Как подготовить детей к конкурсу по вокалу.
методическая разработка по теме

Шабельник  Евгений  Николаевич

В  методических рекомендациях рассматриваются  вопросы отбора материала по тематике  конкурса, техническое обеспечение, постановка шоу-номеров, психологический  настрой  участника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_podgotovit_k_konkursu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как  подготовить  детей к  конкурсу  по  вокалу.

Шабельник  Евгений  Николаевич,

 педагог дополнительного  образования

 ЦРТДиЮ станицы  Медведовской

муниципального  образования  

Тимашевский  район

Краснодарского края

   Одни  из направлений художественно-эстетической направленности  в дополнительном образовании  детей  и подростком  являются занятия по вокалу. Причем, это может  быть как академическое пение,  так и эстрадное, с применением различных  технических средств, без которых сегодня  не обходится ни одно  зрелищное мероприятие.

     Одной из форм контроля  деятельности   педагога и  уровня подготовки  и развития учеников  хорошо зарекомендовали себя  вокальные конкурсы  разных уровней: муниципального,  зональные , региональные, федеральные…

Как  правильно  подготовится  к ним, как  выступать  и не  сделать ошибок, пойдет речь  в  этих методических рекомендациях.

Предстоит  выступление на  вокальном  конкурсе  вне  вашего  муниципального  образования.

Определяемся  с  датой  выступления  и местом. Знание  точной  даты  дает возможность  правильно и рационально рассчитать  свои  возможности  и время отведенное на подготовку. Не  стоит  откладывать, даже  если  вы абсолютно  уверены в себе и ребенке. Могут  возникнуть  совершенно нпредсказуемые  обстоятельства, которые сыграют  свою отрицательную  роль (ребенок  заболел, испорчен костюм  и т.д.)

Основным документом для  отправной  точки является « Положение о проведении районного(зонального)  тура среди вокалистов» Далее название конкурса.

Как  правило он содержит основную информацию для педагога или организатора.

Не поленитесь получить ксерокопию этого документа в личное пользование. В случае недоразумений с организаторами  у вас на руках будет документ подписанный ими. Зачем это нужно? Для вас – это  ответственное конкурсное мероприятие. Полученное на нем поощрительные документы (грамоты, дипломы, сертификаты) , будут положительно характеризвать вашу работу с учениками, а им принесут радость и уверенность в своих силах. Для организаторов это рядовое мероприятие, в рамках  из  оргнанизационной деятельности. Они  могут в силу «веских» причин изменить условия конкурса, дату, время и даже место проведения, просто «Забыв» вас или ваше руководство предупредить об этом.

      Далее  изучаем положение. Очень внимательно, вплоть до каждой запятой. Возраст  детей, количество исполняемых произведений должны  быть указаны включительно. Как  правило, это так и есть, но мне доводилось видеть в точности до наоборот. Не  стоит надеяться, что вас «пронесет», если ребенку ужеполошел 14-тый год, а максимальный возраст – 12 лет.  Организаторы  могут попросить предъявить документ, подтверждающий его возраст.

        Не  стоит готовит 3 произведения, вместо требуемых двух, надеясь, уговорить исполнить еще одно. Жюри вы этим не удивите, а время на подготовку потратите.

        Обратите  внимание  на требования к исполняемым  произведениям. Как  правило, они  должны  быть разнохарактерными. Это вовсе не означает, что можно взять близкие по содержанию  и гармонии песни, но разного темпа.Это будет серьезной ошибкой. Задача солиста показать свое  мастерство в  преображении музыкального и сценического образа, моментального перевоплощения. Рекомендуется использовать комплектацию, напрамер. Из народного творчества и эстрадного в стиле «поп», из классической  песни и джазовой и т.д. Конечно. Это во многом зависит от возраста и уровня  подготовки  исполнителя. Маленьким детям (до 10 лет) можно  ограничиться двумя  детскими  песнями. Например, одна  из  известного мультфильма, другая – популярных авторов  детской  песни. Не  берите для  этой  возрастной категории юношеские и взрослые  песни, даже если ребенок их хорошо исполняет. Это нарушение условий, а  значит, гарантированный проигрыш. Несомненно,  такое встречается, но это  больше  исключение  из  правил.

