"Бытовые отходы. необходимость их утилизации"
план-конспект по экологии по теме
Важнейшей задачей современного человека является забота о состоянии окружающей природной среды. Бурное промышленное развитие привело к тому, что воздействие человека на природу значительно усилилось. Зачастую оно имеет крайне негативный характер. Именно поэтому, сегодня остро стоит вопрос экологического образования и просвещения человека уже со школьной скамьи. От нас зависит, каким будет наш край в ближайшем и отдаленном будущем.
Доля городского населения во всем мире, и в частности в нашей стране, постепенно увеличивается. Главной особенностью современных городов является то, что в них нарушено экологическое равновесие. В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходится брать на себя. Процесс превращения современного города в экосистему должен осуществляться комплексно и сопровождаться экологизацией всей деятельности человека.
Ситуация в сфере обращения с отходами как во всей России, так и в Хабаровском крае продолжает оставаться сложной. Все мы, хотим того или нет, несем ответственность за то, что наша планета постепенно превращается в огромную мусорную свалку. Сколько мусора можно увидеть, пройдя по улицам нашего города, заглянув во дворы и подъезды. Картина печальная – и это все следы нашей экологической неграмотности. Борьба с различными видами мусора – одна из главных проблем экологии. Поэтому экологическая грамотность, осознание ответственности за судьбу природы, в том числе родного края, необходимы каждому человеку. Начинать воспитывать экологическую грамотность необходимо с детства, так как дети эмоционально чувствительны к восприятию экологических проблем.
Экологические знания способствуют формированию у ребенка патриотических чувств, определенной системы ценностей, представлений о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, будущих поколений, желание, умение действовать.
Важно воспитать у детей понимание необходимости разумного потребления, навыки экономного использования ресурсов. Те, кто сознательно встал на защиту природы, — истинные патриоты. Чтобы ребенок научился любить свою Родину, понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, надо прививать ему эти чувства с раннего возраста.
Наиболее успешно это возможно реализовать через практико-ориентированную деятельность. Данная разработка направлена на привлечение внимания учащихся к проблеме твердых бытовых отходов. Занятие проводится с целью вовлечения учащихся в активную деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования, обучения ребят работе в группе, способствовать развитию креативного мышления учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://cloud.mail.ru/public/AuUX/1rDKZL7Wr | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
г. Хабаровска
«Детский экологический центр «Косатка»
«Бытовые отходы.
Необходимость их утилизации»
Урок - экскурсия
Автор: Шепелева Ирина Петровна – методист, педагог дополнительного образования
Место работы: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей г. Хабаровска «Детский экологический центр «Косатка»
Адрес: 680031 г. Хабаровск, ул. Кочнева, 6
E- mail: shepeleva68@mail.ru
тел. 8 – 924 – 206 – 44 – 67
г. Хабаровск
Актуальность
Учитесь поведению в природе
В любом местечке, при любой погоде,
Звучало гордо чтоб вовек
Простое слово Человек!
Г. Парфёнова
Важнейшей задачей современного человека является забота о состоянии окружающей природной среды. Бурное промышленное развитие привело к тому, что воздействие человека на природу значительно усилилось. Зачастую оно имеет крайне негативный характер. Именно поэтому, сегодня остро стоит вопрос экологического образования и просвещения человека уже со школьной скамьи. От нас зависит, каким будет наш край в ближайшем и отдаленном будущем.
Доля городского населения во всем мире, и в частности в нашей стране, постепенно увеличивается. Главной особенностью современных городов является то, что в них нарушено экологическое равновесие. В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходится брать на себя. Процесс превращения современного города в экосистему должен осуществляться комплексно и сопровождаться экологизацией всей деятельности человека.
