Промыслы России. Гжель и Хохлома.
презентация к уроку по теме
материал для педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
promysly_rossii._gzhel_i_hohloma.pptx | 425.86 КБ |
rospis_po_derevu.pptx | 241.12 КБ |
volshebnaya_petrikovskaya_rospis.pptx | 1.54 МБ |
promysly_rossii.pptx | 425.67 КБ |
tehnika_zhostovskoy_rospisi.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выросла золтая травка на ложке. Распустился красный цветок – мальва на плошке. Ягода клюква созрела на поварешке. И клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо.
Вот лежат россыпью ложки, прижались боками чашки и бочонки, сахарницы, стоят блюда. Вся эта домашняя утварь, выточенная из дерева, веселит глаз затейливым узором. Откуда же взялась вся эта красота?
Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы.
Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.
Жили – были в селе Гжель, что под Москвой, гончары- умелые, искусные мастера. Добывали они белую глину и делали из нее посуду. Однажды заглянула в окно к Гончару Зима, да и ахнула: стоит посуда белая блестящая тонкая, аж светится.
Целых три месяца наблюдала Зима за работой умельцев и решила забрать их с собой. Отказались мастера. Обозлилась Зима, завьюжила, дохнула холодом небывалым. Покрылась посуда инеем. А гончары растопили печи по – жарче да посмеиваются над Зимушкой .
А посуда оттаяла, и появились на ней рисунки невиданные: синие бутоны и распустившиеся розы, голубые листочки с серебристыми прожилками, а вот кисть смородины и рядом – фиолетовый одуванчик и паутинка с капелькой росы.
Экономя золото, иконописцы Древней Руси придумали закрашивать фон серебром или тертым алюминием. А потом покрывали лаком из льняного масла и ставили в печь. Под влиянием температуры лак становился золотистого цвета, и просвечивающееся серебро тоже становилось золотистым.
« Травка» - это тонкие, легкие мазки кисти, сквозь которые мерцает золото фона . «Письмо под листок» - отличается от травки более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок.
« Кудрина» - это роспись, в которой формы листиков, цветов создаются кистью из круглящихся завитков. «Махаон » - этот жаркий цветок с черными и золотистыми тычинками, усиками, так и хочется назвать бабочкой – махаоном. Он широко распахнул свои лепестки, взмахнулими и вот – вот улетит .
«Розан» - нанесение толстой кисточкой широкими мазками силуэта цветка, при этом нажим кисти идет на внешнюю часть, внутри рисуется круг, тычинки. «Бутон» - состоит из круга и трех – четырех небольших мазков с одной стороны, внутри круга обычно оставляют блик – белое пятно.
« Листок» - это рисунок в виде листьев акации и листьев розы с усиком на конце, контур, прожилки обводят темной краской. «Паутинка » - тонкой кисточкой наносится сеточка из голубой краски, в середине каждого звена могут быть более темные точки.
Гжель Хохлома Глина Дерево Посуда Огонь Краски Синий Белый Голубой Черный Желтый Красный Фантазия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хочу познакомить вас с красотой и богатством народных традиций в росписи дерева, приобщить к ним через самостоятельное творчество по большей части для души. Но для начала придётся просто копировать (повторять). Копирование – обязательный момент в изучении росписи. Для кого-то оно становиться только этапом, а кто-то останавливается на нём. Для тех, кто хочет глубже проникнуться традициями, приёмами и техникой росписи по дереву, предлагаю пролистать выложенные мной книги по данной теме. Расписаные городецкой росписью разделочные доски смотрятся очень эффектно. Распишите и подарите своим близким на 8 марта.
Нам понадобятся: Кисти беличьи или колонковые № 1 – для контурной работы и № 2 - для замалёвки . Гуашь художественная ( можно заменить акриловой или темперной краской), + баночка с водой. Плотный лист бумаги или изделие, которое хотите расписать (предварительно пошкуреное ) Карандаш, ластик, линейка. Шаблоны, вырезанные из картона – круги разного диаметра. У меня - 5,5 см - большой ; 4 см - средний; 2 см - малый. Для чего нужны шаблоны? Все цветы в Городецкой росписи основаны на окружностях. Чтобы не возиться с циркулем, проще обводить шаблоны, а на деревянном изделии циркуль и вовсе не приемлем, он оставит след от иглы. картинки обязательно увеличивайте, а то карандашный набросок плохо видно.
