Учебное занятие "Односоставные предложения"
методическая разработка (11 класс) по теме

Черняк Галина Михайловна

Данная тема реализуется в учебной программе "Практика выполнения тестов по русскому языку" и состоит из конспекта занятия, презентации педагога и проекта воспитанника. Занятие предполагает использование современных компьютерных образовательных средств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                               Интеллектуальный центр «Ювента»

                     

                   Дополнительное образование

                                      Курс: «Практика выполнения тестов»

                                                                                                                              9-11 классы

                                    Педагог: Черняк Галина Михайловна, 

                                               Заслуженный учитель  России

           

                                                                                                Тема:  Односоставные предложения

 

                                                                                                                         Эпиграф :

                                           

                                                                                    …поэзия валяется в траве, под ногами, так что надо только          

                                            нагнуться, чтобы ее увидеть и поднять с земли.

                                                                                                      Б. Пастернак

                                                                                  Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен  для              

                                                                                  выражения простых естественных понятий

                                                                                                                                                                     В.Г.Белинский

                                                             

               

                                               

Цель занятия:

  1. обеспечить системные знания и умения по определению  односоставных предложений и выявлению их роли в речи.
  2. отработать навык правильного применения правил  определения односоставных предложений;
  3. подготовить слушателей к выполнению тестов по теме занятия;
  4. обучить выбирать ответ на вопросы классификатора при выполнении работы в форме ГИА и ЕГЭ;
  5. повысить  качество обучения и воспитания  слушателей  через создание оптимальной структуры учебного занятия, обеспечивающего сближение  обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.

Задачи занятия:

образовательная:

  1. формирование прочных знаний об особенностях односоставных предложений;
  2. формировать практический  навык умения  слушателей находить  односоставные предложения в тексте и определять их вид;
  3. формировать навыки литературоведческого и языкового анализа  текста с целью нахождения и определения роли односоставных предложений в тексте.

развивающая:

  1. совершенствовать работу учащихся с различными источниками информации: учебными, справочными, публицистическими, периодическими – при самостоятельном освоении учебной проблемы.
  2. развивать умение учащихся осуществлять причинно-следственные связи  при анализе предложений и текста;
  3. обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме ;
  4. развивать речевые, мыслительные и коммуникативные навыки;

воспитательная:

  1. формировать целеустремленность при получении знаний;
  2. способствовать  формированию  высокой самооценки при получении знаний;
  3. учить  видеть и чувствовать красоту русской речи.

Характеристика занятия:

  1. тип занятия: совершенствование знаний односоставных предложений слушателями курса;
  2. основные средства достижения результата: предметно-ориентированная технология - технология концентрированного обучения: укрупнение одной организационной темы ( вся тема на одном занятии), многократность вариативного повторения, использование различных средств обучения;
  3. Формы организации деятельности: самостоятельная работа, индивидуальная работа ,проговаривание в парах, взаимообучение, работа в группах.

Опережающие  задания слушателям  курса

  1. Подготовить проект « Односоставные   предложения » ( 1человек )
  1. Подготовить музыкальное сопровождение урока (1 человек).

Оборудование:

  1. Экран, проектор
  2. Телевизор и видеомагнитофон
  3. Выставка литературы по теме занятия
  4. Таблицы или памятки (  на усмотрение педагога и для индивидуальной самостоятельной работы )        
  5. Раздаточный материал ( презентация  «Односоставные предложения», тексты, задания для практической работы, тематические тесты) ,
  6. Иллюстрации для творческой работы
  7. Музыкальное сопровождение:

Оформление доски:

План занятия:  

  1. Вступительное слово педагога о теме, целях и задачах занятия.
  2. Особенность и трудность изучения односоставных предложений – вводная лекция педагога.
  3.  Односоставные предложения – теория ( лекция слушателя – выборочная презентация теории проекта «Односоставные предложения»).
  4. Самостоятельная работа слушателей с полной  презентацией «Односоставные предложения».
  5. Практическая работа в парах  и группах : решение тестов №1 и №2.
  6. Исследование текстов – практикум  №2. – работа в парах – самостоятельная работа.
  7. Защита исследовательских  проектов.
  8. Творческая работа (составление  авторских тематических тестов на основании   рабочих материалов исследования): работа в группах
  9. Подведение итогов.

             

Проблемный вопрос занятия:

Односоставные предложения

любят поэты,

часто

используют писатели,

да и в разговорной речи

мы используем их довольно часто.

Любят и часто используют  односоставные

предложения  почему?

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Организационный

Цель: создать психологический  климат занятия и подготовить слушателей к работе над текстами о природе.

2.Цель: подготовить слушателей к восприятию  объема учебного материала и  подготовить психологически к работе над сложной темой синтаксиса простого предложения.

3.Цель: познакомить учащихся с последовательностью работы  на занятии и дидактическими  материалами темы занятия.

1.  Добрый день, друзья. Я рада  всех вас видеть на занятии.

  Опять дожди, опять туманы,

  И листопад, и голый лес,

  И потемневшие поляны,

  И низкий серый свод небес, -  говорит  С.Аксаков. Ему вторит Иван Бунин:

   Не видно птиц. Покорно чахнет

   Лес, опустевший и больной.

    Грибы сошли, но крепко пахнет

    В овраге сыростью грибной.

 Как точно передано настроение человека с приходом осени. Мы удивляемся чуду родной речи. Чингиз Айтматов утверждал, что «только  родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может наполнить душу поэзией, рожденной опытом народа, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости, доставить эстетическое наслаждение многомерностью и многозначностью языка предков».

  И рощи запустелые

  Мне глухо шепчут вслед,

  Что скоро мухи белые

  Закроют белый свет…

     ( М. Исаковский).  Вы слушали меня с большим вниманием и  не анализировали, как созданы эти простые, но милые нашему сердцу строки. А созданы они  при помощи разнообразных видов предложений, но с преобладанием односоставных. Их любят поэты, часто используют писатели, да и в разговорной речи мы используем их довольно часто. Да, любят и часто используют, а почему -  мы ответим  при завершении нашего занятия, когда уясним все признаки односоставных предложений и их особенности.

2. Вводная в тему лекция педагога ( погружение в тему)

Задание: составьте опорный конспект о трудности изучения видов односоставных предложений.

      Мы будем  много работать самостоятельно, погружаясь в тему: «Односоставные предложения».

      Едва  ли не  труднейшим в русском синтаксисе простого предложения  представляется вопрос об односоставных  предложениях. Первая трудность, как известно, -  в понимании сущности главного члена  этих конструкций: если в двусоставном предложении подлежащее выделяется через его противопоставление сказуемому, а сказуемое – через противопоставление подлежащему, то в односоставном предложении этого нет. Присутствует лишь один главный член , который формально, в зависимости от того, чем выражен, напоминает подлежащее или сказуемое. Некоторые ученые называют такой член предложения недифференцированным главным членом односоставного предложения. Но  названию такому члену предложения пока что нет. Значит, рассматриваем имеющийся главный член как или сказуемое,  или подлежащее.

