Методичка. КТД
методическая разработка по теме

Черкесова Екатерина Владимировна

Введение.

Мы часто задаем себе вопрос: как сделать процесс воспитания в наших клубах увлекательным, творческим и эффективным. Сегодня, отправляясь в путешествие по науке педагогике, мы постараемся найти ответ: существует ли форма воспитательной работы, которая смогла бы:

  • объединить творчество, личность и коллектив;
  • научила работать детей активно и инициативно;
  • научила преображать подростков окружающую их среду;
  • формировала такие качества личности: любовь к семье, окружающему миру и Родине;
  • развивала у детей эмоций, воображения, фантазию;
  • помогла бы направить деятельность воспитанников в общественно-полезное русло;
  • и главное: это новая форма работы была адекватна интересам современных подростков

Одной из форм, которая отвечает нашим педагогическим требованиям, является  методика коллективного творческого воспитания, которая включает в себя: методику коллективного творческого дела (КТД) и методику педагогического руководства ею.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_po_ktd.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение.

Глава 1. Возникновение и развитие коллективного творческого воспитания.

Глава 2. Основные идеи коллективного творческого воспитания.

Глава 3. Методика организации коллективной творческой деятельности.

Заключение.

Список используемой литературы и источников.

Приложение.

Введение.

Мы часто задаем себе вопрос: как сделать процесс воспитания в наших клубах увлекательным, творческим и эффективным. Сегодня, отправляясь в путешествие по науке педагогике, мы постараемся найти ответ: существует ли форма воспитательной работы, которая смогла бы:

  1. объединить творчество, личность и коллектив;
  2. научила работать детей активно и инициативно;
  3. научила преображать подростков окружающую их среду;
  4. формировала такие качества личности: любовь к семье, окружающему миру и Родине;
  5. развивала у детей эмоций, воображения, фантазию;
  6. помогла бы направить деятельность воспитанников в общественно-полезное русло;
  7. и главное: это новая форма работы была адекватна интересам современных подростков?

Главной задачей в деятельности педагогов-организаторов остается поиск новых форм воспитательной работы, но этот поиск зачастую сводится к использованию в своей практике готовых сценарных разработок. В то же время мы убедились, что использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситуации педагог (организатор) навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он сам становится объектом замысла других людей и в такую же позицию ставит участников проводимой работы, что тормозит проявление и развитие творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и удовлетворить свои потребности. Словно порой педагоги в гонке за качеством забывают, что форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, созданной в процессе совместного поиска, при этом в ней могут  учитываться интересы и потребности каждого; индивидуально, а общие цели могут не противоречить целям каждого воспитанника.

Одной из форм, которая отвечает нашим педагогическим требованиям, является  методика коллективного творческого воспитания, которая включает в себя: методику коллективного творческого дела (КТД) и методику педагогического руководства ею.

Глава 1. Возникновение и развитие коллективного творческого воспитания.

Одним из инструментов коллективного воспитания является методика коллективной творческой деятельности (КТД) или коммунарская методика, где коллектив – это инструмент формирования личности.

Педагоги выделяют пять периодов становления методики  коллективного творческого воспитания (КТВ).

Первый период -1956-1959гг.-  проектный период рождение идей на базе нескольких школ и пионерских дружин г. Ленинграда. Начинает свою деятельность коммуна юных фрунзенцев под руководством Л.Г. Борисовой. Проходит первый выездной сбор 120 коммунаров в поселок Вырица Гатчинского района Ленинградской области (Ф.Я. Шапира).

Второй период -1959-1962 гг. – строительный период, создание и апробация коммунарской методики - рождение клуба юных коммунарцев при газете «Комсомольская правда», в самой газете появляется рубрика «Алый парус». В этот же период начинает свою деятельность В.А. Караковский в Москве и пионерский лагерь «Орлёнок».

Третий период - 1962-1966 гг.– распространение МЕТОДИКИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ «методики Игоря Петровича Иванова», который в 1963 г. организовал коммуну им. А.С. Макаренко (КИМ). Это было общественно-педагогическое добровольное творческое объединение студентов, преподавателей, педагогов-практиков, созданное в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И.Герцена для совместного освоения, разработки и распространения методики коллективной творческой деятельности. Коммуна существовала, действовала и развивалась как студенческий педагогический отряд, студенческое научное общество, творческий коллектив единомышленников. Практическую педагогическую деятельность Коммуна осуществляла в разнообразных «зонах заботы»: в школах, детских садах, в подростковых клубах, на игровых площадках, в загородных лагерях и т.п. Именно на этом этапе методика КТД или коммунарская методика получила поддержку в министерстве народного образования, и как новый дух и как методика пошла по стране.

