Просветительская прграмма "Жизнь в твоих руках"
методическая разработка по теме
Программа «Жизнь - в твоих руках» предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нарушений физического и психологического здоровья.
Программа «Жизнь - в твоих руках» предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нарушений физического и психологического здоровья.
Программа «Жизнь - в твоих руках» предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нарушений физического и психологического здоровья.
Программа «Жизнь - в твоих руках» предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нарушений физического и психологического здоровья.
Программа «Жизнь - в твоих руках» предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нарушений физического и психологического здоровья.
Программа «Жизнь - в твоих руках» предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нарушений физического и психологического здоровья.
Программа «Жизнь - в твоих руках» предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нарушений физического и психологического здоровья.
Программа «Жизнь - в твоих руках» предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нарушений физического и психологического здоровья.
Программа «Жизнь - в твоих руках» предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нарушений физического и психологического здоровья.
Программа «Жизнь - в твоих руках» предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нарушений физического и психологического здоровья.
v
Программа «Жизнь - в твоих руках» предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нарушений физического и психологического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_prosvetitelskaya_programma_asocialnye_yavleniya_mkou_dod_crtdiyu.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества
города Миньяр Ашинского муниципального района Челябинской области
Просветительская программа
по профилактике асоциальных явлений
“Жизнь в твоих руках”
Автор: Лактионова Оксана Викторовна
педагог-организатор
II квалификационная категория,
МКОУ ДОД ЦРТДиЮ, г. Миньяр, ул. Кирова, 70
8(35159) 7-15-26
centr_tvorchestva@mail.ru
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За Возрождение России,
Здоровье будущих детей
Мы отдадим все наши силы.
И будем с каждым днём сильней.
Актуальность
Асоциальными считались и, применительно к различным обществам, продолжают считаться попрошайки, бродяги, бездомные, проститутки, сутенёры, получающие пособие по социальному обеспечению, наркоманы, алкоголики, гомосексуалы, цыгане и лица, недееспособные вследствие психического расстройства. Википедия.
Программа «Жизнь - в твоих руках» предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нарушений физического и психологического здоровья.
Мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми. В контексте государства ставится задача вырастить здоровую нацию. Однако слишком многие оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Юношеские модели негативного поведения часто влекут за собой другие проблемы, такие, как низкая успеваемость, ложь, воровство, вандализм, ранние половые связи, наркомания и другие.
Главной причиной неблагополучия семей является бытовое пьянство родителей, которое тянет за собой длинную цепочку асоциальных явлений.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с родителями и с другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
С ростом наркомании связан и ряд медицинских проблем населения. Возрастает количество заболеваний вирусным гепатитом, ВИЧ – инфекцией. 84 % ВИЧ инфицированных составляют наркоманы.
Потребление алкогольных напитков, в том числе пива, и табакокурение мы рассматриваем как взаимообусловленные разновидности наркомании (у курящих и потребляющих спиртные напитки значительно выше вероятность перехода к наркотикам, чем у некурящих и непьющих) и считаем их психоактивными веществами, наносящими серьезный ущерб человеческому организму, особенно молодому.
По данным педиатров: 80 % появившихся на свет детей имеют различные патологические отклонения. Часть из них является следствием вредных привычек матерей: курение и употребление алкоголя, и реже - наркологической зависимости.
По прогнозам аналитиков: уже к 2015 году россиян станет еще на 3 миллиона меньше. Если в ближайшее время уровень распространения наркомании не будет остановлен, то 25% юношей и около 17% девушек будут потеряны для страны. Вдвое уменьшится человеческий капитал на рынке труда.
Стремительное распространение наркотиков и наркомании среди молодежи связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, отнюдь не является однозначно наркопровоцирующей. Мы имеем в виду особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения и др. Указанные группы факторов, взятые каждая отдельно, скорее создают общую негативную ситуацию развития юношества в России. Однако их одновременное воздействие и порождает необычайно благоприятные условия для молодежной наркомании. О вреде наркотиков, алкоголя и табака для здоровья сказано много, однако весьма существенным мы считаем также и то, что их употребление способно оказать существенное влияние на психологическое развитие растущего субъекта, сделать невозможным приобретение им навыков овладения жизненными ситуациями и достижение эмоциональной зрелости.