     Поскольку односоставное предложение  как единица речи представляется  весьма сложной семантико-структурной микросистемой. Определение его типа должно строиться на комплексном анализе, выяснении всех логических, морфологических, синтаксических характеристик и деталей.

Сегодня нас волнует вопрос практического разграничения типов односоставных предложений, особенно в случаях совпадения грамматических форм главных членов предложений.

3.Работа над целевой установкой урока:

Цель занятия:

  1. обеспечить системные знания и умения по определению  односоставных предложений и выявлению их роли в речи.
  2. отработать навык правильного применения правил  определения односоставных предложений;
  3. подготовить слушателей к выполнению тестов по теме занятия;
  4. обучить выбирать ответ на вопросы классификатора при выполнении работы в форме ГИА и ЕГЭ;
  5. повысить  качество обучения и воспитания  слушателей  через создание оптимальной структуры учебного занятия, обеспечивающего сближение  обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.

Задачи темы  мы будем решать по ходу  занятия.

План занятия:

  1. Вступительное слово педагога о поэтическом применении односоставных предложений.
  2. Особенность и трудность изучения односоставных предложений – вводная лекция педагога.
  3. Односоставные предложения – теория ( лекция слушателя – выборочная презентация теории проекта «Односоставные предложения»).
  4. Самостоятельная работа слушателей с полной  презентацией. Контрольная работа «Односоставные предложения».
  5. Практическая работа в парах  и группах : решение тестов №1 и №2.
  6. Составление текстов по иллюстрации – практикум  №2. – работа в парах – самостоятельная работа.
  7. Проверка индивидуального задания.
  8. Защита  текстов.

  1. Подведение итогов.

Приветствуют педагога

 Приглашение к диалогу, к совместным размышлениям

Проблемная ситуация урока:

работают с оформлением занятия на информационных стендах кабинета

Ответы по цепочке с дополнением (коллективная работа).

2.Работают в тетради:  число, тема. Составление опорного  конспекта (индивидуальная работа):

А).Трудная тема  русского языка  в синтаксисе простого предложения.

Б). 1 трудность – в понимании сущности главного члена предложения.

В). 2 трудность - фактически, это нечто иное, чем подлежащее или сказуемое. Но нового названия нет. Следовательно, пользуемся известными терминами.

Г). Односоставное предложение   представляется  весьма сложной семантико-структурной микросистемой. Определение его типа должно строиться на комплексном анализе.

 Д). Нас должен волновать  вопрос практического разграничения типов односоставных предложений.

3. Знакомство с индивидуальной дидактической папкой занятия.

5 мин

10мин.

Актуализация знаний учащихся:

Цель:

  1. конкретизировать

знания учащихся по теме занятия с целью точного понимания уровня имеющих знаний  темы   для правильного вывода по проблемам и задачам занятия;

  1. оценить

готовность учащихся к пониманию основных проблем занятия;

  1. выявить уровень понимания особенностей односоставных предложений.

4.1Размышление об имеющихся знаниях слушателей  об односоставных предложениях. Корректировка знаний.

Демонстрация теории через презентацию «Односоставные предложения» - выборочная презентация (слайды № 1 -31)

4.2.Вопросы  педагога  на выявление уровня  понимания темы занятия.

4.2.1.Чем отличается двусоставное предложение от односоставного?

4.2.2.Можно ли утверждать, что неполными  могут быть  и односоставные и двусоставные предложения ?

4.2.3. Достаточно ли определения наличия только подлежащего или  только сказуемого для утверждения односоставности  предложения?

 4.1 Применение имеющихся знаний.

 Слушают, анализируют, выполняют задания, корректируют знания.

4.2.2. Да, можно.

Если в предложении грамматическая основа представлена двумя главными членами, такое предложение двусоставное. Если грамматическая основа представлена одним главным членом, подлежащим или сказуемым, нужно смотреть

а) необходим или нет второй главный член предложения для понимания смысла предложения и

6) есть ли в предложении члены предложения, которые указывают на необходимость другого главного члена.

Если второй главный член необходим для понимания смысла предложения и  есть члены предложения, указывающие на его необходимость, то такое предложение двусоставное неполное.

Например: Не раз проходил тут, занятый разговорами и суетными мыслями. Проходил — кто? - я ? - о н ? - т ы ?.

И только по тексту понятно;     опущенное подлежащее

- я. Это предложение двусоставное,  неполное.

Если второй главный  член  не нужен для понимания смысла предложения:

И вот опить иду по ней... (форма глагола-сказуемого указывает только на первое лицо - я), то предложение односоставное полное.

4.2.3. Нет. Недостаточно. Нужно анализировать , чем выражено сказуемое ( форма  глагола-сказуемого, лицо, число, наклонение, окончание).

60 мин

10 мин.

5.Цель:

  1. освоить основные признаки односоставных предложений на практическом материале

  1. расширить

представление слушателей об односоставных предложениях в сопоставлении с двусоставными предложениями и полными – неполными

  1. совершенствовать

знания слушателя  через задания уровня С ( углубленный)

6.Цель: корректировка знаний по нахождению

главных членов предложения и определению вида односоставных предложений.

7.Цель: углубление  знаний слушателей по структуре  односоставных предложений и их роли в предложении и тексте.

8.Цель: корректировка знаний по лексическому значению частей  односоставных предложений;

отработка умения расставлять знаки препинания . используя семантику

 односоставных предложений.

10.Цель: контроль правильности понимания  семантики односоставного предложения. Углубление знаний по теме занятий.

11. Цель : применение знаний в нестандартной обстановке;

умение формулировать вопросы, используя теорию  односоставных предложений;

умение работать в группе, используя рефлексивный диалог.

12.Цель: расширить знание  слушателей курса  о постановке знаков препинания  в сложном бессоюзном предложении

13.Цель: подвести итог занятия, подготовить слушателей к выполнению домашнего задания в форме теста .

14. Цель: побудить учащихся к осознанному труду над проблемами подготовки к итоговому испытанию в формах тестового контроля.

 

5. Изучение  односоставных предложений через практический материал –  контрольная  работа в презентации

 « Односоставные предложения».

Выполняя практические задания, помните слова В.Г.Белинского: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий

Педагог:

Вы , друзья, с темой занятия знакомы из школьного курса и сегодня на занятии прослушали теорию вопроса. Сейчас мы будем совершенствовать знания  односоставности предложений, выполняя задания презентации и внося результаты в  «Лист контроля» (приложение №1), который покажет уровень освоения темы.  Вы  можете  освоить эту тему и не испытывать трудности при выполнении тестовых заданий. Но для этого нужно желание и труд. В случае затруднения вы можете обратиться к товарищу в группе, педагогу, использовать таблицы и  справочные пособия. Желаю  всем успеха.