Ситуация в сфере обращения с отходами как во всей России, так и в Хабаровском крае продолжает оставаться сложной. Все мы, хотим того или нет, несем ответственность за то, что наша планета постепенно превращается в огромную мусорную свалку. Сколько мусора можно увидеть, пройдя по улицам нашего города, заглянув во дворы и подъезды. Картина печальная – и это все следы нашей экологической неграмотности. Борьба с различными видами мусора – одна из главных проблем экологии. Поэтому экологическая грамотность, осознание ответственности за судьбу природы, в том числе родного края, необходимы каждому человеку. Начинать воспитывать экологическую грамотность необходимо с детства, так как дети эмоционально чувствительны к восприятию экологических проблем.
Экологические знания способствуют формированию у ребенка патриотических чувств, определенной системы ценностей, представлений о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, будущих поколений, желание, умение действовать.
Важно воспитать у детей понимание необходимости разумного потребления, навыки экономного использования ресурсов. Те, кто сознательно встал на защиту природы, — истинные патриоты. Чтобы ребенок научился любить свою Родину, понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, надо прививать ему эти чувства с раннего возраста.
Наиболее успешно это возможно реализовать через практико-ориентированную деятельность. Данная разработка направлена на привлечение внимания учащихся к проблеме твердых бытовых отходов. Занятие проводится с целью вовлечения учащихся в активную деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования, обучения ребят работе в группе, способствовать развитию креативного мышления учащихся.
Возраст учащихся 14-17 лет
Время занятия 1ч.30 мин.
Цель занятия: формирование экологических знаний по проблеме ТБО и возможности их вторичного использования.
Задачи:
- привлечь внимание школьников, к проблеме ТБО; познакомить со способами их утилизации;
- актуализировать личностный подход в решении проблемы отходов в быту;
- создать условия для развития активной жизненной позиции через реализацию творческих способностей детей;
- способствовать развитию коммуникативных способностей через групповую форму работы
Тип занятия: урок-экскурсия.
Формы работы: фронтальная работа, работа в группах, ролевая игра, интерактивная игра, решение ситуативных задач, беседа, дискуссия.
Методы:
- частично-поисковый
- проблемный
- видеометод
- мультимедийный
- коучинга
- кластерный
- мозговой штурм
Предварительная подготовка: заранее попросить учащихся принести на занятие различные виды ТБО – бумага, алюминиевая банка, батарейка, резина, пластиковая бутылка, ткань, стекло, деревянная деталь, лампа дневного света, кирпич и пр. и организовать выставку «Мусор – это просто… Мусор – это сложно…».
Оборудование: различные виды ТБО, компьютер, проектор, экран.
Методическое обеспечение: видеоролики «Подземные мусоросборники», «Мусорный полигон», «Переработка мусора в Хабаровском крае», презентация урока - экскурсии, интерактивная игра «Что мы знаем о ТБО», дидактические материалы: экологическая ситуация, кластер, сигнальные карточки красного и зеленого цвета, таблица «Альтернатива пластику».
*Примечание. В презентации на слайдах №№ вставлены гиперссылки, которые позволят перейти на приложения № 4, 5, 6, 7, не прерывая логического хода занятия. На слайдах гиперссылки изображены стрелками с номерами приложений. Важно! Чтобы гиперссылки работали, необходимо, чтобы все приложения находились в одной папке!
Ход занятия:
Эпиграф к занятию
«…Нет отходов, а есть неиспользованное сырье»
Д.И. Менделеев.
Организационный момент.
Педагог-Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экспонаты выставки, прочитайте эпиграф. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?
(Ответы учащихся, ребята формулируют цель и задачи занятия).
Изучение нового материала.
Педагог: Вещи окружают нас с самого рождения до глубокой старости. Некоторые из них служат очень долго, передаются из поколения в поколение, но таких очень мало. Другие сопровождают нас несколько десятков лет. Но большинство вещей, отслуживших срок, превращаются в отходы очень быстро.
