Введение в образовательную программу фотостудии "ZOOM"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Управление образования Люберецкого муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Томилинский Дом детского творчества
План-конспект занятия по теме «Введение в программу по курсу «Цифровая фотография»»
Разработала:
Голобородько Марина Леонидовна
педагог дополнительного образования МОУ ДОД ТДДТ
вторая категория
Возраст детей: 11-13 лет
Продолжительность занятия: 45 мин
Цель занятия – Знакомство с образовательным курсом «Цифровая фотография», способствующим осознанному выбору деятельности, которая в дальнейшем может стать для подростка профессией и судьбой. Заинтересовать учащихся деятельностью студии
Задачи:
- обучающие:
дать первоначальные знания об истории фотографии;
дать знания об основных жанрах фотографии;
дать знания об основных качествах личности фотографа
- развивающие:
формирование эмоцианально-чувственного восприятия окружающего мира через фотографию;
развитие аналитических способностей обучающихся;
развитее логического мышления путем постановки проблемы;
развитие коммуникативных способностей в процессе занятия.
- воспитательные:
воспитание духовно-нравтсвенных качеств личности через искусство фотографии;
формирование умений строить взаимоотношения в процессе коллективной деятельности.
Оборудование – ТСО (проектор, компьютер, экран), раздаточный материал (фотографии, карточки, жетоны, бейджики)
Тип занятия: водное занятие в форме заочной экскурсия с частичным использованием методов проблемного обучения, презентации, викторины и групповых технологий.
Ход занятия
Педагог: | Здравствуйте! Меня зовут Марина Леонидовна. Я руководитель детской фотостудии «ZOOM» |
Организационный момент |
Для начала я попрошу вас написать свои имена, чтобы нам было проще общаться. Спасибо. | Детям раздаются бейджики, на которых они пишут свои имена |
Педагог: | Цель нашей сегодняшний встречи – совершить небольшую заочную экскурсию в нашу студию цифровой фотографии «ZOOM», а помогут нам главные помощники-экскурсоводы – старшие воспитанники нашей фотостудии: Мария Хрусталева, Анастасия Аношкина и Анна Баранова. Прежде чем мы отправимся в путь, я предлагаю вам объединиться в 2 (3) группы-команды | слайд 1 |
Основная часть |
Педагог: | И так, мы приглашаем вас на экскурсию и начнется она с небольшого ролика о нашей студии. | Просмотр видеоролика |
Педагог: | У кого из вас есть фотоаппарат? |
Ответы детей: |
Педагог | У кого дома есть фотографии? |
Ответы детей: |
Педагог | О чем могут рассказать фотографии? |
Ответы детей: |
Педагог (вывод) | Да, вы все абсолютно правы, по фотографиям узнаем какими мы были в детстве, как выглядели наши бабушки и дедушки, читаем историю своей семьи, храним воспоминания о наших путешествиях. А для всех наших студийцев фотография – это работа и отдых, удовольствие и радость общения. Очень образно, убедительно и точно сказал о фотографии поэт Ярослав Смеляков. Послушайте, ребята, и вдумайтесь в эти слова: |
Живя свой век грешно и свято, недавно жители земли, Весь наш дружный коллектив фотостудии объединяет волшебное слово ФОТОГРАФИЯ. Что же таит в себе это слово? | слайд 2 |
На столах у вас лежат конверты с карточками, на которых написаны слова с возможными вариантами ответов на этот вопрос. Ваша задача – найти правильный ответ. |
И так – вопрос №1: Как вы думаете, какие из этих слов объясняют что такое ФОТОГРАФИЯ? | слайд 3 |
Команды обсуждают вопрос и дают ответ | слайд 4 конверт №1 СВЕТ, ПИСЬМО, БУМАГА, ИЗОБРАЖЕНИЕ, РИСУНОК |
Педагог: | Ну а теперь мы узнаем какая команда дала правильный ответ. Слово нашим экскурсоводам: |
Экскурсовод: | Слово фотография – мы произносим на французский манер, но происходит это слово из греческого языка путем слияния двух слов СВЕТ и ПИШУ, таким образом, фотография – это письмо светом. | слайд 5 |
Педагог: | Итак, на первый вопрос правильный ответ дала команда …… | Команды давшие правильный ответ получают по одному жетону, если угадано по одному слову, и 2 – если угадано оба слова. |
Теперь когда мы познакомились с главной героиней «ФОТОГРАФИЕЙ», нам необходимо узнать ее историю. |
Следующий вопрос – конверт №2 Сколько лет фотографии? Из предложенных ответов выберите на ваш взгляд наиболее правильный. | слайд 6 |
Команды обсуждают вопрос и дают ответ | слайд 7 конверт№2 около 200; больше 500 меньше 100; около 1000 |
Педагог: | Чтобы узнать правильно ли вы ответили на вопрос, нам не обойтись без помощи экскурсоводов. |
Экскурсовод: | Настя: Люди всегда мечтали «остановить мгновенье», наши далекие предки, сидя в пещерах, рисовали на стенах сцены охоты. Их инструментами были угли от костра, кровь убитого животного, а холстом своды пещер и стены скал. | слайд 8 |
