План-конспект занятия по курсу «Устройство автомобиля»
элективный курс (10 класс) по теме

Кривошея Татьяна Валерьевна

Тема занятия "Система питания  двигателей внутреннего сгорания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_sistema_pitaniya_dvs.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Предмет: «Ремонт и обслуживание автомобиля» (раздел «Устройство автомобиля»)

Тема: Система питания  двигателей внутреннего сгорания.

Цель занятия: обобщение и углубление знаний обучающихся по теме: “Система питания ДВС”.

Образовательные задачи: 

Закрепить понятия “система питания двигателей внутреннего сгорания” и принципы их действия, виды топлива;

Закрепить умения обучающихся работать  практически.

Воспитательные задачи: 

Стимулировать познавательную активность ребят и интерес к предмету;

Воспитывать потребность у обучающихся применять знания, полученные на уроках физики, химии и других предметах в окружающей, повседневной жизни;

Воспитывать у обучающихся бережное и разумное отношение к окружающей природе.

Развивающие задачи: 

Развивать  личность ребенка в процессе самостоятельной исследовательской деятельности;

Развивать  критическое мышление, способности обучающихся анализировать ситуации, связанные с охраной атмосферы;

Совершенствовать умения анализировать, классифицировать, делать выводы.

Наглядные пособия и оборудование: плакаты (устройство двигателя внутреннего сгорания), двигатель внутреннего сгорания, инструменты и приспособления.

Методы:

1. По источникам знаний:

Словесный (беседа, рассказ);

Наглядный (наблюдение обучающихся, иллюстрации);

Практический (опыт).

2. По характеру познавательной деятельности: 

Проблемный

Частично-поисковый (самостоятельная работа обучающихся).

3. По степени самостоятельности обучающихся:

Работа под руководством мастера производственного обучения;

Самостоятельная работа  обучающихся.

Тип занятия — практическое занятие.

Ход занятия:

Организационный момент:

проверка присутствующих — 2 мин.,

сообщение темы и хода занятия — 3 мин.

сообщение основных правил по технике безопасности и производственной санитарии при выполнении данного вида работ — 5 мин.

Мотивация учебной деятельности: 

сообщение цели и задач занятия, устный рассказ с целью подготовки обучающихся к предстоящей работе — 10 мин.

Выполнение работы по плану занятия:

Отслеживание правильного технологического выполнения операций, выдача заданий обучающимся, корректировка выполнения работ по необходимости— 25 мин. и 30 мин.

Подведение итогов занятия, объявление оценок, ответ мастера производственного обучения на вопросы обучающихся — 10 мин.

Домашнее задание: анализ проведённой работы — 5 мин.

План работы:

Система питания двигателя внутреннего сгорания (карбюраторный и дизельный), их устройство и принцип работы;

Изучение агрегатов системы питания;

Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами, автотранспортом; их влияние на здоровье человека;

Мероприятия по борьбе с загрязнениями атмосферного воздуха автотранспортом: альтернативные виды топлива и новые виды автотранспорта;

Домашнее задание.

Вступительное слово мастера производственного обучения: Здравствуйте уважаемые гости, ребята.

Тема нашего занятия: “Система питания двигателей внутреннего сгорания”

Первый ДВС работал на газе. Изобрел его в 1878 г. немецкий механик-самоучка Николай Отто. Позже его коллега, инженер Даймлер, построил двигатель, работавший на бензине.

Это был 1885 г.

Карбюраторный ДВС имеет карбюратор - устройство, в которое поступают бензин и воздух, при этом получается горючая смесь. Устройство, работа системы питания карбюраторного двигателя. Инжектор впрыскивает топливо в воздух всасываемый в цилиндр двигателя.

Малая масса, компактность, сравнительно высокий кпд (25—30%) обусловили широкое применение карбюраторных двигателей. Они приводят в движение автомобили, мотоциклы, моторные лодки, применяются в бензопилах.

Но есть и недостатки:

работают на дорогом высококачественном топливе, довольно сложны по конструкции, имеют большую скорость вращения вала двигателя, их выхлопные газы загрязняют атмосферу.

Более экономичен 4-тактный дизельный ДВС. В 1892 г. немецкий инженер Рудольф Дизель получил патент на двигатель , в цилиндре которого сжимался воздух, а не горючая смесь. Дизельный двигатель работает без карбюратора и свечи, на дешёвых сортах топлива, причём расходует его меньше.

