Дискуссия "Учитель в современном мире"
методическая разработка (8,9,10 класс) на тему

Сценарий дискуссии на тему "Учитель в современном мире" для старшеклассников с участием учителей, учащихся, старших вожатых, студентов педагогических ВУЗов и приглашенных экспертов. Целевой возраст: 14-16 лет, 8-10 класс Материал содержит методические рекомендации по организации дискуссии, краткий план и сценарий. Цель дискуссии: формирование позитивного образа современного учителя, содействие установлению взаимопонимания между подростками и учителями. Основные задачи, на решение которых направлена данная дискуссия: •обучение основам проектно-исследовательской деятельности •развитие коммуникативных навыков, умения формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы •развитие интеллектуальных и творческих способностей. Материал может быть полезен классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе, старшим вожатым и педагогам-организаторам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diskussiya_-_uchitel_v_sovremennom_mire.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Центр внешкольной работы «Синегория»

Дискуссия на тему: «Учитель в современном мире»

для учащихся 8-10 классов

Подготовила

методист

Лещева Елена  Ивановна

г. Москва

2012 год

  1. Пояснительная записка

Каким должен быть настоящий учитель? Учитель с большой буквы «У»,  уникальная  личность, пример для подражания. Учитель, к которому спешишь на урок, слушаешь его, затаив дыхание, ловишь каждое слово и тайно мечтаешь вырасти и стать похожим на этого человека. Образ учителя XXI  века емкий и многогранный. В рамках программы «Герои рядом» учащиеся школ Западного округа города Москвы попытались самостоятельно выяснить отношение сверстников и взрослых к роли учителя в современном обществе.

В течение двух недель старшеклассники 16-ти школ округа проводили социологическое исследование на тему «Учитель в современном мире» (Приложение 1). В опросе принимали участие учащиеся, их родители, учителя, студенты. Совместными усилиями было опрошено более 1200 респондентов, из них 750 детей и 450 взрослых.

Результаты исследования участники представили в виде презентаций и фотоотчётов. Организаторы обобщили полученную информацию и выяснили, что взрослые и дети, принимавшие участие в опросе, считают профессию учителя благородной и значимой. Большинство подростков относятся к учителю как к наставнику, близкому другу, человеку, от которого зависит будущее. Однако связать свою жизнь с профессией учителя хотели бы совсем немногие. Скорее всего, это результат того, что в современном обществе профессию учителя не выделяют как престижную. Среди ребят популярно то, что широко освещается по телевидению и в интернете. Героями современности молодежь называет актеров, политиков и представителей  других публичных профессий.

Опрос показал, что в России телевидение и СМИ не пропагандируют положительный образ педагога. На вопрос: «Какие фильмы об учителях вы можете назвать?», чаще всего и взрослые и подростки упоминали такие кинокартины, как «Доживем до понедельника» и «Большая перемена». Оба фильма были сняты около сорока лет назад.

Из семисот опрошенных старшеклассников половина не владеет информацией об учителях, награжденных  орденами, получивших звания и гранты. В образовательных учреждениях не освещается информация  об успехах и достижениях  учителей. Мы предлагаем демонстрировать среди учеников успехи преподавателей.

Говоря о качествах современного учителя, старшеклассники называли  такие как:  компетентный, понимающий, современный, добрый, с чувством юмора. Взрослые обратили особое внимание на знание информационно-коммуникационных технологий  и сдержанность.

По результатам исследования было принято решение провести дискуссию на тему «Учитель в современном мире» с участием учителей, учащихся, старших вожатых, студентов педагогических ВУЗов и приглашенных экспертов (директоров, психологов). Такой формат интересен тем, что не только помогает учащимся лучше узнать все тонкости профессии учителя, но и  педагогам получить обратную связь от учеников.

Цель: формирование позитивного образа современного учителя, содействие установлению взаимопонимания между подростками и учителями.

Задачи:

  1. обучение основам проектно-исследовательской деятельности;
  2. развитие коммуникативных навыков, умения формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы;
  3. развитие интеллектуальных и творческих способностей.

