Введение в образовательную программу фотостудии "ZOOM"
методическая разработка на тему

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon goloborodko_vedenie_v_programmu.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Управление образования Люберецкого муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Томилинский Дом детского творчества

План-конспект занятия по теме «Введение в программу по курсу «Цифровая фотография»»

Разработала:

Голобородько Марина Леонидовна

педагог дополнительного образования МОУ ДОД ТДДТ

вторая категория

Возраст детей: 11-13 лет

Продолжительность занятия: 45 мин

Цель занятия – Знакомство с образовательным курсом «Цифровая фотография», способствующим осознанному выбору деятельности, которая в дальнейшем может стать для подростка профессией и судьбой. Заинтересовать учащихся деятельностью студии

Задачи:

- обучающие:

дать первоначальные знания об истории фотографии;

дать знания об основных жанрах фотографии;

дать знания об основных качествах личности фотографа

- развивающие:

формирование эмоцианально-чувственного восприятия окружающего мира через фотографию;

развитие аналитических способностей обучающихся;

развитее логического мышления путем постановки проблемы;

развитие коммуникативных способностей в процессе занятия.

- воспитательные:

воспитание духовно-нравтсвенных качеств личности через искусство фотографии;

формирование умений строить взаимоотношения в процессе коллективной деятельности.

           

 Оборудование  – ТСО (проектор, компьютер, экран),  раздаточный материал (фотографии, карточки, жетоны, бейджики)

Тип занятия: водное занятие в форме заочной экскурсия с частичным  использованием методов проблемного обучения, презентации, викторины и групповых технологий.

Ход занятия

Педагог:

Здравствуйте! Меня зовут Марина Леонидовна. Я руководитель детской фотостудии «ZOOM»

Организационный момент

Для начала я попрошу вас написать  свои имена, чтобы нам было проще общаться. Спасибо.

Детям раздаются бейджики, на которых они пишут свои имена

Педагог:

Цель нашей сегодняшний встречи – совершить небольшую заочную экскурсию в нашу студию цифровой фотографии  «ZOOM»,

а помогут нам  главные помощники-экскурсоводы – старшие воспитанники  нашей фотостудии: Мария Хрусталева, Анастасия Аношкина и Анна Баранова.


Прежде чем мы отправимся в путь, я предлагаю вам объединиться в 2 (3)  группы-команды


слайд 1

Основная часть

Педагог:

И так, мы приглашаем вас на экскурсию и начнется она с  небольшого ролика о нашей студии.

Просмотр видеоролика

Педагог:

У кого из вас есть фотоаппарат?

Ответы детей:

Педагог

У кого дома есть фотографии?

Ответы детей:

Педагог

О чем могут рассказать фотографии?

Ответы детей:

Педагог (вывод)

Да, вы все абсолютно правы,  по фотографиям узнаем какими мы были в детстве, как выглядели наши бабушки и дедушки, читаем историю своей семьи, храним воспоминания о наших путешествиях.  А для всех наших студийцев фотография – это  работа и отдых, удовольствие и радость общения.

Очень образно, убедительно и точно сказал о фотографии поэт Ярослав Смеляков. Послушайте, ребята, и вдумайтесь в эти слова:

Живя свой век грешно и свято, недавно жители земли,
Придумав фотоаппараты, залог бессмертья обрели.
Что зеркало! Одно мгновенье, одна минута истекла,
И веет холодом забвенья от опустевшего стекла.
А фотография сырая, продукт умелого труда,
Наш облик точно повторяет и закрепляет навсегда.

Весь наш дружный коллектив фотостудии объединяет волшебное слово ФОТОГРАФИЯ. Что же таит в себе это слово?

слайд 2

На столах у вас лежат конверты с карточками, на которых написаны слова с возможными вариантами ответов на этот вопрос.

Ваша задача – найти правильный ответ.

И так – вопрос №1:

Как вы думаете, какие из этих слов объясняют что такое ФОТОГРАФИЯ?

слайд 3


Команды обсуждают вопрос и дают ответ

слайд 4

конверт №1

СВЕТ, ПИСЬМО, БУМАГА, ИЗОБРАЖЕНИЕ, РИСУНОК

Педагог:

Ну а теперь мы узнаем какая команда дала правильный ответ.

Слово нашим экскурсоводам:

Экскурсовод:

Слово фотография – мы произносим на французский манер, но происходит это слово из греческого языка путем слияния двух слов СВЕТ и ПИШУ, таким образом, фотография – это письмо светом.

слайд 5

Педагог:

Итак, на первый вопрос правильный ответ дала команда ……

Команды давшие правильный ответ получают по одному жетону, если угадано по одному слову, и 2 – если угадано оба слова.

Теперь когда мы познакомились с главной героиней «ФОТОГРАФИЕЙ», нам необходимо узнать ее историю.

Следующий вопрос – конверт №2

Сколько лет фотографии?

Из предложенных ответов выберите на ваш взгляд наиболее правильный.