5.1 Индивидуальное задание для слушателя, подготовившего презентацию «Односоставные предложения»  слайд № 13

Односоставные предложения любят поэты, часто используют писатели, да и в разговорной речи мы используем их довольно часто. Любят и часто используют  односоставные предложения  почему.?

Задание: Составь таблицу «Роль односоставных предложений  в тексте». Подберите примеры на каждый тип односоставного предложения. Выделите признаки, характеризующие каждое из предложений.

Таблица «Роль односоставных предложений  в тексте»

Грамматическая основа

предложения

Значение реальности/нереальности, времени, лица

Наличие/отсутствие зависимых слов при главном члене

Значение предложения, форма главного члена

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Проверка результатов работы над презентацией.

Заполнение  «Листа контроля работы группы» (приложение №2)

Фи

Тест №1

Тест №2

к/в

№3.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Е

вып.

7. Проверка выполнения  индивидуального задания

8. Практикум №2- Составление текстов по иллюстрации  – работа в парах – самостоятельная работа.

парная работа слушателей (слайды № 17 и 18)

10. Проверка выполнения  индивидуального задания

 (слайд № 19 ) – углубление знаний по теме занятия.

11. Проверка  составления текста по иллюстрации.

12. Ответ на проблемный вопрос(диагностический вопрос понимания роли односоставных предложений в  тексте,  слайд № 20)

Односоставные предложения

любят поэты,

часто

используют писатели,

да и в разговорной речи

мы используем их довольно часто.

Любят и часто используют  односоставные

предложения  почему?

13   Перед вами 3 теста. Проанализируйте формулировки заданий  по классификатору при оценки  знаний в форме  ГИА и ЕГЭ по теме «односоставные предложения».

14. Заключительное слово педагога:

Послушайте, как точна, доступна и прекрасна речь с использованием односоставных предложений:

 Плетемся по грибы.

 Шоссе, Леса, Канавы.

Дорожные столбы

Налево и направо.

С широкого шоссе

Идем во тьму лесную.

По щиколку в росе

Плутаем врассыпную.

         (Б.Пастернак)

А  вот  как возвышенно воспел осенний вечер Ф.Тютчев:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный легкий шелест.

Туманная и тихая лазурь

Над грустно сиротеющей землею.

И как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый  холодный ветр порою.

Ущерб, изнеможенье -  и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

     Отличие поэта от обыкновенного человека состоит в том, что поэт изначально переживает и чувствует все, что под воздействием созданных им образов может пережить и почувствовать обыкновенный человек.

     Умейте замечать красоту нашей речи.                                                                     «…поэзия валяется в траве, под ногами, так что надо только  нагнуться, чтобы ее увидеть и поднять с земли» (Б. Пастернак)

 

  1. Побуждение слушателей  к поиску аргументов через понимание сути  односоставности предложений.

Учащиеся работают с персональным  компьютером над презентацией

« Односоставные предложения». Слушатель может работать в  темпе, характерном для него (данный этап работы можно организовать исходя из возможностей оснащения кабинета)

Слушатели  работают индивидуально

в      презентации. заполняют выполнения  на слайде №16 (их можно вынести в конец презентации для увеличения самостоятельности и объективности контроля).

5.1. Индивидуальное задание

 углубленного уровня (приложение №3).

 

6.Коллективная работа над осмыслением  результатов самостоятельной работы. Анализ результатов  контрольных тестов №1 и №2.

 Применение диалоговой технологии мотивационного типа. Аргументированные ответа на понимание причин ошибки.

Учащиеся размышляют, аргументируют свои ответы.

Слушатели побуждаются к пониманию  отличий односоставных предложений как по наличию одного главного члена предложения, так и форм главного члена предложения (форма глагола-сказуемого, время, лицо, число, наклонение  ).

 

7. Монологический ответ слушателя  с демонстрацией таблицы.

Слушатели  работают с текстом.

8. Самостоятельная работа  воспитанников. Применение знаний (односоставные предложения) при составлении текста.

10. Фиксируется внимание слушателей  на умении производить разбор односоставных предложений с позиции из значений и художественно-выразительных средств. ( приложение 3)

11. Комментированные ответы слушателей.  Развернутое монологическое высказывание фиксирует внимание на правильности понимания сложности  односоставных предложений.

Слушатели дополняют, комментируют ответы, проявляют заостренное внимание к высказыванию, что обеспечивает продолжение диалога по теме занятия. Приглашение к совме6стному действию – поиску ответа.

12.

  1. Назывные предложения широко используются в художественной литературе, особенно в поэзии. С помощью  назывных предложений создаются лаконичные и выразительные картины.
  2. В неопределенно-личных предложениях подлежащее только подразумевается, оно неопределенно, так как говорящего в таких случаях интересует лишь совершаемое действие, а не его исполнитель.
  3. Обобщенно-личные предложения придают речи точность и меткость выражений.
  4. Безличные предложения имеют несколько разновидностей. По значению они делятся на подгруппы, обозначающие:

  -  стихийные явления;

 - состояние человека;

 - долженствование, волеизъявление;

 - бытие.

Повествование в таких предложениях лаконично.

13. Ознакомление с различными формулировками заданий в форме ГИА и ЕГЭ. Решение тестов по классификатору.

Применение знаний в нестандартной ситуации, самореализация слушателей  Моделирование вопросов для тестового контроля усвоения темы.

14. Восприятие монологической речи педагога. Внутренний диалог слушателя занятия

90 мин.

 

8 мин.

10 мин.

20 мин.

10 мин.

10 мин

20 мин

12 мин.

15 мин.

3 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Односоставные предложения Автор : Ломоносов Дмитрий 8 класс

Слайд 2

Введение Цель: подготовить презентацию теории и практики для самостоятельного освоения темы русского язык : «Односоставные предложения»

Слайд 3

Темы для обсуждения Отличие двусоставных предложений от односоставных Виды односоставных предложений Определенно-личное предложение и его особенности Неопределенно-личное предложение и его особенности Обобщенно-личное предложение, построение и употребление Безличное предложения Назывное( номинативное) предложение и его роль в тексте. Практика применения теории ( практические упражнения, тесты) Контрольные вопросы Контрольный тест

Слайд 4

Характеристика предложения 1. По грамматической основе - простое (одна грамматическая основа); - сложное (две или более грамматических основы) 2. По цели высказывания - повествовательное (содержится сообщение); - вопросительное (содержится вопрос); - побудительное ( содержит приказ, просьбу) 3 . По интонации - невосклицательное; - восклицательное 4. По составу двусоставное (есть оба главных члена предложения); - односоставное (есть только один главный член предложения – либо сказуемое, либо подлежащее) 5. По наличию второстепенных членов - нераспространенное (только главные члены предложения); - распространенное (есть главные члены предложения и второстепенные) 6. Чем осложнено - неосложненное; - осложнённое (ОЧП, обращением, вводными словами(предложениями),обособленными членами предложения( определениями, обстоятельствами) ).