Справка. День рождения КиМ — 3 ноября 1963 г. В этот день студенты-кимовцы пришли на Пискаревское кладбище на торжественную клятву перед священной памятью ленинградцев, павших в годы блокады. С этого дня каждое новое поколение коммунаров давало здесь клятву верности делу воспитания в течение 28 лет.За время существования Коммуны в ее жизнедеятельности было несколько этапов, имевших главное дело. Первый этап длился 5 лет, в течение которых разрабатывались и применялись на практике новые формы и виды коллективных творческих дел. Завершился этот этап в 1969 году подготовкой к изданию книги «Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко». Второй этап (до 1981 года) был связан с разработкой нескольких КЭММов (Кимовской Энциклопедии Макаренковской методики). С этого этапа приоритетное значение приобрела исследовательская работа. Коммуна стала секцией СНО (студенческого научного общества). Под руководством И. П. Иванова было проведено несколько комплексных исследований, перешедших затем в дипломные и кандидатские. Значимыми публикациями этого периода стали серия брошюр, книг и журнал «Затейник» (изд-ва «Молодая гвардия»), посвященные школьным праздникам как центральным событиям жизни школы.В ходе этого этапа с 1975 г. КиМ становится коллективным членом Педагогического общества и создает в нем макаренковскую секцию, которую возглавил тогда большой друг Коммуны, ленинградский макаренковед Натан Александрович Лялин. Макаренковские идеи в педагогике всегда являлись фундаментом всех исследований и разработок и поэтому инициатива объединения коммунарских коллективов страны в Коммунарское макаренковское содружество (КМС) была чрезвычайно плодотворной. Дважды в год (в день рождения А.С.Макаренко — 13 марта — в Ленинграде на базе КиМа и летом в какой-нибудь территории) КМС собиралось для обмена опытом, осмысления путей решения проблем воспитания и построения перспектив совместного исследования и вовлечения в практическое осуществление методики коллективной творческой деятельности новых сторонников. В 1975 г. И. П. Иванов объединяет выпускников, творческих учителей и руководителей школ в Общественную лабораторию комплексного подхода к воспитанию, программа которой была рассчитана на несколько лет и ее итоги посвящались 100-летию со дня рождения А.С.Макаренко. (В период с 1975 г. и до начала 90-х годов фактическое руководство КиМом осуществляла Н.П.Царёва.). КиМ как студенческий макаренковский педагогический отряд прекратил свое официальное существование в ЛГПИ имени А.И.Герцена в связи с закрытием кафедры методики коммунистического воспитания (у истоков которой стоял И .П .Иванов).

Четвертый период – 1966-1986 гг – период консервации. Методика держалась на отдельных личностях. Сборники издавались подпольно. В городах коммунарские сборы стали большой редкостью.

Пятый период – 1987-1989 гг. – «пик» обращения  школ к когда-то подпольной «коммунарской методике», которая позволяет воспитывать коллектив на гуманной основе. В 1989 г. состоялось первое всесоюзное многосборье в Твери. Прошел семинар организаторов в лагере «Орлёнок».

Шестой этап – 1990-2000 гг. – несмотря на закрытие кафедры коммунистического воспитания, продолжается работа по обогащению коллективной творческой методики.  Сегодня базой для распространения коммунарства является «школа  воспитания»  № 825 г. Москвы, под руководством Владимира Абрамовича Караковского.

Глава 2. Основные идеи коллективного творческого воспитания.

Один из типов форм организации воспитательной деятельности является коллективное творческое дело.

В основе Коллективного Творческого Воспитания (КТВ) лежат принципы развития детского коллектива. Коллективно творческое воспитание – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании дел, проведении, анализе, носит характер коллективного творчества и приносит пользу и себе и людям.

Методика КТВ позволяет держать в  тесной взаимосвязи следующие звенья воспитательного процесса: воспитание взрослыми представителей подрастающего поколения; самовоспитание воспитанников — взаимное самовоспитание сверстниками друг друга, старшими младших, младшими старших; личное самовоспитание; самовоспитание воспитателей — открытое и скрытое. Она позволяет коллективам, находящимся на стадии формирования, быстрее преодолевать болезни роста, а сформированный коллектив получает стимулы к совершенствованию и обновлению.

Каждое КТД есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно практической заботе. Оно — творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Успешная реализация и воплощение КТД во многом зависит от позиции самого педагога. Владимир Абрамович Караковский сказал: «Методика коллективного творческого дела – это определенный уровень отношений, и если ничего не поменять в содержании, ни в характере деятельности, то толку не будет. Если при первом же непривычном суждении Вы обидитесь или закатите истерику – это принесет непоправимы вред воспитанию, если будете говорить больше  воспитанников и встревать после каждого слова со своими поправками – это будет смешно и не лепо». (С.220) Поэтому важно выработать педагогические установки и убеждения способа воспитательной работы:

  1. Искренний интерес к внутреннему миру воспитанника;
  2. Признание за ним права на самостоятельность;
  3. Установка на себя как меняющегося человека, ориентированного на самоанализ своей деятельности;
  4. Стремление к организации коллективной деятельности как совместной, создающей возможности для саморазвития и самоопределения.

