Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Лоскутная фантазия""
план-конспект по теме

Данный конспект  предназначен прежде всего для педагогов дополнительного образования, которые преподают лоскутное шитьё. Также материал может быть рекомендован учителям технологии.
Занятие рассчитано на 45 минут. Занятие построено в форме посиделок. Большое внимание в занятии уделяется ознакомлению обучающихся с развитием швейного оснащения и историей лоскутного шитья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vvedenie_v_obraz.programmu.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Выксунского муниципального района МОУ ДОД Центр детского технического творчества

Конспект занятия на тему

 «Введение в образовательную программу»

Составил:

педагог дополнительного образования

Сапегина Елена Васильевна

I квалификационная категория

г.Выкса

2011г.

Тема: «Введение в образовательную программу»

«Изготовление мини-панно « Цветы»

Форма организации занятия: посиделки

Возраст: 8 - 10 лет

Цель:   Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Задачи: * Познакомить с работой  творческого объединения;

               *Познакомить с техникой лоскутного шитья;

               *Обучить приёмам изготовления мини-панно;

               * Развивать мелкую моторику рук, внимание, память,

                  художественный вкус;                                  

* Воспитывать интерес к народному творчеству, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.

План занятия.

  1. Вводная часть.
  1. Знакомство с педагогом, детьми.
  2. Краткое ознакомление с историей лоскутного шитья, с изделиями мастериц и детскими работами.

                2 Основная часть.

                          1. Объяснение выполнения работы.

                          2. Т.Б., инструменты.

                          3. Самостоятельное выполнение работы.

                          4. Индивидуальная помощь.

                          5. Физкультпауза.

                 3. Заключительная часть.

                           1. Выставка работ, подведение итога

                           2. Приглашение в объединение.

Оборудование и инструменты: лавка, рисунок печки, старинные иглы,

утюг, швейная машинка,  половик,  коврик,  выставочные работы мастериц из лоскутков,  детские работы, ножницы,  нитки,  иглы, игольницы, заготовки из ткани: круг 15*15см, 5 кругов  диаметром 5см.

Дидактичечкий материал: музыка, таблицы по технике безопасности, образцы работ.

Методы обучения: Экскурсия, рассказ, демонстрация готовых работ, беседа с объяснением нового материала, показ приемов, самостоятельная работа.

Сценарий занятия

1.Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут – Елена Васильевна. Мое имя написано на медальоне, я попрошу каждого из вас написать свое имя  на заготовленном медальоне и назвать его.

 Дети:   выполняют и называют имена

Спасибо. Теперь мы знакомы.

Педагог: Сейчас я предлагаю вам отправиться путешествовать в старину.  Чтобы совершить  такое  путешествие, нам надо немного преобразиться: накинуть на плечи платки или повязать ленты на голову, как  делали в те давние  времена девушки рукодельницы.

   Вот мы и преобразились. Дружно поворачиваемся. Мы оказываемся в крестьянской  избе. Обратите внимание на убранство и предметы обихода избы. Печь, лавка, покрывало из лоскутков,   на полу самотканые половики, коврики. На окне подшторка, на столе самовар и глиняная посуда, у деда туесок, с которым ходили по ягоды. У бабы прялка, на которой пряли пряжу. А вот шерстяные нитки. Из чего их пряли?

Дети: Ответы детей

Педагог: правильно, их пряли из шерсти. На такой вот прялке.  Накручивали на веретено, а затем сматывали в клубки. Позже появились хлопчатобумажные нитки, которые завозили из других стран. Интересно то, что одни и те же нитки в разных губерниях называли по-разному. Например: красные нитки в Москве называли крымскими, потому, что их везли из Турции и Крым, в  Вятке их называли «досталь», потому, что их трудно было достать, а  у народов Мордвы эти  нитки носила название «маслянка» от способа их обработки – для придания блеска их проваривали в конопляном или льняном масле, коробейники  называли эти  же  нитки - «кумак». Вот сколько названий было у одной и той же красной хлопчатобумажной нитки.  

Есть такая пословица: «Где нитка, там и иголка». Они не могут существовать друг без друга – если потеряется иголка, нитка не всегда найдет себе применение. Первые иглы появились в незапамятные времена. Их изготавливали из рыбьих костей. Проделывали в кости небольшое отверстие – ушко и шили нитками из жил. Стальные иголки появились при  Царе Петре 1, по его указу были построены две игольные фабрики.  Игла  прочно  вошла в быт людей, став настоящим символом трудолюбия. В старину говорили - «Иглой да бороной деревня стоит».

