Северная роспись по дереву
рабочая программа по теме
Образовательная программа «Северная роспись по дереву» предназначена для детей младшего школьного возраста (7-8 лет) и рассчитана на 1 года.
Данная программа «Северная роспись по дереву» разработана на основе типовых программ, но не дублирует их.
Основные отличия образовательной программы «Северная роспись по дереву» от аналогичных программ:
- в структуре и сроках реализации программы,
- в содержании и формах реализации программы,
- в наличии системы отслеживания результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severnye_rospisi_1_god_obucheniya.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей Контакт»
Образовательная программа
«Северная роспись по дереву»
(Срок реализации 1 год. Возраст 7-8 лет)
Разработчик: Зуева Анна Владимировна
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Архангельск 2009
Пояснительная записка
Народное творчество – одна из наиболее ярких страниц в культуре Русского Севера. Декоративно-прикладное искусство способствует формированию и развитию художественного вкуса, творческой активности, пробуждает национальное сознание. Значение традиций в народном искусстве, их роль в становлении художественных и технологических приемов в передаче мастерства от поколения к поколению трудно переоценить.
Все дальше от нас то время, когда возникали и процветали крестьянские народные ремесла, все меньше становится истинно народных памятников старины. Чудесные расписные прялки, братины, туеса, ендовы. Правда, в удаленных местах Русского Севера прялки еще служат для прядения шерсти, украшенные традиционным северным орнаментом.
Занятия росписью по дереву открывают для многих детей новые пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.
Творческий характер ручной работы – изучение и освоение традиций и импровизация на этой основе. Возможности импровизации и варьирования в народном искусстве позволяют придать неповторимость каждой работе.
Развивая умение претворять в жизнь результаты своего труда, дети проявляют свою независимость и свободу самовыражения, которая с возрастом развивается все больше.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- целью современного образования, которая заключается в развитии и воспитании личности ребенка;
- особенностью современной ситуации. Обращение к народным промыслам (северные росписи по дереву) способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка;
- необходимостью приобщения детей к истокам русской культуры и духовным традициям родного края.
Цель программы: способствовать формированию основ эстетической культуры в процессе приобщения младшего школьника к декоративно-прикладному искусству (роспись по дереву).
Задачи программы:
- Образовательные:
- получить знания по истории возникновения и развития искусства художественной росписи по дереву,
- научить техническим приемам, изучить особенности орнамента, цветового сочетания, композиционного построения различных видов росписи,
- работать, изучая наследие старых и современных мастеров росписи по дереву,
- применять полученные знания, умения и навыки на практике.
- Развивающие:
- развить эстетический вкус, чувство прекрасного,
- развить творческий подход к работе.
- Воспитательные:
- формировать нравственно-эстетическую отзывчивость при совместной деятельности,
- установление доброжелательных межличностных отношений, взаимопомощи среди обучающихся,
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, бережливость.
Основные отличия образовательной программы «Северная роспись по дереву» от аналогичных программ:
- в структуре и сроках реализации программы,
- в содержании и формах реализации программы,
- в наличии системы отслеживания результатов.
Образовательная программа «Северная роспись по дереву» предназначена для детей младшего школьного возраста (7-8 лет) и рассчитана на 1 года.
Данная программа «Северная роспись по дереву» разработана на основе типовых программ, но не дублирует их.
Основные отличия образовательной программы «Северная роспись по дереву» от аналогичных программ:
- в структуре и сроках реализации программы,
- в содержании и формах реализации программы,
- в наличии системы отслеживания результатов.
Учебно-тематический план
2 часа в неделю, 68 часов в год
№ | Разделы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | История возникновения мезенской росписи | 2 | 1 | 1 |
3 | Элементы росписи, отработка приемов росписи | 6 | 1 | 5 |
4 | Семантика орнамента | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Изучение изделий старины | 2 | 1 | 1 |
6 | Составление простой композиции | 4 | 0,5 | 3,5 |
7 | Роспись простой композиции | 8 | 1 | 7 |
8 | Сюжеты в мезенской росписи | 6 | 1 | 5 |
9 | Составление композиции с сюжетом | 6 | 1 | 5 |
10 | Роспись композиции с сюжетом | 8 | 1 | 7 |
11 | Композиционное построение с орнаментом | 8 | 1 | 7 |
12 | Самостоятельная итоговая работа на деревянном изделии | 12 | 2 | 10 |
13 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Итого | 68 | 12 | 56 |
Содержание изучаемого курса первого года обучения.