         Далее  изучаем, как  произведение  должно быть подано. Последние  годы приобрели  большую популярность так называемые «шоу-номера».Что это такое? Для  того, чтобы  придать выступлению солиста зрелищность, его часто сопровождает группа  близких по возрасту  артистов, не задействованных в  вокальном  исполнении. Они могут создавать для  солиста  исполняя как  готовый поставленный  танец по фонограмму,  так  и совершая  движения в так с фонограммой , подчеркивая  выразительность текста  исполняемой  песни. Замечательно , если  солист  владеет  хореографией и не отрываясь от исполнения, вписывается  в  танцевальную  группу. Это и есть стандартный  шоу-номер. Главное в нем – гармония  между  артистами  на  сцене. При хорошей  грамотной  подготовке – успех гарантирован.

           Интересное решение  можно найти, используя на  сцене  актеров со сменой  действий  без хореографии. Но  подходить к  этому следует с осторожностью и с помощью театрального  режиссера.

          Можно использовать  оригинальные  и простые декорации, опять же  подчеркивающие  смысл  исполняемого  произведения. Все  дело – в образе  солиста. Мне  не раз приходилось  бывать в  составе  жюри на  таких конкурсах, и поверьте, даже  просой букет  или платок в руках у исполнителя, но  правильно и творчески использованный, иногда  стоит целого танцевального коллектива, двигающегося   сами по себе.

         Если  у вас одно произведение  явно слабее, то не  стоит усиливать его шоу-номером. Посредственный танец или постановка вряд ли  украсят  слабый  вокал и  интонирование, но  известны  случаи, когда танцевальная  группа явно лучше  подготовлена , чем  солист, что  играет  ему  «в минус». А вот  даже не  сложный, но грамотно  сделанный  фон придаст значительный  вес удачно и мастерски исполненной  песни.

       Если  у вас  возникают  вопросы по условиям  конкурса,  их необходимо задать заранее по телефону, который обязательно  указывается в положении. Причем  заранее, не надеясь , что кто-то задаст, а я у них спрошу. Информация  часто бывает искажена.

       Когда  условия  изучены, начинаем непосредственную  подготовку. Отбираем конкурсантов. Любому педагогу хочется, что бы  все  его воспитанники были победители  или лауреатами, но к  сожалению, так не  бывает. Вам все равно придется  выбирать  лучших , к  тому же  если  указано ограниченное количество. Надеяться, что пронесет на  одного  больше не стоит,  можете нанести   психологическую травму ребенку, не отстояв его выступление, а себе нажить неприятности. На  заявлении родителей, что они очень хотят увидеть своего ребенка на  сцене, в  чьем  успехе  вы явно  не  уверены,  отвечаем вежливо, корректно и доходчиво, обещайте, но не голословно, что они  обязательно выступят  в концертах и конкурсах  меньшего масштаба.  Конкурсы  для этого и существуют, чтобы  выявить лучших .

          Если  у  вас  определился  кандидат, сразу  решаем  вопрос о шоу-номере. Почему? Вам  нужно будет  найти подходящий хореографический коллектив, поговорить с  руководителем, чтобы он был в  курсе сроков и условий  конкурса. Уважающий мнение детей и грамотный педагог обязательно  лично поговорит  с танцевальным коллективом ( разумеется в  присутствии  его руководителя), объяснит им поставленную задачу, заинтересует  творчески  и убедит , что выступление  будет совместным  номером. Солист  должен будет  стать  частью остальных,  поэтому его присутствие при  этом разговоре тоже  желательно.  Возможно, потребуются костюмы, декорации и прочее,  чего  может  и не  быть. Поэтому, если  остановились на  шоу номере, приступайте  к  работе немедленно. Если  в  условиях  задана  тематика, то ее  желательно  соблюсти, хотя и заставить точно придерживать  ее вас никто не имеет право. Пускай хотя бы  одно  произведение  ее отражает, остальное – ваше  творчество.