Проблема отходов важна для одного человека и для всего человечества. Только Хабаровск накапливает в год свыше 158 тысяч тонн ТБО (твердых бытовых отходов). Очень многие из нас не задумываются, что они выкидывают и куда это потом девается. А между тем, наш мусор – один из наших врагов. Он вреден уже хотя бы тем, что занимает площадь, которую можно было бы использовать для более полезных целей и портит пейзаж.
Кроме того, разные виды мусора наносят свой специфический вред и требуют разных мер обезвреживания. В любом случае, поскольку мусор – наш враг, его надо знать в «лицо». Давайте совершим экскурсию.
Учащиеся совершают экскурсию на выставку «Мусор – это просто…Мусор – это сложно»
Текст экскурсии: Презентация. (Приложение № 1). https://cloud.mail.ru/public/FuMR/G7JUCs1Be
Посмотрите на «экспонаты» нашей выставки. Это содержимое наших мусорных контейнеров. Каков же типичный состав домашних отходов? Это бумага и картон; органические материалы, пластик, текстиль, металлолом.
Кирпич: практически не наносит вреда природе, потому что является аналогом природных камней. На поверхности суши разрушается несколько тысяч лет, в воде – несколько сотен лет.
Ртутные лампы: очень опасные экспонаты, в каждой ртутной лампе – 80-120 мг ртути (ПДК ртути в атмосфере 0,0003 мг в куб. метре).
Автомобильные шины: сделаны из резины (искусственного полимера). На свалках эти отходы занимают очень много места. Не разлагаются.
Деревянная деталь: ущерба природе не наносит. Целлюлоза – основа древесины – естественный природный материал. В природе разлагается несколько десятков лет, окисляется кислородом воздуха и используется для питания различными микроорганизмами.
Макулатура: собственно, бумага ущерба природе не наносит. Целлюлоза – основа бумаги – естественный природный материал. Однако, краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества. Разлагается в природе 2-10 лет. Макулатура составляет 30% нашего мусора.
Текстиль: хлопок и другие натуральные ткани никакого ущерба природе не наносят. Ткань из синтетических материалов при разложении может выделять ядовитые вещества. Время разложения хлопковых и льняных тканей 2-3 года, синтетических – до 100 лет.
Консервная банка: состоит из оцинкованного или покрытого оловом железа. Цинк, олово, железо, входящие в состав банки – ядовиты. Под действием растворенного в воде кислорода медленно окисляется до оксида железа (ржавчины), которая в некоторых условиях растворяется. На поверхности суши разлагается несколько десятков лет (до 90 лет), в пресной воде около 10 лет.
Пищевые отходы: вреда природе практически не наносят, так как используются для питания живыми организмами. Разлагаются в природе за 1-2 недели.
Банки из-под напитков: алюминий и его сплавы, ущерба природе практически не наносят. Под действием кислорода окисляются до оксида алюминия. Разлагаются на поверхности суши около 100 лет, в пресной воде – несколько десятков лет.
Батарейка: включает соединения цинка и марганца, которые опасны для человека. Цинк медленно окисляется под действием растворенного в воде кислорода. Оксид марганца медленно восстанавливается под действием растворенной в воде органике и растворяется. Разлагается на поверхности суши около 10 лет, в пресной воде – несколько лет, в соленой воде – около года.
Стекло: на поверхности суши разлагается около 1000 лет, в спокойной воде – около 100 лет, в полосе прибоя – около 1-2 года. Битое стекло – причина лесных пожаров, травм животных и людей.
Жевательная резинка, использованная: синтетический полимер. Содержит микробы, живущие в полости рта, и способствует их сохранению. Разрушается около 100 лет.
Пластмасса: производится на нефтехимических предприятиях. Старая пластмасса является большой проблемой – на полигонах ТБО она занимает место; для ее производства используется нефть, которой не хватит навсегда. При сжигании пластмассы выделяются диоксины, воздействие диоксинов на человека сродни радиационному.