От того, чем занимается подросток в свободное время, его досуга, зависит дальнейшее формирование его личности, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, предопределяет его положение в обществе.
Социальный портрет
Подростки в российском обществе сталкиваются со множеством демографических, социальных, экономических и нравственных проблем.
Первая проблема – сокращение численности молодых людей и, следовательно, старение население, снижение роли молодежи как трудового ресурса общества. С этим связано возрастание в 1,5 раза (по сравнению с 70-ми годами) количества разводов в молодых семьях. Больше разводов – больше неблагополучных семей и меньше детей. Отсюда и рост числа самоубийств.
Вторая проблема – ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Нынешнее молодое поколение менее здорово физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 45 – 50% из них имеют серьезные отклонения в здоровье. Годность призывников к строевой службе снизилась при призыве в армию до 80%.
Третья проблема – падает социальная ценность труда, престиж ряда важных для общества профессий. Последние исследования свидетельствуют, что молодежь отдает предпочтение не столько интересным по содержанию профессиям, сколько материально выгодным.
Жизненный уровень большинства жителей России снизился, однако некоторые люди стали жить богаче, чем прежде. Все это самым непосредственным образом коснулось молодых. Наличие денег в карманах у подростков имеет множество последствий.
Современное поколение в первую очередь доверяет своим родственникам (35%), потом друзьям (18%), на третьем месте политики(12%), дальше журналисты, социологи, астрологи и т.д.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Возраст детей, участвующих в программе - 10-16 лет.
Данный выбор не случаен. В любом обществе во все времена нет, не было и не будет более подвижной возрастной группы, чем подростки. Этот возраст часто называют трудным, переходным, опасным. Для большинства подростков главным становится авторитет сверстников. Анонимное исследование взаимоотношений с окружающими, проведенное в школах города Миньяр среди учащихся 5-9 классов, показывает, что в каждом классе имеются дети, хоть раз пробовавшие покурить: 4% - из любопытства; 5% - чтоб казаться взрослее, 2% - за компанию; 2% - подражая друзьям. Заядлых курильщиков 5-7, причем это дети из «курящих» семей. Настораживает то обстоятельство что 4,4% - курящие девушки, 5,1% учащихся школы регулярно курят, причем из них 3% считают курение на территории школы нормальным явлением. Курить, употреблять горячительные напитки и даже участвовать в коллективных драках многие стали в своей компании.
В то же время при всём своём нигилизме современные подростки в глубине души патриоты. Позитивные чувства к малой и большой Родине для них весьма значимы. Именно в этом возрасте они начинают всерьёз задумываться о смысле жизни, о своём будущем. Необходимо им предоставить (или помочь организовать) пространство для проявления социальной активности, становления гражданской позиции, ответственности за своё будущее и будущее своей страны.
Цель программы
Создание благоприятного социокультурного пространства, способствующего воспитанию ответственной, самостоятельной личности, умеющей осознанно делать выбор в пользу положительных нравственных ценностей: ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровье других людей, патриотизма, гражданской позиции и трудолюбия.
Задачи
- профилактика правонарушений и преступлений.
- вовлечение обучающихся в социально-значимую и творческую деятельность (дающую возможность приобретения опыта положительного преобразования социальной действительности);
- профилактика вредных привычек (ПАВ, табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков;
- создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку в становлении гражданской, патриотической позиции;
- пропаганда здорового образа жизни.
- расширение знаний педагогов дополнительного образования о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних, создание информационно-методической копилки;
- воспитание нравственных ценностей: здоровья, патриотизма, трудолюбия.
Отличительные особенности данной программы
Отличительная особенность данной программы заключается в её гражданской направленности: реализация воспитательных целей с помощью не только решения профилактических задач, но, прежде всего - с помощью приобретения обучающимися опыта положительного преобразования социальной действительности, развития осознанной гражданской позиции. На наш взгляд, только позитивный опыт даёт человеку возможность расти как личность, обладать положительной самооценкой, противостоять влиянию негативной среды, строить своё будущее.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год, в течение . В случае положительного успеха предусматривается расширение.
