация и проведение квалификационных соревнований. Правила и порядок проведения соревнований. Правила техники безопасности на соревнованиях. Оформление лицензий.

Практическая работа. Подготовка и оформление места проведения соревнований. Участие в соревнованиях и судействе.

11.Заключительное занятие и техническая конференция. Подведение итогов работы секции. Выступление обучающихся и гостей. Награждение лучших обучающихся. Рекомендации по работе в летний период.

К концу второго обучения обучающийся  должен

знать: 

  1. устройство вездехода и двигателя;

-  регламент соревнований по мотовездеходному кроссу;

- элементы теории движения вездехода;

- правила дорожного движения для вездеходов.

уметь:

- принимать участие в городских и областных соревнованиях;
- пользоваться инструментом и оборудованием для обслуживания и ремонта

    вездехода;

- подготовить ходовую часть и двигатель к тренировке и соревнованиям;

- организовывать и проводить соревнования;

-  применять меры безопасности на тренировках и соревнованиях; 

-  управлять  вездеходом в экстремальных ситуациях.

Учебно-тематический план

Третий год обучения

   № п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

-

Элементы теории движения вездехода

2

2

-

Подготовка вездехода к соревнованиям

2

1

1

Подготовка двигателя к соревнованиям

2

1

1

Рационализаторская работа

2

2

-

Правила дорожного движения

11

11

-

Спортивно-тренировочная езда

30

8

22

Правила соревнований и технические требования

1

1

-

Психофизиологическая подготовка. Специальная физическая подготовка

2

1

1

Меры безопасности при работе в секции, на тренировках и соревнованиях

2

1

1

Экскурсии и посещение соревнований по техническим видам спорта

2

2

-

Организация  и проведение соревнований

10

2

8

Заключительное занятие

1

1

-

Итого:

68

34

34

Содержание  программы

1. Вводное занятие.

      Подведение итогов участия в соревнованиях в зимний период; обсуждение плана работы секции; классификация и технические требования к вездеходам; перспективы совершенствования конструкции вездехода с учетом достижений современного мотостроения; присвоение спортивных званий и разрядов.

2. Элементы теории движения вездехода. 

3. Подготовка вездехода к соревнованиям. 

Обзор новых конструкций вездеходов; правила выполнения технических рисунков, эскизов и рабочих чертежей; разработка общего направления подготовки рамы.

4.Подготовка двигателя к соревнованиям.

Специальные технические требования к двигателям; общее понятие о форсировке двигателя; разработка новых конструкций и технологий изготовления кривошипно-шатунного механизма; выбор материала и его технологические возможности.

Практическая работа. Изменение фазы газораспределения; изготовление гильзы цилиндра; изменение степени сжатия; работа с поршневой группой; изготовление кривошипно-шатунного механизма; изготовление механизма сцепления систем; совершенствование системы зажигания; регулировка опережения зажигания; выбор топлива и масла; проверка соответствия двигателя техническим требованиям; испытание двигателя на трассе.

5.Рационализаторская работа. 

Разработка и изготовление учебно-наглядных пособий; разработка контрольных приспособлений для регулировки ходовой части двигателя.

Практическая работа. Проектирование, конструирование и изготовление учебно-наглядных пособий по изучению двигателя и ходовой части вездехода, работа по усовершенствованию имеющегося в секции оборудования и инструмента; изготовление съемников и приспособлений для разборки и сборки двигателя.

6.Правила дорожного движения.

Требования, предъявляемые к техническому состоянию транспортных средств; последствия эксплуатации неисправного транспорта; требования по техническому состоянию рулевого управления, тормозов, шин, кузова и световых приборов; проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков; сигналы светофора и регулировщика.

7.Спортивно-тренировочная езда.

Управление вездеходом в экстремальных ситуациях; понятие об оптимальном пути прохождения простых, сложных и фигурных поворотов, трамплинов; тактика командной гонки.

