Мир искусств
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования детей
«Мир искусств»
Пояснительная записка.
Данная образовательная программа дополнительного образования детей «Мир искусств» разработана в соответствии с Законом Российской федерации «ОБ образовании» Федеральным законом «О дополнительном образовании», Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей.
Образовательная программа является модифицированной на основе программы Центра непрерывного художественного развития им. Бориса Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» авторы:
Б.М.Неменский (при участии И.Б.Поляковой и Т.Б.Сапожниковой), так же программы Центра внешкольной работы северо-западного окружного управления образованием «Изобразительное и декоративно-прикладное искусства» автор- М.В.Ватулина и программы Центра детского и юношеского творчества и досуга «Хорошеево» -«Творческая школа-студия изобразительного и прикладного искусства» автор-Н.А.Мазурик.
Вид деятельности.
В программе равновесно уделено внимание как живописи, скульптуре, сценографии так декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Художественное- эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса в дополнительном образовании детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний - часть формирования эстетической культуры личности. Современная образовательная среда - это условие, в котором каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям интересам и потребностям.
Актуальность, практическая значимость, новизна.
В данный момент наше общество находится в кризисе: культурном, экономическом, социальном, экологическом, политическом… Мы вынуждены жить в мире массовой культуры и стандартизации, чуждом порой образу жизни. Зачастую происходит подмена идеалов, разрушение традиций предшествующих поколений. Особенно страдает от этого молодежь, те, чье мировоззрение только формируется. Решить всевозможные психологические проблемы детей в школе и семье, отвратить подростка от алкоголизма и наркомании помогает творчество, так как ведущую роль в становлении личности ребенка и формировании его духовного мира играет эмоциональное воздействие.
А потому велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом именно сейчас очень важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка. Основой цивилизованного социума всегда является культура, цель которой – воспитание духовно богатой и социально адаптированной личности. Этот процесс немыслим без восприятия произведений искусства и осознания красоты окружающего мира в ходе практической творческой деятельности. От уровня нравственной культуры отдельной личности зависит состояние общества в целом. Л.Н. Гумилев писал в своих сочинениях: «Каким-то шестым чувством люди угадывали: культура тягостна, но жить без нее нельзя. И поэтому самый глубокий упадок не снижал уровень культуры до нуля. А с течением времени начинался новый подъем».
Цель программы
Формирование творческой личности через изобразительное и декоративно-прикладное творчества.
Задачи.
Обучающие:
Способствовать овладению воспитанниками различных видов искусств : живописи, графике, скульптуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, народном художественном творчестве;
Обучать навыкам работы с различными материалами и инструментами: красками, кистями, глиной, бумагой, тканью и т. д.;
Сформировать систему базовых знаний для дальнейшего саморазвития в творчестве.
Развивающие:
Развитие у детей художественного вкуса, творческого воображения,
пространственного мышления, не стандартных взглядов, и фантазии;
Развитие зрительной памяти и моторики рук.
Развитие самодисциплины и внимания.
Воспитательные:
Формирование нравственно-эстетического, социального поведения,
созидательного мышления, умение созерцать, гуманистических взглядов на мир,
уважение к мировым культурам, религиям, народам.
Формирование патриотических взглядов, любовь к малой родине и «живой» интерес к ее истории.
Укрепление веры в собственные силы путем творческого самовыражения
Возрастные особенности
Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 18 лет.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
Основные теоретические идеи программы
В основе программы лежат принципы синтеза нескольких направлений творчества. Это помогает обучающимся выделить для себя близкий вид деятельности, что в дальнейшем может укрепится как хобби.
Основные методы организации образовательного процесса.
Данная программа выгодно отличается от программ созданных для общеобразовательной школы увеличенным объемом часов для углубленного изучения тем по направлением искусства, что в свою очередь дает обширное представление о видах творческой деятельности .
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы.
Программа рассчитана для обучающихся от 7 до 18 лет. Занятия проводятся в разновозрастных группах.
1-год обучения- с 7 до 11 лет
2-год обучения- с 11-16 лет
3-год обучения- с 16-до 18 лет.
Психологические особенности
1.Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
2.Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция- переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
3.Общение- специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчинятся и в тоже время отстаивать свои права.
4. Общение- специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Психологи считают, что общение включает две противоречивых потребности: потребности в принадлежности к группе и в обособленности ( появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность оставаться наедине с собой)
5. Подросток, считает себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличается от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОМФОРМНОСТЬ- склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяется, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.
6. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков.
В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменение в интеллектуальной сфере приводят к расширению способностей самостоятельно справляться с творческими задачами. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.