Слайд 5

2. Отличие двусоставных предложений от односоставных ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОДНОСОСТАВНЫЕ- ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ ТОЛЬКО ОДИН СОСТАВ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ- ПОДЛЕЖАЩЕЕ ИЛИ СКАЗУЕМОЕ ДВУСОСТАВНЫЕ- ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДВУМЯ ГЛАВНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ –ЭТО ОТРЕЗОК РЕЧИ, ИМЕЮЩИЙ ЗАКОНЧЕННОСТЬ МЫСЛИ

Слайд 6

2. Отличие двусоставных предложений от односоставных

Слайд 7

Материал для наблюдения Задания: Определите двусоставные и односоставные предложения. Найдите распространенные и нераспространенные предложения (1)Поздняя ночь.(2)Море шумит за окном. (3)Дует норд-ост. (4)Ночной дождь висит над Севастополем непроницаемым дымом. (5)За окном ничего нет. (6)Только встревоженная вода…. и теплая осенняя ночь. (7)Я прислушиваюсь. (8)Слышны шаги по набережной и хриплый разговор рыбаков. (К.Паустовский )

Слайд 8

Проверьте правильность ответов двусоставные предложения – 2,3,4,7,8 односоставные предложения – 1,5,6 распространенные предложения-2,4,5,6,8 нераспространенные предложения- 1,3,7

Слайд 9

Виды односоставных предложений назывные Неопределенно- личные Односоставное предложение Определенно- личные безличные Один главный член предложения- сказуемое Один главный член предложения- подлежащее Обобщенно- личные

Слайд 10

Материал для наблюдения Задания: Определите двусоставные и односоставные предложения Разделите односоставные предложения на два вида по наличию одного из главных членов предложения: подлежащего или сказуемого 1).Выше головы носа (не) поднимай. 2) Ра(с,сс)вело. 3)Отдыхать нам (не)когда. 4) Мне хочет…ся научит…ся играть на г…таре.5) Зам…лчать! 6) (В) далеке т…нулась у…кая п…лоса убегающего (в)даль пол…тна железной дороги. 7) Тебе в этой ситуац…и можно ра(с,з)считывать только на себя. 8) На улиц… было тихо. 9) Приятно чу…ствовать себя увере(н,нн)ым. 10) Слезами горю (не) поможеш…. 11) И что тебе дома не с…дится. 12) Вечереет. 13) Соб…раемся завтра уезжать. 14) Мне надоело с…деть у окна. 15) ( От)сюда открывался д…лекий г…ризонт. 16) В м…газине (не) было подходящего мне п…льто. 17) В жарко натопле(н,нн)ой горнице ц…рила полная тиш…на. 18) Всех дел разом (не) переделаеш…19)В селе было сумрачно. 20) Клонило (в) дремоту. 21) Сугробы намело выше окон. 22) Лето на исходе. 23) Тихий (без, с)молвный лес.

Слайд 11

Алгоритм рассуждения определения вида односоставного предложения: нахожу грамматическую основу смотрю: односоставное или двусоставное предложение если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое если сказуемое, то определяю, чем оно выражено(форма глагола, лицо, число, время, наклонение) и по таблицам определяю вид односоставного предложения если подлежащее - только назывное

Слайд 12

Проверьте правильность ответов двусоставные предложения -6, 17, 22 односоставные предложения -1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,18,19,20,21,23, односоставные предложения с главным членом предложения – сказуемым - односоставные предложения с главным членом предложения – подлежащим – нет нераспространенное предложение- 2, 5,20

Слайд 13

Односоставное предложение с главным членом предложения - сказуемым Определенно- личными предложениями называются такие предложения, в которых главный член выражается формой глагола 1-го или 2-го лица настоящего или будущего времени( единственного или множественного числа) изъявительного наклонения или формой повелительного наклонения. Такие предложения не нуждаются в подлежащем, т.к. личные окончания глаголов совершенно четко указывают на действующее лицо (я, ты, мы, вы) Примечание. Такие предложения являются полными, так как имеющийся главный член заключает в себе и содержание отсутствующего.

Слайд 14

Определенно- личные предложения – (я, ты, мы, вы ) Способы выражения сказуемого Примеры Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, первое лицо Люблю тебя, Петра творенье (я).Уж не увидимся больше( мы) Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, второе лицо Восхищаешься чугунным узором оград (ты). Не хотите ли чаю? (вы) Глагол, повелительное наклонение, второе лицо Красуйся , град Петров Идите, выполняйте приказание

Слайд 15

Материал для наблюдения Задание Сделайте анализ определенно-личных предложений. Дайте общее определение. Укажите значение лица, времени и наклонения глагольного сказуемого. Распределите предложения в таблицу предыдущего сайта. 1. Надевайте же коньки и давайте кататься вместе (Л. Т.). 2. Начинаю понемножку оправляться от безденежья, хотя все-таки денег нет (Ч). 3. Приготовь ей уток, зажарь... (М. Г.) 4. Чай пить будете? (М. Г.) 5. Не смущай меня возражениями (М. Г.). 6. А техникой не интересуетесь? (М. Г.)1. Выбирайся, говорит, из хаты в двадцать четыре часа со всеми своими потрохами (Купр). 8. Итак, приступим к протоколу. Начинаем с ваших ценных показаний о Рагозине (Фед.). 9. Давайте, знаете, поговорим попросту. Вы сядьте. Сядьте, сядьте (Пап.). 10. И не понимаю, и сержусь (Сим.). 11. А ну, повернись-ка! (Сим.)

Слайд 16

Заполните таблицу Способы выражения сказуемого Примеры Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, первое лицо Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, второе лицо Глагол, повелительное наклонение, второе лицо 1,3,

Слайд 17

Неопределенно-личные предложения- это…. и обозначают действие, совершаемое неопределенными лицами Способы выражения сказуемого Пример Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, третье лицо, множественное число Ведут ко мне коня В дверь позвонили. (Они. Кто именно- неизвестно.) Глагол, изъяснительное наклонение, прошедшее время, третье лицо, множественное число Потом его в степи без чувств нашли Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода

Слайд 18

Материал для наблюдения Задание Проанализируйте неопределенно-личные предложения. Укажите, чем создастся неопределенность лица в этих конструкциях. Распределите предложения в таблицу предыдущего слайда. 1. Новые платья сняли, велели надеть девочкам блузки, а мальчикам старые курточки и велели закладывать линейку (Л. Т.). 2. .. .На другой день после удара к6язя повезли в Богучарово (Л. Т.). 3. -А из города приехали? -спросил Левин у Кузьмы. -Только что приехали, разбираются (Л. Т.). 4. За перегородкой пошептались и замолкли (Л. Т.). 5. Ребенка вынули на одной руке из ванны, окатили водой, окутали простыней, вытерли и после пронзительного крика подали матери. (Л. Т.). 6. Это стихотворение в прозе, со временем к нему напишут музыку М.Г.). 7. Зачислили их в танковые войска и послали в бой (А.Н. Т.). 8. Вот мы тут разговариваем, а может, за нами уже поглядывают (Фед.). 9. Ждали со дня на день конца навигации... (Фед.) 10. Единогласно постановили оставить Бортникова на мельнице (Никол.). 1 1. Захлопнув за гостями дверь, она сказала недовольно: -В воскресенье и то с делами прибегают (Кетл.). 12. Вот школа. Ее только что поставили (Пап.).

