конспект занятия по теме "Бытовые отходы. Необходимость их утилизации"
план-конспект урока (9 класс) по теме
занятие с учебной группой "Юные исследователи природы" (4-ый год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_bytovye_othody._neobhodimost_ih_utilizacii.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие на тему:
«Бытовые отходы. Необходимость их утилизации»
Цель занятия: познакомить учащихся с влиянием отходов на окружающую среду и на здоровье человека; познакомить со способами утилизации ТБО.
Предварительная подготовка: заранее попросить учащихся принести на занятие различные виды ТБО – бумага, алюминиевая банка, батарейка, резина, пластиковая бутылка, ткань, стекло, деревянная деталь, стекло, лампа дневного света, кирпич и пр. и организовать выставку «Мусор – это просто… Мусор – это сложно…». Подготовить из воспитанников 1-2 экскурсоводов.
Оборудование: различные виды ТБО, компьютер с презентацией «Предприятия Ногинского района по переработке ТБО».
Тип занятия: урок-экскурсия.
Ход занятия:
Эпиграф к занятию «…Нет отходов, а есть неиспользованное сырье» Д.И. Менделеев.
Изучение нового материала:
Вещи окружают нас с самого рождения до глубокой старости. Некоторые из них служат очень долго, передаются из поколения в поколение, но таких очень мало. Другие сопровождают нас несколько десятков лет. Но большинство вещей, отслуживших срок, превращаются в отходы очень быстро.
Проблема отходов важна для одного человека и для всего человечества. Только Московская область накапливает в год около 2,5 миллионов тонн ТБО (твердых бытовых отходов). Очень многие из нас не задумываются, что они выкидывают и куда это потом девается. А между тем, наш мусор – один из наших врагов. Он вреден уже хотя бы тем, что занимает площадь, которую можно было бы использовать для более полезных целей и портит пейзаж.
Кроме того, разные виды мусора наносят свой специфический вред и требуют разных мер обезвреживания. В любом случае, поскольку мусор – наш враг, его надо знать в «лицо».
Учащиеся совершают экскурсию на выставку
«Мусор – это просто…Мусор – это сложно»
Текст экскурсии:
Посмотрите на «экспонаты» нашей выставки. Это содержимое наших мусорных контейнеров. Каков же типичный состав домашних отходов в Европе? Это Бумага и картон; органические материалы, пластик, текстиль, металлолом.
Кирпич: практически не наносит вреда природе, потому что является аналогом природных камней. На поверхности суши разрушается несколько тысяч лет, в воде – несколько сотен лет.
Ртутные лампы: очень опасные экспонаты, в каждой ртутной лампе – 80-120 мг ртути (ПДК ртути в атмосфере 0,0003 мг в куб. метре).
Автомобильные шины: сделаны из резины (искусственного полимера). На свалках эти отходы занимают очень много места. Не разлагаются. Переработка шин – не достаточно разработанная область. Переработанные шины могут использоваться для изготовления новых, для изоляции труб и проводов, производства различных покрытий, спортивных снарядов и многого другого. Очень эффективным оказалось добавление шинной крошки в асфальтовое покрытие дорог. Это улучшает эластичность дорожного покрытия и продлевает срок его эксплуатации в 4-5 раз.
Деревянная деталь: ущерба природе не наносит. Целлюлоза – основа древесины – естественный природный материал. В природе разлагается несколько десятков лет, окисляется кислородом воздуха и используется для питания различными микроорганизмами.
Макулатура: собственно бумага ущерба природе не наносит. Целлюлоза – основа бумаги – естественный природный материал. Однако, краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества. Разлагается в природе 2-10 лет. Макулатура составляет 30% нашего мусора. Для получения 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. Тонны бумаги хватает в среднем на 2-4 жителя планеты в год. Производство бумаги энергоемко и сопровождается выделение загрязняющих веществ. Переработка макулатуры требует в 2 раза меньше энергии. Повторное использование бумаги уменьшает потребление воды на 60 %, энергии на 40%, загрязнение воздуха снижается на 74%, воды - на 35%.
Текстиль: хлопок и другие натуральные ткани никакого ущерба природе не наносят. Ткань из синтетических материалов при разложении может выделять ядовитые вещества. Время разложения хлопковых и льняных тканей 2-3 года, синтетических – до 100 лет.
Консервная банка: состоит из оцинкованного или покрытого оловом железа. Цинк, олово, железо, входящие в состав банки – ядовиты. Под действием растворенного в воде кислорода медленно окисляется до оксида железа (ржавчины), которая в некоторых условиях растворяется. На поверхности суши разлагается несколько десятков лет (до 90 лет), в пресной воде около 10 лет.
Пищевые отходы: вреда природе практически не наносят, так как используются для питания живыми организмами. Разлагаются в природе за 1-2 недели.
Банки из-под напитков: алюминий и его сплавы, ущерба природе практически не наносят. Под действием кислорода окисляются до оксида алюминия. Разлагаются на поверхности суши около 100 лет, в пресной воде – несколько десятков лет.
Батарейка: включает соединения цинка и марганца, которые опасны для человека. Цинк медленно окисляется под действием растворенного в воде кислорода. Оксид марганца медленно восстанавливается под действием растворенной в воде органике и растворяется. Разлагается на поверхности суши около 10 лет, в пресной воде – несколько лет, в соленой воде – около года.
Стекло: на поверхности суши разлагается около 1000 лет, в спокойной воде – около 100 лет, в полосе прибоя – около 1-2 года. Битое стекло – причина лесных пожаров, травм животных и людей.