Условия реализации дополнительной образовательной программы
Формы организации деятельности обучающихся
Занятия проводятся в группах, сочетая принципы группового обучения с индивидуальным подходом, что позволяет выполнять как коллективные, так и персональные работы.
Особенности набора детей.
В объединение принимаются желающие в возрасте от 7 до 18 лет на свободные места.
Число обучающихся по годам обучения-
Формируется в соответствии с площадью помещения, норм СанПиНа, соблюдении правил техники безопасности и количеством оборудованных мест.
Сроки реализации программы-
Программа рассчитана на 3 года, общим объемом 576 часов.
1-ый год обучения-144 часа
2-ый год обучения- 216 часов
3-ый год обучения- 216 часов
Режим проведения занятий –
занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий-
1-ый год обучения- по два академических часа с перерывом 10 мин.
2-ый год обучения- по три академических часа с перерывом 10 мин.
3-ый год обучения- по три академических часа с перерывом 10 мин.
Организация деятельности обучающихся
Коллективная, групповая и индивидуальная.
В основу программы положен принцип воздействия, производимый педагогом на воспитанника, предоставляющий ему возможность самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни.
Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный
Лекции и беседы как вводная часть новых тем. Демонстрация схем, репродукций видео- и фото материалов обобщающие тему.
Репродуктивный
Оформление работ к выставкам, конструирование макетов, изготовление различных арт-объектов как декоративно-выставочных, так и унитарной принадлежности.
Диалогический
Ведется диалог между педагогом и воспитанником, коллективный анализ поставленной задач, обсуждение возникших проблем во время практических занятий.
Частично-поисковой.
При изучении новых технологий ведется поиск альтернативных решений. Используются новые комбинации ранее неизученных технических возможностей ,а так же комбинации из обретенного личного опыта работы с различными материалами.
Форма проведения занятий
Форма занятий зависит от поставленной на данный период задачи:
Оформление работ к выставкам-(изготовление паспарту, установка работ в рамы, багеты, и пр.) подготовительная форма.
Участие в выставках, конкурсах, фестивалях, мастер-классах.
Форма бесед, лекций, «мозговых штурмов» при создании персонального или коллективного проекта.
Творческие встречи
Сезонные пленеры.
Экскурсии
Работа в творческой мастерской
Встречи с интересными людьми
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Основные виды диагностики результата:
вводный- проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей обучающегося.(беседа, просмотр работ выполненных дома до начала прохождения образовательного курса.)
текущий- проводится на каждом занятии: акцентирование внимания на недостатках и хорошо выполненных элементах рисунка. Коллективный просмотр законченных работ, обсуждение.
промежуточный- проводится по окончании изучения отдельных тем в виде самостоятельной работы на свободную тему, это позволяет увидеть качество закрепленных знаний и умение их самостоятельно использовать в индивидуальной творческой работе.
итоговый- в конце учебного года определяет уровень освоения программы, по результатам проведенных выставок за учебный год, проводится награждения как призовые так и поощрительные.
В результате реализации программы –воспитанниками должен быть достигнут определенный уровень овладения изобразительной грамотой. Так же научатся обращаться с материалами и инструментами изобразительного искусства. Постепенно, благодаря формированию грамотного эстетического вкуса, дети смогут противостоять натиску суб- культурных и псевдо-культурных современных направлений. Это поможет полноценному нравственному развитию личности. На занятиях, посвященных народному творчеству, знакомясь с лучшими произведениями народных мастеров, воспитанники получат представление о различных видах народного искусства, что будет способствовать развитию интереса и уважения к родной культуре.
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№ | Перечень разделов и тем | Кол-во часов: | Форма проведения занятия |
всего | теория | практика |
Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
I | Художественные материалы |
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 | Гуашь. Акварель Акрил пастель Восковые мелки. Уголь и тушь. Глина. Аппликация. | 9 6 3 6 6 6 12 10 | 2 1,5 1 1,5 1,5 1.5 3 1.5 | 7 4,5 2 4,5 4,5 4.5 9 8.5 | Групповые занятия |
II | Терминология. |
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 | Цвет как средство выражения. Пятно как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм. Символ Свет и тень Композиция. | 6 9 6 3 6 4 4 | 1,5 2 1,5 1 1,5 2 2 | 4,5 7 4,5 2 4,5 2 2 | Групповые занятия |
III | жанры |
3.1 3.2 3.3 3.4 | Пейзаж, .натюрморт анимализм Образ человека. Архитектура, скульптура. | 10 6 6 5 | 2 2 2 1 | 8 4 4 4 | Групповые занятия. пленер |
IV | Правда жизни и правда творчества: |
4.1 4.2 4.3 | Фантастический реализм. Животные. мифы, легенды, доисторические, океана. Симметрия, асимметрия в архитектуре, фантастическая архитектура вымышленных цивилизаций. | 6 10 3 | 1,5 2 0,5 | 4,5 8 2,5 | Групповые занятия. |
Итого: | 144 | 36 | 108 |
Содержание программы
1-й год обучения
Вводное занятие.
