Связь занятий по прикладному творчеству с умственным развитием детей.
статья по теме
Влияние творчества на развитие мышления у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaz_zanyatiy_po_prikladnomu_tvorchestvu.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Связь занятий по прикладному творчеству
с умственным развитием детей
«Все взрослые сначала были детьми,
только мало кто из них об этом помнит».
Антуан де Сент-Экзюпери.
Над разработкой проблем, связанных с творческим развитием личности ребенка, работали выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов ХХ века: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Данная проблема стоит также в современном образовании.
Образование маленькой личности происходит в разных сферах: семья, школа, улица, друзья и т.д. Очень важно в современном обществе развить способность и интерес обучающихся к творчеству и самостоятельному мышлению. Творчество в большей степени у детей можно развить на специальных занятиях дополнительного образования. Очень важны для ребенка занятия прикладного творчества. Это развитие мелкой моторики рук, воображения, мышления, внимания, памяти – все это напрямую связано с развитием головного мозга детей. Известно, что человеческий организм стареет в меньшей степени, если человек постоянно занимается развитием мелкой моторики.
Сухомлинский В.А. писал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких трепетных звуках, в сказках, в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказки, фантазии, игру, через неповторимое творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Дети рано начинают воспринимать окружающий их мир, но их необходимо учить этому, и чем раньше, тем лучше. Детское сердце отзывчиво на призыв творить красоту, важно только, чтобы за этими призывами следовал труд. Труд оказывает разностороннее и положительное влияние на все аспекты развития ребенка. Трудовая деятельность требует от него сообразительности, сосредоточения внимания, развивает его мышление, инициативу, наблюдательность, тренирует память. Трудовая деятельность должна соответствовать возрасту и психологическим особенностям детей.
В начальный период школьной жизни от 6 до 10 лет (1 - 4 классы) дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Память у детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей. Память постепенно становится произвольной, осваивается мнемотехника. С 6 до 10 лет у них активно развивается механическая память на несвязанные логические единицы информации. Чем старше становится младший школьник, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Еще большее значение, чем память, для обучаемости детей, имеет мышление.
Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания. Многие из детей быстро утомляются, устают. На занятиях творческого объединения «Забава» обучающиеся могут самостоятельно менять виды деятельности, учитывая возрастные особенностей детей.
Только самостоятельное творчество детей на занятиях разбудит их дремлющие способности. Поэтому много внимания уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. Все дети талантливы и на занятиях творческого объединения «Забава» я стараюсь подобрать материал так, чтобы каждый ребенок мог проявить себя и получить результат своей деятельности, для работы использую доступные, экологически безопасные материалы. При работе использую показ готовых изделий, даю набор шаблонов и предлагаю сделать какое-либо изделие, по данной теме предлагаю сделать свое неповторимое изделие, все это зависит от возраста и особенностей детей. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важна свобода творчества на занятии. Обучающиеся творят из разных материалов: бумага, картон, пряжа, ткань, природный материал, бисер, бусины и т.д.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
Детское творчество, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую практическую деятельность. Творчество обучащихся тем ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им. Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко.
Учитывая возрастные особенности детей, достаточно времени на занятиях отводится игровой деятельности, т.к. по определению Российской педагогической энциклопедии, игра - "это один из видов деятельности человека".
"Есть еще один важный метод - игра, - писал А.С.Макаренко - В детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра".
В.А.Сухомлинский: "В игре раскрываются творческие способности личности: Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности..."
"Без педагогической игры на уроке, - подчеркивал Ш.А.Амонашвили, - невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока".
Игра расширяет интерес, развивает самостоятельность и мышление, вид деятельности, занимаясь которой дети учатся, средство для расширения, углубления и закрепления знаний, развивает познавательную способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность, повышает работоспособность детей, активизирует, направляет их на работу.
“Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)
Список литературы
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», – 2004 г .
- Молчанова Т.К., Виноградова Н.Н., Составление образовательных программ. – М.: Перспектива,2007.
- Петров И.К. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников. – М., 1986.
- Яковенко Т.В. Творчество и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М. – Первое сентября; Чистые пруды, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративно- прикладное творчество, как средство развития творческих способностей детей.
Статья о развитии творческих способностей детей, средствами декоративно- прикладного творчества в дополнительном образовании....
«Декорирование кафельной плитки на занятиях декоративно-прикладным творчеством у детей младшего школьного возраста»
Описание экспериментального задания на занятиях ДПИ для учащихся 4 года обучения....
Нравственно-эстетическое воспитание детей через приобщение к русской народной культуре на занятиях декоративно-прикладного творчества
Текст на районную конференцию педагогов дополнительного образования «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общност...
Применение технологии развития экоцентрического экологического сознания на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Организация творческой деятельности детей с природным материалом предоставляет огромные возможности для формирования экологической культуры,целостных представлений о природе. Важно показать особенност...
«Влияние декоративно-прикладного творчества на психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»
Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.Считается, что дети, имеющие инва...
Доклад по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»
Доклад предварительной работе по теме самообразования: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческих способностей у детей»...
Доклад "Развитие мотивации к обучению и творческих способностей обучающихся посредством занятий декоративно-прикладным творчеством"
О роли декоративно-прикладного искусства в формировании у обучающихся мотивации к обучению....