Слайд 19

Заполните таблицу Способы выражения сказуемого Пример(№ предложения) Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, третье лицо, множественное число Глагол, изъяснительное наклонение, прошедшее время, третье лицо, множественное число

Слайд 20

Обобщенно-личные предложения- это……..( можно подставить слово «все» ) Чем выражен главный член предложения Примеры глагол в форме 2-ого лица изъявительного наклонения (предложение носит характер поговорки, афоризма, обобщения) Любишь кататься- люби и саночки возить. (Ты) глагол в форме 2-ого лица повелительного наклонения (предложение носит характер поговорки, афоризма, обобщения) Береги платье снову (ты) глагол в форме 3 -ого лица изъяснительного наклонения (предложение носит характер поговорки, афоризма, обобщения) Цыплят по осени считают. (Они)

Слайд 21

Материал для наблюдения Задания: Рассмотрите примеры обобщенно-личных предложений. Укажите значение лица, времени, наклонения, распределите предложения в таблицу предыдущего слайда 1. Глупому в поле не давай воли (Даль). 2. Встанешь, бывало, поутру и словно с горы на салазках покатишься. Смотришь, уж и примчался к концу (Г.). 3. Заберешься, бывало, в яблочный сад в самую середину высокой заросшей густой малины (Л. Т.). 4. Идешь по улице, все на тебя смотрят (Остр.). 5. Муха не волк, из ружья не убьешь, а надоест хуже волка (М. Г.). 6. Бывало, зайдешь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь... (Пришв) 7. От дела работой не отделаешься, от сказанного слова не отвяжешься (Поел.). 8. Человека ценят не по годам, и не по деньгам, а по разуму (Поел.). 9. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки (Поел.). 10. Снявши голову, по волосам не плачут (Поел.). 11. Ума и морем не купишь (Поел.).

Слайд 22

Заполните таблицу Чем выражен главный член предложения Примеры глагол в форме 2-ого лица изъявительного наклонения (предложение носит характер поговорки, афоризма, обобщения) глагол в форме 2-ого лица повелительного наклонения (предложение носит характер поговорки, афоризма, обобщения) глагол в форме 3 -ого лица изъяснительного наклонения (предложение носит характер поговорки, афоризма, обобщения)

Слайд 23

Безличные предложения- это…. Сказуемое может выражаться: Примеры 1) безличный глагол(указывает на состояние природы или человека); Смеркается. Мне нездоровится. 2) НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ На улице не было ни души 3) НФГ Мне не вернуть этих снов 4) личный глагол+ НФГ От радости хотелось петь. 5) над нужно можно + НФГ нельзя трудно Надо серьёзно подумать над этим. Мне нужно действовать. Трудно стало дышать. 6) категория состояния (указывает на состояние природы или человека Сегодня на улице морозно. Мне скучно 6) краткое причастие В комнате не убрано.

Слайд 24

Материал для наблюдения Задания: Укажите, чем выражен главный член безличных предложений. Выясните их значение. 1. Не спится, няня: здесь так душно! (П.) 2. Петрушке приказано было оставаться дома, смотреть за комнатой и чемоданом (Г.). 3. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов (Л.). 4. Ему уже не хотелось уезжать (Гопч.). 5. Не сидится в хате тесной, не лежится на печи (Я.) 6.Прозвучало над ясной рекою, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немою, засветилось на том берегу (Фет). 7. Завтра уже поздно, поздно (Дош.). 8. На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение .9. Светает все более (Кор.). 10 Просто мне нездоровилось это время (Купр.). 11. После дождя туманно (А. Н. Т.). 12. Мне выгоднее всего было бы остаться при вашей больнице как местному врачу (Фас).). 13. Вечерело (Павл.). 14. Медлить нельзя ни одного дня, ни одного часа: за промедление и нерешительность можно поплатиться головой (Буб.). 15. Мишку как ветром сдуло с лавки (Шол.). 16. Кругом ни души. Пустынно и мертво (Семушк.). 17.А на дворе давно уж побелело (Тр.). 18. В этот час было совсем тихо,- ни шагов, ни звуков копыт (Л. Т.). 19. В начале улицы еще было ветрено... но в середине деревни стало тихо, тепло и весело (Л. Т.). 20. Страшно не страшно, а на душе как-то строго (Леек.). 21. ...Во рту сухо и противно от металлического вкуса (Ч.). 22. Здоровьем, свежестью, бессознательным счастьем веяло от нее (М. Г.). 23. Было стыдно рассказывать о том, что произошло у него с сыном (М. Г.). 24 … .Придавило их [холмы братских могил] дождями, позамело сыпучим снегом (Шол.). 25. Можно быть скромным, не будучи мудрым, но нельзя быть мудрым, не обладая скромностью (Поел.). 26. Раз приготовлено, надо есть (Лося.).27. Вам не видать таких сражений! (Л.) 28.Синевы между ними уже не видать. (Т.)29. Чем мне было удержать его, вернуть, спасти? (Ч.)

Слайд 25

Дополните таблицу № предложений Сказуемое может выражаться: Примеры ( Дополните таблицу № предложений) 1) безличный глагол(указывает на состояние природы или человека); Смеркается. Мне нездоровится. 2) НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ На улице не было ни души 3) НФГ Мне не вернуть этих снов 4) личный глагол+ НФГ От радости хотелось петь. 5) над нужно можно + НФГ нельзя трудно Надо серьёзно подумать над этим. Мне нужно действовать. Трудно стало дышать. 6) категория состояния (указывает на состояние природы или человека Сегодня на улице морозно. Мне скучно 6) краткое причастие В комнате не убрано.

Слайд 26

Назывными называются предложения……. Разряды назывных предложений Наименование разряда примеры бытийное Удары, лязг, вопли, плеск воды, разрывы ручных гранат указательное Вот розовая башня Страстного, вот и Пушкин! назывное Аптека. Улица Тверская.