Шло время, угли и кровь животных сменились на карандаш и краски, а умелых «рисовальщиков» стали именовать художниками. И всё бы хорошо, но... художественными способностями обладали немногие, а запечатлеть важные моменты хотелось каждому, художников на всех не хватало, да и время написания одной картины было весьма продолжительным. | слайды 9-11 |
Человечество не могло смириться с таким положением вещей, но до эпохи научно-технической революции было ещё далеко и вся надежда оставалась на пытливый ум чудаков, ученых и изобретателей. Еще в X-ом веке арабский ученый Альгазен, изучая принципы только зарождающейся оптики обратил внимание, что в темном помещении изображение приходящее через маленькое отверстие в стене проецируется в перевёрнутом виде на стену. Поэтому принципу был создан первый прототип фотокамеры КАМЕРА-ОБСКУРА | слайды 12, 13 |
Самым старым фотографическим изображением, дошедшим до наших дней стал снимок «Вид из окна» полученный Жозефом Ньепсом в 1826 году при помощи камеры-обскуры и оловянной пластинки с нанесенным на нее асфальтом. | слайд 14 |
После смерти Ньепса его дело продолжил театральный декоратор и изобретатель Луи Дагер - ему удалось изобрести способ печати на пластинах с помощью ртути и получить очень качественное изображение. Метод Луи Дагера был обнародован в августе 1839-го именно этот год и считается годом рождения фотографии. | слайд 15 |
Педагог | Итак, фотографии около 200 лет, таким образом правильный ответ дала команда….. | слайд 16 Команды давшие правильный ответ получают по одному жетону |
Следующий вопрос – конверт №3 Давайте определим с каким видом искусства схожа фотография? | слайд 17 |
Команды дают ответ | слайд 18 конверт№3 МУЗЫКА; ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО; ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА |
Педагог: | Посмотрим, правильно ли вы справились с заданием. Слово нашим экскурсоводам: |
Экскурсовод: | Художественная фотография самая молодая ветвь в семье изобразительных искусств. Она развивалась опираясь на законы живописи. | слайд 19 |
Для фотографа, как и живописца очень важны: КОМПОЗИЦИЯ, СВЕТ и ЦВЕТ, КОНТРАСТНОСТЬ, ОБЪЕМ, ПЕРСПЕКТИВА, РИТМ и др… | слайд 20 |
Педагог: | Правильный ответ дала команда….. | Команды давшие правильный ответ получают по одному жетону |
С живописью вы уже познакомились на уроках ИЗО и возможно, кто-то из вас занимается в изостудии или в художественной школе. Вы знаете, в зависимости от того что изображено на картине, живопись делится на жанры. В стихотворении Александра Кушнера спрятались названия жанров. Попробуйте их назвать (можно хором) |
Угадай-ки экскурсоводы по очереди читают стихотворение д – дети заканчивают в рифму | Если видишь: на картине | слайд 21 |
Если видишь на картине | слайд 22 |
Если видишь, что с картины | слайды 23 |
Педагог | Прекрасно справились с заданием! Все команды МОЛОДЦЫ! | все команды получают по одному жетону |
Фотография, являясь младшей сестрой живописи, не только повторяет эти названные вами жанры живописи, но и создает новые. |
В конверте №4 лежат карточки. Вам надо убрать из них лишние названия, которые не относятся, по вашему мнению, к названию жанра фотографии. Посмотрите фотографии, сделанные нашими ребятами, В этих фотографиях есть подсказка. Будьте внимательны! | слайды 24-28 |
Команды дают ответ | слайды 29-30 Конверт №4 ПОРТРЕТ; Натюрморт; Пейзаж; Репортаж; черно-белая фотографиЯ; Цветная фотография |
Педагог | Узнать правильно ли вы ответили нам поможет Настя. |
Экскурсовод | Черно-белая и цветная фотография – это виды фотографии, причем черно-белая фотография – исторически первый вид фотографии. Натюрморт, портрет, пейзаж и репортаж – это жанры фотографии | слайды 31-32 |
Педагог | Какую бы область нашей жизни мы не взяли – в ней всегда есть место для проявления человеческих способностей. Таким классиком фотографии является Чешский фотограф Йозеф Судек. О творчестве этого фотографа вам расскажет Маша Хрусталева. |
Экскурсовод | Презентация Хрусталевой Марии о творчестве чешского фотографа Йозефа Судека. (приложение 2) | (приложение 2) |
Педагог | Только что вы познакомились с великим фотографом и гениальным человеком Йозефом Судеком. |
Ребята, какой смысл вы вкладываете слово ГЕНИЙ? |
Ответы детей |
Педагог: | А вот как сказал об этом американский физик Эдисон «Гений – это 1 процент таланта и 99 процентов пота» И чтобы в жизни добиться успеха – нужен сильный характер. | слайд 33 |
А что значит иметь сильный характер? Каким надо быть? |
Ответы детей | За каждый правильный ответ команды получают по одному жетону. |
Педагог: | Ребята, сейчас вы поняли, какой характер должен быть у студийца, как будущего фотографа |
