Урок "Свобода и моральный выбор человека"
план-конспект урока на тему
Материал содержит конспект урока, дополнительный материал, видеофайл для работы на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Свобода и моральный выбор человека" | 751.21 КБ |
ссылка на мультфильм "Наш выбор" | 9.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Свобода и моральный выбор человека» учитель истории и обществознания Горбунова Т.А.
Цель: создание условий для формирования понимания значения свободы и морального выбора в жизни человека и общества.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-формирование умения постоянно учиться
-учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-формирование умения работать с новой информацией
-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания,
- формирование умения работать в паре и группе
- формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера
- формировать начальные формы рефлексии
- формировать умения принимать и сохранять учебную задачу
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-освоение знаний по теме «Свобода и моральный выбор»
Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.
Подготовленная ИОС
ПК учителя, телевизор/проектор, учебник «Основы светской этики» Русское слово 4 класс, информационные листы по теме урока, карточки с заданиями для работы в парах,
План взаимодействия педагога и учеников.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
1 | Организационный момент. | Приветствует учащихся | Эмоционально настраиваются на урок | Коммуникативные |
2 | Актуализация знаний, выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве с детьми. | Читает притчу. Приложение 1. Задаёт вопросы: -Какой вопрос каждое утро встаёт перед учителем? -Что приходится делать учителю? (выбор) -Какие слова вы представляете, когда слышите слово выбор? ( одно из слов свобода) -Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? Правильно, о выборе, а именно о моральном нравственном выборе человека. Дополните тему сегодняшнего урока. Для этого я предлагаю вам отгадать ребус. Итак, слово связанное с выбором – это свобода. Хотели бы вы узнать: -Что такое свобода? -Что влияет на выбор? Это то, что мы постараемся узнать на уроке. Какие источники информации нам помогут? Как бы вы хотели работать? Чему будем учиться?- принимать и сохранять учебную задачу -работать с информацией -слушать и слышать товарищей -чётко и ясно излагать своё мнение -работать в паре или группе -учится делать нравственный выбор и давать нравственную оценку | Слушают текст. Формулируют тему, цель и задачи урока, отвечая на вопросы, вступая в диалог с учителем. | Коммуникативные Регулятивные. |
3 | Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока) -работа учащихся с материалом учебника | Задаёт вопросы: -Что такое свобода? -Кто более свободен в своих действиях, животное или человек и почему? Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.
Задаёт вопросы для ребят: Что значит быть свободным? Слово учителя. Свобода – это, прежде всего ответственность за тот выбор, который ты совершаешь в жизни. Вопросы для обсуждения: -Что такое моральный выбор? -От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? -Как должен поступать добродетельный человек? -Что такое моральный конфликт? Задание: Во время просмотра мультфильма «Мой выбор» ответить на вопросы:
Организует диалог по вопросам | Читают Индивидуальная работа со словарями, находят определения свободы. Зачитывают определение в словарях, дают устные ответы. (фронтальная работа) Обсуждают вопросы в парах, высказывают своё мнение. Участвуют в диалоге согласно технологии. Участвуют в диалоге. | Коммуникативные Познавательные Регулятивные Личностные. |
4 | Закрепление. | От чего же зависит наш моральный, нравственный выбор? Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: – В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: – А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь Вывод:
Предлагает ситуации для обсуждения в парах: Слово учителя. Кому сложно было сделать выбор? А кому легко? Но бывают случаи посложнее. | Обсуждают в парах по одной предложенной ситуации, высказывают своё мнение. | Коммуникативные Познавательные Регулятивные Личностные. |
5. | Рефлексия деятельности (итог урока) | Выдаёт листы самооценки, даёт инструктаж по их заполнению. Организует диалог по самооценке. | Заполняют листы самооценки. Приложение 4 Участвуют в диалоге. | Регулятивные Коммуникативные |
6. | Подведение итогов урока. Домашнее задание. | Анализирует работу по теме урока, соответствие целям и задачам урока. Благодарит за работу учащихся, мотивируя их на дальнейшее самостоятельное получение знаний. Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания. | Выбираю по желанию домашнее задание. Приложение 5 | Коммуникативные Регулятивные Личностные |
Используемые источники и материалы:
- http://pritchi.in/pritchi_rumi_16.php притча «Я выбираю блаженство»
- http://pritchi.ru/id_1203 притча «Два волка»
- http://www.youtube.com/watch?v=_R43UMCd2lg мульфильм «Мой выбор»
- http://enc-dic.com/ozhegov/Svoboda-31418/ определение понятия «свобода» по словарю Ожегова
- http://enc-dic.com/dal/Svoboda-36704.html определение понятия «свобода» по словарю Даля
- http://moyslovar.ru/slovar/efremova/slovo/%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0 определение понятия «свобода» по словарю «Большой толковый словарь»
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2014/10/24/tekhnologicheskaya-karta-uroka-svoboda-i-moralnyy-vybor-cheloveka Учитель: Бобовникова Н.Ю., МБОУ СОШ №24г. Ковров
Приложение 1.