слайд 6

Команды обсуждают вопрос и дают ответ

слайд 7

конверт№2

около 200;   больше 500

меньше 100; около 1000

Педагог:

Чтобы узнать правильно ли вы ответили на вопрос, нам не обойтись без помощи экскурсоводов.

Экскурсовод:

Настя:

Люди всегда мечтали «остановить мгновенье», наши далекие предки, сидя в пещерах, рисовали на стенах сцены охоты. Их инструментами были угли от костра, кровь убитого животного, а холстом своды пещер и стены скал.

слайд 8

Шло время,  угли и кровь животных сменились на карандаш и краски, а умелых «рисовальщиков» стали именовать художниками.

И всё бы хорошо, но... художественными способностями обладали немногие, а запечатлеть важные моменты хотелось каждому, художников на всех не хватало, да и время написания одной картины было весьма продолжительным.

слайды 9-11

Человечество не могло смириться с таким положением вещей, но до эпохи научно-технической революции было ещё далеко и вся надежда оставалась на пытливый ум чудаков, ученых и изобретателей. Еще в X-ом веке арабский ученый Альгазен, изучая принципы только зарождающейся оптики обратил внимание, что в темном помещении изображение приходящее через маленькое отверстие в стене проецируется в перевёрнутом виде на стену. Поэтому принципу был создан первый прототип фотокамеры   КАМЕРА-ОБСКУРА

слайды 12, 13

Самым старым фотографическим изображением, дошедшим до наших дней стал снимок «Вид из окна» полученный Жозефом Ньепсом в 1826 году при помощи камеры-обскуры и оловянной пластинки с нанесенным на нее асфальтом.  

слайд 14

После смерти Ньепса его дело продолжил театральный декоратор и изобретатель Луи Дагер  - ему удалось изобрести способ печати на пластинах с помощью ртути и получить очень качественное изображение. Метод Луи Дагера был обнародован в августе 1839-го именно этот год и считается годом рождения фотографии.

слайд 15

Педагог

Итак, фотографии около 200 лет, таким образом правильный ответ дала команда…..

слайд 16

Команды давшие правильный ответ получают по одному жетону

Следующий вопрос – конверт №3

Давайте определим с каким видом искусства схожа фотография?

слайд 17

Команды дают ответ

слайд 18

конверт№3

МУЗЫКА; ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО; ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА

Педагог:

Посмотрим, правильно ли вы справились с заданием. Слово нашим экскурсоводам:

Экскурсовод:

Художественная фотография самая молодая ветвь в семье изобразительных искусств. Она развивалась опираясь на законы живописи.

слайд 19

Для фотографа, как и живописца очень важны:

КОМПОЗИЦИЯ, СВЕТ и ЦВЕТ, КОНТРАСТНОСТЬ, ОБЪЕМ, ПЕРСПЕКТИВА, РИТМ и др…

слайд 20

Педагог:

Правильный ответ дала команда…..

Команды давшие правильный ответ получают по одному жетону

С живописью вы уже познакомились на уроках ИЗО и возможно, кто-то из вас занимается в изостудии или в художественной школе. Вы знаете,  в зависимости от того что изображено на картине, живопись делится на жанры. В стихотворении Александра Кушнера  спрятались названия жанров. Попробуйте их назвать (можно хором)

Угадай-ки

экскурсоводы по очереди читают стихотворение д – дети заканчивают в рифму

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная лавина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется - …………..(ПЕЙЗАЖ)

слайд 21

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - ………….. (НАТЮРМОРТ)

слайд 22

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется - ………….. (ПОРТРЕТ.)

слайды 23

Педагог

Прекрасно справились с заданием! Все команды МОЛОДЦЫ!

все команды получают по одному жетону

Фотография, являясь младшей сестрой живописи,  не только повторяет эти названные вами жанры живописи, но и создает новые.  

В конверте №4 лежат карточки. Вам надо убрать из них лишние названия, которые не относятся, по вашему мнению, к названию жанра фотографии.

Посмотрите фотографии, сделанные нашими ребятами,  В этих фотографиях есть подсказка. Будьте внимательны!

слайды 24-28

Команды дают ответ

слайды 29-30

Конверт №4


ПОРТРЕТ;  Натюрморт;

Пейзаж;

Репортаж;

черно-белая фотографиЯ;

Цветная фотография

Педагог

Узнать правильно ли вы ответили нам поможет Настя.

Экскурсовод

Черно-белая и цветная фотография – это виды фотографии, причем черно-белая фотография – исторически первый вид фотографии.

Натюрморт, портрет, пейзаж и репортаж – это жанры фотографии

слайды 31-32

Педагог

Какую бы область нашей жизни мы не взяли – в ней всегда есть место для проявления человеческих способностей. Таким  классиком фотографии является  Чешский фотограф Йозеф Судек. О творчестве этого фотографа вам расскажет Маша Хрусталева.

Экскурсовод

Презентация Хрусталевой Марии о творчестве чешского фотографа Йозефа Судека. (приложение 2)

(приложение 2)

Педагог

Только что вы познакомились с великим фотографом и гениальным человеком Йозефом Судеком.

Ребята, какой смысл вы вкладываете слово ГЕНИЙ?  