Иглой и ниткой  шили одежду, вышивали полотенца, ставили заплатки.

В 18 веке появились швейные машинки. Посмотрите на эту старинную швейную машинку.  «Швейные машинки для скорости, а для души – иголка да нитка» - говорят рукодельницы. И правильно, пока шьешь в  ручную,  сколько дум передумаешь, сколько песен споешь да сказок прослушаешь.  

  А как же гладили  белье в старину.  Посмотрите  на этот предмет - это рубель, им гладили бельё, а утюг,  появился позже, в него  клали горячие угли, раздували, разогревали и гладили. (педагог показывает предметы детям)                                                    

    Мы с  вами посмотрели старинные инструменты для шитья. А здесь современные инструменты: электрический утюг и швейная машинка. Видите,  как они отличаются друг от друга.  Каким утюгом удобнее гладить, как вы думаете? Почему?

 Дети: Ответы  детей

Все эти инструменты  и оборудование необходимы для занятия  рукоделием.

Посмотрите, на современные изделия из лоскутов. Раньше, в основном, что делали из лоскутов?

Дети: Ответы  детей.

     Правильно, одеяла да половики.  Наверное,  ваши  прабабушки  и бабушки бережно хранят такие вещи. На какое-то время этот вид творчества был забыт. Но сейчас вновь возрождается то, чем занимались наши предки.

Но только изделиям придают современный вид. Главное – сохранить и донести до будущих поколений накопленный опыт мастеров.

Лоскутная техника – это  вид декоративно-прикладного творчества из лоскутков шьют сувениры, игрушки, одежду и другие изделия. Всему этому можно научиться  в  нашем объединении «Лоскутная фантазия».                

2. Основная часть.

Проходите, занимайте места.

       В старину молодежь собиралась в избе у одиноких стариков, где пели песни, слушали бабушкины сказки да занимались рукоделием: шили, вязали, вышивали.   Вот и мы устроим такие  посиделки.

Предлагаю вам изготовить украшение для дома.

   Посмотрите на доску.  Здесь образцы изделий. Посмотрите: изготовлено из того же материала, а панно получились все разные. Почему?

  (Ответы детей)

Сейчас и вы попробуете выполнить такое украшение.

Перед вами на столе  заготовки: круги и овалы разного цвета, игольницы с иглами и нитками разного цвета, ножницы.  Иголки с нужным цветом ниток пусть пока остаются в игольницах. Предлагаю  выбрать круги того цвета, который вам необходим. Располагайте инструменты и заготовки рядом со своим рабочим местом так, чтобы вам было удобно и безопасно  их брать. Не забывайте о технике безопасности.  Послушайте меня.

     В любом месте,  где бы вы не находились: на улице, дома, в школе – необходимо быть очень осторожными.  На посиделках мы будем пользоваться различными предметами, инструментами, соблюдение техники безопасности при этом является обязательным.

     Во время работы содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, отходами и мусором;

- ни в коем случае не берите в рот иголок и булавок;

- храните иголки, булавки, в игольнице, не оставляйте их на рабочем месте;

- будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;

- не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола;

- положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30см;

    По окончанию работы  приведите в порядок рабочее место;

- инструменты и материалы соберите и сложите в определенное место;

- мусор и отходы  соберите и сложите в специальный ящик.

Инструменты приготовили? Заготовки выбрали? Приступаем к работе.

Сегодня познакомлю вас с техникой лоскутного шитья, которая называется «Йо-Йо». Мы её называем проще-«йошки». Выполняется она из кругов, овалов или треугольников. Посмотрите, как я выполню «йошку». Отступаю немного от края и швом вперед иголку прошиваю по кругу. Теперь стягиваю, прикладываю на основу и закрепляю двумя стежками: прокалываю основу на обратную сторону, с обратной стороны опять в середину и повторяю этот прием еще раз. Завязываю узелок. (Показ).

 Я начала оформлять изделие с середины.  Вы выполняете так, как вам больше нравится. Приступайте к работе. Кому нужна  помощь - я помогу.  

( Во время самостоятельной работы детей оказывается индивидуальная помощь, напоминаются правила техники безопасности.)

На посиделках девушки шили, вязали, а когда уставали, то вставали в круг и танцевали. Давайте и мы отдохнем.    

  (Звучит  музыка «Во поле береза стояла».  Дети делают гимнастику)

А теперь продолжаем нашу работу и завершаем композицию.

3. Заключительная часть.