Элементы Городецкой росписи: Розан, иначе купавка – самый крупный цветок ; Бутон – малый розан, поменьше розана; Солнышко - розетка - поменьше купавки; Ягодки, яблочки – самые мелкие элементы Городецкого букета. Кроме цветов в Городце могут присутствовать птицы и кони, а также сюжетные сценки в интерьере и на природе. Цветочная композиция строится по одному простому принципу – от большого цветка к меньшему. Самый маленький элемент замыкает цветочную гирлянду.
Начнем, пожалуй. Ничего не бойтесь, всё получится, этому учатся даже дети. Главное желание и старание. Карандашом и линейкой по краям листа обозначим рамку 1см. Нарисуйте карандашом ведущую – стебель ( полукругом, как бы перевёрнутое коромысло) Сильно не нажимайте на карандаш, чтобы потом легко было стереть без следа. На этот стебель начинаем сажать цветы, начиная с большого – обводим большой шаблон посредине внизу, прямо на стебель. Проследите, чтоб от нижнего края рамки до круга было около 2 см простора. Далее обводим средний и малый шаблоны, симметрично от большого, между цветами должно быть расстояние 1 – 1,5 см.
В двух верхних углах листа в 1см от рамки обводим средний шаблон (это будущие бутоны), а по краям от него малый (будущие ягодки).
На большом круге, на его верху, нарисуем сердцевину – это маленький кружок (малый шаблон). На остальных цветах такие же сердцевины нарисовать от руки, причем так чтоб они находились на самом стебельке, а не скраю .
У большого нижнего цветка начинаем рисовать лепестки, начиная с нижнего.. Для трёх нижних лепестков можно использовать малый шаблон. Поднимаясь вверх, ближе к сердцевине лепестки становятся меньше, их нарисуйте от руки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Петриковку 230 лет назад основал Петр Калнышевский . И в этом вольном казацком селе возник обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.
Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали - самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви.
А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли " чепурушками ". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Уже позже, учитель Александр Статева открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую " чепурушку " Татьяну Пата.
А после войны один из учеников этой школы - Федор Панко - решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение "Петриковка".
С этого времени, петриковцы брали участие в росписи павильонов различных выставок и магазинов в Москве и Киеве, и даже в оформлении кают некоторых пароходов, которые курсируют по Днепру.
Хотя в этих работах и не угадывается на первый взгляд ничего принципиально нового, но это не совсем так. Расписывая тот или другой, даже самый большой по размерам, общественный интерьер, петриковские мастера переносили, по сути, свой домашний образ в новые помещения, изменяя лишь масштабы до соответствующих размеров.
Можно утверждать, что в период с 1960 - 1970 г. в народном искусстве завершилось формирование монументальной декоративной живописи. Постепенно из петриковских крестьян выделилась группа полупрофессиональных мастеров, которые расписывали не только интерьеры домов, а и сундуки, народные музыкальные инструменты, сани, веялки, а в начале XX столетии начали делать бумажные малевки . Когда в украинском народном творчестве утвердилась подлаковая роспись, мастера декоративной графики вернулись к росписи деревянной посуды, только делают они теперь это иначе. Форму деревянного блюда вытачивают обычно на токарном станке, но профиль не имитирует фаянсовое изделие (как это было раньше), хотя силуэт нового блюда плавностью линий и округлостью формы созвучен гончарным изделиям Полтавской области и юга Украины .
Декоративный рисунок выполняется масляными красками на хорошо отполированной поверхности без предварительной прокладки фона. В краски подмешивается немного лака, благодаря чему они становятся прозрачными и сквозь них хорошо просвечивается дерево. Первые такие блюда появились в 1963г.
Особенность их росписи - в высоком графическом исполнении, в сдержанности цветовой гаммы (красный, желтый, черный цвета) и декоративности всей композиции. Это новая модификация традиционно расписанной посуды на полностью современной основе. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области. Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении
Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательному фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки. Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный.
Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или " кучерявки "). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри , розы) и луговых ( ромени , василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти.
Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем. Петриковские мастера применяют для росписи на бумаге яичную темперу, в настенной росписи - гуашь, яичную темперу и масляные краски на грунте, а на дереве преобладает подлаковая роспись масляными красками.
Основными традиционными композиционными сюжетами петриковской росписи являются декоративные панно, которые часто напоминают мануфактурные ковры XIX столетия, "вазон"," букет", отдельную " веточку"и "фриз".
Эти виды композиций использовались в настенной росписи как компоненты архитектурного декора интерьера. Характерной особенностью традиционной композиции, например, петриковского "букета" есть расположение в его центре трех больших цветков, из сторон которых ответвляются меньшие за размером цветочка и бутоны, которые завершаются грациозно выгнутыми усиками и стебельками луговых трав. Цветное решение такого букета всегда держится на основных акцентирующих пятнах (в данном случае - на трех центральных цветах), которым ритмически отвечают - перекликаются с ним - маленькие цветные пятнышки второстепенных элементов композиции.
Для колорита традиционной петриковской росписи характерное контрастное соединение основных и дополнительных цветов спектра, причем преобладают красные и зеленые краски. Ныне петриковские мастера, которые имеют уже определенное художественное профессиональное образование, часто выполняют свои композиции в теплой или холодной гамме. Интересно отметить, что пишут они от себя, а не к себе, как это делают, например, хохломские мастера декоративной росписи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выросла золтая травка на ложке. Распустился красный цветок – мальва на плошке. Ягода клюква созрела на поварешке. И клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо.
Вот лежат россыпью ложки, прижались боками чашки и бочонки, сахарницы, стоят блюда. Вся эта домашняя утварь, выточенная из дерева, веселит глаз затейливым узором. Откуда же взялась вся эта красота?
Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы.
Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.
Жили – были в селе Гжель, что под Москвой, гончары- умелые, искусные мастера. Добывали они белую глину и делали из нее посуду. Однажды заглянула в окно к Гончару Зима, да и ахнула: стоит посуда белая блестящая тонкая, аж светится.
Целых три месяца наблюдала Зима за работой умельцев и решила забрать их с собой. Отказались мастера. Обозлилась Зима, завьюжила, дохнула холодом небывалым. Покрылась посуда инеем. А гончары растопили печи по – жарче да посмеиваются над Зимушкой .
А посуда оттаяла, и появились на ней рисунки невиданные: синие бутоны и распустившиеся розы, голубые листочки с серебристыми прожилками, а вот кисть смородины и рядом – фиолетовый одуванчик и паутинка с капелькой росы.
Экономя золото, иконописцы Древней Руси придумали закрашивать фон серебром или тертым алюминием. А потом покрывали лаком из льняного масла и ставили в печь. Под влиянием температуры лак становился золотистого цвета, и просвечивающееся серебро тоже становилось золотистым.
« Травка» - это тонкие, легкие мазки кисти, сквозь которые мерцает золото фона . «Письмо под листок» - отличается от травки более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок.
« Кудрина» - это роспись, в которой формы листиков, цветов создаются кистью из круглящихся завитков. «Махаон » - этот жаркий цветок с черными и золотистыми тычинками, усиками, так и хочется назвать бабочкой – махаоном. Он широко распахнул свои лепестки, взмахнулими и вот – вот улетит .
«Розан» - нанесение толстой кисточкой широкими мазками силуэта цветка, при этом нажим кисти идет на внешнюю часть, внутри рисуется круг, тычинки. «Бутон» - состоит из круга и трех – четырех небольших мазков с одной стороны, внутри круга обычно оставляют блик – белое пятно.
« Листок» - это рисунок в виде листьев акации и листьев розы с усиком на конце, контур, прожилки обводят темной краской. «Паутинка » - тонкой кисточкой наносится сеточка из голубой краски, в середине каждого звена могут быть более темные точки.
