Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).
Цели урока:
1) образовательная: углубить знания учащихся об односоставных предложениях; дать целостное представление об основных видах односоставных предложений;
2) развивающая: совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать материал по теме; формировать у учащихся навык структурирования и группировки учебного материала; продолжать отрабатывать умение графически оформлять опорный конспект;
3) воспитательная: формировать у учащихся культуру учебного труда;
совершенствовать навыки общения, воспитывать чувство любви к родному языку.
Оборудование урока: записи на доске, раздаточный материал, наглядные пособия, презентация учителя.
Педагогические технологии:
1. Технология личностно-ориентированного обучения.
2. Технология погружения в тему.
3. Технология учебного диалога.
4. Технология организации самостоятельной работы учащихся с использованием методов активного обучения на основе творческой деятельности.
5. Технология развивающего обучения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Известный учёный, поэт, языковед М.В.Ломоносов отмечал: «Умолчание местоимений личных (подлежащих) перед глаголами к украшению и важности служит». В этом высказывании он обратил внимание на то, что русский язык не терпит однообразия, повторений. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, о чём мы говорили на предыдущих уроках.
· Ответы учащихся: Мы говорили о видах сказуемого, тире между подлежащим и сказуемым.
Это всё необычные предложения. И сегодня мы продолжим разговор о таких непростых простых предложениях.
· Запишите число, тему урока.
Виды односоставных предложений.
3. Объяснение нового материала.
1). Повторение ранее изученного.
· Начнём урок с разминки – синтаксического разбора предложения.
Запишите предложение.
От воды потянуло сыростью, и на озеро опустился густой туман.
· Найдём в предложении грамматическую (ие) основу (ы), построим схему, дадим характеристику предложению.
? Какое это предложение по наличию грамматических основ?
· А теперь запишите по вариантам характеристику 1 вар. – 1-го простого предложения, 2 вар. – 2-го простого предложения.
· Давайте определим задачи нашего урока.
Мы познакомимся с основными видами односоставных предложений, попробуем структурировать и сгруппировать материал по этой теме и составить опорный конспект.
· Итак, задание.
Сегодня я буду объяснять материал блоком, с помощью презентации. Объяснение будет проходить в два этапа. На первом этапе вы должны будете найти в каждом слайде БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ и КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Их нужно записать в тетрадь, можно в виде схемы, условных обозначений, сокращений.
Базовое понятие – основное, главное, фундаментальное.
Ключевые слова – открывающие, раскрывающие что-либо.
На втором этапенужно составить краткий опорный конспект.
2). Объяснение (первичное) нового материала.
· Просмотр презентации с комментариями учителя и последующей проверкой.
В презентации 11 слайдов, но в ваших тетрадях базовых понятий может быть меньше.
? А сколько будет ключевых слов?
· Проверка.Базовые понятия: двусоставные и односоставные предложения, односоставные предложения с составом подлежащего и сказуемого, назывные предложения, виды односоставных предложений с составом сказуемого, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные.
3). Знакомство с вариантами графического оформления опорного конспекта.
· Раздаточный материал у вас на партах. Каждый выберет для себя такую схему, которая будет для его опорного конспекта наиболее удобной, а кто-то, возможно, воспользуется своим вариантом.
4). Вторичное объяснение нового материала.
· Физкультминутка для глаз.
· Просмотр презентации с комментариями учеников и последующей записью содержания слайда (нужно составить краткий опорный конспект).
· Сколько примеров следует включить в опорный конспект? (1-2)
4) Проверка опорных конспектов (2-3).
4. Закрепление материала.
1). Устный объяснительный диктант с последующей записью грамматических основ и определением видов односоставных предложений.
Помню раннее, тихое, свежее утро. (О/л) (Помню)
В новый дом первой впускают кошку. (Н/л) (Впускают)
Не бойся скуки деревенской! (О/л) (Не бойся)
За окном пасмурно. (Б/л) (Пасмурно)
Любишь кататься, люби и саночки возить. (Об/л) (Любишь, люби)
Идём вдоль пустынной набережной. (О/л). (Идём)
Друга познают в беде. (Об/л) (Познают)
Через час прислуга запирает двери. (Двусост.)
Славная осень. (Н) (Осень)
2). Самостоятельная работа учащихся.
· В данном тексте следует: 1) найти односоставные предложения, выписать их номера и указать вид; 2) во всех предложениях обозначить грамматические основы.
(1)Приветное слово.
(2)Холодно. (3)Ветрено. (4)Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
(5)Иду. (6)Кашляю. (7)Скриплю. (8)Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные. (9)Настроение мрачное. (10)Думается в основном о конце света.
(11)Но вот навстречу мне по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной курточке. (12)За ней мама коляску катит с малышом.
(13) – Длястуй! – кричит девочка и шурует дальше.
(14)»Здравствуй, маленькая!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
(15)Улыбаются вокруг. (16)Мать, поравнявшись со мной, тоже устало улыбнулась.
(17) - Ей пока ещё все люди – братья! – говорит она.
(18)Оглянулся. (19)Мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.