Так какова же ваша роль?! С. Д. Поляков предлагает диапазон «тактических» ролей педагога, стоящих на позициях коллективного творческого воспитания. Вы:

  1. Жесткий, отвечающий за все руководитель (но не директор);
  2. Генератор идей (но не навязывающий их насильно);
  3. Мудрый старший товарищ (но не демонстрирующий своей мудрости);
  4. Координатор идей (но осознающий свою ответственность за происходящее);
  5. Тайный советник (но предлагающий вои советы лишь в случаях действительности необходимости);
  6. Психолог (но не ведущий «тренер», как в групповой психологической работе);
  7. Посторонний (но не равнодушный «чужой», а сознательно принимающий эту роль на каких-то этапах КТД).

Различаются следующие виды коллективных творческих дел:

  1. общественно-политические;
  2. трудовые;
  3. познавательные;
  4. художественно-эстетические;
  5. организаторские;
  6.  спортивно-оздоровительные.

Типы КТД

  1. Путешествие;
  2. Защиты;
  3. Эстафеты;
  4. Лотереи;
  5. Бои;
  6. Ролевые игры;
  7. КТД общения.

Глава 3. Методика организации коллективной творческой деятельности.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта воспитанников. В воспитательном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Дети как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Стадии коллективного творческого дела (КТД)

(по методике И.П. Иванова)

Стадии

Педагогическое целеполагание

Методы, формы деятельности коллектива

Предварительная работа воспитателя

(1 стадия)

Для чего, с кем? С какой целью? Кто может помочь? Как подключить детей, родителей? Кому быть организатором?

«Нацеливающие»        воспитательные    мероприятия: «стартовые беседы»,    товарищеская    беседа,    рассказ размышление, убеждение на   собственном опыте.      

Коллективное планирование

(2 стадия)

Какие дела проведем?  На радость и пользу кому? Где лучше проводить?  С кем лучше проводить?

Сбор-старт:          обоснование предложений,   анализ   задач на размышление. Творческий поиск Открытая  дискуссия. Деловая   игра.    Побуждение ободрением похвалой,   помощью доверием.   Выборы «совета, дела» и др.

Подготовка дела

 (3 стадия)

 Как развивать положительные качества ребят? Как преодолевать отрицательные качества ребят? Как включить всех ребят в активный творческий поиск? Как научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам?

Увлечение  добрым   сюрпризом. Помощь товарищеским советом. Доверие.    Товарищеское поощрение.   Увлечение делом, поиском, романтикой, героизмом, игрой. Обсуждение.

Товарищеский              контроль. Обсуждение. Уточнение проекта коллективного   творческого дела.

Проведение дела

 (4 стадия)

Как воодушевить воспитанников? Помочь им сосредоточиться на главном в КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как добиться радостной перспективы близкого успех. Как научить ребят выходить из затруднительного положения?

Общественно-гуманистические КТД. Познавательные    КТД. Художественные     КТД. Спортивные КТД. Формы операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования

Подведение итогов

 (5 стадия)

Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни? Как научить  воспитанников анализировать   и   оценивать свою работу? Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Товарищеский разбор. Сборы -'огоньки".    Похвала,    поддержка, побуждение.    Товарищеское   приучение.  Деловой спор. Награда. Обсуждение. Критика. Контроль. Требование. Наказание.

Ближайшие последствия

(6 стадия)

Как научить ребят реализовывать выводы и предложения? Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? Как научить учащихся осуществлять собственные   решения?

Творческие   группы.   Расстановка  сил. Доверие. Радостная перспектива. Изменение режима Выполнение  чередующих поручений. Преемственность вся

  в делах. Перспектива. Взаимопомощь.

Каждый этап КТД имеет свои задачи и особенности, но есть некоторые сквозные педагогические идеи, пронизывающие все этапы. Таким образом, целевой и содержательный аспекты стадии коллективного творческого дела заключаются в следующем: деятельность педагога и воспитанников; возможность выбора дел, групп, ролей, вплоть до участия - неучастия в общем деле; подчеркивание вклада каждого, признание ценности мнений и позиций всех ребят.

 Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность. Но здесь необходимо сказать, что не всякая деятельность является системоообразующей, она должна быть лично значимой.

Первая стадия предварительная работа. Её цель: изучить интересы и запросы ребят. Главное умение педагога на этом этапе – уметь создать ситуацию выбор, выбора разумного и творческого. Педагог может провести стартовую беседу, во время  которой необходимо увлечь воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? Кто? С кем вместе ? Таким образом провести диагностику уровней интересов и потребностей воспитанников, отобрать их личностные интересы и потребности, направить их на развитие личности. На этом этапе педагог и детский коллектив формирует образ «Мы» и одновременно, каждый осознает себя частью-песчинкой коллектива. При правильно педагогически организованном процессе педагог сможет найти ответ на вопрос: Какие мы? Каков наш коллектив? Перспективы его становления и развития? Ребенок может найти ответ на вопрос: Какой Я? Как Я чувствую себя в коллективе? Принимает ли меня коллектив и принимаю ли коллектив Я?.