Жвачка использованная: синтетический полимер. Содержит микробы, живущие в полости рта и способствует их сохранению. Разрушается около 100 лет.
Пластмасса: производится на нефтехимических предприятиях. Старая пластмасса является большой проблемой– на полигонах ТБО она занимает место; для ее производства используется нефть, которой не хватит навсегда. При сжигании пластмассы выделяются диоксины, воздействие диоксинов на человека сродни радиационному.
Как же решить проблему ТБО?
Провести мозговой штурм «Предложите способы утилизации ТБО»
(учащиеся предлагают способы утилизации ТБО: сжигание, хранение на полигонах ТБО, переработка на специальных заводах)
Провести ролевую игру «Заколдованный круг». Привести пример населенного пункта, который, чтобы избавиться от отходов, сжигает их. С этой целью попросить шесть желающих ознакомиться с примером из рабочего листа «Зеленого пакета» «Заколдованный круг» и изложить эту проблему с точки зрения рядового гражданина, предпринимателя, рабочего, соседа, фермера и пожарного.
А как решается вопрос ТБО в Ногинском районе?
(учащиеся отвечают на вопросы, смотрят презентацию)
ОАО «Тимохово» работает с 1972 года. Место для полигона выбрано не случайно, слой водонепроницаемых глин не позволяет попадать вредным веществам в грунтовые воды. Сейчас Тимоховский полигон – один из самых крупных полигонов ТБО Европы. Он занимает площадь 118 га, рабочая площадь – 20 га.
Ежесуточно полигон «Тимохово» принимает 2000 тонн твердых бытовых отходов. Бытовые отходы, привозимые на полигон, утрамбовываются специальными машинами, сверху засыпаются слоем грунта в 25 см, который укатывается специальной техникой. И так в несколько слоев. Места захоронения мусора окружены дамбой, которая выполняет барьерную функцию. Машины с ТБО, въезжающие на полигон проходят строгий радиационный контроль.
Кроме этого в последнее время на полигоне проводится сортировка бытовых отходов. Отсортированные отходы отправляются на предприятия для дальнейшей переработки, например картон – на Караваевскую бумажную фабрику. В России существует 59 официальных полигонов ТБО, полигон «Тимохово» входит в тройку лучших по качеству утилизации отходов.
Ртутьсодержащие отходы относятся к 1 классу опасности и не могут быть утилизированы на полигонах ТБО. ООО «Экорецикл» образовано в начале 90-х годов и занимается утилизацией ртутных ламп. В Московской области действует 3 подобных предприятия, «Экорецикл» - одно из лучших.
Процесс переработки основан на разделении ламп на главные компоненты: стеклобой, алюминиевые цоколи, ртутьсодержащий люминофор в специальной установке. Стеклобой и алюминиевые цоколи являются конечными продуктами переработки. Со стороны это выглядит так: работники предприятия опускают лампу в дробилку, потом в спецконтейнер, где стеклобой и цоколи отделяются от люминофора. Далее ртутьсодержащий люминофор поступает в аппарат «Циклон», где происходит разделение люминофора и паров ртути. Отработанный воздух проходит несколько стадий очистки и выбрасывается в атмосферу на высоту 18 метров.
Данное предприятие находится на территории НЗТА. В год перерабатывает 2-3 миллиона ламп. Стоимость переработки одной ртутной лампы 3 рубля. Транспортировка ламп на предприятие осуществляется в специальных контейнерах, которые не допускают повреждения ламп и попадания ртути в окружающую среду.
Работники этих предприятий провели для нас интересную экскурсию и ответили на наши вопросы. Нам было интересно узнать о таких «экологических» технологиях, применяемых в Ногинском районе.
Подведение итогов:
Мы стихи написали,
И верим – заметили вы,
Что ребята СЮТур-а
В экологию влюблены.
Мы устали от грязи и пыли,
И чтоб планету свою спасти
Мы готовы трудиться сами
И других за собой вести.
Говорят, что жить стало хуже:
Грязный воздух и нечем дышать.
Говорят, что продуктов чистых –
Днем с огнем уж не сыскать!
Может это, конечно, верно,
Но только все мы должны понять,
Что здоровье своей планеты
Люди сами должны спасать!
И сегодня со школьной газеты
Мы хотим заявить, сказать:
Мир наш станет гораздо чище,
Коль не мусорить, не плевать.
Если каждый усвоит твердо,
Чтоб планету свою спасти,
Должен быть ты за все в ответе
И других за собой вести!
Домашнее задание: сделать поделку на тему «Полезное из бесполезного» (предложить какие полезные вещи можно сделать из отходов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект по немецкому языку в 7 классе "Утилизация мусора в Германии"
Урок в 7 классе на тему "Утилизация мусора в Германии " по учебнику "Немецкий язык, шаги". Автор И.Л. Бим...
"Бытовые отходы. необходимость их утилизации"
Важнейшей задачей современного человека является забота о состоянии окружающей природной среды. Бурное промышленное развитие привело к тому, что воздействие человека на природу значительно усилилось. ...
Конспект внеурочной деятельности «Промышленные и бытовые отходы и их утилизация»
внеурочное занятие для группы...
Конспект занятия на тему «Вежливость – необходимое проявление общей культуры»
Тема:Правила вежливости.Тип занятия: комбинированныйЦель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.Задачи:1.Расширить знания школьников о вежливых и ...
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики....
Коррекционно-развивающее занятие "Правила поведения при необходимости посетить туалетную комнату"
Занятие направлено на формирование социально-бытовых навыков " Посещения туалетной комнаты". Отработка правила обращения при необходимости посещения туалета" для обучающихся младшего шк...