Давайте поместим ваши изделия на выставку.

 (Дети вывешивают изделия на стенд)

Какая яркая поляна из цветов получилась!

 (Дети рассматривают работы.)

Как называется данная техника выполнения? (Ответ)

Понравилась вам работа с лоскутами? Чем?

(Дети отвечают, педагог уточняет)

Смотрите, выполняли одной техникой, использовали тот же материал, а работы получились разные. Почему?

(Дети отвечают, педагог уточняет)

Правильно. Все старались,  у каждого был свой творческий замысел. Молодцы! У вас появилась первая вещь из лоскутков.  Берите на память, украшайте свои комнаты или дарите близким.

У нас есть ещё готовые «йошки». Я попрошу вас расположить их на основе.

Кому понравилось на наших посиделках?  (красная  «йошка»)

Кто сможет научить выполнять такую работу других?  (зелёная  «йошка»)

Кто хочет прийти на наши посиделки ещё?  (жёлтая  «йошка»)

Спасибо.

В старину, когда девушки уходили с посиделок, они благодарили хозяев, хозяева благодарили их. Вот и мы сейчас сделаем это. Спасибо  вам, добрые люди, здоровья вам и счастья! Приходите к нам ещё!   (Поклон) И вы тоже поблагодарите нас! (Педагог раздаёт приглашения на занятие)

         

Управление образования администрации

городского округа г. Выкса  МБОУ ДОД

Центр детского технического творчества

Конспект занятия на тему

 «Введение в образовательную программу»

Составил:

педагог дополнительного образования

Сапегина Елена Васильевна

I квалификационная категория

г.Выкса

2011г.

Тема: «Введение в образовательную программу»

«Изготовление мини-панно « Цветы»

Цель:   Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Форма организации занятия: посиделки

Возраст: 8 - 10 лет

Задачи: * Познакомить с работой  творческого объединения;

               *Познакомить с техникой лоскутного шитья;

               *Обучить приёмам изготовления мини-панно;

               * Развивать мелкую моторику рук, внимание, память,

                  художественный вкус;                                  

* Воспитывать интерес к народному творчеству, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.

План занятия.

  1. Вводная часть.
  1. Знакомство с педагогом, детьми.
  2. Краткое ознакомление с историей лоскутного шитья, с изделиями мастериц и детскими работами.

                2 Основная часть.

                          1. Объяснение выполнения работы.

                          2. Т.Б., инструменты.

                          3. Самостоятельное выполнение работы.

                          4. Индивидуальная помощь.

                          5. Физкультпауза.

                 3. Заключительная часть.

                           1. Выставка работ, подведение итога

                      2. Приглашение в объединение.

Оборудование и инструменты: лавка, рисунок печки, старинные иглы,

утюг, швейная машинка,  половик,  коврик,  выставочные работы мастериц из лоскутков,  детские работы, ножницы,  нитки,  иглы, игольницы, заготовки из ткани: круг 15*15см, 5 кругов  диаметром 5см.

Дидактичечкий материал: музыка, таблицы по технике безопасности, образцы работ.

Методы обучения: Экскурсия, рассказ, демонстрация готовых работ, беседа с объяснением нового материала, показ приемов, самостоятельная работа.

Сценарий занятия

1.Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут – Елена Васильевна. У меня медальон с моим именем, вас тоже попрошу написать свои имена на заготовленные для вас медальоны и назвать их.

 Дети:   выполняют и называют имена

Спасибо. Теперь мы знакомы.

Педагог: Сегодня я предлагаю вам отправиться путешествовать в историю России.  Чтобы отправиться  в такое  путешествие, надо немного преобразиться: накинуть на плечи платки или повязать ленты на голову, как это делали мастеровые люди на Руси.

   Вот мы и преобразились. И попали в крестьянскую избу. Обратите внимание на убранство избы и посмотрите на предметы обихода. Печь, лавка, покрытая изделием, выполненным из лоскутков,   на полу самотканые половики, коврик. На окне подшторка, на столе самовар, туесок, с которым ходили по ягоды, крынка для молока, глиняный чугунок, в котором варили кашу.

    А здесь  рубель или валёк, которым гладили бельё,  утюг, который появился позже рубеля, в него  клали горячие угли, разогревали и гладили.

                           (педагог показывает предметы детям)                                                    

 А вот шерстяные нитки. Из чего их пряли?