Вторая стадия - коллективное планирование. Здесь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела. Таким образом, при личном участии каждого члена коллектива сообща создается проект предстоящего дела. Но необходимо подчеркнуть авторство идей и предложений, подчеркнуть ценность как принятых, так и не принятых идей, подчеркнуть роль критиков, организаторов.   Педагог  на этом этапе не диктует свои условия, не навязывает своего мнения, а размышляет вместе с детьми, отвечает на поставленные вопросы.

Методы и приемы коллективного планирования:

  1. Увлечение радостной перспективой. Приемы: «Давайте помечтаем?», «Давайте попробуем?», «Представьте себе, что….»;
  2. Увлечение добрым делом;
  3. Увлечение творчеством. Приемы: «Давайте подумаем, как сделать наши дела интересными, необычными, неожиданными», «Все дела выполнять творчески - иначе зачем?»
  4. Увлечением борьбой с трудностями. Этот прием хорошо работает с детьми подросткового возраста;
  5. Увлечение красивым и гармоничным;
  6. Увлечение необычным Приемы: «Почему?» «Кто разгадает тайну?»
  7. Увлечение смешным и веселым.

Формы коллективного планирования:

  1. «Мозговой штурм».Воспитанники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозгового штурма» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи.
  2. «Шум» микрогруппы. Обсуждение проблем идет по микрогруппам, где вырабатывается общее мнение или несколько вариантов. Затем каждая группа может сделать презентацию своего проекта. Лучший вариант выбирается на всеобщем голосовании.
  3. Защита творческих программ, проектов, сценариев, планов. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.
  4. Деловая игра. Игра – одно из самых древних занятий людей. Взрослые и дети всегда играют с удовольствием. В процессе игры происходит освоение новых социальных ролей, приобретение нового опыта и познания своих возможностей. Она эффективно используется для организации аналитической групповой деятельности и планирования конкретного дела.  Игры позволяют выстроить аналитическую деятельность в коллективе, находить выход из конфликтных ситуаций, определять психологический климат в коллективе, учит разрабатывать и выстраивать концепции,  вживаться в разные ситуации и роли, и конечно формирует коллектив. Виды деловых игр: Игра-проблема, Игра-вердикт, Игра -Проект
  5. Спецвыпуски клубных газет. «Каким быть нашему клубу?». Предлагают творческие группы?
  6. «Анкета мнений и предложений. Существует большое количество видов анкет: индивидуальные анкеты в форме прямых вопросов, анкеты-газеты, анкеты-оценивание  представленного утверждения в баллах.
  7. Час вопросов и ответов. Ребятам предлагается задать любые вопросы на любые интересующие их темы. Самые интересные могут стать темой диспута.
  8. Копилка интересных предложений. В клубе работает почта, которая принимает письма, бандероли с интересными предложениями и ответами.
  9. Разведка интересных и полезных дел. Дается задание группе детей найти, разведать, узнать: что для нас всех значимо и интересно.

Завершается поиск выбором совета дела.

Третья стадия - коллективная подготовка. Самое важное на этом этапе - распределение поручений. На основе добровольности, заинтересованности и желания сформировать группы: оформление, программа, пресса, сюрприз. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации и в них особенно четко проявляются положительные качества детей, их слабости. Мастерство учителя на этом этапе заключается в умении заинтересовать ребят, помочь поверить в свои силы. Что делать, если кто-то не хочет участвовать ни в одной из групп? А такие дети будут! Лучше оставить таких ребят в покое, но всегда таких детей стараться привлекать, напоминать, что они часть коллектива. Например, нам так не хватало сегодня твоего юмора. Бывает так, что в самом начале некоторые ребята увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Поэтому велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты. Ведущие принципы этого этапа:

  1. Добровольность и заинтересованность;
  2. Возможность выбора в самореализации;
  3. Сочетание подготовительных моментов и импровизации;
  4. Деятельность на радость и пользу людям;
  5. Внимание к каждому (со стороны самих ребят и со стороны взрослых);
  6. Сотрудничество друг с другом и со взрослыми.
  7. Коллектив для личности.

Не испытывайте сверх надежд, на первых порах будет так, что не будет 100% явки, лишь горка энтузиастов. Но затем начнет распространяться вдохновение этой «горки» на остальных.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов - важный этап.  Педагог  должен поставить задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? В какой форме это целесообразно проводить?

  1. «Разговор по кругу» или «Орлятский круг». Могут быть использованы внешние атрибуты: свечи, талисман круга, общая песня, гимн клуба. Можно высказывать пожелания друг другу и т.д. На какие вопросы можно получить ответ в ходе проведения рефлексии?

-Что хорошо? Что плохо?

- Почему нам это удалось? Не удалось?

-Что продолжить? Что сохранить?

-Каков вклад каждого в общее дело?

-Кому сказать спасибо?

-Что я могу сказать о самом себе? Какие выводы я сделаю для себя?

-Что изменить? Что внести нового? Как это сделать?

- Кому мы принесли сегодня радость и пользу?

-Что я открыл в себе, в людях?