- Водное занятие.
Вызвать интерес ребенка к занятиям по данной программе.
Теория: общее знакомство с программой, правилами организации рабочего места, материалами и инструментами, охраной труда
Практика: проверить первоначальные способности детей.
- История возникновения мезенской росписи.
Дать необходимые знания о мезенской росписи.
Теория: беседа о мезенской росписи, укладе жизни поморской семьи.
Практика: постановка руки, технология выполнения простейших элементов росписи.
- Элементы росписи, обработка приемов росписи.
Дать необходимые знания и практические умения способов изображения основных элементов мезенской росписи.
Теория: технология выполнения основных элементов.
Практика: правильная постановка руки, технология выполнения элементов росписи (конь, олень, птицы, деревья).
- Семантика орнамента.
Дать необходимые знания и практические умения способов изображения характерных особенностей орнамента в мезенской росписи.
Теория: значения элементов росписи.
Практика: технология выполнения элементов росписи (знаки неба, земли, дождя, солярные знаки).
- Изучение изделий старины.
Познакомить с работами мастеров прошлого.
Теория: рассказать о назначении, строении, традициях, связанных с прялкой.
Практика: зарисовка орнамента с прялок.
- Составление простой композиции.
Дать необходимые знания и практические умения по построению простой композиции в мезенской росписи.
Теория: правила построения простой композиции.
Практика: технология выполнения простого композиционного построения с использованием орнамента и элементов росписи.
- Роспись простой композиции.
Отработка практических умений при росписи в цвете.
Теория: технология росписи простой композиции.
Практика: отработка практических умений на основе простой композиции.
- Сюжеты в мезенской росписи.
Дать необходимые знания и практические умения способов изображения сюжетов в мезенской росписи.
Теория: традиционные сюжеты в мезенской росписи.
Практика: технология выполнения сюжетов на темы: «Катание», «Кораблик», «Север», «Охота».
- Составление композиции с сюжетом.
Дать необходимые знания и практические умения по составлению композиции в мезенской росписи с использованием сюжетов.
Теория: алгоритм составления композиции с сюжетом.
Практика: технология выполнения композиционного построения с использованием сюжетов «Катание», «Кораблик», « Север», « Охота».
- Роспись композиции с сюжетом.
Отработка практических умений при росписи в цвете.
Теория: технология росписи композиции с сюжетом.
Практика: отработка практических умений на основе росписи композиции с сюжетом.
- Композиционное построение с орнаментом.
Дать необходимые знания и практические умения по составлению композиции с орнаментом.
Теория: алгоритм построения композиции с орнаментом.
Практика: технология выполнения композиционного построения с использованием орнамента.
- Самостоятельная итоговая работа на деревянном изделии.
Проверить полученные знания и практические навыки.
Теория: повторение полученных знаний.
Практика: самостоятельная работа, отработка полученных знаний на практике.
- Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за учебный год.
Практика: анализ самостоятельных работ, подведение итогов.
Прогнозируемые результаты на конец первого года обучения обучающийся
знает:
- историю и особенности мезенской росписи;
- цветовую гамму характерную для данной росписи;
- значение символов;
- материалы и инструменты, применяемые в росписи;
- технологию выполнения росписи;
- технику безопасности: до начала работы, во время работы, после окончания работы;
- как организовать рабочее место;
- как пользоваться наглядными материалами.
умеет:
- организовать рабочее место;
- правильно использовать цветовую гамму;
- пользоваться материалами и инструментами;
- использовать полученные знания на практике.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы методические пособия и наглядный материал:
- специальная литература;
- технологические карты;
- иллюстрации, фотографии;
- трафареты;
- дидактический и наглядный материал;
- предметы старины (прялки, веретено, туеса);
- карта Архангельской области.
Материально – техническое обеспечение:
Кабинет оборудован в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и рабочими местами для детей.