Гжель Хохлома Глина Дерево Посуда Огонь Краски Синий Белый Голубой Черный Желтый Красный Фантазия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет и живых цветов. Он пишет по воображению, а точнее, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой практике многих поколений местных художников. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет враскидку », «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоническом единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Цветы в букете, где обычно главным является изображение розы, мака, шиповника, георгина, астры, тюльпана, а их дополняют колокольчик садовый, ромашка полевая, садовый и полевой василек, сохраняют живой трепет лепестков и вместе с тем имеют обобщенный, типизированный характер.
Писали в Жостово и «ландшафты». Жостовские мастера пишут масляными тюбиковыми или баночными красками, обильно разбавленными льняным маслом и скипидаром. В руках живописца набор мягких беличьих кистей различных размеров, специально подобранных по длине волоса, способных вбирать в себя большое количество краски, что необходимо для наложения упругого, долгого мазка. Краски разводятся и смешиваются на мраморной плите — палитре — при помощи шпателя или мастихина. Жостовская роспись выполняется в две стадии — в два присеста. Первая стадия письма называется замалевкой (подмалевок), вторая — выправкой.
Замалевка . В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. Скорописная манера письма позволяет жостовским мастерам расписывать по 5, 6 и более подносов в день. Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом нужно следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмическим расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи формы и фона подноса. Замалевок сушится в течение 3—4 дней на вольном воздухе или в течение нескольких часов в сушильном шкафу, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.
Выправка . Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка , прокладка, бликовка , чертежка , посадка семенцов и привязка. Тенежка — сильными, сочными мазками широкой плоской кистью наносятся лессировочные краски: синяя (берлинская лазурь или ультрамарин), зеленая (зелень изумрудная) и красная (краплак). Тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места.
Прокладка — яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев. Бликовка дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев; чертежка завершает разделку основных форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов . Завершает роспись привязка — узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в просветах между цветами и листьями. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.
Окраски фона. Наряду с традиционным черным фоном в Жостове создаются и красные, синие, зеленые. Они делаются так: рабочую поверхность подноса покрывают тонким слоем светлого лака с последующим припорошением недосушенной пленки алюминиевым или бронзовым порошком. После просушки металлизированный фон окрашивается лессировочными красками нужного цвета, в результате чего получается интенсивный и в то же время мерцающий, сквозной колер фона. Цветной колер, естественно, диктует особый колористический строй росписи. На цветном фоне по-иному выступают и некоторые технические приемы письма: тенежка не столь широкая и небрежная, как в росписи по черному фону, бликовка не столь активная, потому что цветной фон несколько смягчает контрасты тона от самого темного до самого светлого .
Письмо по поталям . Наряду с многослойной росписью в Жостове применяется и так называемое письмо по поталям. В этом случае подмалевок создается подбеленным масляным лаком. На слегка подсушенную лаковую роспись налепляются листики потали либо подсыпается алюминиевый или бронзовый порошок. Блестящий силуэт букета затем покрывается лессировочными красками (синей, красной, зеленой) и разрабатывается в деталях коричневой краской. Такая роспись носит более условный характер, чем роспись живописная.
Орнамент . Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом преимущественно в елочку. Орнамент исполняется беличьей кистью светлым лаком с последующей присыпкой его бронзовым порошком. Отделка. Роспись закончена — поднос покрывается тремя слоями светлого масляного лака с просушкой и прочисткой слоев шлифовальной пастой или порошком пемзы при помощи грубошерстного сукна, смоченного водой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные промыслы России.
Презентация подготовлена для учеников 9 класса. Познакомить с географией народных промыслов России, с историей их создания и художественной ценностью....
Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс
Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...
Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.
Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....
Занятие по внеурочной деятельности "Народные промыслы России: Гжель, Хохлома, Дымково».
Занятие внеурочной деятельности, направленное на формирование духовно-нравственных качеств личности....
Народные художественные промыслы России. "Золотые травы Хохломы"
Хохломская роспись,Алых ягод россыпь,Отголоски летаВ зелени травы.Рощи, перелески,Шелковые всплески,Солнечно-медовойЗолотой листвы. Презентация о холмлгорской росписи....
Методическая разработка модуля «Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели»
Методическая разработка модуля «Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели»...
Презентация "Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели"
Презентация "Народные промыслы России. Синяя сказка Гжели"...