- Как я оцениваю своё участие?

  1. Анкетирование. Разработайте анкеты, если получится, то лучше с детьми.
  2. «Время на шум». Сначала обсуждение идет по группам, а затем группы делятся выработанными мнениями.
  1. «Газета-лапша».  Здесь можно и порисовать, и пофантазировать, и покритиковать. Совет: для выпуска стенгазеты заранее приготовьте клей, фломастеры, сделайте вырезки из различных газет, которые отражают настроение, придумайте рубрики: предложение, критика, поддержка и т.д.
  1. Цветопись. С помощью выбранного цвета можно оценить мероприятие. Психологи, считают, что цвета определяют характер человека и выбор цвета изменяется от изменения настроения или социального фактора. Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций.
  2. Референдум или «Философский стол». Он позволяет посредством включения участников в дискуссию обеспечить анализ деятельности, проведенного мероприятия, поиск и нахождения решения. Вопросы должны быть сформулированы проблемно, от 3-5. Последний вопрос должен подводить итоги всему мероприятию.
  3. «Ассоциация». Проводится тоже по кругу.  Можно предложить назвать предмет, явление,  ощущение от проведенного мероприятия.

Шестая стадия - ближайшее последействие КТД. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствия  в процессе которого воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказали предложения, поделились своими впечатлениями, переживаниями. Говорили о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все воспитанники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые дела.

Схема реализации КТД

Анализ 1    .      Целеполагание        Планирование       Реализация            Анализ 2.

Каковы же черты коммунарства и методики коллективного творческого дела, их принципы? В.А. Караковский выделяет следующие:

Первое. Обучение лучшей жизни через включение в лучшие отношения. Это удовлетворение естественной потребности юности в идеале.

Второе. Яркая альтруистическая направленность, установка на постоянное, ежедневное добротворчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки заботиться о людях и получать от этой заботы удовольствие. Эта позиция вырабатывает умение видеть нужды окружающих людей, загружать себя работой на их благо. В главном девизе коммунаров школы В.А. Караковского есть фраза: «Наша цель — счастье людей!»

Третье. Пять само: самоорганизация, самодеятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ. Абсолютное неприятие иждивенчества, работа без расчёта на взрослых. Высочайшая личная ответственность за всё, что происходит вокруг, активная позиция. При этом отрицание всякого насилия, полная добровольность, постоянная готовность подчиниться товарищу или взять на себя руководство в любом деле. Отсюда частая сменяемость руководства в коммуне (коллективе), работа дежурных командиров.

Четвёртое. Новые взаимоотношения со взрослыми, с педагогами. Потребность ребят в старшем друге приводит к поиску таковых. Коммунары сами приглашают к совместной с ними работе взрослых, облекая их полным доверием, но не предоставляя никаких преимуществ, кроме гарантированного уважения. В такой ситуации пропадает ощущение возраста. Это же требует от взрослых постоянного творческого напряжения, чтобы не превратиться в балласт, не потерять статус старшего друга.

Пятое. Творчество — черта любой деятельности. Принципиальное стремление сделать самое скучное дело интересным, даже праздничным ведёт к постоянной импровизации, экспромту. Творчество — гарантия от формализма. В одной из коммунарских речёвок говорится: «Формалист и бюрократ самый ядовитый гад!» Выдумывание новых форм неизбежно обостряет внимание к инструментовке, к педагогической технике. Поэтому все коммунары — люди ярко выраженных педагогических наклонностей.

Шестое. Коллективизм в самом высоком смысле слова. Коммуна и коллектив — это союз единомышленников, братьев по духу, по борьбе за лучшую жизнь. Воспитанники всё делают коллективно: планируют, работают, анализируют. Но коллектив не усредняет личность, не приводит к человеческому единообразию. Наоборот, он помогает сформировать в каждом  яркую, неповторимую индивидуальность. Чувство коллектива порождает в воспитанниках постоянную готовность прийти на помощь товарищу, взять на себя большую до его тяжести.

Условия педагогического успеха коллективного творческого дела

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия.

Первое условие - нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу.

Второе условие - подготовка и проведение любого КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые форм.

Третье условие - общая забота.

Надо научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные действия на общую радость и пользу.

Четвертое условие - товарищество.

Педагог должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как к младшему товарищу.

Пятое условие - единство мыслей и действий, воли чувств.

Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую  и действенную.

Шестое условие - единый коллектив.

Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого   себя.

 Седьмое условие - творчество, а не шаблон.

Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия - незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия.

        Как педагогу самому оценить первые послеследствия? Для это необходимо провести педагогический анализ КТД.

  1. Анализ КТД

1.. Фамилия, имя, отчество руководителя КТД.

2. Возраст участников.

3. Дата проведения, место, форма, количество участников.