            Если  с музыкальным  материалом определились, песня  подходит  ребенку по возрасту. По тематике конкурса , смотрится выигрышно, ребенку и вам  нравится, у  шоу  группы не  вызывает вопросов, то следующий этап – фонограмма. Поверьте, в  конкурсной ведомости  такой  пункт  есть: качество фонограммы  оценивается баллами. Как  ее подобрать? Хорошо, если в  организации работает  человек,  который  изготавливает  фонограммы. Это – идеальный  вариант, но  он  часто  и редкостный. Если  вам  повезло, то перед заказом  фонограммы определитесь  с тональностью.  Опытные педагоги по вокалу знают как это делается, остальным  могу пожелать следующее:

Не берите песню  диапазон которой  явно превышает  вокальные возможности вашего ребенка.  Даже  если он «иногда « берет», чем очень радует  вас, не  стоит надеяться, что на  сцене придет вдохновение  и  все  получится. Практика  показывает, что в девяти случаях из десяти – не  получается. Добавьте  сюда  волнение, стресс, «чужую»  сцену, вокруг  конкуренты и т.д.  Поэтому, фонограмму нужно  изготовить  в  досягаемом  диапазоне  вашего ученика.

На  сегодня  в  интернете можно найти  великое множество фонограмм-минусовок. Если ее тональность не соответствует возможностям ребенка, то  ее  можно откорректировать  при помощи  специальных качественных  программ по обработке  звука   типа CUBASE. Обратитесь  за  помощью к  коллегам, разбирающимся  в технологиях MIDI. Не следует  изменять тональность компьютером  до неузнаваемости фонограммы. Оптимально плюс-минус 1-1,5  тона.

Если не  получается, то лучше подобрать  другой  музыкальный материал, исходя  из  возможностей ученика.

Отдельно  о фонограммах  типа «караоке».  В  продаже  их  великое  множество, но они  предназначены  больше для  домашнего развлечения, чем  для  использования  в  качестве минусовок  на  конкурсах.  Поверьте, никто  из  жюри не  оценит весьма  громкое и назойливое, а иногда  и неточное  звучание  вспомогательной  мелодии  в  общем  минусе фонограммы. Очень  часто она  просто скрывает голос  солиста. Результат  будет  низким.

Во  время  подготовки  конкурсантов не  стоит переключаться на  них  полностью. Остальные ваши дети будут  чувствовать себя  брошенными, что не  допустимо. Занятия  стоит вести в  привычном  режиме, уделяя  немного  больше  времени  конкурсным  произведениям. Помните, что  для остальных  учеников  конкурсанты  станут неким  эталоном,  поэтому  конкурсные произведения  следует разучивать всем. Так  остальные будут  чувствовать  будущими претендентами и работать  с полной  отдачей.

            О  методике непосредственной  подготовки  ребенка останавливаться не  буду, она у  каждого педагога  своя. Советую  обратить внимание на  некоторые нюансы.

1. Не  пытайтесь  сразу  проводить репетиции непосредственно на  сцене, обязательно    разберите  произведение, которое  будете  исполнять буквально по  долям. Исполнение на  сцене  требует соответствующего  образа и взаимодействия  с  шоу-группой. А  дети, как  правило,  выразительность ставят гораздо  выше правильности  исполнения  песни. Очень  досадно  наблюдать  следующую  картину:  конкурсант  хорошо  взаимодействует с  танцовщиками, улыбается  залу, правильно  держит  микрофон, но  путается  в тексте и не  соблюдает  музыкальную  гармонию. Создается  ощущение, что кого-то  из  шоу-группы попросили  спеть. Чтобы  этого не  произошло, займитесь прежде  всего  вокалом. Когда солист хорошо  знает исполняемое произведение, ему  будет намного  легче  обыграть его на  сцене.

2. Генеральную репетицию постарайтесь  провести в костюме и вместе  с  шоу-группой. Почему? Это в  первую очередь  относится к детям  младшей  возрастной категории до 10-11 лет в силу  их  большой  эмоциональной  восприимчивости. Слишком  сложный  костюм, предметы  реквизита в руках  могут  отвлечь солиста, непосредственно на  сцене, поэтому заранее по максимуму  отрепетируйте все на  своей  сцене.