Слайд 15. Жизнь человека и его деятельность всегда сопровождались образованием отходов. До эры образования городов утилизация отходов происходила безболезненно для окружающей среды: пищевые отходы, ткани из натуральных волокон, кожа, древесина и др. быстро перегнивали и использовались в качестве удобрения.
Слайд 16. Переселение в города и их развитие привели к другой структуре потребления:
для лучшей транспортировки продуктам питания и другой продукции понадобилась упаковка;
появились новые искусственные и синтетические материалы, которые отсутствуют в природе;
общество многих развитых стран превратилось в «общество потребления», где количество «необходимых» вещей неизмеримо возросло.
Слайд 17. В крупных городах мира в среднем накапливается свыше
300 кг бытовых отходов на человека в год. В некоторых городах эта цифра значительно выше.
Из них около 25% производится в сфере бизнеса и в торговле, а 75% – в жилых домах.
В Хабаровске за год скапливается 1 млн. 295 тысяч кубических метров отходов (это свыше 158 тысяч тонн). Слайд 18.
Педагог: -Все больше отходов производит человечество. Как же сделать так, чтобы Земля не превратилась в огромную свалку? Предложите способы утилизации ТБО»
Мозговой штурм. (3 минуты).
Учащиеся обсуждают в группах и предлагают способы утилизации ТБО: сжигание, хранение на полигонах ТБО, переработка на специальных заводах
Делаем выводы. Существует три разных пути утилизации мусора:
- Захоронение
- Сжигание
- Сортировка и переработка
Педагог: Продолжаем экскурсию в деревню Петушки. Жители этой деревни сжигают мусор.
Ролевая игра. Участники представляют себя в роли жителей деревни, сжигающих свои отходы.
С этой целью попросить 5-х желающих ознакомиться с ситуацией и изложить эту проблему с точки зрения рядового гражданина, его соседа, пожарного, фермера, активист экологического движения. Каждый участник игры высказывает свое мнение по поводу сжигания мусора.
Учащиеся обсуждают аргументы «За» и «против» сжигания мусора. Делаем выводы.
Рассматриваем способы переработки отходов
Слайд 19. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнённые слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют - их собирают и очищают. Тем не менее метан в атмосферу всё-таки попадает, а объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.
Слайд 20. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 КВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы требует захоронения.
Слайд 21. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.
Педагог:
-Какой способ самый перспективный?
- Переработка вторичного сырья – самый перспективный способ улучшения экологического состояния окружающей среды.
- Какую пользу может принести переработка мусора?
(Учащиеся отвечают, обсуждение)
Слайд 22.
1. Улучшение экологического состояния среды.
2. Сохранение природных ресурсов.
3. Экономия электроэнергии.
4. Производство необходимых материалов.
(Предполагаемые ответы учащихся)
1. Свалки вокруг городов растут с каждым днем. Проблема утилизации бытовых отходов очень остро стоит перед правительством. Поэтому переработка вторичного сырья – самый перспективный способ улучшения экологического состояния окружающей среды.
2. Не секрет, что для производства бумаги используется целлюлоза, которую получают из древесины. Переработка половины используемой в мире бумаги позволит сохранить 8 млн. га леса. Поэтому, важное значение играют мероприятия по сбору макулатуры.
3. Известно, что пластик получают из продуктов переработки нефти и энергии по сравнению с производством из первичного сырья. Получение алюминия из лома экономит 90% электроэнергии, необходимой для его выплавления из руд.
4. И бытовые, и промышленные отходы можно перерабатывать в полезные материалы. Поэтому мусор называют вторичным сырьем. Вторичное сырье позволяет производить требуемые материалы, например, пластмассы.
Слайд 23.
Педагог: Каких же отходов образуется больше всего? Для каждого города существует своя статистика. В целом в российских городах структура бытовых отходов изменяется следующим образом:
уменьшается доля пищевых отходов, древесины, черных и цветных металлов, увеличивается доля отходов упаковочных материалов, изготовленных из трудно разлагающихся веществ, стремительно возрастает количество отслужившей бытовой техники, автомобилей, отработанных батареек и т.п. Слайд 24.