Ознакомительное занятие. Знакомство с группой. Демонстрация выставочных
работ. Краткий курс по технике безопасности в ТДДТ. Правила и нормы поведения в коллективе. Диагностика художественной подготовки.
Художественные материалы.
Теория: основные сведения о различных художественных материалах и их
свойствах: пластичности глины, графичности угля, декоративности аппликации…
Основные приемы работы с жидкими и твердыми художественными материалами.
Представление об основных и составных цветах. Поступательное, пошаговое выполнение задач на первых стадиях подготовки материала к применению. Использование вспомогательного инструмента.
Основные термины: формат бумаги: А1,А2, А3, А4. размер кисти, форма кисти,
палитра ,фактура бумаги, твердость карандаша и маркировка. Сухая и масляная пастель.
Восковые карандаши. Мольберт, этюдник, планшет.
Практика:
Рисунки на темы: «Натюрморт в теплых тонах», ( из трех цветов) «Пейзаж в холодных тонах», ( из трех цветов) «Осенняя листва», «Аллегорический портрет Осень »…
Аппликация: «Осенний букет», используя геометрические элементы,
« Перелетные птицы», «Осень в лесу ».
Лепка: «Дикие животные».
терминология.
Теория: характер цвета: теплый, холодный, глухой, звонкий насыщенный, ровный
активный, спокойный), выразительным характером линий, ритмом пятен, объемом.
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза.
Основные термины: ритм, характер, подмалевок, пятно, колорит.
Практика:
Рисунки на темы: «Трансформируем пятна и кляксы в образы»,
« Пуантеризм – как техника пятна », «Импасто- альтернативная живопись без кисти ». « Зимнее утро», пейзаж «Горы», «Скалы», « Сказочная страна» .
Декоративные композиции: «Декоративные поделки для интерьера », «Сувениры к рождеству». « Ангелы Рождества»
Лепка: дымковская игрушка.
Правда жизни, правда творчества.
Теория: отбор выразительных средств – это основа художественного искусства. Погрузив детей в процесс созерцания , отбора и выбора ракурсов точек и объектов, необходимо ненавязчиво контролировать творческий процесс во избежание подмены истинных художественных ценностей на « глянцевый ширпотреб» -дети должны понять, что, создавая что-либо, художник выражает свои чувства, мысли, отношение к объекту и
привносит свою эмоциональную окраску .. Воспитанники учатся с помощью языка искусства (цвета, линий, мазка, формы) передавать настроение природы, характер человека или животного подчеркивая изысканность и красоту.
Практика:
Рисунки: «Времена года», «Аллегории месяца », «Деревенский пейзаж», «Натюрморт бытовой ».
Декоративные композиции: «Город ангелов», «Атлантида». «Эдем на земле»
Лепка: английский бисквит. Кисловодская лепка.
Реальность и фантазия.
Теория: дети учатся всматриваться в окружающий мир, быть наблюдательными, а также фантазировать. Выдумка и фантазия в жизни людей через мифы легенды.
Практика:
Рисунки: «Фантастическое животное», «Единорог», «Грифон» « Гамоюн ».
«Узоры Полхов- Майдана», «Сказочные цветы».
Декоративные работы: роспись доски в традициях Городецкая роспись.
Лепка: Каргопольский полкан.
Объемный макет «Подводный мир», «Город будущего».
2-й год обучения
№ | Перечень разделов и тем | Кол-во часов: | Форма проведения занятия |
всего | теория | практика |
I | Традиции и культура. Искусствоведение. |
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 2.0 2.1 2.2 2.3 | Древний Египет. Шумеры Этрусски Иудейское царство Аравия Крито- Микенское царство Греция. Китай. Япония Индия. Африка Народы севера Чудеса света. Символы, орнамент этнических групп.. | 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 | 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 | 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 | Групповые занятия. Коллективные проекты |
II | Исторический костюм Дизайн. |
2.1 2.2 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 | Ювелирные украшения, знаки отличия, татуировки. Костюмы древних цивилизаций. ( до нашей эры) Романский костюм Готический Костюм эпохи ренессанса Костюм театра Дель-Арте Театральный костюм Балет, танец. | 10 18 5 5 13 20 10 5 | 3 3 1.5 1.5 3 4 2.5 1.5 | 7 15 3.5 3.5 10 16 7.5 3.5 | Экскурсии Персональная работа, коллективные проекты. |
Итого: | 216 | 85 | 131 |
Содержание программы
2-й год обучения
Традиции и культура
Искусствоведение.