Но помимо сильного характера каждый студиец старается развивать в себе наблюдательность, умение поймать момент и построит кадр, чувствовать свет. Короче – стремится стать художником, потому что фотография - это произведение искусство. А искусство влияет на человека. |
И теперь я предлагаю вам посмотреть несколько фотографий, Все они разноплановые и отражают моменты реальной жизни. Давайте прочувствуем на себе их влияние. | слайды 34-49 |
Попробуйте рассказать какие эмоции вызвали у вас эти фотографии. |
Ответы детей | За каждый ответ команды получают по одному жетону. |
Педагог: | А теперь от серии фотографии перейдем к одной. |
Перед вами фотография, которая еще не имеет названия. Я попрошу вас придумать название этому снимку. | слайд 50 |
Ответы детей |
Вы все молодцы, названия получились разные, и мне ясно, что каждый из вас по своему воспринял фотографию и вложил в нее свое понимание. Спасибо всем за творческий подход к работе, мы обязательно передадим ваши названия автору. | Каждая команда получает по одному жетоны за название. |
Педагог: | А теперь мы проведем небольшую викторину. Я попрошу наших помощников- экскурсоводов быть предельно внимательными, чтобы не пропустить правильные ответы. |
Викторина | Могут ли занятия в фотостудии помочь учебе в школе? Если ДА, то ЧЕМ? Предполагаемые ответы: развивает интеллект и кругозор, эстетическое восприятие, организованность, интерес к истории и др. | За каждый правильный ответ команды получают по одному жетону. |
Нужен ли компьютер для работы с фотографией? Если ДА, то ЗАЧЕМ? Предполагаемые ответы: Просматривать фотографии, Обработка фотографии, подготовка презентаций, видеофильмов, |
В какой профессии пригодится умение фотографировать? Предполагаемые ответы: Художник, архитектор, дизайнер, журналист, археолог, страновед, парикмахер, визажист, следователь |
Педагог: | Все молодцы! Отлично поработали. Наша экскурсия подходит к концу и я попрошу наших экскурсоводов собрать у команд жетоны и выяснить, какая команда победила. | Помощники собирают у команд жетоны и подводят и выявляют команду победителя |
Ну а пока мои помощники заняты нелегким делом, подведем итоги нашей встречи: Что же нового вы сегодня узнали? |
Ответы детей |
Педагог: | Итак, сегодня вы узнали, что означает слово фотография и когда она появилась, узнали о некоторых жанрах фотографии и познакомились с творчеством замечательного фотографа Йозефа Судека, некоторое представление о работе фотостудии. Но есть еще очень важные события в жизни фотостудии о котором мы еще не сказали – это участие в фотовыставках и конкурсах, когда студийцы отдают свои работы на рассмотрение строгого жюри, от решения которого зависят победы в конкурсах. |
Сейчас я предлагаю вам побывать в роли членов жюри. У вас на столах остался еще один конверт в нем лежат 10 фоторабот, вам надо посовещавшись друг с другом выбрать из них 3 лучшие. |
Команды отдают выбранные работы | Предполагается, что выбранные работы будут отличаться. |
Педагог: | Вы прекрасно справились с работой. |
Нам остается вставить эти фотографии в паспарту. Вот у нас и получилась маленькая фотовыставка. | Выбранные работы вставляются в заранее заготовленные паспарту |
Ну а теперь слово для подведения итогов нашим экскурсоводам. |
Экскурсоводы | Объявление итогов | Объявляются итоги викторины и награждение победителей. |
Педагог: | Наша сегодняшняя экскурсия закончилась, вы получили некоторые сведения о нашей студии, но многое осталось за кадром: студийные выставки, работа с техникой, с осветительным оборудованием и т.д. А в память о нашей встрече ФОТОГРАФИЯ НА ПАМЯТЬ и наши фирменные календарики! |
Музыка | В момент фотосъемки звучит песни М.Танича и Д.Тухманова в исполнении |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"
Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...
разработка занятия "Введение в образовательную программу"
Цель: познакомить обучающихся с основами, историй развития прикладного творчества, с разными природными материалами....
Введение в образовательную программу театра-студии "СТУПЕНИ"
ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ "С Т У П Е Н И" ...
«Введение в образовательную программу. Мастерская чудес"
конспект занятия по бисероплетению...
Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Лоскутная фантазия""
Данный конспект предназначен прежде всего для педагогов дополнительного образования, которые преподают лоскутное шитьё. Также материал может быть рекомендован учителям технологии. Занятие рассч...
План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"
Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....
Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Дорогой предков" "
Данное занятие проводится для ознакомления воспитанников с прораммой "Дороггой предков"...