- Рассмотрите диаграмму “Состав бытовых отходов г. Хабаровска».
- Какого мусора мы выбрасываем больше всего?
- Доля каких отходов составляет всего 5 %?
- Каково процентное содержание бумажного мусора?
Слайд 25. Во многих европейских странах уже давно в каждом доме не одно, а несколько мусорных ведер, в каждом из которых определенный мусор. Мусоровозы, которые собирают мусорные контейнеры, работают по определенному графику. Например, по четвергам они забирают стекло, по вторникам – бумагу. В Хабаровске тоже появились контейнеры для сбора стекла и пластика. Объемы пластиковых отходов увеличиваются.
- Что можем сделать мы, каждый из нас, чтобы уменьшить количество пластиковых отходов? Какую альтернативу пластику можем предложить?
Работа группах: Альтернатива пластику! (2 минуты). Приложение № 2. https://cloud.mail.ru/public/E3md/TDoHBh44Q
Пластмасса | Альтернатива |
пластмассовые молочные пакеты | |
одноразовые бритвы | |
пластмассовые бутылки | |
одноразовые клеенки | |
пластмассовые тарелки, кружки | |
полиэтиленовые пакеты | |
пластиковая упаковка для торта | |
пластиковый флакон для шампуни | |
полиэтиленовый плащ - дождевик |
Обсуждение.
Слайды 26-32.
- Можно ли как-то определить продукцию, которую можно использовать для переработки?
Подсказать это могут экологические знаки. Посмотрите на этот знак. Какой природный процесс можно изобразить таким знаком?
Экологические знаки показывают, что промышленное производство тоже может быть организовано по типу природных процессов, таких как круговорот веществ в природе.
Рассматривание экологических знаков на продукции.
Слайд 33. «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них ещё не использованные источники сырья». Говорил ученый А. Теллер.
- Чтобы систематизировать знания по теме «Бытовые отходы», я вам предлагаю составить кластеры.
Слайд 34. В центре - название темы (Бытовые отходы), от неё в стороны – то, что мы относим к отходам (пластик, пища, бумага, алюминиевые банки, жесть, одежда и обувь, стекло, целлофан). От каждого из них в стороны - вторичное использование отходов в быту и на производстве (по два варианта ответов).
Педагог: Вам нужно указать, на что могут быть вторично переработаны или использованы данные бытовые отходы. Если не знаете, то оставьте пустые места. Задание. Составление кластеров по теме: «Вторая жизнь ненужных вещей». (Приложение № 3). https://cloud.mail.ru/public/FwEA/bKDDdL9rD
Время выполнения задания – 5 минут.
Обсуждение. ТБО используют и как вторичные ресурсы, что дает значительный экологический эффект.
Слайд 35. Так, при производстве бумаги или картона из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды - до 40%, по сравнению с производством указанной продукции из первичного сырья - древесины. Утилизация отходов позволяет экономнее расходовать природные ресурсы.
Слайд 36. Следует упомянуть о проблеме утилизации, скопившихся в каждой стране огромных количеств изношенных автопокрышек. Перерабатывая их до так называемого дисперсного состояния (в резиновую крошку с размерами частиц от 0,63 до 5 мм), можно не только ликвидировать горы покрышек, но и изготавливать из них различные. Переработка шин – не достаточно разработанная область. Переработанные шины могут использоваться для изготовления новых, для изоляции труб и проводов, производства различных покрытий, спортивных снарядов и многого другого. Очень эффективным оказалось добавление шинной крошки в асфальтовое покрытие дорог. Это улучшает эластичность дорожного покрытия и продлевает срок его эксплуатации в 4-5 раз. Среди них такие, как гидротермоизоляционные блоки, используемые в строительстве.
Слайд 37. При получении алюминия из вторсырья энергии используется на 90% меньше, чем при получении его из алюминиевой стружки; энергия, сэкономленная при переработке одной алюминиевой банки, даст возможность работать одному телевизору в течение трех часов.