Практическая работа. Управление вездеходом в экстремальных ситуациях.

8.Правила соревнований и технические требования.

 Условия проведения Первенства и Кубка Российской Федерации по мотовездеходному кроссу; классификация вездеходов; общие технические требования к вездеходам; специальные технические требования к вездеходам; регистрация, идентификация и контроль; возрастные требования к участникам в соревнованиях по мотовездеходному кроссу.

9.Психофизиологическая подготовка. Специальная физическая подготовка.

Специальная физическая подготовка; роль и значение психики спортсменов на соревнованиях; выявление различных психических состояний и преодоление отрицательных эмоций перед и в ходе соревнований.

Практическая работа. Упражнения, способствующие быстроте ориентирования на трассе и восприятию временных интервалов, звуковые сигналы, связанные с техническими неисправностями; специальные физические упражнения; упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты реакции и другие; выполнение упражнений по индивидуальным планам; приемы доврачебной помощи; участие в проведении тестов; подвижные игры: футбол, волейбол, плавание, настольный теннис и др.

10.Меры безопасности при работе в секции, на тренировках и соревнованиях. 

Меры безопасности, связанные с правильной организацией учебных занятий; меры безопасности при обращении с инструментом во время работы; меры безопасности при работе на токарном, фрезерном, сверлильном станках; меры безопасности, связанные с техническим состоянием вездехода, экипировкой и одеждой обучающихся; состояние их здоровья и самочувствия; меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению; меры безопасности при обращении с лакокрасочными материалами; меры безопасности при обращении с ГСМ, правила их залива и слива, хранения и транспортировки.

11. Экскурсии и посещение соревнований по техническим видам спорта.

Экскурсии на СТО ВАЗ; просмотр соревнований по мотовездеходному кроссу; участие в массовых мероприятиях по плану секции центра.

12.Организация и проведение соревнований. 

Правила и порядок проведения соревнований; правила техники безопасности на соревнованиях.

Практическая работа. Подготовка и оформление места проведения соревнований; участие в соревнованиях в качестве судей и спортсменов; участие в соревнованиях различного масштаба.

13.Заключительное занятие. 

Подведение итогов работы секции; выступление занимающихся и гостей; награждение лучших спортсменов; рекомендации по работе в летний период.

5. Правила соревнований и технические требования.

Условия проведения Первенства и Кубка Российской Федерации по мотовездеходному кроссу; классификация вездеходов; общие технические требования к вездеходам; специальные технические требования к вездеходам; регистрация, идентификация и контроль; возрастные требования к участникам в соревнованиях по мотовездеходному кроссу.

Психофизиологическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Специальная физическая подготовка; роль и значение психики спортсменов на соревнованиях; выявление различных психических состояний и преодоление отрицательных эмоций перед и в ходе соревнований.

Практическая работа. Упражнения, способствующие быстроте ориентирования на трассе и восприятию временных интервалов, звуковые сигналы, связанные с техническими неисправностями; специальные физические упражнения; упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты реакции и другие; выполнение упражнений по индивидуальным планам; приемы доврачебной помощи; участие в проведении тестов; подвижные игры: футбол, волейбол, плавание, настольный теннис и др.

Меры безопасности при работе в секции, на тренировках и соревнованиях. Меры безопасности, связанные с правильной организацией учебных занятий; меры безопасности при обращении с инструментом во время работы; меры безопасности при работе на токарном, фрезерном, сверлильном станках; меры безопасности, связанные с техническим состоянием вездехода, экипировкой и одеждой обучающихся; состояние их здоровья и самочувствия; меры безопасности по медицинскому и противопожарному обеспечению; меры безопасности при обращении с лакокрасочными материалами; меры безопасности при обращении с ГСМ, правила их залива и слива, хранения и транспортировки.