                  В  день конкурса.

Прибыть к  месту  проведения  следует минимум за  полчаса до  своего выступления. Захватить с  собой  нужно следующее:

Фонограмму( на  двух носителях, например, флеш-карте и СД-диске  в  формате WAV) Для  чего? В  случае выхода  из строя одного  из  носителей, вам не  придется бежать домой.

Положение о проведении конкурса. Вы будете вооружены  документально на  случай  нарушения  условий.

Фотоаппарат.( Задокументировать  ваше  выступление)

По  прибытию разыщите  организаторов  конкурса и вежливо задайте  любые  вопросы, которые вас интересуют. Они  обязаны  вам  ответить, если даже предельно заняты. Помните: это не  ваши проблемы.  Далее отыщите план выступления конкурсантов и убедитесь, что вы есть в  списке. Заранее  подойдите  к звукорежиссеру и передайте  ему  свои фонограммы. Попросите (вежливо) убедиться, что они  воспроизводятся, даже  если  звукорежиссер  уверяет вас, что у него всегда  все  в порядке. После  этого зайдите за кулисы и попросите дать вам  в руки  микрофон, который будут использовать конкурсанты. Вам  обязаны  его дать. Разберитесь  сами и объясните ребенку, как его включить. Поверьте , почему –то все организаторы считают, что у вас точно такие микрофоны. Если включение микрофона вызывает у ребенка технические трудности, дадите  ему  уже  включенный микрофон. Разумеется ,  если организаторы  будут сами бездействовать. Нередки случаи, когда дети, волнуясь, не могли справиться  с  выключателем и номер получался «смазанным».Помните, не  все  члены жюри могут этим проникнуться.

              Начать петь песню нужно уверенно. Не громко, а именно, уверенно. Почему?

              В  первые секунды работы  микрофона звукорежиссер как можно быстрее подстраивает его к  голосу вашего солиста. Это время зависит напрямую оттого, как  уверенно и ровно ребенок начал петь. Микрофон держим в трех-пяти   сантиметрах от губ. На  громких продолжительных фразах увеличиваем  это расстояние до 10 см, не более. Если  при исполнении солист далеко держит мирофон, что повлечет за собой уменьшение громкости вокала, то звукорежиссер, скорее  всего убавит громкость фонограммы. А это повлечет за собой растерянность находящихся на  сцене  как вокалиста, так и шоу–групп. Не  стоит равняться на телевизионные музыкальные передачи, где у артистов микрофоны не  закрывают лица. Объясните ребенку, что это фонограмма и цель у  этих передач совсем другая. Хорошо, если  у вас есть возможность попасть на  живой  концерт.  Пускай  даже незначительных исполнителей. Поверьте, настоящий  пример живого выступления  сыграет  на  ваших детях большую  положительную роль.

           Желаю вашим  воспитанникам покорять  вершины  различных  конкурсов!

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения эстрадному вокалу " Сильный, чистый голос"

Предисловие.    Эта книга поможет тем, кто серьезно хочет заняться вокальным эстраднымискусством, расширить свои знания, изучить вокальный инструмент, которымобладает каждый из нас.Авто...

Рабочая программа по вокалу

Рабочая программа по вокалу для детей на три года обучения...

Презентация домашнего задания по вокалу

Формируя вокальные навыки учащихся -  вокалистов, мы говорим о правильном дыхании, звукообразовании, артикуляции. Эти навыки вырабатываются в пении констуктивных упражнений, вокализов и музыкальн...

Исторические аспекты обучения детей вокалу

Почти во всех школах искусств есть вокальное отделение и специальность: “сольное пение”.  Чаще всего работают на этих отделениях вокалисты – “академисты”. Но все чаще в школах появляется “эстрадн...

Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».

В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу  «Исполь...

Методические советы по вокалу

Данный материал может быть использован на уроке или перед выступлением, так как здесь даны тренировочные упражнения для разогрева  голосовых связок. А также несколько советов по гигиене голоса, е...