Слайд 38. 40% мусора приходится на пластиковые отходы, которые десятилетиями не разлагаются в почве, их необходимо перерабатывать во вторсырье.
- А сейчас я предлагаю вам сделать небольшую паузу и немножко размяться.
Физкультминутка. (Приложение № 4). https://cloud.mail.ru/public/LmAQ/EPVvDked8
Педагог:
- Немножко отдохнули, а теперь продолжаем.
- А как решается вопрос с утилизацией ТБО в Хабаровском крае? Куда девается мусор из наших квартир?
Слайд 39. (учащиеся отвечают на вопросы, просмотр видео «Переработка мусора в Хабаровском крае») (Приложение № 5). https://www.youtube.com/watch?v=QnB_iYUpf3o
В Хабаровске работает МПС «Северная». Станция укомплектована современным оборудованием по прессованию бытовых отходов производства США. Мощность МПС «Северная» — 500 тысяч кубометров в год (ТБО) и 100 тысяч кубометровв год (КГО).
Реализация этого проекта оказала значительное влияние на улучшение экологической ситуации в городе: после ввода станции в строй в Березовке была уничтожена самая большая свалка Северного микрорайона, сейчас идет ее рекультивация. Сортировка мусора на МПС «Северная» позволяет реализовывать крупные объемы вторсырья (пластик, металл, макулатура, полиэтилен) в соседний Китай: только за последние полгода на складах предприятия скопилось 200 тонн макулатуры и 120 тонн пластика.
Главное требование для мусорного полигона - захороненные отходы не должны контактировать ни с поверхностными, ни с подземными водами, ни с воздухом. Их располагают на местах с глубоким залеганием грунтовых вод - такое нашли только на 61 километре «бамовской» дороги в районе имени Лазо. По законодательству место, кстати, должно быть удалено от поселения не меньше, чем на километр. И от аэропорта - на 15 километров.
Состоит полигон из десяти секций, ложе каждой выложено геомембраной, грунтовые воды не проникают, рассчитан полигон на 25 лет. Построен хозяйственно-бытовой блок, есть лаборатория. Технология на «Северной» проста: мусоровозы доставляют сюда городской мусор, он проходит весовой и радиологический контроль. Затем мусор поступает на разгрузочную площадку, где разгружаться могут десять машин одновременно. Потом погрузчиками мусор передвигается по транспортеру и уплотняется в компактере в четыре раза. Все это грузят в сорокафутовый контейнер и везут на полигон ТБО.
Слайд 40. (Приложение № 6). Видеоролик «Мусорный полигон». https://www.youtube.com/watch?v=SiOksrCcbOc
Педагог: Чем нас не устраивают свалки?
У беременных женщин, живущих близ мест захоронения ТБО, возрастает риск родить ребенка с серьезными врожденными дефектами. Проживание возле свалок повышает вероятность развития нарушений нервной системы на 29 %, костно-мышечной системы на 16 %, кожи на 32 %. Наличие на свалках пластмасс коррелирует с хромосомными нарушениями
2 года назад в Хабаровске начали устанавливать подземные мусоросборники. Эта идея пришла к нам из Санкт-Петербурга (а они взяли ее в Финляндии, где мусорные «капсулы» давно себя оправдали). Жильцы нескольких домов пользуются такими и успели оценить их явное преимущество. Что это за штука такая? Давайте посмотрим репортаж. (Приложение № 7. Видеоролик «Подземные мусоросборники») https://www.youtube.com/watch?v=llvjxTt6_lg
С виду очень приличное небольшое сооружение, огороженное, проникнуть туда посторонний не сможет, а у жильцов есть свой электронный ключ. Контейнер заглублен, крышка герметична и легко открывается, под ней установлен мешок из прочного пластика вместительностью пять кубов, куда сбрасывается мусор. То есть одна капсула заменяет пять обычных контейнеров.