Степень реализации программы
Программа находится на стадии реализации. Так, в начале сентября был разработан рабочий план для реализации программы. Затем, в течение сентября проводилась диагностическая работа. Путем тестирования и анкетирования , опроса были выявлены отклонения в поведении школьников, также установлен тип семейного воспитания, установки родителей по отношению к своим детям и к вопросам воспитания в целом. На основе всего выявленного будет проводится информационно-просветительская работа, как с родителями, так и с детьми параллельно и педагогами. Ведется комплексная работа: беседы, диспуты, КТД и праздники с участием детей и их родителей, а также тренинги. Проект только реализуется, поэтому много всего неясного, нерешенного, но мы стараемся воплотить в жизнь поставленные перед нами задачи, набираемся опыта в ходе ежедневной кропотливой работы.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Для реализации программы выбрали следующие направления:
- Работа с подростками
- Работа с семьей (родителями)
- Работа с педагогами
- Организация досуга детей и подростков
Формы работы
- Групповая работа
- Анкетирование
- Опросы
- Тренинги
- Дискуссии
- Беседы, встречи
- Лекции
- Ролевые игры
- Просмотр и обсуждение фильмов
- Индивидуальные консультации
- Тесты
- Конкурсы
- Праздники
- КТД
- Выставки
Принципы программы
- целенаправленность;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии обучающихся;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода.
Ожидаемые результаты
- снижение случаев асоциального поведения в подростковой среде;
- формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
- взаимоотношение семьи с дополнительным образованием в становлении гражданской, патриотической позиции, участие родителей в коллективно творческих делах;
- удовлетворение разнообразных дополнительных образовательных и воспитательных запросов детей во внеурочное время;
- уменьшение факторов риска приводящих к безнадзорности правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками;
- расширение знаний педагогов дополнительного образования о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних, создание информационно-методической копилки;
- воспитание нравственных ценностей: здоровья, патриотизма, трудолюбия.
Критерии оценки
- Снижение количества детей и подростков асоциального поведения
- Снижение количества неблагополучных семей
- Формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях
- Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения
Информационное обеспечение программы
Использование популярных средств массовой информации и сети Интернет в целях профилактики ПАВ, художественная, методическая , справочная и др. литература.
Информационно-методическое обеспечение программы осуществляется педагогами дополнительного образования МКОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Миньяр.
Организация управления и контроль за ходом реализации программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется администрацией МКОУ ДОД ЦРТДиЮ в лице директора и завуча.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа ориентирована на первичную просветительскую работу, которая, в настоящее время, проводится в основном в системе образования. Нормативно-правовая база программы определена рядом законов и нормативных актов федерального уровня:
- Федеральный закон от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (статья 4, пункт 2);
- Федеральный закон №51-ФЗ от 10.04.2000 г. «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (раздел III, подраздел 3);
- Федеральный закон №87-ФЗ от 10.07.2001 г. «Об ограничении курения табака»;
- Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утверждена приказом Минобразования РФ №619 от 28.02.2000г.
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.02.2002 г. №330 «О реализации решения коллегии Минобразования России от 15.01.2002 г. №1»;
- Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы.
План мероприятий по реализации программы
Сроки исполнения | Обучающиеся МКОУ ДОД ЦРТДиЮ | Учащиеся образовательных учреждений города | Родители | Педагоги |
Сентябрь | Анкетирование, опрос «Твоё отношение к наркотикам и другим психоактивным веществам». | Анкетирование, опрос «Твоё отношение к наркотикам и другим психоактивным веществам». | Анкетирование, опрос «Твоё отношение к наркотикам и другим психоактивным веществам». | Провести анкетирование, опрос «Твоё отношение к наркотикам и другим психоактивным веществам» в детских объединениях. |
Сентябрь | КТД “День здоровья”. | КТД “День здоровья”. (участие родителей) | КТД “День здоровья”.(организация) |