Теория: художественная жизнь на Земле многолика. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к духовному опыту разных народов, становимся богаче. Пространственно-предметный мир Греции, Египта, Японии, Востока. Каждая культура анализируется по следующим параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде, народные праздники как выражение представлений о счастье и красоте мира, декоративно-прикладное искусство. Единое для всех народов понимание красоты и безобразия основных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми, и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли одинаково. Эта общность – глубинная, не подчиненная внешним условиям: все народы воспевают материнство, мудрость старости, юность и надежду.
Практика:
Рисунки: эскиз ожерелья, импровизация на тему «Алебастровая ваза», «Украшение-пектораль», «Праздник хризантем», «Моя бабушка»…
Декоративная работа: батик по мотивам традиционной японской художественной культуры.
Лепка: «Глаз-Уаджет», «Скарабей».
Бумажная пластика: макет восточного города.
Декоративно-прикладное искусство и человек.
Теория: раздел, подводящий итоги обучения. Роль декоративного искусства в организации общества, в регламентации жизни его членов, в различении людей по социальной роли. Каждый предмет декоративного искусства несет на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – наполнить вещь смыслом. Символика цвета в декоре различных народов. Орнаментика. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Новое понимание красоты современными художниками. Язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура). Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Практика: познакомившись с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, накопив навыки работы с художественными материалами, знания о видах и жанрах искусства, учащиеся самостоятельно выбирают направление деятельности: роспись по дереву, батик, глиняную игрушку, тряпичную куклу или работу, сочетающую 2 (или более) вида деятельности. Например, коллективное панно для украшения интерьера класса с использованием традиционных образов народного искусства: древа жизни, птицы, коня…
Учебно-тематический план
3-й год обучения
№ | Перечень разделов и тем | Кол-во часов: | Форма проведения занятия |
всего | теория | практика |
I | Виды прикладной деятельности |
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 | Ткани , батик (роспись). Малая пластика (лепка, роспись). Барельефы, горельефы. Посуда (роспись декорирование). Книги (иллюстрация). Открытки. Сувениры. Панно. Макраме. Роспись по стеклу | 10 19 5 5 7 10 10 10 10 | 1.5 3 1.5 1.5 1.5 2 2 2 2 | 7.5 16 3.5 1.5 5.5 8 8 8 8 | Персональная Консультативная. |
II | Дизайн макеты. |
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 | Макетирование (сценография) Дизайн макеты (комната) Объемные архитектурные панно. Архитектурный макет. Фантастический город Ландшафтный дизайн. | 30 20 20 20 20 20 | 4 2 5 5 5 5 | 26 18 15 15 15 15 | коллективная. |
Итого: | 216 | 41 | 175 |
Содержание программы
3-й год обучения
Теория:
Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира. Воспитание внимания к красоте предметов, которые имеют не только утилитарное назначение, но являются носителями духовной культуры(как в древности, так и в наше время). Особая роль художника в создании предметов. Воспитанники знакомятся с росписью по дереву- Городец, Полхов-Майдан, Северная Двина. Знакомство с работами художников- иллюстраторов.
Основные термины- промысел, интерьер, иллюстрация, батик.
Практика:
-Рисунки по сюжетам русских народных сказок (иллюстрации).
-Фантастический реализм тема «Волшебная страна» образы героев сказок .
-Декоративно- прикладное творчество: батик- «Осенние листья»,»Цветочный орнамент», «Мамин платок», и пр.
-Роспись по дереву: бочонок по сюжетам росписи Полхов-Майдан, Городец, Палих.и пр.
-Лепка: (малая пластика) олень, жар-птица, дымковская игрушка.
Дизайн, макеты.
Теория:
У каждого народа свое понимание красоты, свои традиционные представления.Знакомство с традициями русской культуры. Образы древних русских городов-центров ремесел и торговли; архитектура храмов, которые объединяли людей в дни радости и горя. Знакомство с деревянным зодчеством. С устройством быта, строением изб и хозяйственных построек. Наглядное изучение деталей праздничных костюмов, народной одежды. Идеал образа женщины и мужчины в представлении славян. Символика цвета и узоров в костюме. Роль праздника в жизни людей, обряды, традиции. Возрождение традиций народных гуляний.