(20)Много ль человеку надо? (21)Вот и мне сделалось легче на душе.
В.П.Астафьев
Ответы:
1. Назывное.
2. Безличное.
3. Безличное.
4. Назывное, безличное.
5. Определённо-личное.
6. Определённо-личное.
7. Определённо-личное.
10. Безличное.
13. Определённо-личное.
14. Определённо-личное, безличное.
15. Неопределённо-личное.
18. Определённо-личное.
20. Безличное.
21. Безличное.
· Определите идею миниатюры.
3).Проверка самостоятельной работы.
5. Подведение итогов урока. Обращение к словам М.В.Ломоносова.
Просмотр 10 и 11 слайдов презентации.
6. Домашнее задание: отредактировать опорный конспект, дополнить его собственными примерами, подготовиться к тесту по теме «Виды односоставных предложений».
(1)Приветное слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 8А классе.
Тема урока: «Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».
Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).
Цели урока:
- образовательная: углубить знания учащихся об односоставных предложениях; дать целостное представление об основных видах односоставных предложений;
- развивающая: совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать материал по теме; формировать у учащихся навык структурирования и группировки учебного материала; продолжать отрабатывать умение графически оформлять опорный конспект;
- воспитательная: формировать у учащихся культуру учебного труда;
совершенствовать навыки общения, воспитывать чувство любви к родному языку.
Оборудование урока: записи на доске, раздаточный материал, наглядные пособия, презентация учителя.
Педагогические технологии:
- Технология личностно-ориентированного обучения.
- Технология погружения в тему.
- Технология учебного диалога.
- Технология организации самостоятельной работы учащихся с использованием методов активного обучения на основе творческой деятельности.
- Технология развивающего обучения.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
Известный учёный, поэт, языковед М.В.Ломоносов отмечал: «Умолчание местоимений личных (подлежащих) перед глаголами к украшению и важности служит». В этом высказывании он обратил внимание на то, что русский язык не терпит однообразия, повторений. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, о чём мы говорили на предыдущих уроках.
- Ответы учащихся: Мы говорили о видах сказуемого, тире между подлежащим и сказуемым.
Это всё необычные предложения. И сегодня мы продолжим разговор о таких непростых простых предложениях.
- Запишите число, тему урока.
Виды односоставных предложений.
- Объяснение нового материала.
1). Повторение ранее изученного.
- Начнём урок с разминки – синтаксического разбора предложения.
Запишите предложение.
От воды потянуло сыростью, и на озеро опустился густой туман.
- Найдём в предложении грамматическую (ие) основу (ы), построим схему, дадим характеристику предложению.
? Какое это предложение по наличию грамматических основ?
- А теперь запишите по вариантам характеристику 1 вар. – 1-го простого предложения, 2 вар. – 2-го простого предложения.
- Давайте определим задачи нашего урока.
Мы познакомимся с основными видами односоставных предложений, попробуем структурировать и сгруппировать материал по этой теме и составить опорный конспект.
- Итак, задание.
Сегодня я буду объяснять материал блоком, с помощью презентации. Объяснение будет проходить в два этапа. На первом этапе вы должны будете найти в каждом слайде БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ и КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Их нужно записать в тетрадь, можно в виде схемы, условных обозначений, сокращений.
Базовое понятие – основное, главное, фундаментальное.
Ключевые слова – открывающие, раскрывающие что-либо.
На втором этапе нужно составить краткий опорный конспект.
2). Объяснение (первичное) нового материала.
- Просмотр презентации с комментариями учителя и последующей проверкой.
В презентации 11 слайдов, но в ваших тетрадях базовых понятий может быть меньше.
? А сколько будет ключевых слов?
- Проверка. Базовые понятия: двусоставные и односоставные предложения, односоставные предложения с составом подлежащего и сказуемого, назывные предложения, виды односоставных предложений с составом сказуемого, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные.
3). Знакомство с вариантами графического оформления опорного конспекта.
- Раздаточный материал у вас на партах. Каждый выберет для себя такую схему, которая будет для его опорного конспекта наиболее удобной, а кто-то, возможно, воспользуется своим вариантом.
4). Вторичное объяснение нового материала.
- Физкультминутка для глаз.
- Просмотр презентации с комментариями учеников и последующей записью содержания слайда (нужно составить краткий опорный конспект).
- Сколько примеров следует включить в опорный конспект? (1-2)
- Проверка опорных конспектов (2-3).
- Закрепление материала.
1). Устный объяснительный диктант с последующей записью грамматических основ и определением видов односоставных предложений.
Помню раннее, тихое, свежее утро. (О/л) (Помню)
В новый дом первой впускают кошку. (Н/л) (Впускают)
Не бойся скуки деревенской! (О/л) (Не бойся)
За окном пасмурно. (Б/л) (Пасмурно)
Любишь кататься, люби и саночки возить. (Об/л) (Любишь, люби)
Идём вдоль пустынной набережной. (О/л). (Идём)
Друга познают в беде. (Об/л) (Познают)
Через час прислуга запирает двери. (Двусост.)
Славная осень. (Н) (Осень)
2). Самостоятельная работа учащихся.