Октябрь | Тренинги «Учимся преодолевать жизненные трудности» « Контроль над собой» « Мой характер и управление им» «Образ своего «Я» и самосовершенствование» | «Асоциальные явления и общество. Законы». |
Ноябрь | Праздник “День матери” | Праздник “День матери” | Тренинги «Здоровое детство-здоровые дети» |
Декабрь | Конкурс плакатов, посвященный 1 декабря –Дню борьбы со СПИДом, | Конкурс плакатов, посвященный 1 декабря –Дню борьбы со СПИДом, | «Алкоголь и семья – неразрешимое противоречие» (одна из тем родительского собрания) | Конкурс на лучшую организацию работы с детьми, подростками по профилактике наркотических заболеваний, пропаганде здорового образа жизни(в объединениях) |
КТД «Патриот» | КТД «Патриот» |
Январь | “Мы за здоровый образ жизни” просмотр фильмов, видеороликов о наркотиках, алкоголизме, курении. Дискуссия | Профилак- тика употребления психоактивных веществ» |
Февраль | Беседа с привлечением врачей «Сигареты, наркотики и пиво – «красота жизни» и реальная расплата | «Здоровье. Семья. Право» | Тренинг разрешения проблем и принятия решений. |
Март | “Мой город – моя судьба” патриотический конкурс. КТД «Бабушки и внуки» | КТД «Бабушки и внуки» |
Апрель | Фотовыставка “Глазами детей...” районный конкурс фотографий | Фотовыставка “Глазами детей...” районный конкурс фотографий | Посещение выставки | Выставка рисунков, по темам: «Алкоголь – яд и обман» «Курить – здоровью вредить» «Нет наркотикам!» «Здоровье – наше богатство» |
Май | Ролевые игры «Я» и «другие» «Навыки общения»; «Я» и «Ты»= команда. «Черное» и «белое»; «Суд над сигаретой»»; «Перевернутый мир» | «Как помочь человеку бороться с вредными привычками»беседа, просмотр фильма |
В течении года | Просмотр и обсуждение видеофильмов | Беседы с родителями детей, входящих в группу риска (групповые и индивидуальные) | Проведение совещаний при директоре, включающих вопросы профилактической работы. Тренинги «Здоровое детство-здоровые дети» |
В течении года | Опросы , тестирование обучающихся среднего и старшего возраста : «Как относишься к спиртным напиткам, пиву?» « Вредно ли курить?» | Опросы, тестирование учащихся среднего и старшего возраста : «Как относишься к спиртным напиткам, пиву?» « Вредно ли курить?» | Обсуждение результатов профилактических мероприятий. Создание информационно-методичекеского банка по асоциальным явлениям. |
В течении года | Гражданская, патриотическая и трудовая акция «Мы помним о Вас» | Гражданская акция «Мы помним о Вас, Ветераны» совместная деятельность с обучающимися , направленная на решение общественных проблем |
Литература
1. М.М. Безруких «Все цвета, кроме чёрного». Пособие для педагогов. М.,2007г.
- М.М. Безруких «Организация и оценка здоровьесберегающих деятельности образовательных учреждений». М.: Московский городской фонд поддержки книгоиздательства, 2004г.
- М.В. Видякин «Спортивные праздники и мероприятия в школе». Волгоград: Учитель, 2007г.
- Газета «Школьный психолог». Подписка.2008-2011гг.
5. Н.И. Дереклеева. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире.-М.,ВАКО, 2006г.
6. Т.Н. Захарова «Формирование здорового образа жизни у младших школьников». Волгоград: Учитель, 2007г.
7. А.Г. Макеева «Не допустить беды». Пособие для работы с учащимися 8-9 классов. М.: Просвещение, 2003г.
8. Н.А. Сирота «Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодёжи». М.: Московский городской фонд поддержки книгоиздательства, 2004г.
9. Н.К. Харитонова «Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети». М.: Московский городской фонд поддержки книгоиздательства, 2004г.
10. Л.М. Шипицына «Сборник программ по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде». М.: Образование – культура, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему наркомании:”Твоя судьба в твоих руках“.
Конспект урока...
Викторина "Твое здоровье- в твоих руках" (для 5-ых классов)
Викторина рассчитана для учащихся 5-ых классов. Занятие содержит интересные задания....
Твое здоровье в твоих руках
Викторины по теме "Здоровье"...
Час общения "Твое здоровье в твоих руках"
Час общения по здоровому образу жизни...
Проект "Твое здоровье в твоих руках"
Создание и оформление мини-журнала "Твое здоровье в твоих руках" на одну из актуальных тем современной жизни....
Просветительская образовательная программа по профилактике асоциальных явлений в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Твоя жизнь в твоих руках»
Данная программа предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нар...
Просветительская программа по профилактике асоциальных явлений в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Твоя жизнь в твоих руках»
Отличительная особенность данной программы заключается в целенаправленной систематической профилактике вредных привычек через реализацию воспитательной системы у...