  1. Методические рекомендации

  1. Для организации живой и интересной дискуссии лучше привлечь разнообразную аудиторию: учителей, студентов, старших вожатых, учеников и, если есть возможность, родителей.
  2. Всех участников рекомендуется разделить на рабочие группы. Оптимальное количество человек в группе – 7, максимальное – 10.
  3. Для проведения дискуссии подойдет просторное помещение с мобильной мебелью, чтобы участники каждой рабочей группы могли разместиться по кругу.
  4. Выводы, сделанные после обсуждения каждого вопроса, можно фиксировать маркером на флипчарте или на слайдах презентации, проецируемой на экран. В конце дискуссии ведущему и участникам будет легче вспомнить и подытожить результаты обсуждения.
  5. Ведущий должен следить за соблюдением регламента, обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов (“А как вы считаете?”, “Вы удовлетворены таким объяснением?”, “Вы согласны с данной точкой зрения?” и т.д.);
  6. Если помещение большое и участников много, используйте микрофоны. Назначьте ответственного ребенка или взрослого, который будет перемещаться с микрофоном к людям, которые хотят высказаться.

  1. Оборудование:

  1. проектор, экран,
  2. 4 микрофона, колонки,
  3. стулья (по количеству участников),
  4. флипчарт или маркерная доска,
  5. маркеры,
  6. листы  ватмана,
  7. журналы,
  8. ножницы,
  9. клей,
  10. карточки с высказываниями,
  11. карточки с ситуациями.

  1. Сценарный план

I.        Вводная часть.

1.        Приветствие. Представление гостей

2.        Формулирование проблемы и целей дискуссии

3.        Обсуждение правил дискуссии

II.        Основная часть.

  1. Работа в группах. Анализ высказываний об учителях
  2. Обсуждение высказываний

3.        Вопрос от экспертов. Обсуждение

4.        Работа в группах. Анализ ситуаций.

5.        Обсуждение ситуаций

6.       Вопрос от экспертов. Обсуждение

7.       Работа в группах. Создание коллажей на тему «Учитель в

современном мире»

8.        Вопрос от экспертов. Обсуждение

9.        Презентация коллажей. Обсуждение.

III.        Заключительная часть.

1.        Подведение итогов обсуждения

2.        Заполнение самоотчетов участниками

  1. Сценарий

Ведущий: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на дискуссии «Учитель в современном мире»! Сегодня мы с вами будем обсуждать, каким должен быть учитель в  XXI веке.

В: Мы рады представить вам гостей, присутствующих сегодня в нашем зале.

(Представление экспертов и гостей)

В: Образ учителя ёмкий и многогранный. В течение двух предыдущих недель вы проводили социологический опрос о роли учителя в современном обществе. Мы обобщили результаты всех исследовательских групп, и получили следующие результаты:

(Представление результатов социологического опроса).

В.: Чтобы дискуссия проходила  легко и непринужденно, мы познакомим вас с правилами, которых нам стоит сегодня придерживаться:

  1. Стремитесь говорить четко и лаконично. Чтобы выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться МОПС - формулой:

М – мнение (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что…

О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашего мнения) - …потому, что…

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например…

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашего позиции) -…поэтому….

  1. Критикуйте идеи, а не людей

  1. Цель каждого из нас не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
  2. Побуждайте каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении

  1. Выслушивайте соображения каждого, даже если не согласны с ними

  1. Не бойтесь изменить свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов

(предложить участникам добавить собственное правило)

В: Когда произносишь слово учитель, перед глазами возникает не абстрактный образ, а представляется конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Учитель не только даёт знания по тому или иному предмету, но и влияет на личность человека, оставляет след в нашей душе, замечаем мы это или нет. Именно поэтому вопрос, каким должен быть настоящий учитель, актуален всегда.

В разное время о качествах, целях, и  идеалах учителя рассуждали многие писатели, философы, педагоги. Мы предлагаем проанализировать высказывания классиков и сделать выводы, насколько соответствуют они современной действительности.

Работа в группах 3 минуты. Каждой группе выдается карточка с одним из высказываний (Приложение 2).Учителя в это время знакомятся со всеми цитатами и готовятся поддерживать дискуссию / или анализируют одну цитату как учащиеся. Через 3 минуты - обсуждение. Выступают представители от групп.

Вопрос от экспертов: В кризис многие представители других профессий перешли работать в школы. Как вы считаете, учителем может работать только человек, получивший специальное педагогическое образование или это не обязательно в XXI веке?