4 Оптимальный выбор времени, продолжительность с учетом
возраста, использование ТСИ (Технических средств информации)

5.Тема, цели и задачи:

• актуальность

• соответствие возрастным особенностям

• соответствие интересам и уровню воспитанности детей

• формирование у детей педагогически ценных мотивов участия в деле

6. Примерная структура хода мероприятия, содержания основных компонентов:

• создание ситуации готовности

• организационное начало

• содержательность

• оптимальное сочетание рациональной и эмоциональной информации.

• степень заинтересованности на протяжении всего КТД

• степень самостоятельности

•        организованное завершение

7.  Педагогический самоанализ:

•        оценить, насколько реализованы планируемые воспитательные задачи

• проектирование последствий КТД

• создание воспитывающих ситуаций

• корректировка воспитательных целей, задач и методов организации КТД в системе воспитательной работы

Заключение.

Последнее время все больше проявляют интерес к методике КТД, многие педагоги возлагают на неё большие надежды, полагая, что она должна решить все проблемы воспитания сразу и целиком. Но можно успешно усвоить технологию как механическую строну методики, но так и не сдвинуться с «мертвой точки». После этого сразу обвинить методику в несостоятельности, так и не поняв, что ведущими её составляющими являются стиль отношения с детьми и изменение содержания воспитательного процесса: умение сотрудничать, строить личность в процессе работы на пользу людям, и главное необходима личность педагога особого типа. Нужен педагог, который сумеет, построить воспитательный процесс так, чтобы он строился не для перестраховщика, а для радости и развития растущего человека.

        Из всех показателей оценки методики КТД главным следует считать самочувствие в ней человека. Методика хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому. Мне бы очень хотелось, чтобы Вы помнили ведущие принципы воспитания:

  1. обучая- воспитывать, воспитывая- обучать - в этом целостность воспитательного процесса;
  2. воспитание в клубе - это не однонаправленное действие, а взаимодействие педагога и воспитанника, основанное на взаимопонимании, это творческое содружество единомышленников;
  1. ваше творчество - важнейший признак педагогической культуры и профессионализма;
  1. любое клубное мероприятие должно быть ярким, запоминающимся, воспитывающимся;
  2. ни одно выбранное Вами воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно;
  3. пусть вашим главным союзником в работе будет клубный коллектив-союз детей и взрослых.

Мне бы очень хотелось, закончить наше путешествие по страницам коллективной творческой деятельности словами педагога-гуманиста Владимира Абрамовича Караковского:

Без памяти - нет истории,

Без истории – нет культуры,

Без культуры – нет духовности,

Без духовности – нет воспитания,

Без воспитания – нет Человека,

Без Человека – нет Народа!

Удачи Вам в вашем труде!

Список используемой литературы и источников.

  1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел/ И.П. Иванов – Москва, 1989.
  2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания/ И.П. Иванов – Москва: Просвещение – 1990.
  3. Караковский В.А. Воспитание для всех/ В.А. Караковский- Москва: НИИ школьных технологий, 2008.
  4. Коммунарская методика как феномен педагогической деятельности. Кострома, 1989.
  5. Мудрик А.В. Социальное творчество и технология/ А.В. Мудрик// Учительская газета- 23 января 1988.
  6. Никитина Н.Н., Сидорова Н.А., Сущик О.Н. Методические рекомендации по организации коллективного планирования деятельности школьников. - Магадан, 1991.
  7. Никитина Н.Н., Шустова И.Ю. Коллективный анализ и планирование деятельности школьников: учебно-методическое пособие/ Н.Н. Никитина, И.Ю. Шустова – Ульяновск: УИПКПРО, 2002.
  8. Поляков С.Д. О новом воспитании/ С.Д. Поляков- Москва: Знание-1990.
  9. Поляков С.Д. В поисках педагогических инноваций./ С.Д. Поляков -  Москва,1993.
  10. Поляков С.Д. Реалистическое воспитание/ С.Д. Поляков-Москва, 2004.
  11. Родники творчества. Методическое пособие по проведению коммунарских сборов. Авторский коллектив: В.Т. Морозов, Т.В. Морозова.- Тверь-2000 г.
  12. Соловейчик С. Воспитание по Иванову. / С. Соловейчик-Москва: Педагогика, 1989.
  13. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса/ Н.Е. Щуркова - Москва: Новая школа, 1993.
  14.  Ясницкая В.Р. Новый взгляд на коллективное творческое дело. Методическое пособие для классного руководителя. Приложение к детской газете областной газете «Антошка» - 1993 №7.
  15. Ясницкая В.Р. Как сделать класс классным: воспитание подростков/ В.Р. Ясницкая – Москва: Просвещение, 2008.

Приложение.

Эстафета любимых занятий.

Тип: защита-эстафета.

Педагогические возможности: это КТД дает возможность сформировать общение по интересам, способствует формированию самопознания ребенка и в то же время позволяет педагогу лучше изучить интересы своих ребят.

Основные задачи:

  1. провести творческую защиту своего любимого увлечения;
  2. формировать заинтересованность к увлечениям членов детского коллектива.

Возраст: для любого возраста.

Роли: ребята выбирают роли в зависимости от того, ак они собираются самопрезентовать своё хобби.