Слайд 27

Материал для наблюдения Задание. Определите разряды назывных предложений . Отграничьте конструкции, которые по форме совпадают с номинативными предложениями, но не являются ими. 1.Ахти, ребята, вор! (Кр.) 2. Заклад! А где мне взять заклада... (Я.) 3. Остроносая девица с пышной, трагически растрепанной прической назвала себя: - Варвар Антиповна (М. Г.). 4. - Вот он, журнал, - сказал Колтунов, победоносно взмахнув пакетом (М. Г.). 5. Русский характер! Поди-ка опиши его (Л. Н. Г.) 6. Жара. Безветрие. Черепичные крыши Константинополя выцвели (А. И. Ц) 7. Летнее утро. В воздухе тишина ( V .). 8. Ни тени, ни ветерка!.. Открытое беспощадному солнцу шоссе. Податливый, плавящийся асфальт под ногами. Знакомый подъезд. Вестибюль в два света, похожий на шумный большой вики (Сур к.}. 9. Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Полесье. Окопы над болотом, поросшие ольхой. Впереди проволочные заграждения (Шол.). 10. Ночью Коростелев проснулся - по крыше постукивает реденько: тук... тук... тук... Дождик?! Прыжком с постели - к окну, высунул руку: дождик? (Пан.) 11. Вот, как говорят, не чаяли, не гадали, в тылу немецком оказались. Ну что ж, война (Сим.). 12. Десять часов. Ласковый весенний день.

Слайд 28

Давайте обобщим! ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Какое предложение называется односоставным? Каковы виды односоставных предложений? Чем отличаются определенно-личные предложения от неопределенно-личных и обобщенно-личных? Какое предложение называется безличным? Каковы основные группы безличных предложений по выражению в них главного члена? Каковы особенности, разграничивающие неполные предложения от односоставных? Какие односоставные предложения называются назывными? Каковы разряды назывных предложений? Какова роль односоставных предложений в тексте?

Слайд 29

Давайте обобщим! Односоставные предложения сказуемные Подлежащные личные безличные Нет указания на производителя действия, Сказуемое обозначает Есть указание на производителя действия, который известен - говорящий или собеседник неизвестен -кто-то обобщен -любой, всякий, каждый явления природы, ………. Бытийные указательные назывные сказуемое выражено глаголом в форме 1 и 2л. ед. и мн.ч.: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою (П.). ОПРЕДЕЛЁННО- ЛИЧНОЕ сказуемое выражено глаголом в форме 3 л. мн. ч. наст., буд. или в форме лрош. вр.: Очень ужу наев классах шуметь любят (Чехов). НЕОПРЕДЕЛЁННО- ЛИЧНОЕ сказуемое выражено глаголом в форме 2 л. ед. ч. или 3 л. мн. ч. с обобщенным значением: Цыплят по осени считают; Что посеешь, то и пожнешь. ОБОБЩЁННО- ЛИЧНОЕ Как пахнет грибами! - состояние человека: Мне грустно; — желательность, возможность/невозможность, необходимость действия: Мне пора домой; Быть грозе!; Охотиться еще можно было', - указание на отсутствие чего-либо: Луны не было на небе; Лесу нет конца. Грубиян, право, грубиян.Пугалище (Пан) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок). Большая пригородная слобода(Ч) назывные Наличие, существование предмета или явления

Слайд 30

Материал для наблюдения Задания Определите типы односоставных предложений. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (1)Об…яснить это явление (не) трудно. (2)Вечереет.(3)В селе было сумрачно. (4)Кл..нило в дремоту. (5)Дым из труб прижимало к земле. (6)Разбуди меня завтра рано, засвети в нашей горн…це свет. (7)Проселочным путем люблю скакать в телег….(8)Мне надо ехать к к…менданту.(9) Вам (не)видать таких сражений. (10)Ч…стоколы,к…лючки, тр…ншеи и рвы.(11)В глазах у меня пот…мнело.(12)Ему зах…телось ехать к Плюшкину.(13) Калинин Сергей Федорович- инж…нер, хороший радист, к…ндидат географических наук.(14)Бе..пощадней огня нет врага.(15)Сугробы намело выше окон. (16) Уже совсем ра(с,сс)вело. (17)В жаркий день в поле тихо. (18)Зима. (19)Уж заб…лелось на восток.(20)Вот и она сама. (21)Не расти траве после осени, не цв..сти цветам зимой по снегу. (22)Морозный день, конец декабря. (23)Ул…теть бы вольной птицей от всех вас.(24)Мосту этому не быть живу.

Слайд 31

Дополните таблицу № предложений Определенно-личные- Неопределенно-личные Безличные- Обобщенно-личные Назывные

Слайд 32

Контрольная работа Задание. Укажите и докажите типы односоставных предложений: 1) определенно-личные; 2) неопределенно-личные; 3) обобщенно-личные; 4) безличные; 5) назывные. 1. Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести (П.). 2 Кончаю! Страшно перечесть... Стыдом и страхом замираю... (П.) 3. В глазах у меня потемнело (Л.). 4. Не гляди же с тоской на дорогу... (Я.) 5. Пьера с другими преступниками привели на правую сторону Девичьего поля, недалеко от монастыря, к большому белому дому с огромным садом (Л. Т.). 6. Передняя. В углу ломберный столик. На столике лист серой казенной бумаги, чернильница с пером и песочница (Ч.}. 1. Очень уж шумят у нас в классах (Ч.). 8. Да разве любят за что-нибудь? Любят так, просто! (М. Г.)9. Уж сильно завечерело (М. Г.). 10. Тот же вечер. Конец улицы на краю города. Последние дома, обрываясь внезапно, открывают широкую перспективу: темный пустынный мост через большую реку (Ее.). 11. На заводе все благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича (Куир.). 12. Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан. Навстречу шли эшелоны (Пауст.). 13. Пахло сеном, созревающими хлебами, медом, полынью (Фас).). 14. Ночь. Дачный поселок точно вымер. Тявкает собака. Шаги. Силуэт патруля (Гайд.). 15. - Почему сидишь, дорогой? Нехорошо, пойдем (Сим.). 16. Слушайте боевой приказ (Каз.). 17. Век живи, век учись (Поел.). 18. Напишешь - не сотрешь, выпустишь - не поймаешь (Доел.). 19. Цыплят по осени считают (Поел.).(20) Белые , с прожилками черных скал, пустынные берега. Низкое, в снеговых тучах небо. Сизое, кипящее волнами, студеное море. (И. С.-М.)(21) Притаился зверек и не бежит никуда. Руку протяни- достанешь. (Степ.)

Слайд 33

Дополните таблицу № предложений определенно-личные – неопределенно-личные- обобщенно-личные- безличные- назывные -

Слайд 34

Контрольный тест № 1 по теме : «Односоставные предложения. Типы односоставных предложений» Примечание: обратите внимание на формулировку заданий 1. Укажите односоставное предложение а) Вечерний час. б) В долину тень сползла. в)Стены серы. 2. Найдите односоставное предложение а) Ночь, улица, фонарь, аптека. б) Кругом все колышется. в) Рано наступает темнота. 3 Укажите назывное предложение а) Звенят куранты. б) Полночь. Снегопад. в) Наступила зима 4.Укажите назывное предложение а) Поздно вечером в школе пусто. б) Звезды в снежной вышине. в) Все сделано из чистого серебра. 5. Укажите верную характеристику предложения Из песни слова не выкинешь. а) назывное б) неопределенно-личное в) определенно-личное г) безличное.