Экскурсии и посещение соревнований по техническим видам спорта. Экскурсии на СТО; просмотр соревнований по мотовездеходному кроссу; участие в массовых мероприятиях по плану секции учреждения.

К концу   третьего года обучения обучающийся должен

знать:

  1.  в совершенстве устройство вездехода и двигателя;

-  правила и порядок проведения соревнований;

-  правила техники безопасности на соревнованиях;

уметь:

-самостоятельно производить ремонт ходовой части и доводить двигатель до совершенства;

  1. в совершенстве владеть техникой вождения вездехода;

- принимать участие в городских, областных и российских соревнованиях;

- организовывать и проводить соревнования;

-  проводить подготовку  и оформление места проведения соревнований;

  1. выступать в качестве  судей и спортсменов на  соревнованиях;

Методическое обеспечение

Основные принципы учебно-воспитательного процесса нацелены на формирование творческой личности. Это:

  1. принцип свободной личности;
  1. принцип уникальной личности, индивидуальности каждого ребенка, его возможности и способности, самобытность;
  2. принцип практичной личности.
  3. Творческая активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в итоге положительно скажутся на характере будущего рабочего, инженера, водителя, ученого.

Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей школьников. Без учета особенностей развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели.

Таким образом, необходимо сформулировать главные принципы при подготовке ребенка к жизни, с учетом формирования творческих способностей и овладения следующими идеями:

  1. только свободная личность, обладающая гражданским сознанием, чувством собственного достоинства, самостоятельностью, ответственностью, может быть творческой;
  2. только гуманная личность, понимающая высокую ценность человеческой жизни, может направить свое творчество на созидание;
  3. формирование творческих способностей определяет развитие
    человека, его интеллект, потребность к преобразованиям, жизненному творчеству, обновлению. Интеллектуальные способности ребенка возникают в ходе его умственной деятельности.

Скорость и качество развития способностей зависят от суммы уже имеющихся умственных способностей и их сочетания.

Творческое мышление и творческая деятельность на занятиях техническим творчеством в условиях дополнительного образования отражаются в неразрывной взаимосвязи, как воспитание человека практического и творческого.

Актуальные задачи связаны с воспитанием и развитием у ребенка таких качеств, как мышление, способности, трудолюбие, предприимчивость, способность принимать решения, практичность, желание добывать знания, т. е. качеств, которые способствуют развитию творчества у ребенка и будут только тогда ценны, когда вместе с ними будут присутствовать порядочность, честность, справедливость, милосердие. Поэтому ценностное отношение к себе и к другим людям необходимо формировать как духовное и гуманистическое начало в воспитании творческой личности.

Назначение воспитательной, обучающей и развивающей технологии - разбудить активность ребенка, т. к. трудно представить себе, что, не проявляя активности, ребенок может достичь своего интереса: подготовить вездеход и добиться успеха на соревнованиях.

От того, насколько педагогу удастся активизировать детей и вооружить их новейшими способами совершенствования деятельности и стимулировать их индивидуальный выбор, зависит личностное развитие ребенка, вследствие этого необходимо так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы ориентировать его на максимальное развитие индивидуальности. Принцип уникальности личности порождает максимально индивидуализированный учебно-воспитательный процесс, который вариативно реализуется в гибких учебных планах. Применяемые воспитательные технологии в процессе обучения детей помогают ребенку «творить из себя» свободного, развитого, творческого, профессионально ориентированного спортсмена. Дети принимают участие в экскурсиях на автотранспортные предприятия города, в просмотрах соревнований по техническим видам спорта на трассах мотокросса и по видеозаписям просматривают и обсуждают соревнования спортсменов высокого профессионального уровня. В основном формирование команды спортсменов происходит на выездных соревнованиях областного и российского уровня.

Инструменты, материалы и оборудование

Ключи рожковые: от 5 до 27.

Накидные: от 8 до 19.

Головки: набор №20.

Свечной ключ: 21x22.