Оформление: это КТД можно украсить выставками ребят, их коллекциями, рекламными плакатами, лозунгами.

Краткое описание.

Подготовка. Этому КТД предшествует предварительная диагностика, которую учитель может провести в виде анкеты . после анкетирования учитель, уже имея предварительное представление о интересах ребят, подводит их к цели: что нужно поделиться интересами с коллективом. Кому это нужно? Для чего?. После чего формируются группы единомышленников, которые готовят защиту своего увлечения.

Проведение. Каждая группа по интересам выступает в течении 10 минут, применяя любые формы защиты: Интервью, Реклама, Визитная карточка, Мини-театр, Выставка,. Все выступления должны быть объединены в единый сценарий, это может быть передача о интересах. Ребят не вошедших ни в одну группу, совет дела приглашает в качестве гостей.

Анализ и послеследствие. Центральными вопросами могут быть: Что ты нового узнал о своих товарищах? Чье5 увлечение заинтересовало тебя больше всего? Не захотел ли ты разделить чье-то любимое занятие?

Целесообразно проводить это КТД в начале работы клуба, или когда в клуб приходит много новых воспитанников, это поможет сблизить ребят, сформировать группы по интересам, а как известно формирование микрогрупп – это одна из стадий формирования коллектива.

День именинника.

Дни именинника – любимые ребятами праздники, которые мы проводим в клубе 4 раза в год. Этот праздник – уже по своему назначению – личностно-ориентированное КТД, где себя может проявить каждый воспитанник.

Оформление: это может быть стенгазета, посвященная именинникам, развещенные фото именинников, кармашки с поздравлениями, в этот день могут звучать только любимые песни именинников, попросите их заранее выписать их, чтобы диджей смог подобрать музыкальное сопровождение.

Краткое описание.

Коллективное планирование проводится методом мозгового штурма или советом дела(но при этом сохраняется тайна для виновников торжества). Затем формируются группы по подготовке праздника:

  1. группа «Оформление» (готовит оформление праздника, и помещения клуба);
  2. группа «Подарки» (решает проблему и подарков – самодельных или покупных, но с учетом индивидуальных особенностей и интересов именинников);
  3. группа «Игротека» 9готовит игры и упражнения);
  4. группа «Сценаристы» (сочиняет сценарий праздника, готовит ведущих и т.д.);
  5. группа «Сюрприз» (традиционная группа всех проводимых КТД, которая готовит творческий сюрприз в любой форме).

Подготовка. Подготовка проходит в течении 7 дней, работа идет по микрогруппам. Педагог может участвовать в любой из групп. Важная задача этого этапа – сохранить секретность от именинников.

Проведение. В сценарии важно определить общий стиль из него будет оформлено и помещение и выбран сюрприз. Игры включаются в праздник в соответствии со сценарием. Главная задача игры – выделить каждого именинника, дать ему самореализоваться.  В праздник могут быть включены элементы из традиций клуба, которые существуют и передаются от старших воспитанников к младшим.

Коллективный анализ. Анализ целесообразно проводить в 2 этапа: 1-й проходит во время праздника и в нем принимают участие только именинники. Вопросы могут быть следующими: в какой момент праздника ты чувствовал себя лучше всего? Что нового ты узнал о себе?

2-й этап может проводится через 1-2 дня. Его цель: проанализировать организацию праздника и участие в нем ребят, но и дать им возможность почувствовать радость совместной деятельности. Примерные вопросы: В какой степени нам удалось воплотить в жизнь задуманный вариант? Что бы ты хотел увидеть на своем «Дне именинника?.

Деловая игра «Проблема»

Перед проведением игры дается объявление, в котором излагаются цели игры, время и место её проведения.

Цель: организовать коллективный анализ и целеполагание.

Подготовка. Сформировать микрогруппы-участников по интересам.

Процесс.

  1. Презентация. Участники, по микрогруппам презентуют свои проекты. Конкурсная комиссия выставляет оценки.
  2. Разминка. Представители от каждой группы вызываются на разминку, где должны ответить на вопросы остальных участников. Лучшие вопросы и ответы награждаются.
  3. Проблемы. Они могут касаться вашего клуба, клубного коллектива, конкретного дела. Например: Как изменить жизнь в нашем клубе, чтобы она стала творческой, интересной? Каждая микрогруппа набрасывает свой список проблем.твсе названные проблемы должны быть стуктурированы по блокам: материальные, психологические, финансовые, жизнедеятельности.
  4. Решение. Блоки прописываются на больших листах. В процессе обсуждения определяется значимость проблем.
  5. Подведение итогов. Итогами игры должны быть стать: рефлексия позиций участников и варианты решения проблем.

Игра «Шоу-бизнес».

Тип: ролевая игра.

Цель игры «Шоу-бизнес» — формирование у детей умений пользоваться деньгами, начиная от способов их заработать до умения разумно их потратить.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

—ознакомление детей с простейшими функциями таких организаций, как банк, биржа труда, налоговая инспекция, юридическая контора и т.д.;

—включение ребенка в условия конкурентной борьбы;

— формирование у детей самостоятельности в поступках, умения нести ответственность за них, развитие волевых усилий, чувства уверенности в своих действиях;

- воспитание уважения к окружающим людям и труду.