Исходя из выше изложенного, мы можем сделать следующий вывод: полезная работа Д.Д. выше, чем ДВС; потому КПД ДД (35-40%) а КПД ДВС (25-30%), но у ДВС малая масса, они компактны и приводят в движения автомобили, мотоциклы, моторные лодки, применяются в бензопилах. Масса ДД больше, они громоздки, их устанавливают на тракторах, речных и морских теплоходах, на тепловозах, на электростанциях не большой мощности.

Карбюраторные двигатели работают на бензине. Сырьем для получения бензина служит нефть.

При прямой перегонке нефти выделяют дизельное топливо - соляровое масло (солярка).

Более качественный бензин можно получить путем крекинга мазута. Крекинг-это термическое разложение нефтепродуктов, приводящее к образованию углеводородов с меньшим числом атомов углерода в молекуле. В результате повышается выход бензина на 55%. Различают 2 вида крекинга термический и каталитический. Каталитический крекинг более эффективный – даёт бензин высокого качества, т. е. идёт процесс изомеризации.

Вывод: вид топлива зависит от способа получения.

Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами, их влияние на здоровье человека.

Компонент

Количество отработанных газов двигателей, %

дизельного

карбюраторного

Оксид углерода (II) CО

Оксид азота NOx

Углеводороды CxHx

Диоксид серы SO2

Сажа С

0,2

0,35

0,04

0,04

0,3 (Мг/л)

6

0,46

0,4

0,007

0,05 (Мг/л)

Выбросы автотранспорта наносит большой вред окружающей среде окружающей среде. Кроме соединений свинца. Коварным является монооксид углерода (угарный газ). Отравление им происходит через дыхательные пути. В легких угарный газ соединяется с гемоглобином крови в 200 -300 раз быстрее, чем кислород. При сильном отравлении человек может погибнуть от кислородного голодания.

Большое количество выбрасываемого газа ведет к образованию парникового эффекта, так как он задерживает тепловое излучение.

Выбросы сернистого газа и оксидов азота способствует возникновению заболеваний дыхательных путей. Соединения азота неблагоприятно влияет на кровь и кровеносные сосуды.

Неорганические соединения свинца нарушают обмен веществ, у детей вызывает умственную отсталость, заболевания мозга.

Альтернативное топливо

Возрастающий интерес к дизельному двигателю связан не только с проблемой удешевления эксплуатации автомобилей, но и в основном с тем, что использование дизельных двигателей уменьшает загрязнения окружающей среды.

В некоторых городах появились “Икарусы” с двумя баллонами. Они работают на особом виде горючего- смеси дизельного топлива и природного газа.

Природный газ дешевле бензина, лучше смешивается с воздухом, поэтому он полнее сгорает, а значит и вредных веществ в отработанных газах меньше.

В последнее время стали использовать в качестве топлива этиловый спирт (этанол), который при сгорании образует только углекислый газ и воду.

Наиболее экологически видом топлива является водород. Он не ядовит и при сгорании образует только воду, экологически чистое вещество.

При сгорании 1 моль водорода выделяется в три раза больше тепла, чем при сгорании такого же количества бензина.

Водород – топливо будущего.

Используя сельскохозяйственные отходы, канализационные и промышленные стоки, можно получить в виде метана (СН4). При его сгорании получаются экологически чистые продукты - углекислый газ и вода.

Появились первые машины, энергию для движения которых дают фотоэлектрические элементы, преобразующие энергию Солнца.

Надеемся, что в скором будущем электромобиль станет главным видом городского транспорта.

Вывод:

По нашему мнению двигатели внутреннего сгорания в жизни и деятельности современной цивилизации просто необходимы. Но всякие недоработки научно-технического прогресса необходимо устранять своевременно с той целью, чтобы сохранить в чистоте окружающую среду.

Снижению вредных выбросов автомобилей способствует:

1) Равномерное движение машин на улицах, ликвидация заторов, сокращение задержек транспорта на перекрестках. Большую роль в этом играет светофор. Благодаря светофору автомобили меньше простаивают на перекрестках, вхолостую расходуя горючее и загрязняя воздух отработанными газами.

2) Предельная скорость движения в городе установлена не 80 и не 50 а 60 км/ч, т.к. при этой скорости происходит минимум вредных выбросов.