Слайд 41-42. Часто в черте города можно встретить несанкционированные свалки.
Педагог: Предлагаю Вам найти выход из экологической ситуации «Проблема несанкционированных свалок»
(Работа в группах. Экологическая ситуация. Время выполнения задания 3 минуты. Приложение № 8). https://cloud.mail.ru/public/Ax8i/3yGLHarKT
Проблема: Свалка бытового мусора в районе жилых домов. Отходы пищи привлекают ворон и голубей, грызунов и других разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек.
Последствия:
- Гниющие отходы – среда развития многих болезнетворных бактерий и других микроорганизмов.
- Проволока, обрезки досок, труб, остатков мебели могут стать причиной травм.
- На свалке могут образоваться новые ядовитые вещества и канцерогены.
- Свалки – причина загрязнения почвы, воздуха, водоемов.
Предлагаемое решение: Убрать свалку из района жилых домов. Установить контейнеры для раздельной утилизации бытовых отходов, организовать работу дворников по приему и контролю, размещению в них мусора жителями, вывозу бытовых отходов для захоронения. Обсуждение.
Закрепление
Педагог: А теперь давайте немного поиграем. Предлагаю вашему вниманию
Мультимедийную интерактивную игру «Что мы знаем о ТБО». (Приложение № 9). https://cloud.mail.ru/public/12540ff39f3e/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%20%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D0%BC%D1%8B%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B5%D0%BC%20%D0%BE%20%D0%A2%D0%91%D0%9E.pptm
Интерактивная игра «Что мы знаем о ТБО» построена в программе Microsoft PowerPoint с гиперссылками и триггерами. Игра запускается открытием файла Презентация. На первом слайде изображены «мусорные ведра» с номерами вопросов от 1 до 28.
Формируются 2 команды. В ходе игры каждая команда выбирает номер вопроса. Ведущий наводит курсор мыши на названную ячейку и нажимает на неё, на экране появляется вопрос, который зачитывается. (Обратите внимание! После открытия вопроса ни каких щелчков мышью не должно быть, - иначе на экране появится ответ). Команда выбирает номер вопроса, организатор наводит курсор на ведро с названным номером, на экране появляется вопрос. Команды обсуждают ответ (время обсуждения – 30 сек.) По решению капитана участник команды отвечает на вопрос.
При наведении курсора на значок «Солнышко» в правом углу слайда, происходит переход на игровое поле. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон.
Подведение итогов игры. Команда, набравшая большее количество жетонов является победителем.
Педагог: Сейчас для закрепления и проверки изученного материала – работа с тестом «Бытовые отходы». Игра «Да/нет».
(На столах карточки зеленого и красного цветов. Если ребята согласны с утверждением, поднимают зеленый знак, если нет – красный).
- Городская свалка бытовых отходов – это источник загрязнения воды, воздуха, почвы ядовитыми веществами.
- Органические (пищевые) отходы (все что гниет и разлагается) можно возвратить непосредственно в природные круговороты.
- Стекло, бумагу, консервные банки из алюминия и железа нельзя переработать для повторного использования.
- Пластиковые и пластмассовые изделия, токсические вещества, содержащиеся в ртутных лампах, батарейках переработать сложно, следовательно, чем их больше, тем лучше.
- Отходы – это сырье, из которого можно сделать новые тетради и блокноты, посуду, упаковку и т. д.
- Бытовые отходы не обязательно собирать в раздельные контейнеры.
- Если ты будешь бережно относиться к своим вещам (книгам, игрушкам и др.), это поможет решению проблемы бытовых отходов.
- Для природы будет полезней, если в вашем мусорном ведре будет много полиэтиленовых и пластмассовых изделий.
- Человечество уже сегодня вынуждено соизмерять свои желания (потребности) с возможностями природы. Человеку необходимо уменьшить свои потребности ради сохранения природы и своего здоровья.