В игре «Шоу-бизнес» могут принять участие все дети без ограничения в возрасте. Продолжительность игры составляла около трех часов, хотя требуется длительная предварительная подготовка.

За неделю до проведения игры участники должны определить объекты труда, службы, которые будут выполнять основную функцию в ходе игры: биржа труда, банк, налоговая инспекция, юридическая контора, милиция, пресс-центр, рекламное агентство, магазин, салон красоты, фотосалон, детский мир, скорая помощь и др. Дети по желанию выбирают службы и готовят их к работе. Можно определить следующие правила игры.

Всех участников игры можно условно разделить на две группы: первая — это те, кто работает в названных службах и получает заработную плату; вторая группа — основное количество — это те, кто пользуется их услугами и получает определенную сумму денег за выбранную работу. Для этого участнику игры, желающему заработать, необходимо прийти на биржу труда, где он сможет выбрать работу из списка трудовых и творческих заданий, предложенных ему биржей. Каждому участнику игры выдается чековая книжка, в которой имеется описание работы и сумма оплаты за нее. Например, повесить стенд в кабинете физики — оплата 15—20 тысяч интерн (интерна -название денежной единицы).

После выполнения работы необходимо обратиться к налоговому инспектору для осуществления контроля и уточнения оплаты за работу. Чем выше качество выполнения, тем выше цена. Инспектор заверяет работу штампом на чековой книжке. Далее участник следует в банк, где получает заработную плату, которую может потратить в магазине, фотосалоне, салоне красоты. При желании он может еще заработать, повторно обратившись на биржу труда. Кто окажется трудолюбивым и более экономным, тот сможет стать участником аукциона, на котором разыгрывается более ценный товар, чем продается в магазине.

Во время игры работает юридическая контора, которая занимается разрешением конфликтных ситуаций, а также выдачей справок тем, кто не понял условий игры. Милиция следит за порядком и вправе взимать штрафы с нарушителей.

В процессе игры активно работают корреспонденты из пресс-центра. Они берут интервью у участников игры, описывают наиболее яркие события и чрезвычайные происшествия, случившиеся за время игры. Результатом их работы является экстренный выпуск газеты, вышедший в конце игры.

Деятельность рекламного агентства предусматривает предварительную работу за несколько дней до начала игры. Его задача — выполнение заказов клиентов на изготовление рекламы различных служб и товаров. Прием готовой продукции производится во время игры специалистом по рекламе. В зависимости от качества выполнения назначается цена.

Если кто-то почувствовал недомогание, то решить эти проблемы призвана скорая помощь, выдав порцию витаминов.

Для младших детей, организуется работа салона «Детский мир». Здесь они смогут заработать деньги за отгадывание загадок, участие в конкурсах, выполнение творческих заданий и т.п.

Все служащие в данных органах получают зарплату за час до окончания игры, когда будет закрыта биржа труда и все задания уже будут выданы. Размер зарплаты установлен заранее. Участники игры также договорились о следующем:

1. Размер оплаты за один вид работы не должен превышать половины заработка служащего.

2.Количество служащих в налоговой инспекции должно быть достаточным для проверки всей работы одновременно.

3. Во избежание очереди в магазине целесообразно сделать несколько торговых точек.

4. Милиционер вправе взять не более трех штрафов за время игры.

5. Фотографу не назначать зарплату, так как он может заработать, получая деньги за фотографии.

Подготовка игры:

1. Педагоги и дети совместно должны установить:

—необходимый список трудовых и творческих заданий;

—денежную единицу;

—название служб и количество служащих в них, а также размер их зарплаты, их отличительные особенности;

—правила игры, за несоблюдение которых будет взиматься штраф;

—дату и точное время проведения игры.

2. Разработайте информационный стенд, на котором отражены:

—условия игры;

—список трудовых и творческих заданий и соответственная плата за них;

—список требующихся вакансий и размер зарплаты по каждой из них;

—месторасположение служб, организаций и салонов;

—рекламные плакаты различного характера.

3.Напечатайте деньги и чековые книжки.

4.Подготовьте: а) товар для продажи на аукционе и в магазине;б) различные инструменты для организации работы участников.

План проведения:

1. Сбор-старт, на котором объявляются условия игры.

2. Начало работы биржи труда, распределение трудовых и творческих поручений.

3. Выполнение работы участниками (1—2 часа).

4.Открытие магазина и начало работы салонов.

5. Закрытие биржи труда и выдача зарплаты служащим.

6. Аукцион.

7. Заключительный сбор для подведения итогов игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Коммуникативный метод – средство обучения говорению Исходные положения и понятия коммуникативного метода.

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

Метод критического мышления и метод эмпатии

Методытехнологии развития критического мышленияи метод эмпатии(эвристический метод)...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...