Дети: Ответы детей

Педагог: правильно, их пряли из шерсти. На такой вот прялке.  Накручивали на веретено, а затем сматывали в клубки. Позже появились на Руси хлопчатобумажные нитки. Вот они. Интересно то, что одни и те же нитки в разных губерниях называли по-разному. Например, красные нитки в Москве называли крымскими, потому, что их везли из Турции и Крыма. В  Вятке их называли «досталь», потому, что их трудно было достать, а  у народов Мордвы эта нитка носила название «маслянка» от способа её обработки – для придания блеска её проваривали в конопляном или льняном масле, коробейники называли её «кумак». Вот сколько названий было у одной и той же красной хлопчатобумажной нитки.  

Есть такая пословица: «Где нитка, там и иголка». Они не могут существовать друг без друга – если потеряется иголка, нитка не всегда найдет себе применение. Пришло время узнать новое и об иголке. Первые иглы появились в незапамятные времена. Они были, конечно, не стальные и изготавливались из рыбьих костей. Наш далёкий предок проделывал в игле небольшое отверстие – ушко - и шил нитками из жил. Стальные иголки появились в России при Петре 1, по его указу были построены две игольные фабрики.  И простой этот предмет прочно вошел в быт бедняка, став настоящим символом трудолюбия. «Иглой да бороной деревня стоит», - говорили в старину.

Стали применять эти предметы в рукоделии: заплатку поставить из лоскутка, рубаху сшить, полотенце вышить. Потом уже появились швейные машинки. Посмотрите, вот  старинная швейная машинка.  Но, рукодельницы говорят: «Швейные машинки для скорости, а для души – иголка да нитка». И правильно, пока шьешь в  ручную,  сколько дум передумаешь, сколько песен споешь да сказок прослушаешь.

Мы с  вами посмотрели старинные вещи, инструменты для шитья. А здесь современные инструменты: утюг, гладильная доска, швейная машинка. Видите,  как они отличаются от старинных.  Каким утюгом удобнее гладить, как вы думаете? Почему?

 Дети: Ответы  детей

Все эти инструменты необходимы для рукоделия.

А здесь, посмотрите, изделия из лоскутов. Раньше, в основном, что делали из лоскутов?

Дети: Ответы  детей.

     Правильно, одеяла да половики.  Наверное,  ваши бабушки бережно хранят образцы этого творчества: одеяла и подушки в технике лоскутной мозаики, глиняные игрушки и посуду, вязаные кружева и другие изделия народного творчества. На какое-то время этот вид творчества был забыт. В России это считалось символом бедности. Но все-таки то, чем занимались наши предки, дошло до наших дней.

И сейчас уже многим изделиям придали современный вид, но это не так уж и плохо. Главное – сохранить и донести до будущих поколений накопленный опыт мастеров.

Лоскутная техника – это традиционный вид декоративно-прикладного творчества, в последние годы стал модным и актуальным. Если раньше в этой технике изготавливали в основном одеяла, то сейчас изделия из лоскутков находят применение в сувенирах, игрушках, одежде и других изделиях. Всему этому можно научиться  в объединении «Лоскутная фантазия». Сейчас хотите выполнить что-то из лоскутов?

                  (Ответы детей)

2. Основная часть.

       В старину, в деревне, не было клубов.(+домов культуры??) Молодежь собиралась в избе у одиноких стариков, где пели песни, слушали бабушкины сказки да занимались рукоделием: шили, вязали, вышивали. Рукодельницы, которые уже освоили какой-то вид рукоделия, передавали свои умения другим.

      Вот и мы попали на такие посиделки. Проходите, занимайте места.

Предлагаю вам изготовить украшение для дома.

   Посмотрите на доску.  Здесь образцы изделий. Посмотрите: изготовлено из того же материала, а панно получились все разные. Почему?

  (Ответы детей)

Сейчас и вы попробуете выполнить такое украшение.

Перед вами на столе  заготовки: круги и овалы разного цвета, игольницы с иглами и нитками разного цвета, ножницы.  Иголки с нужным цветом ниток пусть пока остаются в игольницах. Предлагаю  выбрать круги того цвета, который вам необходим. Располагайте инструменты и заготовки рядом со своим рабочим местом так, чтобы вам было удобно и безопасно  их брать. Не забывайте о технике безопасности.  Послушайте меня.

     В любом месте,  где бы вы не находились: на улице, дома, в школе – необходимо быть очень осторожными.  На посиделках мы будем пользоваться различными предметами, инструментами, соблюдение техники безопасности при этом является обязательным.