Слайд 35

продолжение 6. Укажите определенно-личное предложение а) Стою под солнцем. б) Весенняя ночь стояла над горами в) Весенняя ночь. 7. Укажите определенно-личное предложение а) Чувствуешь, как сам оживаешь. б) Она хотела бы поскорей уехать в деревню. в) Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. 8. Укажите неопределенно-личное предложение. а) Дни поздней осени бранят обыкновенно. б) Иду засохшим ельником, бугром. в) Идешь по дороге и только успеваешь отвечать на приветствия 9. Укажите неопределенно-личное предложение а) Идем вдоль аллеи. б) Идешь по дороге и думаешь. в) Идут по дороге и думают. 10. Укажите безличное предложение. а) Вот смеркалось.б) Три дня все поиски по нем напрасны были. в) Искру туши до пожара.

Слайд 36

продолжение 11. Укажите безличное предложение а) К обедне ходят по звону. б) Ночь светла. в) Сегодня работается хорошо. 12. Найдите в тексте односоставное безличное предложение и напишите его номер. В ночные часы я открывала свой дневник.(2) Сколько здесь накопилось! (3) По всем страницам разливались, как реки в половодье, разные монологи, признания... 13 Найдите в тексте сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите его номер. (1)Вы идете в парк, чтобы отдохнуть, без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. (2) Парк окружает нас со всех сторон. (3) Вы и парк обращены друг к другу: парк открывает вам все новые виды - поляны, аллеи, перспективы. (4) И вы, гуляя, только облегчаете парку показ самого себя.

Слайд 37

продолжение (5) Вас окружает тишина. (6) И в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали, или шуршание опавших листьев под ногами, или слышится пение птиц, или легкий треск сучка вблизи; какие-то звуки настигают вас издали и создают особое ощущение пространства и простора 14. Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите его номер. (1) И меня всегда поражало, что в нашей шумной, буйной деревне, в которой было много крайностей, много всякого народа пестрого, стоял дом, где всегда чистота, обстоятельность, всегда опрятны были ребятишки, никогда мать с отцом или дед с бабкой не ругались...(2) Думаю, что большая культура заключается в естественности поведения в любых обстоятельствах. 15. Найдите простое односоставное назывное предложение. Напишите его номер. (1) Термин «милосердие» для большинства старомодный, непопулярный сегодня, даже как будто отвергнутый нашей жизнью. (2) Нечто свойственное лишь прежним временам. (3) «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь их дает как «устар.» , то есть устаревшие понятия. (4) Слова стареют не случайно. (5) Милосердие. (6) Что оно - не модно. (7) Не нужно? 8) Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

Слайд 38

Проверьте результат теста № 1 № За да ния 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 От вет а а б б в а а а в а в 2 1 1 5

Слайд 39

Контрольный тест № 2 по теме : «Односоставные предложения» Примечание: обратите внимание на формулировку заданий 1. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть назывные предложения ? 1) 1; 2; 2) 2,3; 3) 1,2, 4; 4) 1,2,3,4. 1 двадцать дней по свету и тридцать арктических дней.2.Сахарный снег Гималаев, пальмы, экватор, острова потухших вулканов.3.Рукопожатия с американцами, а потом месяц жизни на льду.4.Обед в самолете на старой арктической карте. 2. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть обобщенно-личные предложения? 1) 1; 2) 2,3 3) 1,3,4; 4) 2,3,4 1. На реке тушат огни. 2. Петь лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем.3. Над хвастунами хоть смеются, но часто в дележе им доли достаются..4. Ночуем у костра в палатке, мокнем под дождем и обсыхаем на солнце. 3. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть безличные предложения со значением психического и физического состояния человека? 1) 1; 2) 2,4; 3) 2,3,4; 4) 1,2,3. 1. По радио объявили о приближении циклона. 2.Мне живется отлично в городе Ноябрьске. 3.В зимнем лесу легко дышится. 4. На душе радостно и светло.

Слайд 40

продолжение 4. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть неопределенно-личные предложения? 1) 1; 2) 2, ; 3) 1,4; 4) 1,3. 1. И в людях так же говорят: кто посмирней, так тот и виноват 2.Пробираюсь вдоль забора и слышу голоса. 3.Сам погибай, а товарища выручай.4. В студенческой столовой готовят вкусные обеды 5. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть определенно-личные предложения? 1) 4; 2) 2; 3) 1,4; 4) 3,4. 1. Ночь. 2 Иду домой. 3. Кричат 4. Лодку перевернуло. 6. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть неполные предложения? 1) 1,4; 2) 1, 2,4; 3) 2,3,4; 4) 3,4. 1. Первый взгляд – в окно. 2. Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом, март с водой, апрель с травой. 3. Травы скашивают утром. 4. Снайпера знают по выстрелу, разведчика – по языку.

Слайд 41

№ Заданий 1 2 3 4 5 6 Правильный ответ 4 2 3 3 2 2 Проверьте результат теста № 2

Слайд 42

Использованная литература Розенталь Д.З., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов.-М.: Рольф; Айрис-пресс,1997.- 448с. Русский язык. Основной курс: Учебное пособие для учащихся нац. групп пед. уч-щ/С.С. Вартапетова, Д.Ф.Кузина, Г.В. Кузьмина и др; Под ред. Г.Г. Городиловой. – 2-е изд., дораб.- СПб: отд-ние изд-ва «Просвещение»,1991. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск.Юж.-Урал кн. Изд-во; М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1996. Грамматика рус. языка, т.2,ч.2,М.,1954; Русский язык, учебник для 8-9 классов, изд. «Деком», Нижний Новгород, 1994.