Молоток: 20г, 75г, 150г, 2 кг, резиновый. Зубило: маленькое и большое; отвертка: маленькая, средняя, большая; плоскогубцы, круглогубцы, кусачки; напильники: плоские, круглые, квадратные и трехгранные; набор надфилей; ножницы, ножницы по металлу; дрель ручная; паяльник. Метчики: от МЗ до М14; плашки: от МЗ до М14.

Болт, шайба, пружинная шайба, гайка: от МЗ до М14. Сталь: Ст.З, Ст.5, Ст.20, 45, 20Х, 40Х, ШХ15, 65Г, 12ХНЗА, 18ХНВА, ЗОХГСА

листовая - от 0,5 до 7 мм;

пруток - диаметром от 5 до 120 мм;

труба - диаметром от 5 до 32 мм;

квадратная и шестигранная - от 5 до 19 мм.

Алюминий: АЛ, АК4, АК7, АМГ, В95, Д16Т

листовой от 0,5 до 5 мм;

Чугун высокопрочный: ВЧ 60 диаметром 50 мм.

Латунь, медь, бронза:

листовая от 0,2 до 1,5 мм, пруток от 10 до 50 мм.

Лакокрасочные материалы, эпоксидная смола, стеклоткань, автогерметик, припой, паяльная кислота. Бензин, масла, литол-24, дисульфид молибдена, паста гоя, наждачная бумага.

Станки: токарный, фрезерный, сверлильный, заточный. Делительная и вертикальная головки к фрезерному станку. Электросварка, газосварка, тиски большие и малые, компрессор, насос автомобильный, пульверизатор.

Измерительные приборы: линейка, рулетка, штангенциркуль, микрометр от 0 до 50 мм, нутромер от 8 до 50 мм, индикатор установки зажигания, манометр, стробоскоп, станок универсальный (бормашина), электроножницы, сушильный шкаф, паяльная лампа, съемники для разборки двигателя, войлочный крут.

Список литературы для педагога

  1. Богданов О.Г. Цыганков Э.С. Основы мастерства. Азбука начинающего автоспортсмена. – М.: ДОСААФ, 2002.
  2. Ваганов В.И. Пинт А.А.  Езжу без аварий. – М.: Патриот, 2004.
  3. Куперман А.И.  Безопасное управление автомобилем. – М.:  Транспорт, 2008.
  4. Орлов Ю.Б.  Автомобильный и мотоциклетные кружки. – М.: Просвещение, 2003.
  5. ППД – Межрегиональная Ассоциация Автошкол. - М., 2007.
  6. Сабодахо С.В. За рулем  легкового автомобиля. – М.: Патриот, 2001.
  7. Циганков Э.С. Безопасное прохождение поворотов. – М.: Транспорт, 2009.

Список  литературы для обучающихся

  1. Беляев Н.В. 10 000 советов автомобилистам. –  М.: АСТ Харвкст, 2007.
  2. Бродский А.Я. Советы бывалых автомобилистов. – М.: ДАСААФ СССР 1999.
  3. Гладкий А.А. Экзамен  в ГИБДД. – М.: АСТ Астрель, 2008.
  4. Горбачев М.Г. Самоучитель безопасного вождения. – М., 2006.
  5. Горбачев М.Г. Экстремальное вождение «Гоночные секреты». – М.: ООО Престиж, 2006.
  6. Громаковский Г.Б. Сдаем на права. – М., 2008.
  7. Громаковский Г.Б., Ерусомский Л.А. Правила дорожного движения с иллюстрациями. – М.: Третий Рим, 2008.
  8. Громаковский Г.Б., Ренин Я.С. Экзаменационные (тематические) задачи. – М. Третий Рим. 2008.
  9. Яковлев В.Ф. Учебник по устройству легкового автомобиля. – М.: Высшая школа,  2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Программа дополнительного образования "Гиревой спорт".

Программа дополнительного образования "Гиревой спорт"....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...