Обсуждение. Открытый микрофон.

В: Информационное общество во многом изменило позицию учителя. Сегодня учащиеся, особенно старшеклассники, используют в качестве источника знаний интернет и телевидение. Какими должны быть взаимоотношения учителя и детей, для эффективного процесса обучения? Как современный учитель должен вести себя в той или иной ситуации? Мы предлагаем каждой группе обсудить ситуацию из школьной жизни и вывести идеальную модель поведения учителя.

Работа в группах (5 минут). Каждой группе выдается карточка с описанием ситуации (Приложение 3).Через 5 минут – обсуждение. Выступают представители от групп.

Вопрос от экспертов: В современном технологически развитом обществе все чаще используется дистанционное обучение. Как вы считаете, заменит ли компьютер учителя?

Обсуждение. Открытый микрофон.

В: Сегодня на дискуссии присутствуют и самые молодые учителя, и вожатые, пришедшие в школу один-два года назад. Эти ребята — студенты педагогических вузов, молодые, современные, веселые, полные сил и идей.

Мы хотели бы попросить вас поделиться своими мыслями о том, что повлияло на ваш выбор профессии.

Может быть, в вашем выборе сыграл роль кто-то из ваших учителей?

С какими трудностями приходится сталкиваться в современной школе?

Есть ли в зале ребята, чьи родители педагоги? Пойдете ли вы по стопам своих родителей?

В: Давайте попробуем обобщить все, что обсуждалось в этом зале, и создать собирательный образ современного учителя. Для этого мы предлагаем каждой группе сделать коллаж, отразив на нем имидж, характер, знания, умения, навыки, которыми должен обладать учитель.

Подготовка коллажей, работа в группах 10 минут

Вопрос от эксперта: Администрация одной из школ во Флориде советует учителям не «френдить» учеников в социальных сетях, утверждая, что связь между учителем и учеником в этой среде является «неуместной».

Руководство школы LeeCounty издало список указаний для учителей, которые предписывали им никаким образом не взаимодействовать с учениками через социальные сети, такие как Facebook, MySpace и Twitter. В России повсеместно распространено общение  посредством социальных сетей.Как вы считаете, допустимо ли учителям добавлять в друзья учеников и общаться с ними посредством сайтов наподобие «Вконтакте», «Одноклассники» или Facebook?

Обсуждение. Открытый микрофон.

Анализ коллажей. Презентация группами своих работ. Обсуждение. Формулирование выводов. Обобщение.

Предоставление  слова экспертам.

Завершение дискуссии.

В: Дорогие друзья мы хотели бы поблагодарить каждого из вас за участие в обсуждении.  Нам очень важно ваше мнение о сегодняшней встрече. Пожалуйста, заполните анкеты обратной связи.

Участникам предлагается самостоятельно ответить на вопросы.

1. Довольны ли вы дискуссией?

2. Что было в ней удачно?

3. Что, по вашему мнению, не удалось в обсуждении? Почему?

4. Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?

5. Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?

В:  Девчонки, мальчишки и наши любимые учителя, спасибо вам за инициативу, творчество и неиссякаемую энергию! До новых встреч!

Список использованной литературы

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  1. Ондрошек Д. Воспитание в духе прав человека. Братислава, 1994.
  2. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. Минск, 2003.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://www.genialnee.net/themes/uchitel
  2. http://uchebnikfree.com/page/pedagogika/ist/ist-4--idz-ax243--nf-33.html
  3. http://habrahabr.ru/post/102596/

Приложение 1.

Примеры вопросов для социологического исследования на тему «Учитель в современном мире»:

Закрытые вопросы:

1.        Согласны ли Вы с утверждением: «Дело учителя — скромное по наружности — одно из величайших дел в истории» К.Д.Ушинский

2.        Как Вы думаете, чему должен уделять больше времени настоящий учитель?

Знаниям

Воспитанию

Общению

3.        Изменилось ли ваше отношение к учителям, когда вы стали старше?

в лучшую сторону

в худшую сторону

не изменилось

4.        Знаете ли Вы учителей, имеющих  звания, награжденных орденами, медалями?

5.        Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?

6.        Хотели ли бы Вы стать учителем?

7.        Каждый ли может стать учителем  или к этому должно быть призвание?

Открытые вопросы:

1.        Кого Вы считаете Героем нашего времени?