Технологическое оснащение кабинета:
- краски: темпера, гуашь
- подставки для карандашей, кистей
- баночки для воды
- кисти: белка, колонок №1,2,3
- карандаши
- линейки
- ластики
- циркули
- альбомные листы
- изделия из дерева, фанеры
- лак
Диагностика обучающихся по программе «Северные росписи»
- Входная диагностика
№ | Вопрос | баллы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Кто такой народный мастер? | |||||
2 | Что такое народное искусство? | |||||
3 | С какими инструментами и материалами работает художник росписи по дереву? | |||||
4 | Какие виды росписи ты знаешь? | |||||
5 | Что такое декоративно прикладное искусство? |
Баллы:
1 - нет ответа.
2 - ответ неверный.
3 - неполный, путаный ответ.
4 - неполный ответ.
5 - полный ответ.
Результат входной диагностики:
Низкий уровень – 5-10 баллов;
Средний уровень – 11-18 баллов;
Высокий уровень – 18-25 баллов.
- Промежуточная диагностика
№ | Вопрос | баллы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Кто такой народный мастер? | |||||
2 | Что такое народное искусство? | |||||
3 | С какими инструментами и материалами работает художник росписи по дереву? | |||||
4 | Какие виды росписи ты знаешь? | |||||
5 | Что такое декоративно прикладное искусство? | |||||
6 | Характерные особенности мезенской росписи? | |||||
7 | Что такое прялка и ее назначение? | |||||
8 | Перечисли основные элементы мезенской росписи? |
Баллы:
1 - нет ответа.
2 - ответ неверный.
3 - неполный, путаный ответ.
4 - неполный ответ.
5 - полный ответ.
Результат промежуточной диагностики:
Низкий уровень – 8-16 баллов;
Средний уровень – 17-28 баллов;
Высокий уровень – 28-40 баллов.
- Итоговая диагностика
№ | Вопрос | баллы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Какие виды росписи ты знаешь? | |||||
2 | Характерные особенности мезенской росписи? | |||||
3 | Что такое прялка и ее назначение? | |||||
4 | Перечисли основные элементы мезенской росписи? | |||||
5 | Что такое композиция? | |||||
6 | Традиционные сюжеты в мезенской росписи? | |||||
7 | Какова семантика мезенского орнамента? | |||||
8 | Где зародилась мезенская роспись? Перечисли мастеров мезенской росписи? |
Баллы:
1 - нет ответа.
2 - ответ неверный.
3 - неполный, путаный ответ.
4 - неполный ответ.
5 - полный ответ.
Результат итоговой диагностики:
Низкий уровень – 8-16 баллов;
Средний уровень – 17-28 баллов;
Высокий уровень – 28-40 баллов.
Список литературы
- Алферов Л.Г. «Технологии росписи». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000.
- Изместьева Л.А. «Мезенская роспись». Архангельск, 1992.
- Клиентов А.Е. «Народные промыслы». «Белый город», Москва, 2003.
- Пандина Л.В. «Ракульская роспись». Архангельск, 1995.
- Тимофеева Л.Ф. «Народные росписи Русского Севера» программа творческой мастерской росписи по дереву. Архангельск, 1998.
- Тимофеева Л.Ф. «Уфтюжская роспись». Архангельск, 2000.
- «Внешкольник», № 9, 2003. «Министерство образования, науки и образования РФ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа художественная роспись по дереву
Содержание программы по обучению учащихся росписи по дереву направленно на воспитание художественной культуры лицеистов, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, КЕРАМИКЕ, СТЕКЛУ, ТКАНИ» (для учащихся 11-16 лет) УЧИТЕЛЯ ИЗО МБОУ СОШ № 96 г КРАСНОДАРА Зубановой Светланы Викторовны.
Программа факультативного курса по декоративно-прикладному искусству «Роспись по дереву, керамике, стеклу, ткани» разработана на основе Государственного образовательного стандарта, составлена в соотве...
Художественная отделка изделий из древесины. Роспись по дереву.
Урок технологии 5 класс "Художественная отделка изделий из древесины. Роспись по дереву"...
Пособие для занятий кружка "Роспись по дереву"
В пособии представлены методические рекомендации по проведению занятий по рсписи по дереву, приложения по видам росписи и обработке готовых изделий, презентации по выполнению городецкой, мезенской и п...
Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись ". Сувенир. Роспись по дереву.
Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись "Сувенир. Роспись по дереву....
Занятие-путешествие "Роспись по дереву. Урало - сибирская роспись"
Занятие-путешествие "Роспись по дереву. Урало - сибирская роспись"...