Мастер Бахауддин всю свою жизнь оставался счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была ароматом праздника...
Даже на смертном ложе он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается приходом смерти. Ученики сидели вокруг. Один из них спросил:
- Почему Вы смеетесь? Всю жизнь Вы смеялись и мы не решались спросить, как Вам это удается? И вот даже сейчас, умирая. Вы все же смеетесь. Что здесь смешного?
И старик ответил:
- Много лет назад я пришел к моему Мастеру молодым человеком, семнадцатилетним, но уже страдающим. Мастеру было семьдесят и он смеялся просто так, без всякой причины. Я спросил его: "Как Вам это удается?" И он ответил: "Я свободен в своем выборе, это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя: "Что ты вы берешь сегодня - блаженство или страдание?" И так случается, что я выбираю блаженство, это так естественно".
Приложение 2.
Ситуации нравственного выбора для 4 класса
Приложение 3.
Листы самооценки.(Подчеркните верные утверждения)
От чего зависит моральный выбор человека? | На чём основано нравственное поведение? | Что такое моральный выбор? | Чем определяется моральный выбор человека? |
- от страны - от самого человека - от родителей - от друзей | - на законах - на моральных нормах - на советах друзей - на привычках | - между моральными нормами - между добром и злом -между своими интересами и интересами других -верны все ответы | - местом жительства - стойкостью характера - семьёй - возрастом |
Листы самооценки.(Подчеркните верные утверждения)
От чего зависит моральный выбор человека? | На чём основано нравственное поведение? | Что такое моральный выбор? | Чем определяется моральный выбор человека? |
- от страны - от самого человека - от родителей - от друзей | - на законах - на моральных нормах - на советах друзей - на привычках | - между моральными нормами - между добром и злом -между своими интересами и интересами других -верны все ответы | - местом жительства - стойкостью характера - семьёй - возрастом |
Листы самооценки.(Подчеркните верные утверждения)
От чего зависит моральный выбор человека? | На чём основано нравственное поведение? | Что такое моральный выбор? | Чем определяется моральный выбор человека? |
- от страны - от самого человека - от родителей - от друзей | - на законах - на моральных нормах - на советах друзей - на привычках | - между моральными нормами - между добром и злом -между своими интересами и интересами других -верны все ответы | - местом жительства - стойкостью характера - семьёй - возрастом |
Ребус на тему урока
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок № 9 по ОРКиСЭ "Свобода и моральный выбор человека"
Разработка урока по теме «Свобода и моральный выбор человека» помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора, сделанного человеком.В результате урока учащиеся должны ...
"Свобода и моральный выбор"
Методическая разработка урока...
"Свобода и моральный выбор"
Методическая разработка урока...
технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....
Моральный выбор- это ответственность!
Карточки для индивидуальной работы на уроках обществознания...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Обществознание" на тему "Как жить? Моральный выбор человека" с использованием технологии педагогических мастерских
Данный урок является составной частью темы "Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры" дисициплины "Обществознание". Урок построен на основе технологии "педагогическ...
"Моральный выбор человека"
Разработка урока обществознания в 8классе по теме " Моральный выбор человека". Комбинированный урок.Основные этапы урока :актуализация изученного материала содежит проверочный тест п...