2.        Каким должен быть современный учитель?

3.        Как изменилось отношение к профессии учителя в последнее время?

5.        В каких фильмах образ настоящего учителя является примером для Вас?

7.        Какую роль в вашей жизни играет учитель?

8.        Как отражается на личности человека отсутствие в его жизни хороших учителей?

Приложение 2.

Высказывания к обсуждению:

  1. Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Ж.-Ж. Руссо.)
  2. Школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие. (Ленин В. И.)
  3. В воспитании все дело в том, кто воспитатель. (Писарев Д. И.)
  4. Уважать ребят — не значит им потворствовать, идти у них на поводу. Ребята уважают педагога, который твердо проводит в жизнь свои воспитательные требования. (Крупская Н. К.)
  5. «Школа не должна мешать моему образованию» (Марк Твен).
  6. Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. (В. Белинский)
  7. Школьные учителя обладают властью, о которой премьер министрам остается только мечтать. (Уинстон Черчилль)
  8. Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский)
  9. Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель — лишь катализатор.( Брюс Ли)
  10. Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками. (Константин Кушнер)
  11. Если ты хочешь, чтобы твои наставления влияли действительно благотворно на твоих учеников, предостерегай их от бесполезных знаний и ложных правил, потому что отделываться от бесполезного столь же трудно, как и менять неправильно взятое направление (В. Гёте)
  12. Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столько же верно и в воспитании. (Жан Поль)
  13. Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание. (А. Сент-Экзюпери)

Приложение 3.

Педагогические ситуации к обсуждению.

Ситуация 1. Учитель приступил к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина. Вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Учитель, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрел на учащегося, который засмеялся, он, смотря ему прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как учителю реагировать на происходящее?

Ситуация 2. Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» Как должен реагировать учитель?

Ситуация 3. Ученик, увидев учителя, входящего в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». Что должен ответить учитель?

Ситуация 4. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к однокласснику другой национальности, говорит: «Я не хочу учиться вместе с ним». Как должен отреагировать учитель?

Ситуация 5. Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время буду участвовать в туристическом слете». Что должен ответить учитель?

Ситуация 6. Ученики на уроке истории пишут конспект, все дети работают в тетради, а один ученик фиксирует все в ноутбуке, который всегда носит с собой в школу. Учитель делает ему замечание: «Иванов, ты почему ничего не пишешь?»

«Я все записываю в ноутбук, мне так удобнее, а тетради у меня нет », — говорит ученик и продолжает.

Как должен поступить учитель?

Ситуация 7. Идет урок, у одной из учениц звонит мобильный телефон, она начинает разговаривать шепотом. Учитель просит ее прекратить. Девушка говорит, что это важный звонок и продолжает разговор. Как должен вести себя учитель в этой ситуации?

Ситуация 8. Учащийся 11 класса начал полностью игнорировать учителя. Как только прозвенит звонок на урок, он достает мобильный телефон, садится так, как ему удобно и занимается весь урок своими делами. И на все замечания учителя говорит только одно: «Я же вам не мешаю». Как должен поступить учитель?

Ситуация 9.Ученик отказывается работать на уроке английского языка, говорит учителю: «Мне не нужны ваши уроки. Меня не устраивает то, как Вы объясняете материал. Я хожу  на курсы English First к другому преподавателю». Как вести себя учителю в сложившейся ситуации?

Ситуация 11. В школьном коридоре на перемене девушка и юноша 11-тиклассники целуются и обнимаются, не обращая ни на кого внимания. Учительница проходит мимо. Как она должна отреагировать на происходящее?

Ситуация 12.  Старшеклассница сделала пирсинг в языке. Первое время после прокола говорить внятно она не может. Как должны поступать в этой ситуации учителя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

Тест по географии, 10 класс. Тема: "Многообразие стран современного мира. Политическая карта мира".

Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира....

Современный урок в современном мире в условиях ФГОС

Статья о формах, технологиях и методах проведения современного урока...

Современный урок в современном мире в условиях ФГОС

Формы, методы и технологии проведения современного урока...

Материалы к уроку по теме: "Наука и образование в современном мире и в мире спорта"

Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира. Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой д...

Психологическое просвещение для родителей "Современные подростки в современном мире"

Статья для публикации в районной газете "Приволжская новь"...