Ответы детей

Педагог:

А вот как сказал об этом  американский физик Эдисон

«Гений – это 1 процент таланта и 99 процентов пота» И чтобы в жизни добиться успеха – нужен сильный характер.

слайд 33

А что значит иметь сильный характер? Каким надо быть?

Ответы детей

За каждый правильный ответ команды получают по одному жетону.

Педагог:

Ребята, сейчас вы поняли,  какой характер должен быть у студийца, как будущего фотографа

Но помимо сильного характера каждый студиец старается развивать в себе наблюдательность, умение поймать момент и построит кадр, чувствовать свет. Короче – стремится стать художником, потому что фотография -  это произведение искусство. А искусство влияет на человека.

И теперь я предлагаю вам посмотреть несколько фотографий, Все они разноплановые и отражают моменты реальной жизни. Давайте прочувствуем на себе их влияние.

слайды 34-49

Попробуйте рассказать  какие эмоции вызвали у вас эти фотографии.

Ответы детей

За каждый ответ команды получают по одному жетону.

Педагог:

А теперь от  серии фотографии перейдем к одной.

Перед вами фотография, которая еще не имеет названия. Я попрошу вас придумать название этому снимку.

слайд 50

Ответы детей

Вы все молодцы, названия получились разные, и мне ясно, что каждый из вас по своему воспринял фотографию и  вложил в нее свое понимание. Спасибо всем за творческий подход к работе, мы обязательно передадим ваши названия автору.

Каждая команда получает по одному жетоны за название.

Педагог:

А теперь мы проведем небольшую викторину. Я попрошу наших помощников- экскурсоводов быть предельно внимательными, чтобы не пропустить правильные ответы.

Викторина

Могут ли занятия в фотостудии  помочь учебе в школе? Если ДА, то ЧЕМ?

Предполагаемые ответы:

развивает интеллект и  кругозор,  эстетическое восприятие,  организованность,  интерес к истории и др.

За каждый правильный ответ команды получают по одному жетону.

Нужен ли компьютер для работы с фотографией? Если ДА, то ЗАЧЕМ?

Предполагаемые ответы:

Просматривать фотографии, Обработка фотографии,  подготовка презентаций, видеофильмов,

В какой профессии пригодится умение  фотографировать?

Предполагаемые ответы:

Художник, архитектор, дизайнер, журналист, археолог, страновед, парикмахер, визажист, следователь

Педагог:

Все молодцы! Отлично поработали. Наша экскурсия подходит к концу и

я попрошу  наших экскурсоводов собрать у команд жетоны и выяснить, какая команда победила.

Помощники собирают у команд жетоны и подводят и выявляют команду победителя

Ну а пока мои помощники заняты нелегким делом, подведем итоги нашей встречи:

Что же нового вы сегодня узнали?

Ответы детей

Педагог:

Итак, сегодня вы узнали, что означает слово фотография и когда она появилась, узнали о некоторых жанрах фотографии и познакомились с творчеством замечательного фотографа Йозефа Судека, некоторое представление о работе фотостудии.  Но есть еще очень важные события в жизни фотостудии о котором мы еще не сказали – это участие в фотовыставках и конкурсах, когда студийцы отдают свои работы на рассмотрение строгого жюри, от решения которого зависят победы в конкурсах.  

Сейчас я предлагаю вам побывать в роли членов жюри. У вас на столах остался еще один конверт в нем лежат 10 фоторабот, вам надо посовещавшись  друг с другом выбрать из них 3 лучшие.

Команды отдают выбранные работы

Предполагается, что выбранные работы будут отличаться.

Педагог:

Вы прекрасно справились с работой.

Нам остается вставить эти фотографии в паспарту. Вот у нас и получилась маленькая фотовыставка.

Выбранные работы вставляются в заранее заготовленные паспарту

Ну а теперь слово для подведения итогов нашим экскурсоводам.

Экскурсоводы

Объявление итогов

Объявляются итоги викторины и награждение победителей.

Педагог:

Наша сегодняшняя экскурсия закончилась, вы  получили некоторые сведения о нашей студии, но многое осталось за кадром: студийные выставки, работа с техникой, с осветительным оборудованием и т.д. А в память о нашей встрече

ФОТОГРАФИЯ НА ПАМЯТЬ и наши фирменные календарики!

Музыка

В момент фотосъемки звучит  песни М.Танича и Д.Тухманова в исполнении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"

Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...

разработка занятия "Введение в образовательную программу"

Цель: познакомить обучающихся с основами, историй развития  прикладного творчества,  с разными природными  материалами....

Введение в образовательную программу театра-студии "СТУПЕНИ"

ВВЕДЕНИЕ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ  ПРОГРАММУ "С Т У П Е Н И"                            ...

Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Лоскутная фантазия""

Данный конспект  предназначен прежде всего для педагогов дополнительного образования, которые преподают лоскутное шитьё. Также материал может быть рекомендован учителям технологии. Занятие рассч...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Дорогой предков" "

Данное занятие проводится для ознакомления воспитанников с прораммой "Дороггой предков"...