- В данном тексте следует: 1) найти односоставные предложения, выписать их номера и указать вид; 2) во всех предложениях обозначить грамматические основы.
(1)Приветное слово.
(2)Холодно. (3)Ветрено. (4)Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
(5)Иду. (6)Кашляю. (7)Скриплю. (8)Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные. (9)Настроение мрачное. (10)Думается в основном о конце света.
(11)Но вот навстречу мне по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной курточке. (12)За ней мама коляску катит с малышом.
(13) – Длястуй! – кричит девочка и шурует дальше.
(14)»Здравствуй, маленькая!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
(15)Улыбаются вокруг. (16)Мать, поравнявшись со мной, тоже устало улыбнулась.
(17) - Ей пока ещё все люди – братья! – говорит она.
(18)Оглянулся. (19)Мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.
(20)Много ль человеку надо? (21)Вот и мне сделалось легче на душе.
В.П.Астафьев
Ответы:
- Назывное.
- Безличное.
- Безличное.
- Назывное, безличное.
- Определённо-личное.
- Определённо-личное.
- Определённо-личное.
10. Безличное.
13. Определённо-личное.
14. Определённо-личное, безличное.
15. Неопределённо-личное.
18. Определённо-личное.
20. Безличное.
21. Безличное.
- Определите идею миниатюры.
3).Проверка самостоятельной работы.
5. Подведение итогов урока. Обращение к словам М.В.Ломоносова.
Просмотр 10 и 11 слайдов презентации.
- Домашнее задание: отредактировать опорный конспект, дополнить его собственными примерами, подготовиться к тесту по теме «Виды односоставных предложений».
(1)Приветное слово.
(2)Холодно. (3)Ветрено. (4)Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
(5)Иду. (6)Кашляю. (7)Скриплю. (8)Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные. (9)Настроение мрачное. (10)Думается в основном о конце света.
(11)Но вот навстречу мне по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной курточке. (12)За ней мама коляску катит с малышом.
(13) – Длястуй! – кричит девочка и шурует дальше.
(14)»Здравствуй, маленькая!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
(15)Улыбаются вокруг. (16)Мать, поравнявшись со мной, тоже устало улыбнулась.
(17) - Ей пока ещё все люди – братья! – говорит она.
(18)Оглянулся. (19)Мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.
(20)Много ль человеку надо? (21)Вот и мне сделалось легче на душе.
В.П.Астафьев
(1)Приветное слово.
(2)Холодно. (3)Ветрено. (4)Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
(5)Иду. (6)Кашляю. (7)Скриплю. (8)Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные. (9)Настроение мрачное. (10)Думается в основном о конце света.
(11)Но вот навстречу мне по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной курточке. (12)За ней мама коляску катит с малышом.
(13) – Длястуй! – кричит девочка и шурует дальше.
(14)»Здравствуй, маленькая!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
(15)Улыбаются вокруг. (16)Мать, поравнявшись со мной, тоже устало улыбнулась.
(17) - Ей пока ещё все люди – братья! – говорит она.
(18)Оглянулся. (19)Мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.
(20)Много ль человеку надо? (21)Вот и мне сделалось легче на душе.
В.П.Астафьев
В помощь ученику
Условные обозначения в опорных конспектах: ! – важнейшие сведения; ? – сведения, которые необходимо уточнить или дополнить; _____ - выделение ключевых слов, т.е. маркировка; - сведения для запоминания.
|
Варианты графического оформления структурированного материала:
№1
Служебные части речи
№2
Улица самостоятельных частей речи
Дом Дом Дом Дом
Дом Дом
Переулок
Дом Дом Дом
№3
Текст «Для чего нужен дирижёр?»
ДИРИЖЁР
управляет, руководит
темпом, ритмом трактовкой ролью групп инструментов
№4
БГ – безударные гласные Н
П – проверяемые
Н – непроверяемые П БГ Ч
Ч – чередующиеся
№5
С – согласные Н
П – проверяемые П НС
Н – непроверяемые
НС – непроизносимые согласные С
№6
БГ – безударные гласные
П – проверяемые
Н – непроверяемые
Ч – чередующиеся Ч П
С – согласные Н Н
П – проверяемые П НС
Н – непроверяемые БГ С
НС – непроизносимые согласные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».
Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...
Интерактивная технология обучения на основе схемных знаковых моделей учебного материала при изучении чувашского языка в национальной школе
Для учителей чувашского языка...
Дидактический материал к теме "Односоставные предложения. 8 класс"
Дидактический материал...
Дидактический материал к теме "Односоставные предложения. 8 класс"
Дидактический материал...
Раздаточный материал по теме "Односоставные предложения", 8 класс
Проверка знаний по теме "Односоставные предложения"...
Обобщение и систематизация материала по теме: «Односоставные предложения»
Урок русского языка в 8-ом классеТема: Обобщение и систематизация материала по теме: «Односоставные предложения»Цель урока: Определение уровня овладения обучающимися теоретическими зн...
8 класс. Материал по теме "Односоставные предложения"
8 класс. Материал по теме "Односоставные предложения"...