3) Важен вывод из городской черты грузовых транзитных потоков, в нашей обл. это выполняется.

4) В некоторых городах России есть микрорайоны, куда въезд автотранспорта предельно ограничен и где люди ходят только пешком. Жаль, но в нашем городе таких микрорайонов нет.

5) Каждый водитель должен знать, что причины “дымления” автомобилей следующие: неисправность двигателя, неотлаженность систем питания и зажигания, водители должны владеть основами естественных наук, быть экологически грамотными, осознавать свою ответственность за действия и понимать, какой вред они могут принести природе..

Если все автомобильные двигатели будут правильно отрегулированы, то выброс вредных веществ в атмосферу уменьшится в 5-6 раз. Нежелание лишний час покопаться в двигателе приводит к тому, что автомобиль неделями, а то и месяцами “ развозит” по улицам ядовитый чад.

Плохо накаченные шины не только быстрее изнашиваются, но и увеличивают сопротивление движению, а значит, сжигается больше горючего.

Неумелое поведение водителя за рулем: неправильный выбор скорости движения, резкие разгоны и торможения, превышения установленной скорости, увеличение частоты вращения на холостом ходу- все это приводит к загрязнению атмосферы. Значит, нужна разъяснительная работа среди водителей.

6) Для контроля за техническим состоянием автомобилей есть диагностические станции: “ВАЗ-сервис”, “ГАЗ-сервис” и др. Такие диагностические станции должны иметь транспортные предприятия, но в наше время это многим не по карману.

Вывод:

В наше время люди, принимающие ответственные технические решения, должны владеть основами естественных наук, быть экологически грамотными, осознавать свою ответственность за действия и понимать, какой вред они могут принести природе.

Считаю, что автомобили необходимы при грамотном их техническом применении.

При развитии автотранспорта нужны знания как по физике, так и по химии. Базируясь на них, можно разработать мероприятия по снижению токсичности автотранспорта на региональном, государственном и международном уровнях. В частности, они нужны для выполнения стандартов Единой комиссии ООН по экологии автотранспорта, которые наша страна обязалась выполнять по Женевскому соглашению 1986 года. Прежде всего необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от человечества вообще, а от каждого конкретного человека, то есть от нас с вами. Необходимо экологическое просвещение всех слоев общества и создание природоохранного законодательства. Ключевым моментом в борьбе с ЭК является поиск грамотных и действенных научно-технических решений. Экология должна быть неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области техники, естественных наук, медицины, экономики и даже гуманитарных наук. Человек должен понять, что жизнь на Земле зависит от его отношения к природе, от гармонии между ними.

Спасибо за занятие!

ЛИТЕРАТУРА

Учебник по устройству легкового автомобиля. Ф.Б. Яковлев, издательство: «Тритий Рим», Москва, 2010 г.

Учебник водителя. Смагин А.В., «Правовые основы деятельности водителя», издательство: «За рулём», Москва, 2008 г.

Учебное пособие «Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Ю.Т. Чумаченко, А.И. Герасименко, Б.Б, Рассанов, издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ОСОБЕННОСТИ ВОДНЫХ ПОХОДОВ. УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ БАЙДАРКИ «ТАЙМЕНЬ – 2»» с учащимися группы УТ-1. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 3 октября 2012 г. Время проведения: 8-30 – 10-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 3 (левый берег реки Протока) Вид труда: Теоретическое занятие элементами практическо...

ПЛАН- КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ»

Тема: Устройство тормозной системы ВАЗ-2107Тип урока: КомбинированныйТехнические средства и наглядные пособия:Презентация Компьютер, проектор, Нажимной диск сцепления ВАЗ -2107, детали торм...

План-конспект индивидуального занятия по коррекционному курсу "Ознакомление с окружающим"

Конспект адресован педагогам,работающим с детьми со сложной структурой дефекта...

ПЛАН- КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ»

Тема: Устройство тормозной системы ВАЗ-2107Тип урока: КомбинированныйТехнические средства и наглядные пособия:Презентация Компьютер, проектор, Нажимной диск сцепления ВАЗ -2107, детали тормозной ...

План-конспект дистанционного занятия по курсу «В мире английского языка, 7 класс»

Дистанционное занятие по теме "Самое важное средство связи"  позволяет развивать познавательную способность, учит обучающегося ориентироваться в информационном пространстве, а также эко...

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...