     Во время работы содержите в порядке и чистоте рабочее место, не допускайте загромождения его инструментами, отходами и мусором;

- ни в коем случае не берите в рот иголок и булавок;

- храните иголки, булавки, в игольнице, не оставляйте их на рабочем месте;

- будьте внимательны, не отвлекайтесь и не мешайте другим;

- не размахивайте рукой с инструментом, не кладите его на край стола;

- положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30см;

    По окончанию работы  приведите в порядок рабочее место;

- инструменты и материалы соберите и сложите в определенное место;

- мусор и отходы  соберите и сложите в специальный ящик.

Инструменты приготовили? Заготовки выбрали? Приступаем к работе.

Сегодня познакомлю вас с техникой лоскутного шитья, которая называется «Йо-Йо». Мы её называем проще - «йошки». Выполняется она из кругов, овалов или треугольников. Посмотрите, как я выполню «йошку». Отступаю немного от края и швом вперед иголку прошиваю по кругу. Теперь стягиваю, прикладываю на основу и закрепляю двумя стежками: прокалываю основу на обратную сторону, с обратной стороны опять в середину и повторяю этот прием еще раз. Завязываю узелок. (Показ).

 Я начала оформлять изделие с середины.  Вы выполняете так, как вам больше нравится. Приступайте к работе. Кому нужна  помощь - я помогу.  

( Во время самостоятельной работы детей оказывается индивидуальная помощь, напоминаются правила техники безопасности.)

На посиделках девушки шили, вязали, а когда уставали, то вставали в круг и танцевали. Давайте и мы, вспомним русский народный танец «Во поле береза стояла». Вставайте в круг.    

                                         (Звучит  музыка.  Дети  танцуют)

Вы обратили внимание, что зеленые заготовки овальной формы. Что из них получится?

Правильно, листочки. Располагайте их рядом с цветами, композиция будет завершена.

3. Заключительная часть.

Давайте поместим ваши изделия на выставку.

 (Дети вывешивают изделия на стенд)

Какая яркая поляна из цветов получилась!

 (Дети рассматривают работы.)

Как называется данная техника выполнения? (Ответ)

Понравилась вам работа с лоскутами? Чем?

(Дети отвечают, педагог уточняет)

Смотрите, выполняли одной техникой, использовали тот же материал, а работы получились разные. Почему?

(Дети отвечают, педагог уточняет)

Правильно. Все старались,  у каждого был свой творческий замысел. Молодцы! У вас появилась первая вещь из лоскутков.  Берите на память, украшайте свои комнаты или дарите близким.

У нас есть ещё готовые «йошки». Я попрошу вас расположить их на основе.

Кому понравилось на наших посиделках?  (красная  «йошка»)

Кто сможет научить выполнять такую работу других?  (зелёная  «йошка»)

Кто хочет прийти на наши посиделки ещё?  (жёлтая  «йошка»)

Спасибо.

В старину, когда девушки уходили с посиделок, они благодарили хозяев, хозяева благодарили их. Вот и мы сейчас сделаем это. Спасибо  вам, добрые люди, здоровья вам и счастья! Приходите к нам ещё!   (Поклон) И вы тоже поблагодарите нас! (Педагог раздаёт приглашения на занятие)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация "Мир фантазии"

Данный материал был подготовлен для открытого мероприятия по ИЗО для 7 класса на МО учителей гуманитарного цикла в МКОУ "Заманилкинская СОШ"...

Презентация "Опыт апробации педагогической системы оценки результатов освоения образовательной программы "Фантазия""

Никакая деятельность не может считаться профессиональной, если в ней не предусмотрен четкий механизм отслеживания ее эффективности. И говоря о методике отслеживания эффективности, стоит уточнить исход...

Конспект занятия по бисероплетению "Цветочная фантазия"

Конспект занятия по бисероплетению на тему "Французское плетение дугами". Расчитано на детей среднего школьного возраста, второй год обучения по программе "Бисерная фантазия"....

План- конспект открытого занятия. Тема: Цветочные фантазии. Декупаж.

.Научить обучающихся декорировать цветочный горшочек в технике «декупаж»....

Рабочая дополнительная образовательная программа «Фантазия»

Программа объединения  "Фантазия» разработана в соответствии с Федеральным Законом "Об образовании РФ", Национальной доктриной образования, Международной конвенцией "О правах ребенка" 1989 г., "В...

Конспект Занятие на тему «Бисерная фантазия – подарок маме»

КонспектЗанятие на тему«Бисерная фантазия – подарок маме».по внеурочной деятельности....