Слайд 43

Работая над обучающим проектом, изучил учебную литературу разных авторов, что дало возможность разнообразить виды упражнений, которые обеспечили усвоение темы самостоятельно. Считаю, данная презентация обеспечит самостоятельное изучение темы «Односоставное предложение» Участниками учебного процесса. Желаю успеха. Автор проекта: Ломоносов Дмитрий Руководитель: Черняк ГМ. Ноябрьск 2012 год

Слайд 44

Благодарю за внимание



Предварительный просмотр:

Односоставные предложения

Только подлежащее

Только сказуемое

Назывные

Определённо-личные

Неопределённо-личные

Безличные

Алгоритм рассуждения определения вида односоставного предложения:

  1. нахожу грамматическую основу
  2. смотрю: односоставное или двусоставное предложение
  3. если односоставное, то смотрю, что имеется: подлежащее или сказуемое
  4. если сказуемое, то определяю, чем оно выражено и по таблицам определяю вид односоставного предложения
  5. если подлежащее - только назывное

Определённо-личные предложения

Способы выражения сказуемого

Примеры

Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, первое лицо

Люблю тебя, Петра творенье

Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, второе лицо

Восхищаешься чугунным узором оград

Глагол, повелительное наклонение

Красуйся, град Петров

Понятно, от кого направленно действие

Неопределённо-личные предложения

Способы выражения сказуемого

Пример

Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, третье лицо, множественное число

Ведут ко мне коня

Глагол, изъяснительное наклонение, прошедшее время, третье лицо, множественное число

Потом его в степи без чувств нашли

Обобщённо-личные предложения

Способы выражения сказуемого

Пример

Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, второе лицо, единственное число

Что посеешь, то и пожнёшь

Глагол, повелительное наклонение, настоящее время, второе лицо, единственное число

Береги платье снову

Глагол, изъяснительное наклонение, настоящее время, третье лицо, множественное число

Дни поздней осени бранят обыкновенно

Обобщённо-личные предложения обычно являются пословицами, можно подставить слово «все»

Безличные предложения

Пример

Тип сказуемого

Смысл предложения

Было холодно

Составное именное сказуемое

Состояние природы

И скучно, и грустно, и некому руку подать

Простое глагольное сказуемое

Состояние человека

Вам стоит подумать над моим предложением

Составное глагольное сказуемое

Побуждение, приказ

В доме было прохладно

Составное именное сказуемое

Состояние окружающей среды



Предварительный просмотр:

                                     Односоставные предложения

Односоставные предложения - это такие предложения, в которых только один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое)            

Вид предложения

Можно   подставить местоимение

Чем выражен           главный член

Примеры

1.Определённо-личные

я, ты, мы, вы

Сказуемое-глагол в

форме 1-ого или 2-ого лица

Люблю грозу в начале мая. (Я)

Не сердись и прости. (Ты)

2. Обобщённо-личные

ты, они

Сказуемое-глагол в

форме 2-ого или 3-его лица (предложение

носит характер пого-ворки, афоризма, обобщения)

Любишь кататься-

люби и саночки возить. (Ты)

Цыплят по осени считают. (Они)

3. Неопределённо-личные

они

Сказуемое-глагол в

форме 3-его лица множ. числа

В дверь позвонили.

(Они. Кто именно- неизвестно.)

4. Безличные

нельзя      подставлять;

нет и не может быть подлежащего

Сказуемое может выражаться:

1) безличный глагол

(указывает на состояние природы или человека);

2) НЕТ, НЕ БЫЛО,

    НЕ БУДЕТ

3) НФГ

4) личный глагол+ НФГ

5) надо

    нужно

    можно  + НФГ

    нельзя

    трудно

6) категория состояния (указывает на состоя-

ние природы или человека)

6) краткое причастие.

Смеркается.

Мне нездоровится.

На улице не было ни души.

Мне не вернуть этих снов.

От радости хотелось петь.

Надо серьёзно подумать над этим.

Мне нужно действовать.

Трудно стало дышать.

Сегодня на улице морозно.

Мне скучно.

В комнате не убрано.

5. Назывные

 только подлежащим

Вот моя деревня.



Предварительный просмотр:

                                                                    (приложение 3)

ПОРЯДОК АНАЛИЗА ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

( Индивидуальное задание)

1. Грамматическая основа предложения

Один главный член, который не является ни определяемым, ни определяющим, — незави симый.

 Купи коня.

 Ломтик хлеба аккуратно делили поров ну.

 Дружбу за деньги не ку пишь.

Вздумалось ему  купаться.

Ночь

 

2. Значение реальности/ нереальности,

времени,   лица

О нереальной ситуации:

Купи коня.

 Остальные предложения содержат сообщения о реальных действиях,

состояниях

В предложениях:

 Ломтик хлеба аккуратно делили поровну. Вздумалось ему напиться —

сообщение относится к прошед шему времени.

 Дружбу за деньги не купишь. Ночь . — к настоящему времени.

В сказуемостных предложениях лицо выражено как независи мый, но определенный деятель:

Купи коня;

как независимые неопределенные деятели: Лом тик хлеба аккуратно делили поровну; Дружбу за деньги не купишь

В данном безличном предложе нии: Вздумалось ему купаться  — лицо обозначено зависимой от сказуемого формой датель ного падежа местоимения.

3. Наличие или отсутствие при главном члене предложения зависимых слов

Назывное предложение:

Ночь — употреблено без зависимых от подлежащего слов.

В сказуемо стных предложениях есть зави симый предмет, обстоятельства.

 Купи кого? что? (предмет, на

который переходит действие)

 Делили кого? что? как?

 Не купишь как? кого? что?

(зави симый предмет,  обстоятельства)

 Вздумалось купаться кому?

(зависимое лицо)

4.   Значение предложения, форма главного члена.

Купи коня — значение дейст вия определенного лица," участ ник общения — форма глагола повелительного наклонения.

Ло мтик хлеба аккуратно делили поровну —

 действия большого

круга неопределенных лиц — форма глагола прошедшего времени множественного числа.

 Дружбу за деньги не купишь

—        действие, многократно повторяющееся, относящееся ко
всем лицам, — глагол 2-го
лица единственного числа
изъявительного наклонения,

Вздумалось ему  купаться — значение состояния лица — безличный глагол с глаголом неопределенной формы.

Ночь — значение   бытийности

—        имя существительное в именительном падеже.

5. Особенности употребления (если предложение дано в тексте)

Например.

  1. Назывные предложения широко используются в художественной литературе, особенно в поэзии. С помощью  назывных предложений создаются лаконичные и выразительные картины.
  2. В неопределенно-личных предложениях подлежащее только подразумевается, оно неопределенно, так как говорящего в таких случаях интересует лишь совершаемое действие, а не его исполнитель.
  3. Обобщенно-личные предложения придают речи точность и меткость выражений.
  4. Безличные предложения имеют несколько разновидностей. По значению они делятся на подгруппы, обозначающие:

  -  стихийные явления;

 - состояние человека;

 - долженствование, волеизъявление;

 - бытие.

Повествование в таких предложениях лаконично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».

Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...

Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».

Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...

Учебная программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Употребление тире в простом и сложном предложении».

Элективный курс по русскому языку «Употребление тире в простом и сложном предложении »  предлагается для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа....

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

Учебный материал в форме презентации MS PowerPoint для закрепления навыка употребления пассивного залога/инфинитивной конструкции um...zu в сравнении с придаточными предложениями цели/сложноподчинённых предложений с als и wenn

Данный материал может быть использован для организации самостоятельной работы учащихся как в классе, так и дома, с возможностью дальнейшей самопроверки для закрепления навыка употребления отдельных гр...