- ТБО являются источником экологической опасности, потому что
распространяют неприятный запах и являются средой для размножения болезнетворных бактерий, насекомых и грызунов – переносчиков инфекционных заболеваний.
Рефлексия.
Слайды 44 -46. В завершение нашей экскурсии ответим на один из важных вопросов:
«Что может сделать каждый из нас для решения проблемы бытовых отходов?». Предложите основные принципы и конкретные меры по решению проблемы бытовых отходов.
Сравните свои ответы с теми, которые предлагает наш Помощник.
Старайтесь сократить количество отходов!
- Вместо предметов одноразового использования старайтесь использовать более стойкие (например, вместо пластиковой посуды – керамическую или стеклянную)
- Ненужные Вам вещи передайте нуждающимся (например, через благотворительные организации).
- При выборе покупки отдайте предпочтение товару в упаковке многоразового использования или подлежащей обработке.
- Всегда имейте с собой в сумке или портфеле матерчатую сумку с ручками для покупок.
- Повторно используйте полиэтиленовые пакеты.
- Ремонтируйте свои вещи, а не выкидывайте их.
- Сократите расходы бумаги, используя обе стороны листа.
Улучшите систему обращения с бытовыми отходами
- Сортируйте отходы и сдавайте мусор, который можно использовать повторно или перерабатывать (стеклянные бутылки, макулатуру, жестяные банки и др.).
- Пищевые отходы (особенно на садовом участке) используйте для приготовления компоста.
- Будьте культурны и дисциплинированны
- Не бросайте мусор мимо урн.
- Не оставляйте пакеты с мусором в не отведенных для этого местах (в подъездах, на улицах, во дворах).
- Не создавайте «несанкционированных» свалок вблизи жилья или садового участка.
- Не поджигайте мусор в урнах и мусорных контейнерах.
В завершение занятия ребята получают памятки «Старайтесь сократить количество отходов! (Приложение № 10). https://cloud.mail.ru/public/3QYT/j2mez8g8E
Педагог: Эти памятки вы можете распространить среди своих знакомых, соседей, одноклассников.
Фотоотчет занятия: https://cloud.mail.ru/public/N5Ac/L4j8MJ5Jm
Литература:
- Бурков, Н. А. Прикладная экология. – Киров: Вятка, 2005. – 272 с
- Козлова Е.А. конспект занятия «Бытовые отходы»
- Корешкова Г. Г. и Блохина Н. В Внимание: бытовые отходы»
- Толкачёва, Л.Ю. Свалка по имени Земля [Текст] / Т.Ю. Толкачёва // Педсовет, 2005. - №11. – С. 3 –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по теме "Бытовые отходы. Необходимость их утилизации"
занятие с учебной группой "Юные исследователи природы" (4-ый год обучения)...
Утилизация бытовых отходов
Урок для учащихся 6 класса по проблеме утилизации бытовыых отходов...
Исследовательская работа на тему:«Проблемы и решения утилизации бытовых отходов на территории района Капотня».
Исследовательская работа...
Исследовательская работа по теме: "Проблемы и решения утилизации бытовых отходов на территории района Капотня".
Исследовательская работа...
Исследовательская работа: «Проблемы утилизации твердых бытовых отходов»
В последнее время в мире экологическим проблемам стало уделяться значительно большее внимание, чем раньше. В среднем каждый человек в мире за день образует около 1 кг бытовых отходов, однако в год это...
ПРОБЛЕМА УТИЛИЗАЦИИ ТВЁРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ Д. ПУТИНЦЕВО ОМСКОГО МР Автор Боева Виктория Руководитель Евдокименко Н.А.
Проблема твёрдых бытовых отходов (ТБО) в настоящее время становится всё более актуальной. Рост населения и общее повышение уровня жизни привели к увеличению потребления товаров и, как следствие упаков...
Конспект внеурочной деятельности «Промышленные и бытовые отходы и их утилизация»
внеурочное занятие для группы...