Практика:
Познакомившись с различными видам изобразительного и декоративно- прикладного творчества, накопив навыки работы с художественными материалами, знания виды и жанры искусств- воспитанники самостоятельно выбирают направления творческой деятельности в рамках пройденного материала. Планируют коллективную работу, персональные проекты, тематические выставки.
Методическое обеспечение образовательной программы.
Описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Специфика данной программы позволяет использовать многообразные формы обучения, различные методы и приемы.
словесный метод (рассказ, объяснение)
наглядный метод ( личный показ педагога)
практический метод ( упражнение решение задач)
репродуктивный метод( объяснение нового материала с учетом пройденного)
метод самостоятельной работы.
Большую помощь педагогу оказывают также формы занятий, стимулирующих интерес к обучению: экскурсии, игры, лекции, беседы, встречи, дискуссии, праздники, конкурсы, мастер- классы, отчетные выставки, слайд- фильмы и т.д. каждый этап обучения подразумевает овладение ребенком определенным уровнем знаний, умений и навыков, а также развитие его личностных качеств, воспитание художественного вкуса.
Материально техническое обеспечение
Помещение
Помещение должно быть хорошо освещенным как днем, так и вечером, не только искусственным но и природным светом. Проветривается, в отопительный период температура в помещении должна быть не ниже 14 о .
Материалы и оборудование.
1.Мольберты
2.стулья.
3.доска грифельная, магнитная.
4. шкафы, комод.
5.стол
6.плотные шторы
7.натюрмортный фонд
8.учебные пособия и таблицы.
9.объяснительно-иллюстрационный материал
10.репродукции
11. изделия народных промыслов.
Необходимые технические средства обучения.
магнитофон,
телевизор,
диапроектор
дивиди- проигрыватель
нот-бук.
Интернет
экран
диски с учебным материалом.
слайды
фотоаппарат
видеокамера.
Художественные материалы
1.Краски разнообразных составов( акварель, гуашь, акрил, анилин, темпера)
2.кисти и другие инструменты( мастихины, растушевки, трубочки для нанесения резервирующего состава)
3.бумага,
4. картон,
5.ткани,
6.пряжа,
7.кожа,
8. фурнитура,
9.стекло
10 пастель сухая и масляная
11бархатная бумага
12.гелевые ручки
13 деревянные заготовки
14 лаки
15 фиксатив
16 грунтовка. и пр.
Список литературы используемой педагогом для организации образовательного процесса.
1. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учебно-методическое пособие. /Под ред. Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А. – М., 2000.
2. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1 – 4 классы 11-летней школы. / Сост. Шпикалова Т.Я., Комарова Т.С., Светловская Н.Н. и др. – М.: Просвещение, 1996.
3. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. 1-9 классы. / Под ред. Неменского Б.М. – М.: Школьная книга, 2001.
4. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: ВЛАДОС, 2002.
5. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: Молодая гвардия, 1988.
6. Резанова О.В. Русский народный костюм как средство художественного образования и эстетического воспитания в начальных классах общеобразовательной школы. Методические рекомендации. – М., 1997.
7. Семенова М. Мы – славяне! – СПб.: Азбука, 1997.
8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 1999.
Список литературы рекомендуемой для чтения обучающимся и их родителям.
1. Барец А.О. Наброски и зарисовки. – М., 1970.
2. Грабарь И.Э. Серов- рисовальщик. – М., 1961.
3. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. – М., 1961.
4. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. – М., 1989.
5. Платонова, Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
6. Пучков А.С., Триселев В.В. Методика работы над натюрмортом, освещение. – М., 1982.
7. Рисунок. Под ред. А.М. Серова. – М., 1975.
8. Ягодовская А.Т. О натюрморте. М.: Советский художник, 1965.
Ягодовская А.Т. О натюрморте. – М., 1965.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.
Тема :" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть." В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная законо...
Методическая разработка по предмету «История искусства» Раздел «Искусство Древней Передней Азии» Часть I. Искусство Шумера и Аккада. (автор: Никитина Д.А.)
Лекция содержит доступный и понятный материал по истории искусства Древней Месопотамии....
Презентация по предмету "Искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.
Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на бо...
Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Воспитательные функции искусства. Личное, национальное и общечеловеческое в искусстве.
Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер, то искусство воздействует на ум и сердце, формирует целостну...
"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.
Урок по изобразительному искусству. ФГОС. 6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока: Комбини...
Конспект урока по изобразительному искусству "Изобразительное искусство в семье пластических искусств"
Знакомство с основными видами искусств....
Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.
Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....